Как форма специально организованного общения — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Как форма специально организованного общения

2020-01-13 113
Как форма специально организованного общения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Нигде не найти покоя тому, кто не нашел его в себе самом.

Ф. Ларошфуко, французский писатель

       Социально-психологический тренинг — это форма специально организованного общения, психологическое воздействие которого основано на активных методах групповой работы. В ходе тренинга значительно эффективнее решаются вопросы развития личности, успешно формируются коммуникативные навыки. Тренинг позволяет участникам сознательно пересмотреть сформированные ранее стереотипы и решать свои личностные проблемы. Разумеется, ведущему не следует рассчитывать на глубокие изменения в сознании членов группы после одного занятия, но, как правило, в ходе тренинга у большинства из них происходит смена внутренних установок участников, пополняются их психологические знания и появляется определенный опыт позитивного отношения к себе, к окружающим людям и к миру в целом.

       Участники социально-психологического тренинга во время занятий, овладевая различными способами межличностного взаимодействия, становятся более компетентными в сфере общения. Это особенно важно сегодня, так как произошел своеобразный коммуникационный "взрыв" — значительная интенсификация отношений в сфере общения. Подобное явление вызвано дальнейшим расширением и углублением специализации практически во всех областях человеческой деятельности. Все это вызывает необходимость в более эффективной координации усилий в различных отраслях жизни, бурное развитие средств связи и транспорта, активизирует обмен информацией разнообразного содержания. Перечисленные изменения делают человеческие контакты легко и быстро воспроизводимыми, а главное — необходимыми и часто просто неизбежными, и даже принудительными. Каждый человек должен быть к этому готов.

       Компетентность в сфере общения стала одной из главных составляющих высокого профессионального уровня. Причем это относится не только к таким профессиям, как менеджер, работник сферы обслуживания, педагог или социальный работник, где требуется уже специальная коммуникативная подготовка, но и практически ко всем остальным типам профессий, так как любой работник так или иначе включается в информационный обмен, взаимодействует с людьми (коллеги, клиенты и т.п.).

       И в обычной жизни у человека, не понимающего себя, не знающего сильные и слабые стороны своего характера, а тем более не умеющего общаться с другими людьми, могут возникать весьма серьезные проблемы. Изменившиеся условия жизни заставляют его отказываться от многих привычек, ломают сформированные ранее стереотипы, которые еще совсем недавно помогали успешно справляться с различными затруднениями. Неподготовленному человеку очень трудно в этой ситуации решать возникающие проблемы без "потерь", нервных срывов и даже заболеваний. Часто это происходит из-за того, что он боится обратиться за помощью к своим близким, знакомым, окружающим людям, так как просто не умеет общаться или боится широкого общения.

       Одно из основных достоинств тренинга в том, что во время занятий человек чувствует себя принятым и активно принимающим других. Он пользуется полным доверием группы и самое главное — не боится доверять свои мысли и чувства, переживания и сомнения другим. В группе создаются условия, когда каждый член группы окружен человеческим вниманием и душевным теплом, он имеет возможность искренне заботиться о других участниках тренинга, помогать им в случае необходимости и вправе рассчитывать на их помощь и поддержку.

       Работая в тренинговой группе, участник может активно экспериментировать с различными стилями общения, осваивать и отрабатывать совершенно иные, не использованные ранее коммуникативные умения и навыки, ощущая при этом психологическую поддержку, комфорт и личностную защищенность. С этой точки зрения, тренинг следует рассматривать как целенаправленную и интенсивную подготовку к более активной и полноценной жизни в обществе.

       Важнейшая задача социально-психологического тренинга — помочь участнику выразить себя своими индивидуальными средствами, именно своими, т.е. характерными для каждого члена группы, а для этого сначала нужно научиться воспринимать и понимать себя.

