Современные зарубежные теории журналистики и массовых коммуникаций — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Современные зарубежные теории журналистики и массовых коммуникаций

2020-01-13 290
Современные зарубежные теории журналистики и массовых коммуникаций 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Какие группы теорий существуют? Есть теории смежные с политологией, с социологией.

Многие относятся к информационному обществу. Книга Вебстера – как раз про теории информационного общества.

Информационное общество – это стадия развития общества и экономики, для которой характерно:

· увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества

· возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте

· нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ

· создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах

· развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронныхсоциальных и хозяйствующих сетей

 

Новые теории прессы плотно связаны с теориями информационного общества, которых тоже существует несколько:

1) Дэниел Бэлл, информационное общество=постиндустриальному. Белл полагает, что мы входим в новую систему, в постиндустриальное общество, которое, хотя и имеет различные отличительные черты, характеризуется главным образом возрастанием количества и значения информации. Дэниел Белл считает, что информация и в количественном, и в качественном отношении является ключевой для ПИО. С одной стороны, постиндустриализм ведет к увеличению информации, находящейся в пользовании. С другой - Белл утверждает, что в постиндустриальном обществе происходит качественный сдвиг, особенно заметный в связи с возрастанием роли того, что он называет теоретическим знанием. Иначе говоря, в мире ПИО становится не просто больше информации, здесь вступает в игру другой тип информации - знание. Отсюда легко понять, почему теорию Белла с такой готовностью подхватили те, кто отстаивает возникновение информационного общества.

2) Мануэль Кастельс доказывает, что мы переживаем переход к «информационной эпохе», главной чертой которой становятся сети, связывающие между собой людей, институты и государства. Это вызывает множество последствий, но самое значительное - возможное усугубление разрыва между возрастающей глобальной деятельностью и обострившимся социальным разделением. Кастельса интересуют обе стороны вопроса, он хочет исследовать и способы, которыми глобализация усиливает интеграцию людей и различных процессов, и связанную с ней фрагментацию и дезинтеграцию. Он говорит о том, что принадлежность к сети становится важнее, чем содержание. Внутренняя иерархия ослабевает.

3) Герберт Шиллер. Придерживался про-марксистских теорий. На первом месте в списке приоритетов - развитие информации и информационных технологий в интересах частного бизнеса, а не в интересах общества в целом. Поэтому информационные технологии несут на себе, прежде всего, отпечаток корпоративного капитала, а уж потом - любой другой группы интересов в современном обществе.

4) Юрген Хабермас. информационное общество - это такое общество, в котором создание и распространение информации подчинено целям рекламных кампаний, стало делом специалистов по дезинформации из министерства обороны, экспертов по связям с общественностью, парламентских л оббистов; общество, в котором несоразмерно большую роль играют «надежные источники», близкие к правительственной Даунинг-стрит. С его точки зрения, публичная сфера не только ослаблена вторжением рекламы и присущей ей этики, но ей еще нанесен существенный урон технологиями пиара.

Глобализация - это процесс экономического, социального, культурного развития, характеризующийся сосуществованием разнонаправленных тенденций: на фоне глобализации вместо ожидаемого исчезновения региональных отличий происходит их сохранение и усиление. Вместо слияния и унификации возникают и набирают силу явления иного направления: сепаратизм, обострение интереса к локальным отличиям, рост интереса к традициям глубокой древности и возрождению диалектов.

 

Есть теории, которые близки политической коммуникации. 

Неомарксизм. В России важен, потому что манипуляция сознания, воздействие на аудиторию. Франкфуртская школа. Сильно повлияла на Российскую теорию. Маркузе. 60-е годы. Концерн Акселя Шпрингера.

Так же имеется группа теорий, которая описывает системы СМИ. Связывающая политичсекий строй с моделью прессы. 4 теории прессы (либертарианская, коммунистическая, авторитарная, теория социальной ответственности).

В литературе описаны четыре основных теории прессы. Первая и самая старейшая - это авторитарная теория. Королевские династии Тюдоров и Стюартов вполне искренне считали, что печать принадлежит королевской власти и поэтому обязана поддерживать ее политику. Этой точки зрения достаточно долго придерживалась и церковь. Церковные иерархи допускали сомнения и дискуссии исключительно в своей среде, отказывая обществу, в том числе и печати, в праве искать другие варианты Истины и по-своему трактовать Божественные помыслы. С ХУ11 века, с появления в Англии патентной системы, в издательском деле начинается разрушение королевской власти над печатным словом. К этому я бы добавил для справки, что за всю историю в Англии казнили только трех издателей за публикацию материалов, опасных для государства, - в ХУ1, ХУ1 и ХУ111 веках.

