Объем и распределение часов курсов по темам и видам занятий — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Объем и распределение часов курсов по темам и видам занятий

2020-01-13 118
Объем и распределение часов курсов по темам и видам занятий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

№ п.п

Наименование тем и разделов

Всего часов (трудоемкость)

Аудиторные занятия (ч)

Самостоятельная работа

В том числе

лекции семинары 1           2           :             ИТОГО:        

 

 

4. Форма текущего, промежуточного и итогового контроля.

 

5. Содержание курса:

• разделы курса;

• темы и краткое содержание;

• перечень примерных контрольных вопросов и заданий для са­мостоятельной работы, семинаров, коллоквиумов;

• примерная тематика рефератов, курсовых работ;

• примерный перечень вопросов к зачету (экзамену), тестов по всему курсу

 

6. Учебно-методическое обеспечение курса:

• перечень обучающих, контролирующих компьютерных про­грамм, мультимедиа и т.п.;

• активные методы обучения;

• технические средства обучения и контроля;

• методические рекомендации (материалы) преподавателю;

• методические указания студентам;

• рекомендации по использованию информационных техноло­гий;

• рекомендуемая литература (основная);

• рекомендуемая литература (дополнительная).

 

При наличии по дисциплине курсовой работы в разделе «Са­мостоятельная работа» указывается среднее ориентировочное вре­мя, необходимое студенту для выполнения курсовой работы.

Методические рекомендации (материалы) для преподавателя могут оформляться в виде приложения к программе дисциплины и должны указывать на средства, методы обучения, способы учеб­ной деятельности, применение которых для освоения тех или иных тем наиболее эффективно.

 

 

144

 

6.3. Подготовка контрольно-измерительных материалов для оценки знаний студентов

 

Одни из центральных вопросов, решаемых в рамках учебного а, является формирование системы контроля и оценки зна­ний, которое предполагает следующие этапы:

 

• выбор видов и форм контроля, определение контрольно-изме­рительных материалов;

• разработка системы оценки.

 

Основу системы контроля и оценки знаний студентов состав-лист определение видов контроля, к ключевым из которых отно­сятся:

 

• входной;

• текущий;

• промежуточный;

• итоговый.

Входной контроль осуществляется перед началом изучения кур­са, текущий — в ходе изучения компонентов модуля, промежуточ­ный — по завершении изучения отдельного модуля, итоговый — по окончании всего курса.

Следует отметить, что на практике необоснованно редко ис­пользуется входной вид контроля, несмотря на его необходимость для реализации индивидуального подхода к студентам.

Данный вид контроля предполагает определение исходных зна­ний и особенностей мышления студента, на основании которых может проводиться корректировка состава учебного курса (фор­мирование траектории обучения). Проверка исходных знаний проводится, с одной стороны, для установления наличия знаний и навыков, без которых процесс обучения крайне затруднен или вообще невозможен, а с другой — для выявления таких тем курса, которыми студент уже хорошо владеет. В первом случае в про­грамму курса могут быть добавлены, а во втором — исключены отдельные модули (компоненты модуля).

Каждый из названных видов контроля может быть реализован

с помощью различных форм (табл. 6.3).

 

Таблица 6.3

Виды и формы контроля

Виды контроля Формы контроля
Входной контроль Тестирование (письменное/ компьютерное) Собеседование
Текущий контроль Письменный опрос/ контрольная работа Устный (фронтальный) опрос Оценка активности на практических занятиях (семинарах)

 

 

145

 

Виды контроля Формы контроля
Текущий контроль Решение задач, упражнений Защита реферата Защита лабораторной работы Защита группового или индивидуального проекта
Промежуточный контроль Тестирование (письменное/компьютерное) Контрольная работа Защита группового или индивидуального проекта Коллоквиум
Итоговый контроль Экзамен (устный/письменный/комбинированный) Тестирование (письменное/компьютерное) Защита курсовой работы

 

Выбор форм контроля зависит от методов обучения и форм ор­ганизации учебного процесса, степени готовности и опыта препо­давателя использовать те или иные формы, методы или приемы обучения, а также от состояния материально-технической базы.

Любая система контроля предполагает наличие системы оцен­ки, с помощью которой осуществляется проверка соответствия знаний, умений и навыков предъявляемым к ним требованиям.

В модульном обучении, как правило, применяется непрерыв­ная рейтинговая (балльная) оценка, которая позволяет оценить работу студента в течение всего семестра с использованием раз­личных форм контроля и поэтому считается более объективной. Основная суть рейтинговой системы оценки заключается в том, что каждому заданию в рамках курса (так называемой контроль­ной точке) присваивается определенный рейтинг (количество бал­лов), и на основании суммарного рейтинга по итогам выполнения всех видов заданий определяется итоговая оценка по курсу, кото­рая переводится в традиционную систему оценки («отлично», «хо­рошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», а также «за­чтено» и «не зачтено») на основе специальной шкалы, разработка которой также допускает варианты.

