Родители – это не дрессировщики — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Родители – это не дрессировщики

2020-01-13 143
Родители – это не дрессировщики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ

Часто на улице мы встречаем недоброжела- тельность и пренебрежение, бессердечное обра- щение с животными и природой. Поэтому хочу напомнить родителям, что основы нравственно- сти в жизни человека закладываются с детства.

У ребёнка, который с детства видит, что его родители ссорятся между собой, с пренебреже- нием относятся к природе и животным, кому-то завидуют, кого-то осуждают, сформируется искажённое представление о взаимоотношениях с людьми и окружающим его миром, а главное — о добре и зле.

Развивая в детях чувство доброты, мы укреп- ляем у них те нравственные принципы, кото- рые были заложены ещё от природы.

В чём основа доброго поведения? В том, что человек не позволяет себе возвышаться над миром, умело уклоняется от зла и от общения с дурными людьми, но при этом не забывает видеть в этих людях добрые задатки. Доброта — это духовное питание,


которое передается из уст в уста, от человека к человеку, от сердца к сердцу через глаза, улыбку, доброе слово.

Константин Эдуардович Циолковский сказал:

«В Золотой век войдут люди, которые научатся объединяться вокруг доброты».

Научить быть добрым невозможно. Есть только единственный путь — создать оптимальные условия для детей, чтобы они выпустили на свободу природный механизм доброты.

 

 

РОДИТЕЛИ – ЭТО НЕ ДРЕССИРОВЩИКИ

Если с самого рождения с ребёнком пра- вильно обращаться, он долго остаётся внуша- емым, гибким и пластичным. И никакие гены или расположение звёзд на него не влияют,

всё зависит от воспитателя.

Многие родители и педагоги к воспитанию относятся как дрессировщики в цирке —


постоянно одёргивают, понукают, читают нота- ции. При таком отношении ребёнок замкнётся, станет бояться выбирать, пробовать и наблю- дать за своими результатами. Ему будет трудно овладеть искусством логически мыслить.

Если мы хотим, чтобы наши дети выросли честными, отзывчивыми, высоконравствен- ными, надо начать воспитание с себя.

Ваш ребёнок — это самый верный друг. Не теряйте своего друга в детстве. Не надо ребёнку навязывать свои проблемы, своё раз- дражение, своё разочарование. Не надо его настойчиво учить, как правильно жить.

Психику человека можно и нужно настраи- вать, как радиоприёмник, на позитивную волну,

потому что позитивный настрой даёт веру в себя и окружающих.

Хорошее настроение активизирует деятель- ность мозговых клеток, улучшает концентрацию внимания, защищает от стресса. Но имейте в виду: этот закон действует и в обратном порядке. Негативные мысли, словно назойливые мухи, влетают в сознание и сбивают с позитивной волны.

Родители дома, а педагоги в классе могут сами формировать устойчивую жизненную силу детей через четыре ключевые позиции:

· доверительные беседы, развивающие доброжелательность и веру в свои силы;

· семейные или классные традиции;

· совместная деятельность и отдых;

· распределение обязанностей и их исполнение.

 

 

РОДИТЕЛЬ — ВЕЛИКАЯ ПРОФЕССИЯ

Родитель — это великая профессия. Она обладает волшебным свойством: общаясь

с детьми, преображать себя и общество в сто- рону нравственности. Ваша жизнь может стать чудом для других людей, если вы поможете


своему ребёнку найти себя в этом огромном и бесконечном мире.

Роль родителя подобна роли сеятеля. Чтобы вырастить хороший урожай, сеятель должен учитывать природные условия, время года, почву и т. д. Чтобы получить хороший результат, родителям необходимо учитывать особенности детской психологии.

Уникальным примером для всех родителей может послужить жизнь американского маль- чика Ника Вуйчича. Вы только на секунду пред- ставьте себе состояние родителей Ника, когда они увидели, что их сын родился без рук и ног. Они не отказались от него, не оставили

в родильном доме. Они силою любви, огромного уважения и почитания своего ангела из беспо- мощного существа воспитали счастливого человека, успешного бизнесмена, выдающуюся личность, уникального по своей силе духа и воле человека.

И сделал это не кто-то, а родители, потому что каждую секунду помнили: теперь главное дело в их жизни — их родной сын, малыш, кото- рый постоянно ждёт их, нуждается в них. Роди- тели верили в своего сына, и он поверил им,

сделал усилие и начал воспитывать в себе силу


воли и духа, жить в гармонии с природой, людьми, а главное — с самим собой.

