Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2020-01-13 | 118 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
№ п.п |
Наименование тем и разделов
Всего часов (трудоемкость)
Аудиторные занятия (ч)
Самостоятельная работа
В том числе
4. Форма текущего, промежуточного и итогового контроля.
5. Содержание курса:
• разделы курса;
• темы и краткое содержание;
• перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы, семинаров, коллоквиумов;
• примерная тематика рефератов, курсовых работ;
• примерный перечень вопросов к зачету (экзамену), тестов по всему курсу
6. Учебно-методическое обеспечение курса:
• перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, мультимедиа и т.п.;
• активные методы обучения;
• технические средства обучения и контроля;
• методические рекомендации (материалы) преподавателю;
• методические указания студентам;
• рекомендации по использованию информационных технологий;
• рекомендуемая литература (основная);
• рекомендуемая литература (дополнительная).
При наличии по дисциплине курсовой работы в разделе «Самостоятельная работа» указывается среднее ориентировочное время, необходимое студенту для выполнения курсовой работы.
Методические рекомендации (материалы) для преподавателя могут оформляться в виде приложения к программе дисциплины и должны указывать на средства, методы обучения, способы учебной деятельности, применение которых для освоения тех или иных тем наиболее эффективно.
144
6.3. Подготовка контрольно-измерительных материалов для оценки знаний студентов
|
Одни из центральных вопросов, решаемых в рамках учебного а, является формирование системы контроля и оценки знаний, которое предполагает следующие этапы:
• выбор видов и форм контроля, определение контрольно-измерительных материалов;
• разработка системы оценки.
Основу системы контроля и оценки знаний студентов состав-лист определение видов контроля, к ключевым из которых относятся:
• входной;
• текущий;
• промежуточный;
• итоговый.
Входной контроль осуществляется перед началом изучения курса, текущий — в ходе изучения компонентов модуля, промежуточный — по завершении изучения отдельного модуля, итоговый — по окончании всего курса.
Следует отметить, что на практике необоснованно редко используется входной вид контроля, несмотря на его необходимость для реализации индивидуального подхода к студентам.
Данный вид контроля предполагает определение исходных знаний и особенностей мышления студента, на основании которых может проводиться корректировка состава учебного курса (формирование траектории обучения). Проверка исходных знаний проводится, с одной стороны, для установления наличия знаний и навыков, без которых процесс обучения крайне затруднен или вообще невозможен, а с другой — для выявления таких тем курса, которыми студент уже хорошо владеет. В первом случае в программу курса могут быть добавлены, а во втором — исключены отдельные модули (компоненты модуля).
Каждый из названных видов контроля может быть реализован
с помощью различных форм (табл. 6.3).
Таблица 6.3
Виды и формы контроля
Виды контроля | Формы контроля |
Входной контроль | Тестирование (письменное/ компьютерное) Собеседование |
Текущий контроль | Письменный опрос/ контрольная работа Устный (фронтальный) опрос Оценка активности на практических занятиях (семинарах) |
145
Виды контроля | Формы контроля |
Текущий контроль | Решение задач, упражнений Защита реферата Защита лабораторной работы Защита группового или индивидуального проекта |
Промежуточный контроль | Тестирование (письменное/компьютерное) Контрольная работа Защита группового или индивидуального проекта Коллоквиум |
Итоговый контроль | Экзамен (устный/письменный/комбинированный) Тестирование (письменное/компьютерное) Защита курсовой работы |
|
Выбор форм контроля зависит от методов обучения и форм организации учебного процесса, степени готовности и опыта преподавателя использовать те или иные формы, методы или приемы обучения, а также от состояния материально-технической базы.
Любая система контроля предполагает наличие системы оценки, с помощью которой осуществляется проверка соответствия знаний, умений и навыков предъявляемым к ним требованиям.
В модульном обучении, как правило, применяется непрерывная рейтинговая (балльная) оценка, которая позволяет оценить работу студента в течение всего семестра с использованием различных форм контроля и поэтому считается более объективной. Основная суть рейтинговой системы оценки заключается в том, что каждому заданию в рамках курса (так называемой контрольной точке) присваивается определенный рейтинг (количество баллов), и на основании суммарного рейтинга по итогам выполнения всех видов заданий определяется итоговая оценка по курсу, которая переводится в традиционную систему оценки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», а также «зачтено» и «не зачтено») на основе специальной шкалы, разработка которой также допускает варианты.
Сложным вопросом в формировании системы оценки является определение по каждому предусмотренному заданию критериев, на основании которых будет выставляться то или иное количество баллов.
Примеры критериев для оценки реферата приведены в табл. 6.4.
