Глава 4. Современное состояние рынка СМИ Германии — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Глава 4. Современное состояние рынка СМИ Германии

2020-01-13 199
Глава 4. Современное состояние рынка СМИ Германии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Что касается развития печатных СМИ в Восточной Германии, то ситуация на газетном рынке заметно стабилизировалась. Преобразовательная фаза закончилась в 1991 г. Затем происходило становление новой системы. Профессор Беате Шнайдер из Ганновера отмечает, что это становление системы печатных СМИ на Востоке Германии вобрало все те тенденции, которые вообще характерны для развития немецкой прессы. В частности, процесс концентрации, который ганноверский исследователь определяет так: "Вместо шести разных газет выходит одна". Этот процесс после продажи восточногерманских газет западным издательским группам резко замедлился. В 1993 г. существовало 24 публицистические единицы, которые образовывали следующие газетные группы:

1.Две газеты, выходившие под крышей "Berliner Verlag" и принадлежащие "Gruner & Jahr": Это "Berliner Zeitung" и "Berliner Kurier am Morgen".                                                                2.Две надрегиональные газеты - "Neues Deutschland" и "Junge Welt". Из 14 бывших окружных газет, которые, по определению Б.Шнайдера, занимали тогда доминирующее положение.                                                                                                                                     -Две редакционно самостоятельные газеты бывших блоковых партий: "Potsdamer Neueste Nachrichten" и "Thueringische Landeszeitung", определявшиеся как "публицистические eдиницы". "Thueringische Landeszeitung" принадлежала издательской   "Zeitungsgruppe Thueringen" и тесно кооперировалась с группой WAZ, которая имела долевое участие в издании двух газет - "Thueringer Allgemeine" (Эрфурт) и "Ostthueringer Zeitung" (Гера).         -Газета сербского меньшинства "Сербске новины" ("Serbske Nowiny").                                      -Заново образованные издания "STZ" ("Suedthueringer Zeitung") и бульварная "Mitteldeutscher Express".

2000-2001 гг. характеризуются кризисом медиарынка в Германии, вызванного государственной политикой по отношению к СМИ и ошибками медиавладельцев[22]. СМИ конкурируют не только между собой, но и, к примеру, с компьютерными играми.

Этот год считается рекордным для всей медиаотрасли по объемам рекламных доходов. Особенно много пришлось на долю надрегиональных газет. Медиакомпании по-прежнему вынуждены были зарабатывать в основном в Западной Германии, где рекламные доходы были выше, как и покупательная способность населения. Таким образом, развитие рекламного рынка привело к перекосу на рынке СМИ.

Газеты начали инвестировать в побочные продукты - радио, ТВ, интернет- и почтовые службы. Если инвестиции в рекламные издания и в основном в радио были успешны, то многие вложения в телевидение и в интернет до сих пор себя не оправдали.

А.Дедюхина отмечает, что кризису способствовал и перенос столицы Федеративной республики из Бонна в Берлин [23]. Это привело не только к переезду ряда редакций в новую столицу (сопряженному с большими расходами), но и к росту интереса к столичному рынку со стороны средних и крупных медиакомпаний. Появление столичной прессы впервые за долгое время носило характер конкурентной борьбы между различными концернами. Шесть газет повели одно из сложнейших сражений за читателя и рекламу, и в результате почти все потеряли в тираже.                                                                                                                                   Постоянный рост цен на бумагу заставляет печатную прессу сокращать расходы. Стоит отметить и большие затраты на технику. Происходит перераспределение зрительского внимания и рекламы между различными СМИ. Так, реклама из печатных СМИ перебирается в Интернет. Кроме того, еще с начала 1990х годов количество газет в Германии и их тираж начали снижаться. Для немецких газет сегодня одна из самых больших проблем – привлечение молодых читателей, предпочитающих интернет газетам.                                                                                 Характерной чертой является конкуренция между общенациональной прессой и региональными [24]. Если встает вопрос, от подписки на какую газету отказаться, всегда отказываются от общенациональной.

Способы преодоления кризиса:

1.Слияние изданий, заключение изданиями соглашений о сотрудничестве. Самым нашумевшим стало слияние надрегиональной газет Die Welt и местной Berliner Morgenpost, принадлежащих ИД Axel Springer. Другие издательские дома отказываются от главной редакции или сокращают затраты за счет сотрудничества с другими концернами. Появляются инфоцентры, контролируемые из центра концентрированные редакции, в которых многие отвечают за многое. Ослабевшие газеты перекупаются более сильными игроками.                                                                                                                                           2.Запуск цветных "журнальных" приложений. Так, в ноябре 2003 года ИД FAZ запустил новое приложение, посвященное "стилю жизни" Piazza, которое должно пробудить у читателя тягу к потреблению, а следовательно, привлечь рекламодателей.                                            3.Присоединение региональных вкладок к национальным изданиям.                                              4. Двухнедельная бесплатная пробная подписка. Если понравится, то можно подписаться за полную цену.

