Принципы организации и работы тренинговой группы — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Принципы организации и работы тренинговой группы

2020-01-13 878
Принципы организации и работы тренинговой группы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

       Важнейшим условием успешной работы тренинговой группы является понимание ее ведущим основных принципов организации этой формы общения. В этом разделе назовем ведущие принципы, без которых тренинг может утратить свою специфику и превратиться в обычный учебный процесс. Кроме того, при формировании конкретной группы следует учитывать и дополнительные факторы, которые могут повлиять на организацию тренинга.

       1. Принцип гетерогенности, т.е. предпочтительно объединение в тренинговую группу людей, различающихся по полу, степени знакомства, а если тренинг проводится за пределами школы, то и по возрасту.

       Принято считать, что наиболее оптимальный возрастной период для участия в работе тренинговых групп — с 16 до 40 лет. В состав социально-психологического тренинга можно включать и подростков, если у ведущего есть возможность постоянного послетренингового сопровождения и контакта с ними с целью коррекции их поведения или психологической поддержки в случае необходимости. Педагог, работающий в школе в качестве практического психолога, как правило, такую реальную возможность имеет.

       Примечание. Тренинг-марафон требует от участников достаточно много сил, поэтому включение подростков до 15 лет нецелесообразно.

       2.    Принцип постоянного состава группы. Тренинговая группа работает наиболее продуктивно и в ней возникают особые процессы, способствующие самораскрытию участников, если она закрыта, т.е. работает постоянный состав участников и нет постоянного притока новых членов на каждом занятии. Это означает, что после начала занятий не следует включать новых участников, и крайне нежелательно, чтобы приступившие к занятиям уходили из группы до полного окончания тренинга.

       Тем, кто начинает свой первый самостоятельный тренинг, лучше работать с малой группой в 10-12 человек, а после приобретения определенного опыта можно увеличить количество участников в одной группе до 30-40 человек.

       3.    Принцип диалогизации взаимодействия, т.е. равноправного и полноценного межличностного общения во время занятий группы. Такое общение основано на взаимном уважении участников, на их полном доверии друг другу, когда человек не боится рассказать о своих чувствах и мыслях, стремится быть максимально откровенным. Это возможно лишь при полном равноправии участников как собеседников, так как в случае доминирования одного из них или нескольких членов группы общение теряет характер подлинного диалога и переходит в русло монолога, что противоречит самой природе тренинга.

       4. Принцип постоянной обратной связи, т.е. непрерывное получение участником информации от других членов группы о результатах его действий в ходе тренинга. Благодаря именно обратной связи человек может корректировать свое последующее поведение, заменяя неудачные способы общения на новые, проверяя эффективность их воздействия на окружающих. В группе должны быть созданы условия, обеспечивающие готовность участников подавать обратную связь (говорить другим о них самих) и принимать ее (слушать других о себе). Такая намеренная обратная связь, т.е. осуществляемая сознательно, дает максимальный развивающий эффект.

       Особенно эффективна обратная связь во время тренинга-марафона, когда участники имеют возможность обмена информацией в течение целых суток.

       5.     Принцип самодиагностики, т.е. постоянное самораскрытие участников, осознание и четкое формулирование ими собственных личностно значимых проблем. В содержании занятий предусматриваются упражнения и процедуры, помогающие человеку познавать себя, особенности своей личности. У члена группы должна быть возможность увидеть себя в разных ситуациях, где от него требуется принятие определенного решения и его осуществление. Причем, чаще это не вербальный способ, а практические действия, чем тренинг и отличается от обычных учебных занятий.

       Различные разделы тренинга-марафона начинаются с небольшой тестовой процедуры, в ходе которой участники получают первичную информацию о себе. Используя эту информацию, участник в ходе тренинга может перепроверить ее, а если есть необходимость, то и в значительной степени измениться.