Этапы подготовки аттестационных педагогических измерительных материалов
При подготовке аттестационных педагогических измерительных материалов необходимо:
• провести анализ государственного образовательного стандарта по дисциплине;
146
Таблица 6.4
Критерии оценки реферата
Критерии оценки | Максимальная оценка в баллах |
Логичность изложения | 3 |
Раскрытие темы | 3 |
Использование широкой информационной базы | 3 |
Наличие собственных выводов,, обобщений, критического анализа | 3 |
Соблюдение правил цитирования | 2 |
Правильность оформления | 1 |
Итого: | 15 |
|
· выделит основные дидактические единицы учебного материала, подлежащие контролю (разделы дисциплины по государственному образовательному стандарту, как правило, от 4 до 10), в каждой группе должно быть 3 – 7 заданий одинаковой трудности;
· разработать тест, соответствующий выделенной дидактической единице.
6.4. Учебно-методический комплекс дисциплины
УМК, как уже говорилось, - это система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной реализации основных и дополнительных образовательных программ, согласно учебному плану.
Порядок разработки УМК
УМК разрабатывается преподавателем (коллективом преподавателей) кафедры, обеспечивающей преподавание дисциплины в соответствии с учебным планом подготовки студентов по специальностям (направлениям). Кафедра – разработчик УМК несет ответственность за качественную подготовку УМК, соответствующих требованиям ГОС ВПО по подготовке студентов по специальности (направлению), за учебно-методическое и техническое обеспечение соответствующей дисциплины, в том числе и за обеспечение учебного процесса учебной и учебно-методической литературой.
Учебно-методические и учебные материалы, включаемые в УМК, должны отражать современный уровень развития науки, предусматривать логически последовательное изложение учебного
147
материала, использование современных методов и технических средств интенсификации учебного процесса, позволяющих студентам глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике.
Разработка УМК включает в себя четыре этапа.
1-й этап:
• подготовка оригиналов экзаменационных билетов;
• разработка конспекта лекций (или курса лекций, учебника, учебного пособия);
• разработка методических рекомендаций по выполнению СРС и методических рекомендаций по изучению дисциплины для студентов;
|
• разработка материалов тестирования;
2- й этап — оформление документации УМК;
3-й этап — апробация материалов УМК в учебном процессе;
4-й этап — корректировка и утверждение материалов УМК.
Для дисциплин, входящих в учебные планы нескольких специальностей:
• если дисциплина для разных специальностей входит в один и тот же цикл дисциплин (ГСЭ, ЕН, ОПД или СД), то разрабатывается один УМК дисциплины для разных специальностей. Разницу в объеме часов, форме отчетности и в содержании указывают в тексте УМК;
• если дисциплина для разных специальностей входит в разные циклы дисциплин, то для каждой специальности разрабатывается отдельный УМК дисциплины с учетом специфических требований к знаниям и умениям студентов по соответствующему циклу дисциплин.
Для разных форм обучения (очная, очно-заочная, заочная) разрабатывается отдельный УМК для всех дисциплин учебного плана специальности (направления) независимо от статуса дисциплины, объема часов и формы отчетности по дисциплине.
Срок разработки материалов УМК устанавливается кафедрой — разработчиком УМК по соответствующей дисциплине и фиксируется в протоколе заседания кафедры.
Подготовка элементов УМК включается в индивидуальный план учебно-методической работы преподавателя и план работы кафедры на соответствующий учебный год.
Апробация материалов УМК проводится на первом потоке студентов, осваивающих соответствующую дисциплину. Основная задача апробации — оценка усвоения учебного материала студентами, оценка соответствия плана проведения всех учебных занятий их фактическим срокам, анализ качества подготовки и логической последовательности изложения учебного материала. При апробации допускается использование неполного комплекта учеб-
148
ных и учебно-методических материалов, но являющегося достаточным минимумом для решения основной задачи апробации.
По результатам апробации материалов УМК разработчики критически оценивают содержание каждого структурного элемента и готовят полный комплект документации к процедуре согласования и утверждения УМК.
Кафедра — разработчик УМК в течение одного учебного года после апробации дисциплины в учебном процессе:
• корректирует и утверждает документацию УМК;
• включает в план изданий кафедры учебные и учебно-методические материалы, подготовленные авторами УМК и прошедшие апробацию в учебном процессе;
• оценивает качество подготовки материалов УМК путем анализа текущей и итоговой успеваемости студентов.
Организация контроля содержания и качества разработки УМК
|
Контроль содержания и качества разработки УМК возлагается на:
• кафедру — разработчика УМК;
• факультетские комиссии по качеству образования;
• научно-методический совет института;
• отдел менеджмента качества образования.
