Профессиональный педагогический долг — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Профессиональный педагогический долг

2020-01-13 622
Профессиональный педагогический долг 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Профессиональный долг — одна из важнейших кате­горий педагогической этики. В этом понятии сконцентри­ровано представление о совокупности требований и мо­ральных предписаний, предъявляемых обществом к личности учителя, к выполнению профессиональных обя­занностей: осуществлять определенные трудовые функ­ции, преимущественно интеллектуальные, правильно строить взаимоотношения с учащимися, их родителями, коллегами по работе, глубоко осознавать свое отноше­ние к избранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу, к обществу в целом.

 Содер­жание педагогического долга обусловлено социальной сущностью учебно-воспитательного процесса и всегда шире максимума требований, которые предъявляют учи­телю как специалисту разного рода инструкции, методи­ческие и административные предписания, учебные и вос­питательные программы.

В профессиональном долге учителя запрограммиро­вана необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе (поддерживаемая преимущественно путем самоконтроля), стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению пе­дагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к учащимся и их родите­лям, умение разрешать сложные коллизии школьной жизни, конфликты, которые возникают в буднях учебно-воспитательного процесса.

Чем глубже учитель осознает требования педагогического долга, тем свободнее он мо­жет осуществлять выбор действий и поступков в соот­ветствии с нравственным идеалом.

Педагогический долг в отличие от профессионального долга людей, занятых другими видами общественного труда, имеет свои особенности:

а) совокупность его тре­бований выражает интересы всех без исключения членов общества;

б) эти интересы сливаются с личными инте­ресами учителя, а социальные требования к нему стано­вятся его внутренними побуждениями, мотивами;

в) мо­тивы и стимулы выполнения требований в значительной степени сливаются;

г) в педагогическом долге находят отражение нравственные требования не только к харак­теру поведения и отношений учителя в сфере педагоги­ческого труда, но и к его личным качествам, к его про­фессии.

Профессиональный педагогический долг есть не что иное, как наполненное социальным со­держанием чувство ответственности учителя за резуль­таты деятельности, связанной с обучением и воспитани­ем подрастающих поколений.

Одно из требований педагогического долга — посто­янное пополнение своих знаний. Исследования показы­вают, что долг побуждает учителя даже при незначи­тельном объеме свободного времени упорно работать над повышением своего профессионального уровня. Выполнение поставленных задач требует высокого уровня педагоги­ческой культуры и мастерства учителя, собранности и деловитости, способности с наименьшими затратами вре­мени находить в растущем потоке информации необходи­мой для своей работы.

Педагогическая мораль осуждает честолю­бие и тщеславие. Это обусловлено в первую очередь тем, что педагогическая деятельность предполагает коллек­тивные усилия для достижения цели.

Честь и достоинство в педагогической этике — поня­тия, выражающие не только осознание учителем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств.

Чрезвычайно важно правильное понимание как индиви­дуальной педагогической чести, так и чести педагогиче­ского коллектива. К чему приводит неправильно понятая, сущность борьбы за честь педагогического коллектива и неправильно понятая сущность личной профессиональ­ной чести педагога, можно показать на многих примерах из школьной жизни. Это и сознательное завышение оце­нок учащимся, и бурная «деятельность» накануне и во время инспекторских проверок, и массовые воспитатель­ные мероприятия ради «галочки» в отчете, и многое дру­гое, что создает атмосферу круговой поруки и служит так называемой защите «чести мундира».

Честь в педагогической морали специфична еще и потому, что она выражает ту меру уважения, которой пользуется учитель не только в коллективе педагогов, но и среди учащихся, их родителей. Уважение учителем личного достоинства ученика — важнейшее условие признания его собственного достоинства в среде воспи­танников. Повинуясь своему профессиональному долгу, педагог обязан формировать у учащихся чувство чести и достоинства, что требует от него максимума уважения к ним в сочетании с высокой требовательностью и дове­рием.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.