 

ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ

Цель воспитания — помочь ребёнку овла- деть способностью к самовоспитанию. Больше доверяйте ребёнку. Не нравоучайте, не застав- ляйте его. Только личный пример укажет ребёнку, как правильно поступать в различных ситуациях. Для этого главное в воспитании — постепенное ослабление воспитания.

Взросление человека и происходит тогда, когда он начинает быть самостоятельным.

Репрессивное воспитание, основанное

на страхе, приводит к бунту, стремлению нару- шить запрет. Радость и злорадство — разные чувства.

Управлять ребёнком — это одно, а вот с любовью давать дружеские советы — совсем другое.

Ребёнок, уверенный в доброжелательности своих родителей, не нуждается ни в угрозах, ни в нотациях. Ему достаточно тихого «молодец» или сдержанного молчания. По вашему взгляду он поймёт, что не прав.


ЛЮБОВЬ К СЕБЕ

Василий Васильевич Зеньковский убеждает: «Воздействие на сознание ребёнка только словом не сделает его высоконравственным». Ребёнок может совершать плохой поступок и не осознавать, что делает зло. Он слышит слово, понимает его, но по-настоящему осмыслить ещё не способен.

В отличие от взрослого человека, ребёнок свободен от забот, жизненной суеты, правил поведения. Его не надо быстро нагружать про- блемами взрослого человека. Выход из сказки должен быть осторожным. У каждого ребёнка он происходит по-разному.

Жизнь показала, что ни наказание взрослых, ни заученные ребёнком правила поведения

не сумеют искоренить в нём дурных привычек. Источник зла значительно глубже, чем мы это предполагаем.

Как сделать, чтобы дети сами стремились совершать добрые поступки? Я заметил, что очень хорошо помогает развитие в ребёнке любви к себе.


Что это такое? Ухаживать за собой, заботиться о себе, выглядеть опрятно, не сутулиться, ходить красиво и учиться говорить ясно и убедительно. Понимать и чувствовать себя, потому что при контакте с самим собой начинаешь прислушаться к своему организму. Это полезно каждому. Услышать того, кто обеспечивает не только физическую, но и психическую жизнь.

Поспешные действия, неправильное питание,

грязные слова, которые мы слышим, а иногда и сами произносим, пусть даже мысленно —

всё это незаметно нарушает работу слаженного механизма внутри нас, и с возрастом заставляет бегать по врачам и принимать лекарства.

Любить себя надо помогать ребёнку очень тонко, чтобы не воспитать себялюбивого эгоиста.

 

 

ИГРАЙТЕ С ДЕТЬМИ

Игры помогают детям обрести творческое самочувствие, развивают воображение, внимание, фантазию, а также ловкость.


С помощью игры у детей формируются личные убеждения и свой сценарный план жизни.

Играя, вы будете помогать ребёнку утвер- ждать основные жизненные позиции. Игра — очень важный инструмент, который помогает получить от жизни то, в чём особенно нужда- ется ребёнок.

Когда вы с детьми будете играть роль силь- ного, волевого, доброго, благородного, мило- сердного, кроткого человека, у них будет фор- мироваться соответствующее мировосприятие, которое поможет им в стрессовой ситуации избежать душевного кризиса. А самое главное – играя, мы можем затрагивать самые серьёз- ные темы, и дети будут понимать нас, потому что игра располагает ребёнка быть искренним и откровенным. Благодаря этому мы получаем возможность помочь ребёнку безболезненно

освободиться от той или иной негативной черты в его характере. Он начнёт самостоятельно думать и заботиться о своей жизни.

Во время игры учитывайте индивидуальные осо- бенности своего ребёнка.


ВОСТОРГАТЬСЯ МИРОМ

У ребёнка от природы заложено умение вос- торгаться окружающим миром. Поддерживайте это качество, потому что тогда начнёт расши- ряться багаж положительных эмоций, появятся радость и доброжелательность.

Поддерживайте желание ребёнка самостоя- тельно разобраться в своей жизни. Доверяйте детям.

ИНСТИНКТ СОБСТВЕННИКА

У ребёнка нет ни сейфа, ни сундуков,

ни замков, поэтому их собственность является неприкосновенной.

Инстинкт собственности — самый мучитель- ный для детей, потому что они часто вступают в конфликт с другими детьми.


