Функциональная система жанров российской периодической печати: традиции и обновление. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Функциональная система жанров российской периодической печати: традиции и обновление.

2020-01-13 222
Функциональная система жанров российской периодической печати: традиции и обновление. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Периодическая печать

1. Информационный запрос аудитории и содержательно-тематическая модель печатного издания.  

В широком спектре человеческих потребностей существует и потребность в информации. Последняя вытекает из сущности социальной системы как системы информационной, в которой взаимодействие (сотрудничество) между подсистемами и элементами протекает не только в форме энерговещественных, но и информационных процессов.

При этом необходимо различать понятия информационные потребности и тематические интересы аудитории. Потребности в информации социальны по своей природе и обусловливаются в первую очередь структурой повседневной деятельности индивида. Тематические же интересы являются субъективным отражением и выражением информационных потребностей. Они зависят от содержания информации и от ситуативных социально-психологических факторов. Далеко не все информационные потребности осознаны самим субъектом и выражены в его тематических интересах и коммуникативном поведении.

 

Полная или комплексная модель издания интегрирует три модели: содержательную (концепцию), композиционно-графическую (дизайн) и бизнес-модель. Все три модели взаимосвязаны, однако сердцевиной комплексной модели является содержательная модель. Именно она определяет тип издания. Это основа моделирования газеты. В ней определяют цели и задачи издания, содержание его публикаций – главные тематические направления, иногда конкретизируемые в постоянных темах (тогда эту модель называют содержательно-тематической). Модель раскрывает и структуру содержания газеты – связи важнейших тематических направлений, их «удельный вес»: значение, соотношение, пропорции между материалами, отображающими разные стороны жизни и предназначенными для всей аудитории или для каждой из ее основных групп. Одна из сторон модели – определение характера и роли материалов издания – информационных, аналитических и проблемно-постановочных, критических и пропагандирующих положительный опыт, и соотношения между ними.

 

Первый шаг в создании содержательно - тематической модели - изучение аудитории. Оно должно быть подробным. Интуитивное знание аудитории, конечно, полезно, но сегодня явно недостаточно.  Ориентация на клиента в современной экономике предполагает глубокое изучение потребителя товаров и  услуг, его описание на языке социологии и маркетинга. Это– важнейшее условие успешного сбыта. Поэтому для того, чтобы спроектировать грамотную содержательную модель издания, надо углубиться в изучение вашего читателя, собрать максимум социологической информации о нем, понять мотивацию выбора того, или иного издания, изучить читательские предпочтения. Это обусловливает выбор целей деятельности СМИ и критериев его эффективности.

 

Очень полезно составить «портрет типичного читателя» и профиль читателя - это, прежде всего, подробный социально-демографический портрет

читательской аудитории. Здесь же следует указать все особенности аудитории, которые не описываются социально-демографическими характеристиками (например, лояльность к рекламе в прессе, потребительское поведение и т.п.). Затем - характер потребления - где когда и как и сколько читает ваш читатель.

Содержательная модель должна учитывать общие закономерности в поведении читателей, которые наблюдаются на рынке публичных изданий. Главное противоречие рынка информации – расстыковка между социокультурной и доходной сегментацией аудитории. Наибольшая тяга к чтению сосредоточена в наименее платежеспособных слоях. Вероятность прочтения падает вместе с ростом платежеспособности аудитории. Выход – в строгом структурировании информационных потоков.

Кроме того - характер чтения становится все более утилитарным и прагматичным. Люди читают периодику не из праздного любопытства, а в том случае, если им это по какой-либо причине нужно. Надо искать ту информацию, которая людям нужна в повседневной жизни. То есть, встает вопрос о мотивации чтения, что не может не влиять на редакционную политику, например, на заголовочные комплексы. В них все в большей степени

должна отражаться важность информации, а не способность журналистов к жонглированию словами.

Время на чтение неуклонно сокращается. Это тоже должны учитывать редакционные стандарты газет. Известно, что читатель сегодня шарахается от полосных материалов. Поэтому в содержательной модели желательно ввести стандарты объема публикаций.

Все материалы, выходящие за рамки такого стандарта, должны «завоевать» ме сто на полосе, их появление должно быть обосновано.

