Индивидуальность и творчество. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальность и творчество.

2020-01-13 209
Индивидуальность и творчество. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ученые едины во мнении, что индивидуальность, как самобытность ярче всего проявляется в творческой деятельности. Именно творчество дает мощный импульс для развития индивидуальности.

Несмотря на то, что творчество является высшим проявлением феномена человека, оно изучено недостаточно. Причиной этому то, что творческий процесс спонтанен и его достаточно сложно оценить естественнонаучными методами.

Творчество – в широком смысле – есть созидание нового. В узком смысле – психический акт, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания в относительно новой форме.

Резкий перелом в отношении к проблеме творчества в педагогике произошел в 60 – 70-х годах прошлого века. Появились творчески работающие педагоги - новаторы: Ш.А. Амонашвили, Т.И. Гончарова, В.И. Загвязинский, Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, Ю.Л. Львова, М.М. Поташник, В.А. Сухомлинский, В.Е. Храпов, В.Ф. Шаталов и др.

Результаты новаторства заинтересовали не только педагогов, но и психологов, которые стали изучать психологические особенности творчества в обучении и воспитании и механизмы творческой деятельности в педагогической психологии.

 

Была сформулирована гипотеза, согласно которой творчество в самом широком смысле выступает, как механизм развития.

Творческая деятельность, в свою очередь, – разновидность преобразующей, продуктивной деятельности. От репродуктивной деятельности она отличается тем, что осуществляется не по принципу реакции на изменение среды, а по принципу создания новой среды, что в конечном итоге приводит к появлению нового продукта.

Ученые утверждают, что задатки творческой деятельности присущи каждому человеку. Нужно суметь их раскрыть и развить. Проявление творческих способностей варьирует от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных, но сущность творческого процесса одинакова для всех. Стимулом творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами.

Творчество детей оценивается, как:

  • истинная ценность ребенка;
  • подлинный способ существования;
  • универсальный компонент, определяющий смысл бытия ребенка,
  • непосредственное ощущение жизни, переживание, становление в отношениях с миром, в процессе освоения себя, людей и всего человеческого бытия.

Ученые рассматривают виды творчества в соответствии с разнообразными видами практической и духовной деятельности и различают:

  • производственно-технический
  • изобретательский
  • научный
  • политический
  • организаторский
  • философский
  • художественный
  • мифологический
  • религиозный
  • повседневно-бытовой и т.п.

 

В процессе углубления теории творчества и обогащения ее новыми знаниями, возникла практическая потребность развития индивидуальности средствами творчества и возникло новое научное понятие – «творческая индивидуальность».

Начало XXI века ознаменовано повышенным интересом к проблеме творческой индивидуальности. Особенно активно исследуется творческая индивидуальность учителя. Реализация творческой индивидуальности педагога происходит через авторские программы и авторский подход к обучению.

К чертам творческой индивидуальности учителя можно отнести следующие:

  • творческая направленность личности — желание создавать новое, мотивация, способности, мышление, волевые качества;
  • неповторимость, своеобразие, уникальность, единичность, необычность, яркость, оригинальность, проявляющиеся в поведении, деятельности и ее результатах, продуктах творчества;

Реализация творческой индивидуальности детей происходит через сольные выступления.

Черты творческой индивидуальности учеников:

  • со стороны внутреннего содержания творческая индивидуальность характеризуется «самостью» (самосознание, самобытность, самодеятельность, самоактуализация, самопонимание, самоопределение, самосовершенстование);
  • с внешней стороны творческая индивидуальность выражается в оригинальности, непохожести, необычности.

Развитие индивидуальности.

Являясь процессом обновления, рождения нового и отмирания старого, развитие противоположно регрессу, деградации. Источником и внутренним содержанием развития является наличие противоречий между старым и новым.

Современная педагогическая наука, опираясь на философские и психологические исследования, ставит своей целью развитие индивидуальности человека с целью сохранения его самобытности.

Компоненты творческой индивидуальности:

1.Высокий личностный смысл всего, что происходит в процессе деятельности (самомотивация к деятельности вообще и творческой деятельности, в частности), самостроительство и самосовершенствование.

2. Интерес к людям, проявление высоких нравственных качеств, общение – значимая ценность, широта увлечений, высокий уровень эмпатии;

3. Гуманно-созидающее влияние на окружающих, оптимизм, сензитивность.

4. Интуиция, способность предчувствовать, воля и целеустремленность.

5. Интеллектуальность, философское отношение к действительности.

6. Способность творить.

7. Независимость суждений и поведения.

8. Эмоциональная экспрессивность.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.