Не сумев удержать у себя свою собствен- ность, ребёнок испытывает страшное горе.

Мы часто ругаем ребёнка, считаем его упрямым и жадным. И когда забираем у него игрушку,

то усиливаем его горе.

Прошу вас, щадите детей с сильным инстинктом собственника. Психологи утверждают, что с возрастом этот инстинкт угаснет, но дети, из которых жадность выколачивали в детстве, вырастут по-настоя- щему алчными.

 

 

УВАЖЕНИЕ

Когда встречаемся с человеком, который уважительно относится к другим людям, сразу поднимается настроение. Для него ошибки других словно не имеют значения.

Уважение — очень важное качество, кото- рому принадлежит главная роль в поддержании единства и согласия.


Уважение — это не просто умозаключение или рассуждение. Это конкретные действия ваших рук, глаз, мимики, тембра голоса

при взаимоотношении с окружающими. Можно сказать, качество той энергии, которой мы обмениваемся, дарим и получаем.

Уважать — это значит признавать и подтвер- ждать ценность другого человека.

Попытайтесь принимать детей такими, какие они есть, и, какие бы ошибки они ни совершали, несмотря ни на что, не повышая голоса, разбирайте ситуацию с величайшим уважением.

 

 

Работая в детских колониях, я заметил, что уважительное отношение даже к закоренелым преступникам во многом способствовало их перевоспитанию.

 

 

УВАЖЕНИЕ К СТАРШИМ

Уважение к старшим воспитывается у ребёнка с детства.


Очень важно, чтобы уважение проявлялось у него не только внешне, но и внутренне.

Часто при детях, осуждая других, родители сами уничтожают в сердце ребёнка уважение к старшим.

Человек, в котором нет уважения к другому, не имеет уважения и к самому себе. Он тем самым обрекает не только себя, но и окружающих на страдания.

 

 

ПОЧТЕНИЕ

Очень важная черта характера, которая фор- мируется у ребёнка с детства, — это ПОЧТЕНИЕ, то есть глубокое уважение к воспитателю.

Родители, воспитывайте в своих детях ува- жение к учителю. Оно пойдет на пользу и вам, потому что тем самым вы воспитываете почте- ние до самой старости и к себе.

В воспитании ребёнка, так же, как в стро тельстве дома, если заложить фундамент не правильно, то дом может дать трещину.


Я всю свою жизнь в присутствии родителей чувствовал себя ребёнком. И уже в возрасте, часто не соглашаясь с ними, я считал неуваже- нием советовать им, если они этого не просили.

Можно приучить ребенка к механиче- ским общепринятым условностям, которые

как бы являются признаком хорошего воспита- ния. Но имейте в виду: научившись механически выполнять эти условности, он может пропустить важный момент, не почувствовать, как луч вни- мания идёт от самого сердца. Потому что истин- ное уважение и почитание вызывает БЛАГОГО- ВЕЙНОЕ чувство, и когда оно исходит изнутри, то приходит с радостью. Эта радость переда- ётся окружающим, и тогда наступает истинное взаимопонимание.

 

 

ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНАЯ АТМОСФЕРА

Создавайте уютную атмосферу в доме. АТМОСФЕРА — это окружающие условия,

обстановка.


Правильная атмосфера обладает волшебным свойством. Она даёт ребёнку вдохновение

и силу на будущее, устанавливает неразрывную связь между детьми и родителями, так как невидимый глазу воздух наполняется тонкой, неуловимой живой энергией. Ребёнок начинает сам тянуться к родителям, посылая из своего сердца волны доверия и уважения. Здесь дети могут почувствовать себя творцами.

Правильная атмосфера важна даже в при- роде: необходим свет, тепло, чтобы из небольшого зёрнышка выросло крепкое

и здоровое растение.

Атмосферу всё живое прекрасно ощущает.

Педагоги в классе, а родители дома должны создавать такую среду, которая способствует развитию ребёнка.

ВРАЖДЕБНОСТЬ ДЕТЕЙ

Имейте в виду: враждебность дети испыты- вают к тем, кто им что-то указывает или запре- щает. Это могут быть и родители, и учителя. Поэтому к ребёнку надо относиться с огром- ным УВАЖЕНИЕМ. Ребёнок улыбается в ответ на чью-то улыбку.

Если вокруг ребёнка никто не улыбается, то и он не научится улыбаться.