Вербальная информация оттесняется визуальной. Картинка не требует много времени на восприятие информации. = К иллюстрациям нужно применять те же требования, которые мы применяем к текстам. То есть, в основе – наличие информации, мысли, настроения. О чем говорит этот снимок? Можно ли выразить эту мысль не текстом, а фотографией? Если можно – выразите.

 

После того и только после того как определены запросы аудитории можно приступать к созданию содержательно-тематической модели издания. (по своей форме это - документ, который служит руководством к действию для всей редакции) Желательно начать с миссии издания, если редакция может ее сформулировать. Миссия отражает философию газеты в афористичной форме. Это ответ на вопрос, зачем мы есть на этом свете. Например, журнал «Национальная география» определяет свою миссию как просветительскую: «для того, чтобы люди лучше знали планету, на которой они живут». После этого описываются все данные по аудитории издания. Потом идёт подробное изучение конкурентной среды и выработка конкурентных преимуществ издания.

Затем - идёт определение структуры издания - это основа содержательной модели, наиболее ответственная часть  концепции. Структура формализуется в расписании разделов и рубрик с указанием их объема, места на полосах, характера информации, жанровых особенностей и т.д. Структура определяет основу тематической палитры издания, обозначает границы структурированных потоков информации. В универсальном издании она должна охватывать максимально возможный спектр читательских интересов и информационных предпочтений. Надо очень ответственно отнестись к названию разделов и рубрик. Дело не в том, чтобы дать разделу оригинальное название, а в том, чтобы оно точно отражало характер информации, ясно выражало структурированный информационный поток. Лучше не мудрить, а быть точным. Разделы и рубрики – это опорные элементы системы газетной и журнальной навигации.

 

И уже затем решаются технические характеристики издания: формат; бумага (обложка и блок); объем (количество полос); периодичность; тираж; прочее (если есть); Примерный план-график выхода издания. После утверждения концепции можно переходить к составлению и утверждению бюджета издания.

 

После этого можно провести все рассчёты необходимые для составления бизнес-плана издания.  Концепция и бизнес-план являются продуктами, имеющими рыночную стоимость, поскольку на их основе осуществляется внедрение и контроль деятельности издательского проекта.

Композиционно-графическое моделирование - последний этап в создании издания, строго подчинённый первым двум.

 

 

Изменение языковых норм.

Фактор изменения норм:

1) Соответствие данного явления структуре языка

2) Факт массовой и регулярной воспроизводимости данного явления в процессе коммуникации

3) Общественное одобрение и признание явления нормативом

 

 

Словари русского языка.

Лексикография – отдел языкознания, занимающийся составлением словарей

 

Типы:

Энциклопедический Филологический (лингвистический)
Объяснение понятий, явлений, сведения о событиях   Примеры: Большая советская энциклопедия, Большой энциклопедический словарь, Литературная энциклопедия, Детская энциклопедия, Философский словарь Объяснение слов, толкование значений    

 

Также встречаются и смешение этих двух видов: Лингвистический энциклопедический словарь (Ярцева), Русский язык: энциклопедия (Караулов)

 

Лингвистические словари бывают:

Многоязычные и Одноязычные

 

Среди Одноязычных:

1) Словари, включающие в себя все слова языка (словари thesaurus (хранилище, сокровищница с греческого)

2) Словарь современного литературного языка

3) Словари отдельных диалектов и их групп (областные)

4) Словари определенного писателя

5) Языка отдельного произведения

6) Исторические словари (слова определенного периода развития языка)

7) Этимологические (природа отдельных слов)

8) Синонимов

9) Фразеологизмов

10)  Неправильностей (акцент на слова, в которых часто ошибаются)

11)  Иностранных слов

12)  Орфографические

13)  Орфоэпические

14)  Словообразовательные

15)  Обратные (не с первой буквы слова, а с последней)

16)  Частотные

17)  Сокращений

18)  Жаргонные

 

Структура словарной статьи:

Левая часть – заголовочное слово (лемма), выделено полужирным шрифтом

Правая часть содержит различные зоны. Для толкового словаря это будут зоны:

Грамматическая

Стилистическая

Толкования

Иллюстрации (примера

Типа значения (прямое переносное)

Словообразовательное гнездо

«Заромбовая часть» - фразеологизмы

Сначала – слово в словарной форме, окончания грамматических форм (для существительного – родительный падеж единственного числа, для глагола – прошедшего времени повелительного наклонения), грамматические категории, лексические значения, примеры, фразеологизмы.