В ХХ веке жесткий авторитаризм в отношениях с прессой взяли на вооружение диктаторы - Гитлер, Муссолини и Сталин. Фюрер, в частности, неоднократно высказывался с большим презрением к объективности прессы, утверждал, что непартийные СМИ должны исчезнуть. И они исчезали, часто вместе со своими редакторами.

В западных странах в это же время последовательно развивалась либертарианская теория прессы и соответствующие механизмы по ее реализации. Главной целью либертарианских СМИ стала не безоглядная поддержка власти, а скорее контроль за властью. Кроме того, свободная пресса старалась объективно информировать развлекать читателя, критиковать правительство за ошибки и в конечном итоге находить истину.

Особняком в истории человечества стоит советская коммунистическая теория прессы. У нас у всех в памяти гвоздем сидит известный ленинский тезис про прессу, которая должна быть не только коллективным пропагандистом, но еще и организатором. Попробуй, не согласись в те годы с партийными агитаторами! Тут тебе не Англия с тремя казненными издателями за триста лет! В СССР счет казненным шел на сотни тысяч.

По мере развития цивилизации возникает новое отношение к прессе. От нее ждут социальной ответственности пред обществом. Не ущемляют в правах. Не ограничивают в прибылях. Но требуют быть саморегулируемой, совестливой, не гневить Бога, исповедовать общественную мораль.

Национальный Институт прессы издал на русском языке замечательную книгу трех выдающихся американских исследователей Фреда С.Сиберта. Уилбура Шрамма и Теодора Питерсона "Четыре теории прессы". В ней хорошо изложено западное понимание социальной ответственности печати: "Свобода несет с собой сопутствующие обязательства, и пресса, которая при нашей системе правления находится в привилегированном положении, обязана нести ответственность перед обществом". Лучше не скажешь. Хотя объективности ради надо признать, что западная пресса пришла к таким воззрениям не сразу и не за один десяток лет.

 

Существует деление теорий по географическому принципу (Теория Манчини):

1) Представлена в Германии, Бельгии, Нидерландах, скандинавских странах, Швейцарии, Австрии. При такой модели исторически сосуществуют две группы СМИ - коммерчески- и социально-ориентированные. Сильно вмешательство государства в дела медиарынка (чаще всего в виде субсидирования изданий с целью поддержания плюрализма мнений) и при этом высокая степень свободы средств массовой информации. Раннее развитие массовой прессы, высокие тиражи газет.

Скандинавская модель прессы по Вартановой Е.Л. Наряду со схожестью исторического развития средств массовой информации в северных странах, в настоящее время представляется возможным сформулировать и другие основания для выделения систем СМИ стран Северной Европы в единую группу. К их числу относятся:

§ общие черты экономического положения и тенденции развития индустрии средств массовой информации;

§ особенности гибкой и многоуровневой государственной политики по отношению к СМИ, предполагающую, с одной стороны, гарантии сохранения плюрализма и многопартийности в прессе, и децентрализацию и демонополизацию аудиовизуальных средств информации, с другой. В последние годы политика северных государств по отношению к СМИ приобретает еще большее сходство в силу аналогичной во всех странах ориентации на построение информационного общества;

§ сходные социально-политические функции прессы и телевидения, предполагающие значительную ответственность СМИ и журналистов перед обществом прежде всего;

 

2) Англосаксонская модель СМИ. Принцип подчеркнутой партийной нейтральности. Вместе с тем – культура таблоидов, которым присуща сенсационность, обычно скандальная. К ней относятся США, Канада, Великобритания, Ирландия. СМИ - это инструмент для зарабатывания денег. Для государства медиарынок, за некоторыми исключениями, такая же экономическая отрасль, как и все остальные. Пресса нацелена на публику, которая может не интересоваться политической сферой. СМИ в этом случае выполняют роль посредника между политическими элитами и обычными гражданами. Поскольку экономика глобализируется, а двигателем глобализации в основном являются американские компании, к этой модели приближается большинство стран.

