И информационная переработка текста — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

И информационная переработка текста

2020-01-13 328
И информационная переработка текста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Речевое общение как социальное явление. Социальная роль языка в обществе.

**Изучение разных аспектов речевогообщения в лингвистике, философии, социологии, культурологии, психологии.

Общение как обмен информацией, какпередача и восприятие смысла высказывания.

Активное использование невербальных средств общения ( жесты, мимика,поза).

*Учёт национальной спецификижестов как необходимое условие речевого общения.

*Виды жестов (дублирующие актуальную речевую информацию,замещающие речевое высказывание, регулирующие речевое общение, усиливающие содержание речи и др.).

Наблюдение за использованием невербальных средств общения в речевой практике и оценка уместностиих употребления.

**Наблюдение за способами описания мимики и жестов персонажейлитературных произведений.

**Использование разнообразных видовграфических знаков в речевом общении (графических символов, логотипови т. п.).

**Наблюдение за использованиемразнообразных видов графическихзнаков в речевом общении: графических символов — в письменнойнаучной речи, логотипов — в повседневном и официально-деловомобщении и т. п.).

**Самостоятельное составлениесловарика логотипов и научныхсимволов.

*Виды монолога: внутренний (обычнопротекает во внутренней речи) и внешний.

*Анализ примеров внутреннего ивнешнего монолога героя литературного произведения и объяснениероли монолога в художественномтексте.

*Виды монологической речи по целивысказывания: информационная, убеждающая и побуждающая.

*Виды диалога и полилога в соответствии с ситуацией общения: бытовойдиалог (полилог) и деловая беседа.

**Искусственные языки и их роль вречевом общении.

**Эсперанто.

Устная и письменная речь как формы речевого общения.

Основные особенности устной речи: неподготовленность, спонтанность, прерывистость; ориентированность наслуховое и зрительное восприятие, наприсутствие собеседника, его реакцию;передача эмоций при помощи интонации, мимики, жестов; возможность воспроизведения речи только при наличииспециальных технических устройств;необходимость соблюдения орфоэпических и интонационных норм.

*Наличие в устной речи неполныхпредложений, незаконченных фраз,лексических повторов, конструкций сименительным темы, подхватов, самоперебивов и др.

Основные жанры устной речи: устныйрассказ, выступление перед аудиторией, сообщение, доклад, ответ (краткийи развёрнутый) на уроке, дружеская беседа, диспут, дискуссия и т. д.

*Анализ устного высказывания сцелью определения его основныхособенностей, характерных для устной речи.Типичные недостатки устной речи: интонационная и грамматическая нерасчленённость, бедность.

Анализ и оценка устной речи с точки зрения проявления в ней типичных недостатков (интонационной играмматической нерасчленённости,бедности).

**Различные формы фиксации устнойречи (фонетическая транскрипция, интонационная разметка текста, использование современных звукозаписывающих технических средств).

**Наблюдение за различнымиформами фиксации устной речи (фонетическая транскрипция,интонационная разметка текста, использование современных звукозаписывающих технических средств).

Письменная форма речи как речь, созданная с помощью графических знаковна бумаге, экране монитора, мобильноготелефона и т. п.

Основные особенности письменной речи:подготовленность, логичность, точность изложения; ориентированность толькона зрительное восприятие и отсутствиесобеседника; передача эмоций при помощи знаков препинания и некоторыхдругих графических средств; возможность многократного воспроизведения,возвращения к тексту, возможностьмногократного совершенствования; необходимость соблюдения орфографических и пунктуационных норм.

*Анализ письменного высказывания с целью определения его основных особенностей, характерных дляписьменной речи.Использование в письменной речи различных способов графического выделения важных для передачи смысла фрагментов печатного текста (разные типышрифта, полужирный шрифт, курсив,подчёркивание, обрамление, особое размещение текста на странице и т. п.).

Наблюдение за использованием вписьменной речи различных способов графического выделения важных для передачи смысла фрагментов печатного текста.