Сложным вопросом в формировании системы оценки является определение по каждому предусмотренному заданию критериев, на основании которых будет выставляться то или иное количество баллов.

Примеры критериев для оценки реферата приведены в табл. 6.4.

Этапы подготовки аттестационных педагогических измеритель­ных материалов

При подготовке аттестационных педагогических измеритель­ных материалов необходимо:

 • провести анализ государственного образовательного стандарта по дисциплине;

 

146

 

Таблица 6.4

Критерии оценки реферата

Критерии оценки Максимальная оценка в баллах
Логичность изложения 3
Раскрытие темы 3
Использование широкой информационной базы 3
Наличие собственных выводов,, обобщений, критического анализа 3
Соблюдение правил цитирования 2
Правильность оформления 1
Итого: 15

 

· выделит основные дидактические единицы учебного материала, подлежащие контролю (разделы дисциплины по государственному образовательному стандарту, как правило, от 4 до 10), в каждой группе должно быть 3 – 7 заданий одинаковой трудности;

· разработать тест, соответствующий выделенной дидактической единице.

 

 

6.4. Учебно-методический комплекс дисциплины  

УМК, как уже говорилось, - это система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной реализации основных и дополнительных образовательных программ, согласно учебному плану.

 

Порядок разработки УМК

УМК разрабатывается преподавателем (коллективом преподавателей) кафедры, обеспечивающей преподавание дисциплины в соответствии с учебным планом подготовки студентов по специальностям (направлениям). Кафедра – разработчик УМК несет ответственность за качественную подготовку УМК, соответствующих требованиям ГОС ВПО по подготовке студентов по специальности (направлению), за учебно-методическое и техническое обеспечение соответствующей дисциплины, в том числе и за обеспечение учебного процесса учебной и учебно-методической литературой.

Учебно-методические и учебные материалы, включаемые в УМК, должны отражать современный уровень развития науки, предусматривать логически последовательное изложение учебного

 

 

 

 

147

 

материала, использование современных методов и технических средств интенсификации учебного процесса, позволяющих студентам глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике.

Разработка УМК включает в себя четыре этапа.

1-й этап:

• подготовка оригиналов экзаменационных билетов;

• разработка конспекта лекций (или курса лекций, учебника, учебного пособия);

• разработка методических рекомендаций по выполнению СРС и методических рекомендаций по изучению дисциплины для студентов;

• разработка материалов тестирования;

2- й этап — оформление документации УМК;

3-й этап — апробация материалов УМК в учебном процессе;

4-й этап — корректировка и утверждение материалов УМК.

Для дисциплин, входящих в учебные планы нескольких специ­альностей:

• если дисциплина для разных специальностей входит в один и тот же цикл дисциплин (ГСЭ, ЕН, ОПД или СД), то разраба­тывается один УМК дисциплины для разных специальностей. Разницу в объеме часов, форме отчетности и в содержании указывают в тексте УМК;

• если дисциплина для разных специальностей входит в разные циклы дисциплин, то для каждой специальности разрабатыва­ется отдельный УМК дисциплины с учетом специфических требований к знаниям и умениям студентов по соответству­ющему циклу дисциплин.

Для разных форм обучения (очная, очно-заочная, заочная) раз­рабатывается отдельный УМК для всех дисциплин учебного плана специальности (направления) независимо от статуса дисциплины, объема часов и формы отчетности по дисциплине.

Срок разработки материалов УМК устанавливается кафед­рой — разработчиком УМК по соответствующей дисциплине и фиксируется в протоколе заседания кафедры.

Подготовка элементов УМК включается в индивидуальный план учебно-методической работы преподавателя и план работы кафедры на соответствующий учебный год.

Апробация материалов УМК проводится на первом потоке сту­дентов, осваивающих соответствующую дисциплину. Основная задача апробации — оценка усвоения учебного материала студен­тами, оценка соответствия плана проведения всех учебных заня­тий их фактическим срокам, анализ качества подготовки и логи­ческой последовательности изложения учебного материала. При апробации допускается использование неполного комплекта учеб-

 

 

148

 

 

ных и учебно-методических материалов, но являющегося достаточным минимумом для решения основной задачи апробации.

По результатам апробации материалов УМК разработчики критически оценивают содержание каждого структурного элемента и готовят полный комплект документации к процедуре согласования и утверждения УМК.

Кафедра — разработчик УМК в течение одного учебного года после апробации дисциплины в учебном процессе:

 

• корректирует и утверждает документацию УМК;

• включает в план изданий кафедры учебные и учебно-методиче­ские материалы, подготовленные авторами УМК и прошедшие апробацию в учебном процессе;

• оценивает качество подготовки материалов УМК путем анали­за текущей и итоговой успеваемости студентов.

