История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2020-01-13 | 96 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В апреле 2015 года специалистами кафедры начального общего образования ГАОУ ДПО «ЛОИРО» было проведено исследование [20], цель которого определялась как изучение результативности достижения планируемых результатов ФГОС НОО выпускниками начальной школы Ленинградской области, связанных с читательской грамотностью и универсальными учебными действиями (далее УУД), сопровождающими работу с текстом.
Переход начальной школы на обучение по федеральным государственным образовательным стандартам (далее ФГОС НОО) 2009 г. предполагает ориентацию российской системы образования на достижение планируемых результатов, определенных на конец обучения в 4 классе.
В соответствии с содержанием ФГОС НОО оценка достижения его требований должна осуществляться на основе системно-деятельностного подхода, что предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования [33].
Построение образовательного процесса с учетом преемственности начальной и основной школы делает необходимым достижение младшими школьниками метапредметных результатов ФГОС НОО, в числе которых ведущее место занимает овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, приобретение умений осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме. Это невозможно без освоения логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям [33].
|
Достижение этих результатов тем более необходимо, поскольку исследователи читательской грамотности школьников отмечают, что те ученики, которые начинают испытывать трудности чтения в 3–5 классах, в дальнейшем обречены на серьезные учебные проблемы. Важно также отметить, что сегодня мировое образовательное сообщество нацелено на поиск педагогических средств для того, чтобы «надежно обеспечить переход от обучения чтению к чтению для обучения» [35, с. 240–267]. Решение этой проблемы имеет не только педагогическое, но и социально-экономическое значение, поскольку по результатам международных исследований «средний уровень читательской грамотности в стране лучше предсказывает экономический рост, чем обобщенный показатель учебных достижений» [32].
Значимость проведения психолого-педагогического анализа трудно-
стей, возникающих у выпускников начальной школы в освоении метапредметных результатов, отмечена и в методических руководствах по реализации требований ФГОС НОО, где авторами подчеркивается, что причинами их возникновения, в частности, является «недостаточная готовность детей к более сложной и самостоятельной учебной деятельности, связанной с показателями их интеллектуального, личностного развития и главным образом с уровнем сформированности структурных компонентов учебной деятельности (мотивы, учебные действия, контроль, оценка)» [1, с. 6–28].
Следует подчеркнуть, что до сих пор проблема организации обучения младших подростков 10–12 лет в соответствии со спецификой их возраста и учетом идей преемственности и непрерывности образования в условиях реализации требований новых ФГОС остается нерешенной. Это и обусловило необходимость более детального изучения результативности достижения планируемых результатов ФГОС НОО выпускниками начальной школы Ленинградской области, связанных с читательской грамотностью и УУД, сопровождающими работу с текстом.
|
С учетом планируемых результатов ФГОС НОО нами было подготовлено несколько вариантов диагностической работы с текстом для проведения регионального мониторинга части метапредметных результатов выпускников начальной школы Ленинградской области для проверки освоения основной образовательной программы начального общего образования и оценки достижения планируемых результатов по двум междисциплинарным программам: «Чтение: работа с информацией» и «Программа формирования универсальных учебных действий». Диагностические материалы предварительно были апробированы в 4 классах общеобразовательных школ Санкт-Петербурга. Всего на этапе апробации работу выполнили 308 человек из пяти общеобразовательных организаций.
Основная цель работы – оценить в соответствии с ФГОС НОО способности выпускников начальной школы: работать с информацией, представленной в виде литературных и научно-познавательных текстов; решать учебные и практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений; применять универсальные учебные действия в практической деятельности.
С учетом требований ФГОС НОО диагностическая работа была направлена на выявление уровня сформированности универсальных учебных действий младшего школьника и следующих метапредметных умений: открывать новые знания в тексте; осознанно читать текст, относящийся к художественному или научно-познавательному стилю; определять тему и главную мысль текста; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; оценивать героев, их поступки и события, описанные в тексте; высказывать оценочные суждения о прочитанном тексте; работать с разными источниками информации (словарями, справочниками и т. д.); находить цитаты в тексте; четко ставить вопросы и отвечать на них; устанавливать верную последовательность событий или действий; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст [26, с. 19–22]. Все эти способности, безусловно, необходимы для дальнейшего обучения школьников в 5 классе.