Основные жанры: пиIсьма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репор-тажи, сочинения, конспекты, планы,рефераты и т. п.

Основные требования к письменномутексту: 1) соответствие содержания текста теме и основной мысли; 2) полнотараскрытия темы; 3) достоверность фактического материала; 4) последовательность изложения (развёртывания содержания по плану); логическая связьчастей текста, правильность выделенияабзацев; 5) смысловая и грамматическаясвязь предложений и частей текста;6) стилевое единство; 7) соответствиетекста заданному (или выбранному)типу речи; 8) соответствие нормам русского литературного языка (грамматическим, речевым, правописным — орфографическим и пунктуационным).

Анализ письменного текста с точкизрения его соответствия основнымтребованиям, предъявляемым кписьменному высказыванию.

**Объяснение роли письма (написание письменных высказываний в виде сочинений-миниатюр,письменных ответов на поставленный вопрос, изложений и т. п.) дляразвития устной речи и речи внутренней, обращённой к самому себеи связанной с процессами мышления, самооценивания, регуляциисвоего поведения.

**Основные отличия устного научноговысказывания от письменного научноготекста.

**Интернет-общение как специфическая форма речевого взаимодействия,совмещающего черты устной и письмен ной речи.

Основные условия эффективного общения.

Необходимые условия успешного, эффективного общения: 1) готовность к общению (обоюдное желание собеседниковвысказать своё мнение по обсуждаемому вопросу, выслушать своего партнёра;наличие у собеседников общих интересов, достаточного жизненного опыта,начитанности, научных знаний для понимания смысла речи собеседника;владение необходимым объёмом культурологических знаний и др.); 2) высокий уровень владения языком и коммуникативными навыками; 3) соблюдениенорм речевого поведения и др.

Анализ речевых ситуаций с цельювыявления нарушений основных условий эффективного общения.

*Прецедентные тексты как тексты (фразы, слова), которые имеют историко-культурную ценность и на которые частоссылаются носители языка (цитаты изобщеизвестных художественных произведений; ссылки на мифы, предания,сказки; афоризмы, пословицы, крылатые слова, фразеологические обороты;фразы из песен, названия книг, спекта-клей, опер, фильмов; высказывания героев популярных кинофильмов и т. п.).

*Анализ речевых ситуаций, в которых причиной коммуникативнойнеудачи является недостаточныйобъём культурологических знанийсобеседника.

*Понимание прецедентных текстов как одно из условий эффективности речевого общения.

**Коммуникативный барьер как психологическое препятствие, которое может стать причиной непонимания иливозникновения отрицательных эмоцийв процессе общения.

*Элементарный анализ накопленного речевого опыта, связанного спреодолением коммуникативныхбарьеров в процессе общения.

**Составление рекомендаций (правил), которым должен следоватькаждый, кто хочет научиться преодолевать коммуникативные барьеры в речевом общении.

Умение задавать вопросы как условиеэффективности общения, в том числе иинтернет-общения.

**Виды вопросов и цель их использования в процессе общения: информационный, контрольный, ориентационный,ознакомительный, провокационный,этикетный.

**Наблюдение за уместностью использования разных видов вопросав разных ситуациях общения.

Типичные коммуникативные неудачи,встречающиеся в письменных экзаменационных работах старшеклассников:неясно выраженная мысль, нарушениеэтических норм общения (например,неоправданная агрессия речи, преувеличение степени речевой свободы, допустимой в коммуникативной ситуацииэкзамена), неуместное использованиетого или иного языкового средства выразительности и др.

Виды речевой деятельности и информационная переработка текста

Виды речевой деятельности

Виды речевой деятельности: 1) связанные с восприятием и пониманием чужой речи (ауди рование, чтение); 2) связанные с созданием собственного речевого высказывания (говорение, письмо). Анализ памяток-инструкций («Как читать текст, чтобы понять его содержание», «Как слушать текст, чтобы понять его содержание»,«Как писать сочинение» и т.д.)

*Четыре этапа речевой деятельности: 1) ориентировочный; 2) этап планирования; 3) этап исполнения; 4) этап контроля.

