По специальности 030601 «Журналистика» — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

По специальности 030601 «Журналистика»

2020-01-13 186
По специальности 030601 «Журналистика» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Программа

Государственного экзамена

По специальности 030601 «Журналистика»

Квалификация «Журналист»

 

Вологда

2013


 

 

Составители:

 

 

кандидат исторических наук доцент Смирнова Н.А.;

кандидат филологических наук доцент Середа Н.Д.;

кандидат филологических наук доцент Омелин М.В.;

кандидат филологических наук доцент Громыко С.А.;

кандидат филологических наук доцент Яхричев Д.В.


Пояснительная записка

В соответствии с государственным образовательным стандартом государственный экзамен представляет собой итоговое испытание по профессионально ориентированным междисциплинарным проблемам, которое устанавливает соответствие подготовленности выпускника требованиям стандарта.

В ходе испытания выявляется уровень знаний выпускника по следующим проблемам:

1. Журналистская авторская:

– поиск исходных данных (сведений о людях, фактах, проблемах, ситуациях) для подготовки заявки на тему газетного, теле-, радиоматериала;

– предварительное ознакомление с существующими сведениями по данной теме и определение хода дальнейшей работы над нею;

– "полевая" работа на объекте: сбор и анализ информации, необходимой для подготовки печатного, теле-, радиоматериала (непосредственное наблюдение событий, беседы с людьми, обращение к другим источникам информации с целью изучения фактов, ситуаций, проблем);

– формирование замысла будущей публикации, составление плана, сценарной разработки, подбор участников теле-, радиопередач и т.д.;

– реализация профессионально-творческого замысла – непосредственное создание материала для газеты, телевидения, радио (в зависимости от специализации) в новостных и проблемно-аналитических жанрах с использованием необходимых средств и компонентов (иллюстративного, видео-, аудио- и другого материала).

 

2. Журналистская организаторская:

– определение круга государственных, политических деятелей, работников науки, культуры, литературы и искусства, представителей общественности, которых целесообразно привлекать к подготовке публикаций, созданию теле-, радиопрограмм и передач, и установление контактов с ними;

– помощь нештатным авторам и участникам теле- и радиопередач в подготовке материалов для СМИ (определение темы и концепции выступления, сотрудничество в процессе их реализации);

– обеспечение выражения в СМИ мнений широких слоев аудитории по актуальным проблемам действительности (организация и проведение опросов, в том числе интерактивных, дискуссий и обсуждений, сеансов прямой телефонной связи, ток-шоу и т.д.);

­– организация и проведение массовых мероприятий, организуемых печатной и электронной прессой (просветительские, общественно-политические, экологические акции, конкурсы, викторины, игры и т.д.);

– работа с редакционной почтой: чтение писем, подготовка к публикации в печати или в эфире.

3. Журналистская редакторская:

– оценка степени готовности к публикации в печати или в эфире предоставленного редакции материала;

– редактирование печатного текста, аудио- и видеоматериала;

– согласование правки с автором материала.

 

4. Программирующая:

– участие в разработке и корректировке концепции издания, телевизионного и радиоканала, программы, передачи, рубрики, авторского проекта (в зависимости от специализации);

– участие в информационном маркетинге, в перспективном и текущем планировании деятельности органа массовой информации;

– планирование собственной работы;

– участие в коллективном анализе текущей деятельности органа массовой информации (редакционные «летучки» и другие формы профессиональной рефлексии).

 

5. Производственно-технологическая:

– подготовка текста к печати, выходу в эфир; набор материала на компьютере; участие в верстке и оформлении номера или программы, в монтаже аудио- и видеоматериала (в зависимости от специализации);

– подготовка к публикации ретранслируемой информации (получение, анализ, отбор, компоновка официальных материалов, агентских сообщений, справочных и рекламных текстов, материалов служб изучения общественного мнения и т.д.);

– непосредственное участие в процессе выпуска информации «в свет» и «в эфир» (обязанности дежурного по выпуску и т.п.) в зависимости от специализации.

