Профессиональная этика: сущность, основные — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Профессиональная этика: сущность, основные

2020-01-13 382
Профессиональная этика: сущность, основные 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Практическое занятие 1.

Профессиональная этика: сущность, основные

Категории, генезис и классификация видов.

1. Профессиональная этика: понятие, сущность, место в системе наук о мире и человеке.

2. Из зарубежной и отечественной истории становления профессионально-этических традиций.

3. Классификация видов профессиональных этик:. деонтология (медицинская этика), этика бизнеса, управленческая этика, этика журналиста, инженерная этика, дипломатическая этика, судебная этика, педагогическая этика, биоэтика, нетикет.

4. Значимость (содержание) профессиональной этики в современном профессиональном, педагогическом и социальном взаимодействии.

Ответы:

Профессиональная этика: понятие, сущность, место в системе наук о мире и человеке.

Этика (от греч. e–thika, e–thos – нрав, обычай) – учение о нравственности (морали), о ее происхождении и развитии, ее принципах и нормах, роли этих принципов и норм в общественной и личной жизни человека. Термин «этика» введен Аристотелем (384–322 г. до н.э.) для обозначения практической философии, которая призвана дать ответ на вопрос, что следует делать, чтобы совершать правильные нравственные поступки. Важнейшими категориями этики являются «добро», «зло», «благо», «ответственность», «долг», «совесть».

Термин «этика» обозначает совокупность принципов и норм поведения, характерных для данного общества или для данной социальной группы (класса, профессии и т.д.). В этом смысле этика по своему содержанию совпадает с нравственностью. Мораль или нравственность всегда выражает в своих нормах интересы общества или определенной социальной группы, их требования к поведению, поступкам людей, формируя таким образом нормы поведения.

Теория нравственности и является обычно составной частью той или иной философской или теологической системы. Мораль (от фр. morale) представляет собой систему этических

ценностей, которые признаются человеком. Мораль является важнейшим способом нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в различных сферах общественной жизни. Этика как наука обобщает, систематизирует и определяет нравственные принципы и нормы, обосновывает положения о моральных отношениях, моральном сознании, моральной ответственности, нравственной культуре поведения людей и их взаимоотношениях. Этика по своей природе нормативна, так как ее целью является руководство по формированию морального выбора. Этика также способствует формированию конкретного морального мнения в отдельных конкретных ситуациях.

Профессия (от лат. professio – объявляю своим делом) – род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.

Профессия с социологической точки зрения представляет со- бой организационную группу, которая:

• постоянно взаимодействует с обществом, образующим ее форму;

•представляет социальные функции посредством системы формальных и неформальных отношений;

• создает собственную субкультуру, требующую регулирования, как предпосылку для успеха в карьере.

Не все профессии имеют одинаково нравственное значение. Некоторые из них нуждаются в особых, тщательно детализированных нормах, обеспечивающих нравственное поведение в профессиональной сфере. Это те профессии, которые непосредственно затрагивают интересы людей, их здоровье и духовное развитие, которые особенно важны для общества и требуют в силу этого повышенной ответственности.

Наряду с существованием морали всего общества существуют нормы поведения для определенных видов профессий, которые принято называть профессиональной этикой.

 

Практическое занятие 2.

Структура профессиональной этики личности. Моральные и правовые регуляторы поведения должностных лиц.

1.Структура профессиональной этики личности.

2.Структура правил внутренней этики организации.

3.Моральные и правовые регуляторы поведения должностных лиц. Проблемы профессионального самосознания, самовоспитания, самоконтроля.

Ответы:

 

Практическое занятие 3.

Содержание понятий корпоративная культура, социальная ответственности организации, нравственная ответственности личности.

Корпоративная культура – это способ и средство создания самоподдерживающейся и саморазвивающейся организации.

Корпоративная культура развивается во времени подобно национальным или этническим культурам и таким же образом вырабатывает свои ценности и поведенческие нормы. Определенные модели поведения в одних организациях поддерживаются, в других отвергаются

Некоторые организации, например, создают «открытую» культуру, в которой считается правильным все подвергать сомнению и выдвигать новые оригинальные идеи. В других новизна не поддерживается и общение сведено к минимуму. Кому-то приятнее работать в организации с «закрытой» культурой: человек приходит на работу, выполняет свое индивидуальное задание и возвращается домой к своей личной жизни, ничем не связанной с работой. Кому-то же необходима организация семейного типа, в которой личная жизнь и работа тесно взаимосвязаны.