Работа строилась на материале двух типов планируемых результатов, которые характеризуют требования стандарта: «выпускник научится» и «выпускник получит возможность научиться» [26, с. 14]. Согласно установкам ФГОС первый тип требований относится к содержанию обучения, подлежащему обязательному изучению и последующему контролю за его усвоением каждым учащимся. Достижение данного типа требований учитывалось при проведении индивидуальной оценки уровня подготовки выпускников за курс начальной школы. Второй тип требований относится к содержанию обучения, которое подлежит изучению, но не является объектом обязательного контроля и не подлежит персонифицированной оценке, но при этом проверяется в ходе мониторинговых исследований качества начального образования для оценки системы начального образования.
|
В соответствии с современными требованиями к составлению контрольно-измерительных материалов для итоговой аттестации выпускников начальной школы в диагностическую работу были включены задания разного уровня сложности: базового уровня (59%), повышенного уровня сложности (29%), высокого уровня сложности (12%). Задания были разнообразными по форме ответа:
– с выбором ответа;
– на установление последовательности и соответствия;
– со свободным кратким ответом;
– со свободным развернутым ответом (требуется записать полный ответ – мини-сочинение).
За счет включения данных групп заданий диагностическая работа дала возможность осуществить углубленную дифференциацию учащихся по уровню подготовки и зафиксировать достижение четвероклассниками обязательных для овладения планируемых результатов. В целом результаты перечисленных выше блоков заданий позволили охарактеризовать состояние системы начального образования через определение уровня базовой подготовки учащихся и их способности выполнять задания повышенного и высокого уровня сложности. Рассмотрим общие результаты и условия выполнения данной работы по заданиям перечисленных выше блоков.
В мониторинге приняли участие свыше 8225 учащихся 4 классов из образовательных организаций 18 районов Ленинградской области. Из них 38,2% составили выпускники городских школ и 61,8% – учащиеся сельских школ, при этом 70,6% – это представители средних общеобразовательных школ, остальные 29,4% учащихся равномерно распределены между школами других типов, где школы повышенного уровня составили 7,10%, начальные общеобразовательные – 4,8% и основные общеобразовательные – 17,5%, что соответствует естественному распределению учащихся генеральной совокупности.
|
Анализ результатов выполнения заданий базового уровня выявил следующее:
а) стабильно высокий показатель выполнения заданий базового уровня, в отдельных районах превышающий 80%, указывает на хорошую подготовленность учащихся и профессионализм педагогов начальной школы;
б) большинство учащихся успешно справились с заданиями на извлечение информации из текста, заданной в явном виде (средний процент выполнения – 93), несколько ниже результаты выполнения заданий, требующих анализа, интерпретации информации – средний процент по региону равен 70;
г) успешность выполнения заданий повышенного уровня составила 56,2%. Полученные результаты показывают необходимость дальнейшего совершенствования следующих умений:
– аргументировать свою позицию на основе анализа содержания текста – 34%;
– составлять письменный план текста – 65,5%;
– применять литературоведческие знания – 41%;
– использовать информацию для различных целей – 71%.
Сопоставление результатов выполнения итоговой работы позволило
выделить сильные и слабые стороны в подготовке выпускников начальной школы. Недостаточный уровень умения большой группы младших школьников аргументировать свою точку зрения в письменной форме свидетельствует о необходимости развития письменной речи учащихся. Следует заметить, что уровень освоения умения составлять план текста в письменной форме является той проблемной зоной, которая может быть исследована дополнительно, поскольку значительная доля четвероклассников не овладела этим умением к концу обучения в начальной школе. Эти учащиеся, возможно, будут испытывать трудности в работе с объемными текстами в учебниках 5–9 классов.
Средняя успешность выполнения заданий высокого уровня сложности составила 40,2%. При этом средние показатели выполнения заданий, связанных с умением аргументировать свою точку зрения на основе содержания текста, составили 39%, что требует дальнейшего совершенствования умений.
Несколько выше результаты по умению создавать связный, логически выстроенный текст (44%). Задания этой группы достаточно сложны для младших школьников, но эти умения необходимы всем учащимся для освоения программных требований следующей ступени обучения в основной школе. Следует отметить, что умения, положенные в основу заданий повышенного уровня, относятся к группе умений, связанных с развитием письменной речи учащихся. В развитии этих умений уже в период обучения в начальной школе мы видим резерв повышения качества образования на последующих этапах.
|
Таким образом, общие результаты выполнения работы свидетельствуют о достаточном освоении умений базового уровня, связанных с чтением и пониманием текста, но вместе с тем необходимо совершенствовать письменную речь младших школьников и связанные с ее развитием умения аргументировать свою точку зрения, самостоятельно составлять письменный план текста и собственные тексты (мини-сочинения). Высокий уровень сформированности этих умений является условием дальнейшего успешного обучения в основной, средней и высшей школе.
Вопросы и задания
1. Какое значение для совершенствования образовательной практики в начальной школе имеют результаты международных исследований по изучению уровня читательской грамотности четвероклассников?
2. Какие выводы делают специалисты, проанализировав многолетние данные выпускников начальной школы, принимавших участие в исследовании PIRLS?
3. Как связаны понятия «читательская грамотность» и «метапредметные результаты» ФГОС начального общего образования?
|
|
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!