Работа по выявлению информации — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Работа по выявлению информации

2020-01-13 135
Работа по выявлению информации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Ответь на вопросы:

Лиственница – хвойное или лиственное дерево?

Какие деревья являются ближайшими родственниками лиственницы?

У лиственницы хвоинки или листики?

Какого цвета кора у молодых деревьев лиственницы?

В зимний период времени какая уникальная особенность у лиственницы?

Какие листочки у лиственницы на ощупь?

Сделай вывод: Лиственница – это…

2. Найди в тексте ответ на вопрос: какие деревья относятся к лиственным?

3. Подумай. Найди в тексте предложение, соответствующее иллюстрации, данной ниже. Отметь словосочетание или выражение, которое помогло тебе правильно выбрать предложение.

 

4. Подумай. Выбери из предложенных заголовков заголовок, наиболее полно отражающий содержание текста: «Лес и лиственница», «Деревья», «Хвойные деревья», «Лиственница», «Уникальная лиственница». Обоснуй свой выбор.

5. Найди ключевые слова и словосочетания в тексте.

(Ответ*: Смешанный лес состоит из хвойных и лиственныхдеревьев. Красавицы сосны, скромные ели, стройный кипарис и могучий кедр – это хвойные деревья. Застенчивая берёза, печальная ива, нежный абрикос, кудрявый клён и угрюмый тополь – л иственные. Но есть среди растений и удивительное дерево – лиственница.

Лиственница – самое распространенное дерево в России. Лиственница относится к хвойным породам деревьев. Её ближайшие родственники – ель и сосна.Ствол молодых деревьев имеет светлую кору, а ствол старых деревьев имеет серо-бурый цвет коры и раскидистую крону. У лиственницы две уникальные особенности. Первая – лиственница сбрасывает на зиму свои иголки, которые перед этим желтеют как обычная листва. А весной лиственница снова покрывается молодой ярко-зелёной хвоей. Вторая особенность – иголки у лиственницы не колючие, а мягкие, приятные на ощупь).

* Ключевые слова и словосочетания подчеркнуты в тексте. Особенность выделения ключевых слов заключается в том, что при их прочтении отражается самая важная информация, заключенная в конкретном тексте. 

6. Раздели текст на части. Подбери к частям заглавия. Составь план текста.

7. Выбери предложение, соответствующее основной мысли текста.

(Ответ: У лиственницы две уникальные особенности.)

8. Подумай, какие вопросы можно задать по тексту.

Работа со схемой

1. Заполни схему, пользуясь текстом:

 

Смешанный лес
 

 
 


2. Подумай, какой еще информацией из текста можно расширить схему?

 

Методы и приемы работы с научно-учебным текстом

Разнообразие растений

Наука о растениях называется ботаникой. Это один из разделов биологии.

Учёные-ботаники делят царство растений на несколько групп. Познакомимся с группами растений и назовем их представителей.

Водоросли – жители воды. Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только в микроскоп. Другие имеют вид тонких шелковистых нитей зелёного цвета. Третьи похожи на длинные бурые ленты.

Мхи растут во влажных местах. Они имеют стебли и листья, но у них не бывает корней, цветов и плодов с семенами.

Папоротники легко узнать по красивым листьям, похожим на большие перья. Кроме листьев, у папоротников есть корни и стебли. Цветов, плодов и семян у них не бывает.

Хвойные растения – это сосна, ель, кедр и др. Хвоинки – это их листья! У хвойных не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых и созревают семена.

Цветковые растения – такие растения, у которых есть цветки и плоды. Они имеют и все другие части: корни, стебли, листья. Эти растения наиболее разнообразны.

Работа со словами-терминами

1. Подумай. Найди в тексте термины, которые требуют объяснения. С какими терминами ты уже знаком?

(Ответ: ботаника, биология, водоросли, микроскоп, мхи, цветы, семена, плоды, папоротки, хвойные растения, хвоинки, шишки, цветковые растения, корни, стебли, листья)

2. Объясни. «Ботаника», как наука, какие исследования проводит? Как ты догадался? Какое предложение помогло определить особенности науки ботаники?

(Ответ: значение науки «ботаники» обозначено в самом тексте в предложении: «Наука о растениях называется ботаникой»*.)

* В данном случае объяснение термина проведено через понимание контекста предложения.

3. Объясни лексическое значение термина «водоросли» через словообразовательный разбор слова. Выдели морфемы слова. Определи способ словообразования. Обозначь лексическое значение каждого слова, при помощи которого было образовано слово «водоросли».

(Ответ: «водоросли» – корень [ вод ] + соединительная гласная [ о ] + корень [ рос ] + суффикс [ л ] + окончание [ и ]. Способ словообразования: соединение основ + суффиксальный. Слово «водоросли» произошло от слияния двух слов: «вода» и «росли» (рост). Таким образом, получается, что «водоросли» – это растения, выросшие в воде*.)

* В данном случае объяснение термина проведено через морфемный и словообразовательный разбор слова.

4. Подумай. Определи лексическое значение слова «шишка», пользуясь справочной литературой. Подумай, какими справочными изданиями можно пользоваться при этом?

(Ответ: можно пользоваться следующими словарями: «Словарь русского языка», «Википедия», «Толковый словарь русского языка», «Словарь ботанических терминов», «Анатомия и морфология высших растений. Словарь терминов»*.)

5. Составь кластер *. Объясни значение термина «хвойные растения» через составление кластера. Найди абзац, в котором содержится информация о хвойных растениях. Выдели одно ключевое словосочетание, выражающее тему абзаца. Найди в абзаце основные слова, связанные с ключевым словосочетанием, которые раскрывают его смысл. Составь кластер из выделенных слов, раскрывающих смысл ключевого словосочетания.

(Ответ: кластер термина «хвойные растения»)

* Кластер – графический приём систематизации материала с выделением смысловых единиц текста. В блоках располагается краткая информация, стрелками обозначаются причинно-следственные связи.
Кластер может быть в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.