Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2020-01-13 | 247 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Типология культурно-исторических парадигм графического дизайна классическая, модернистская и постмодернистская парадигмы как типы культурно-исторических проектных концепций и как исторические эпохи.
Самое удивительное в графическом дизайне – постоянное изменение собственной предметной парадигмы профессии, изменение мышления, способов видения, эстетик. Первый, самый крупный, обобщенный уровень таких изменений – культурно-исторический. За время развития европейской типографики, ведущей свой отсчет с момента изобретения книгопечатания, произошла смена трех эстетических систем, культурно-исторических парадигм. Это классическая визуальная культура (XV – начало XX века), модернистская (почти весь XX век), и, наконец, буквально на наших глазах на профессиональную сцену выходит третья суперсистема – постмодернистская (с конца XX века).
Одновременно классическая, модернистская и постмодернистская парадигмы (названия их достаточно условные, рабочие) выступают не только как исторические эпохи, но и как типы проектных концепций. Типологический смысл культурно-исторических парадигм проясняет теория трех эстетик. В свете этого подхода классическая парадигма воплощает эстетику формосообразности (или эстетику завершения). Это эстетика формы, гармонии, здесь созидается «красота красивая». Модернистская парадигма воплощает эстетику целесообразности (эстетику тождества). «Красотой» в графическом дизайне становится визуальная коммуникация, целесообразная, эффективная, однозначная передача информации. Здесь эстетически переживается не красота, а «истина», и красота модернизма – умная. Постмодернистская парадигма воплощает эстетику смыслосообразности (эстетику различия), в постмодернизме доминирующей эстетической координатой становится ось «добро – зло».
|
Пространство с точки зрения композиционных осей. Невидимые обычному взору оси, структурирующие пространство – фундаментальная профессиональная характеристика. Классическое пространство с этой точки зрения – пространство симметрии. Главной характеристикой такого пространства является центрально-осевая симметрия, структурирующая типографические композиции на протяжении нескольких веков. В начале ХХ века классическая ось рухнула, и из ее обломков в модернистской визуально-культурной парадигме образовалась координатная система ортогональных осей – модульная сетка, главный инструмент управления графическим пространством. Ритмический тип композиции стал ведущим формо-образующим фактором модульной типографики. Модернистское пространство – пространство порядка, который стремится свести все к элементарным геометрическим первоэлементам – круг, треугольник, квадрат. В противоположность этому виртуальное пространство постмодернизма – живописное, многоакцентное, многоосевое пространство свободы.
(С.И. Серов. Гармония классической типографики)
Добавлю немного от консультации.
Композиция – организация объектов в пространстве.
Классическая парадигма (Новое время+ренессанс+классицизм). Модернизм 20 век
В классицизме важен композиционный центр, в модернизме вся среда целиком. Отсюда и модернистская самоценность плоскости как носителя среды. («Чёрный квадрат»).
Композиция - это понятие художественно-пластическое, основополагающее для тех практик, которые имеют дело с организацией отдельных элементов в пространстве и во времени.
Парадигма — это система взглядов и правил, определяющих целостный подход к изучаемому явлению или области деятельности (в нашем случае - к композиции).
Когда мы говорим о классической композиционной парадигме — мы имеем ввиду Новое время — хронологический этап от Ренессанса до середины XIX века, то есть до того периода (включительно), который можно широко определить как Классицизм. Это примерно 4 века: от XV до XIX столетия. Композиционная парадигма Нового времени строится вокруг антропоцентричности мира, окружающего человека. Человек есть мера всех вещей - эта мысль древнегреческого философа была интерпретирована художниками Возрождения буквально. Человек как предмет, обладающий своими метрическими характеристиками, как основа для метрического, пластического осмысления окружающего мира. Мир ренессансный - это мир предметный. Есть некая пустотная ненаполненная среда как вместилище для главного героя композиции — человека, а также предметов, мерой которых он выступает. Одно из определений композиции — "соединение предметов в одно целое". Это типично классическое определение. В нем опускается, умалчивается понятие среды. Все для предметов, которые соединяются в одно целое тем или иным композиционным способом.
|
Именно поэтому для классической композиционной парадигмы характерны такие понятия как: предметность, центричность, материальность. Наличие композиционного центра обязательно для классической парадигмы.