       6. Принцип оптимизации развития, т.е. в ходе тренинга осуществляется не только четкая диагностика и квалифицированная констатация определенного психологического состояния отдельных участников и группы в целом, но и активное вмешательство в происходящие события с целью оптимизации условий, необходимых для личностного развития. Используя различные специальные упражнения, ведущий должен стимулировать саморазвитие участников, направлять их усилия в нужное русло.

       Во время марафона участники ведут постоянный самоотчет, в котором отмечают то, над чем им еще предстоит поработать.

       7. Принцип гармонизации интеллектуальной и эмоциональной сфер. С одной стороны, для тренинга характерен высокий эмоциональный накал, участники искренне переживают происходящие в группе события. Это помогает им настроиться на откровенность, в большей мере доверять партнерам, становиться более гуманными по отношению друг к другу. Но, с другой стороны, тренинг активизирует и интеллектуальные аналитические процессы — обсуждение событий. И главная форма такой интеллектуальной деятельности — групповая дискуссия, которая используется на протяжении всех занятий.

       Для любого тренинга чередование интеллектуальной и эмоциональной нагрузки является принципиально важным, так как длительность однородных занятий может привести к переутомлению и снижению эффективности проводимых этюдов.

       8. Принцип добровольного участия как во всем тренинге, так и в его отдельных занятиях и упражнениях. Участник должен иметь естественную внутреннюю заинтересованность в изменениях своей личности в ходе работы группы. Принудительно личностные изменения в положительном смысле, как правило, не происходят и не следует требовать этого от участников.

       Например, начиная марафон, участник подписывает специально разработанный контракт, которым подтверждает добровольность участия в тренинге.

       9. Принцип изолированности. Безусловным требованием является полная уверенность участников в том, что их никто не подслушивает. Если у ведущего есть необходимость вести аудио- или видеозапись занятия, он должен получить согласие всех членов группы. Большая часть тренинговых упражнений и заданий может быть специально записана на аудио- или видеокассету для последующей работы с этим материалом самих участников (рефлексивный разбор ситуации и действий членов группы). В любом случае запись занятия делается только с согласия членов группы.

       10. Принцип свободного пространства. В помещении для занятий должна быть возможность свободного передвижения участников, их расположения по кругу, объединения в микрогруппы по 3-5 человек, по 7-8 человек, а также для уединения. Естественно, что это возможно лишь в том случае, когда стулья, столы и другая мебель, используемая для тренинга, могут легко перемещаться, а помещение должно быть достаточно просторным.

       11. Принцип погружения. Продолжительность занятий должна быть определена в самом начале работы. Опыт проведения социально-психологического тренинга дает основание для вывода: наибольший эффект достигается при работе крупными временными блоками — погружениями на 3-4 часа за одно занятие или даже более. Это обусловлено тем, что много времени теряется на "размораживание" участников, их эмоциональное вхождение в групповые процессы после длительного перерыва в занятиях.

       В условиях школы тренинговые группы вполне вписываются в рамки школьного расписания. Лучше проводить сдвоенные уроки (пары) и не реже одного раза в неделю.

       Если есть возможность, то целесообразнее "сжать" занятия до 2-3 дней, провести интенсивный тренинг по 6-7 часов в день. И как один из возможных вариантов — тренинг-марафон, длящийся от 12 до 24 часов, но его можно проводить только с хорошо подготовленными участниками. Вполне допустимо распределить материал на десять занятий (по одной социальной сфере, которые представлены в содержании тренинга, на каждое занятие).

 

 

Первая встреча.

       Важным элементом подготовки тренинга является первая встреча с будущими участниками. Она состоит, как правило, из двух этапов. На первом этапе проводится групповая беседа, в ходе которой рассказывается о задачах, о сроках и продолжительности встреч и т.д. Собравшиеся принимают решение об участии в тренинге или отказываются в силу каких-либо причин.

       На втором этапе проводится индивидуальное собеседование с теми, кто твердо решил участвовать в занятиях. В ходе собеседования уточняются мотивы участия (интерес, жажда знаний, стремление получить новый опыт, подготовка к жизни, решение своих проблем). Это нужно для того, чтобы в группу попали действительно мотивированные участники, а не случайные люди.