 

 

ВОСПИТАНИЕ СТРАХОМ

Очень вас прошу, если ребёнок что-то делает не так, как вы хотите, не воспринимайте это

как личное оскорбление, не проявляйте к нему враждебность.

Некоторые родители и даже учителя исполь- зуют в своем арсенале преступную схему: если ребёнок плохо себя ведёт, его надо наказать. Будет бояться — значит, будет уважать.

Однако это не уважение, а страх, который убивает в ребёнке способность правильно


воспринимать мир. Страх, который разрушает внутренний мир ребёнка.

Многие, не только родители, но и педагоги считают, что их уважение надо заслужить.

А если ещё ребёнок опаздывает или обма- нывает, то родители начинают проявлять агрессию в словах и даже в поступках. Самое неправильное — когда это происходит

при посторонних. Сдержите себя. Слово — очень сильное оружие. Оно способно воскресить или на долгие годы ранить чуткое сердце ребёнка. Унижая своего ребёнка публично, вы оставляете глубокий шрам в его сердце.

У детей развивается желание пререкаться, отвечать ударом на удар, грубить — всё это может обернуться в будущем против вашего ребёнка.

У таких детей часто личная жизнь не устраи- вается, потому что они всегда будут обвинять во всём других, совершенно не замечая своих промахов и просчётов.


РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ

Главный враг воспитания — это раздражительность.

Эмоциональная сфера работает автоматиче- ски и реагирует на неправильные или оскорбительные действия мгновенно.

Чтобы уберечь себя от стресса, который отбирает вашу энергию, попробуйте «не подпускать» происходящее близко к сердцу. Любой конфликт попытайтесь созерцать и анализировать.

Вы наблюдатель. Смотрите на ситуацию со стороны: я отдельно, а ситуация отдельно. Это даёт возможность справиться с таким явлением, как раздражительность.

Предлагаю этот приём родителям не только дома, но и на работе при конфликтной ситуа- ции: посмотреть на происходящее со стороны, когда сердце остаётся свободным и не при- вязанным, а ум — спокойным. Это наилучший способ принять правильное решение.


Вспомните: когда с самолёта смотришь вниз, то большие дома, машины выглядят как игрушки. Поэтому держите себя всегда «на высоте».

Родитель должен стать учителем для самого себя и постоянно напоминать себе:

«Я спокойный, я радостный, я счастливый». А для этого даже в повседневной жизни

всё делайте с любовью и счастьем. Готовьте еду с любовью, убирайте комнату со счастьем.

Чем больше вы делаете с любовью, тем счаст- ливее становитесь. И этим счастьем вы дели- тесь с другими.

 

 

РЕФЛЕКС ЦЕЛИ

В 1895 году лауреат Нобелевской премии Иван Петрович Павлов обратился к учите- лям, психологам, родителям: «Развивайте

у детей рефлекс цели. Рефлекс цели даёт


ребёнку устремление. А вот устремление воспитывайте, чтобы было идеальным».

Чем раньше ребёнок определится с выбором профессии, тем с большей вероятностью он ста- нет мастером своего дела.

Уже на генетическом уровне каждый человек обладает не только внешними особенностями, но и функциональной конструкцией, своей эмо- циональной и психической особенностью, кото- рая во многом уже предопределена и заложена в каждом человеке.

А если ещё ваш ребёнок точно определит свою профессию согласно своей природной способности, то тем самым он биологически попадает в свою атмосферу, которая опреде- лена была ещё до рождения на генетическом уровне. Тогда всё в его жизни начнёт разви- ваться успешно.


ПОЗНАВАЙТЕ МИР

Постоянно наблюдайте за своими эмоци- ями, прислушивайтесь к себе. Это позволит вам не только чувствовать себя в этом мире, но и ощущать мир в себе.


Очень важно, чтобы у взрослых слово совпа- дало с поступками.

Воспитание нравственности — это креп- кая связь с чувством доброты. Но для этого надо устанавливать связь с самим собой, учиться управлять своими мыслями и чувствами, стараясь постоянно держать их в абсолютной чистоте, под присмотром совести. Чтобы овладеть искусством воспитания, необходимо освоить искусство создавать положительные эмоции.

Не теряйте детскую способность востор- гаться миром. Даже получив знания в институте, академии, университете, воспитайте в себе желание постоянно познавать мир. Помните, что пока человек жив, у него всегда есть время изменить свою жизнь к лучшему.


