Развитие мозга, усложнение нервной системы в процессе эволюции. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Развитие мозга, усложнение нервной системы в процессе эволюции.

2020-01-13 121
Развитие мозга, усложнение нервной системы в процессе эволюции. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

С Развитием мозга росло значение психики как регулятора поведения животных. Психика наиболее развитых животных является посредником между физиологическими потребностями и экологической нишей обитания животного.

2. Социальные

Общественный труд

В процессе труда появляются специфические человеческие отношения. Окружающие люди представляют для человека значимость не только с биологической точки зрения, но и с позиций тех производственных функций, которые они выполняют. Также, трудовая деятельность связана с постановкой цели деятельности, что характерно только для человека.

2. Речь

Необходимость обучать трудовым действиям соплеменников, распределяешь отдельные действия между ними, передавать опыт предшествующих поколений порождала потребность в новой форме общения — посредством речи.

Структура сознания

Сознание представляет собой сложный, многогранный и многоаспектный феномен. Большинство современных исследователей выделяют следующие основные компоненты сознания:

1.  Интеллект – психические способности, знания и умения, необходимые для решения умственных задач. К интеллектуальным способностям относятся: свойства мышления (быстрота, системность, гибкость); свойства памяти (объем памяти, скорость запоминания и забывания, готовность к воспроизведению); свойства внимания (объем, распределенность, концентрация, устойчивость, переключаемость); свойства восприятия (наблюдательность, избирательность, способность узнавания). Ядром, основным элементом сознания (интеллекта) выступают знания. Уровень интеллекта зависит не только от эрудиции, компетенции, владения методами и навыками умственной работы, но и от результата усвоения культуры, освоения духовных ценностей, созданных человечеством.

2. Мотивация – совокупность побуждений, определяющая целенаправленность действий человека. Источником активности человека являются его потребности. Центральным моментом является выбор цели. Мотивация может быть сильной, слабой, устойчивой, неустойчивой.

3. Чувственно-эмоциональная сфера (эмоции) – переживания человека, выражающие его субъективное отношение к тем или иным явлениям, ситуациям, к другим людям и к самому себе. В эмоциональную сферу входят: чувства, настроения, аффекты, переживания, эмоциональные стрессы.

4.  Воля – способность человека сознательно регулировать поведение. В воле выражается «энергетическая», действенно-практическая сторона сознания. Волевое управление поведением предполагает свободу и ответственность.

5. Самосознание – это отражение собственного «Я». Формирование самосознания начинается в раннем детстве, с простейших актов самоощущения, самоузнавания. Самосознание строится на основании «Я»-концепции, которая включает в себя несколько различных образов «Я»: реальное «Я», динамичное «Я», идеальное «Я», фантастическое «Я», воспринимаемое «Я». Благодаря самосознанию обеспечиваются саморегуляция, самоконтроль и самовоспитание личности.

Иным образом выделяет структуру сознания отечественная психология. В отечественной психологии сложился другой, отличный от психоаналитического, подход к анализу структуры сознания. Л.С. Выготский, развивая философские представления об онтологии сознания, писал, что в сознании можно выделить два слоя: сознание для сознания и сознание для бытия. А.Н. Леонтьев, продолжая линию исследований сознания, намеченную Л.С. Выготским, поставил вопрос о том, из чего образуется сознание, как оно возникает, каковы его источники. Он выделял в сознании три образующих: чувственная ткань образа, значение и личностный смысл.

Предложенная структура сознания была дополнена и развита В.П.Зинченко. В сознании, помимо чувственной ткани, значения и смысла, выделялась биодинамическая ткань движения и действия.

  • Биодинамическая ткань - это обобщенное наименование для различных характеристик живого движения и предметного действия. Биодинамическая ткань - это наблюдаемая и регистрируемая внешняя форма живого движения. Она заполняется когнитивными, эмоционально-оценочными, смысловыми образованиями.
  • Чувственная ткань образа - это обобщенное наименование для различных перцептивных категорий (пространство, движений, цвет, форма и т.д.), из которых строится образ. Чувственная ткань образа в сознании субъективно выражается в безотчетном переживании человеком «чувства реальности».
  • Значение. «В значениях, - писал А.Н.Леонтьев, - представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытых совокупной общественной практикой»
  • Смысл. Понятие смысла выражает укорененность индивидуального сознания в бытии человека, в то время как значение выражает его подключенность к общественному сознанию. Смысл - это функционирование значений в процессах деятельности и сознания конкретных индивидов. Смысл связывает значения с реальностью самой жизни человека в этом мире, с ее мотивами и ценностями.