       Участников следует предупредить, что тренинг достаточно серьезная процедура, требующая душевных и физических сил. Они должны быть здоровы. Следует предупредить родителей о том, что предстоит большая и серьезная работа, чтобы они не волновались, а наоборот, помогли настроиться на предстоящий марафон.

 

 

"Школа жизни"

(специализированный тренинг-марафон)

Первый и последний учитель жизни — это сама жизнь.

Т.Уайлдер

       Предлагаемая структура тренинга-марафона имеет определенную логику. Основные социальные сферы, которые включены в содержание тренинговых занятий и этюдов, расположены в такой последовательности: частная жизнь, здоровье, профессиональные интересы, отношение к природе, право, политика, культура, мораль, семья и межличностное общение.

       Логика такого расположения и "рассмотрения" социальных сфер в ходе тренинга обусловлена тем, что в самом начале участник имеет возможность уточнить свои индивидуальные особенности, с помощью группы и самостоятельно разобраться в себе, найти свои слабые и сильные стороны, с которыми ему предстоит работать на протяжении всего тренинга. Одновременно эта работа позволяет повысить самооценку и настроить участников на длительную серьезную работу с остальными социальными сферами. Термин "частная жизнь" здесь используется достаточно условно, он как бы подчеркивает необходимость именно индивидуальной самостоятельной работы, так как все что будет предложено в дальнейшем в ходе тренинга касается прежде всего каждого участника, его жизненных установок и планов на будущее, особенностей его взаимодействия с людьми в различных социальных областях.

       Затем группа приступает к работе со сферой здоровья, которая также во многом определяет отношение к жизни и самому себе. Здоровье — основа плодотворной творческой жизни, радостного отношения к миру. Если у человека слабое здоровье, то все остальное отходит на второй план, так как очень трудно получать истинное наслаждение от жизни, когда есть серьезные проблемы со здоровьем. Участникам предлагается разобраться в своем отношении к здоровью, подумать над тем, как они распоряжаются доставшимся по наследству богатством, чем они могут помочь себе в отношении собственного здоровья.      

       Сегодня самая важная сфера приложения сил человека — это экономика. Поэтому участники тренинга после рассмотрения частной жизни и проблем здоровья переходят к профессиональным интересам, тем более, что это напрямую связано с будущим каждого из них. Это прежде всего необходимость профессионального самоопределения с опорой на свое призвание, которое и помогает выяснить предлагаемый тренинг. Кроме того, участники должны осознать свою конкурентоспособность на формирующемся рынке труда, понять, что сегодня необходимо постоянно и активно овладевать новыми знаниями, получать профессиональные навыки и умения, чтобы соответствовать тем требованиям, которые предъявляют работнику новые суровые экономические отношения.

       Экономическая деятельность человека в настоящее время самым тесным образом связана с воздействием на окружающую среду. Поэтому смежной сферой является отношение к природе, т.е. экология. Участникам предлагается задуматься над тем, что каждый из них может уже сегодня сделать для сохранения и восстановления окружающей среды, что может группа людей, понимающая пагубность широко распространенной экономической психологии потребителя, что, в конце концов, могут общественные движения и политические партии, осознавшие свою ответственность перед живущими и будущими поколениями. Сейчас нравственная позиция человека во многом определяется его отношением к природе, и участники тренинга разбираются в этом с помощью специальных этюдов и деловой игры.

       Поработав над экономико-экологической проблематикой, участники приступают к осмыслению своего отношения к правовым нормам, за нарушение которых следует не только общественное порицание, но и уголовное наказание. Незнание закона не освобождает от ответственности. Этот принцип действует во всех цивилизованных странах, в том числе по отношению к подросткам с 14-летнего возраста. "А как складываются отношения с законом у вас?" "Знаете ли вы хотя бы основные требования уголовного закона или вам все равно?" На эти и подобные вопросы участники отвечают в ходе занятий.