УПРАЖНЕНИЯ И ЭТЮДЫ

Воспитание ребёнка невозможно рассчи- тать с математической точностью, потому что сколько людей, столько судеб и характе- ров. Предлагаю подойти творчески. Исполь- зуйте рассказы из книг, вспомните моменты из своей личной жизни, приводите примеры из классической литературы. Очень важно, что бы дети с вами начали откровенно рассу- ждать и мыслить образно.

Предлагаю несложные упражнения, игры-развивалки. Они помогают совершенствовать пластичность нервной системы, позволяют осознанно воспроизводить работу механизмов жизненного действия — механизма восприятия и реакции, механизмов переключения, помо- гают раскрыть природные возможности, развивают фантазию, внутреннюю смелость, воображение, умение сосредоточиться, быть внимательным и наблюдательным.


УПРАЖНЕНИЕ

«Покажите, как…»

· Покажите, как ходит кузнечик, кенгуру, воробей, ворона, медведь, слон…

· Покажите, что делает аист, когда отдыхает, как отдыхает кошка…

· Покажите, как летает орёл (ребёнок ложится на сиденье стула на живот, поднимает руки и ноги как можно выше и в этой позе летит — у кого пресс сильнее, тот дольше выдержит полёт).

 

УПРАЖНЕНИЕ

«Цирковой номер «Зеркало»

Дети встают друг против друга. Один будет показывать движения, а другой должен в точ- ности копировать его движения и мимику. Усло- вие — не сбиваться. Можно включить весёлую музыку. Порядок движений: присесть, сделать смешную рожицу, надуть щёки, улыбнуться, начать быстро растирать уши, причесаться, заплакать. Похлопать себя по щекам, с шумом выпуская воздух, вращать головой 5–6 раз, попрыгать на месте 3–4 раза, завязать галстук, изобразить смешную рожицу. Таким обра-


зом развиваются внимание и наблюдательность. Кто изображает зеркало, точно копирует всё.

 

УПРАЖНЕНИЕ

«Весёлый зоопарк и умелое превращение»

Спросите у детей, были ли они в зоопарке.

Пусть они попробуют изобразить понравив- шихся им животных. Начинаете показывать сами. Делайте это как можно смешнее и попро- сите ребёнка, когда он догадается, кого вы показываете, изобразить зверюшку самому.

Выбирайте наиболее характерные движе- ния животных, например, мышки, зайца, лисы, слона, черепахи, тигра и т. д.

Вашему воображению и фантазии детей не должно быть предела!

 

 

УПРАЖНЕНИЕ

«Шаловливые обезьянки»

Представьте, что у двух любопытных обезьянок, которые испачкали руки клеем, ладошки между собой склеились. Покажите, какие движения делают обезьянки в попытке разъединиться.


УПРАЖНЕНИЕ

«Космонавт»

Представьте себя в космическом корабле.

Вы космонавт. Как вы будете двигаться в условиях невесомости? Пересаживайтесь со стула на стул, приседайте, ложитесь, вставайте, наливайте в стакан воду, надевайте пиджак, рубашку…

Смотрите внимательно, чтобы дети всё исполняли плавно и замедленно.

 

 

УПРАЖНЕНИЕ

«Человек-амфибия»

В книге «Человек-амфибия» один профессор сделал так, что человек мог жить под водой.

Покажите, как он ходил и двигался под водой, как он поднимал ракушки с жемчужинами,

ловил рыбок, которые плавали вокруг него.

Это упражнение дает возможность почув- ствовать ребёнку своё тело в пространстве, развивает фантазию, пластику.


ИГРА

«Визитная карточка»

А сейчас ещё одна игра. Научимся поддерживать, вдохновлять друг друга и улучшать свой характер.

Замечено, что человек, который способен заметить в людях прекрасное, сам прекрасен. Когда мы говорим кому-то: «Какой ты талантли- вый!», невольно признаём и себя талантливым.

Вы уже давно знаете друг друга, пора позна- комиться поближе. Мы с вами сейчас будем встречаться друг с другом и знакомиться немного по-новому. У каждого будет своя визитная карточка. Берёте за руки ребёнка

и говорите: «Меня зовут Людмила Геннадьевна, я очень талантливая», а он отвечает: «Меня зовут Петя, я очень сильный». Задача — не сто- ять молча, а каждый раз говорить что-то новое о себе (ловкий, добрый, решительный, не оби- дчивый, уверенный, целеустремлённый…).

Следите, чтобы никто не повторялся.


