Биотехнологии (в т.ч. бионанотехнологии) — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биотехнологии (в т.ч. бионанотехнологии)

2020-01-13 108
Биотехнологии (в т.ч. бионанотехнологии) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Квалификация

Исследователь. Преподаватель-исследователь.

Форма обучения

Очная

 

 

Санкт-Петербург

2017

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ

Должность Подпись Ученое звание, фамилия, инициалы
Разработчик   доцент В.Е. Быданов

Рабочая программа дисциплины «История и философия науки»

 обсуждена на заседании кафедры философии ……………………………………..……………………………………………………………..

протокол от «27» апреля 2017 № 8    
  Заведующий кафедрой философии_______________________       В.Е. Быданов  

 

Одобрено учебно-методической комиссией факультета экономики и менеджмента

протокол от «31» мая 2017 № 5    
Председатель   Дудырева О.А.

СОГЛАСОВАНО

 

Руководитель направленности подготовки «Биотехнологии (в т.ч. бионанотехнологии)»   профессор Нянникова Галина Геннадьевна
Директор библиотеки   Т.Н. Старостенко
Начальник отдела аспирантуры и докторантуры   доцент О.Н. Еронько

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы ……….………….… 4

2. Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы…..……...…….. 5

3. Объем дисциплины …………………………………………………………………..……... 6

4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий………………………………………….… 6

4.2. Занятия лекционного типа………………………………………………………... 7

4.3. Занятия семинарского типа (семинары, практические занятия)………………..20

4.4. Самостоятельная работа…………………………..………………………......…...24

5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине …….....…………………………………………………….…..27

6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации.…………….…...27

7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для

освоения дисциплины ….………………………………………………………………….…..28

8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины     ….....……………………………….……….…..36

9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины….…..……….…..37

10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине

10.1. Информационные технологии………………………..………………….37

10.2. Программное обеспечение...……………………………………………..37

10.3. Информационные справочные системы…..…………………………….37

11. Материально-техническая база, необходимая для осуществления образовательного процесса по дисциплине……………………………………………………………………….38

12. Особенности освоения дисциплины инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья ……………………………………………………………….……..38

 

Приложения: 1. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации 39

 


1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.

В результате освоения образовательной программы аспирантуры обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине:

 

Коды компетенции Результаты освоения ООП (содержание компетенций) Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
УК-2 способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки; Знать: - историю науки в целом и собственной области; - основные философские концепции науки; - сущность, основные требования, способы эффективного применения общенаучных методов познания; - организационные и этические принципы научной деятельности; - гносеологическую специфику собственной области науки и связанные с ней особенности планирования и организации научных исследований. Уметь: - отличить научную концепцию от вненаучной, обнаружить отклонения исследования от научных параметров его организации; - обсуждать методологические проблемы науки в целом и собственной области знания, иметь и обосновывать свою точку зрения. Владеть: - способностью к рационально-критическому осмыслению развития науки, результатов собственной научной практики; - категориальным аппаратом для рефлексии над закономерностями развития собственной области познания; - - логико-методологическим аппаратом научного познания.
УК-5 способность следовать этическим нормам в профессиональной деятельности   Знать: - место этических норм в системе научного и философского знания; - организационные и этические принципы научной деятельности; - этические проблемы современного научного знания в его границах; Уметь: - соотносить практические ситуации с нормами внутренней и внешней этики науки и принимать этически корректные решения; - формулировать и обосновывать профессиональную, мировоззренческую позицию по вопросам взаимосвязи наук и этики, проблемам научно-технического прогресса; - эксплицировать диалектику взаимоотношений научного знания и его этического контекста; Владеть: - навыками использования основ научных знаний для формирования мировоззренческой позиции; - навыками применения принципов, законов и категорий, необходимых для этической оценки и понимания природных явлений, социальных и культурных событий, самопознания и самосознания; - навыками соотносить специально-научные и профессионально-технические задачи с масштабом гуманистических ценностей.
УК-6 способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития Знать: - фундаментальные принципы и понятия, составляющие основу философских концепций научного познания; - многообразие форм человеческого знания, соотношений рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностей функционирования знания в современном информационном обществе, роли науки в развитии цивилизации;
- принципы и способы организации научного знания, виды основных научных методов, принципы построения и ведения научных исследований и инновационной деятельности;