 

Телерадиожурналистика

Международная журналистика

Time Warner

News Corporation

Bertelsmann

Walt Disney

General Electric

SONY

Возможности диагонального роста. Диагональный рост означает объединение компаний, которые не производят одинаковую продукцию и не участвуют в общем производственном процессе. Эта стратегия роста в конце XX в. стала наиболее популярной, поскольку вела к созданию многоотраслевых диверсифицированных корпораций, способных контролировать цены, перераспределять ресурсы внутри корпораций с прибыльных производств в убыточные, привлекать рекламу транснациональных корпораций, заинтересованных в комбинации различных рекламоносителей. Схема диагонального роста такова: газета + ТВ + PB + компьютерные информационные услуги + немедийные предприятия. В результате этой стратегии создаются национальные конгломераты или транснациональные корпорации, которые владеют, осуществляя контроль, предприятиями разных профилей в одной или нескольких странах.

 

Медиабизнес, как и другие отрасли экономики, находится под воздействием одной из ключевых экономических тенденций XX в. –отчуждения собственности от управления. Все меньше медиакомпаний контролируются медиамагнатами или семьями, стоявшими у их истоков. Все больше предприятий СМИ переходят в собственность акционерных компаний, нанимающих высокооплачиваемых наемных менеджеров. Для последних целью деятельности становится не только увеличение прибыли, но и дальнейшая экспансия. Возглавляемые известными менеджерами XX в. медиакорпорации – TimeWamer - AOL, Berteismann, Vivendi Universal –в 1990-е годы многократно увеличили свое присутствие на рынке, показав примеры беспрецедентного для современной экономики роста. И хотя они не сумели справиться с начатыми преобразованиями[14], направление, выбранное крупнейшими медиакорпорациями, стало индикатором развития. Сегодня целью деятельности многих предприятий СМИ становится рост, расширение на рынке. Это воспринимается как условие устойчивости на рынке и как залог успешной репутации наемных топ-менеджеров.

 

Примеры: концерн Акселя Шпрингера, в который входят Die Welt и Spiegel, а также Руперта Мердока, который в отличие от многих заботится о содержании, а не только о прибыли (цитата Литвиненко).

 

3. Модели общественного вещания за рубежом: история и современность

Конкретные формы реализации концепции общественного вещания в национальных контекстах показывают, что его реальные модели значительно отличаются друг от друга. Поэтому и сама концепция в зависимости от национальной специфики может существовать в разных формах – от «чистого» общественного вещания, изначально действующего в условиях конкуренции с коммерческими телеканалами (хотя прямо сопоставлять ВВС в Великобритании и Yleisradio в Финляндии сложно), до общественно-государственного (France Television во Франции) или публично-правового (ARD и ZDF в Германии).

Важнейшей общей чертой деятельности общественных вещателей в Западной Европе сегодня стало сосуществование общественного и коммерческого телевидения. Для экономики общественного ТВ такая ситуация имеет по крайней мере два очевидных последствия. Во-первых, число зрителей, готовых платить абонентскую плату, сокращается, что напрямую бьет по бюджету общественных вещателей. Во-вторых, для последних конкуренция с высокозатратными развлекательными программами коммерческих каналов становится все более тяжелым экономическим бременем. Увеличивая затраты на те программы, которые призваны выполнять только одну из трех обязательных функций общественного ТВ – развлечения, компании вынуждены сокращать средства, идущие на производство политических, образовательных, документальных передач. Снижая качественный уровень передач для небольших специализированных аудиторий, общественные телеканалы, хотя и сохраняют свои рейтинги на определенном уровне, в целом сужают универсальность и широту программной политики.