3) Средиземноморская модель. Эта модель работает, в частности, в Италии, Испании, Греции, Португалии. Характерно относительно слабое развитие коммерчески ориентированных СМИ, довольно сильно вмешательство государства в медиарынок, интересы переплетены между политической и медиасферой. В странах этой модели газеты нацелены прежде всего на немногочисленные и хорошо образованные элитные группы. В силу исторических причин здесь до сих пор прессу читает существенно больше мужчин, чем женщин (в Португалии читателей-мужчин на 34% больше, чем женщин, тогда как в Швеции, например, разница в пользу мужчин составляет лишь 1%). Поскольку печать здесь изначально не была столь сильно распространена, подлинным СМИ в этих странах является телевидение. На медиарынке присутствуют компании, которые получают свои основные доходы в других областях.

Делиберативный процесс – - (от англ. deliberate - обдумывать, взвешивать, совещаться, обсуждать) процесс массовых консультаций фабрик мысли внутри страны по общественно значимым проблемам и привлечения к разработке публичной политики как можно больше граждан.

Теория политического параллелизма – соответствие спектра газетного политическому спектру. Манчини в том числе. Пресса делится на политические блоки, но это не партийная пресса.

 

 

2. Транснациональные корпорации СМИ: понятие, признаки, организационная структура, роль в мировой политике и экономике

ТНК - компания (корпорация), владеющая производственными подразделениями в нескольких странах. По другим источникам, определение транснациональной компании звучит так: компания, международный бизнес которой является существенным. А также компания, на зарубежные активы которой приходится около 25-30 % их общего объёма и имеющая филиалы в двух и более странах.

 

В целом ТНК обеспечивают около 50 % мирового промышленного производства. На ТНК приходится более 70 % мировой торговли, причем 40 % этой торговли происходит внутри ТНК, то есть они происходят не по рыночным ценам, а по так называемым трансфертным ценам, которые формируются не под давлением рынка, а под долгосрочной политикой материнской корпорации. Очень большие ТНК имеют бюджет, превышающий бюджет некоторых стран. Из 100 наибольших экономик в мире, 52 — транснациональные корпорации, остальные — государства. Они оказывают большое влияние в регионах, так как имеют обширные финансовые средства, связи с общественностью, политическое лобби.

Шестерка лидеров:

Time Warner

News Corporation

Bertelsmann

Walt Disney

General Electric

SONY

Возможности диагонального роста. Диагональный рост означает объединение компаний, которые не производят одинаковую продукцию и не участвуют в общем производственном процессе. Эта стратегия роста в конце XX в. стала наиболее популярной, поскольку вела к созданию многоотраслевых диверсифицированных корпораций, способных контролировать цены, перераспределять ресурсы внутри корпораций с прибыльных производств в убыточные, привлекать рекламу транснациональных корпораций, заинтересованных в комбинации различных рекламоносителей. Схема диагонального роста такова: газета + ТВ + PB + компьютерные информационные услуги + немедийные предприятия. В результате этой стратегии создаются национальные конгломераты или транснациональные корпорации, которые владеют, осуществляя контроль, предприятиями разных профилей в одной или нескольких странах.

 

Медиабизнес, как и другие отрасли экономики, находится под воздействием одной из ключевых экономических тенденций XX в. –отчуждения собственности от управления. Все меньше медиакомпаний контролируются медиамагнатами или семьями, стоявшими у их истоков. Все больше предприятий СМИ переходят в собственность акционерных компаний, нанимающих высокооплачиваемых наемных менеджеров. Для последних целью деятельности становится не только увеличение прибыли, но и дальнейшая экспансия. Возглавляемые известными менеджерами XX в. медиакорпорации – TimeWamer - AOL, Berteismann, Vivendi Universal –в 1990-е годы многократно увеличили свое присутствие на рынке, показав примеры беспрецедентного для современной экономики роста. И хотя они не сумели справиться с начатыми преобразованиями[14], направление, выбранное крупнейшими медиакорпорациями, стало индикатором развития. Сегодня целью деятельности многих предприятий СМИ становится рост, расширение на рынке. Это воспринимается как условие устойчивости на рынке и как залог успешной репутации наемных топ-менеджеров.