Уметь:

- применять полученные знания как при решении профессиональных задач, так и личностного роста;

- ставить задачу и выполнять научные исследования при решении конкретных задач в сфере своей профессиональной деятельности с использованием современной аппаратуры и вычислительных средств;

- организовывать научно-исследовательскую работу и применять методы эмпирического и теоретического исследования;

Владеть:

- способностью к саморазвитию, необходимому для постоянного повышения квалификации и реализации себя в профессиональном труде;

- методами и алгоритмами анализа и оценки процессов в профессиональной сфере;

- навыками развития и совершенствования профессионального мастерства.

 

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы.

Дисциплина (модуль) «История и философия науки» входит в базовую (обязательную) часть дисциплин, установленных образовательным стандартом, для программ аспирантуры, реализуемых в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Изучение дисциплины осуществляется на первом курсе аспирантуры в 1-2 семестрах

Программа курса «История и философия науки» представляет собой введение в общую проблематику философии науки. Наука рассматривается в широком социокультурном контексте и в её историческом развитии. Особое внимание уделяется проблемам кризиса современной техногенной цивилизации и глобальным тенденциям смены научной картины мира, типов научной рациональности, системам ценностей, на которые ориентируются учёные. Программа ориентирована на анализ основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в науке на современном этапе её развития, и получение представления о тенденциях исторического развития науки.

Дисциплина «История и философия науки» предполагает формирование и развитие у аспирантов компетенций, которые являются ключевыми для понимания генезиса мировой и российской цивилизации, глобального характера основных проблем современности и перспектив их возможного решения. Знакомство с основными философскими аспектами науки, а также отдельных областей конкретно-научных дисциплин направлено на взаимодействие научно-технических, социальных и этических проблем, без которого немыслимо дальнейшее развитие современной науки и техники.

 В методическом плане дисциплина опирается на элементы компетенций, сформированные при изучении дисциплин, предусмотренных программами бакалавриата и магистратуры

Полученные в процессе изучения дисциплины «История и философия науки» знания, умения и навыки могут быть использованы в научно-исследовательской работе аспиранта и при выполнении научно-квалификационной работы (диссертации), а также для анализа социальных процессов и формирования мировоззренческой и гражданской позиции.

3. Объем дисциплины

Вид учебной работы

Всего, академических часов

Очная форма обучения

Общая трудоемкость дисциплины (зачетных единиц/ академических часов) 4/ 144
Контактная работа с преподавателем: 56
занятия лекционного типа 22
занятия семинарского типа, в т.ч. семинары, практические занятия 34
КСР 36
другие виды контактной работы  
Самостоятельная работа 52
Форма текущего контроля  (Кр, реферат, РГР, эссе) Реферат
Форма промежуточной аттестации  (КР, КП, экзамен, зачёт) Экзамен (36), зачёт с оценкой

 

4. Содержание дисциплины.

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий.