Критерии оценки ответов студентов

На государственном экзамене

Ответ студента на государственном экзамене оценивается на закрытом заседании Государственной экзаменационной комиссии и квалифицируется оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».

Оценка «отлично» ставится, если студент строит ответ логично в соответствии с планом, обнаруживает глубокое знание профессиональных терминов, понятий, категорий, концепций и теорий. Устанавливает содержательные межпредметные связи. Развернуто аргументирует выдвигаемые положения, приводит убедительные примеры. Обнаруживает аналитический подход в освещении различных концепций. Делает содержательные выводы. Демонстрирует знание специальной литературы.

Оценка «хорошо» ставится, если студент строит свой ответ в соответствии с планом. В ответе представлены различные подходы к проблеме, но их обоснование недостаточно полно. При необходимости ответ подтверждается примерами. Однако наблюдается некоторая непоследовательность анализа. Выводы правильны. Речь грамотна, используется профессиональная лексика.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если ответ недостаточно логически выстроен, план ответа отсутствует или соблюдается непоследовательно. Студент обнаруживает слабость в развернутом раскрытии профессиональных понятий. Выдвигаемые положения декларируются, но недостаточно аргументируются. Ответ носит преимущественно теоретический характер, примеры отсутствуют.

Оценка «неудовлетворительно» ставится при условии неспособности студента правильно раскрыть профессиональные понятия, категории, концепции, теории. Студент проявляет стремление подменить научное обоснование проблем рассуждениями обыденно-повседневного бытового характера. Ответ содержит ряд серьезных неточностей. Выводы отсутствуют или поверхностны.

 

Содержание экзамена

Экзамен состоит из двух теоретических вопросов и одного практического задания.

Литература

1. Беспалова А.Г., Корнилов Е.А., Короченский А.П., Лучинский Ю.В., Станько А.И. История мировой журналистики. Издание третье, дополненное и исправленное. – М., Ростов н/Д.: «МарТ», 2003.

2. Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе. Учебное пособие. – М., 2001.

3. Гуревич С.М. Номер газеты. Учебное пособие. – М., 2002.

4. Делаем новости!: Учебное пособие / Л.А. Васильева. – М.: Аспект Пресс, 2003.

5. Есин Б.И. История русской журналистики (1703-1717): Учеб.-методич. комплект: Учеб. пособие. Хрестоматия. – М., 2000.

6. Жанровая теория на пороге тысячелетий. – М., 1999.

7. Жирков Г.В. История цензуры в России XIX века: Учеб. пос. СПб., 2000.

8. История русской журналистики XVIII - XIX вв.: Учебник / Л.П. Громова, М.М. Ковалева, А.И. Станько, Ю.В. Стенник и др.; Под ред. Л.П. Громовой. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003.

9. История русской журналистики XVIII - XIX вв.: Учеб. / Под ред. А.В. Западова. – М., 1973.

12. Калмыков А., Коханова Л. Интернет-журналистика. – М., 2005.

13. Катлип С.М., Сентер А.Х., Брум Г.М. Паблик рилейшнз: Теория и практика. – Изд. 8. – Пер. с англ.: Учеб. пособие. – М., 2001.

14. Ким М.Н. Новостная журналистика. Учебник. – СПб., 2005.

15. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. Учебное пособие. – СПб., 2001.

16. Ким М.Н. Жанры современной журналистики. Учебное пособие. – СПб., 2004.

17. Корконосенко С.Г., Ворошилов В.В. Право и этика. Уче6ное пособие. – СПб., 1999.

18. Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз: Учеб. для вузов. – М.; Киев, 2000.

19. Кузнецов Г.В. ТВ-журналистика: критерии профессионализма: – М.: Изд. РИП-холдинг, 2004.

20. Кузнецов И.В. История отечественной журналистики (1917 – 2000 г.): Учебный комплекс. Учебное пособие. Хрестоматия. Издательство «Флинта – «Наука», 2002.

21. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. Учебник. – М., 2004.

22. Лукина М. Технология интервью. Учебное пособие. – М., 2003.

23. Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. Учебное пособие. – СПб., 2004.

