Общественные и публичные библиотеки в Чувашии конца XIX в. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общественные и публичные библиотеки в Чувашии конца XIX в.

2020-01-13 111
Общественные и публичные библиотеки в Чувашии конца XIX в. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

После отмены крепостного права, проведения земской, городской, судебной, цензурной реформ, а также реформ в области народного просвещения в России создались более благоприятные условия для развития культуры. С 70-х гг. в стране быстро росло количество народных библиотек и читален, открываемых земскими и городскими органами самоуправления, представителями прогрессивной интеллигенции.

В 1870 г. небольшая инициативная группа разночинной интеллигенции г. Чебоксары в числе семи человек («люди, непризванные законом к непосредственному участию в делах городского общества, бездомные чиновники, учителя, не имеющие никакой недвижимой собственности», как характеризовала их газета «Неделя») решили организовать в городе публичную библиотеку. Они ставили перед собой единственную цель – дать возможность населению города расширить свой кругозор путем чтения книг, газет и журналов. Об этом исключительном стремлении писал в своем годовом отчете за 1872 г. один из активных учредителей, первый библиотекарь Чебоксарской публичной библиотеки, учитель городского приходского училища К.Михайлов: «Организуя подобное учреждение, я видел залог будущего благоденствия народа».

Ознакомившись с официальными документами об открытии библиотеки, полученными из губернского правления, инициативная группа составила список из 20 человек, желающих участвовать в качестве учредителей публичной библиотеки, и в конце 1870 г. обратилась с официальными бумагами к казанскому губернатору с просьбой об открытии в Чебоксарах публичной библиотеки.

В 1871 г. инициаторы получили от губернского правления разрешение на организацию публичной библиотеки. Размещалась она на частной квартире, в полуподвальном помещении, и содержалась на пожертвования членов-учредителей и на средства, собираемые с читателей в виде ежемесячных взносов и небольшой входной платы. Члены-учредители вносили по 6 рублей, подписчики-читатели - по 3 рубля в год. Первые могли брать за один раз две книги, вторые - одну. В первый год библиотекой пользовались 20 человек, во второй - 35. С 1873 г. в библиотеку стали допускаться учащиеся, которые вносили по 15 копеек в месяц.

В год основания на собранные деньги библиотека выписывала 6 журналов, несколько десятков газет, таких, как «Отечественные записки», «Вестник Европы», «Дело», «Казанские губернские ведомости» и др. Члены-учредители и отдельные доброжелатели собрали 80 отдельных томов книг. В 1872 г. библиотека имела уже 288 книг и журналов, через два года - 410 на сумму 700 рублей. В книжном фонде имелись и произведения русских классиков (А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого) и зарубежных писателей. Число читателей росло медленно: к этому времени насчитывалось всего 90 читателей на 3500 человек взрослого населения г. Чебоксары.

С 1889 г. с разрешения губернатора публичная библиотека стала называться Чебоксарской общественной публичной библиотекой. Добавляя слова «общественная», работники библиотеки преследовали двоякую цель: во-первых, добиться увеличения выделения средств из городского бюджета на содержание библиотеки и, во-вторых, значительно расширить состав читателей-подписчиков, включая в их число читателей из городских мещан и учителей, работавших в русских и чувашских школах Чебоксарского уезда. Последние получили разрешение пользоваться библиотечным фондом бесплатно. Получение небольшой субсидии от городсакой управы позволило содержать постоянного платного библиотекаря.

Вслед за Чебоксарской публичной библиотекой стали открываться библиотеки и в других уездных городах. Так, в 1876 г. открылась общественная библиотека в г. Мариинский Посад. Доступ к ее фондам имели немногие из горожан: пользование книгами было платным. В 1904 г. в библиотеке насчитывалось 34 читательских формуляра, то есть услугами библиотеки пользовались всего 0,7% горожан. Значительно большее количество читателей обслуживала читальня при городском обществе трезвости (в среднем 12-15 человек в день).

В 80-х гг. вопрос о всеобщем обучении населения считался праздным и решался исключительно отрицательно. В 90-х гг. во всех концах России обеспечение всеобщности или общедоступности элементарного образования, врачебной помощью, библиотеками-читальнями, народными домами и т.п. стало злободневным. Решение всех этих вопросов явилось одним из основных направлений деятельности земств по развитию внешкольного образования.