Организация контроля содержания и качества разработки УМК

 

Контроль содержания и качества разработки УМК возлагается на:

• кафедру — разработчика УМК;

• факультетские комиссии по качеству образования;

• научно-методический совет института;

• отдел менеджмента качества образования.

Кафедраразработчик УМК осуществляет текущий контроль содержания и качества подготовки УМК. С этой целью на кафед­ре:

на этапе подготовки УМК:

• разрабатывается и утверждается план подготовки УМК по со­ответствующей дисциплине, в котором определяются сроки и ответственные за подготовку структурных элементов УМК;

• план подготовки УМК на текущий учебный год отражается в плане работы кафедры (в учебно-методической части) и в ин­дивидуальном плане работы преподавателя. Выполнение пла­нов контролирует УМО;

• рассматриваются учебные и учебно-методические материалы, представляемые разработчиками УМК;

• обеспечивается своевременный заказ основной и дополнитель­ной учебной и учебно-методической литературы по каждой дисциплине специальности (направления) для библиотеки

БТИ;

• регулярно оценивается готовность УМК к использованию в  учебном процессе и принимаются оперативные меры по устра­нению отставания от плана подготовки УМК. на этапе апробации и корректировки материалов УМК заведую­щий кафедрой осуществляет периодический контроль соответ-

 

149

 

 

ствия материалов УМК современному уровню развития науки, методики и технологии осуществления учебного процесса.

Научно-методический совет института (НМС) осуществляет периодический (один раз в три месяца) контроль содержания и качества подготовки УМК по дисциплинам, входящим в учебные планы по специальностям (направлениям). С этой целью в повестку дня заседаний НМС вносятся вопросы по обсуждению УМК по дисциплинам, прошедшим апробацию в учебном процессе.

  

Порядок рассмотрения и утверждения УМК дисциплины

 

Разработанный кафедрой УМК с протоколом обсуждения передается на рассмотрение факультетской комиссии по качеству образования.

Факультетская комиссия по качеству образования рассматри­вает документацию УМК (проводит их экспертизу на соответствие требованиям ГОС ВПО, стандартов предприятия).

После утверждения электронная версия УМК передается и электронный читальный зал библиотеки вуза.

Твердые копии материалов УМК в специальных папках долж­ны храниться на кафедре-разработчике.

Контроль

 

Контроль за реализацией порядка разработки и состоянием УМК возлагается на заведующего кафедрой.

Деканаты факультетов совместно с кафедрами контролируют наличие и обеспеченность УМК студентов, обучающихся на соот­ветствующем факультете.

УМО осуществляет общий контроль за наличием и разработ­кой УМК дисциплин кафедрами института.

Резюме

 

Эффективность учебной работы преподавательского состава факультета непосредственно зависит от уровня методического мастерства конкретного преподавателя, поэтому методическая ра­бота является неотъемлемой частью организации учебного про­цесса.

Учебно-методические комплексы состоят из обучающих, мето­дических и вспомогательных материалов, объединенных на осно­вании общей программы. Особенностью УМК является то, что все его элементы подготовлены на основе единого подхода к те­матике и структуре изложения учебного материала.

Составные части УМК должны быть необходимыми для орга­низации учебного процесса и в совокупности способствовать его высокому качеству.

150

 

Необходимо системное методическое обеспечение не только отдельных учебных дисциплин, но и учебных процессов, обеспечивающих подготовку специалиста (бакалавра, магистра):

 

• итоговой государственной аттестации;

• дипломного проектирования;

• системы содействия трудоустройству выпускников.

 

При разработке УМК, рабочих учебных программ, контроль­но-измерительных материалов (КИМ) по дисциплинам учебного плана обязательно должны быть учтены требования Государствен­ного образовательного стандарта по образовательной программе подготовки специалиста (бакалавра, магистра).

Основу системы контроля и оценки знаний студентов состав-лист определение видов контроля, к ключевым из которых отно­сится:

 

• входной;

• текущий;

• промежуточный;

• итоговый.

 

Выбор форм контроля зависит от методов обучения и форм организации учебного процесса.

При подготовке аттестационных педагогических КИМ необхо­димо провести анализ государственного образовательного стандарта по дисциплине; выделить основные дидактические единицы учебного материала, подлежащие контролю; разработать тест, соответствующей выделенной дидактической единице.

Учебно-методические и учебные материалы, включаемые в УМК, должны отражать современный уровень развития науки, предусматривать логически последовательное изложение учебного материала, использование современных методов и технических средств интенсификации учебного процесса, позволяющих сту­дентам глубоко осваивать учебный материал и получать навыки По его использованию на практике.

--------------------------------------------------------------------------------------

Практические задания

1. Разработайте рабочую программу учебной дисциплины на осно­ве государственного образовательного стандарта, примерной програм­мы, рекомендованной УМО вузов, и рабочего учебного плана специ­альности.

2. Подготовьте контрольно-измерительные материалы для входя­щего, промежуточного и итогового контроля знаний студентов по учебной дисциплине.

 

 

151


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.