       После осмысления своих взаимоотношений с нормами права участник погружается в политические отношения. Здесь у него появляется возможность "примерить" роль политического лидера или его доверенного лица, поучаствовать в заседании фракции политической партии и т.п. Эта сфера особенно актуальна для современной политической обстановки, которая сложилась в нашей стране. Человек должен наконец осознать себя активным участником политической жизни общества, понять, что от его сознательного выбора может измениться ситуация в государстве и главное — его собственная жизнь. А для активного участия в политических процессах, как минимум, нужны элементарные навыки практической политической деятельности, которые и отрабатываются в ходе тренинга.

       После сферы политики группа переходит к изучению культурного потенциала каждого участника. "Насколько я соответствую образу культурного человека? ", "Что я успел впитать, вобрать в себя из безбрежного моря культуры?", "К чему успел прикоснуться в огромном мире прекрасного?" На эти вопросы участник тренинга должен прежде всего ответить самому себе и группе. Причем культура рассматривается так же больше в практическом ключе, чем в теоретическом. Важно применять, использовать все то, что ты знаешь в реальной жизни, во время общения с людьми, на своей работе, во время отдыха и т.д. Поэтому участники на практике совершенствуют свои культурные навыки в процессе разнообразных этюдов и упражнений.

       Следующая сфера — мораль. Кроме крепкого здоровья, интересной работы, бережного отношения к природе и хорошей ориентации в мире прекрасного, человек должен уметь уважать моральные нормы и следовать им. Нет ничего хуже здорового и образованного циника, который совсем не считается с нормами нравственности. Как складываются отношения с моралью у каждого из участников? Над чем им стоит задуматься? Над чем поработать? Вот вопросы, стоящие в центре этого раздела.

       После осмысления этих социальных сфер участник переходит к проблемам семьи. Эта сфера дает возможность увидеть свое будущее в сложной семейной жизни, установить степень готовности к осуществлению роли супруга (супруги) и родителя, поразмышлять над своим воспитанием и воспитанием своих будущих детей. Заканчивается этот раздел оформлением примерного брачного контракта, в котором фиксируются основные требования супругов ко всем сторонам семейной жизни.

       И, наконец, последняя сфера межличностного общения ("Я среди людей") логически завершает занятия, обобщая всю информацию, полученную на протяжении тренинга. Участники получают возможность закрепить отработанные навыки общения, еще раз внимательно проанализировать свою манеру межличностного взаимодействия.

       Завершает тренинг итоговый самоотчет участников и составление профиля личности каждого из них с указанием результатов работы над всеми социальными сферами.

       В каждом разделе тренинга приводится от 6 до 10 упражнений, рассчитанных именно на данную тему. Ведущий в праве самостоятельно выбрать для работы над разделом не менее 4 этюдов с таким расчетом, чтобы все социальные сферы были равномерно представлены. Тем самым сохраняется общая логика тренинга-марафона.

       При изложении многих упражнений приводятся примеры из практики. Они дают возможность ведущему, планирующему свои занятия, ознакомиться с ожидаемой реакцией участников тренинга и в какой-то мере подготовиться к неожиданностям, которые встречаются во время марафона.

       Многие этюды сопровождаются различными аналитическими таблицами, ведомостями, бланками. Это нужно для того, чтобы получаемая и анализируемая информация была более четко и объемно представлена участниками. Такая форма представления значительно глубже откладывается в сознании и прочно остается там.

 

Содержание занятия

Хозяин своей судьбы тот, кто

умеет пожинать плоды своих неудач

Шевелев И.Н.

       В данном разделе приведено примерное содержание занятий марафона "Школа жизни", которые охватывают все социальные сферы, представленные в тренинге. Еще раз подчеркнем, что это лишь основа ля организации специализированного тренинга-марафона. Все приведенные этюды, упражнения и процедуры апробированы в ходе тренинговых занятий со старшеклассниками различных школ.