№ п/п Наименование раздела дисциплины Занятия лекционного типа, акад. часы Занятия семинарского типа, академ. часы (семинары и/или практические занятия) Самостоятельная работа, акад. часы Формируемые компетенции
  I. Общие проблемы философии науки        
1. Предмет и основные концепции современной философии науки 1 2 2 УК-2 УК-5 УК-6
2. Наука в культуре современной цивилизации 1 2 3 УК-2 УК-5 УК-6
3. Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции 1 2 3 УК-2 УК-5 УК-6
4. Структура научного знания 2 2 3 УК-2 УК-6
5. Динамика науки как процесс порождения нового знания 1 2 3 УК-2 УК-5 УК-6
6 Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности 1 2 3 УК-2 УК-5 УК-6
7. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса 1 2 3 УК-2 УК-5 УК-6
8. Наука как социальный институт 1 2 3 УК-2 УК-5 УК-6
  II. Современные философские проблемы областей научного знания        
9. Философские проблемы математики 1 2 3 УК-2 УК-6
10. Философские проблемы физики 2 2 3 УК-2 УК-6
11. Философские проблемы астрономии и космологии 2 2 3 УК-2 УК-5 УК-6
12. Философские проблемы химии 2 2 3 УК-2 УК-6
13. Философские проблемы географии   1 2 УК-2 УК-6
14. Философские проблемы геологии   1 2 УК-2 УК-6
15. Философские проблемы биологии и экологии 2 2 3 УК-2 УК-5 УК-6
16. Философские проблемы медицины   1 2 УК-2 УК-5 УК-6
17. Философские проблемы социально-гуманитарных наук 1 2 3 УК-2 УК-5 УК-6
  III. Философские проблемы техники и технических наук        
18. Философские проблемы техники 2 2 3 УК-2 УК-5 УК-6
19. Философские проблемы информатики 1 1 2 УК-2 УК-5 УК-6

Занятия лекционного типа.