**Анализ памяток-инструкций («Как читать текст, чтобы понятьего содержание», «Как слушать текст, чтобы понять его содержание», «Как писать сочинение», «О чём нужно помнить, выступая перед аудиторией с докладом, сообщением» и др.) с точки зрения отражения в них основных этапов речевой деятельности.

*Речь внешняя как речь, доступная восприятию (слуху, зрению) других людей. *Речь внутренняя как речь, недоступная восприятию других людей.

**Особенности внутренней речи (очень сокращена, свёрнута). *Несобственно-прямая речь как один из способов передачи внутренней речи персонажа литературного произведения

Чтение как вид речевой деятельности

Чтение как процесс восприятия, осмысления и понимания письменного высказывания.Основные виды чтения: поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее (обобщение).

Основные этапы работы с текстом.Выбор вида чтения в зависимости откоммуникативной задачи.

*Маркировка фрагментов текста приизучающем чтении (закладки с пометками; подчёркивание карандашом; выделения с помощью маркера; использование специальных знаков и др.)

*Использование различных способов маркировки фрагментов текстапри изучающем чтении.

**Гипертекст и его особенности.

**Работа с гипертекстом в условиях использования

*Типичные недостатки чтения: 1) отсутствие гибкой стратегии чтения;2) непонимание смысла прочитанноготекста или его фрагментов; 3) наличие регрессий, то есть неоправданных, ненужных возвратов к прочитанному;4) сопровождение чтения артикуляцией; 5) низкий уровень организации внимания; 6) малое поле зрения; 7) слабоеразвитие механизма смыслового прогнозирования.

**Элементарный анализ накопленного речевого опыта, связанного спреодолением недостатков чтения.

**Составление рекомендаций (правил), которым должен следоватькаждый, кто хочет преодолеть недостатки чтения.Использование на уроках по другимпредметам коммуникативного опыта чтения учебно-научного и художественного текста.

Аудирование как вид речевой деятельности

Аудирование как процесс восприятия,осмысления и понимания речи говорящего.

**Нерефлексивное (слушатель не вмешивается в речь собеседника, не высказывает своих замечаний и вопросов) ирефлексивное аудирование (слушательактивно вмешивается в речь собеседника).

**Основные приёмы рефлексивного слушания: выяснение, перефразирование, резюмирование, проявлениеэмоциональной реакции.Основные виды аудирования в зависимости от необходимой глубины восприятия исходного аудиотекста: выборочное,ознакомительное, детальное.

Правила эффективного слушания: максимальная концентрация внимания насобеседнике; демонстрация с помощьюреплик, мимики, жестов своего внимания к собеседнику, понимания/непонимания, одобрения/неодобрения егоречи; максимальная сдержанность в выражении оценок.

Выбор вида аудирования в зависимости от коммуникативной задачи.

*Типичные недостатки аудирования:1) отсутствие гибкой стратегии аудирования; 2) непонимание смысла прослушанного текста или его фрагментов; 3) отсеивание важной информации;4) перебивание собеседника во время егосообщения; 5) поспешные.

*Элементарный анализ накопленного речевого опыта, связанного спреодолением недостатков аудирования.

*Составление рекомендаций (правил), которым должен следоватькаждый, кто хочет научиться преодолевать недостатки аудирования.Использование разных видов аудирования и чтения в зависимости откоммуникативной цели и в процессе подготовки собственного речевоговысказывания.

Использование на уроках по другимпредметам коммуникативного опыта аудирования.

Основные способы информационной переработки прочитанногоили прослушанного текста

Информационная переработка прочитанного или прослушанного текста какпроцесс извлечения необходимой информации из текста-источника и передача её разными способами.

Основные способы сжатия исходноготекста: 1) смысловое сжатие (выделениеи передача основного содержания текста) — исключение, обобщение; 2) языковое сжатие (использование болеекомпактных, простых языковых конструкций) — замена одних синтаксических конструкций другими; сокращениеили полное исключение (повторов, синонимов, синтаксических конструкций ит. п.); слияние нескольких предложенийв одно (обобщение изученного).