       Вводная часть

       Цель. В первую очередь необходимо создать благоприятные условия для работы группы, подробно ознакомить участников с основными принципами социально-психологического тренинга (или напомнить им об этом), вместе продумать и принять правила работы именно этой группы, начать освоение приемов самодиагностики и способов самораскрытия, приступить к освоению активного стиля общения и способов передачи и приема обратной связи.

       Рекомендации ведущему. Вашей основной задачей во время тренинга, а особенно в первые часы (на первых занятиях, если тренинг проводится в виде нескольких встреч), является создание самых благоприятных условий для активной самостоятельной и продуктивной работы каждого участника над собой.

       Психологический комментарий. Учитывая сложность проведения тренинга-марафона и чрезвычайную важность роли ведущего в групповых процессах, вам желательно поучаствовать в такого рода группе в качестве ее члена и иметь опыт проведения более простых тренинговых занятий..

 

Примерное содержание вводной части

1. "Раздели мою радость со мной!"

       "Мы начинаем нашу работу с традиционной процедуры знакомства участников. Сейчас каждый из вас оформит себе визитную карточку. В ней нужно указать свое тренинговое имя. При этом вы вправе взять себе любое имя. Его нужно написать разборчиво и достаточно крупно, а затем закрепить свою визитку на груди так, чтобы все члены группы могли прочитать ваше имя. В дальнейшем на всем протяжении тренинга мы будем обращаться друг к другу по именам.

       У вас 3 минуты для того, чтобы вы сделали свои визитки и подготовились к знакомству. Затем вам дается 10 минут, чтобы подойти к возможно большему количеству участников, поприветствовать друг друга, начиная диалог словами: "Здравствуй, раздели мою радость со мной..".. Во время взаимных приветствий вам нужно рассказать партнеру о своей радости. Лучше, если каждый раз это будет новая радостная весть. Постарайтесь вспомнить что-то из последних событий, которые были вам приятны и радостны. Например, "Здравствуй, Макс, я хочу тебе сказать, что мне удалось помириться со своим очень хорошим другом".

       Рекомендации ведущему. Вам следует позаботиться о карточках для оформления визиток, о булавках, ручках и карандашах. В случае, если несколько участников выберут себе одинаковые имена, посоветуйте им найти вариант этого имени, например, Полина, Поля и т.п., или взять другое тренинговое имя. Это нужно для целого ряда упражнений и этюдов.

       После окончания 10 минут пригласите всех участников в большой круг и попросите вспомнить всех о радостных событиях, которые произвели наибольшее впечатление.

       Психологический комментарий. Это самое первое упражнение тренинга и оно должно помочь участникам раскрепоститься, настроиться на внимательное отношение друг к другу. Уже с этого упражнения члены группы должны понять, что основной принцип, помогающий понять себя и других, — это внимание к человеку.

2. "Обсуждение и принятие правил"

       "Любая группа людей, собирающихся начать большую работу, договаривается об основных правилах, соблюдение которых помогает получить максимально возможный результат. Нам также необходимо договориться о правилах, которые должен соблюдать каждый участник после того, как он подпишет контракт и станет полноправным членом тренинговой группы. Сначала я предлагаю ознакомиться с теми правилами, которые обычно используются во время подобных занятий. Мы обязательно обсудим их, и, если потребуется, внесем необходимые коррективы. А затем проголосуем за согласованный перечень правил именно нашей группы.

       Во время обсуждения этих правил любой из вас может просить разъяснения смысла того или иного положения. Вы вправе вносить свои предложения по их изменению, высказывать сомнения в целесообразности, настаивать на исключении того, что не устраивает вас. Поймите сразу, что от вашей активности во время этого обсуждения зависит эффективность работы нашей группы".

       2.1. Доверительный стиль общения. Для того, чтобы группа работала с наибольшей отдачей, чтобы участники максимально доверяли друг другу, в качестве первого шага к практическому созданию климата доверия предлагается принять единую форму обращения на “ты”. Это психологически уравнивает всех членов группы, в том числе и тренера, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта и т.д..