ИГРА-УПРАЖНЕНИЕ

«Цветок» Посмотрите на цветок (показываю).

Расскажите, что вы видите (дети говорят, что они видят).

А теперь скажите, какие чувства вызывает этот цветок? Что вы чувствуете, когда смотрите на цветок?

— Восхищение. Радость. Восторг. Умиление.

Нежность.

— После этих чувств что хочется делать?

— Улыбаться. Быть добрым.

 

 

УПРАЖНЕНИЕ

«Добрые и отрицательные черты характера»

Напишите на бумажке, в какие моменты жизни те или иные ситуации вызывали в вас хорошие и добрые чувства, а какие —наоборот.

Например, я впервые увидел море. Можно посмотреть на море как на обыкновенную лужу, а можно — с чувством восторга и умиления.


Спросите, какие положительные, добрые черты вы знаете, а какие отрицательные? Пусть дети, назвав слово, выходят к доске и записы- вают его. Вся доска через некоторое время будет исписана положительными и отрицатель- ными чертами характера. Попросите выписать эти слова в два столбика, а затем пояснить каждую черту:

• уверенность (когда человек верит в себя, в то, что он всё может, если захочет, в нём рождается уверенность);

• жизнерадостность (радуется жизни, людям, делам);

• настойчивость (доводит начатое дело до конца);

• доброта (сердечность, отзывчивость);

• целеустремлённость, заботливость, внима- тельность, любознательность, творческий подход, обаяние, милосердие, хорошая самооценка, уверенность, сила, щедрость, спокойствие, собранность…

Ребята, жизнь так устроена, что человек время от времени сталкивается со своими отри- цательными чертами характера. Не было бы зла — не было бы и добра, говорят мудрые люди.

Какие отрицательные черты вы знаете? (Перечислить и записать на доске, дети пишут в тетради.)

Ленивый, раздражительный, завистливый, ревнивый, эгоистичный (когда делает для себя за счёт других), жадный, обидчивый, лживый, рассеянный, неаккуратный, неуверенный, застенчивый, бесцельный, слабый, глупый, жестокий…

А какие отрицательные черты характера есть у вас? Можете даже поставить маленькую галочку напротив перечисленных черт — это то, над чем вы будете работать.

Ребята, а что же делать, если есть неуве- ренность, лень, обидчивость или другие черты характера? Ведь хочется стать лучше!

После того, как написали, объясните каждую черту характера.

А теперь попробуйте мимикой показать те или иные черты. Можете подключить руки, ноги, положение тела.


Обратите внимание, какие мышцы лица участвуют в том или ином представлении.

 

 

УПРАЖНЕНИЕ

«Уверенность в себе»

Чтобы успешно продвигаться к своей цели и стать сильным, надо поверить в себя.

Давайте потренируем уверенность в себе, поиграем, как это делают в театре актёры.

А теперь внимание! Оказывается, все хоро- шие черты характера начинаются с правильной осанки и улыбки. Плечи расправьте, не сутуль- тесь, улыбнитесь. Поправьте свою осаночку, улыбку… Молодцы!

А теперь настроение поднимаем, и пусть каждый из вас представит, что он сейчас самый уверенный человек в мире, играйте (подсказать образы: как президент страны, как олимпийский чемпион, как королева красоты или как самый богатый человек планеты). Добавьте немного фантазии — как вы уверенно отвечаете на уро- ках, достигаете побед в своих увлечениях,

почувствуйте, как вам комфортно в этом


уверенном состоянии, как тело приятно отзыва- ется на это.

Оказывается, чтобы развить какую-нибудь черту характера, необходимо просто начинать признавать, что я уже такой, начинать играть!

Кто самый добрый? (Ребята поднимают руку.) Почувствуйте в себе желание совершать добрые поступки.

Сегодня, завтра, послезавтра признаёте себя добрым и делаете что-то хорошее и доброе, а через неделю уже почувствуете себя именно таким человеком.

Слово рождает действие. Постепенно то, что тренируется, входит в привычку. Всё больше и больше хочется совершать добрые поступки.

Есть такая поговорка: «Посеешь поступок — пожнёшь привычку, посеешь привычку — пожнёшь характер, посеешь характер — пожнёшь судьбу.


УПРАЖНЕНИЕ

«Обмен»

Возьмите из своих вещей какой-нибудь небольшой предмет: расчёску, авторучку, ключ. Пока я считаю до 20, внимательно рассмотрите предмет.