24. Мисонжников Б.Я., Юрков А.А. Основы творческой деятельности журналиста. Учебное пособие. – СПб., 2002.

25. Музыкант В.Л. Теория и практика современной рекламы: Учеб. пособие для вузов. М., 1998.

26. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики (февраль 1917 – 1990-е гг.): Учебное пособие / Под ред. Я. Н. Засурского. – М.: Изд-во МГУ, 1999.

27. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. Учебное пособие. – М., 2003.

28. Основы творческой деятельности журналиста. Учебник / Ред. – сост. С.Г. Корконосенко. – СПб., 2000.

29. Очерки по истории русской журналистики и критики. В 2 т. Л., 1950, 1965.

30. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. – М., 2002.

31. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. – М.; Киев, 1999.

32. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз, или как успешно управлять общественным мнением. – М., 1998.

33. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. – М., 2001.

34. Прутцков Г. В. Введение в мировую журналистику: Антология в двух томах: Учебное пособие. – М.: Омега-Л, ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, 2003.

35. Рендал Дэвид. Универсальный журналист. – Великий Новгород, СПб, - 1999.

36. Прохоров Е.П. Ведение в теорию журналистики. – М.: Издательство «РИП-холдинг», 2000.

37. Татаринова Л.Е. Русская литература и журналистика XVIII века: Учебник: Издание третье, переработанное и дополненное. – М., 2001.

38. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. Учебное пособие. – М., 2000.

39. Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: история, теория, практика: Учебное пособие / В. Л. Цвик – М.: Аспект Пресс, 2004.

40. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: Теория и практика: Учеб. пособие. – М., 2003.

41. Шарков Ф. И. Основы теории коммуникации. – М., 2002.

42. Шишкина М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. – СПб., 1999.

43. Шостак М.И. Жанры газеты. В 2-х частях. – М., 1999.

44. Шостак М.И. Журналист и его произведение. Учебное пособие. – М., 1998.

45. Шостак М.И. Репортер: профессионализм и этика. Учебное пособие. – М., 2001.


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

1. Журналистика как система СМИ. Основные этапы развития, структура и инфраструктура системы СМИ, закономерности ее функционирования. Понятия информационного, коммуникативного и медиапространства.

2. Функции журналистики. Идеологические, культуроформирующие, рекламно-справочные и другие функции. Массово-информационная природа журналистики. Журналистика как фактор социального управления.

3. Журналист как субъект деятельности СМИ. Проблемы профессионального самоопределения, ценностные ориентации и целеполагания журналиста. Система профессиональных требований к журналисту. Журналист в правовом поле. Журналистская этика.

4. Экономические основы существования СМИ. Проблемы финансирования СМИ со стороны государства и общественных организаций. Редакция как предприятие. Менеджмент СМИ.

5. Журналистика и политика. Освещение политических событий и явлений в СМИ. Проблемы политической объективности и гражданской позиции. Политическая культура журналиста.

6. Правовые ориентиры творческого поведения журналиста. Закон РФ «О средствах массовой информации» как концентрация правовых основ журналистской деятельности. Нарушения права в деятельности СМИ.

7. Журналистское произведение как особый вид текста. Особенности семантики, прагматики и синтактики текста как отражение своеобразия темы, идеи и композиции журналистского произведения. Реальная конкретная ситуация и масштабная общественная проблема как компоненты темы. Типы связи реальных конкретных ситуаций и масштабных проблем; проблемные и «непроблемные» журналистские материалы. Опорная и рабочая идеи в журналистском произведении. Направляющий, «подсказывающий» характер рабочей идеи. Композиция и монтаж как средства организации журналистского текста. Правила композиции. Заголовок и журналистский образ как средства организации текста. Особенности заголовков в современном журналистском тексте.