       2.2. Общение по принципу "здесь и теперь". Многие люди стремятся не говорить о том, что они чувствуют, что думают, так как боятся показаться смешными. Для них характерно стремление уйти в область общих рассуждений, заняться обсуждением событий, случившихся с другими людьми. Это срабатывает "механизм психологической защиты". Но основная задача нашей работы — превратить группу в своеобразное объемное зеркало, в котором каждый из вас смог бы увидеть себя во время своих разнообразных проявлений, лучше узнать себя и свои личностные особенности. Поэтому во время занятий все говорят только о том, что волнует каждого именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит с нами в группе.

       2.3. Персонификация высказываний. Для более откровенного общения во время занятий мы отказываемся от безличной речи, помогающей скрывать собственную позицию и тем самым уходить от ответственности за свои слова. Поэтому мы заменяем высказывание типа: "Большинство людей считает, что…". на такое: "Я считаю, что... ", "Некоторые из нас думают... " на "Я думаю... " и т.п. Отказываемся мы и от безадресных суждений о других. Заменяем фразу типа: "Многие меня не поняли" на конкретную реплику: "Оля и Соня не поняли меня".

       2.4. Искренность в общении. Во время работы группы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, то есть только правду. Если нет желания говорить искренне и откровенно, то мы молчим. Это правило означает открытое выражение своих чувств по отношению к действиям других участников и к самому себе. Естественно, что никто не обижается на высказывания других членов группы. Мы испытываем только чувство признательности и благодарности за его искренность и откровенность.

       2.5. Конфиденциальность всего происходящего в группе. Все, что происходит во время занятий ни под каким предлогом не выносится за пределы группы. Мы уверены в том, что никто не расскажет о переживаниях человека, о том, чем он поделился во время занятия. Это помогает нам быть искренними, способствует нашему самораскрытию. Мы не боимся, что содержание нашего общения может стать известным другим людям, кроме членов группы. Мы доверяем друг другу и группе в целом.

       2.6. Определение сильных сторон личности. Во время занятий (в ходе упражнения или его обсуждения, в процессе выполнения заданий или этюдов) каждый из нас стремится подчеркнуть положительные качества человека, с которым мы работали вместе. Каждому члену группы — как минимум одно хорошее и доброе слово.

       2.7. Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего в группе мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение. Мы не используем высказывания типа: "Ты мне не нравишься", а говорим: "Мне не нравится твоя манера общения". Мы никогда не скажем: “Ты плохой человек”, а просто подчеркнем: “Ты совершил плохой поступок”.

       2.8. Как можно больше контактов и общения с различными людьми. Разумеется, у каждого из нас есть определенные симпатии, кто-то нам нравится больше, с кем-то более приятно общаться. Но во время занятий мы стремимся общаться со всеми членами группы, и особенно с теми, кого меньше всего знаем".

       2.9. Активное участие в происходящем. Это норма поведения, в соответствии с которой в любую минуту мы реально включены в работу группы. Мы активно смотрим, слушаем, чувствуем себя, партнера и группу в целом. Мы не замыкаемся в себе, даже если узнали о себе что-то не очень приятное. Мы не думаем только о себе, получив много положительных эмоций. Мы все время в группе, внимательны к другим, нам интересны другие люди.

       2.10. Уважение говорящего. Когда высказывается кто-то из членов группы, мы его внимательно слушаем, давая человеку возможность сказать то, что он хочет. Мы помогаем говорящему всем своим видом показывая, что мы слушаем его, что мы рады за него, что нам интересно его мнение, его внутренний мир. Мы не перебиваем человека и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого мы задаем свои вопросы, благодарим его или спорим с ним.

