Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2020-01-13 | 84 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
• Требования к учебно-методическому обеспечению дисциплины
• Разработка рабочей программы дисциплины
• Подготовка контрольно-измерительных материалов для оценки знаний студентов
• Учебно-методический комплекс дисциплины
Ученый — это не тот, кто дает
правильные ответы, а тот, кто
ставит правильные вопросы.
Клод Леви-Строс
Эффективность учебной работы профессорско-преподавательского состава кафедры находится в прямой зависимости от уровня методического мастерства преподавателей, поэтому методическая работа является неотъемлемой частью учебного процесса.
Основная цель учебно-методического обеспечения специальности (направления) — увязать в единый методический комплекс всю систему методического обеспечения специальности, повысить на этой основе качество подготовки специалистов (бакалавров, магистров). Продуманная система методических норм и положений дли отдельной специальности или направления позволяет преподавателю обеспечивать соблюдение общевузовских требований к методическому обеспечению как учебных дисциплин, так и всех процессов, проходящих в рамках графика учебного процесса: учебных и производственных практик, итоговой государственной аттестации, дипломного проектирования.
Разработка учебно-методических комплексов (УМК) повышает качество учебного процесса за счет его системной и продуманной методической подготовки.
6.1. Требования к учебно-методическому обеспечению дисциплины
Систематическое совершенствование методики обучения и воспитания студентов является основой для формирования инновационных образовательных технологий, применяемых в учебном процессе.
|
136
Разработка учебного процесса способствует повышению педагогического мастерства преподавателей.
Основная цель учебно-методического обеспечения процесса — разработка единой стратегии в области методической работы, направленной на повышение качества профессиональной подготовки будущих специалистов в области реализации образовательных программ по всем специальностям, направлениям и уровням подготовки.
УМК состоят из обучающих, методических и вспомогательных материалов, разработанных на основе общей программы. Особенностью УМК является то, что все его элементы подготовлены на основе единого подхода к тематике и структуре изложения учебного материала.
Цель создания УМК — обеспечить учебный процесс технологичными, рациональными инструментами и методическим материалом для повышения качества труда студента и преподавателя. УМК служит дополнением к лекциям, студент обращается или иным методическим материалам по рекомендации преподавателя.
Данные комплексы удобны для самостоятельной работы студентов, что важно для образовательного процесса с использованием технологии дистанционного обучения.
Содержание УМК в полном объеме соответствует требованиям ГОС по специальностям. УМК являются основой для создания электронной обучающей системы по дисциплине.
В последние годы вузы Российской Федерации проделали значительную работу по развитию систем менеджмента качества образовательного процесса, в том числе по системному учебно-методическому обеспечению специальностей и направлений.
Федеральное агентство по надзору в области образования включило в перечень критериев государственной аккредитации при комплексных проверках вузов такой критерий, как обеспеченность дисциплин УМК. В этой связи сразу возникает вопрос о том, что составные части УМК должны быть действительно необходимыми для организации учебного процесса и в своей совокупности способствовать его высокому качеству. Учитывая, что задача разработки комплексов поставлена Рособрнадзором перед всеми вузами, Совет Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области менеджмента для оказания методической помощи своим вузам, выработки стратегии в этом вопросе создал специальную межрегиональную рабочую группу. Изучив накопленный вузами опыт, группа на основе рекомендаций Рособрнадзора определила позицию по этому вопросу и пред-
|
137
ложила Совету УМО свое видение состава учебной дисциплины (УМКД): квалифицированная характеристика специалиста; примерная учебная программа, утвержденная учебно-методическим отделом (УМО).
Обязательными элементами УМК являются также базовый учебник, авторский курс лекций ведущего преподавателя, практикум, учебно-методические указания и другие методические мак риалы для студентов по дисциплине.
Проведение итогового контроля по дисциплине требует включения в состав УМК и таких позиций: вопросы, выносимые на лабораторные, практические, семинарские занятия; контрольно - измерительные материалы по рейтинговой оценке знаний; вопросы к зачету; экзаменационные билеты; единые требования к проведению экзаменов и зачетов.
Кроме того, в УМКД должны быть включены компьютерные программы обучения, электронные учебники, мультимедийное обеспечение, сведения об обеспеченности студентов вуза учебной литературой.
Следует учитывать, что проверкам Рособрнадзора подвергаются все-таки не отдельные дисциплины, а направления и специальности целиком, поэтому мы видим необходимость системного методического обеспечения не только отдельных учебных дисциплин, но и учебных процессов, обеспечивающих подготовку специалиста (бакалавра, магистра). Речь идет о том, что на качество подготовки студентов существенно влияет также методическое обеспечение:
• учебных и производственных практик;
• итоговой государственной аттестации;
• дипломного проектирования;
• системы содействия трудоустройству выпускников. Ключевой частью системы менеджмента качества вузовского образования может стать разработка УМК в целом на направление или специальность. Основная цель такого комплекса — увязать в единый методический блок всю систему методического обеспечения специальности, а не только ее отдельных дисциплин, существенно повысить на этой основе качество подготовки специалистов (бакалавров, магистров).
|
УМК специальности в целом должен, на наш взгляд, включать четыре базовые составляющие (рис. 6.1):
I. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по специальности.