8. Структура смысловых единиц журналистского текста. Элементарные выразительные средства (ЭВС), используемые для воплощения темы и идеи журналистского произведения. Фактологический (факты, фактоиды, эмпирические обобщения) и культурологический (образы, нормативы) ряды ЭВС. Текущая реальность как источник фактов. Механизм превращения фактов действительности в факты текста. Функции факта в тексте. Виды фактов, используемые журналистикой. Образы как отражение прошлого опыта человечества, зафиксированные в культуре в образной форме. Разновидности образов, их функции в журналистском произведении. Нормативы как установления общества, зафиксированные в культуре в логико-понятийной форме. Разновидности нормативов, их функции в журналистском произведении. Профессиональные требования к фактам, образам и нормативам в материалах для печати, радио и телевидения.

9. Творческий акт журналиста: ход работы. Единство двух относительно самостоятельных стадий журналистского творчества: стадии познавательной деятельности и стадии создания текста. Операциональная структура деятельности журналиста на каждой стадии творчества, подчиненная решению комплекса задач. Импульс к творческому акту журналиста – новые сведения о действительности. Поиск исходных сведений. Использование различных методов в процессе познания. Особенности стадии познания действительности в зависимости от видов познавательной деятельности (ознакомление, исследование, расследование). Умение устанавливать факты и выявлять их связи – сердцевина журналистского познания. Основные технологические операции на стадии познавательной деятельности. Концепция изученной ситуации как результат познавательной деятельности творческого акта. Создание текста – завершающая стадия творческого акта. Основные операции этой стадии. Превращение концепции в замысел как условие достижения творческой цели. Влияние канала трансляции массовых информационных потоков на ход творческого акта журналиста. Устойчивое и изменчивое в структуре творческого акта. Новые тенденции, наметившиеся в организации творческого акта на современном этапе.

10. Источники информации для журналиста. Действительность как система источников для журналиста. Документ, предметно-вещественная среда, человек, как типы источников. Особенности работы с каждым из названных типов. Многообразие конкретных видов источников информации, наиболее распространенные из них. Организованная сеть информирования журналистов в современных условиях (брифинги, презентации, пресс-конференции, пресс-релизы, специализированные информационные бюллетени и т.д.). Особенности работы с данными источников информации. Интернет как источник информации для журналиста.

11. Методы познавательной деятельности журналиста. Зависимость познавательных методов от состава творческих задач, решаемых журналистом в процессе познания действительности. Методы получения сведений (эмпирические) и методы постижения сути (теоретические) в журналистике. Традиционные методы, используемые для получения сведений: проработка документов, наблюдение, беседа. Их особенности, требования к ним. Практика использования в журналистике методов сбора данных, применяемых в конкретных социологических исследованиях (опрос, анкетирование, метод включенного наблюдения, эксперимент, систематическое наблюдение). Их характеристики. Пути постижения журналистом сути происходящего: от здравого смысла – к применению научных знаний в функции теоретических методов познания. Уровни знаний, выступающие в качестве методов постижения сути.

12. Методы предъявления информации в журналистском произведении. Зависимость методов предъявления информации от структуры элементарных выразительных средств, предназначенных для воплощения темы и идеи журналистского произведения. Методы предъявления в тексте смысловых единиц фактологического ряда: констатация, репортажное и реконструктивное описание, репортажное и реконструктивное повествование, характеристика, объяснение, рассуждение, типизация. Их характеристики. Методы предъявления информации для воплощения в тексте смысловых единиц культурологического ряда: словесная инкрустация, цитирование, апелляция (ссылка), изложение, переосмысление. Их характеристики. Дополнительные возможности использования методов предъявления информации в электронных СМИ.

13. Технические средства в процессе журналистского творчества. Навыки работы с техникой – важное условие оптимизации творческого процесса. Использование техники на стадии познавательной деятельности журналиста. Традиционная журналистская оргтехника, применяемая для фиксации сведений и хранения информации. Возможности, которые открывают перед журналистом новые технические средства: электронные блокноты, цифровые диктофоны, цифровые камеры и т.д. Использование техники на стадии создания текста. Сочетание традиционных и новых технических средств, применяемых в процессе решения задач, связанных с переработкой и объективизацией информации. Перспективы, открывающиеся перед журналистикой с использованием компьютеров и компьютерных сетей. Проблемные ситуации, возникающие в этой связи.