№ Раздела дисциплины Наименование темы и краткое содержание занятия Объем, акад. часы Информа- ционная форма
1 Предмет и основные концепции современной философии науки Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. Современная философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте. Эволюция подходов к анализу науки. Логика-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда, М. Полани. Социологический и культурологическиий подходы к исследованию развития науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности. 1 Слайд-презентация
2 Наука в культуре современной цивилизации. Традиционалистский и технологический типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности. Особенности научного познания. Наука и философия. Наука и искусство. Наука и обыденное познание. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила). 1 Слайд-презентация
3 Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции. Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей. Становление первых форм теоретической науки в античности. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Манипуляции с природными объектами – алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно организованной науки. Технологические применения науки. Формирование технических наук. Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования. 1 Слайд-презентация
4 Структура научного знания. Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения. Особенности эмпирического и теоретического языка науки. Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Случайные и систематические наблюдения. Применение естественных объектов в функции приборов в систематическом наблюдении. Данные наблюдения как тип эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта. Проблема теоретической нагруженности факта. Структура теоретического знания. Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории. Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. Роль конструктивных методов в дедуктивном развёртывании теории. Развёртывание теории как процесс решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе теории. Проблемы генезиса образцов. Математизация теоретического знания. Виды интерпретации математического аппарата теории. Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность. Система идеалов и норм как схема метода деятельности. Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа). Операциональные основания научной картины мира. Отношение онтологических постулатов науки к мировоззренческим доминантам культуры. Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру. Логика и методология науки. Методы научного познания и их классификация. 2 Слайд-презентация
5 Динамика науки как процесс порождения нового знания. Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины. Проблема классификации. Обратное воздействие эмпирических фактов на основание науки. Формирование первичных теоретических моделей и законов. Роль аналогий в теоретическом поиске. Процедуры обоснования теоретических знаний. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. Механизмы развития научных понятий. Становление развитой научной теории. Классический и неклассический варианты формирования теории. Генезис образцов решения задач. Проблемные ситуации в науке. Перерастание частных задач в проблемы. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру. 1 Слайд-презентация
6 Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности. Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций. Междисциплинарные взаимодействия и «парадигмальные прививки» как фактор революционных преобразований в науке. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренческих универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания. Философия как генерация категориальных структур, необходимых для освоения новых типов системных объектов. Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний. Селективная роль культурных традиций в выборе стратегий научного развития. Проблема потенциально возможных историй науки. Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука. 1 Слайд-презентация
7 Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса. Главные характеристики современной, постнеклассической науки. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований. Освоение саморазвивающихся «синергетических» систем и новые стратегии научного поиска. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Сближение идеалов естественно-научного и социально-гуманитарного познания. Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности. Расширение этоса науки. Новые этические проблемы науки в конце ХХ - начале XXI столетий. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеологизированной науки. Экологическая этика и её философские основания. Философия русского космизма и учение В.И.Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере. Проблемы экологической этики в современной западной философии (Б. Калликот, О. Леопольд, Р. Аттфильд). Постнеклассическя наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре. Научная рациональность и проблема диалога культур. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов. 1 Слайд-презентация
8 Наука как социальный институт. Различные подходы к определению социального института науки. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы (республика учёных XVII в.; научные сообщества эпохи дисциплинарно организованной науки; формирование междисциплинарных сообществ ХХ столетия). Научные школы. Подготовка научных кадров. Историческое развитие способов трансляции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Компьютеризация науки и её социальные последствия. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Проблема государственного регулирования науки. 1 Слайд-презентация
