Авторское «я» в современной телевизионной (радио) публицистике. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Авторское «я» в современной телевизионной (радио) публицистике.

2020-01-13 204
Авторское «я» в современной телевизионной (радио) публицистике. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Здесь нужно рассмотреть понятие «автор» с трех позиций:

1)Автор как субъект права

Закон «Об авторском праве и смежных правах»:

 Ст. 4. Автор- физическое лицо, творческим трудом ктр создано произведение.

Ст.13. Авторами аудиовизуального произведения являются:

-режиссер-постановщик

-автор сценария (сценарист)

-автор музыкального произведения (с текстом или без), специально созданного для этого аудиовизуального произведения (композитор)

2) Автор как субъект журналистской деятельности

Закон «О СМИ»:

Ст. 47.

Журналист имеет право:

- «излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью»

- «отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям»

- «снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала в соответствии с частью первой статьи 42 настоящего Закона»;

- «распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи»

Ст. 42. «Редакция обязана соблюдать права на используемые произведения, включая авторские права, издательские права, иные права на интеллектуальную собственность. Автор либо иное лицо, обладающее правами на произведение, может особо оговорить условия и характер использования предоставляемого редакции произведения».

3) Автор как категория медиа-текста

Имеются в виду все стилистические приемы, ктр использует автор, чтобы показать свое «я», свой стиль изложения информации.

Больше всего такие стилистические приемы проявляются в художественно-публицистических жанрах (очерк, зарисовка, эссе) и чуть менее - в аналитических (комментарий, корреспонденция, обозрение)

Проявление авторского «я» в художественных жанрах

Очерк - в ажнейший жанр художественной публицистики наиболее богатый в своих изобразительных средствах и выразительных возможностях. В нем отражаются явления, события, факты, действительно происходившие в жизни, невыдуманные, документальные, обычно с точным обозначением места и времени действия, реальных имен героев. Будучи построен на строго документальной основе (конкретность фактов, действительные герои, невыдуманные обстоятельства и т.д.), очерк облекается в художественно обобщенную форму. Из всех жанров публицистики очерк выделяется особым композиционным построением.

2 вида: портретный и путевой очерк («Непутевые заметки» Д. Крылова).

 Авторское «я» проявляется во всём: какие автор отбирает факты, как композиционно выстраивает материал (драматургия), какой музыкой сопровождает, как монтирует кадры. Ну и, конечно же, в стилистике изложения текста (эпитеты, гиперболы и т.п.) Все эти компоненты работают на передачу авторской идеи.

Зарисовка — это жанр, уходящий от информационности к образности, хотя и не обладающий композиционной завершенностью, глубиной, логичностью, свойственными очерку.

Отсутствие четко определенного событийного повода восполняется высокой художественностью операторской работы (оператор зачастую и сам автор), проявляющейся в строго выверенной композиции каждого кадра, в тщательном выборе ракурса. В закадровом тексте автор должен отойти от сухой информационности, протокольности, и, напротив, использовать разнообразные средства выразительности языка.

Если в газетной, журнальной зарисовке автор живо и образно рассказывает о своих впечатлениях, передает собственные наблюдения, описывает обстановку, чтобы дать более полную картину виденного, то на телевидении все эти функции выполняет объектив видеокамеры.

Если короче: авторское «я» проявляется в съемке материала, при монтаже и если есть закадровый текст, то и в нем.

Эссе — жанр философской, эстетической, литературно-критической публицистики, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, подчас парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь. Эссе требует прямого контакта с личностью, с автором; эссе в журналистике жанр глубоко персонифицированный.

Телевизионные эссе могут привлечь внимание аудитории лишь тогда, когда их авторы — по-настоящему интересные люди, обладающие высоким профессионализмом, пользующиеся авторитетом и популярностью у зрителей. Именно таким на заре отечественного телевидения предстал на экране И. Л. Андроников — актер, писатель, ученый. Его эссе «Воспоминания о Большом зале» (снятые в Большом зале московской консерватории), «Невский проспект» и др. вошли в золотой фонд отечественного телевещания. Наследниками Андроникова по праву можно считать замечательных рассказчиков Э. Радзинского, Г. Скороходова, В. Вульфа. Здесь же можно назвать фильмы-эссе Г. Шерговой «Ужель та самая Татьяна?», А. Габриловича «Кино нашего детства», «Цирк нашего детства» и др.

Аналитика:

В аналитических жанрах, прежде всего, авторское «я» проявляется личной точке зрения на какую-то проблему, событие, явление.

-Комментарий - жанр аналитической публицистики, разновидность выступления в кадре или закадровый комментарий под конкретный видеоряд, в связи с конкретным событием или проблемой.

Относится к аналитической публицистике потому, что при достаточно широком охвате событий комментатор, следуя своей главной цели, освещает, прежде всего, причинно-следственные связи между событиями, говорит о возможных последствиях происходящего. Основу комментария как жанра составляет открытая авторская оценка, анализ.

- Корреспонденция — жанр, субъективно персонифицированный и обязательно содержащий аналитический комментарий в качестве неотъемлемой составляющей. Существует в двух формах — о событии (быстро устаревает) или по проблеме.