«Корпоративную культуру можно рассмотреть на основе 10 критериев:

- личная инициатива, то есть степень ответственности, свободы и независимости, которой обладает человек в организации;

- степень риска, то есть готовность работника пойти на риск;

- направленность действий, то есть установление организацией четких целей и ожидаемых результатов выполнения;

- согласованность действий, то есть положение, при котором подразделения и люди внутри организации координировано взаимодействуют;

- управленческая поддержка, то есть обеспечение свободного взаимодействия, помощи, поддержки подчиненных со стороны управленческих служб;

- контроль, то есть перечень правил и инструкций, применяемых для контроля и наблюдения за поведением сотрудников;

- идентичность, то есть степень отождествления каждого сотрудника с организацией;

- система вознаграждений, то есть степень учета исполнения работ, организация системы поощрений;

- конфликтность, то есть готовность сотрудника открыто выражать свое мнение и пойти на конфликт;

- модели взаимодействия, то есть степень взаимодействия внутри организации, при которой взаимодействие выражено в формальной иерархии и подчиненности.

Оценивая любую организацию по этим критериям, можно составить полною картину корпоративной культуры, на фоне которой формируется общее представление сотрудников об организации»

В чем же проявляется культура компании? Если отвечать на этот вопрос в широком смысле, то во всем, а если попытаться выделить конкретные формы выражения организационной культуры, то, прежде всего, необходимо разграничить ее внешний вид (четко выраженный, наблюдаемый) и внутренний (неявный, скрытый от наблюдения) уровни.

Вопросам социальной ответственности предприя­тия уделяется серьезное внимание.

Социальную ответственность различные предста­вители менеджмента трактуют неодинаково.

Существует взгляд на эту проблему, согласно ко­торому организация должна заботиться об эффектив­ности использования своих ресурсов, максимизировать прибыль, предоставлять обществу необходимые това­ры и услуги. Таким образом, организация – это эко­номическая целостность, и ее главная цель – прибыль. Реализуя экономические цели (давая работу людям, дивиденды – акционерам, товары – обществу), орга­низация ведет себя ответственно.

Согласно другой точке зрения, организация – это сложная часть внешнего окружения, от которого зави­сит само существование организации. К составляю­щим этого окружения относятся потребители, постав­щики, местное население, средства информации и др. Эта общественная среда может сильно влиять на дос­тижение предприятием своих целей, поэтому органи­зации приходится уравновешивать чисто экономичес­кие цели с экономическими и социальными интереса­ми этих составляющих среды.

Следовательно, соци­альная ответственность – это действия организации, предпринимаемые во благо общества добровольно, а не по требованию закона. Организации должны на­правлять часть своих ресурсов и усилий по социальным каналам. Они должны жертвовать на благо и совершенствование общества. Более того, они должны от­ветственно действовать в сферах защиты окружающей среды, здравоохранения и безопасности, защиты ин­тересов потребителей. Ответственно действующему предприятию общество будет доверять.

Можно выделить три компонента стратегии пред­приятия для завоевания общественного доверия:

1. Ответственное поведение:

- решение задачи удовлетворения определенных потребностей общества через обменные отноше­ния рынка;

- решение задачи научно-технического развития общества (через использование капитала, ноу-хау);

- несение ответственности за все действия и их по­следствия, причиной которых предприятие явля­ется само. Например, если компания допустила загрязнение водного бассейна, то она отвечает за его очистку и несет расходы за причиненный ущерб.

2. Коммуникативное поведение, или «диалог с обще­ством».

Принципами работы с обществом являются:

· общественное доверие к источнику информации, создание атмосферы доверия между предприя­тием и обществом через конкретное поведение сотрудников предприятия;

· ориентация на сотрудничество;

· предоставление предприятием полной информа­ции (как положительной, так и отрицательной) обществу;

· ориентация на противоположное мнение, т.е. признание права различных общественных групп на собственное мнение, которое может отличать­ся от ценностных представлений данного пред­приятия.

3. Инновационное поведение – это поиск оптималь­ного решения проблем, связанных с инновациями, которые должны находить одобрение со стороны общества.

Существуют аргументы в пользу социальной от­ветственности:

- предприятие является членом общества, поэто­му нормы морали должны управлять его пове­дением;

- благоприятные для бизнеса долгосрочные перс­пективы.

Социальные действия организации, улучшающие жизнь местного сообщества, могут приносить им определенные выгоды. В обществе благополучном и ус­ловия для бизнеса формируют более привлекательный образ предприятия; наличие ресурсов для оказания помощи в реше­нии социальных проблем.

Существуют препятствия для социальной ответ­ственности:

- нарушение принципа максимизации прибыли, ибо часть ресурсов корпорации «отвлекается» на решение проблем общества;

- расходы на социальную вовлеченность являют­ся для предприятия издержками, которые в ко­нечном счете переносятся на потребителей в виде завышенных цен, снижают конкуренто­способность продукции, в том числе и на миро­вом рынке;

- недостаточный уровень отчетности широкой пуб­лике.