Газеты ищут и новые географические рынки, как внутри Германии, так и за ее пределами - в Восточной Европе[25]. Эти страны давно уже по сути являются филиалами немецкой печатной индустрии: производство здесь дешевле, а быстро растущий средний класс обеспечивает рост рекламного рынка.

В 2004 г. характерными особенностями года назывались, во-первых, закрытие локальных изданий крупных газет и даже продажа частей или целых издательских домов. Самый яркий пример − продажа 90% акций газеты «Франкфуртер рундшау», более 40 лет принадлежавшей одноименному фонду с правовой формой «ГмбХ» (общество с ограниченной ответственностью), медиахолдингу СДПГ «Дойче друк унд ферлагс ГмбХ».

                        

В Германии, наряду с закрытием или слиянием, в 2004 г. вышло несколько новых местных изданий:

- в Саксонском Герлитце новой издательской группой создана локальная газета "Герлитцер альгемайне", которая сразу же составила конкуренцию занимавшей монопольное положение "Зэксише цайтунг" (ЗЦ). Чтобы как-то спасти ситуацию, ЗЦ быстро основала воскресное издание, увидевшее свет в ноябре под названием "Заксен ам зоннтаг" ("Саксония по воскресеньям"). Одновременно ЗЦ создала локальное издание специально для Герлитца, выпустив его 1 апреля, в первый же месяц повысив стоимость номера с 70 до 80 центов.

- "Лаузитцер рундшау" предприняла попытку выпуска дешевого издания в Котбусе, назвав его по цене одного номера "20 центов".

- Концерн Шпрингера выпустил пилотное издание – 32-страничную дешевую газету "ВельтКомпакт" стоимостью 50 центов за один номер.

- Концерн Шпрингера попытался выпустить на медиарынки Бремена, Дортмунда и Саарбрюкена воскресную газету "Шпорт лайф", объемом от 48 до 64 страниц. Стоимость номера - на начальном этапе тестирования – составляла 30 центов, затем - 50. Однако эта попытка не увенчалась успехом, и издание было приостановлено.

- Из издающихся за рубежом изданий успешной считается бульварная шпрингеровская газета "Факт", выходящая в Польше с октября.

Чтобы улучшить свое материальное положение, немецкие концерны прибегают к различным уловкам. Так, ИД "Зюддойче ферлаг" (ЗДФ) решил издавать репринтную книжную серию "50 романов ХХ века". При этом, стоимость одного тома - 4.95 евро, а в случае подписки - 4,0 евро[26]. Эксперты отмечают, что уже летом 2004 г. тиражи серии и, соответственно самой газеты, резко пошли вверх. Этот опыт ЗДФ позаимствовал у итальянского издательства, которое провело аналогичную акцию с большим успехом. Помимо этого, с начала мая "Зюддойче цайтунг" начала издавать новое приложение (суплемент). Оно создано совместно с американской редакцией "Нью-Йорк таймс" и является дайджестом статей из основного издания на английском языке.

В 2006 году кризис медиарынка ослабел. Несмотря на некоторое изменение количества изданий в сторону увеличения, происходит уменьшение общего количества тиражей[27]. В этот период выходило 1529 периодических изданий совокупным тиражом в 21,2 млн экз, в том числе ежедневных и воскресных - 377, еженедельных − 28, т.н. «публичных журналов» −тиражом 122,4 млн экз., специализированных журналов − 1089 тиражом 12,8 млн экз. Потеря тиражей характерна прежде всего для изданий ведущих газетно-журнальных групп, например группы «ВАЦ».

При этом исследователи отмечают, что потеря тиражей характерна прежде всего для изданий ведущих газетно-журнальных групп, например группы «ВАЦ». Возросла доля на рынке подписных (абонементных газет) 5 крупнейших групп с 28,8% до 29,0%, доля бульварных и массовых газет также выросла[28].

Помимо снижения тиражей, отмечают уменьшение области распространения изданий. Экономическая ситуация в стране вынуждает издательские концерны экономить на всем.

Повышения тиражей можно было ожидать лишь у бесплатных газет, новая попытка издания которых в Германии была предпринята в 2006 г. и по-прежнему не имела большого успеха. Каждый из немецких газетных концернов подготовил концепции выпуска бесплатных газет в своем регионе распространения. (Произошло это после «Кельнской газетной войны», когда несколько концернов выпускали разные бесплатные ежедневные газеты. Таким образом, в 1990 г. жители Кельна имели в течение пяти дней 7 газет)[29].