       2. 11. Постоянный самоанализ. В конце каждого упражнения и этюда, а тем более после завершения смыслового раздела тренинга проводится процедура осмысления тех трудностей, с которыми столкнулись участники. Каждый из них имеет право поделиться с другими своими впечатлениями, ощущениями, мыслями, которые возникли во время работы. Режим самоанализа должен войти в привычку участников тренинга.

       Рекомендации ведущему. Вы подробно объясняет участникам эти правила, даете исчерпывающие ответы на все возникающие у них вопросы. После этого обсуждаются поступающие от участников предложения об изменении правил или добавлении новых. Во время обсуждения правил вы даете возможность высказаться желающим, выслушиваете все предложения и замечания и проводите их обсуждение. После голосования окончательно согласованные и принятые правила являются законом для работы группы.

       Если кого-то из членов группы эти правила не устраивают, он должен принять решение: признать эти правила и следовать им во время работы группы, или не начинать занятия совсем. Свой выбор участник делает самостоятельно, без советов и давления со стороны других членов группы. Вам также не следует настаивать.

       Психологический комментарий. Обсуждение и принятие правил очень серьезный и ответственный этап, так как в зависимости от степени осознания участниками тренинга принимаемых ими правил будет строиться работа группы особенно на первых занятиях. Поэтому на процедуру объяснения, обсуждения и принятия правил группы нужно отвести достаточное количество времени, чтобы потом постоянно не возвращаться к ним. Очень важно добиться понимания и внутреннего принятия данных правил каждым участником предстоящего тренинга.

Система стимулирования

       В ходе данного тренинга используется специально разработанная система стимулирования участников, включающая в себя оценку работы (соблюдение принятых правил, степень включенности, осознание происходящего, умение ориентироваться в заданной ситуации и т.д.). Стимулирование осуществляется как прямым поощрением участников определенным количеством баллов, так и их наказанием с помощью штрафных баллов. Рекомендуются следующие способы оценки:

       1. Оценка ведущим каждого участника. После проведения очередного этюда или упражнения тренер называет то количество баллов, которое получает каждый участник в зависимости от заранее заданных и объявленных критериев. Как правило, оценка ведущего не превышает 10 баллов и не обсуждается, так как в соответствии с контрактом, который подписывают участники, тренер всегда прав.

       Это способ оценки действий участников целесообразно использовать в самом начале тренинга и после наиболее сложных этюдов и упражнений. Постепенно следует переходить к другим оценкам, чтобы помочь участникам научиться делать выбор, принимая на себя ответственность.

       2. Индивидуальная самооценка участника. В этом случае тренер называет минимальный и максимальный балл, например, от 5 до 10 баллов за проведенный этюд. Участник самостоятельно решает вопрос о том, насколько эффективно он отработал в этом этюде и свое мнение выставляет в ведомости учета. Его оценка может быть заслушана группой и в случае необходимости откорректирована. Этот способ помогает формированию критического отношения к себе.

       3. Распределение определенной суммы баллов. Ведущий выдает за проведение того или иного этюда определенную сумму баллов. Участники должны самостоятельно распределить ее между собой, но при этом категорически запрещается делить полученную сумму поровну или бросать жребий. Эти принципы распределения баллов в ходе тренинга использовать нельзя. Группа самостоятельно решает, по каким критериям она будет делить полученные баллы. Если участники не успевают разделить эту сумму баллов за отведенное, как правило, очень ограниченное время, то вся группа получает штраф в баллах. Если группа успевает, то все получают дополнительный премиальный балл.

       Этот способ помогает освоить групповые формы работы, вносит большой эмоциональный накал, учит быть более терпимым и сдержанным по отношению к другим. Но он может способствовать и возникновению разногласий, конфликтов и определенных трений между участниками. Поэтому его использование должно быть дозированным.

       4. Взаимная оценка (в парах, микрогрупп и больших групп друг друга). В этом случае минимальную и максимальную сумму баллов также называет тренер. Участники самостоятельно оценивают друг друга в пределах указанной ведущим суммы баллов. Например, тренер задает диапазон оценки от 5 до 8 баллов. Группа решает самостоятельно, кому и какой балл в пределах указанных следует поставить в зависимости от критериев, которые может задать тренер на время выполнения этюда, или участники сами выбирают эти критерии.