Поскольку менеджеров не выбирают, они не явля­ются непосредственно подчиненными широкой пуб­лике; недостаток умения разрешать социальные про­блемы.

Персонал любой фирмы лучше всего подготовлен к деятельности в сферах экономики, лишен опыта, по­зволяющего делать значимые вклады в решение про­блем социального характера.

Сегодня вырабатывается новая управленческая фи­лософия: главные интересы предприятия, коллекти­ва, акционеров-собственников – это ответственность перед различными социальными группами. Характер­ной чертой этой управленческой философии является рыночная ориентация предприятия, выстроенность в этом направлении всех звеньев управления: механиз­ма действий на рынке, планирования и финансового контроля, внутрифирменной политики.

На предприятиях сформировались элементы реа­лизации социально ответственного менеджмента:

- виды деятельности: постоянно вести поиск но­вых видов деятельности (не в ущерб, а в допол­нение к основной), обеспечивающих стабиль­ность, надежность функционирования предпри­ятия;

- сотрудничество: с уважением относиться к дело­вым партнерам, активно работать с ними, рас­ширять сферы деловых взаимоотношений;

- персонал: быть внимательным и чутким к его запросам и нуждам, способствовать повышению отдачи труда;

- внешняя обстановка (среда): всемерно содейство­вать формированию стабильной в экономическом и социальном плане, экологически безопасной внешней среды;

- общественная ориентация предприятия – форми­рование климата социальной ответственности предприятия перед обществом и людьми: интег­рировать свои экономические интересы с инте­ресами общества.

Ориентация на эти принципы позволяет предприя­тию реализовывать деловую стратегию по организа­ционному развитию, освоению новых сегментов рын­ка, реализацию разного рода нововведений.

Персонал любой фирмы лучше всего подготовлен к деятельности в сферах экономики, лишен опыта, по­зволяющего делать значимые вклады в решение про­блем социального характера.

Сегодня вырабатывается новая управленческая фи­лософия: главные интересы предприятия, коллекти­ва, акционеров-собственников – это ответственность перед различными социальными группами. Характер­ной чертой этой управленческой философии является рыночная ориентация предприятия, выстроенность в этом направлении всех звеньев управления: механиз­ма действий на рынке, планирования и финансового контроля, внутрифирменной политики.

На предприятиях сформировались элементы реа­лизации социально ответственного менеджмента:

- виды деятельности: постоянно вести поиск но­вых видов деятельности (не в ущерб, а в допол­нение к основной), обеспечивающих стабиль­ность, надежность функционирования предпри­ятия;

- сотрудничество: с уважением относиться к дело­вым партнерам, активно работать с ними, рас­ширять сферы деловых взаимоотношений;

- персонал: быть внимательным и чутким к его запросам и нуждам, способствовать повышению отдачи труда;

- внешняя обстановка (среда): всемерно содейство­вать формированию стабильной в экономическом и социальном плане, экологически безопасной внешней среды;

- общественная ориентация предприятия – форми­рование климата социальной ответственности предприятия перед обществом и людьми: интег­рировать свои экономические интересы с инте­ресами общества.

Ориентация на эти принципы позволяет предприя­тию реализовывать деловую стратегию по организа­ционному развитию, освоению новых сегментов рын­ка, реализацию разного рода нововведений.

Анализ функционирования морали как специфичес­кого регулятора поведения человека с необходимостью подразумевает исследование вопроса о свободе чело­веческого поведения, о свободе выбора и самоопреде­лении личности как субъекта своих действий. Вне сво­бодного и добровольного самоопределения личности в мире нравственных ценностей мораль так же невоз­можна, как невозможна она без этих ценностей и тре­бований.

Практическое занятие 4.

Обращения;

- проведение бесед, переговоров, совещаний,

Презентаций и др.

- поведение в официальных учреждениях и

Общественных местах.

Приветствие – это первая демонстрация вежливости. Богатый наш русский язык позволяет разнообразить выражения приветствий при сохранении доброжелательности: «Добрый день», «Добрый вечер», «Здравствуйте» и др. Есть еще и жаргонные словечки: «Здорово», «Приветик», «Салют» и др. Они могут быть уместны в дружеской обстановке. И все равно ими злоупотреблять нельзя. Неуместны они в служебной сфере, среди малознакомых людей. Употребление жаргонных слов свидетельствует о недостатках воспитания.