К этому времени стало ясно, что многие начинания не дают ожидаемых результатов по причине или безграмотности населения, или недостатка специальных знаний, что ярко проявлялось на примере крестьянства, которое из-за невежества в своей главной массе не пошло дальше сохи, на которой работало 1000 лет назад. И вот земство вместе с передовой русской интеллигенцией начало разрабатывать вопросы школьного и особенно внешкольного образования. Это сказалось и на отношении к библиотечному делу. Началось преобразование библиотек уездных училищ в публичные, росла сеть общедоступных, так называемых «народных» библиотек различных просветительных обществ и комитетов грамотности, земских учреждений. Ширилось движение за устройство воскресных школ и народных читален.

Рост числа интеллигенции за счет учителей, медицинских и ветеринарных работников, землемеров, а также чиновников различных учреждений оживил просветительскую работу в чувашских уездах. Так, в 1883 г. открылась общественная библиотека в г. Цивильск. В 1900 г. ее посетило 760 человек. Библиотека выписывала 4 ежегодных, 8 ежемесячных и 8 еженедельных журналов и газет.

В ноябре 1888 г. в г. Ядрине группа частных инициаторов начала сбор добровольных пожертвований для учреждения публичной общественной библиотеки. К январю 1889 г. собрали 440 рублей. Городская дума также поддержала почин, выделив 300 рублей. Специальная комиссия из городских гласных и интеллигенции подготовила устав библиотеки и правила пользования ее фондами. Публичная городская общественная библиотека открылась 1 января 1890 г. На ее содержание ежегодно от уездной земской и городской управ поступало по 100 рублей. Определенную сумму (50-60 рублей) вносили подписчики, количество которых ежегодно увеличивалось: в 1899 г. - 89 человек, а 1916 г. – 242 человека. Росли книжные фонды: к 1915 г. в библиотеке насчитывалось уже 2450 книг, тогда как в 1895 г. - лишь 1410 томов.

Если в 80-х гг. библиотеки в России открывались единицами или десятками, то в девяностых - сотнями. Их целью являлось предупреждение рецидивов безграмотности, распространение знаний в народе, обеспечение возможной доступности книг населению. «Не только желательно, а и прямо необходимо, … чтобы в каждом глухом заброшенном углу население находило в книге ответы на свои запросы, ответы ясные, простые, приноровленные к пониманию крестьянина. Дело сельских библиотек в России еще только начинается», - отмечалось в документах земств.

В конце ХIХ века на территории нынешней Чувашии функционировали библиотеки трех типов: так называемые волостные образцовые библиотеки губернского земства, школьные библиотеки для внешкольного чтения и библиотеки-читальни.

Волостные образцовые библиотеки возникли в 1887 г., когда Казанское губернское земское собрание решило открыть в каждой волости 150 образцовых библиотек стоимостью 200 рублей каждая. Из-за невозможности единовременно произвести тот расход губернское собрание предложило провести организацию библиотек в течение 10 лет с ежегодным ассигнованием в 3000 рублей. Однако решение не осуществилось полностью, так как ассигнования выделялись только в течение 3 лет. Несмотря на это, указанное решение способствовало расширению, хотя и незначительному, библиотечной сети.

Среди архивных документов содержатся лишь отрывочные сведения об образцовых волостных библиотеках в связи с характеристикой состояния пополнения их новыми книгами. Например, в отчете Ядринского уезда отмечается лишь «факт непополнения 15 образцовых библиотек в течение нескольких лет». В отношении образцовых библиотек в Цивильском и Чебоксарском уездах в отчетах отмечается, что «библиотеки волостные существуют и пополняются».

Наряду с образцовыми волостными библиотеками наибольшее распространение получили библиотеки при учебных заведениях. Библиотеки имелись при училищах Министерства народного просвещения, при земских училищах, при школах духовного ведомства, при школах грамоты, в организации и деятельности которых активное участие принимали представители передовой интеллигенции. Их основной задачей, как показывает и само название, являлось предоставление материала для внеклассного чтения учащимся и поэтому эти библиотеки не могли заменить образцовые библиотеки для взрослого читателя.

