Учебно - методическое обеспечение — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Учебно - методическое обеспечение

2020-01-13 84
Учебно - методическое обеспечение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

                                                

• Требования к учебно-методическому обеспечению дисциплины

• Разработка рабочей программы дисциплины

• Подготовка контрольно-измерительных материалов для оценки знаний студентов

• Учебно-методический комплекс дисциплины

 

Ученый — это не тот, кто дает

правильные ответы, а тот, кто

 ставит правильные вопросы.

Клод Леви-Строс

 

Эффективность учебной работы профессорско-преподавательского состава кафедры находится в прямой зависимости от уровня методического мастерства преподавателей, поэтому методическая работа является неотъемлемой частью учебного процесса.

Основная цель учебно-методического обеспечения специальности (направления) — увязать в единый методический комплекс всю систему методического обеспечения специальности, повысить на этой основе качество подготовки специалистов (бакалавров, магистров). Продуманная система методических норм и положений дли отдельной специальности или направления позволяет преподавате­лю обеспечивать соблюдение общевузовских требований к методическому обеспечению как учебных дисциплин, так и всех процес­сов, проходящих в рамках графика учебного процесса: учебных и производственных практик, итоговой государственной аттестации, дипломного проектирования.

Разработка учебно-методических комплексов (УМК) повышает качество учебного процесса за счет его системной и продуманной методической подготовки.

6.1. Требования к учебно-методическому обеспечению дисциплины

 

Систематическое совершенствование методики обучения и воспитания студентов является основой для формирования инно­вационных образовательных технологий, применяемых в учебном процессе.

 

136

Разработка учебного процесса способствует повышению педагогического мастерства преподавателей.

Основная цель учебно-методического обеспечения процесса — разработка единой стратегии в области методической работы, направленной на повышение качества профессиональной подготовки будущих специалистов в области реализации образовательных программ по всем специальностям, направлениям и уровням подготовки.

УМК состоят из обучающих, методических и вспомогательных материалов, разработанных на основе общей программы. Особен­ностью УМК является то, что все его элементы подготовлены на основе единого подхода к тематике и структуре изложения учеб­ного материала.

Цель создания УМК — обеспечить учебный процесс техноло­гичными, рациональными инструментами и методическим мате­риалом для повышения качества труда студента и преподавателя. УМК служит дополнением к лекциям, студент обращается или иным методическим материалам по рекомендации преподавателя.

Данные комплексы удобны для самостоятельной работы студентов, что важно для образовательного процесса с использованием технологии дистанционного обучения.

Содержание УМК в полном объеме соответствует требованиям ГОС по специальностям. УМК являются основой для создания электронной обучающей системы по дисциплине.

В последние годы вузы Российской Федерации проделали зна­чительную работу по развитию систем менеджмента качества образовательного процесса, в том числе по системному учебно-ме­тодическому обеспечению специальностей и направлений.

Федеральное агентство по надзору в области образования вклю­чило в перечень критериев государственной аккредитации при комплексных проверках вузов такой критерий, как обеспечен­ность дисциплин УМК. В этой связи сразу возникает вопрос о том, что составные части УМК должны быть действительно необ­ходимыми для организации учебного процесса и в своей совокуп­ности способствовать его высокому качеству. Учитывая, что зада­ча разработки комплексов поставлена Рособрнадзором перед всеми вузами, Совет Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области менеджмента для оказания ме­тодической помощи своим вузам, выработки стратегии в этом во­просе создал специальную межрегиональную рабочую группу. Изучив накопленный вузами опыт, группа на основе рекоменда­ций Рособрнадзора определила позицию по этому вопросу и пред-

 

137

ложила Совету УМО свое видение  состава учебной дисциплины (УМКД): квалифицированная характеристика специалиста; примерная учебная программа, утвержденная учебно-методическим отделом (УМО).

Обязательными элементами УМК являются также базовый учебник, авторский курс лекций ведущего преподавателя, практикум, учебно-методические указания и другие методические мак риалы для студентов по дисциплине.

Проведение итогового контроля по дисциплине требует включения в состав УМК и таких позиций: вопросы, выносимые на лабораторные, практические, семинарские занятия; контрольно - измерительные материалы по рейтинговой оценке знаний; вопросы к зачету; экзаменационные билеты; единые требования к проведению экзаменов и зачетов.

Кроме того, в УМКД должны быть включены компьютерные программы обучения, электронные учебники, мультимедийное обеспечение, сведения об обеспеченности студентов вуза учебной литературой.

