Стилистические языковые особенности — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Стилистические языковые особенности

2020-01-13 147
Стилистические языковые особенности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сочетание точности, отвлеченности, обобщенности с учебной дидактической направленностью. Адаптированная научная информация с возрастом и уровнем подготовленности читателей. Содержание текста имеет инструктивный компонент и включает формулировки правил и определений. Применение слов с дидактической семантикой: «запомните», «изученное», «пройденное». Подчеркнутая диалогичность, выражающаяся в использовании местоимений, глагольных форм, вопросительных предложений и диалоговых единствах. Функционально-смысловой тип речи – текст-рассуждение Наличие противоположных жанрово-стилевых особенностей:  ü логичность и эмоциональность; ü объективность и субъективность; ü абстрактность и конкретность, иллюстративность, наглядность. Близость к общелитературному стилю. Подробность изложения научных данных, своеобразное «разжевывание» сведений. Раскрытие общих положений на конкретных примерах. Стремление избегать широкого использования терминов или конкретное разъяснение их значения. «Не загромождение» научными фактами – использование различных параллелей и «вставок» не научного содержания. Использование разнообразных приемов (в том числе речевых), активизирующих внимание читателя. Стремление к оригинальности, нешаблонности выражения

 

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1. В начальной школе рассматриваются только два направления научного стиля речи: научно-учебный (учебно-научный) и научно-популярный, собственно научный подстиль не изучается в начальных классах.

2. Учебно-научный подстиль используется в как в устной речи педагога, так и при написании учебников. Автор речи обычно не является «автором» тех закономерностей, понятий, идей, которые излагает, однако он несет ответственность за усвоение содержания текста, научной информации младшими школьниками. Поэтому кроме логичности, точности, отвлеченности и обобщенности учебно-научная речь обладает учебной и дидактической направленностью. Специфика научно-учебного текста обусловлена его коммуникативной задачей: автор стремится передать адресату научную информацию и обеспечить ее усвоение. А для этого необходимо адаптировать информацию в соответствии с возрастом учащихся, уровнем обученности. К основным признакам научно-учебной речи относятся: 

– понятийное содержание дополняющееся уровнем представлений – образов действительности, имеющих чувственно-предметный, конкретный характер, при котором факт как разновидность знания становится не менее значимым компонентом содержания речи, чем понятие или закономерность. В тексте данный признак проявляется в большом количестве структурно-смысловых компонентов, представляющих пример и его пояснение;

– тексты включают формулировки различных правил и определений, обладающих объяснительной силой. Данные структурно-смысловые компоненты организуют деятельность, которую ученик осуществляет на основе полученных из текста знаний. Дидактическая направленность, инструктивность содержания обусловливают наличие в научно-учебном тексте не только определенных структурно-смысловых компонентов, но и определенной лексики, слов с дидактической семантикой, например: изученное, пройденное;

– подчеркнутая диалогичность, которая может выражаться с помощью различных средств: местоимений, глагольных форм, вопросительных предложений, диалогических единств и т.д.

3. Научно-популярный подстиль обслуживает процесс популяризации и распространения научной информации. Его задача – ознакомление адресата с определенной областью знаний и формирование первоначального познавательного интереса к явлениям этой области. Специфический признак такой речи – популярность, общедоступность изложения. Научно-популярный текст обращен к так называемой широкой аудитории. Предмет речи в таком тексте представляет собой наиболее общие понятия, наиболее общие закономерности той или иной науки, настолько общие, что они представляют интерес не только для специалистов. В научно-популярных текстах всегда много примеров, фактов, которые являются интересными, проблемными, одновременно ярко подтверждают те или иные теоретические положения. Основными особенностями научно-популярной речи являются:

– строгая логика изложения;

– общедоступный характер изложения и легкость восприятия, что достигается использованием в монологе приемов диалогической речи, минимальным употреблением цифр и специальных терминов, анализом частных явлений без общего обзора, использованием сравнения с привычными явлениями и др.;

– использование эмоционально-экспрессивных средств речи.

Авторы научно-популярных и научно-учебных текстов активизируют читателя, вовлекают его в разговор, останавливают его внимание на важных фактах, действиях, явлениях, поэтому задают читателю вопросы и тем самым заставляют его думать, размышлять, анализировать, находить собственное решение, что способствует формированию функционально грамотной языковой личности младшего школьника.