Общественное телевидение в развитых странах Северной Америки, Западной Европы и Азии переживает непростые времена, но оно продолжает сохранять политическую актуальность и культурное значение и для обществ, и для политиков, и для индивидуальных зрителей. Рассмотрим подробнее состояние рынка общественного ТВ в отдельных странах Западной Европы.

 

США: общественное вещание как маргинальная альтернатива. Общественная вещательная система, PBS (Пи-би-эс, Public Broadcasting System) – американский вариант общественного вещания, возникший как альтернатива коммерческим сетям с их откровенно выраженной ориентацией на развлекательные высокорейтинговые программы. Именно потому, что реальные проблемы американской жизни оставались весьма далекими от телевизионной «картинки», американские законодатели приняли в 1967 г. почти революционный для телеиндустрии закон об общественном вещании. На основании этого документа и было в 1969 году создано PBS, сформированное из 349 некоммерческих образовательных телестанций в 50 штатах США. Система финансирования американского общественного вещания опиралась на два важнейших источника – государственное финансирование (выделяемое на основе решения конгресса США, властей штатов и местных властей) и спонсорские средства (табл. 25).

 

Британская модель: «чистое» общественное ТВ в условиях смешанной модели телерынка. Развитие философии общественного вещания тесно связано с историей и практикой британской вещательной корпорации ВВС к именем ее первого генерального директора лорда Рейта. Его известная концепция «информировать, просвещать и развлекать» одновременно предавала анафеме коммерческие устремления телевидения. В этой известной формуле ВВС развлекательная функция трактовалась им неразрывно от информирования и просвещения и призвана была формировать вкус зрителей. Важнейшими аспектами концепции Рейта были также понятия «беспристрастность» и «ответственность» (responsibility), «подотчетность» (accountability). Однако в условиях существования абонентской платы подотчетность перед аудиторией, которая сама финансирует общественное вещание, не значит ответственность перед политической элитой, т.е. правительством, парламентом. Эта проблема встала перед Рейтом в 1926 г., в период всеобщей стачки. Именно тогда впервые в истории общественного вещания он увидел существование этой проблемы, хотя и не смог ее разрешить. Заявляя, что ВВС находится на службе британской нации, а правительство выбрано этой же самой нацией, он подчеркнул, что ВВС должна встать на сторону правительства и соответствующим образом освещать стачку. И, действительно, вся последующая история корпорации демонстрирует попытки политиков воздействовать на ее программную политику в своих целях.

В современных условиях принципы деятельности ВВС как общественной корпорации сформулированы следующим образом:

1. универсальный географический охват населения страны;

2. удовлетворение всех интересов и вкусов;

3. удовлетворение интересов меньшинства;

4. забота о сохранении национальной идентичности и чувства общности;

5. отстранение от специфических коммерческих и политических интересов;

6. непосредственное участие зрителей в финансировании общественной корпорации;

7. конкуренция за качество, а не количество программ;

O наличие специальных требований, призванных, однако, не ограничивать, а стимулировать производителей программ.

Как уже отмечалось, особенностью британского телевизионного рынка является наличие давней конкуренции между общественным и коммерческим ТВ. Уникальная для Западной Европы система их сосуществования (с 1955 г.) подтверждает общее представление о продуктивности конкуренции в условиях рынка. По сравнению с общественными каналами большинства западноевропейских стран у ВВС сравнительно высокие доли аудитории: для ВВС-1 она составляет 33%, для ВВС-2 – 11%, суммарно для обоих каналов – 44%. В целом каналы ВВС смотрит 94% населения Великобритании.

Корпорация вещает по двум теле- и четырем радиоканалам.

Структура финансирования ВВС = абонентская плата (100% для двух общенациональных теле- и пяти радиоканалов) + государственное финансирование (глобальное радио) + самофинансирование (спутниковое ТВ).

Трансляционная сеть ВВС приватизирована, а сетевая структура корпорации повторяет географические особенности Великобритании: в состав ВВС входят три региональные станции в Англии, а также три компании в Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии. Эти станции осуществляют вещание в своих регионах, а также производят программы для региональных и национальных каналов.