Особое место среди библиотек учебных заведений занимали библиотеки при училищах Министерства народного просвещения. В «Положении о начальных народных училищах» Министерства народного просвещения отмечалось, что «начальные народные училища имеют целью утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания». Курс обучения в одноклассных училищах - 3-4 года. В них преподавались: «1) закон божий (краткий катехизис и священная история); 2) чтение по книгам гражданской и церковной печати; 3) письмо; 4) первые четыре действия арифметики и 5) церковное пение». В двухклассных училищах обучались 5-6 лет, кроме предметов, изучаемых в одноклассных училищах, преподавались история, география, естествознание, черчение. При наличии средств могли вводиться: садоводство, огородничество, пчеловодство, а также гимнастика и ремесло - для мальчиков и рукоделие - для девочек. Окончившие курс двухклассных училищ получали право держать экзамен в учительских семинариях, становились учителями начальных школ.

В числе первых чувашских двухклассных училищ в Казанском округе в 1867 г. открылось Бичуринское училище Чебоксарского уезда, в январе 1872 г. - Аликовское двухклассное училище Ядринского уезда.

При устройстве библиотек и пополнении их фондов в первую очередь учитывались цели и назначение того или иного учебного заведения, а не интересы и запросы взрослых жителей населенного пункта, где оно находилось. При каждом народном училище, исходя из наличия средств, находились: 1) учительская библиотека, состоящая из учебной литературы и книг, служащих для самообразования учителей; 2) ученическая библиотека, состоящая из учебников, книг для чтения и других учебных пособий соответственно для использования в классах и для чтения во внеурочное время; 3) склад учебников, учебных пособий и школьных принадлежностей, «заготовляемых училищем заблаговременно и предназначенных для безвозмездной раздачи бедным ученикам, частью для продажи более достаточным».

В Инструкции для народных училищ от 29 апреля 1871 г. отмечалось: «Относительно всех этих трех учебно-вспомогательных учреждений директор и инспектор наблюдают, чтобы ни в одно из них не приобретались учебные пособия, которые не были предварительно одобрены Министерством народного просвещения или духовным ведомством православного исповедания, по принадлежности, согласно спискам, ежегодно печатаемым в журнале Министерства народного просвещения или отдельно рассылаемым по училищам». Инструкция не предусматривала существования библиотеки для внеклассного чтения в интересах взрослого населения. Ввиду того, что большинство школьных библиотек появилось при действии вышеприведенных правил, их фонд определялся требованиями данной инструкции.

Следующим видом библиотек для внеклассного чтения, функционировавших на территории нынешней Чувашии в конце ХIХ - начале ХХ вв., являлись библиотеки при церковно-приходских училищах.

Церковно-приходские школы - это начальные училища, открываемые духовенством и находившиеся в ведении приходов, которые имели «целью утверждать в народе православное учение веры и нравственности христианской и сообщить первоначальные понятия, знания». В них преподавались: «1) закон божий (а именно: а) изучение молитв, б) священная история и объяснение богослужения; в) краткий катехизис); 2) церковное пение; 3) чтение церковной и гражданской печати и письмо; 4) начальные арифметические сведения».

Характерной особенностью чувашских приходов являлся значительный темп роста числа школ грамоты - школ низшего типа. В Цивильском уезде они составляли 64,6% к общему числу школ, в Чебоксарском - 58,3%, Ядринском - 40,6% при 34,9% по Казанской губернии. Обычно эти школы создавались церковнослужителями или частными лицами. Они находились в ведении различных ведомств, но чаще всего никем не контролировались. Обучение в школах грамоты ограничивалось основами грамоты: русским и славянским чтением, письмом, четырьмя правилами арифметики, церковным пением. Срок обучения не превышал 1-2 лет.

Материальная база церковноприходских школ образовалась из разных источников. Самым крупным жертвователем в их помощь являлось земство. Например, Цивильское земство помогало им книгами и учебными пособиями, некоторым учителям выдавало по 3 рубля жалования на учебные месяцы. При школах учреждались библиотеки. Идея открытия сельских народных библиотек в церковных приходах особо поддерживалась дворянами, чиновниками и другими реакционными слоями населения. Синод предлагал устраивать «народные сельские библиотеки при каждой сельской церкви, при каждом сельском училище».

В основу книжных фондов этих библиотек предлагалось подбирать книги, издаваемые «для назидания народа в вере и христианской нравственности», проповеди и сочинения «архипастырей и пастырей церкви», церковные периодические издания «Христианское чтение», «Воскресное чтение», «Творения святых отцов» и др. Особое внимание обращалось на пополнение церковных библиотек изданиями для народа, одобренными Министерством народного просвещения, а также книжками «по предметам сельского хозяйства и разных промыслов».