14. Профессионально-этические ориентиры творческого поведения журналиста. Взаимосвязь юридических и этических норм в СМИ. Сходство и различие права и этики. Профессиональное сознание журналистской общности как носитель профессионально-нравственных представлений, направляющих творческое поведение журналиста. Структура профессионально-этического сознания журналистского сообщества: этические категории, принципы, нормы. Основные различия между ними. Этические нормы, направляющие поведение журналиста в конкретных областях профессиональных отношений (журналист – аудитория; журналист – источник информации; журналист – действующие лица публикации; журналист – внештатные авторы; журналист – коллеги; журналист – представители власти). Кодекс профессиональной этики российского журналиста. Хартия телерадиовещателей и другие неуниверсальные профессионально-этические кодексы. Наиболее распространенные этические нарушения в современных СМИ.

15. Жанровая дифференциация журналистских произведений. Понятие «жанр» в журналистике. Признаки жанра. Причины, вызывающие жанровую дифференциацию журналистского творчества. Многообразие предметно-объектных характеристик отражаемой действительности и многообразие целей обращения к аудитории как факторы жанровой дифференциации журналистского    творчества. Метод отражения как результат взаимодействия предмета отражения и целей обращения к аудитории. Система жанров в журналистике, их взаимодействие. Основные подходы к классификации жанров в журналистике. Традиционная классификация (информационные, аналитические, художественно-публицистические жанры), её достоинства и недостатки. Классификация Л.Е. Кройчика, уточняющая и конкретизирующая базовую классификацию; её достоинства и недостатки. Классификация факультета журналистики МГУ – по своеобразию предмета отражения и целям обращения к аудитории, соответствующим двум уровням дифференциации: первый уровень – группы жанров, объединенные предметно-объектными характеристиками отражаемой действительности; второй уровень – конкретные жанры внутри этих групп, ориентированные на определенные цели обращения к аудитории.

16. Новостная журналистика. Понятие новости: онтологический и гносеологический смысл. Основные виды новостей: событие, происшествие, мероприятие, итоги деятельности, решения (о планах и намерениях). Новость как предмет отражения журналистики. Принципы отбора новостей для сообщений. Цели обращения к аудитории с новостными материалами: оповещение, ориентирование, включение, побуждение к коррекции. Основные жанровые модели новостной журналистики: хроникальная заметка, расширенная заметка, репортаж, острый сигнал. Общее и особенное в теме, идее, структурно-композиционном решении. Технология работы в новостных жанрах. Специфика новостных материалов и подготовки их на радио и телевидении.

17. Проблемно-аналитическая журналистика. Понятие проблемной ситуации действительности. Очевидное и неочевидное в проблемных ситуациях, пути их исследования. Значение современного анализа в разрешении проблемных ситуаций. Проблемная ситуация как предмет отражения журналистики. Принципы отбора проблемных ситуаций действительности для рассмотрения в СМИ. Цели обращения к аудитории с проблемно-аналитическими материалами: оповещение, ориентирование, включение, побуждение к коррекции, расширение поля социальной активности. Основные жанровые модели проблемно-аналитической журналистики: реплика, комментарий, корреспонденция, колонка, статья. Общее и особенное в теме, идее, структурно-композиционном решении. Технология работы в жанрах проблемно-аналитической журналистики. Особенности проблемно-аналитических материалов и подготовки их для радио и телевидения.

18. Интерактивная журналистика. Общение как способ существования общества в качестве субъекта социальной деятельности. Ситуация общения как предмет отражения интерактивной журналистики. Ситуация общения журналиста с представителями аудитории как совместная творческая деятельность, основанная на интеракционизме. Социальный смысл интерактивной журналистики. Тексты интерактивной журналистики как продукт совместной творческой деятельности журналистов и представителей аудитории, являющий собой отражение актов прямой и обратной связи по поводу интересных для общественного внимания фактов, событий, проблем, идей. Цели обращения к аудитории с текстами интерактивной журналистики: оповещение, ориентирование, включение, побуждение к коррекции, расширение поля социальной активности, интенсификация влияния на социальные процессы. Основные жанровые модели интерактивной журналистики: опрос, обзор писем, интервью, диалог (беседа), полилог («круглый стол», др.), ток-шоу, др. Общее и особенное в теме, идее, структурно-композиционном решении. Технология работы в жанрах интерактивной журналистики. Особенности интерактивных текстов и процесса их подготовки на радио и телевидении.