 

Французская модель: общественное телевидение под контролем государства. Влияние французского государства на национальный рынок аудиовизуальных СМИ связано с послевоенными особенностями развития медиарынка. Введение государственной монополии в сфере радиовещания, впоследствии распространенной и на телевидение, стало своеобразной формой создания консенсуса в первые послевоенные годы, при этом государственному радио отводилась значительная роль в формировании общественной сферы. Как отмечает французский исследователь М. Мартэн, «реорганизация радио и создание монополии были обусловлены необходимостью возвращения к республиканским традициям. Это не представлялось тогда антилиберальным решением, а наоборот, виделось гарантией служения его обществу».

France-2 – это общенациональная программа, пример универсального общественного телеканала, задачи которого сводятся к классической формуле «информировать, развлекать и просвещать». На ее долю приходится до 25% рынка. В начале вечера она уделяет много внимания французской и общеевропейской фантастике. France-3 одновременно является программой национальной и региональной. В определенные часы дня она передает региональные и местные новости, репортажи. Доля этого канала приближается к 20%. Ее популярность обеспечивается прежде всего сочетанием региональных и национальных новостей. Включение региональных репортажей, к примеру, гарантирует популярность вечерней информационной программы (19.00–20.00).

 

Немецкая модель: публично-правовые каналы. После Второй мировой войны Германия практически с нуля начала выстраивать свою медиасистему. Аудиовизуальным СМИ в этой системе отводилось особое место, причем и сами немцы, и союзники видели серьезные опасности для СМИ нового периода в односторонней политизации и стремлении бизнеса подгонять программы под свои интересы, используя рекламу. В результате в стране была создана специфическая система общественного ТВ, которая проводится в жизнь при непосредственном внимании конституционного суда. Это и обусловило возникновение в условиях ФРГ специфической формы общественного телевидения – публично-правового ТВ. Целью послевоенного законотворчества в ФРГ стало создание таких средств массовой информации, «в сообщениях которых взвешенно, беспристрастно и правдиво отражались бы все обоснованные идеи и интересы, и все уместные сферы жизни». Однако достигнуть этого путем использования механизмов рыночной экономики не представлялось возможным, поэтому в ФРГ была создана особая юридическая структура, гарантировавшая исполнение СМИ своих функций без злоупотреблений. Ключевой отличительной стороной немецкой модели общественного вещания является государственный правовой надзор за деятельностью публично-правовых вещателей. Суды могут вмешиваться и принуждать к исправлению положения в тех случаях, когда аудиовизуальные СМИ не выполняют своего назначения. Правительство обязано действовать ради защиты плюрализма в СМИ. Общество также реализует свой контроль программной политики публично-правового телевидения через систему общественных советов, объединяющих представителей политических партий, профсоюзов, независимых представителей общественности. Неудивительно, что в условиях столь пристального контроля общества за публично-правовым вещанием Германии система его финансирования значительно отличается от принятых в других западноевропейских странах. Оба общественных канала – ARD (АРД, Arbeitsgemeinschaft der Offentlich – Rechtlichen Rundfunkanstalen der Bundesrespublik Deutschland, «Всеобщее телевидение Германии», создан в 1954 г.) и ZDF (ЦДФ, Das Zweite Deutsche Fernsehen, «Второе германское телевидение», создан в 1963 г.) – финансируются за счет рекламных поступлений.

Бюджет ARD = абонентская плата (до 80%, более 200 долл. США в год) + доходы от рекламы (до 10%) + собственная финансовая деятельность (продажа программ, доходы от кабельных каналов, до 10%).

 

Нидерландская модель: базовые «колонны» программной политики. Система общественного вещания в Нидерландах основана на обеспечении равного доступа к эфиру основных политических и культурных групп. Нидерландский исследователь И. Бардуль в связи с этим вводит концепцию «четырех колонн», на которых базируется система общественного вещания в стране. Выявление основных «колонн» первоначально шло в соответствии с религиозным принципом: в Голландии, как известно, доминируют две религии – кальвинизм и католицизм. В дополнение к этим двум «колоннам» с учетом социальной структуры нидерландского общества выделяются еще две «колонны», связанные со сторонниками социалистической и либеральной партий.