II. Рабочий учебный план специальности.
III. Учебно-методические комплексы дисциплин (УМКД) данной специальности.
IV. Учебно-методические комплексы процессов (УМКП) этой специальности.
138
Таблица 6.1
Состав учебно-методического комплекса по учебной дисциплине
№ п/п |
Перечень документов
Даты
|
139
№ п/п |
Перечень документов |
Даты | |
утвержд. | перераб. | ||
16 | Мультимедийное обеспечение лекционного курса (диск) | ||
17 | Результаты входного контроля знаний по дисциплине (ежегодно) | ||
18 | Результаты входного контроля знаний по дисциплине (копия экзаменационной ведомости, рейтинга, зачетной ведомости и др) | ||
19 | Экспертный лист оценки открытого занятия | ||
20 | УМК в электронной форме (диск) |
Таким образом, речь идет о принципиально новом и более ином, чем для учебной дисциплины, системном комплексе методических документов, объединяющем УМК учебных дисциплин специальности, учебных и производственных практик по специальности, итоговой государственной аттестации (госэкзамен) по специальности, дипломного проектирования по специальности, а также еще о двух инновационных по своей сути УМК: «Использование инновационных методов в образовательном процессе специальности» и «Содействие трудоустройству выпускников по специальности»
В соответствии с Приложением 2 к приказу Рособрнадзора от.10.04.2005 г. № 1938 в число критериев государственной аккредитаиции, используемых при экспертизе показателей деятельности высших учебных заведений, включен и такой: «Использование инновационных методов в образовательном процессе».
В соответствии с разъяснительным письмом Рособрнадзора от 17.04.2006 г. № 02-55-77 ИН/АК «под инновационными методами в высшем профессиональном образовании подразумеваются методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании. Они направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного и проективного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, предусматривающие актуализацию творческого потенциала II самостоятельности студентов и др.). Инновационные методы могут реализовываться как в традиционной, так и в дистанционной технологии обучения. При этом использование модульно-кредитных и модульно-рейтинговых систем обучения и контроля знаний, как правило, также способствует развитию самостоятельности и ответственности будущих специалистов».
|
Четкая позиция Рособрнадзора ориентирует вузы и их выпускающие кафедры на использование инноваций в своей деятельности. Но для реализации такой политики нужна определенная система деятельности вузов и преподавателей, охватывающая весь образовательный процесс по специальности (направлению) и затрагивающая каждого преподавателя и студента, система — «прозрачная», понятная, управляемая и контролируемая.
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства осуществил попытку разработать и реализовать специальное Положение об учебно-методическом комплексе «Использование инновационных технологий в образовательном процессе по специальности "Менеджмент организации"».
Существуют две формы реализации УМК: традиционная и электронная.
141
Традиционная форма УМК дисциплины – набор обязательных компонентов в виде текстовых фалов.
Электронная форма УМК дисциплины содержит методические рекомендации пользователям по работе с УМК в целом и с каждым из его компонентов и может включать следующие элементы:
• рабочая учебная программа;
• глоссарий;
• перечень базовой и рекомендованной литературы;
• список дополнительной литературы и ссылки на информационные ресурсы Интернета;
• дополнительные авторские материалы, разработанные преподавателями;
• электронное учебное пособие;
• конспект лекций;
• методические рекомендации студентам по самостоятельной работе и изучению дисциплины (раздела, темы);
• контрольные задания;
• вопросы к экзаменам и зачетам;
• критерии оценивания знаний;
• методические указания по выполнению курсовых, дипломныхработ;
• программа итогового экзамена по дисциплине.
6.2. Разработка рабочей программы дисциплины
Государственный образовательный стандарт подготовки бакалавра, дипломированного специалиста, магистра содержит квалификационную характеристику выпускника, определяющую основные требования к уровню знаний, практических навыков будущих специалистов. Стандартом определяется также распределение учебной нагрузки по видам: аудиторные занятия, практики, экзаменационные сессии, итоговая аттестация, каникулы.
Рабочие учебные планы образовательных программ разрабатываются на основе стандартов с соблюдением требований к организации учебного процесса.
Из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) выбирается учебное время (в неделях) по видам учебной деятельности студентов. Составляется график учебного процесса и рассчитывается баланс учебного времени в неделях. Устанавливаются количество учебных недель и каждом семестре и общее количество учебных недель.
Дисциплины распределяются по семестрам с указанием видов контроля, количества аудиторных часов занятий в неделю по всем дисциплинам в том или ином семестре за весь период обучения.
142
Государственный образовательный стандарт содержит также требования к содержанию отдельных учебных дисциплин, которые обязательно должны быть учтены при разработке учебных программ, контрольно-измерительных материалов по дисциплинам учебного плана.
При составлении рабочих программ необходимо учитывать следующие структурные компоненты, по существу превращающие рабочую программу учебной дисциплины в важный методический инструмент:
· общие сведения о дисциплине;
• цели и задачи изучения дисциплины;
• принципы построения рабочей программы;
• учебно-методические материалы, обеспечивающие изучение дисциплины;
• структура учебного курса;
• описание содержания учебной дисциплины;
• формы отчетности студента;
• список литературы.
Цель курса и его задачи формулируются так, чтобы они соотносились с объемом требований ГОС и с определенным практическим результатом (какими навыками должен овладеть, какие еретические положения усвоить и т.п.).
Список литературы должен быть оформлен в соответствии с требованиями ГОС и может быть организован различным образом:
• сплошной алфавитный список;
• список литературы к каждому разделу;
• список литературы, на которую опирается теоретическая база курса, и список литературы, рекомендуемой студентам;
• перечень периодических изданий;
• список научной литературы, учебников, практикумов и задачников.
Основной частью каждой рабочей программы является содержание учебной дисциплины, представленное на основе модульной структуры, позволяющей индивидуализировать учебный процесс.
Структура рабочей программы учебной дисциплины:
1. Титульный лист.
2. Организационно-методический раздел:
• цель курса;
• задачи курса;
• место курса в профессиональной подготовке выпускника;
• требования к уровню освоения содержания курса.
3. Объем и распределение часов курса по темам и видам занятий (табл. 6.2).
143
Таблица 6.2
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!