Совершенствование навыков сжатияисходного текста разными способами: с помощью смыслового сжатияи/или языкового сжатия текста.Основные способы информационнойпереработки текста и преобразованияего на основе сокращения: составлениеплана, тезисов, аннотации, конспекта,реферата, рецензии.

Виды плана: назывной, вопросный, тезисный, цитатный (обобщение изученного).

Совершенствование навыков составления разных видов плана (назывного, вопросного, тезисного,цитатного) прочитанного или прослушанного текста.

Тезисы как кратко сформулированныеосновные положения исходного, первичного текста.

Составление тезисов прочитанногоили *прослушанного текста.

Аннотация как краткая характеристикапечатного произведения (статьи, книги)с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и других особенностей.Анализ аннотации и самостоятельное составление аннотации прочитанного текста, любимой книги научно-популярного содержания.

Конспект как краткое связное изложение содержания исходного текста (статьи, параграфа учебника, лекции).

*Основные рекомендации к сокращению слов при конспектировании.Анализ конспекта статьи, лекциии самостоятельное составление конспекта прочитанного текста.

*Составление конспекта прослушанного аудиотекста.

Реферат как письменный доклад иливыступление по определённой теме, вкотором собрана информация из одногоили нескольких источников.

Реферат как итог проведённого мини-исследования или проектной работы;как демонстрация знаний по исследуемой проблеме, описание результатовпроведённого исследования, формулировка выводов.

Основные части реферата: вступление, вкотором объясняется выбор темы, обосновывается её важность, формулируются цель и задачи исследования; основнаячасть, где должен чётко, связно, логичнои последовательно излагаться основнойматериал по теме; внутри основной части выделяются подразделы; заключение, в котором подводятся итоги работы,формулируются выводы; список использованной литературы; приложение, в котором обычно помещают таблицы, схемы, фотографии, макеты и т. п.

Типичные языковые конструкции, характерные для реферативного изложения.

Реферат как письменная форма докладаили выступления по теме исследования.

*Мультимедийная презентация каквидео- и/или аудиосопровождение.

Написание реферата по выбраннойтеме.

Рецензия как анализ и оценка научного, художественного, кинематографического или музыкального произведения.Написание рецензии на прочитанный или *прослушанный текст, атакже на просмотренное кинематографическое произведение.

План, тезис, аннотация, конспект, реферат, рецензия как жанры научногостиля речи. Речевые стандартные обороты (клише), характерные для текстовуказанных жанров.

Использование определённых стандартных языковых средств (речевыеклише, штампы научной речи) присоставлении планов, тезисов, аннотаций, конспектов, рефератов, рецензий.

Осознанный выбор вида чтения(вида аудирования) исходного текста при составлении планов, тезисов, аннотаций, конспектов, рефератов, рецензий.

*Сопоставительный анализ плана,тезисов, аннотации, конспекта и реферата, составленных на основе одного текста.

*Составление плана, тезисов, аннотации, конспекта на основе одноготекста и осознанное использованиеразных способов сжатия исходноготекста и разных форм передачи егосодержания.

Осознанное использование полученных знаний и умений, связанных ссоставлением планов, написаниемтезисов, аннотаций, конспектов, рефератов, рецензий в процессе изучения других школьных дисциплин.

Говорение как вид речевой деятельности

Говорение как вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное общение, происходит обменинформацией.

Основные качества образцовой речи:правильность, ясность, точность, богатство, выразительность, чистота, вежливость.

*Смыслоразличительная роль интонации в речевом устном высказывании.

**Эмфатическое ударение как эмоционально-экспрессивное выделение словав процессе говорения.

*Анализ примеров образцовойаудиоречи с точки зрения её соответствия основным качествам образцовой речи.

*Наблюдение за смыслоразличительной ролью интонации в устныхвысказываниях, а также в отрывкахиз художественных текстов.

**Наблюдение за способами передачи эмфатического ударения в художественном тексте и его ролью вописании душевного состояния персонажа.