Нидерландская модель общественного вещания построена таким образом, чтобы зрительские запросы четырех важнейших социальных групп были удовлетворены. Концепция «баланса» прослеживается и в подходе к программной политике: баланс должен соблюдаться между разными точками зрения в программах новостей и анализе текущей политики. На основании описанной выше стратификации нидерландского общества закон о вещании 1967 г. установил три категории организаций, имеющих доступ к эфиру общественного вещателя NOS. Кстати, обновленный закон о СМИ от 1989 г. полностью сохранил и подтвердил все положения закона о вещании 1967 г. Все эти вещательные организации, имеющие статус независимых с индивидуальным членством, и формируют общественную телерадиовещательную корпорацию Нидерландов – NOS.

 

Северная модель: коммерческое ТВ на службе общественного. Общественное ТВ в странах Северной Европы имеет столь же прочные традиции, как и в Великобритании. В пяти странах Севера Европы – Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии и Швеции – и до настоящего времени существует уверенность в том, что общественное ТВ и радио не утратили в обществе социального и культурного значения. Общественное вещание остается на Севере Европы в центре телевизионного рынка, как бы организуя вокруг себя и систему коммерческого эфирного вещания.

В пяти странах Севера Европы общественные вещатели представляют собой патерналистские, образовательные и культурные институты, в программной политике которых развлекательная составляющая ограничена. Монополия общественного вещания, существовавшая в регионе (за исключением Финляндии) до середины 1980-х годов, стала привычной для аудитории на Севере Европы. Географическая и лингвистическая близость этих стран, способствовавшая развитию приграничного приема телепрограмм из соседних стран, только упрочила положение общественных вещательных монополий.

 

4. Эволюция качественной и массовой прессы за рубежом (Великобритания)

 

Качественная прессаэто издания, рассчитанные на высокообразованного читателя со средним и высоким доходами. Часто качественную прессу называют «прессой мнений для интеллектуальной части общества».

«Жёлтая пресса» (также бульварная пресса) — обозначение изданий печатной прессы, доступных по цене и специализирующихся на слухах, сенсациях (зачастую мнимых), скандалах, сплетнях, эпатирующем освещением табуированной тематики. Информация в подобных изданиях выступает не в качестве духовно-практического знания, а в качестве развлекательного товара. Понятие таблоид относится, прежде всего, к оформлению.

 

На рубеже XIX-XX веков, ког­да в Англии началось разделение прессы на качественную и мас­совую, «Таймс» становится ведущим качественным изданием. Сегодня она распространяется по всей стране, как и некоторые другие газеты. К качественной прессе, кроме «Таймса», можно отнести ежедневные газеты «Дейли телеграф» (The Daily Telegraph — «Ежедневный телеграф», 1855 год основания), «Гардиан» (The Guardian — «Страж», 1821), «Файнэншл Таймс» (Financial Times — «Финансовое время», 1888), «Индепендент» («Независимый»). Печать такого типа содержательна и информативна, имеет сравнительно невеликий тираж (исключением, по­жалуй, является тираж «Дейли телеграф» — 1,3 млн. экз.). «Инде­пендент» начала выходить в свет в 1986 г. и в 1997-ом попала в тяжелое положение из-за существенного спада в распространении газеты. Тогда издатели сменили главного редактора и дали «добро» на ряд нововведений, затрагивающих прежде всего верстку: броский логотип, расклад содержания по рубрикам — «одна по­лоса — одна тема», свободный, без линеек между колонками на­бор текста [2].

