Формы организации учебного процесса в вузе — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Формы организации учебного процесса в вузе

2020-01-13 378
Формы организации учебного процесса в вузе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

• Основные формы организации учебного процесса в вузе

■ Модульные технологии построения образовательных программ

• Виды аудиторных занятий

• Активные методы обучения

• Информационные технологии в деятельности преподавателя

• Промежуточный и итоговый контроль знаний студентов

• Рейтинговая оценка знаний студентов

• Курсовое и дипломное проектирование

• Организация и проведение практик

 

 

Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому.

Мишель Монтень

Учиться и, когда придет время, при­кладывать усвоенное к делу — разве это не прекрасно!

Конфуций

 

Содержание образования составляет систему знаний, умений, навыков, качеств личности, которые обусловлены требованиями общества и к достижению которых направлены усилия педагогов и учащихся.

Учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы обеспечивать условия полноценного развития личности учащихся. Правильный выбор форм организации учебной дея­тельности становится залогом того, что процесс обучения будет

110

интересным, полезным, студенты будутактивными,способными самостоятельно решать поставленные перед ними задачи.

Учебный процесс и его организация направлены на реализа­цию основных компонентов содержания образования: знаний, умений и навыков, опыт творческой деятельности и личностных отношений. Умелый выбор формы процесса обучения позволяет реализовать эту направленность более результативно, а итогом становится повышение уровня обученности студентов.

Основные формы организации учебного процесса в вузе

 

К числу основных элементов организации учебного процесса можно отнести организацию учебного времени и контроль про­цесса обучения. В организации учебного времени многое зависит от того, как построен учебный год и как структурированы виды

учебной нагрузки.

Учебный процесс в вузе организован так, чтобы обеспечить выполнение требований к бакалавру, специалисту, магистру, из­ложенных в государственном образовательном стандарте. Обуче­ние студентов ведется по учебным планам. Учебный план — ос­новной документ, в соответствии с которым осуществляется организация учебного процесса по подготовке специалистов кон­кретного направления или конкретной специальности в течение всего периода обучения студентов в вузе. Учебный план содержит перечень изучаемых дисциплин, объемы часов, отводимых на изу­чение предусмотренных планом дисциплин, установленные фор­мы контроля.

На основе учебного плана деканат ежегодно составляет рабо­чие учебные планы, которые учитывают требования графика учеб­ного процесса, утвержденного ректором на данный учебный год. Этим графиком регламентируется количество учебных недель в каждом семестре (осеннем и весеннем), даты начала семестров, сессий, каникул, практик. В рабочем учебном плане также указы­ваются зачеты и экзамены, выносимые на сессии, а в графике учебного процесса — сроки проведения учебных аттестаций.

Форма организации учебного процесса — выражение учебно-воспитательного взаимодействия преподавателя и студента. Выбор формы определяется числом участников взаимодействия, местом, временем и условиями его осуществления.

Видами обучения А.С. Калюжный [58] называет специфичес­кую организацию учебного процесса, раскрывающую подход к пе­редаче обучаемым системы знаний, навыков и умений.

Организационная система, в том числе и учебный процесс, ус­пешно функционирует только в том случае, когда четко соответ-

111

ствует целям, задачам и содержанию обучения, включает в себя планирование, контроль и корректировку учебного процесса.

Форма обучения представляется единством целенаправленной организацией содержания, обучающий средств и методов. Единичная и изолированная форма обучения (лекция, семинармкое и ла­бораторная занятие) имеет частное обучающе-воспитательное-значение. Она обеспечивает усвоение студентами конкретных фактов, обобщений, выводов, отработку отдельных умений и навыков. Система же разнообразных форм обучения, позволяющая раскрыть целостные разделы, темы, теории, концепции, приме­нить взаимосвязанные умения и навыки, имеет общее обучающе-воспитательное значение, в результате формирует у студентов сис­темные знания и личностные качества. Необходимость разнообразия форм организации обучения обусловлена своеобра­зием содержания образования, а также особенностями восприятия и усвоения учебного материала учащимися. Содержание учебного материала требует соответствующей, адекватной формы организа­ции обучения, определяет ее характер: место в процессе обучения, временную продолжительность, структуру, методическое оснаще­ние. Различные сочетания этих компонентов дают возможность создавать разнообразие и многообразие форм обучения.