Критерии оценивания устного высказывания учащегося (сообщения, выступления, доклада): 1) содержание устноговысказывания (правильность и точностьпонимания темы; соответствие высказывания теме и полнота её раскрытия;чёткость и определённость выраженияосновной мысли высказывания; смысловое и стилистическое единство, связность и последовательность изложения;наличие/отсутствие логических ошибок; наличие/отсутствие аргументов,обосновывающих точку зрения учащегося; соответствие устного высказываниязаданной речевой ситуации (коммуникативная цель высказывания, адресат,место и условия общения), сфере общения, заданному жанру и стилю речи);2) речевое оформление устного высказывания (точность выражения мысли,использование разнообразных грамматических конструкций; соответствиеязыковых средств заданной речевой ситуации и стилю речи; употреблениеслов в соответствии с их лексическимзначением и стилистической окрашенностью;наличие/отсутствие слов, выходящих за пределы литературного языка(жаргонизмы, слова-паразиты и др.); наличие/отсутствие орфоэпическихошибок; наличие/отсутствие грамматических ошибок; наличие/отсутствиеречевых ошибок); 3) выразительностьречи (уместное использование в речевом высказывании выразительныхязыковых средств (интонационных,лексических, грамматических) в соответствии с заданной речевой ситуацией,коммуникативной целью речи и стилемречи; уместное использование языковых средств привлечения и удерживания внимания слушателей; уместностьи корректность использования невербальных средств общения — мимики,жестов); 4) взаимодействие с собеседниками в процессе обсуждения устноговысказывания (адекватное восприятиеи понимание вопросов по содержаниюустного высказывания; способностькратко и точно формулировать мысль,убеждать собеседников в своей правоте,аргументированно отстаивать свою точку зрения).

Анализ и оценка устных высказываний в разных ситуациях общения:выступление перед аудиторией, сообщение, доклад, ответ (краткий иразвёрнутый) на уроке; дружескаябеседа, диспут, дискуссия и т. п.

*Подготовка устного выступления,обобщающего информацию по указанной теме, содержащуюся в учебной литературе, на соответствующих сайтах Интернета.

**Моделирование речевых ситуаций участия в спорах, диспутах,дискуссиях. Соблюдение *Овладение речевой культурой использования технических средствкоммуникации (телефон, мобильный телефон, скайп и др.) в процессе устного общения.Использование на уроках по другимпредметам коммуникативного опыта создания собственного устноговысказывания и оценивания чужихустных высказываний.

*Подготовка публичного выступления на полемическую тему, подразумевающую аргументированное построение публичного выступления по заданной структуре.

*Анализ публичного выступленияна полемическую тему, оценка егосодержания, речевого оформления,соответствия речевой ситуации икоммуникативным задачам.

**Основные виды публичной речи: социально-политическая, научно-академическая, судебная, социально-бытовая,духовная, дипломатическая, военная,лекционно-пропагандистская и др.

**Определение разновидности публичной речи и её композиционно-содержательных особенностей.

Письмо как вид речевой деятельности

Письмо как вид речевой деятельности,связанный с созданием письменного высказывания. Связь письма с другимивидами речевой деятельности человека(говорением, чтением, аудированием).

Письмо как вид речевой деятельности,востребованный в сфере образования.

Виды письменных речевых высказываний школьника.

Основные требования к письменнойречи: правильность, ясность, чистота,точность, богатство, выразительность.

Критерии оценивания письменного высказывания учащегося (содержаниеписьменного высказывания, речевоеоформление и выразительность высказывания, его соответствие грамматическим, орфографическим и пунктуационным нормам).

Анализ письменных высказываний с точки зрения содержания,структуры, стилевых особенностей,эффективности достижения поставленных коммуникативных задач ииспользования изобразительно-выразительных средств языка.Создание письменного высказывания, отбор языковых средств, обеспечивающих правильность, точность и выразительность речи.