Этикетные правила рекомендуют всегда приветствовать знакомых, встречая их несколько раз в день. Если вежливые формулировки исчерпаны, можно лишь улыбнуться, но не делать вид, что не заметили человека. «По части учтивости лучше пересолить, чем недосолить», - остроумно заметил испанский писатель Сервантес. Требования этикета соблюдают, независимо от настроения, психологического состояния. Например, несмотря на натянутые отношения, здороваются в форме корректной вежливости.

Молодой человек первым приветствует женщин, старших по возрасту и по положению мужчин. Но руку первыми протягивают они.

Сейчас приветствие служит для установления контактов, знакомств. Раньше

приветствовали только того, кто уже представлен.

Представление. Для того, чтобы познакомиться с кем-либо или познакомить кого-то, следует представиться или представить. Предусмотренные этикетом правила указывают, когда и как необходимо представить или быть представленным.

В соответствии с правилами хорошего тона мужчину представляют женщине, младшего – старшему, холостого мужчину – женатому, низшего по иерархии – высшему. Лектора или артиста обязательно представляют устроители. Нового работника представляет начальник, но если он по какой-либо причине не смог это сделать, работнику следует самому представиться, назвав при этом свою должность, фамилию, имя, отчество. В настоящее время деловая женщина может сама представиться без посредника.

Как представляться? Каждый волен выбирать сам, независимо от пола, возраста. По последовательности представления предлагаются: две рекомендации:

-называют фамилию мужчины даме, затем фамилию дамы;

-называют фамилию более молодого, потом – старшего.

При представлении принято говорить: «Добрый день», называя фамилию нового знакомого. Представляющий, знакомя лиц одного пола, близких по возрасту и служебном положению, может воспользоваться формулировкой: «Познакомьтесь, пожалуйста, уважаемые коллеги», не акцентируя внимание на том, кто кому представлен.

После представления, для подтверждения знакомства, обычно принято обменяться несколькими любезными общими фразами, или непродолжительно побеседовать. Инициатива при этом - у женщины или лица более высокой должности, то есть у того, кому представляли.

Началом общения является обращение. Оно выражается в адресации к собеседнику по имени, отчеству, фамилии, должностному или профессиональному признаку. Это обычное выражение вежливости, оказание уважения человеку. Знакомство, беседа начинаются с обращения.

Выбор формы обращения с позиций современного этикета зависит от нескольких условий.

«Вы» - говорят незнакомым, малознакомым и уважаемым людям в официальной и неофициальной обстановке. В условиях официального общения принято обращение на «Вы», даже среди близких, хорошо знакомых людей.

Молодой человек не может первым назвать на «Ты» более старшего, если последний не предложит первым называть его на «Ты». Важно, чтобы обращение на «Ты» не навязывалось в деловой сфере или личной жизни.

Начальнику не следует называть подчиненных на «Ты», так как это воспринимается как покровительственное «тыканье». Подчиненные должны обращаться к начальнику на «Вы»,независимо от степени близости и родства.

В деловых отношениях деловой человек соблюдает субординацию (служебное подчинение младшего старшему). Он не забывает о соподчиненности и не отдает без особой необходимости распоряжения в обход нижестоящего руководителя, чтобы не подорвать авторитет последнего. Ко всем сотрудникам у руководителя должно быть ровное и выдержанное отношение, независимо от личных симпатий или антипатий. Не злоупотребляют личными просьбами к подчиненным во избежание фамильярности во взаимоотношениях. Излишняя доступность руководителя ведет к панибратству. Соблюдение субординации вне службы (в театре, ресторане, на отдыхе и др.) нелепо.

Визитная карточка – это карточка с именем, отчеством (у россиян),

фамилией, указанием служебного положения, адресом, телефоном и другими сведениямио лице, вручающем или оставляющем ее при официальном знакомстве, посещении кого-либо и т.п.

Визитных карточек имеется несколько видов: стандартная; для специальных ипредставительских целей; для неофициального общения (семейная); карточка организации. иностранном. Цвет карточек – белый.

Основные цели использования визитных карточек: информирование о своем существовании. Мягкая ненавязчивая форма проявления интереса к

адресату; сообщение дополнительной информации о себе и своей фирме в момент знакомства; поддерживание контактов.

Практическое занятие 5.

Практическое занятие 6.

Содержание и специфика педагогической этики ХХ1-го века.

1.Понятие педагогической этики ее структура, принципы и функции.

2. Основные категории педагогической этики: профессиональный педагогический долг; особенности и критерии педагогической справедливости; профессиональная честь и достоинство; педагогическая совесть; авторитет педагога и его содержание.

3. Статус и этический имидж учителя в современном обществе.

4. Нравственный облик и требования к учителю ХХ1-го века. 

Ответы:

 

Практическое занятие 7.

Практическое занятие 1.

Профессиональная этика: сущность, основные


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.054 с.