Массовая (или популярная) печать ориентируется на широ­кий круг читателей, публикует гораздо меньше аналитических ма­териалов. Тираж отдельных изданий достигает пяти миллионов экземпляров [«Сан» (The Sun — «Солнце», 1964), «Миррор» (The Mirror — «Зеркало», 1903), «Дейли экспресс» (Daily Express — «Ежедневный экспресс», 1900), «Дейли мейл» (Daily Mail — «Ежедневная почта», 1896)]. Десятки лет лидером таблоидной прессы была «Дейли миррор», известная как рупор лейбористов и считавшаяся газетой рабочего класса. Тираж ее достигал 5,5 млн. экз., но в 1997-ом составил только 2,2 млн.: таков ре­зультат существенного усиления позиций двух конкурентов из­дания: газет «Дейли мейл» и «Сан». Тогда пришлось принять меры. Чтобы привлечь читателей, в первую очередь молодежь, из логотипа изъяли слово «дейли», а старый слоган «Вперед с народом» заменили призывом «Вперед в новое тысячелетие», на первой полосе стали печататься одна большая фотография и анонс одного-двух «гвоздевых» материалов внутри номера. Однако тираж обновленная «Миррор» так и не восстановила. В ноябре 1995 г. прекратился выпуск общенациональной ежедневной массовой газеты «Тудей» («Today» — «Сегодня»), просуществовавшей всего 10 лет. Дорогостоящая технология: компьютерный набор, цветная печать, использование спутников для од­новременного выпуска региональных изданий и т.д. привели к немалым расходам, и основатели издания продали газету кон­церну «Лонро», который не смог избавиться от убытков и выставил «Тудей» на торги. Новым хозяином газеты стал Р. Мэрдок, глава «Ньюс интернэшнл» (английского филиала глобальной компании «Ньюс корпорейшн»). Он вложил в нее почти 150 млн. фунтов стерлингов, поднял тираж с 300 до 600 тыс. экз., однако, завоеванная аудитория вскоре стала сокращаться. И тог-да Мэрдок закрыл издание, чтобы обеспечить подъем других четырех своих газет (особенно «Сан» и «Таймс»).

Англия считается классической страной разделения центральной прессы на качественную (элитарную) и популярную (массовую). Несмотря на довольно разветвленную сеть региональных изданий (около 100 утренних и вечерних газет, сотни еженедельных), жители страны привыкли иметь к завтраку свежую лондонскую газету, ожидая найти в ней сообщения обо всех событиях общенационального и мирового значения. На долю же региональных изданий часто выпадает роль рупора локальных новостей и вестника рекламы местных универмагов.

Из этой особенности центральной печати вытекает и предельный уровень концентрации общенациональной прессы в руках немногих издателей. К началу 90-х гг. господствующие позиции в центральной британской прессе захватили 5 групп: 1) "Ньюс интернэшнл" Р.Мэрдока, 2) "Миррор груп ньюспейперс" Р.Максвелла, 3) "Юнайтед ньюспейперс" лорда Стивенса, 4) "Телеграф" канадского бизнесмена К.Блэка, 5) "Ассошиэйтед ньюспейперс" лорда Ротермира. Основные газеты, находящиеся во владении этих групп, делятся на:

1994 год был периодом расцвета субботних приложений качественных изданий. Самое объемное приложение - у газеты "Дейли телеграф". Оно включает семь секций и рассчитано на довольно широкий круг читателей. Одни из разделов: "Уикенд", "Бизнес ньюс", "Ти-ви энд радио", "Артс энд букс" и "Янг телеграф". Объем продажи субботнего тиража выпуска превысил показатели будничного на 20%. Схожая ситуация и у газеты "Гардиан", субботний выпуск которой включает теперь молодежный журнал.

 

Франция

В регионах самостоятельной печати поначалу просто не существовало. Чтобы усилить свою монополию на информацию на всей территории Франции, а заодно и обезопасить газету от возможных конкурентов в провинциях, Ренодо, с одобрения своих покровителей, в 1632 году разработал весьма хитроумную стратегию, которой его преемники на посту редактора пользовались еще сто двадцать лет. Он заключал с владельцами типографий в регионах договоры, согласно которым каждый из них получал срочной почтой один экземпляр «Газетт» и в течение нескольких часов размножал его для читателей своей провинции. После этого газета распространялась в провинциальном городе и его окрестностях по очень выгодной цене, потому что за счет ее перепечатки хозяева типографий экономили на почтовых расходах. Если бы распространение «Газетт» велось по почте из Парижа, то в среднем каждый ее экземпляр обходился бы провинциальному подписчику вдвое дороже (почтовые пошлины зависели от удаленности пункта назначения от столицы). Кроме того, номера «Газетт» перепечатывались более мелким шрифтом, что позволяло издателям в регионах существенно сократить количество используемой бумаги.