А. Спиркин, советский и российский философ, важнейшая проблематика научных исследований которого связана с разработкой фундаментальной философско-психологической теории сознания и самосознания, предлагает выделять в структуре сознания три основные сферы:

Когнитивная (познавательная) - познавательные способности, интеллектуальные процессы получения знаний и результаты познавательной деятельности, т.е. сами знания

Эмоциональная - эмоции, чувства. Эмоция определяется как отражение ситуации в форме психического переживания и оценочного отношения к ней.

Волевая - мотивы, интересы и потребности в единстве со способностью достигать цели. Главный элемент этой сферы – воля, определяемая как способность человека к достижению своих целей

Свойства и функции сознания

С психологической точки зрения можно говорить о нескольких установленных свойствах сознания:

  1. Сознание индивида характеризуется активностью, которая обусловлена прежде всего спецификой внутреннего состояния субъекта в момент действия, а также наличием цели и устойчивой деятельностью для ее достижения
  2. Сознанию присуща интенциональность, т. е. направленность на какой-либо предмет. Сознание – это всегда сознание чего-либо
  3. Способность человеческого сознания к рефлексии, самонаблюдению, т. е. возможность осознания самого сознания
  4. Сознание имеет мотивационно-ценностный характер. Оно всегда мотивированно, преследует какие-либо цели, что обусловлено потребностями организма и личности.

Сознание является и функциональным органом взаимодействия многих систем: это и сам индивид, и социальные группы, в которых он формируется как личность, и общество в конкретной исторической ситуации, и весь путь культурно-исторического развития человечества. Свойствами сознания как функционального органа являются:

1) реактивность (способность к реагированию)

2) чувствительность (способность чувствовать и сочувствовать)

3) диалогизм (способность к восприятию себе подобных, а также самосознание как возможность вести внутренний диалог с собой)

4) полифоничность (множественность протекания психических процессов одновременно)

5) спонтанность развития (сознание каждого человека уникально, его развитие в онтогенезе не может жестко обусловливаться ни индивидными качествами, ни воздействием социальной среды – вмешивается нечто, не поддающееся контролю и классификациям, и именно это составляет загадку человека, над которой бьются психологи и философы, богословы и антропологи)

К функциям сознания относятся следующие:

1. Функция отражения.

2. Функция целеполагания.

3. Творческая функция (творчество есть путь и средство самопознания и развития сознания человека через восприятие им своих собственных творений).

4. Функция оценки и регуляции поведения и деятельности.

5. Функция построения отношения к миру, другим людям, себе.

6. Духовная функция – обусловливающая становление индивидуальности и развитие духовности.

7. Рефлексивная функция, являющаяся основной, характеризующей сознание функцией.

По иной классификации к функциям сознания относятся:

Ø познание (обобщенное отражение мира)

Ø построение отношений к миру, людям

Ø переживание

Ø регулирование поведения, деятельности

Ø самосознание – отношение индивида к самому себе

Признаки сознания

Изначально сознание является одной из главных функций головного мозга человека. Это было доказано с помощью различный медицинских и научных экспериментов, которые проводились на протяжении многих лет.

Далее мы выделим основные отличительные признаки сознания.

1) Способность отражать действительность, в которой живет индивид.
Эта способность функционирует благодаря конкретным и понятийным образам, которые возникают и откладываются в сознание человека во время его взаимодействия с окружающим миром. Эти процессы сопровождаются также различными биохимическими, физиологическими процессами.

2) Взаимосвязь языка и сознания
Именно с помощью речи «оформляется» и воспроизводится сознание. То есть наша речь является определенным проводником проецируемых сознанием идей.

3) Активность и целенаправленность. Наше сознание отражает миро целенаправлено и избирательно, то есть воспроизводимые индивидом образы представляют собой результат преобразующей и творческой деятельности. Например, мы можем по разному осознавать и формировать образ одного и того же предмета на протяжении нашей жизни.

4) Прогнозирующий характер деятельности.

Источники сознания

В философии сложились и сохраняют свое значение в современной культуре следующие концепции сознания.

1. Объективно-идеалистическая интерпретация сознания как сверхчеловеческой, надличностной, в конечном счете трансцендентальной идеи (мир идей у Платона; абсолютная идея у Гегеля; Бог у теологов; инопланетный разум у уфологов), лежащей в основе всех форм земного бытия. Человеческое сознание есть частица, продукт или инобытие мирового разума.