- Обозрение — жанр, позволяющий представить сопоставить и прокомментировать в общем ключе события (факты) одного временного («Мир за неделю») или тематически–адресного («Кинопанорама», «Футбольное обозрение») ряда. Зрелищность жанра обусловлена прежде всего личными качествами обозревателя–аналитика (модератора): компетентностью в предмете, способностью подобрать видеоряд и ассоциативно комментировать его, также выражать некую «личностную» позицию вплоть до использования откровенно эпатирующих высказываний

Еще примеры: воскресные вечерние передачи «Зеркало», «Итоги», «Обозреватель», «Международная панорама» - мир за неделю) и тематическое обозрение, ограниченное сферой конкретной проблематики - экономики, науки, искусства, спорта:«АТВ-Брокер», «Футбольное обозрение», «Мое кино»

Профессиональный уровень и общественный авторитет журналиста, работающего в жанре обозрения, весьма высок. Обозреватель, как правило, человек высшей журналистской квалификации. Таковы Е. Ревенко, Н. Сванидзе, В. Молчанов, Е. Киселев, Л. Парфенов.

*Также можно упомянуть жанр беседы. Рассмотреть его на примере программы «Познер». Как ведущий подбирает вопросы, ведет беседу, проявляет свое отношение к собеседнику.

Фельетон – это ведущий сатирический жанр публицистики.

Обязательные элементы преувеличения (гротесковость, необходимость выдвинуть на первый план отдельные, порой скрытые отрицательные черты рассматриваемого явления, ситуации) обусловливают особый монтажно-изобразительный строй произведений этого жанра, особое экранное решение, распространяющееся, в частности, на выбор ракурсов, характер сцепления (сопоставления) кадров, преобладание ассоциативного монтажа (это все проявление авторского «я»). Специфична и текстовая часть экранного фельетона. Она подчинена решению тех же задач, что и изобразительный ряд. В соответствии с задачами фельетона как сатирического жанра автор использует иронию, сарказм, гротеск, переходя от спокойного повествования к остро эмоциональным, образным характеристикам, неожиданным столкновениям и сопоставлениям.

Фельетон строится на строго проверенной фактической основе, имеет реальный адрес и нередко изображает вполне реальных людей, с их подлинными именами. Начиная с блестящих монологов А. Райкина и до выступлений М. Жванецкого, М. Задорнова, столь популярных у телезрителей, – это все литературные фельетоны.

 

Черты памфлета обнаруживает другой, не менее популярный цикл Виктора Шендеровича – «ИтогО». И тот и другой обращены к проблемам нашей внутренней жизни, что свидетельствует также и о демократизации программной политики российского телевидения.

Памфлет – злободневное публицистическое произведение, цель и пафос которого – конкретное, гражданственное, преимущественно социально-политическое обличение. Сходство этого жанра с фельетоном очевидно и, несомненно, но столь же очевидно и различие этих сатирических жанров художественной публицистики. Публицистичность здесь органично сочетается с художественными достоинствами сатиры. Критика в памфлете носит разоблачительный, уничтожающий характер.

 

 

Нужно еще сказать и про персонификацию информации,ктр присуща ТВ

Персонификация информации – олицетворение информации автором (его наличие в кадре обязательно)

Прочитав статью в газете, в редком случае рядовой читатель запоминает фамилию автора и еще реже говорит: «Имярек утверждает...» Говорят коротко: «В "Известиях" пишут...» А придет кому-нибудь в голову сказать: «Первый телеканал утверждает...», «Программа "Времена" сообщила...»? Нет, телезрители привычно сформулируют так: «Познер сказал...»

На телеэкране перед зрителем предстает совершенно реальный телесный облик носителя информации, что и позволяет говорить о ее персонификации.

Журналист в кадре служит для зрителя, прежде всего ориентиром в пестром мире телевизионных передач. Более высок уровень персонификации тогда, когда журналист выступает как участник экранного действия (острое интервью, репортаж-расследование. третий, высший уровень персонификации – когда журналиста ждут на экране ради него самого, ждут как лидера мнения, истолкователя сложных проблем, как личность значительную в нравственном, духовном плане.

 

*** В основе ответа инфа с консультации. Я немного расширила и пояснила Автор – физическое лицо, трудом которого создано произведение. Права и обязанности автора регулируются Законом РФ «О средствах массовой информации», в частности, главы 47 и 49. (47 – права, 49 – обязанности), а также авторским правом. Говоря об авторском «я», нужно выделить ряд ключевых понятий -Персонификация. Качество, присущее аудиовизуальному произведению. Инфа неотделима от произносящего текст человека. Наложение личностных качеств ведущего на инфу. Примеры – Екатерина Андреева, Соловьёв, Гордон. -Понятие авторской позиции. Ярко может быть выражена в произведениях аналитического жанра, в информационных – не настолько. Понятие авторской позиции напрямую связано с понятием журналистской этики. Главное – отделять факты от мнений, стремиться к объективности. -Понятие авторской программы. Авторская телепрограмма – программа, отмеченная печатью персонального таланта автора, в основе которой лежит авторский замысел.
Для создание а.п. важно понимание журналистом своих профессиональных задач в их неразрывной связи с этическими законами и обязательствами перед огромной зрительской аудиторией, ведь важнейшей функцией публицистики является воздействие на общественное сознание. Важен аспект вовлеченности журналиста и, как правило, соединение нескольких ролей – ведущий, режиссер и т.д. Пример: «Женский взгляд» Оксаны Пушкиной, «Познер» - авторская программа-интервью, «Профессия-репортер», «Итоги», «Намедни». -В медиатексте всегда проявляется позиция. В публицистических жанрах – сатира, эссе etc. всегда явственен образ автора и авторский стиль. Средства выразительности, монтаж и прочее.  

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.