Обобщение коммуникативного опыта создания письменных текстов(сочинений разных видов), соответствующих определённым требованиям, опыта оценивания письменноговысказывания и редактированиятекста. Дальнейшее совершенствование указанных умений с опоройна рекомендации, содержащиеся в соответствующих учебных материалах (памятки «Как писать сочинение», «Как оценивать содержаниеи речевое оформление изложенийи сочинений», «Как редактироватьтексты изложений, сочинений»).

Оценка роли письма в процессе подготовки доклада, проектной работы,мультимедийной презентации.

*Подготовка письменного текста(сочинение, сочинение-миниатюра,заметка для школьного сайтаи т. п.), обобщающего информациюпо указанной теме, содержащуюся вучебной литературе, на соответствующих сайтах Интернета.

**Из истории эпистолярного жанра.

*Культура письменного общения с помощью современных технических средствкоммуникации (мобильные телефоны,электронная почта, социальные сетии т. п.).

*Овладение культурой использования технических средств коммуникации, требующих соблюдениянорм письменной речи.

Роль орфографии и пунктуации в письменном общении.

Функциональная стилистика

Функциональная стилистика как раздел лингвистики, который изучает исторически сложившуюся в русском языке систему функциональных разновидностей литературного языка в их соотношении и взаимодействии.

Современное учение о функциональных разновидностях языка. Функциональные разновидности языка:разговорная речь, функциональные стили (официально-деловой, научный, публицистический), язык художественной литературы (повторение изученного).

Обобщение изученного о функциональных разновидностях языка. Обобщение опыта стилистическогоанализа текстов разных функциональных разновидностей языка. Учёт основных факторов при разграничении функциональных разновидностей языка: экстралингвистических (сфера применения, основные функции речи) и лингвистических факторов (основные особенности речи, типичные языковыесредства). Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности, подстилю, жанру речи (на основе изученного ранее).

Речевой жанр как относительно устойчивый тематический, композиционный и стилистический тип высказываний, имеющих общие признаки: соответствие определённой коммуникативной цели, завершённость, связь с конкретной сферой общения.

Разговорная речь (сфера применения, основная функция, основные разновидности, основные признаки, языковые средства, основные жанры).

Объяснение основных экстралингвистических (сфера применения, основные функции речи) и лингвистических признаков разговорной речи.

Установление принадлежности текста к определённой разновидности(подстилю) разговорной речи.

*Обобщение собственного речевогоопыта использования невербальныхсредств при устном общении.

**Проведение интонационной разметки примеров разговорной речи.

Анализ образцов разговорной речи, содержащихся в текстах произведений художественнойлитературы. Характеристика наиболее распространённых жанров разговорнойречи.Составление устного рассказа на заданную тему с использованиемэлементов разговорной речи.

*Обобщение собственного речевогоопыта построения речевого высказывания в рамках типовых жанровразговорной речи.

*Формулирование основных правилпостроения речи и речевого поведения в рамках общения в интернет-пространстве.

Официально-деловой стиль (сфера применения, основная функция, основные разновидности, основные признаки, языковые средства, основные жанры).

Объяснение основных экстралингвистических (сфера применения,основные функции речи) и лингвистических признаков официально-делового стиля.Анализ образцов официально-делового стиля речи с точки зрения проявления в них основных признаковданного стиля.

*Создание собственных речевых высказываний по данным образцам.

*Установление принадлежноститекста к определённой разновидности (подстилю) официально-делового стиля.

*Наблюдение за использованиемлексических, морфологических исинтаксических средств в текстахофициально-делового стиля; ихуместное употребление в собственных речевых высказываниях данного стиля.

**Анализ и редактирование примеров неуместного использованияречевых штампов. Обобщение собственного опыта построения речевого высказывания врамках типовых жанров официально-делового стиля.

Научный стиль речи (сфера применения, основная функция, основные разновидности, основные признаки, языковые средства, основные жанры).

Объяснение основных экстралингвистических (сфера применения,основные функции речи) и лингвистических признаков научного стиля речи.

Установление принадлежности текста к определённой разновидности(подстилю) научного стиля речи.