 

Несколько позже подобным же образом в провинции стали распространять официальный бюллетень «Меркюр Франсэ». Практика заключения договоров на перепечатку столичных изданий была прекращена лишь в 1751 году.

Таким образом, до середины XVIII века монополия столичной прессы серьезно мешала появлению провинциальных газет, которые могли бы составить ей конкуренцию.

После освобождения территории Франции от нацистской оккупации развитие прессы этой страны началось буквально «с чистого листа». Руководители движения Сопротивления действовали в соответствии с формулой, высказанной позже писателем Андре Мальро: «Свобода существует только для тех, кто завоевал ее». Поэтому все парижские и региональные издания, выходившие с разрешения оккупационных властей и правительства Виши, в 1944 году были запрещены. Из 175 региональных газет, существовавших до войны, только 21 возобновила свою работу (в Париже из 32 довоенных изданий остались семь).

Среди старых региональных изданий, вновь попавших в руки читателей, были такие, как «Эст репюбликэн» в Нанси, «Монтань» в Клермон-Ферране, «Репюбликэн лоррэн» в Меце, «Дерньер нувель д'Альзас» в Страсбурге, «Прогрэ» в Лионе, «Попюлэр дю Сантр» в Лиможе и некоторые другие газеты, которые во время оккупации либо закрылись сами, либо были закрыты властями. Имущество прочих печатных органов в соответствии с ордонансом от 26 августа 1944 года, целью принятия которого было обеспечение прозрачности капиталов предприятий СМИ, было передано газетам Сопротивления. Позже эта мера была юридически закреплена законом от 11 мая 1946 года.

В 1945–1946 годах провинциальную прессу ожидал беспрецедентный подъем, которого история французской печати не знала. В атмосфере эйфории, охватившей общество после освобождения страны, все политические организации, входившие в движение Сопротивления, стремились создать собственные ежедневные издания в каждом департаменте, не заботясь о том, насколько жизнеспособными окажутся основанные ими газеты. К примеру в Ницце вместо трех ежедневных газет, издававшихся до войны, теперь было пять, а в Бордо и Тулузе, где до этого выходили по три ежедневных издания, их число увеличилось до шести. Общественный энтузиазм периода строительства нового демократического государства, вне всякого сомнения, способствовал росту тиражей провинциальных и столичных газет. В 1946 году общий тираж 175 ежедневных региональных газет составил 9165000 экземпляров (тираж 28 парижских изданий был равен 5959000 экземпляров)[30]. Одной из немаловажных причин успеха как столичной, так и региональной прессы была ее новизна: только что появившимся газетам нельзя было адресовать упреков в коллаборационизме. Однако ажиотаж вокруг новой провинциальной прессы стал мало-помалу спадать, а читательская аудитория начала группироваться вокруг ограниченного числа газет. Кроме того, многие выдающиеся лидеры Сопротивления, которым было поручено редактирование региональных изданий, оказались не самыми лучшими руководителями предприятий прессы. В итоге с 1946 по 1954 год в регионах исчезло около 60 ежедневных газет, в то время как в Париже прекратили существование 16 подобных печатных органов. В провинции, в частности, перестали выходить такие издания, как «Патри» в Бордо, «Эст-Франс» в Реймсе, «Либерте дю Вар» в Тулоне, «Альзас либере-Ле Рэн» в Страсбурге, «Орор» в Ницце, «Насьон» в Клермон-Ферране, «Репюблик дю Суар» в Ниме, «Депеш де л'Об» в Труа, «Франс дю Сантр» в Орлеане, «Прованс-Суар» в Авиньоне и многие другие. В то время как одни газеты исчезали из-за нехватки читателей, другие поглощались более крупными и могущественными конкурентами. Начался новый виток концентрации, который к 1960-м годам привел к формированию нескольких групп региональной прессы. При этом количество ежедневных региональных изданий неуклонно сокращалось, о чем наглядно свидетельствует приведенная ниже таблица.

С распространением региональной прессы ситуация сложилась менее однозначная, нежели с распространением парижских изданий. На протяжении последних сорока лет XX века столичные газеты теряли по меньшей мере по 100000 подписчиков в год, в то время как количество распространя


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.092 с.