Учебный процесс в вузе проводится по расписанию учебных занятий и включает в себя аудиторные занятия, самостоятельную внеаудиторную работу студентов, учебную и производственные практики, зачеты и экзамены, курсовое и дипломное проектиро­вание.

Самостоятельная работа студентов направлена на развитие у них компетенций, связанных с поиском информации, отбором и освоением нового материала, а также способностей студента рабо­тать с электронными базами данных.

5.2. Модульные технологии построения образовательных программ

 

Болонский процесс, в который вступила Россия, — это попыт­ка создания единого образовательного пространства в Европе, конкурентоспособного по отношению к образовательным про­странствам Америки, Азии и иных регионов планеты.

Единство образовательного процесса предполагает не только элементы унификации, но и прежде всего прозрачность (понят­ность) образовательных систем разных стран по отношению друг к другу.

112

Из документов об образовании каждой страны должно быть ясно, чему и на каком уровне (с какой глу­биной) обучен выпускник учебного заведения.

Обеспечивают прозрачность образовательных систем единая система уровней и ступеней образования (бакалавр — магистр — доктор философии единый перечень образовательных программ, единые принципы контроля содержания образования (оценка приобретенных компетенций), модульная структура учебных программ, унифицированная оценка сроков обучения (определение трудоемкости учебных программ в зачетных единицах).

Структура основной образовательной программы высшего про­фессионального образования базируется на компетентностной мо­дели выпускника, разработанной с учетом требований к качеству образования со стороны государства и потребителей.

Компетенции — это ожидаемые и измеряемые конкретные достижения студентов (выпускников), которые определяют, что будет способен делать студент (выпускник) по завершении всей или чисти образовательной программы. Понятие компетенций включает:

 

• знание и понимание (теоретическое знание академической об­ласти, способность знать и понимать);

• знание, как действовать (практическое и оперативное приме­нение знаний к конкретным ситуациям);

• знание, как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте).

Результаты освоения образовательной программы формулиру­ются в терминах «знать», «уметь», «владеть», которые являются признаками проявления компетенций. К примеру: знает основные этапы эволюции управленческой мысли, знает экономические ос­новы поведения организаций, имеет представление о различных структурах рынков, умеет проектировать организационную струк­туру, осуществлять распределение полномочий и ответственности па основе их делегирования, владеет различными способами разре­шения конфликтных ситуаций, владеет современными технология­ми управления персоналом.

Сформированность компетенций обучающийся должен проде­монстрировать по окончании изучения соответствующих учебных циклов и разделов основной образовательной программы.

Однако в отличие от терминов «знание», «умение», «навык» понятие «компетенция» имеет интегральный характер.

Компетенции можно разделить на общие (универсальные) и предметно-специализированные (профессиональные).

В федеральных государственных образовательных стандартах определены следующие виды общих компетенций:

 

 

113

 

• общенаучные (ОНК);

• инструментальные (ИК);

• социально-личностные и общекультурные (СЛК). Виды профессиональных компетенций:

• общепрофессиональные (в соответствии с видами деятельности) (ОПК);

• профильно-специализированные (ПСК.).

 

Компетенции выпускника вуза являются интегральными я предметными характеристиками качества его подготовки, т.е. В правило, не могут быть полностью сформированы какой-либо отдельной дисциплиной. Поэтому одним из подходов к формированию компетенций может быть модульное структурирование образовательной программы.

За формирование определенной профессиональной компетенции или группы родственных компетенций отвечает модуль — относительно самостоятельная (логически завершенная) часть образовательной программы.

Модульная образовательная программа — совокупность и последовательность модулей, направленная на овладение компетенциями, необходимыми для присвоения квалификации.

Модуль применительно к системе образования используется нескольких значениях:

 

• как часть дисциплины (дидактическая единица, раздел, глава., тема), изучение которой заканчивается определенным контроля;

• как учебная дисциплина (совокупность дидактических единиц; курс, рассчитанный на несколько семестров);

• как группа родственных дисциплин;

• как совокупность всех видов учебной работы (аудиторных занятий, практик, курсового проектирования и др.) по одной или нескольким дисциплинам при формировании определенной компетенции или группы родственных компетенций.

 Последнее определение модуля более других соответствует идее компетентностного подхода в образовании, заложенной в федеральных государственных образовательных стандартах третьего поколения. Исходя из этого можно выделить следующие виды модулей:

 

• основные;

• поддерживающие;

• модули организационных и коммуникационных навыков;

• специализированные модули (профилирующие / непрофилирующие / факультативные / элективные);

• модули переносимых навыков.

