Последовательность работы учителя и учеников с текстами научного стиля — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Последовательность работы учителя и учеников с текстами научного стиля

2020-01-13 143
Последовательность работы учителя и учеников с текстами научного стиля 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Учитель:

1) читает текста (к концу обучения в начальной школе дети читают текст самостоятельно);

2) выявляет, как воспринят текст учениками;

3) ставит перед учениками проблему, связанную с авторским отношением к изображаемому;

4) предлагает план действий для разрешения проблемы (к концу обучения в начальной школе дети это делают самостоятельно);

5) руководит аналитической деятельностью детей;

6) подводит итоги работы.

Ученики:

1) слушают (или читают самостоятельно) текста;

2) отвечают на вопросы учителя после прослушивания (чтения) текста;

3) осмысляют поставленную перед ними проблему и план действий по ее разрешению (позднее самостоятельно вырабатывают план действий);

4) самостоятельно перечитывают текст и выделяют его части;

5) определяют основное событие в каждой части, выделяют ключевые слова, определяют точки зрения на событие автора и персонажей; микротему и главную мысль в каждой части текста;

6) озаглавливают каждую часть и объясняют свой выбор;

7) устанавливают причинно-следственные связи;

8) выделяют в каждой части языковые средства;

9) находят языковые средства связи между частями текста;

10) формулируют основную мысль текста;

12) выясняют, что в тексте можно пересказать, а что нельзя и почему;

13) сжато пересказывают текст;

14) сравнивают авторский вариант текста с его сжатым изложением;

15) выборочно пересказывают текст по заданию учителя (возможен творческий пересказ).

Литературно-творческая деятельность протекает в определенной последовательности, которую дети постепенно усваивают и запоминают. На первых этапах освоения этой деятельности они пользуются памятками.

Памятка ученику

1. Выбери тему для своего рассказа.

2. Определи, какую мысль ты будешь доказывать.

3. Выбери художественную форму для своего рассказа;

4. Подбери научный материал по выбранной теме (сходи в библиотеку, подбери книги по теме, прочитай статьи в энциклопедии).

5. Выбери из найденного материала самое главное и интересное, расположи материал в логической последовательности.

6. Придумай, как научный материал перевести в художественную форму: в какой ситуации могут понадобиться эти научные сведения, как и с кем могло случиться событие, в котором герои могли бы получить эти сведения, для чего они им понадобились и т.д.

7. Составь план своего рассказа.

8. Определи главную мысль каждой части, соотнеси ее с основной мыслью рассказа.

9. Запиши свой рассказ на черновик.

10. Прочитай то, что у тебя получилось, и внеси при необходимости поправки.

11. Перепиши рассказ набело.

Работа с научно-познавательной литературой:

 методические рекомендации

Целью знакомства учащихся с научно-познавательной литературой является усвоение связей и основных признаков понятия, факта, явления (исторического, природоведческого содержания), усвоение элементов этого понятия, обобщенных выводов, составление своего умозаключения по поводу основной мысли данного материала.

При первичном чтении научно-познавательных статей необходимо вызвать у детей целостное восприятие и понимание содержания прочитанного (о чем этот текст? о чем в нем говорится?), хотя многие детали текста дети сразу понять не смогут. В ходе этой работы определяется тема текста и его общее содержание.

После вторичного чтения организуется серьезная работа над содержанием текста и осмыслением прочитанного. На этом этапе учащиеся 2 класса с помощью вопросов учителя и выборочного чтения могут установить последовательность развития событий в тексте, причинные и временные связи. Ученики 34 классов, вооружившись карандашами, могут самостоятельно выделить в тексте главное – важные (опорные) слова, словосочетания, предложения, с помощью которых будет легче проследить последовательность развития событий, действий, уяснить суть явления или факта, представленного в тексте.