19. Очерковая журналистика. Ситуация действительности как поле реализации человеческой индивидуальности. Формы проявления человеческой индивидуальности. Значение расцвета человеческой индивидуальности для гуманистического развития человека. Человеческая индивидуальность как предмет отражения очерковой журналистики. Принципы отбора персонажей для публикаций о человеке. Цели обращения к аудитории с материалами, раскрывающими человеческую индивидуальность в ее разных проявлениях: оповещение, ориентирование, включение, побуждение к коррекции, расширение поля социальной активности, эмоциональное и нравственное обогащение человека. Основные жанровые модели очерковой журналистики: фотопортрет с текстовкой, зарисовка, фотоочерк, житейская история, путевой очерк, портретный очерк, проблемный очерк, эссе. Общее и особенное в теме, идее, структурно-композиционном решении. Технология работы в очерковых жанрах. Особенности очерковых материалов и процесса их подготовки на радио и телевидении.

20. Просветительская журналистика. Продукты специализированных областей информационного производства (произведения науки, искусства, художественной литературы, публицистики, журналистики, тексты административно-управленческой деятельности) как фактор развития массового сознания и организации практических действий общества. Средства массовой информации в роли посредника между специализированным информационным производством и массовой аудиторией. Ситуация появления или актуализации общественно значимого произведения как повод для отражения в журналистике его содержательных характеристик. Просветительский характер таких публикаций. Цели обращения к аудитории с просветительскими текстами: оповещение, ориентирование, включение, пояснение существа произведения и позиции его создателя, побуждение к сопоставлению интерпретаций, интеллектуальное, эмоциональное, нравственное обогащение. Основные жанровые модели просветительской журналистики: анонс, аннотация, рецензия, творческий портрет, обозрение, научно-популярная статья. Их характеристика. Технология работы в жанрах просветительской журналистики. Особенности просветительских материалов и процесса их подготовки на радио и телевидении.

21. Смеховая палитра журналистики. Нелепости жизни как источник комического. Природа и  проявления комического. Добродушный смех как реакция человека на несообразности, не причиняющие существенного вреда, не имеющие негативного общественного влияния. Обличительный смех как реакция на несообразности, в которых проявляются абсурдные, противоречащие здравому смыслу мотивы, намерения и действия, наносящие ущерб обществу и отдельным людям. Ситуации действительности, отмеченные нелепостью, абсурдностью как предмет журналистского отражения в традициях смеховой культуры. Юмористический и сатирический пафос в журналистских текстах. Цели обращения к аудитории с юмористическими и сатирическими произведениями: поддержание жизненного тонуса, обогащение эмоциональных реакций (развитие чувства юмора), психологический тренинг, побуждение к осмеянию зла, побуждение к коррекции, активизация влияния на социальные процессы. Основные жанровые модели юмористической и сатирической журналистики: шутка, иронические афоризмы, дружеский шарж, веселая история, пародия, карикатура, сатирическая заметка, фельетон, памфлет. Их характеристика. Технология работы в жанре юмористической и сатирической журналистики. Особенности сатирических и юмористических текстов и процесса их подготовки на радио и телевидении.

22. Участие журналиста в коллективной творческой деятельности. Организаторская работа журналиста, основные направления: привлечение к сотрудничеству со СМИ представителей разных секторов общественности и разных областей творческой деятельности; обеспечение выражения в СМИ мнений широких слоев аудитории по актуальным проблемам действительности; участие в массовых мероприятиях, проводимых органами печатных и электронных СМИ, в поддержании и укреплении обратной связи с аудиторией. Способы и формы работы журналистских коллективов по каждому из названных направлений организаторской деятельности. Планирование массовых информационных потоков как творческий процесс.  Основные этапы планирования. Формы участия журналиста в этом процессе. Информационная база планирования. Предвидение, прогнозирование хода событий как инструмент планирования. Конструирование и выпуск массовых информационных потоков. Круг дел журналиста, связанных с его непосредственным участием в конструировании и выпуске массовых информационных потоков в свет и эфир: подбор материалов для трансляции; подготовка заявок на публикации программ; дежурства по выпуску. Зависимость круга обязанностей журналистов от канала трансляции массовых информационных потоков.