Научно-познавательные и научно-учебные тексты занимают большое место в кругу чтения младших школьников. Они удовлетворяют познавательный интерес ученика к разным областям знания, дает ребенку возможность познакомиться с разнообразной информацией об окружающем мире. Научно-популярные и научно-учебные тексты расширяют кругозор младшего школьника, раскрывают перед ним разные области научных знаний. Они обладают не только интеллектуально-познавательной, но и эстетической ценностью; призваны сочетать общественный интерес с научной достоверностью в раскрытии проблем, обратное повествование с документальной точностью жизненного материала. Данные тексты развивают логическое мышление младших школьников, помогают ему осознать связи между предметами и событиями. Подобные издания содержат в себе не только теоретические сведения, но и описания всевозможных опытов и экспериментов, стимулируя тем самым активное познание действительности. Указанные тексты научного стиля не обращены к чувствам ребёнка, они выполняют педагогическую функцию, а именно, воспитывают образ мысли, учат читателя ставить перед собой определённые задачи и решать их. Следует также отметить, что значимость изучения научно-популярных текстов в начальных классах возрастает по следующим причинам:

– во ФГОС НОО при обозначении предметных результатов освоения основной образовательной программы по литературному чтению отмечено овладение приёмами интерпретации и анализа художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации [8];

– в современных программах по литературному чтению одной из предметных задач является обучение умению различать художественный и познавательный тексты, адекватно читать литературное произведение в соответствии с его особенностями, а также освоение приемов изучающего чтения литературы познавательного характера;

– одной из основных задач современной начальной школы является развитие у школьников умения работать с информацией, заложенной в текстах разных стилей и жанров;

– научно-учебными текстами представлены отдельные разделы и темы учебников начальной школы;

– разработчики итоговых комплексных и предметных контрольных работ предлагают выполнить задания по научно-популярному тексту.

Научно-познавательные и научно-учебные тексты для младших школьников – это мостик, который объединяет житейские понятия ребенка-дошкольника со многими научными понятиями, которыми ему приходится овладевать в школе. При этом, однако, необходимо постоянно иметь в виду, что основная задача всех уроков чтения в начальной школе, связанных с работой научно-познавательными и научно-учебными текстами, не сообщение учащимся тех или иных природоведческих или технических знаний, а развитие у них познавательного интереса вообще и умения удовлетворять этот интерес путем чтения.

Следует отметить последовательность изучения текстов научного стиля в начальной школе. На первом-втором этапах обучения (1–3 классы) учащимся предлагаются тексты, в сюжетной основе которых лежит только один научный факт. Например, в рассказе Н. Сладкова «Песенки подо льдом» содержится загадка: «кто-то поет прямо у меня под ногами». О том, как автор разгадал эту загадку, узнал, кто же этот певун, и сообщается в рассказе. При этом уже в 3 классе художественная форма произведений должна усложняться: в них могут присутствовать диалоги, повествование может напоминать сказку или вестись от 1-го лица.

На третьем этапе (4 класс) можно обращаться к изучению цикла рассказов, объединенных одним героем (например, цикл рассказов Г. Т. Черненко «Для всенародной пользы» об Андрее Константиновиче Нартове) или о нескольких научных фактах.

Как отмечает О. В. Слонь, в современной методической литературе немало работ [29], посвящённых исследованию детской познавательной литературы и её изучению в начальной школе. Известный методист М. П. Воюшина в качестве примеров называет способы работы с познавательной книгой: выделение известной и новой информации, постановка познавательных вопросов к тексту, определение темы и основной мысли текста, составление плана текста, сопоставительный анализ разных видов текстов, литературные игры [23]. Продемонстрируем, как можно реализовать некоторые из них на уроке литературного чтения. О. В. Слонь рекомендует проведение следующей работы с текстами научного стиля [29]:  

1. Выделение известной и новой информации. Изучая любой познавательный текст, можно выделить два вида информации: новая и известная. Перед чтением текста нужно выявить, что дети уже знают об описанном явлении или объекте. Выявление информации проходит более эффективно, если сопровождается различными пометками в тексте. Сначала обсуждаем с учениками, зачем нужны карандашные пометки в тексте, что именно нужно выделить, как это лучше сделать (подчеркнуть, отметить галочкой или другим знаком на полях и т.д.). Чтению с карандашом младших школьников нужно учить, так как это умение необходимо при обработке любой информации.

Можно сравнить текст с пометками и без них, сопоставить, по какому варианту текста легче запомнить и воспроизвести информацию. Для наглядной демонстрации детям двух видов информации можно составить таблицу с соответствующими графами: что я об этом знаю; что нового я узнал. При чтении нескольких произведений на одну тему материал из второй графы постепенно перемещается в первую, и дети убеждаются, как растет их кругозор. Закончить урок можно новыми вопросами: о чем еще хотелось бы узнать, как и где искать ответы на возникшие вопросы?

2. Постановка познавательных вопросов к тексту. Задать вопрос часто бывает сложнее, чем ответить на него; чтобы сформулировать вопрос, нужно выделить познавательный материал в тексте, понять смысл этой информации и найти точную формулировку вопроса.

Обучение детей постановке вопросов к тексту лучше всего начать с сопоставительного анализа вопросов разных типов ответов на каждый вопрос. Вопросы надо выписать на доску, чтобы они были перед глазами ребенка. Так, например, предложим детям прочитать вопросы к рассказу М. Пришвина «Ёж»:

1. Как охотник встретился с ежом?