9 Философские проблемы математики. Образ математики как науки: философский аспект. Проблемы, предмет, метод и функции философии и методологии математики. Математика и естествознание. Математика как язык науки. Математика как система моделей. Математика и техника. История взглядов на математику в философии и науке. Взгляды на предмет математики. Синтаксический, семантический и прагматический аспекты в истолковании предмета математики. Особенности образования и функционирования математических абстракций. Отношение математики к действительности. Абстракции и идеальные объекты математики. Нормы и идеалы математической деятельности. Специфика методов математики. Доказательство – фундаментальная характеристика математического познания. Понятие аксиоматического построения теории. Основные типы аксиоматики (содержательная, полуформальная и формальная). Логика как метод математики и как математическая теория. Современные представления о соотношении индукции и дедукции в математике. Аналогии как общий метод развития математической теории. Место интуиции и воображения в математике. Современные представления о психологии и логике математического открытия. Мысленный эксперимент в математике. Доказательство с помощью компьютера. Структура математического знания. Основные математические дисциплины. Историческое развитие логической структуры математики. Аксиоматический метод и классификация математического знания. Структурное и функциональное единство математики. Философия математики, её возникновение и этапы эволюции. Основные проблемы философии и методологии математики: установление сущности математики, её предмета и методов, места математики в науке и культуре. Фундаменталистская нефундаменталистская (социокультурная) философия математики. Философия математики как раздел философии и как общая методология математики. Методология математики, её возникновение и эволюция. Методы методологии математики (рефлексивный, проектный, нормативный). Внутренние и внешние функции методологии математики, её прогностические ориентации. Закономерности развития математики. Внутренние и внешние факторы развития математической теории. Философские концепции математики. Современные концепции математики. Философия и проблема обоснования математики. Философско-методологические и исторические проблемы математизации науки. 1 Слайд-презентация
10 Философские проблемы физики. Место физики в системе наук. Естественные науки и культура. Физика как фундамент естествознания. Онтологические, эпистемологические и методологические основания фундаментальной физики. Специфика методов физического познания. Связь проблемы фундаментальности физики с оппозицией редукционизм – антиредукционизм. Анализ различных трактовок редукционизма. Физика и синтез естественно-научного и гуманитарного знания. Роль синергетики в этом синтезе. Онтологические проблемы физики. Онтологический статус физической картины мира. Эволюция физической картины мира и изменение онтологии физического знания. Механическая, электромагнитная и современная квантово-релятивистская картины мира как этапы развития физического познания. Частицы и поля как фундаментальные абстракции современной физической картины мира и проблема их онтологического статуса. Онтологический статус виртуальных частиц. Проблема классификации фундаментальных частиц. Типы взаимодействий в физике и природа взаимодействий. Физический вакуум и поиски новой онтологии. Стратеги поисков фундаментальных объектов и идеи бутстрапа. Теория струн и «теория всего» (ТОЕ) и проблемы их обоснования. Философские проблемы пространства и времени. Философские проблемы специальной и общей теории относительности (СТО и ОТО). Проблема детерминизма. Проблема детерминизма и её роль в физическом познании. Детерминизм и причинность. Причинность и целесообразность. Телеология и телеономизм. Причинное и функциональное объяснение. Понятие цели в синергетике. Концепция однозначного (жёсткого) детерминизма. Вероятностный характер закономерностей микромира. Статус вероятности в классической и квантовой физике. Концепция вероятностной причинности. Познание сложных систем в физике. Системные идеи в физике. Представление о физических объектах как системах. Три типа систем: простые механические; системы с обратной связью; системы с саморазвитием (саморазвивающиеся системы). Проблема объективности в современной физике. Квантовая механика и постмодернистское отрицание истины в науке. Трудности достижения объективно истинного знания. Роль социальных факторов в достижении истинного знания. Физика, математика и компьютерные науки. Роль математики в развитии физики. Математика как язык физики. 2 Слайд-презентация
11 Философские проблемы астрономии и космологии. Научный статус астрономии и космологии, их место в культуре. Понятия «наблюдаемая Вселенная», «Вселенная как целое», «мини-вселенная» и «Метавселенная». Астофизика, космология и физика элементарных частиц. Основания научного метода в астрономии и космологии. Становление неклассических и постнеклассических оснований изучения Вселенной. Идеалы и нормы описания и объяснения явлений, построения теорий, строения и обоснования знания в астрономии и космологии. Метод моделей в астрономии и космологии, его основания и эвристические возможности. Проблема объективности знания в астрономии и космологии. Специфика эмпирического и теоретического знания о Вселенной; проблема «теоретической нагруженности» фактов; эвристическая роль эмпирических зависимостей. Современная система теоретических знаний о Вселенной и реальность. Парадокс «скрытой массы» и проблема обоснованности системы знаний о Вселенной. Эволюционная проблема в астрономии и космологии. Нестационарность – важнейшая черта эволюционных процессов во Вселенной. Понятие эволюции в астрофизике. Парадокс чёрных дыр. Основания и концептуальная структура современных космологических теорий: теории расширяющейся Вселенной А.А. Фридмана, теория горячей Вселенной Г.А. Гамова, инфляционной космологии, других космологических теорий. Реликтовой излучение и проблема выбора космологической теории. Релятивистские космологические модели – схематическое описание некоторых черт Метагалактики. Генезис Вселенной в вакуумной картине мира: физические и философские аспекты. Понятие пространства и времени, эволюции и стационарности, конечного и бесконечного, причинности с спонтанности в космологических теориях. «Большой взрыв» и понятие начального момента времени в релятивистской космологии. Термодинамический парадокс в космологии. Самоорганизующаяся Вселенная. Мировоззренческие дискуссии вокруг эволюционных проблем в современной космологии. Человек и Вселенная. Научное и мировоззренческое значение коперниканской революции в астрономии. Универсальный эволюционизм и проблема происхождения сознания. Роль космических факторов в биологических и социальных процессах. Философские аспекты проблемы жизни и разума во Вселенной. Антропный принцип (слабый, сильный, участия, финалистский) и принцип целесообразности в космологии. Понятия наблюдателя и участника в АП. Антропный принцип и телеологическая проблема. АП и проблема множественности вселенных. Мировоззренческие дискуссии вокруг АП. Космос и глобальные проблемы техногенной цивилизации. Астрономия и перспективы космического будущего человечества. 2 Слайд-презентация