 

Примеры: концерн Акселя Шпрингера, в который входят Die Welt и Spiegel, а также Руперта Мердока, который в отличие от многих заботится о содержании, а не только о прибыли (цитата Литвиненко).

 

3. Модели общественного вещания за рубежом: история и современность

Конкретные формы реализации концепции общественного вещания в национальных контекстах показывают, что его реальные модели значительно отличаются друг от друга. Поэтому и сама концепция в зависимости от национальной специфики может существовать в разных формах – от «чистого» общественного вещания, изначально действующего в условиях конкуренции с коммерческими телеканалами (хотя прямо сопоставлять ВВС в Великобритании и Yleisradio в Финляндии сложно), до общественно-государственного (France Television во Франции) или публично-правового (ARD и ZDF в Германии).

Важнейшей общей чертой деятельности общественных вещателей в Западной Европе сегодня стало сосуществование общественного и коммерческого телевидения. Для экономики общественного ТВ такая ситуация имеет по крайней мере два очевидных последствия. Во-первых, число зрителей, готовых платить абонентскую плату, сокращается, что напрямую бьет по бюджету общественных вещателей. Во-вторых, для последних конкуренция с высокозатратными развлекательными программами коммерческих каналов становится все более тяжелым экономическим бременем. Увеличивая затраты на те программы, которые призваны выполнять только одну из трех обязательных функций общественного ТВ – развлечения, компании вынуждены сокращать средства, идущие на производство политических, образовательных, документальных передач. Снижая качественный уровень передач для небольших специализированных аудиторий, общественные телеканалы, хотя и сохраняют свои рейтинги на определенном уровне, в целом сужают универсальность и широту программной политики.

Общественное телевидение в развитых странах Северной Америки, Западной Европы и Азии переживает непростые времена, но оно продолжает сохранять политическую актуальность и культурное значение и для обществ, и для политиков, и для индивидуальных зрителей. Рассмотрим подробнее состояние рынка общественного ТВ в отдельных странах Западной Европы.

 

США: общественное вещание как маргинальная альтернатива. Общественная вещательная система, PBS (Пи-би-эс, Public Broadcasting System) – американский вариант общественного вещания, возникший как альтернатива коммерческим сетям с их откровенно выраженной ориентацией на развлекательные высокорейтинговые программы. Именно потому, что реальные проблемы американской жизни оставались весьма далекими от телевизионной «картинки», американские законодатели приняли в 1967 г. почти революционный для телеиндустрии закон об общественном вещании. На основании этого документа и было в 1969 году создано PBS, сформированное из 349 некоммерческих образовательных телестанций в 50 штатах США. Система финансирования американского общественного вещания опиралась на два важнейших источника – государственное финансирование (выделяемое на основе решения конгресса США, властей штатов и местных властей) и спонсорские средства (табл. 25).

 

Британская модель: «чистое» общественное ТВ в условиях смешанной модели телерынка. Развитие философии общественного вещания тесно связано с историей и практикой британской вещательной корпорации ВВС к именем ее первого генерального директора лорда Рейта. Его известная концепция «информировать, просвещать и развлекать» одновременно предавала анафеме коммерческие устремления телевидения. В этой известной формуле ВВС развлекательная функция трактовалась им неразрывно от информирования и просвещения и призвана была формировать вкус зрителей. Важнейшими аспектами концепции Рейта были также понятия «беспристрастность» и «ответственность» (responsibility), «подотчетность» (accountability). Однако в условиях существования абонентской платы подотчетность перед аудиторией, которая сама финансирует общественное вещание, не значит ответственность перед политической элитой, т.е. правительством, парламентом. Эта проблема встала перед Рейтом в 1926 г., в период всеобщей стачки. Именно тогда впервые в истории общественного вещания он увидел существование этой проблемы, хотя и не смог ее разрешить. Заявляя, что ВВС находится на службе британской нации, а правительство выбрано этой же самой нацией, он подчеркнул, что ВВС должна встать на сторону правительства и соответствующим образом освещать стачку. И, действительно, вся последующая история корпорации демонстрирует попытки политиков воздействовать на ее программную политику в своих целях.