Анализ речевых образцов научного стиля речи (тексты школьныхучебников, статьи, лекции, словари,справочные пособия, энциклопедии,устные ответы на уроке, инструкциии др.) с точки зрения проявленияв них основных признаков данногостиля речи. Создание собственныхречевых высказываний по даннымобразцам. Лексический анализ слов-терминов.

**Этимологическая справка какспособ объяснения происхожденияи значения термина.

**Роль греческих и латинских словообразовательных элементов в создании научных терминов.

**Работа с терминологическимисловарями. Обобщение собственного речевогоопыта построения речевого высказывания в рамках типовых жанровнаучного стиля речи (научно-учебный, научно-справочный, научно-информативный и научно-популярный подстили).Использование разных видов чтения(просмотрового, ознакомительного,изучающего) в зависимости от коммуникативной задачи. Передача содержания научного текста в видеплана, тезисов, конспекта.

*Применение рациональных приёмовработы со словарями в поисках необходимой информации (в том числеи с интернет-словарями и справочниками). Устный или письменный пересказнаучного текста; создание устногоили письменного текста-рассуждения на заданную лингвистическуютему и др.

Публицистический стиль речи (сфера применения, основная функция, основные разновидности, основные признаки, языковые средства, основные жанры).

Объяснение основных экстралингвистических (сфера применения,основные функции речи) и лингвистических признаков публицистического стиля речи.

*Установление принадлежноститекста к определённой разновидности (подстилю) публицистическогостиля речи.

Анализ образцов публицистическогостиля речи с точки зрения проявления в них основных признаков данного стиля. Создание собственныхречевых высказываний по даннымобразцам. Характеристика наиболее распространённых жанров публицистического стиля речи.

*Обобщение собственного опытаанализа речевого высказывания врамках типовых жанров публицистического стиля речи.

*Создание портретного очерка (рассказ об интересном человеке), небольшой по объёму проблемнойстатьи, репортажа-повествования особытии (посещение театра, экскурсия, поход), репортажа — описанияпамятника истории или культуры(родного города, посёлка, улицы,музея)

Язык художественной литературы (сфера применения, основная функция, основные разновидности, основные признаки, языковые средства, основные жанры).

Анализ отрывков из художественных произведений с точки зренияпроявления в них основных признаков данной функциональной разновидности языка.

Наблюдение за использованием вхудожественных текстах изобразительно-выразительных языковыхсредств: фонетических (звукопись),словообразовательных (индивидуально-авторские неологизмы, повторы слов), лексических и фразеологических, морфологических,синтаксических (односоставные, неполные предложения, обращения,прямая речь, диалоги и т. д.). Использование тропов и фигур речидля создания образности художественной речи (обобщение).Работа со словариком «Тропы ифигуры речи».

*Лингвистический анализ отрывковиз художественных произведений,выразительное чтение этих фрагментов.

*Анализ трудных случаев установления принадлежности текста копределённой функциональной разновидности, подстилю, жанру речи.

Культура речи

Культура речи как раздел лингвистики

Культура речи как раздел лингвистики,в котором изучаются нормы русскоголитературного языка (орфоэпические,лексические, грамматические, правописные), а также нормы построения речевого высказывания (устного и письменного)в рамках определённой функциональнойразновидности языка и в соответствии сречевой ситуацией общения.

Культура речи как владение нормамилитературного языка в его устной иписьменной формах; умение выбрать иорганизовать языковые средства, которые в определённой ситуации общенияспособствуют достижению поставленных задач коммуникации; соблюдениев процессе общения речевых правил поведения.

Объяснение важности овладения навыками культуры речи для каждогоносителя языка.

Основные компоненты культуры речи:языковой (или нормативный, состоящий в изучении норм языка), коммуникативный (изучение особенностей выбора и употребления языковых средств всоответствии с коммуникативными задачами речевого общения) и этический(описание речевого этикета, эффективных приёмов общения).