Следует учитывать, что проверкам Рособрнадзора подвергаются все-таки не отдельные дисциплины, а направления и специально­сти целиком, поэтому мы видим необходимость системного мето­дического обеспечения не только отдельных учебных дисциплин, но и учебных процессов, обеспечивающих подготовку специалиста (бакалавра, магистра). Речь идет о том, что на качество подготовки студентов существенно влияет также методическое обеспечение:

 

• учебных и производственных практик;

• итоговой государственной аттестации;

• дипломного проектирования;

• системы содействия трудоустройству выпускников. Ключевой частью системы менеджмента качества вузовского образования может стать разработка УМК в целом на направле­ние или специальность. Основная цель такого комплекса — увя­зать в единый методический блок всю систему методического обес­печения специальности, а не только ее отдельных дисциплин, существенно повысить на этой основе качество подготовки спе­циалистов (бакалавров, магистров).

УМК специальности в целом должен, на наш взгляд, включать четыре базовые составляющие (рис. 6.1):

I. Государственный образовательный стандарт высшего про­фессионального образования (ГОС ВПО) по специальности.

II. Рабочий учебный план специальности.

III. Учебно-методические комплексы дисциплин (УМКД) дан­ной специальности.

IV. Учебно-методические комплексы процессов (УМКП) этой специальности.

 

 

138

 

 

Таблица 6.1

Состав учебно-методического комплекса по учебной дисциплине

№ п/п

Перечень документов

Даты

утвержд. перераб. 1 Квалификационная характеристика специалиста (бакалавра, магистра)     2 Примерная учебная программа (копия), утвержденная УМО     3 Рабочая программа дисциплины     4 Протокол ежегодных дополнений и изменений к рабочей программе     5 Технологическая карта учебного курса на учебный год     6 Структура учебного курса     7 Учебно-методические указания, пособия и другие методические материалы по дисциплине:    

 

7.1. Методические указания по изучению курса     7.2. Базовый учебник (пособие)     7.3. Курс лекций ведущего преподавателя     7.4. Практикум     7.5. Методические указания к курсовой работе     7.6. Методические указания по самостоятельной работе студентов     7.7. Методические указания по организации студенческой НИР     7.8. Рекомендуемая литература     8 Карта обеспеченности студентов учебной литературой по дисциплине     9 Контрольные вопросы, выносимые на экзамен (зачет)     10 Контрольно-измерительные материалы (КИМ) по рейтинговой оценке знаний, входному контролю, контролю остаточных знаний и др.     11 Контрольные вопросы, выносимые на лабораторные (практические, семинарские) занятия     12 Экзаменационные билеты     13 Единые требования к проведению экзаменов и зачетов (в соответствии с ГОС)     14 Тесты, задачи, контрольные вопросы и т.п. к государственному экзамену     15 Компьютерные программы обучения, электронные учебники и пособия    

 

 

139

 

№ п/п

Перечень документов

Даты

утвержд. перераб.
16 Мультимедийное обеспечение лекционного курса (диск)    
17 Результаты входного контроля знаний по дисциплине (ежегодно)    
18 Результаты входного контроля знаний по дисциплине (копия экзаменационной ведомости, рейтинга, зачетной ведомости и др)    
19 Экспертный лист оценки открытого занятия    
20 УМК в электронной форме (диск)    

 

                                                                                                                                        

 

 

 Таким образом, речь идет о принципиально новом и более ином, чем для учебной дисциплины, системном комплексе методических документов, объединяющем УМК учебных дисциплин специальности, учебных и производственных практик по специальности, итоговой государственной аттестации (госэкзамен) по специальности, дипломного проектирования по специальности, а также еще о двух инновационных по своей сути УМК: «Использование инновационных методов в образовательном процессе спе­циальности» и «Содействие трудоустройству выпускников по специальности»

В соответствии с Приложением 2 к приказу Рособрнадзора от.10.04.2005 г. № 1938 в число критериев государственной аккредитаиции, используемых при экспертизе показателей деятельности высших учебных заведений, включен и такой: «Использование инновационных методов в образовательном процессе».

В соответствии с разъяснительным письмом Рособрнадзора от 17.04.2006 г. № 02-55-77 ИН/АК «под инновационными методами в высшем профессиональном образовании подразумеваются методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании. Они направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного и проективного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, предусматривающие актуализацию творческого потенциала II самостоятельности студентов и др.). Инновационные методы могут реализовываться как в традиционной, так и в дистанционной технологии обучения. При этом использование модульно-кредитных и модульно-рейтинговых систем обучения и контроля знаний, как правило, также способствует развитию самостоятельности и ответ­ственности будущих специалистов».