В современных условиях принципы деятельности ВВС как общественной корпорации сформулированы следующим образом:

1. универсальный географический охват населения страны;

2. удовлетворение всех интересов и вкусов;

3. удовлетворение интересов меньшинства;

4. забота о сохранении национальной идентичности и чувства общности;

5. отстранение от специфических коммерческих и политических интересов;

6. непосредственное участие зрителей в финансировании общественной корпорации;

7. конкуренция за качество, а не количество программ;

O наличие специальных требований, призванных, однако, не ограничивать, а стимулировать производителей программ.

Как уже отмечалось, особенностью британского телевизионного рынка является наличие давней конкуренции между общественным и коммерческим ТВ. Уникальная для Западной Европы система их сосуществования (с 1955 г.) подтверждает общее представление о продуктивности конкуренции в условиях рынка. По сравнению с общественными каналами большинства западноевропейских стран у ВВС сравнительно высокие доли аудитории: для ВВС-1 она составляет 33%, для ВВС-2 – 11%, суммарно для обоих каналов – 44%. В целом каналы ВВС смотрит 94% населения Великобритании.

Корпорация вещает по двум теле- и четырем радиоканалам.

Структура финансирования ВВС = абонентская плата (100% для двух общенациональных теле- и пяти радиоканалов) + государственное финансирование (глобальное радио) + самофинансирование (спутниковое ТВ).

Трансляционная сеть ВВС приватизирована, а сетевая структура корпорации повторяет географические особенности Великобритании: в состав ВВС входят три региональные станции в Англии, а также три компании в Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии. Эти станции осуществляют вещание в своих регионах, а также производят программы для региональных и национальных каналов.

 

Французская модель: общественное телевидение под контролем государства. Влияние французского государства на национальный рынок аудиовизуальных СМИ связано с послевоенными особенностями развития медиарынка. Введение государственной монополии в сфере радиовещания, впоследствии распространенной и на телевидение, стало своеобразной формой создания консенсуса в первые послевоенные годы, при этом государственному радио отводилась значительная роль в формировании общественной сферы. Как отмечает французский исследователь М. Мартэн, «реорганизация радио и создание монополии были обусловлены необходимостью возвращения к республиканским традициям. Это не представлялось тогда антилиберальным решением, а наоборот, виделось гарантией служения его обществу».

France-2 – это общенациональная программа, пример универсального общественного телеканала, задачи которого сводятся к классической формуле «информировать, развлекать и просвещать». На ее долю приходится до 25% рынка. В начале вечера она уделяет много внимания французской и общеевропейской фантастике. France-3 одновременно является программой национальной и региональной. В определенные часы дня она передает региональные и местные новости, репортажи. Доля этого канала приближается к 20%. Ее популярность обеспечивается прежде всего сочетанием региональных и национальных новостей. Включение региональных репортажей, к примеру, гарантирует популярность вечерней информационной программы (19.00–20.00).

 

Немецкая модель: публично-правовые каналы. После Второй мировой войны Германия практически с нуля начала выстраивать свою медиасистему. Аудиовизуальным СМИ в этой системе отводилось особое место, причем и сами немцы, и союзники видели серьезные опасности для СМИ нового периода в односторонней политизации и стремлении бизнеса подгонять программы под свои интересы, используя рекламу. В результате в стране была создана специфическая система общественного ТВ, которая проводится в жизнь при непосредственном внимании конституционного суда. Это и обусловило возникновение в условиях ФРГ специфической формы общественного телевидения – публично-правового ТВ. Целью послевоенного законотворчества в ФРГ стало создание таких средств массовой информации, «в сообщениях которых взвешенно, беспристрастно и правдиво отражались бы все обоснованные идеи и интересы, и все уместные сферы жизни». Однако достигнуть этого путем использования механизмов рыночной экономики не представлялось возможным, поэтому в ФРГ была создана особая юридическая структура, гарантировавшая исполнение СМИ своих функций без злоупотреблений. Ключевой отличительной стороной немецкой модели общественного вещания является государственный правовой надзор за деятельностью публично-правовых вещателей. Суды могут вмешиваться и принуждать к исправлению положения в тех случаях, когда аудиовизуальные СМИ не выполняют своего назначения. Правительство обязано действовать ради защиты плюрализма в СМИ. Общество также реализует свой контроль программной политики публично-правового телевидения через систему общественных советов, объединяющих представителей политических партий, профсоюзов, независимых представителей общественности. Неудивительно, что в условиях столь пристального контроля общества за публично-правовым вещанием Германии система его финансирования значительно отличается от принятых в других западноевропейских странах. Оба общественных канала – ARD (АРД, Arbeitsgemeinschaft der Offentlich – Rechtlichen Rundfunkanstalen der Bundesrespublik Deutschland, «Всеобщее телевидение Германии», создан в 1954 г.) и ZDF (ЦДФ, Das Zweite Deutsche Fernsehen, «Второе германское телевидение», создан в 1963 г.) – финансируются за счет рекламных поступлений.