…19! 20! Обменяйтесь предметами с сосе- дом. Рассмотрите этот новый предмет.

…19! 20! Стоп! Теперь расскажите друг другу по очереди сначала об одном предмете, потом о другом, а сосед пусть проверяет вас.

Не пропускайте ни одной мельчайшей под- робности! А что это за царапина на расчёске, когда она появилась, отчего? Придумайте небольшой рассказ.

Так тренировка зрительной памяти связыва- ется с развитием воображения, неотделимого от наблюдательности.

 

 

УПРАЖНЕНИЕ

«Уличный фотограф»

Упражнение развивает зрительную память и навыки наблюдательности.


Когда вы идёте по улице, упражняйтесь в «мгновенном фотографировании».

Вы видите идущего навстречу чело- века. Переведите на него прямой взгляд

и через секунду отведите. Сразу же восстано- вите изображение в памяти, а затем сверьте снимок с оригиналом. Как в фотографии:

• снимаем,

• проявляем,

• печатаем,

• рассматриваем отпечатки.

Точно так же упражняйте память на «фото- графиях» щитов с афишами, витрин магазинов, домов. Ваш глаз должен уметь за секунду точно запечатлеть изображение во всех подробно- стях. Вернее, глаз-то ваш это умеет, он только так и делает. А вот успеть осознать запечатлён- ное памятью изображение мы не всегда умеем. Такое умение надо тренировать.


УПРАЖНЕНИЕ

«На одну букву»

Ещё одно упражнение, тренирующее зри- тельную память и наблюдательность.

— Пока я сосчитаю до 30, найдите и запом- ните все предметы в комнате, название которых начинаются с буквы «с».

…29! 30! Пожалуйста, кто первый?

— Сверток, стул, стол, спички, снимок, стена, стекло, створка, скоба, сиденье, сигареты…

— Кто добавит?

— Серьги, серебро, сталь, салфетка!

— Сетка, связка книг, сборник, страницы, сгиб, скрепки!

— Ступня, спина!

— Сандалеты, сарафан, ситец, сатин, сукно, сафьян, спинка, строчка, стежки, складки, сорочка!

— Солнце, свет!

— Староста, стиляга!


— Синяк!

— Сучок! Всё!

Теперь за полминуты отыщите все слова на букву «т».

 

 

УПРАЖНЕНИЕ

«На что похоже?»

Ещё Леонардо да Винчи рекомендовал художнику развивать свою фантазию, рас- сматривая пятна на стенах. «Ты можешь там увидеть разные битвы, — утверждал он, — быстрые движения странных фигур, выражения лиц, одежды и бесконечно много вещей».

Фантазия проявляется в работе воображе- ния у человека с развитым ассоциативным мыш- лением, с тренированной зрительной памятью, основой образного мышления.

Всё, что нас окружает в комнате, может быть объектом фантазии — линии древесных слоёв паркета, тени на потолке, складки занавесей, скатертей, одежды, облака в небе.


Кинем на стол несколько спичек, пусть они упадут как попало. Всмотритесь, что это вам напоминает?

 

 

УПРАЖНЕНИЕ

«Путь вслепую»

Закрыв глаза, нужно пройти через всю ком- нату к своему месту и сесть.

Не спешите. До того, как идти, надо ещё многое сделать. Внимательно рассмотрите свой будущий путь. Пока открыты глаза, представьте себе, что вы идёте. Смотрите, каким должен быть ваш путь. Когда мысленно, но ещё с открытыми глазами, вы прошли весь путь, то есть увидели, как вы идёте к стулу и садитесь, закройте глаза. Проделайте то же самое с закрытыми глазами, мысленно пройдите весь путь. Сколько мысленных шагов понадобилось вам? Откройте глаза, прикиньте, верно ли рассчитали шаги.

Теперь закройте глаза и идите. Мысленно сокращайте расстояние. У вас должно быть ощущение, что вы двигаетесь в хорошо


известном вам пространстве. Нет, не надо считать шаги! Лучше откройте глаза на мгнове- ние, чтобы убедиться, на том ли вы месте, где предполагали.

Это не спортивное упражнение, не стреми- тесь пройти лучше всех, быстрее всех — не это вам нужно. Мы работаем над развитием осоз- нанного внутреннего видения. Поэтому самое главное — когда идёте, старайтесь увидеть ваш путь на экране внутреннего зрения…

После уверенного выполнения упражнения, когда ясно, что ученик действует не механиче- ски, подсчитывая количество шагов, а активно пользуется внутренним видением, можно вве- сти усложнение. На прямой линии пути ставится одно или два препятствия, стулья или столы, которые надо обойти и не задеть.