Качества образцовой речи как свойстваречи, которые обеспечивают эффективность коммуникации и характеризуютуровень речевой культуры говорящего:правильность, точность, уместность, содержательность, логичность, ясность(доступность), богатство, выразительность, чистота, вежливость

*Объяснение соотношения понятий «компоненты культуры речи» и«качества речи» (языковой компонент — правильность речи; коммуникативный компонент (точность,уместность, содержательность, логичность, ясность (доступность),богатство, выразительность речи.

Языковой компонент культуры речи

Языковые нормы (нормы литературногоязыка, литературные нормы) как правила использования языковых средствв речи. Норма как образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний,предложений).

**Языковые нормы как явление историческое.

Изменение литературныхнорм, обусловленное развитием языка.Осмысление накопленного опытаприменения языковых норм.

**Анализ примеров, иллюстрирующих изменение литературных норм,обусловленное развитием языка.

Основные виды норм современного русского литературного языка: произносительные (орфоэпические, интонационные), лексические, грамматические(морфологические, синтаксические).

Взаимосвязь раздела «Культура речи» сдругими разделами лингвистики (орфоэпией, лексикой, морфологией и т. п.).Соблюдение основных норм современного литературного произношения: произношение безударныхгласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматическихформ. Особенности произношенияиноязычных слов, а также русскихимён и отчеств. Интонационныйанализ предложений. Выразительное чтение текста с соблюдением основных интонационных норм.

Выбор из синонимического ряданужного слова с учётом его значения и стилистической окраски.Нормативное употребление формслова, построение словосочетанийразных типов, правильное построение предложений разных синтаксических конструкций. Согласованиесказуемого с подлежащим.

Применение орфографических ипунктуационных норм при созданиии воспроизведении текстов делового, научного и публицистическогостилей.

Основные нормативные словари русского языка: орфографические, орфоэпические, грамматические; словари лексических трудностей русского языка;словари паронимов, синонимов, антонимов, фразеологические словари русскогоязыка и др.

Работа с нормативными словарямирусского языка: орфографическими,орфоэпическими, грамматическими; со словарями лексических трудностей русского языка; словарямипаронимов, синонимов, антонимов,фразеологическими словарями русского языка и др.

Правильность как качество речи, котороесостоит в её соответствии принятым нормам литературного языка и достигаетсяблагодаря знанию этих норм и умениюих применять при построении устного иписьменного речевого высказывания.

Оценка правильности устного иписьменного высказывания. Исправление ошибок, связанных с неправильным употреблением слов играмматических конструкций в устной и письменной речи.

Коммуникативный компонент культуры речи

Коммуникативный компонент культуры речи как требование выбора иупотребления языковых средств в соответствии с коммуникативными задачами общения. Необходимость владенияфункциональными разновидностямиязыка, а также умение ориентироватьсяна условия общения — важное требование культуры речи.Осмысление накопленного опыта применения коммуникативныхнорм в собственной речевой практике.

Точность как коммуникативное качество речи, которое состоит в соответствии её смысла отражаемой реальности коммуникативному замыслу говорящего. Точность как требование правильности словоупотребления, умениявыбирать необходимый синоним, пароним, учитывать многозначность и омонимию и др.

Уместность как строгое соответствиеречи условиям и задачам общения, содержанию передаваемой информации,избранному жанру и функциональнойразновидности языка; как способностьпользоваться стилистическими ресурсами языка в соответствии с обстановкойобщения.

Анализ текстов различных функциональных разновидностей языка сточки зрения их соответствия критериям точности, уместности, содержательности, логичности, ясности,богатства и выразительности речи.

Выбор наиболее точных языковыхсредств в соответствии со сферой иситуацией речевого общения.

Содержательность речи как наличие ввысказывании чётко выраженных мыслей, чувств, стремлений, желаний, чтово многом зависит от словарного запаса,позволяющего человеку адекватно выразить самые различные свои мысли иоттенки мыслей.

Логичность речи как логическая соотнесённость высказываний или частейодного высказывания, связность мыслей, ясный композиционный замыселтекста.

Ясность (д


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.096 с.