Модернистская композиционная парадигма приходит на смену классической сначала постепенно (XIX), а потом все более и более решительно, приобретая свойства революционного и в то же время романтического поворота. Модернизм отстаивает самодостаточность среды. Та вторая роль, которая была уготована среде на протяжении четырех веков классики, радикально сменяется первой. "Картина есть плоскость, покрытая красками" - это слова Сезанна. О чем они? О том, что визуальная модель мира на рубеже XIX и XX веков - это плоскость. Для такого "смотрения" на мир наличие композиционного центра не так важно, как свойства среды, в которую этот центр (если он есть) помещен. Черный квадрат Малевича - это гимн новейшему времени в композиции. Плоскость картины, ее цвет и фактура, средовые характеристики - важнее того, что изображено.
Классич. Парадигма – 19 век (центричность и симметричность), модернистская – 20 век.
Вырождается то, что принадлежало античности (антропоцентричность).
15-19 века – композиция без центра невозможна. Модерн – не только центра объекта но и его среда играет важную роль. Поль Сезанн «Сент-Виктуар».
|
Если вести отсчет с момента изобретения Гуттенберга, то первая фаза – это книжно-классическая культурная парадигма, господствовавшая с ХV до начала ХХ века. Пространство классики – это симметрия, гармония фигуры и фона, нюансный баланс «черного» и «белого», их взаиморастворение и равновесие… Одним словом это называется «серебро».
Визуально-коммуникативная парадигма, доминировавшая на протяжении почти всего модернистского ХХ века – это динамическое пространство контраста и ритма, функционально-структурированного порядка, унификации и комбинаторики, единства и борьбы противоположностей. И виртуально-медийная парадигма, начавшая разворачиваться в конце ХХ века, с постмодернистской «новой волны»,
и продолжающая это делать сегодня на наших глазах. Неуправляемая термоядерная реакция «новой волны» пошла внутрь, в глубины виртуальной реальности. В разлетающемся пространстве постгуттенберговской галактики на первый план выходит значение фона, контекста, «пространства между».
Любая классика ретроспективна. Все лучшее для нее всегда в прошлом, в античности или других золотых веках. Неудивительно, что общее название классических шрифтов – «антиква». Антиквы отличает мягкое, нежное изменение толщины штрихов, каллиграфичность рисунка, теплота следов ручной работы, малоконтрастность основных и соединительных штрихов, наличие маленьких, элегантных открытых элементов и деликатных засечек. Просторное внутризнаковое пространство, затейливо обустроенное вручную. Мелкое очко строчных букв с длинными выносными
элементами. Когда буквы соединяются в слово. Здесь она достигается за счет оптического баланса внутрибуквенных просветов и межбуквенных пробелов.
Особенно, когда слово стоит отдельно от текста, в заголовках, в акцидентных надписях. Тогда классическая типографика использует прописные буквы и набирает их в разрядку,
которая визуально уравновешивает между собой внутрибуквенные и межбуквенные пространства. Интерлиньяж – следующий тип «пространства между». «Золотое правило» классической типографики: расстояние между строками должно быть больше, чем между словами. Иначе возникают вертикальные «дырки», случайные связи
|
межсловных пробелов. (В древности на плитах)
Выход авангарда на авансцену истории не упразднил книжно-классическую парадигму – она навсегда вошла в глубины профессии, став её базовым слоем. Даже в своем буквально историческом выражении она всегда найдёт себе место в жанровых и стилистических нишах актуальной визуальной культуры. Классика всегда с нами и в типологическом аспекте.
В классической эстетике форма соотносилась с культурным образцом. Теперь принцип «форма следует форме» уступает первенство другому – «форма следует функции». Траектория этого движения – «изнутри наружу». Главной функцией графического дизайна начинает осознаваться передача информации, визуальная коммуникация.
С другой стороны, это ещё и особый жанр графического дизайна: знаковые системы. Стилеобразующим жанром классики была книга. В визуально-коммуникативном дизайне
эта роль переходит к знаку. По модели знакообразования, по методу «минимакс» – концентрации в минимальной форме максимального содержания – строятся, по существу, и все остальные жанры. В историческом аспекте путь этой, по сути, модернистской парадигме расчистил футуризм 10-х годов. Под его натиском окончательно ломается композиционная опора классики – ось симметрии. Прежний пространственный строй разрушается до основания. Наконец, в самом конце ХХ века, уже после ярких дебютов постмодернизма, всплеск «нового минимализма» замыкает круг.
|
|
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!