2. Как вёл себя ёж в лесу, а как – дома у охотника?

3. С какой целью человек устраивал ежу «луну», «ручеёк», «озеро»?

4. Зачем ёж строил себе гнездо?

Ответ на первый вопрос очевиден, требует только знания фактического содержания текста. Второй вопрос несколько сложнее, чтобы ответить, надо соотнести сведения, содержащиеся в тексте. При ответе на третий вопрос нужно понять причину явления, которое наблюдал автор, и объяснить ее своими словами. Чтобы найти ответ на последний вопрос, надо размышлять, использовать дополнительные сведения. Выясним, какие из вопросов позволили уточнить известные факты, а какие расширили наши знания. Дадим название этим группам вопросов: вопросы на фактическое содержание и познавательные вопросы. Обратим внимание детей на то, что познавательные вопросы обычно направлены на выяснение причин, установление связей, поэтому они часто начинаются со слов «почему», «отчего», «зачем», «для чего».

Дети тренируются в постановке познавательных вопросов на материале нового произведения. Очевидно, что одного урока для формирования столь сложного умения недостаточно. На последующих занятиях необходимо фиксировать внимание детей на форме вопросов, систематически включать задания на постановку вопросов в учебной деятельности по другим предметам.

3. Определение темы и основной мысли текста. Формировать умения определять тему и основную мысль целесообразно одновременно в процессе сопоставления произведений на одну тему, но не совпадающих по основной мысли, и произведений, раскрывающих одну мысль на разном материале. Например, сказки В. Бианки «Чей нос лучше?» и «Кто чем поёт?» написаны на разные темы, но выражают общую основную мысль: все в природе целесообразно, внешний вид каждого животного обусловлен условиями его жизни. Рассказы Н. Надеждиной «Весеннее расписание» и В. Бианки «Великое переселение птиц на родину» раскрывают одну тему: возвращение перелетных птиц в родные края, но основная мысль в каждом произведении своя, что подчеркнуто заголовком. В рассказе Н. Надеждиной главное – сообщить о строгой последовательности в «расписании» возвращения птиц. У В. Бианки эта мысль тоже есть, но основное – описание трудности пути, препятствий, которые должны преодолеть птицы даже ценой жизни. Писатель называет этот путь великим. Приведем вопросы для беседы:

– Вы прочитали рассказ Н. Надеждиной. О чем в нем говорится? Тема рассказа – перелет птиц. О перелетных птицах писала только Н. Надеждина? Знаете ли вы другие рассказы на эту же тему? Чем похожи рассказы Н. Надеждиной и В. Бианки? А чем они различаются? Что вы узнали о возвращении птиц на родину из рассказа Н. Надеждиной? А что из рассказа В. Бианки? Основная мысль в каждом из рассказов своя, сформулируйте ее. Сравните свою формулировку с авторским названием. Название чаще всего отражает тему или основную мысль произведения. Подумайте, что отразили названия данных рассказов?

4. Составление плана текста. Принцип деления познавательного текста на части связан не с выделением элементов сюжета или выявлением динамики эмоций, как при изучении художественного произведения, а с определением логики развития мысли. Составление плана в этом случае направлено на структурирование информации. Текст делится на логические законченные части, в каждой из которых выделяется главная мысль. План можно составлять в форме вопросов, назывных предложений, цитат.

При работе с научно-художественными произведениями целесообразно составление двух планов одного текста. В первом случае план отразит развитие событий, во втором – наличие познавательной информации. Покажем на примере сказки Н. И. Сладкова «Суд над декабрём».

План сказки Н. Сладкова «Суд над декабрём»

Развитие событий:

1. Надоел Декабрь птицам и зверям.

2. Ворон судит Декабрь за длинную ночь.

3. Филин против.

4. Ворон судит Декабрь за скуку.

5. Налим против.

6. Ворон судит Декабрь за рыхлые снега и голод.

7. Тетерев и Глухарь недовольны.

8. Что делать с Декабрём – оставлять или выгонять?

9. Месяц из года не выкинешь.

Постановили: тянись Декабрь, да не затягивайся!

Познавательная информация:

1. Декабрь – тяжелое время, но не для всех:

– зверям и птицам трудно добывать пищу ночью, но «Филину длинная ночь сытнее»;

– скучно в лесу и в реке в декабре, а «Налим к свадьбе готовится»;

– холодно в рыхлом снегу, но «Тетереву и Глухарю скрытно, тепло, мягко».

2. В природе всё закономерно.

3. Законы природы нарушать нельзя.

Как видно из приведённых примеров, работу с научно-познавательными текстами на уроке можно построить, используя различные способы работы. Все они способствуют формированию системы читательских и речевых умений младших школьников. Работа с текстами познавательной литературы развивает логическое мышление юного читателя, помогает ему осознать связи между предметами и событиями.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.