12 Философские проблемы химии. Специфика философии химии. Тесное взаимодействие химии с физикой, биологией, геологией и экологией. Непосредственная связь химии с технологией и промышленностью. Концептуальные системы химии и их эволюция, как ступени исторического развития химии. Эволюция концептуальных систем. Учение об элементах как исторически первый тип концептуальных систем, явившейся теоретической основой объяснения свойств и отличительных признаков веществ: античное учение об элементах, Р. Бойль и научное понятие элемента, теория флогистона, ятрохимия, пневмохимия и кислородная теория Лавуазье. Периодическая система Д.И. Менделеева как завершающий этап развития учения об элементах. Структурная химия как теоретическое объяснение динамической характеристики вещества – его реакционной способности. Возникновение структурных теорий в процессе развития органической химии. Атомно-молекулярное учение как теоретическая основа структурных теорий. Кинетические теории как теории химического процесса, поставившие на повестку дня исследование организации химических систем. Химическая кинетика и проблема поведения химических систем. Концепция самоорганизации и синергетика как основа объяснения поведения химических систем. Тенденция физикализации химии. Три этапа физикализации: 1) проникновение физических идей в химию; 2) построение физических и физико-химических теорий; 3) редукция фундаментальных разделов химии к физике. Редукция теории химической связи с квантовой механикой. Редукция и редукционизм в химии. Редукционизм и единство знания. Гносеологический, прагматический и онтологический редукционизм. Приближённые методы в химии, проблемах их смысла и значения. 2 Слайд-презентация
13 Философские проблемы биологии и экологии. Предмет философии биологии и его эволюция. Природа биологического познания. Основные этапы трансформации представлений о месте и роли биологии в системе научного познания. Роль философской рефлексии в развитии наук о жизни, специфики и особенностей научного познания живых объектов и систем. Биология в контексте философии и методологии науки XXI века. Проблема описательной и объяснительной природы биологического знания. Проблема «автономного» статуса биологии как науки. Проблема «биологической реальности». Сущность живого и проблема его происхождения. Понятие жизни в современной науке и философии. Многообразие подходов к определению феномена жизни. Соотношение философской и естественно-научной интерпретации жизни. Основные этапы развития представлений о сущности живого и проблеме происхождения жизни. Философский анализ оснований исследований происхождения и сущности жизни. Принцип развития в биологии. Основные этапы становления идеи развития в биологии. Структура и основные принципы эволюционной теории. Развитие эволюционных идей: первый, второй и третий эволюционные синтезы. Проблема биологического прогресса. Роль теории биологической эволюции в формировании принципов глобального эволюционизма. Биология и формирование современной эволюционной картины мира. Эволюционная эпистемология как распространение эволюционных идей на исследование познания. Предпосылки и этапы формирования эволюционной эпистемологии. Проблема системной организации в биологии. Организованность и целостность живых систем. Проблема детерминации в биологии. Основные направления обсуждения проблемы детерминизма в биологии: телеология, механический детерминизм, органический детерминизм, акциденциоанализм, финализм. Детерминизм и индетерминизм в трактовке процессов жизнедеятельности. Воздействие биологии на формирование новых норм, установок и ориентаций культуры. Философия жизни в новой парадигматике культуры. Роль биологии в формировании общекультурных познавательных моделей целостности, развития, системности, коэволюции. Предмет экофилософии. Становление экологии в виде интегральной научной дисциплины. Превращение современной экологической проблематики в доминирующую мировоззренческую установку современной культуры. Экофилософия как рефлексия над проблемами среды обитания человека, изменения отношения к бытию самого человека, трансформации общественных механизмов. Человек и природа в социокультурном измерении. Основные исторические этапы взаимодействия общества и природы. Генезис экологической проблематики. Предмет и задачи социальной экологии, структура социально-экологического знания и его соотношения с другими науками. Социальная экология как теоретическая основа преодоления экологического кризиса. Экологические основы хозяйственной деятельности. Специфика хозяйственной деятельности человека в процессе природопользования с учётом перспективы конечности материальных ресурсов планеты. Пути преодоления конечности материальных ресурсов при одновременном поступательном развитии общества. Экологические императивы современной культуры. Современный экологический кризис как кризис цивилизационный: истоки и тенденции. Принципы взаимодействия общества и природы. Образование, воспитание и просвещение в свете экологических проблем человечества. 2 Слайд-презентация
14 Философские проблемы техники Специфика философского осмысления техники и технических наук. Предмет, основные сферы и главная задача философии техники. Соотношение философии науки и философии техники. Что такое техника? Проблема смысла и сущности техники: «техническое» и «нетехническое». Практически-преобразовательная (предметно-орудийная) деятельность, техническая и инженерная деятельность, научное

Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.