Кафедра — разработчик УМК осуществляет текущий контроль содержания и качества подготовки УМК. С этой целью на кафедре:
на этапе подготовки УМК:
• разрабатывается и утверждается план подготовки УМК по соответствующей дисциплине, в котором определяются сроки и ответственные за подготовку структурных элементов УМК;
• план подготовки УМК на текущий учебный год отражается в плане работы кафедры (в учебно-методической части) и в индивидуальном плане работы преподавателя. Выполнение планов контролирует УМО;
• рассматриваются учебные и учебно-методические материалы, представляемые разработчиками УМК;
• обеспечивается своевременный заказ основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по каждой дисциплине специальности (направления) для библиотеки
БТИ;
• регулярно оценивается готовность УМК к использованию в учебном процессе и принимаются оперативные меры по устранению отставания от плана подготовки УМК. на этапе апробации и корректировки материалов УМК заведующий кафедрой осуществляет периодический контроль соответ-
149
ствия материалов УМК современному уровню развития науки, методики и технологии осуществления учебного процесса.
Научно-методический совет института (НМС) осуществляет периодический (один раз в три месяца) контроль содержания и качества подготовки УМК по дисциплинам, входящим в учебные планы по специальностям (направлениям). С этой целью в повестку дня заседаний НМС вносятся вопросы по обсуждению УМК по дисциплинам, прошедшим апробацию в учебном процессе.
Порядок рассмотрения и утверждения УМК дисциплины
Разработанный кафедрой УМК с протоколом обсуждения передается на рассмотрение факультетской комиссии по качеству образования.
Факультетская комиссия по качеству образования рассматривает документацию УМК (проводит их экспертизу на соответствие требованиям ГОС ВПО, стандартов предприятия).
После утверждения электронная версия УМК передается и электронный читальный зал библиотеки вуза.
Твердые копии материалов УМК в специальных папках должны храниться на кафедре-разработчике.
Контроль
Контроль за реализацией порядка разработки и состоянием УМК возлагается на заведующего кафедрой.
Деканаты факультетов совместно с кафедрами контролируют наличие и обеспеченность УМК студентов, обучающихся на соответствующем факультете.
УМО осуществляет общий контроль за наличием и разработкой УМК дисциплин кафедрами института.
Резюме
Эффективность учебной работы преподавательского состава факультета непосредственно зависит от уровня методического мастерства конкретного преподавателя, поэтому методическая работа является неотъемлемой частью организации учебного процесса.
Учебно-методические комплексы состоят из обучающих, методических и вспомогательных материалов, объединенных на основании общей программы. Особенностью УМК является то, что все его элементы подготовлены на основе единого подхода к тематике и структуре изложения учебного материала.
Составные части УМК должны быть необходимыми для организации учебного процесса и в совокупности способствовать его высокому качеству.
150
Необходимо системное методическое обеспечение не только отдельных учебных дисциплин, но и учебных процессов, обеспечивающих подготовку специалиста (бакалавра, магистра):
• итоговой государственной аттестации;
• дипломного проектирования;
• системы содействия трудоустройству выпускников.
При разработке УМК, рабочих учебных программ, контрольно-измерительных материалов (КИМ) по дисциплинам учебного плана обязательно должны быть учтены требования Государственного образовательного стандарта по образовательной программе подготовки специалиста (бакалавра, магистра).
Основу системы контроля и оценки знаний студентов состав-лист определение видов контроля, к ключевым из которых относится:
• входной;
• текущий;
• промежуточный;
• итоговый.
Выбор форм контроля зависит от методов обучения и форм организации учебного процесса.
При подготовке аттестационных педагогических КИМ необходимо провести анализ государственного образовательного стандарта по дисциплине; выделить основные дидактические единицы учебного материала, подлежащие контролю; разработать тест, соответствующей выделенной дидактической единице.
Учебно-методические и учебные материалы, включаемые в УМК, должны отражать современный уровень развития науки, предусматривать логически последовательное изложение учебного материала, использование современных методов и технических средств интенсификации учебного процесса, позволяющих студентам глубоко осваивать учебный материал и получать навыки По его использованию на практике.
--------------------------------------------------------------------------------------
Практические задания
1. Разработайте рабочую программу учебной дисциплины на основе государственного образовательного стандарта, примерной программы, рекомендованной УМО вузов, и рабочего учебного плана специальности.
2. Подготовьте контрольно-измерительные материалы для входящего, промежуточного и итогового контроля знаний студентов по учебной дисциплине.
151
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!