Бюджет ARD = абонентская плата (до 80%, более 200 долл. США в год) + доходы от рекламы (до 10%) + собственная финансовая деятельность (продажа программ, доходы от кабельных каналов, до 10%).

 

Нидерландская модель: базовые «колонны» программной политики. Система общественного вещания в Нидерландах основана на обеспечении равного доступа к эфиру основных политических и культурных групп. Нидерландский исследователь И. Бардуль в связи с этим вводит концепцию «четырех колонн», на которых базируется система общественного вещания в стране. Выявление основных «колонн» первоначально шло в соответствии с религиозным принципом: в Голландии, как известно, доминируют две религии – кальвинизм и католицизм. В дополнение к этим двум «колоннам» с учетом социальной структуры нидерландского общества выделяются еще две «колонны», связанные со сторонниками социалистической и либеральной партий.

Нидерландская модель общественного вещания построена таким образом, чтобы зрительские запросы четырех важнейших социальных групп были удовлетворены. Концепция «баланса» прослеживается и в подходе к программной политике: баланс должен соблюдаться между разными точками зрения в программах новостей и анализе текущей политики. На основании описанной выше стратификации нидерландского общества закон о вещании 1967 г. установил три категории организаций, имеющих доступ к эфиру общественного вещателя NOS. Кстати, обновленный закон о СМИ от 1989 г. полностью сохранил и подтвердил все положения закона о вещании 1967 г. Все эти вещательные организации, имеющие статус независимых с индивидуальным членством, и формируют общественную телерадиовещательную корпорацию Нидерландов – NOS.

 

Северная модель: коммерческое ТВ на службе общественного. Общественное ТВ в странах Северной Европы имеет столь же прочные традиции, как и в Великобритании. В пяти странах Севера Европы – Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии и Швеции – и до настоящего времени существует уверенность в том, что общественное ТВ и радио не утратили в обществе социального и культурного значения. Общественное вещание остается на Севере Европы в центре телевизионного рынка, как бы организуя вокруг себя и систему коммерческого эфирного вещания.

В пяти странах Севера Европы общественные вещатели представляют собой патерналистские, образовательные и культурные институты, в программной политике которых развлекательная составляющая ограничена. Монополия общественного вещания, существовавшая в регионе (за исключением Финляндии) до середины 1980-х годов, стала привычной для аудитории на Севере Европы. Географическая и лингвистическая близость этих стран, способствовавшая развитию приграничного приема телепрограмм из соседних стран, только упрочила положение общественных вещательных монополий.

 

4. Эволюция качественной и массовой прессы за рубежом (Великобритания)

 

Качественная прессаэто издания, рассчитанные на высокообразованного читателя со средним и высоким доходами. Часто качественную прессу называют «прессой мнений для интеллектуальной части общества».

«Жёлтая пресса» (также бульварная пресса) — обозначение изданий печатной прессы, доступных по цене и специализирующихся на слухах, сенсациях (зачастую мнимых), скандалах, сплетнях, эпатирующем освещением табуированной тематики. Информация в подобных изданиях выступает не в качестве духовно-практического знания, а в качестве развлекательного товара. Понятие таблоид относится, прежде всего, к оформлению.

 

На рубеже XIX-XX веков, ког­да в Англии началось разделение прессы на качественную и мас­совую, «Таймс» становится ведущим качественным изданием. Сегодня она распространяется по всей стране, как и некоторые другие газеты. К качественной прессе, кроме «Таймса», можно отнести ежедневные газеты «Дейли телеграф» (The Daily Telegraph — «Ежедневный телеграф», 1855 год основания), «Гардиан» (The Guardian — «Страж», 1821), «Файнэншл Таймс» (Financial Times — «Финансовое время», 1888), «Индепендент» («Независимый»). Печать такого типа содержательна и информативна, имеет сравнительно невеликий тираж (исключением, по­жалуй, является тираж «Дейли телеграф» — 1,3 млн. экз.). «Инде­пендент» начала выходить в свет в 1986 г. и в 1997-ом попала в тяжелое положение из-за существенного спада в распространении газеты. Тогда издатели сменили главного редактора и дали «добро» на ряд нововведений, затрагивающих прежде всего верстку: броский логотип, расклад содержания по рубрикам — «одна по­лоса — одна тема», свободный, без линеек между колонками на­бор текста [2].