Изменения в издательских группах:

1.«Аксель Шпрингер ферлаг АГ», Гамбург.                                                                                        -Расширение издательской деятельности за рубежом, в частности − в России. Два издания «Шпрингера-Раша» − «Ньюсуик» и «Форбс» потихоньку находят свою нишу.                                                                                                                                                    -Увенчалась определенным успехом экспансия на национальном информационном рынке. Участие в издании газеты «Вестфален-блатт» в Восточной Вестфалии.                                  -Совокупный тираж газет концерна уменьшился на 250 тыс. Тираж «Бильд» составляет 3,5 млн экз. вместо 3,8 млн экз., и она имела самые большие убытки. В то же время тираж газет «Вельт» и таблоида «Вельт-компакт» увеличился на 50 тыс. экз.                            Общая доля концерна на информационном (газетном) рынке уменьшилась с 22,7 в 2005 г. до 22,5% в 2006 г., бульварных газет − с 81,5 до 80,4%. Увеличилась доля абонементных газет в сторону увеличения с 6% в 2005 г. до 6,2% в 2006 г.                                                        2. Группа «ВАЦ».                                                                                                                Серьезных изменений в 2006 г. не было. Совокупный тираж ее изданий 1,2 млн экз.                                                                                                                                                        3. Деятельность ИГ «Штуттгартер цайтунг/ Ди Райнпфальц/ Людвигсхафен/Зюдвест Прессе, Ульм» характеризовалась в 2006 г. увеличением доли концерна с 5% до 5,2% на информационном (газетном) рынке, у абонементных газет с 6,4 % до 6,7%.                                    4. ИД «Мюнхенер цайтунгсферлаг/ Цайтунгсферлаг тц/Вестфэллишер анцайгер/Иппен». Особенность этой группы в том, что она управляется не холдингом, а издателем, т.е. Иппеном, штаб-квартира которого находится в Мюнхене. Общая доля концерна на информационном (газетном) рынке увеличилась с 3,9 до 4,1%, в секторе бульварных газет − с 3,3 до 3,5%.                                                                                                              5.Штуттгартский концерн Георга фон Хольтцбринка. Хольцберг купил берлинскую «Тагесшпигель» и гамбургскую «Цайт», что привело к вхождению в десятку крупнейших концернов.                                                                                                                                                   К 2006 рекламный объем вырос на 22,5%, радиовещания, где прирост составил 7,4%, специализированных журналов − 4,3%, чисто рекламных газет − 3,4%, телевидения − 1,8%[30].

Главная инновация на газетном рынке Германии, характерная для всего западноевропейского рынка, связана с появлением и распространением газет малого формата, или таблоидов, которые прежде использовали бульварные издания. Первым на изготовление газет-таблоидов откликнулся Шпрингер-ферлаг[31].               

В 2004 г. Axel Springer решил выпускать меньший, более дешевый вариант своих газет. Так, с конца мая началось тестирование компакт-формата на респектабельном полноформатном ежедневнике Die Welt. Была выпущена таблоидная версия газеты – Welt Kompakt[32]. Это 32-страничная газета с большинством публикаций из Die Welt, только в их сокращенном виде. Welt Kompakt более сфокусирован на новостях, чем на комментариях, и вдобавок подбирает материал в соответствии с интересами молодой аудитории.

Если первое издание Die Welt печатается в 6 вечера, то Welt Kompakt подписывается в полночь и располагает более свежими новостями о культурных, спортивных событиях, а также публикует показатели, на которых закрывались биржи. Почти 90% продаж полного формата Die Welt обеспечивается подпиской. Это коренным образом отличается от дистрибуции Welt Kompakt. Таблоид продается в газетных киосках, и поэтому может обновляться информацией гораздо позже. Таблоидная версия составляет половину размера Die Welt. Стоимость компакта – 50 евроцентов, при том что «старший брат» стоит 1,3 евро.

Количество пользователей интернетом в ФРГ неуклонно растет. В 2003 г. 53,5 % имели подключение к Сети (34,4 млн жителей), а в 2004 г. − 55,3% (35,7 млн чел.), что соответствовало увеличению на 4 %, а в 2006 г. − 59,5% (37,4 млн чел.)[33]. Лидирующую позицию среди пользователей держат мужчины (65,8%), в возрастной категории - молодежь от 14 до 19 лет (96,1%), в профессиональной − 1-е место занимает сфера образования (95,5%). Большинствогазет и журналов имеют электронные версии своих изданий в Интернете.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.