2. Субъективно-идеалистические системы рассматривают сознание человека как самодостаточную сущность, содержащую картину самой себя и являющейся субстанцией материального мира (Р.Декарт, Дж. Беркли).

3. Гилозоизм (овеществленная жизнь) утверждает, что вся материя мыслит, а сознание является атрибутивным свойством всего материального мира. С точки зрения гилозоизма, вся материя одушевлена или, по крайней мере, обладает предпосылками к мышлению. Эта концепция восходит к ранним учениям милетской школы, ее элементы содержатся в учениях Аристотеля, Дж. Бруно, Б.Спинозы. Данные современной науки об элементах рассудочной деятельности животных, успехи физиологии в диагностике заболеваний центральной нервной системы, достижения кибернетики в создании «мыслящих машин» возрождают идеи гилозоизма и психофизиологического параллелизма, согласно которому и психическое, и физиологическое есть две самостоятельные сущности, исследование которых должно вестись через собственную субстанциональность.

4. Вульгарный материализм как редукционистское отождествление сознания с вещественными образованиями в мозгу человека. Сознание имеет чисто материальный характер, оно результат функционирования определенных частей или образований мозга. Отрицание качественной специфики сознания, мышления человека своими истоками уходит в античную культуру и особенно ярко проявилось в античном атомизме, но особую популярность материализация сознания получила в конце XVIII – начале XIX века в связи с распространением идеи дарвинизма. Наиболее видные его представители К. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт, пропагандируя достижения науки середины XIX века, огрубляли, упрощали сложнейшую философскую и психофизическую проблему, проблему соотношения материи и сознания. В XX веке, в связи с успехами решения технических задач конструирования искусственного интеллекта, философскими дискуссиями по поводу проблемы «может ли машина мыслить?», исследованиями, обнаружившими непосредственную взаимосвязь между содержательной стороной мышления и структурой протекающих в мозгу процессов, вновь актуализировались идеи характеристики мышления как атрибута материального субстрата.

5. Социологизация сознания. Сознание ставится в абсолютную зависимость от внешней, в том числе и социальной среды. У истоков этих идей стоит Дж. Локк и его последователи, французские материалисты XVIII века, считающие, что человек рождается с душой, сознанием, как чистый лист бумаги. Критикуя концепцию «врожденных идей» Декарта, они считали, что содержание идей, понятий, при помощи которых человек анализирует данные органов чувств об отдельных свойствах вещей, формирует общество, воспитание. Зачатки этой концепции можно обнаружить уже у Аристотеля, ставящего формирование способностей, добродетелей человека в зависимость от потребностей общества, интересов государства – полиса. В этих идеях отрицается индивидуальность мышления человека, зависимость способностей мыслящего индивида от особенностей строения и функционирования его центральной нервной системы.

6. Диалектический материализм подходит к изучению сознания как сложному, внутренне противоречивому феномену единства материального и идеального, объективного и субъективного, биологического и социального. Опираясь на достижения классической и современной науки, диалектико-материалистическая концепция сознания вскрывает сущностные черты и особенности человеческого сознания.

Самосознание

В самосознании субъект и объект познания совпадают, это является характерной особенностью самопознания, но в тоже время эта особенность и может затруднять процесс самопознания, приводить к формированию неверных выводов. Так, под самосознанием принято понимать осознание субъектом самого себя как личности, отличной от других, сознание личностью взаимодействия с окружающим миром, способности принимать самостоятельные решения, а также осознание своих важных потребностей, мотивов, чувств, мыслей, переживаний, действий.

Так, если говорить об этапах развития самосознания, то можно условно выделить 4 основных стадии. На первой стадии, которая происходит примерно в 1 год происходит открытие «Я», когда ребёнок начинает осознавать свое Я. Вторая стадия происходит примерно к 2-м, 3-м годам, в этом возрасте дети начинают отделять результат своих действий от действий других, и осознает себя как деятель, то есть осуществляя какие-либо действия ребенок уже понимает, что совершает их именно он, а не кто-либо другой. Третья стадия формируется приблизительно к 7-и годам, у ребенка к этому возрасту формируется самооценка, то есть способность оценивать самого себя. На четвертой стадии, которая соотносится с подростковым возрастом ребенка, это этап наиболее активного самопознания, поиска себя, своих интересов.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.