Четкая позиция Рособрнадзора ориентирует вузы и их выпус­кающие кафедры на использование инноваций в своей деятельно­сти. Но для реализации такой политики нужна определенная сис­тема деятельности вузов и преподавателей, охватывающая весь образовательный процесс по специальности (направлению) и за­трагивающая каждого преподавателя и студента, система — «про­зрачная», понятная, управляемая и контролируемая.

Пензенский государственный университет архитектуры и строительства осуществил попытку разработать и реализовать спе­циальное Положение об учебно-методическом комплексе «Ис­пользование инновационных технологий в образовательном про­цессе по специальности "Менеджмент организации"».

Существуют две формы реализации УМК: традиционная и электронная.

141

 

 

Традиционная форма УМК дисциплины – набор обязательных компонентов в виде текстовых фалов.

Электронная форма УМК дисциплины содержит методические рекомендации пользователям по работе с УМК в целом и с каждым из его компонентов и может включать следующие элементы:

 

• рабочая учебная программа;

•   глоссарий;

• перечень базовой и рекомендованной литературы;

• список дополнительной литературы и ссылки на информационные ресурсы Интернета;

• дополнительные авторские материалы, разработанные преподавателями;

• электронное учебное пособие;

• конспект лекций;

• методические рекомендации студентам по самостоятельной работе и изучению дисциплины (раздела, темы);

• контрольные задания;

• вопросы к экзаменам и зачетам;

• критерии оценивания знаний;

• методические указания по выполнению курсовых, дипломныхработ;

• программа итогового экзамена по дисциплине.

6.2. Разработка рабочей программы дисциплины

 

Государственный образовательный стандарт подготовки бака­лавра, дипломированного специалиста, магистра содержит квалификационную характеристику выпускника, определяющую основные требования к уровню знаний, практических навыков будущих специалистов. Стандартом определяется также распределение учебной нагрузки по видам: аудиторные занятия, практики, экзаменационные сессии, итоговая аттестация, каникулы.

Рабочие учебные планы образовательных программ разрабатываются на основе стандартов с соблюдением требований к органи­зации учебного процесса.

Из Государственного образовательного стандарта высшего про­фессионального образования (ГОС ВПО) выбирается учебное вре­мя (в неделях) по видам учебной деятельности студентов. Составля­ется график учебного процесса и рассчитывается баланс учебного времени в неделях. Устанавливаются количество учебных недель и каждом семестре и общее количество учебных недель.

Дисциплины распределяются по семестрам с указанием видов контроля, количества аудиторных часов занятий в неделю по всем дисциплинам в том или ином семестре за весь период обучения.

 

 

142

 

Государственный образовательный стандарт содержит также требования к содержанию отдельных учебных дисциплин, которые обязательно должны быть учтены при разработке учебных программ, контрольно-измерительных материалов по дисциплинам учебного плана.

При составлении рабочих программ необходимо учитывать следующие структурные компоненты, по существу превращающие рабочую программу учебной дисциплины в важный методический инструмент:

 

· общие сведения о дисциплине;

• цели и задачи изучения дисциплины;

• принципы построения рабочей программы;

• учебно-методические материалы, обеспечивающие изучение дисциплины;

• структура учебного курса;

• описание содержания учебной дисциплины;

• формы отчетности студента;

• список литературы.

 

Цель курса и его задачи формулируются так, чтобы они соот­носились с объемом требований ГОС и с определенным практическим результатом (какими навыками должен овладеть, какие еретические положения усвоить и т.п.).

Список литературы должен быть оформлен в соответствии с требованиями ГОС и может быть организован различным образом:

 

• сплошной алфавитный список;

• список литературы к каждому разделу;

• список литературы, на которую опирается теоретическая база курса, и список литературы, рекомендуемой студентам;

• перечень периодических изданий;

• список научной литературы, учебников, практикумов и задач­ников.

 

Основной частью каждой рабочей программы является содер­жание учебной дисциплины, представленное на основе модульной структуры, позволяющей индивидуализировать учебный процесс.

Структура рабочей программы учебной дисциплины:

 

1. Титульный лист.

2. Организационно-методический раздел:

• цель курса;

• задачи курса;

• место курса в профессиональной подготовке выпускника;

• требования к уровню освоения содержания курса.

3. Объем и распределение часов курса по темам и видам заня­тий (табл. 6.2).

 

143

 

Таблица 6.2


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.393 с.