       Это один из самых предпочтительных способов оценки, так как он дает возможность потренироваться в ответственном отношении к другим людям, их поступкам и словам. Это хорошая практика социальной активности.

       5. Решение лидера. Ведущий выдает на микрогруппу определенную сумму, а оценка, то есть распределение баллов осуществляет лидер каждой микрогруппы по своему усмотрению. Какими критериями он при этом руководствуется, лидер решает сам. Лидер может это объяснять группе или нет, если группа этого не требует.

       Данный способ — это прекрасная возможность формирования лидерских качеств, умения принимать ответственность на себя. Его целесообразно использовать в большинстве групповых форм работы, особенно во второй части тренинга.

       6. Перераспределение баллов. В этом случае баллы, которые должна была получить группа, занявшая последнее место, передаются остальным группам. Группы должны поделить эти баллы между собой, а потом внутри групп, между отдельными участниками. Для первичного распределения баллов между группами представители каждой из них должны обосновать свои притязания на то или иное количество баллов. Это может быть устное обоснование или письменное заявление с указанием оснований, по которым группа претендует на определенную часть баллов. Окончательно вопрос решается голосованием представителей групп, но его может решить и сам тренер. После получения определенной части баллов группа самостоятельно распределяет их внутри по своему усмотрению в соответствии с третьим способом ("Распределение определенной суммы баллов").

       Этим способом не следует злоупотреблять, чтобы в группе не возникло раздражения и отрицательных эмоций, связанных со злорадством по поводу ошибок и неудач слабых участников. Но, с другой стороны, это эффективный способ воздействия на тех, кто недостаточно активно включен в работу.

       7. Премиальные баллы за быстроту и правильность выполнения заданного этюда. Участник, первым выполнивший задание того или иного этюда, получает первую премию (до 5 баллов). Кто выполнил вторым, получает вторую премию (3 балла), третьим — третью (1 поощрительный балл). Если идет соревнование групп, то размер премий увеличивается с таким расчетом, чтобы группа-лидер могла получить по 1-3 балла на каждого члена группы.

       Этот способ хорошо стимулирует участников, но не следует его использовать слишком часто, чтобы не произошло потери глубины и содержания работы в погоне за скоростью выполнения задания.

       8. Премиальные баллы за место в итоговом ранге. По ходу работы участники постоянно подводят итоги и проводится их ранжирование. В этом случае используется обратная зависимость: участник, стоящий первым в ранге, получает максимальный премиальный балл, а несколько последних — штрафуются. Величина премиального балла зависит от количества участников тренинга. Если в группе до 15 человек, то премиальный балл первого участника должен быть в пределах 10, второй получает 9, третий — 8 и т.д., а штрафы составляют от 5 до 1 балла. Если группа значительно больше, то премиальный балл первого стоящего в ранге увеличивается до 20 баллов, а штраф — от 10 баллов и менее.

       Возможен вариант премирования целыми группами в ранге. Например, тренер премирует сразу первые пять человек по 10 баллов каждому участнику, следующие пять получают по 8 баллов, еще одна группа стоящих рядом в одном ранге, получает по 6 баллов, а последние 5 человек платят штраф в размере 5 баллов. Этот способ целесообразно использовать, когда у участников, стоящих в ранге, одинаковые или очень близкие результаты.

       9. Собственный премиальный фонд участника. Ведущий периодически выдает каждому участнику премиальный фонд, который тот может оставить себе или распределить его между другими участниками тренинга. В этом случае участник имеет право при объявлении ведущим о выдаче очередного премиального фонда сразу записать всю сумму на свой счет. Но участник вправе передать часть своих баллов другому человеку. По каким критериям это делается, каждый решает самостоятельно, но при желании той или другой стороны эти мотивы можно объяснять. Участник, получивший оче<


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.077 с.