23. Работа журналиста с текстами, поступающими в СМИ из других сфер деятельности. Разновидности текстов, поступающих в СМИ из других сфер деятельности: административно-управленческие тексты; публицистические тексты, направляемые в СМИ гражданами страны по собственной инициативе или по просьбе редакции; фольклорные и художественные тексты, привлекаемые журналистами для использования в массовых информационных потоках; ритуальные тексты, направляемые в СМИ организациями и отдельными лицами; рекреативные (развлекательные) тексты, поступающие в СМИ по заказу или собственной инициативе лиц, специализирующихся на создании таких произведений; справочно-информационные и рекламные тексты. Задачи журналистов, связанные с включением этих текстов в массовые информационные потоки и формы работы с ними. Проблемы, возникающие в редакторской деятельности журналиста. Активизация участия журналистов в создании названных выше текстов как тенденция современной журналистики.

24. Массовая коммуникация как социальный институт. Массовая коммуникация как социально ориентированный вид общения. Социально-психологические основы, сущность и функции массовой коммуникации. Теоретические модели массовой коммуникации. Факторы, обеспечивающие эффективность массовой коммуникации. Средства массовой коммуникации. Понятие и закономерности массовой коммуникации. Влияние журналистики на массовое сознание. Межличностная коммуникация в журналистике.

25. Типология СМИ. Классификационные основания. Методы типологического анализа. Критерии типологизации: коммуникативные каналы, целевые аудитории, территориальный охват, общественно-политическая ориентация, тематическая направленность, форма собственности, др.

26. Система электронных СМИ. Интернет как СМИ. Использование различных коммуникационных каналов: исторический аспект. Радио, телевидение, интернет. Веб-страница, сайт, портал. Интернет-ресурсы «традиционных» СМИ. Влияние интернета на интерактивность.

27. Публицистика: понятие, виды, жанры. Публицистика как средство массового воздействия. Выдающиеся отечественные публицисты, их творческая деятельность (на примере одного-двух публицистов XIX – XX вв. – по выбору).

28. Цензура как институт управления общественным мнением и контроля СМИ. Происхождение цензуры. Цензура духовная и светская. Великие цензоры: Наполеон, Бисмарк, др. Самоцензура. Административные и экономические рычаги цензуры.

29. Свобода слова и ответственность журналиста. Профессиональная этика журналиста в СССР и современной России: сравнительный анализ. Концепция свободы журналистики, ее юридические и этические аспекты. Профессиональная тайна: нравственные обязательства журналиста. Закон РФ о СМИ: права, обязанности и ответственность журналиста.

30. Возникновение и развитие российской периодической печати в XVIII в. «Куранты». «Ведомости». Характеристика основных газетных и журнальных изданий этапа становления периодической печати, их отличительные особенности. Роль М.В. Ломоносова в развитии российской журналистики. Сатирическая журналистика конца XVIII века, её хронологические границы, характер. Личности, связанные с судьбой русского литературного журнала конца XVIII века.

31. Журналистика России первой четверти XIX века. Характеристика периодических изданий. «Вестник Европы». Журналистика и Отечественная война 1812 г. «Сын Отечества», «Русский инвалид». Журналистика декабристов. «Невский зритель», альманахи «Полярная Звезда», “Мнемозина».

