Публицистический стиль и его внутристилевая дифференциация. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Публицистический стиль и его внутристилевая дифференциация.

2020-01-13 180
Публицистический стиль и его внутристилевая дифференциация. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Публицистический стиль – функциональная разновидность литературного языка, используемая в газетах, пропагандистских радио- и телепередачах, общественно-политических журналах, в выступлениях на митингах, в комментариях к документальным фильмам. Характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, призывностью.

Используется высокая, торжеств-я лексика и фразеология, эмоционально окрашенные слова, употребление коротких предложений, рубленая проза, безглагольные фразы, риторические вопросы, восклицания, повторы и др. На языковых особенностях данного стиля сказывается широта тематики: возникает необходимость включения специальной лексики, требующей пояснений. 

 

Экстралингвистические факторы, определяющие специфику речи:

1. Предназначенность для массовой аудитории

2. Оперативность (при создании, распространении и восприятии текста)

3. Дублирование и варьирование содержания: наиболее значимые и актуальные тексты в системе СМИ многократно дублируются, так как готовится несколько вариантов для определенных аудиторий

 

Функции: информационная и воздействующая, побудительная.

Воздействие: логическое (рациональное), интеллектуальное, эмоциональное.

Особенности: официальность, документальность, фактологичность, объективность, сдержанность.

Характеристики:

 

1. Воздействующая–побудительность

2. Выразительность (выражение авторского отношения к содержанию, к читателю и оппоненту)

3. Оценочность

4. Эмоциональность 

 

В целях экспрессии используются определенные композиционные приемы – заголовки, абзацное членение, чередование описания, повествования, рассуждения, цитирование, введение разных типов чужой речи.

 

Устная форма публицистического стиля. Специфика определяется устной формой речи и контекстностью, то есть вплетенностью речи в аудиовизуальный текст. Является квази-непосредственной и квази-неофициальной. Речь контекстна и ситуативна одновременно, она является подготовленным речевым продуктом даже при прямом эфире, что отличает ее от разговорной речи, хотя журналисты часто пользуются имитацией разговорной речи.

 

Фатическая речь в электронных СМИ - это имитация живого разговорного общения, выполняющая функции композиционного зачина, связок между фрагментами передачи и т.д.  

 

Публицистический функциональный стиль подразделяется на собственно публицистику (журнальную), газетно-публицистический, политико-агитационный подстили, радио- и телепублицистику. Первый представлен формами профессиональных публикаций (памфлет, очерк, проблемная статья как самостоятельные литературные произведения); второй – жанрами газетной речи (репортаж, интервью, хроника, статья, корреспонденция, информация, аналитический комментарий (колонка комментатора), фельетон и др.); радио- и телепублицистика характеризуются воздействием на публицистический стиль устно-разговорной речи; то же свойственно политико-агитационному подстилю (воззвания, призывы, прокламации, листовки, выступления на митингах), для которого устная форма реализации весьма актуальна.

Стилевая структура публицистики (в целом, в широком смысле) весьма сложна. Стилистически различаются, с одной стороны, публикации официально-обобщенного плана (от издающего органа, от общественных организаций, партий: см. в газетах прежних лет передовую, материалы партийных пленумов и съездов, отличающиеся стилевыми чертами обобщенности, официальности, высокой стандартизированности и т.п.), с другой – менее официальные, чисто авторские, в том числе и диалогового характера (аналитическая статья-раздумье, интервью, репортаж, открытое письмо, "прямая линия"). Поскольку важнейшими в газете являются информационная и воздействующая функции, то это выражается не только в такой стилевой особенности газетной речи, как сочетание экспрессии и стандарта, но и в известном разделении жанров – с преобладанием той или иной функции и стилевой маркировки, например, с одной стороны, хроника, информация, с другой – репортаж, очерк, фельетон (хотя, естественно, жесткого разделения здесь нет). В связи с тем, что газетно-публицистический стиль испытывает на себе влияние художественной речи (отчасти в связи с реализацией воздействующей, экспрессивной функции), это находит отражение, в частности, в жанрах очерка и фельетона. А одна из функций газеты (популяризация знаний) – выражается в воздействии на газетный стиль речи научного (научно-популярного) стиля изложения – в статьях, посвященных научным открытиям и проблемам, вопросам экономики, банковского дела и т.д., посредством чего в газетную речь, а затем в литературный язык в целом проникает терминологическая, в том числе иноязычная, лексика и фразеология.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.