 

114

 

 

Основные модули — группа дисциплин, составляющих ядро соответствующей науки.

Поддерживающие модули — дополняют основные модули в той степени, которая позволяет сделать ясными результаты профессиональной деятельности, или расширяют общегуманитарный кругозор специалиста.

Модули организационных и коммуникационных навыков — дисциплины и навыки, которые в течение долгого времени запрашиваются многими заинтересованными кругами, но их включение в учебные планы в качестве независимых модулей необязательно, например, владение иностранными языками, работа в команде, управление временем, ораторское мастерство.

Специализированные модули — список областей, из которых студент может выбрать область для получения более широких профессиональных знаний.

Модули переносимых навыков — дисциплины, развивающие компетенции, которые сближают теорию и практику. Именно они на сегодняшний день составляют проблему для многих выпускников учреждений профессионального образования при вступлении на рынок труда. Это все виды практик, курсовое и дипломное проектирование, стажировки и т.п.

При освоении студентами модулей за каждый из них начисляется определенное количество кредитных (зачетных) единиц, выступающих в качестве меры трудоемкости обучения и выражающей совокупность всех составляющих учебного процесса.

При этом засчитываются:

· аудиторная нагрузка;

· самостоятельная работа студента;

·  рефераты,коллоквиумы, контрольные, лабораторные и иные виды работ;

· подготовка и сдача зачетов и экзаменов;

· научно-исследовательская работа студента;

· итоговая государственная аттестация.

Модуль создает целостное представление об определенной предметной области и позволяет наработать определенные компетенции, которые студент должен продемонстрировать по завершении освоения данного модуля. Модуль определяется не темой, а достижением образовательного результата студентом. Количество модулей в семестр определяется в соответствии с тем, какие результаты должен достигнуть студент за семестр.

В образовательном процессе необходимо использовать активные, интерактивные и другие инновационные образовательные

 

 

115

 

 

технологии, проблемно-ориентированную самостоятельную работу студентов.

Принятие компетентностного подхода в образовании диктует необходимость перестройки контрольно-оценочной составляющей образовательного процесса. Сущность перестройки состоит в переходе от оценки знаний к оценке компетенций как результатов образования. Для этого нужны адекватные методы текущей, цромежуточной и итоговой аттестации приобретенных компетенций.

Также понадобятся принципиально новые оценочные с включающие задания, способствующие выявлению сформированности компетенций и позволяющие получить достоверную информацию о качестве подготовки студентов.

Выполнение заложенных в модуле заданий составляет часть итоговой оценки, выставляемой в результате изучения дисциплины, и в этом модульный принцип схож с рейтингом. Оценка образовательных результатов осуществляется при помощи балльно-рейтинговой системы оценивания. Эта система позволяет увидеть и оценить эффективность трудозатрат студента в процессе освоения курса.

Балльно-рейтинговая система оценивания требует разработки четких критериев достижения тех или иных образовательных результатов (ключевых и специальных компетенций).

Для реализации основной образовательной программы на основе кредитно-модульного подхода преподаватель должен разработать ряд документов:

 

• рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), практик, научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации;

• методические материалы по реализации активных, интерактивных и других инновационных образовательных технологий которые способствуют развитию общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся (интерактивные лекции, анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода и имитационных моделей, деловые и ролевые игры, тренинги, групповые дискуссии и проекты, участие в телеконференциях, иные технологии);

• материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, включающие методические рекомендации по выполнению различных видов учебной нагрузки (семинарские занятия, лабораторные работы, курсовые проекты/работы, внеаудиторная самостоятельная работа студентов, самостоятельная работа студентов в аудитории под контролем преподавателя, домашние задания, контрольные работы, практики НИР, выпускные квалификационные работы);

 

 

116

 

 

· план воспитательной работы со студентами и другие материалы, обеспечивающие  формирование компетенций;

· инновационные оценочные средства сформированности общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся на разных стадиях освоения программы (ситуационные зада­ви основе кейс-метода, компетентностно-ориентированные тесты; тесты практических умений, портфолио, иные оценочные средства).

 

Введение модульного обучения требует изменений организации учебного процесса, и в первую очередь в отношениях «студент-преподаватель».

Виды аудиторных занятий

 

Основные виды аудиторных занятий в вузе:

 

· лекция;

· семинарское занятие;

· практическое занятие;

· лабораторное занятие.

