Ступени профессионального роста педагога — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Ступени профессионального роста педагога

2020-01-13 1608
Ступени профессионального роста педагога 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Профессиональное сообщество педагогов не однородно: есть педагоги, работающие в простом режиме, на обычном профессиональном уровне; есть те, кто проявляет высокое мастерство и творчество; а есть и те, которые поднимаются на уровень новаторства, способные существенно изменить педагогическую практику.

Необходимо рассмотреть, чем отличается просто умелый педагог от мастера, в чем проявляется творчество, и чем оно отличается от новаторства. И самое главное, каковы условия профессионального роста педагога.

I. Педагогическая умелость – самая простая из характеристик, которая по отношению к другим является базовой. Умелость – необходимый исходный уровень профессионализма, который выражается в достаточной теоретической и практической подготовке к профессиональной деятельности. Педагогическая умелость определяется как уровень профессионализма педагога, основывающийся на владении теорией и системой важнейших умений и навыков, которые позволяют достаточно квалифицированно осуществлять педагогическую деятельность.

Педагогическую умелость складывается благодаря овладению обучающимися основными компетенциями (общекультурными – ОК, общепрофессиональными – ОПК и прежде всего профессиональными – ПК и СПК в той области профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник). Педагогическую умелость в обязательном порядке должны продемонстрировать выпускники вуза.

II. Следующей ступенью профессионального роста педагога является педагогическое мастерство. В толковых словарях В.И. Даля, С.И. Ожегова мастерство определяется как высокое искусство в какой-либо области, а мастер – специалист особенно сведущий, искусный в своем деле. Педагогическое мастерство целесообразно рассматривать как доведенную до высокой степени совершенства педагогическую умелость, что выражается в целесообразном и умелом применении методов и приемов (их отточенность и своеобразная комбинация) в решении профессиональных задач, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность педагогической деятельности.

Главное в педагогическом мастерстве – это эффективное применение психолого-педагогической теории на практике, которое способствует достижению высоких результатов педагогической деятельности.

Очевидно, что в педагогическом деле мастерство имеет решающее значение, однако, также ясно, что путь к нему не может быть легким. Существует мнение, что подлинным мастером-учителем может стать лишь талантливый человек с определенной наследственной предрасположенностью («учителем надо родиться»). Есть и другое утверждение: массовая профессия не может стать привилегией особенно одаренных. Почти все люди (за исключением отдельных) наделены самой природой качествами воспитателей. Задача педагога состоит в том, чтобы научить педагогическому мастерству.

Исследуя различные аспекты психологии труда учителя, Н.В. Кузьмина [16] утверждает, что по-настоящему талантливых учителей не более 12%, основная масса – это мастера, сумевшие хорошо овладеть приемами обучения и воспитания и добившиеся благодаря этому эффективности в работе.

Педагогическое мастерство, по мнению И.А. Зязюна [26], есть комплекс свойств личности учителя, необходимых для высокого уровня самоорганизации профессиональной педагогической деятельности. Главными компонентами этой системы выделял: педагогическую направленность личности учителя, профессиональные знания, способности к педагогической деятельности и педагогическую технику.

III.Уровень педагогического творчества. Педагога мастера отличает творческий подход к делу, стремление усовершенствовать свою профессиональную деятельность, на основе рефлексии собственной педагогической практики.

В настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало общепринятым. Творчество – это деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов [17].

Без специальной подготовки и знаний успешное педагогическое творчество невозможно. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку педагог на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти оригинальные пути и способы ее решения.

Последовательность уровней развития педагогического творчества отражает постепенный переход от субъективного творчества (когда новое открывается для себя, благодаря переносу существующего опыта в свою работу, что влечет улучшение собственной профессиональной деятельности) до нововведений, имеющих объективную ценность в глазах педагогической общественности (новое в науке и практике).

Н.Н. Никитина, Н.В. Кислинская [23]выделяют следующие уровни педагогического творчества:

1)  Репродуктивный – у ровень педагогического творчества, для которого характерно воспроизведение готовых рекомендаций, освоение того, что создано другими.

2) Уровень оптимизации – у ровень педагогического творчества, характеризующийся умелым выбором и целесообразным сочетанием известных методов и форм обучения.

3) Эвристический – уровень педагогического творчества, для которого характерно поиск нового, обогащение известного своими собственными находками.

4) Исследовательский – уровень педагогического творчества, когда педагог сам продуцирует идеи и конструирует педагогический процесс, создает новые способы педагогической деятельности, соответствующие его творческой индивидуальности.

Первый и второй уровень педагогического творчества соотносятся с педагогическим мастерством. Третий и четвертый уровни подводят педагога к следующей ступени профессионального роста – новаторству.

Педагогическое творчество – это процесс, начинающийся с усвоения того, что уже было накоплено, переходящий к преобразованию существующего опыта. Творческая педагогическая деятельность складывается из следующих этапов:

1. Анализ педагогической ситуации.

2. Осознание проблемы.

3. Возникновение замысла, как способа разрешения проблемы.

4. Проработка и преобразование замысла в идею – гипотезу.

5. Поиск способа воплощения замысла, его реализация.

6. Оценка полученных результатов.

IV. Педагогическое новаторство выступает высшим уровнем профессиональной деятельности педагога.

В толковом словаре С.И. Ожегова новаторство трактуется как новое в созидательной деятельности людей; деятельность новаторов. Сам новатор (обновитель) – человек, вносящий и осуществляющий новые, прогрессивные идеи, приемы в той или иной области деятельности.

Педагогическое новаторство внесение и реализация новых прогрессивных идей в педагогическую деятельность, что значительно ее изменяет и повышает качество.

Новаторство большей частью относится к решению отдельных узловых педагогических проблем и задач. Новаторство в педагогической деятельности – есть подлинное открытие, важное изобретение и потому массовый характер носить не может.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Сформулируйте свое определение профессионального самоопределения личности.

2. Справедлива ли точка зрения, согласно которой человек выбирает не столько профессию, сколько образ жизни? Почему?

3. Чем вызвана необходимость в универсальной типологии профессиональных и жизненных выборов?

4. Приведите пример «внешних» и «внутренних» профессиональных выборов.

5. Определите главную цель профессионального самоопределения

6. Раскройте понятие «профессиональный рост педагога».

7. Что выступает в качестве условий профессионального продвижения педагога?

8. Поразмышляйте над тем, от чего зависит карьера педагога.

9. Составьте таблицу компонентов системы профессионального самоопределения личности

10. Перечислите стадии профессионального становления педагога

11. Выполните исследовательские задания:

Изучите свои стили психологической защиты с помощью опросника Плутчика-Келлермана-Конте (Приложение 1).

 



Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.063 с.