Каким образом подход, основанный на «резильентности», может быть источником вдохновения? — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Каким образом подход, основанный на «резильентности», может быть источником вдохновения?

2020-01-13 98
Каким образом подход, основанный на «резильентности», может быть источником вдохновения? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Подход, основанный на «резильентности», может вдохновить нас на выработку новых подходов к нашей работе, но мы должны сами определить, каким образом мы хотим и можем его использовать. «Резильентность» не является ни волшебной палочкой, ни книгой кулинарных рецептов, ни технологией. Она очень далека от «социальной инженерии». «Резильентность» является, скорее, источником вдохновения в работе и в жизни, ориентиром, который позволит нам пересмотреть наш прошлый опыт и вынести из него какие-то уроки. Ниже мы рассмотрим, каким образом «резильентность» может вдохновить нас на смену ориентиров в работе.

— Подход, основанный на «резильентности», может дать нам реалистичную надежду, потому что, не отрицая наличия проблем, он концентрирует наше внимание на тех силах, которые мы можем «эксплуатировать». Настоящая надежда — это не бегство от реальности: она открывает нам глаза на конструктивный, но еще дремлющий потенциал. Это относится как к отдельному человеку, так и к семье, местным общинам и к целым народам.

«Резильентность» помогает нам избавиться:

— от отчаяния, являющегося ничем иным, как peaлизмом без надежды

— от цинизма, который не позволяет нам замечать положительные аспекты реальности

— от нереалистичных иллюзий.

Отчаяние и цинизм особенно часто выдаются за «реализм». На самом деле, оба эти понятия оторваны от реальности и лишены здравого смысла, потому что они дают только неполную и усеченную картину реального мира.

Подход, основанный на «резильентности», рассматривает жизнь не как нечто предопределенное, а как эволюционный процесс, предполагающий различные пути решения проблем, что способствует появлению «реалистичной надежды». Например, не вызывает никаких сомнений тот факт, что первые годы жизни ребенка имеют большое значение для его развития; при этом, исследования и эксперименты, проводимые в рамках изучения «резильентности», показывают, что большое количество детей, социальные потребности которых не были удовлетворены в раннем возрасте, могут тем не менее прекрасно преодолевать трудности и нормально развиваться, особенно в конце подросткового возраста или при вступлении во взрослую жизнь, при условии, естественно, что им будет дан такой шанс.

— Для того, чтобы планировать, осуществлять и оценивать свою работу можно рассматривать те аспекты, в которых мы сможем развивать «резильентность». Пять аспектов, представленных в этой брошюре, могут помочь Вам приступить к такой работе, но они ни в коем случае не являются скрижалями закона. В каких аспектах мы можем развивать «резильентность»? Принимаем ли мы их во внимание? Этот вопрос подробно изучался в начале брошюры, и каждый из нас должен себе его задавать в различных ситуациях.

— «Резильентность» напоминает нам о важности любви в самом глубоком смысле этого слова. Детям, как и взрослым, необходимо быть любимыми. Это — старая истина. Слово любить означает здесь: безоговорочно принимать человека таким, какой он есть, несмотря на его поведение и те черты характера, которые мы, может быть, не одобряем; это гораздо больше, чем просто восхищение. Иными словами, любить — это позволить кому-то другому надолго и глубоко войти в свою жизнь. Это гораздо более широкое понятие, чем просто чувства и сексуальные отношения, к которым часто сводится любовь в западных обществах. Это более широкое понятие включает в себя также ум и волю, терпение и выносливость, эмпатию и живой интерес к другим, способность прощать и быть прощенным, чувство дистанции и близости, способность жить с сознанием неизбежности неудач и несовершенства мира. Такая любовь требует, может быть, некоторых усилий, но она не элитарна и, конечно, гораздо более реалистична и достижима, чем страстная влюбленность с ее идеализацией партнера. «Резильентность» постоянно напоминает нам о значении этой глубокой любви.

— Подход, основанный на «резильентности», предполагает тщательное изучение потенциала семьи, друзей, местной общины, составляющих сферу неформальных отношений. Существуют ли такие отношения в той или иной форме? Могут ли они принести пользу? Какие решения предлагают члены семьи или представители местной общины, или друзья? Даже если их решения отличаются от наших, могут ли они оказаться эффективными? Как установить неформальные связи, если они отсутствуют? Как добиться того, чтобы профессионалы не «забрали все в свои руки», а работали в сотрудничестве с волонтерами из неформального окружения? Каким образом профессиональное вмешательство может способствовать восстановлению и/или стимулированию нормального функционирования неформальных социальных институтов в обыденной жизни?

— Подход, основанный на «резильентности», предлагает не только изучать сложные случаи, но и учиться у тех, кто не испытывает явных проблем, находясь в аналогичной ситуации. Предположим, я работаю с «трудным» ребенком, живущим в семье алкоголика. Я должен себя спросить, знаю ли я другого ребенка, который добился успеха, несмотря на то, что его отец тоже алкоголик? Чему этот ребенок может меня научить?