 

Традиционными, наиболее широко распространенными в России видами аудиторных занятий являются лекционные и практические занятия. Лекция, как уже говорилось, предполагает прямую, преимущественно однонаправленную передачу систематизированной информации преподавателем студентам.

Этот вид занятия незаменим при передаче сравнительно большого объема информации в структурированной форме. Он позволяет сообщить новые знания, выделить главные моменты темы, познакомить с методическими рекомендациями по самостоятельно­го материала и т.д. Кроме того, лекция может формировать познавательный интерес к содержанию учебного предмета и к будущей профессии, обеспечить основы для дальнейшего ус­тного материала, содействовать активизации мышления обучающихся.

Лекция, как правило — составная часть курса лекций, и это отражается на методике ее проведения. Можно различать первую (вводную), рядовую и заключительную лекции. Главное качество курса и отдельной лекции — это логичность изложения. Логика может опираться на структуру дисциплины, историю решения излагаемой проблемы, или, наконец, на прикладную сторону материала лекции. Содержание лекции должно усваиваться студентами активно. Это достигается прежде всего конспектированием, при котором  вынужденно происходит осмысление материала и в процесс познания включается моторика рук, роль которой в педагогике хорошо изучена. Именно это определяет достаточно разум-

 

117

 

 

ную степень применения в лекции технических средств (слайдов, мультимедиа, плакатов, и т.д.), во время которого моторика отключается и познание становится пассивным.

Важным элементом лекции является ее графическая часть. Воспроизведение лектором графической части на доске часто играет важную роль в раскрытии логики излагаемого материала.

К типичным структурным элементам лекции относятся вступление, основная часть, заключение.

Вступление — часть лекции, цель которой — заинтересован настроить аудиторию на восприятие учебного материала. В его состав могут входить формулировка и характеристика темы лека учебные цели лекции, изложение плана лекции, характеристика рекомендуемой литературы, связь предыдущих лекций с новым материалом, указание на его место и значение в данной дисциплине, а также в системе других наук.

Основная часть — изложение содержания лекции в строгом соответствии с предложенным планом.

Заключение — подведение общего итога лекции, рассмотрев возможностей использования полученной информации и способов познания в практической деятельности, ответы на вопросы слушателей.

По целевому назначению и по форме организации выделяя несколько типов лекций: обзорные, лекции, составляющие специальные курсы, установочные, проблемные, лекции-консультации, лекции-беседы и др.).

Практические занятия проводятся под руководством преподавателя в учебной аудитории и направлены на углубление научно-теоретических знаний и овладение определенными методами самостоятельной работы. В процессе таких занятий вырабатываются практические умения (вычислений, расчетов, использования таблиц, справочников, научной литературы).

Логическая связь лекций и практических занятий заключав в том, что информация, полученная на лекции, в процессе самостоятельной работы на практическом занятии осмыслив перерабатывается, при помощи преподавателя анализируется до мельчайших подробностей, после чего прочно усваивается.

Практические занятия почти всегда должны проходить в интерактивной форме (деловая игра, миниконтрольная работа, конкурс на быстрейшее или наиболее рациональное решение проблемы и т.д.). Помещение, где проходит практическое занятие, должно давать возможность преподавателю не только видеть всех студентов, но и подходить к каждому, чтобы наблюдать, как студент работает над той или иной проблемой. На практических занятиях

 

 

118

 

можно успешно использовать компьютерную технику, оснащенную интерактивными обучающими и контролирующими программами

Лабораторные занятия проводятся в специально оборудованных лабораториях, с применением техники и измерительной аппаратуры.

Лабораторные работы могут преследовать разные цели: опытное исследование процессов и явлений, опытная проверка теоретических положений, ознакомление с методами оценки технического состояния конструкций и устройств и т.д. Лабораторные работы могут проводиться индивидуально каждым студентом, бригадой студентов или всей подгруппой.

Непосредственно выполнению лабораторной работы иногда предшествует краткий опрос студентов преподавателем для выявления готовности к занятию. Лабораторные работы способствуют лучшему усвоению программного материала, так как в процессе их выполнения многие расчетные формулы, казавшиеся отвлеченными, становятся вполне конкретными; выявляется множество, способствующих углубленному пониманию изучаемой дисциплины.

Семинар это практическое занятие по гуманитарной дисциплине, на котором студенты приобретают умения оформлять рефераты, конспектировать первоисточники, устно излагать материал, рвать научные положения и выводы.