Чтобы разнообразить работу учащихся на уроке, а также добиться более полного усвоения прочитанного, на этом этапе может быть организована групповая работа учащихся. При работе с объемными или сложными для восприятия учащихся начальных классов текстами может быть организована групповая работа «по конвейеру»: учитель заранее делит текст на части (или использует части, определенные автором в тексте), и каждая группа получает задание, связанное с пониманием данной части текста. После окончания работы каждая группа учащихся знакомит класс со своим заданием, организуется обсуждение прочитанного, а учитель обобщает ответы детей.

Особое место в работе с научно-познавательными текстами на уроках внеклассного чтения отводится чтению заметок, очерков, статей, рассказов, размещенных на страницах детской периодической печати – газетах и журналах, предназначенных для чтения учащихся начальных классов.

Приемы обучения, способствующие усвоению детьми содержания научно-познавательных текстов:

– рассказ учителя или заранее подготовленных учащихся;

– беседа с целью актуализации знаний учащихся;

– комментированное чтение заметок, очерков, статей, рассказов;

– вопросы учителя и выборочное чтение учащихся;

– коллективное разъяснение отдельных моментов (фрагментов) в заметке, очерке, статье, рассказе;

– выделение и разъяснение главных (опорных) слов в тексте статьи, заметки, рассказа;

– деление текста на части (под руководством учителя; в паре, группе; с использованием памяток; самостоятельная работа учащихся);

– подготовка графического или словесного плана статьи, рассказа;

– комментированная демонстрация иллюстраций к тексту;

– подготовка собственных иллюстраций к тексту;

– подготовка вопросов для других учащихся (групп);

– разгадывание загадок, кроссвордов, викторин, ребусов, шарад по теме урока;

– самостоятельная (индивидуальная или групповая) подготовка загадок, кроссвордов, викторин, ребусов, шарад по теме урока;

– подбор иллюстраций (фотоиллюстраций) по теме;

– изготовление альбомов иллюстраций (фотоиллюстраций);

– выборочный пересказ отрывка текста;

– подробный пересказ текста или его части;

– краткий пересказ текста по плану (под руководством учителя);

– подбор дополнительного материала к уроку и др.

Для учащихся 1 класса на таких уроках рекомендуется предлагать задания, касающиеся подбора дополнительного материала к уроку:

– найти и разучить стихотворение;

– подготовить пересказ близко к тексту небольшого по объему материала;

– выполнить задание, размещенное в журнале: найти общее и отличие в двух рисунках, придумать рассказ по серии картинок, выполнить свой рисунок к тексту и др.;

– подготовить рисунки к теме урока;

– составить небольшой рассказ о…, по теме «…» и др.

Словарная работа

Обязательным этапом каждого урока должна стать словарная работа, так как статьи, очерки, научно-познавательные рассказы, размещенные в научно-познавательной литературе, детских газетах и журналах, могут содержать слова, не доступные пониманию младших школьников.

Для учащихся 12 классов данные слова могут быть найдены в тексте учителем и записаны на доске или на карточках. Сначала дети стараются сами объяснить значение слов, а учитель обобщает и корректирует их ответы.

Учащимся 3 класса можно предложить во время первичного чтения текста специальное задание: найдите в тексте слова, которые вам не понятны. Значение данных слов может быть объяснено в процессе фронтальной работы с классом, учитель лишь обобщает и корректирует ответы детей.

Учащимся 4 класса может быть предложено самостоятельно найти в тексте слова, сложные для понимания, а затем отыскать толкование этих слов в специальных словарях. Не следует забывать о том, что в процессе словарной работы должна быть организована познавательная деятельность учащихся – все, что ребята могут прочитать и объяснить сами, они должны сделать самостоятельно (при умелом руководстве учителя).

Неоценимым помощником ребенку могут стать специальные памятки.

Памятка «Как составить план текста»

1. Прочитай текст, обращая внимание на то, как он построен.

2. Раздели текст на части.

3. Выбери (подчеркни) в каждой части главное.

4. Подбери заголовок к каждой части. Запиши его.

5. Проверь себя по книге.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.