32. Журналистика России в 1825 – 1850 гг. Общие проблемы журналистики, специфика их постановки и решения. Формирование «литературоцентризма» как ведущей и отличительной особенности русского журнала. Идейные направления русской периодической печати 1820 – 1835 гг. Журналистская деятельность А.С. Пушкина («Литературная газета», «Телескоп», «Современник»). Профессионализация журнального и литературного труда. Значение Н.А. Полевого и его журнала «Московский телеграф» для русской журналистики. Основные направления русской общественной мысли второй половины 1830 – 1850 гг. и формы их отражения в периодической печати. В.Г. Белинский и журналистика 1830 – 1840 гг. «Отечественные записки» А.А. Краевского. Издания славянофилов и западников.

33. Отечественная журналистика 1860 гг. Эпоха реформ и ее отражение в периодической печати. Характеристика изданий Н.А. Некрасова и М.Е. Салтыкова-Щедрина, Г.Е. Благосветлова, М.Н. Каткова. «Вольная русская печать» А.И. Герцена и Н.П. Огарёва («Полярная звезда», «Колокол»).

34. Газетное дело в России в 1860 – 1890 гг. Общая характеристика ведущих изданий и российского читателя второй половины XIX в. М.Н. Катков – лидер консервативной журналистики («Русский вестник», «Московские ведомости»). Ведущие российские либеральные издания и их программы («Вестник Европы», «Русские ведомости»).

35. Система отечественной периодической журналистики рубежа XIX – XX вв. Процессы демократизации российского читателя, изменение журнально-газетных форм как результат этого процесса. Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики. Социалистическая печать.

36. Общий характер изменения отечественной периодики после октября 1917 г. Формирование системы периодической печати нового типа, её организационные принципы. Критерии исторической и типологической периодизации журнально-газетных изданий. Журналистика русского зарубежья.

37. Отечественная журналистика периода реформирования и демократизации общества (1985 – 1991 гг.) Углубление процессов демократизации и гласности, отражение их в периодической печати. Принятие Закона СССР «О печати и других средствах массовой информации», Закона РФ «О средствах массовой информации». Изменение положения прессы и характера традиционных изданий.

38. Современная система печатных СМИ. Периодическая печать в системе СМИ. Газеты, еженедельники, журналы как основные виды изданий. Динамика их развития в условиях реформирования общества. Ведущие тенденции и проблемы периодической печати сегодня. Отечественные СМИ как фактор интеграции России в международное сообщество.

39. Зарубежные концепции печати. Дж. Мильтон и концепция свободы печати. Американская концепция свободы печати. Английская концепция свободы печати. Французская концепция свободы печати. Концепция социальной ответственности в зарубежной журналистике. Концепции свободы печати в европейской и американской журналистике: французская «Ля Газетт» и авторитарная теория прессы; буржуазная революция в Англии, «Ареопагитика» Д. Мильтона и английская концепция свободы печати; Великая французская революция, Жан-Поль Марат и французская концепция свободы печати; Билль о правах и американская концепция свободы печати.

40.  Журналистика Западной Европы и США в XVIII веке Возникновение политических партий в Англии и английская журналистика, типология газет и журналов, публицистика Д. Дефо и Д. Свифта; французская журналистика в 1789-1794 гг., журналистика Ж.-П. Марата и М. Робеспьера; публицистика Т. Пейна, Б. Франклина и Т. Джефферсона и североамериканская война за независимость.

41. Журналистика Западной Европы и США в XIX веке. Совершенствование техники и технологии издательского дела. Развитие ежедневной прессы, утренние и вечерние газеты, специализированная печать, элитарная и массовая печать, концентрация печати. Первые информационные агентства. Э. де Жирарден и массовая пресса Франции, Парижская коммуна и печать. К. Маркс и свобода печати. О. Бисмарк и печать. «Новая рейнская газета». Переход от «персонального» к «новому» журнализму в США. Движение «разгребателей грязи». Издательская деятельность У.Р. Хёрста и Дж. Пулитцера.

42. Журналистика Западной Европы и США в XX веке Мировые войны и журналистика. Создание радио и телевидения. Становление документального кино. Роль СМИ в эпоху «холодной войны». Новые технологии и журналистика: развитие спутникового и кабельного ТВ, компьютеризация. Возникновение транснациональных корпораций. Возникновение общественно-правового рад<


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.084 с.