— Подход, основанный на «резильентности», говорит о том, что мы не должны видеть в человеке только его проблему и рассматривать его только как «случай». Как выявить и повысить потенциал ребенка? Могут ли внутренние ресурсы ребенка помочь мне найти решение? Определить скрытые возможности ребенка бывает иногда очень трудно, хотя бы потому, что мы имеем дело с «дремлющим» потенциалом. Это сложно еще и потому что нам стоит большого труда освободиться из-под власти привычных для нас пред­ставлений, характерных для нашей культуры.

— Подход, основанный на «резильентности», показывает нам, что иногда, еще до начала профессионального вмешательства, имеет смысл узнать, каким образом люди сами пытаются решать свои проблемы. Может быть, эти решения не всегда соответствуют общепринятым нормам, но они часто определяются конкретными обстоятельствами. Прежде чем пытаться изменить ситуацию, мы должны внимательно изучить эти решения, чтобы понять, каким образом мы можем их использовать. Например, перед тем как приступить к работе, один социальный работник из Индии попытался выяснить, с какими проблемами сталкиваются беспризорные дети из его общины, а также то, каким образом они их решают.

— В основе всех рассмотренных аспектов лежит мысль об ответственности, и в этом отличие данного подхода от некоторых традиционных политических идеологий. «Резильентность», похоже, свидетельствует о том, что многие люди и группы общества вполне осознают меру своей ответственности. Мы не можем считать, что только общество или только человек несет ответственность за все происходящее в жизни. Наша жизнь — это эволюционный процесс, в котором мы можем играть определенную роль даже, если, иногда, эта роль имеет ограниченный характер. Даже дети не являются простыми объектами воспитания или вмешательства. С самого раннего возраста они несут свою долю ответственности в зависимости от стадии своего развития. Поскольку «резильентность» развивается во взаимодействии человека со своей средой, мы несем ответственность и за себя и за других. Обычно, речь идет о разделенной ответственности. Никто не должен нести на себе бремя мира, но все мы призваны нести хотя бы его часть вместе с другими.

— Подход, основанный на «резильентности», напоминает нам о том, что жесткие ограничения и правила являются неотъемлемой частью жизни. Ум и умение жить проявляются именно в том, каким образом нам удается извлечь из этого наибольшую пользу. Рискну даже высказать парадоксальную мысль: мы будем жить полной жизнью лишь тогда, когда мы сможем спокойно мириться с неизбежными ограничениями, которые выдвигает жизнь, и когда мы будем в состоянии делать свой выбор. В этом смысле, очень распространенная мысль о том, что в идеале нужно развивать все потенциальные способности ребенка, противоречива сама по себе.

То, как ребенок учится говорить, очень хорошо подтверждает противоречивость этой мысли. Сначала ребенок может издавать любые звуки: это его лингвистический потенциал, необходимый для усвоения всех языков человечества. Только выбирая и исключая большую часть этих звуков, ребенок может выучить родной язык и, может быть, другие языки. Если бы ребенок стремился сохранить весь свой лингвистический потенциал, он никогда бы не выучил ни один язык и продолжал бы издавать нечленораздельные звуки.

Этот аспект «резильентности» противоречит некоторым современным тенденциям, таким, как тайное стремление к совершенству и к «райской жизни».

Стремлением к совершенству проникнута всепроникающая реклама, а также многие политические идеалы. В лучшем случае, стремление к совершенству ведет к разочарованию, а в худшем, к «бегству от жизни» и к употреблению наркотиков. Признавая существование определенных ограничений, «резильентность» позволяет, парадоксальным образом, добиться реального улучшения ситуации.

— «Резильентность» предлагает нам по-новому взглянуть на свое здоровье. В соответствии со всем вышеизложенным, подход, основанный на «резильентности», предполагает, что здоровье — не есть идеальное состояние и отсутствие каких-либо проблем или нарушений. «Резильентность» предлагает рассматривать здоровье, как способность либо решать свои проблемы, либо находить конструктивные способы жить с неразрешимыми проблемами. Как и «резильентность», эта способность развивается благодаря взаимодействию человека со своей средой. В этом смысле, понятие здоровья, также, как и понятие инвалидности, меняется по мере возрастания или уменьшения трудностей. Например, парализованному ребенку легче будет передвигаться в инвалидном кресле, чем без него, и он будет еще более мобилен, если здания будут оборудованы специальными пандусами.

Вот такими различными способами подход, основанный на «резильентности», может вдохновить нас даже на нечто большее, чем просто развитие «резильентности». Может быть, на этом пути Вы откроете для себя и иные источники вдохновения.

 

«КАЗИТА»: «РЕЗИЛЬЕНТНОСТЬ» НА ПРАКТИКЕ

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.