Семинарское занятие представляет собой комплексную форму и завершающее звено в изучении определенного раздела тем дисциплины, предусмотренных учебно-тематическим планом.

Комплексность данной формы занятий определяется тем, что о проведения сочетаются выступления обучающихся и пре­дателя; положительное рассмотрение обсуждаемой проблемы и анализ различных, часто дискуссионных позиций; обсуждение й обучающихся и консультация преподавателя; углубленное изучение теории и приобретение навыков умения ее использовать в практической работе.

Особенность семинарского занятия — возможность равноправного активного участия каждого обучающегося в обсуждении рассматриваемых вопросов.

Технологии проведения учебных занятий определяются многими факторами. С точки зрения управления образовательным процессом выбор технологий определяется преподавателем вуза. Тем не менее набор дидактических средств, выбираемых для достижения образовательной цели, во многом зависит от формы обучения.

 

 

119

 

 

Активные методы обучения

 

Активные методы обучения, в отличие от традиционных, предполагают непосредственное участие обучаемых в формировки необходимых знаний, навыков и умений.

Активные методы обучения в настоящее время заслуженно получили большое развитие и широко внедряются в учебный процесс, так как способствуют выявлению и развитию таких качеств личности, как дисциплинированность, ответственность, чувство долга, умение взаимодействовать с коллективом, и направлены на формирование необходимых для конкурентоспособного специалиста профессиональных и личностных качеств.

Активные методы обучения основаны на принципах проблемного обучения. А.С. Калюжный отмечает, что проблемное обучение предполагает отличную от традиционного структуру учебе занятия, состоящую из трех компонентов [58]:

 

• актуализация опорных знаний и способов действия;

• выявление и усвоение новых понятий;

• применение открытых знаний с целью формирования ума и навыков в конкретной сфере учебной или профессиональной деятельности.

 

Большое значение в активизации процессов обучения имеет комплексное и целенаправленное использование технических средств, однако главное в учебном процессе — активность студента. Наиболее эффективной формой повышения активности студента являются деловые игры. Игровая имитация различных процессов позволяет поставить студента в обстановку условной действительности, требующую от него знаний и навыков.

Деловые игры — разновидность творческой деятельности, главным мотивом которой является не ее результат, а сам процесс. Игра — это уникальный механизм аккумуляции и передачи коллективного опыта. В процессе игры происходит овладение способами решения жизненных задач, усвоение образцов, правел норм поведения в различных ситуациях и, кроме того, находят свое проявление активная позиция ее участников.

К активным методам обучения можно отнести метод групповых дискуссий, когда нескольким студентам дается одинаковое задание, которое они должны выполнить вначале индивидуально, а затем посредством группового обсуждения — принять общее решение.

Опыт активного обучения показывает, что с помощью его  форм, методов и средств можно достаточно эффективно ран целый ряд задач, которых трудно достигнуть в традиционном обучении формировать не только познавательные, но и профессио-

 

 

120

 

 

нальные мотивы и интересы; давать целостное представление о профессиональной деятельности; учить практической работе, формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения,индивидуального и совместного принятия решений, воспитывать ответственное отношение к делу.

Существуют и другие положительно зарекомендовавшие себя методы, которые можно целенаправленно применять при соответствующих запросах и передаче соответствующих учебных содержаний: инструктаж, микроучеба и программированное обучение.

Инструктаж является давно испытанным методом при усвоении таких, например, навыков, как обслуживание приборов, усвоение ремесленных умений или навыков пользования компьютерными программами. Они работают по простому принципу:

«Показал — сдал».

Микроучеба хорошо подходит студенту для корректирования поведения и часто используется на различных курсах или при выполнении учебных упражнений. Студент выполняет упражнение, другие вместе с ним и под руководством преподавателя начинают обсуждать ход его выполнения и совместно искать возможные пути его решения. Очень хорошо в этих случаях использовать видеокамеру, это помогает детальнее проводить анализ и проверку решений.

Программированное обучение в наши дни благодаря развитию персональных компьютеров переживает новый расцвет.

Учебные программы не могут заменить собой занятие. Во время семинара обучаемые не должны слишком долго в одиночку работать с учебными программами — достаточно получаса.

Для правильного выбора методов обучения преподаватель должен учитывать такие факторы, как цель использования метода, его педагогические функции, положительные и отрицательные стороны и др.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.076 с.