Массовая (или популярная) печать ориентируется на широ­кий круг читателей, публикует гораздо меньше аналитических ма­териалов. Тираж отдельных изданий достигает пяти миллионов экземпляров [«Сан» (The Sun — «Солнце», 1964), «Миррор» (The Mirror — «Зеркало», 1903), «Дейли экспресс» (Daily Express — «Ежедневный экспресс», 1900), «Дейли мейл» (Daily Mail — «Ежедневная почта», 1896)]. Десятки лет лидером таблоидной прессы была «Дейли миррор», известная как рупор лейбористов и считавшаяся газетой рабочего класса. Тираж ее достигал 5,5 млн. экз., но в 1997-ом составил только 2,2 млн.: таков ре­зультат существенного усиления позиций двух конкурентов из­дания: газет «Дейли мейл» и «Сан». Тогда пришлось принять меры. Чтобы привлечь читателей, в первую очередь молодежь, из логотипа изъяли слово «дейли», а старый слоган «Вперед с народом» заменили призывом «Вперед в новое тысячелетие», на первой полосе стали печататься одна большая фотография и анонс одного-двух «гвоздевых» материалов внутри номера. Однако тираж обновленная «Миррор» так и не восстановила. В ноябре 1995 г. прекратился выпуск общенациональной ежедневной массовой газеты «Тудей» («Today» — «Сегодня»), просуществовавшей всего 10 лет. Дорогостоящая технология: компьютерный набор, цветная печать, использование спутников для од­новременного выпуска региональных изданий и т.д. привели к немалым расходам, и основатели издания продали газету кон­церну «Лонро», который не смог избавиться от убытков и выставил «Тудей» на торги. Новым хозяином газеты стал Р. Мэрдок, глава «Ньюс интернэшнл» (английского филиала глобальной компании «Ньюс корпорейшн»). Он вложил в нее почти 150 млн. фунтов стерлингов, поднял тираж с 300 до 600 тыс. экз., однако, завоеванная аудитория вскоре стала сокращаться. И тог-да Мэрдок закрыл издание, чтобы обеспечить подъем других четырех своих газет (особенно «Сан» и «Таймс»).

Англия считается классической страной разделения центральной прессы на качественную (элитарную) и популярную (массовую). Несмотря на довольно разветвленную сеть региональных изданий (около 100 утренних и вечерних газет, сотни еженедельных), жители страны привыкли иметь к завтраку свежую лондонскую газету, ожидая найти в ней сообщения обо всех событиях общенационального и мирового значения. На долю же региональных изданий часто выпадает роль рупора локальных новостей и вестника рекламы местных универмагов.

Из этой особенности центральной печати вытекает и предельный уровень концентрации общенациональной прессы в руках немногих издателей. К началу 90-х гг. господствующие позиции в центральной британской прессе захватили 5 групп: 1) "Ньюс интернэшнл" Р.Мэрдока, 2) "Миррор груп ньюспейперс" Р.Максвелла, 3) "Юнайтед ньюспейперс" лорда Стивенса, 4) "Телеграф" канадского бизнесмена К.Блэка, 5) "Ассошиэйтед ньюспейперс" лорда Ротермира. Основные газеты, находящиеся во владении этих групп, делятся на:

1994 год был периодом расцвета субботних приложений качественных изданий. Самое объемное приложение - у газеты "Дейли телеграф". Оно включает семь секций и рассчитано на довольно широкий круг читателей. Одни из разделов: "Уикенд", "Бизнес ньюс", "Ти-ви энд радио", "Артс энд букс" и "Янг телеграф". Объем продажи субботнего тиража выпуска превысил показатели будничного на 20%. Схожая ситуация и у газеты "Гардиан", субботний выпуск которой включает теперь молодежный журнал.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.063 с.