 

 

УПРАЖНЕНИЕ

«Что нового?»

Проверяя степень развития наблюдательно- сти, спросите у ребёнка:

— Что нового заметили вы сегодня в нашей комнате?


Как стояли стулья вчера, когда вы уходили?

Что нового в одежде родителей — кто сегодня в другом платье? В других туфлях?

Вспомните, что нового увидели вы сегодня на улице, когда вышли из дома?

 

УПРАЖНЕНИЕ

«Весёлый оркестр»

Сейчас мы создадим оркестр, который выступит на концерте.

Распределяю обязанности:

— Ты играешь на рояле.

Ты скрипач.

Ты контрабасист. Ты кларнетист.

Ты на барабан, ты ударник. Ты певица, солистка.

Ты дирижёр оркестра.


Состав оркестра необычный, но это не должно нас смущать. Педагог или один

из учеников (ведущий) берёт на себя обя- занности конферансье и объявляет номера:

— Вальс!

— Симфония «Футбол»!

— Ария марсианки из оперы «Космос»! Музыканты должны играть на своих инстру-

ментах, а те должны издавать соответствующие звуки. Певица-солистка должна петь так, как если бы у нее был уникальный по красоте и силе звука голос (но, может быть, совсем без звука!).

 

 

УПРАЖНЕНИЕ

«Зоопарк»

Помогает распознать язык мимики, жестов, развивает наблюдательность и снимает «теле- сные зажимы».

Группа детей изображает разных животных.

Они стараются точно скопировать позы, повадки. Другая группа — зрители. Они гуляют по зверинцу, отгадывают зверей, хвалят их и фотографируют. Угадав всех, дети меняются ролями.


УПРАЖНЕНИЕ

«Позы животных, которые сердятся»

А теперь команды изображают животных, которые сердятся. Дыхание произвольное.

 

 

Упражнение

«Позы животных, которые спали и теперь тянутся»

Вы хорошо помните, что животные после сна обязательно потягиваются. Покажите,

как это делают кошки, собаки, попугаи, петухи.


ПОЛЕЗНЫЕ ЗАПИСИ


ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ

Часто на улице мы встречаем недоброжела- тельность и пренебрежение, бессердечное обра- щение с животными и природой. Поэтому хочу напомнить родителям, что основы нравственно- сти в жизни человека закладываются с детства.

У ребёнка, который с детства видит, что его родители ссорятся между собой, с пренебреже- нием относятся к природе и животным, кому-то завидуют, кого-то осуждают, сформируется искажённое представление о взаимоотношениях с людьми и окружающим его миром, а главное — о добре и зле.

Развивая в детях чувство доброты, мы укреп- ляем у них те нравственные принципы, кото- рые были заложены ещё от природы.

В чём основа доброго поведения? В том, что человек не позволяет себе возвышаться над миром, умело уклоняется от зла и от общения с дурными людьми, но при этом не забывает видеть в этих людях добрые задатки. Доброта — это духовное питание,


которое передается из уст в уста, от человека к человеку, от сердца к сердцу через глаза, улыбку, доброе слово.

Константин Эдуардович Циолковский сказал:

«В Золотой век войдут люди, которые научатся объединяться вокруг доброты».

Научить быть добрым невозможно. Есть только единственный путь — создать оптимальные условия для детей, чтобы они выпустили на свободу природный механизм доброты.

 

 

РОДИТЕЛИ – ЭТО НЕ ДРЕССИРОВЩИКИ

Если с самого рождения с ребёнком пра- вильно обращаться, он долго остаётся внуша- емым, гибким и пластичным. И никакие гены или расположение звёзд на него не влияют,

всё зависит от воспитателя.

Многие родители и педагоги к воспитанию относятся как дрессировщики в цирке —


постоянно одёргивают, понукают, читают нота- ции. При таком отношении ребёнок замкнётся, станет бояться выбирать, пробовать и наблю- дать за своими результатами. Ему будет трудно овладеть искусством логически мыслить.

Если мы хотим, чтобы наши дети выросли честными, отзывчивыми, высоконравствен- ными, надо начать воспитание с себя.

Ваш ребёнок — это самый верный <


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.232 с.