       Самовосприятие личности осуществляется по пяти основным направлениям:

       1. Восприятие себя через соотнесение себя с другим человеком. Мы часто используем другого человека в качестве модели, удобной для наблюдения и анализа своих личностных особенностей. В этом случае мы смотрим на себя как бы со стороны, соотносим свои поступки с поведением другого человека, про себя спрашивая: "А я так смог бы?" или утверждая: "А я могу лучше, выше, больше и т.д"..

       Тренинговые занятия дают участникам прекрасную возможность идентифицировать, сопоставить себя с другими членами группы. При этом происходит коррекция самооценки в ту или иную сторону. Здесь принципиальное значение имеет состав группы, т.е. люди, с которыми будут сравнивать себя участники.

       2. Восприятие себя через восприятие себя другими людьми. Мы используем информацию, передаваемую нам окружающими. В данном случае функционирует так называемый механизм "обратной связи", когда мы узнаем, что же о нас думают другие люди.

       Во время социально-психологического тренинга постоянно действует обратная связь, что позволяет участникам узнавать мнение членов группы о своей манере поведения, о чувствах, которые испытывают люди, вступающие с ними в контакт. Причем эта информация может быть легко проверена прямым вопросом: "А как ты относишься к моим словам?" или "Что ты думаешь о моем поступке?" Участники должны быть готовы к действенной и эффективной обратной связи. Это суть тренинга.

       3. Восприятие себя через результаты собственной деятельности. Мы сами вправе оценивать то, что сделали. Это механизм самооценки, который может помогать развитию личности или мешать этому процессу. Прежде всего он влияет на самооценку, что особенно важно для формирующейся личности школьника.

       В группе тренинга осуществляется постоянное определение уровня самооценки каждого участника и ее необходимая коррекция.

       4. Восприятие себя через наблюдение собственных внутренних состояний. Мы в состоянии осмысливать, проговаривать, обсуждать с окружающими свои переживания, эмоции, ощущения, мысли.

       В этом одно из принципиальных отличий тренинга от других форм работы — проникновение в свое "Я", получение опыта понимания своего внутреннего мира. Подавляющее большинство тренинговых этюдов, упражнений и процедур направлены именно на решение этой задачи — понять себя, свое "Я".

       5. Восприятие себя через восприятие собственного внешнего облика. Мы принимаем свое тело, свое физическое "Я" как то, что у нас есть от рождения. В этом случае мы можем радоваться, глядя в зеркало: "Как здорово, что у меня такой нос (рот, уши, глаза и т.д.)" и огорчаться, спрашивая себя: "Ну почему у меня такой нос (рот, уши, глаза и т.д.)?"

       В ходе тренинга участники учатся принимать свой внешний облик таким, какой он есть, и, приняв его, развивать себя и свои возможности.

       Основная гуманистическая идея любого из приведенных тренингов заключается в том, чтобы не принуждать человека, не давить на него, а помочь ему стать самим собой, принять и полюбить себя, преодолеть стереотипы, мешающие ему жить радостно и счастливо, прежде всего в общении с окружающими людьми в различных социальных сферах.

       Для эффективного функционирования группы социально-психологического тренинга руководителю, организующему и проводящему занятия, необходимо осознать общую цель тренингаразвитие личности.

       Наряду с этой основной целью назовем ряд сопутствующих:

       а) повышение социально-психологической компетентности участников и развитие их способности эффективно взаимодействовать с окружающими;

       б) формирование активной социальной позиции участников и развитие их способности производить значимые изменения в своей жизни и жизни окружающих людей;

       в) повышение уровня психологической культуры.

       Цели социально-психологического тренинга конкретизируются в частных задачах:

       1. Овладение новыми социально-психологическими знаниями;

       2. Развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей;

       3. Диагностика и коррекция личностных качеств и умений, снятие барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям;

       4. Изучение и овладение индивидуализированными приемами межличностного взаимодействия для повышения его эффективности.

       Цели и задачи тренинга отрабатываются на разнообразном социальном материале тех сфер, в которых участвует любой человек практически на протяжении всей своей сознательной жизни.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.