Развитие сети библиотек при церковно-приходских школах в первой половине XIX в. послужило поводом для усиления духовной цензуры за чтением населения, за составом книжных фондов библиотек и организацией обслуживания читателей. С этой целью во все библиотеки по всем соборам неоднократно рассылались составленные Синодом списки книг и периодических изданий, которые должны быть приобретены для существующих и вновь открываемых церковных библиотек, а также списки запрещенных религиозных книг, руководствуясь которыми такие книги следовало изъять из библиотек.

В марте 1861 г. Синод издал распоряжение, подтверждающее необходимость систематического обновления фондов церковных библиотек и обязал церковные приходы иметь в библиотеках «Догматическое богословие», «Православный катехизис», творения св. Антония и др., чтобы противодействовать «всяким антирелигиозным идеям». В то же время Синод признал, что не следует «увеличивать церковно-приходскую библиотеку» светскими изданиями по различным отраслям наук, так как все, что нужно прихожанам, имеется в творениях святых отцов.

Организацией чтения населения занимались все священники, которые, чтобы отвлечь внимание народа от книг «бесполезных или вредных», обязывались следить за приобретением книг в библиотеки, постоянно выписывать новые издания, чтобы «удовлетворять и развивать в народе любовь к чтению душеполезных книг». Так, например, каждой библиотеке полагалось иметь несколько экземпляров Евангелия для того, чтобы как можно больше прихожан ознакомились с этой святой книгой.

В июне 1867 г. Синод утвердил новый список для церковно-приходских библиотек, состоящий из трех разделов. В нем рекомендовалось всего 31 название книг, в том числе: Библия, Новый завет, писания и беседы св. отцов, жития святых. Синод также поручал священникам «в праздничные дни» устраивать для населения «чтение душеполезных книг».

И в последующие годы церковь продолжала искать пути улучшения деятельности церковно-приходских библиотек, чтобы «развивать в детях любовь к религиозно-нравственному чтению», выдавать религиозные книги «грамотным поселянам для чтения». В школьных библиотеках кроме религиозных книг рекомендовалось иметь исторические, географические, естественнонаучные, по сельскому хозяйству и др. Увеличилось издание религиозных и духовно-нравственных журналов и газет. Если до 1855 г. наиболее распространенными были «Христианское чтение», «Воскресное чтение», «Творения святых отцов», то к 1860 г. стали поступать «Православный собеседник» и «Духовная беседа», а в 1860 г. «Православное обозрение», «Душеполезное чтение», «Руководство для сельских пастырей» и др. Для того чтобы не допустить чтения народом литературы, представляющей «простым душам мир божий в ложном свете» и содействовать распространению религиозных изданий, Синод значительно удешевил цену на религиозные книги, брошюры и журналы, стал выпускать массу книг по цене 1-3 коп.

Для организации систематического пополнения церковных библиотек при школах Синод 1891 г. открыл книжный склад, с этой же целью в 1894 г. была организована издательская комиссия Синода. Она рассылала бесплатно в церковно-приходские школы и библиотеки серию книг под общим названием «Приходская библиотека». Только в 1894-1895 гг. школьные библиотеки получили около 3 млн. экземпляров брошюр и учебников.

Однако деятельность специальных библиотек для народа, хотя и организованных церковью, не была поддержана правительством, незаинтересованным в широком просвещении народа.

Анализ архивных документов показывает, что, по сравнению с земскими школами, при всех школах духовного ведомства (церковноприходские школы и школы грамоты) имелись школьные библиотеки, которые состояли из учебников и учебных пособий. Не хватало книг для внеклассного чтения, в том числе и на родном языке. Разница между библиотеками школ грамоты и библиотеками школ земства заключалась и в составе фонда.

Во всех библиотеках самыми большими являлись разделы художественной и духовно-нравственной литературы. В библиотеках при церковно-приходских школах духовно-нравственные книги составляли 45,8% всего фонда, в библиотеках школ грамоты - 51,7%, в библиотеках при земских училищах – 17,7%, в библиотеках двухклассных школ Министерства народного просвещения - 21,9%. Беллетристика соответственно - 15,9%, 11,9%, 36,1%, 5,3%. Отделы истории и научной литературы в библиотеках школ грамоты были значительно беднее, чем в земских и церковноприходских. Во многих библиотеках исторический раздел исчерпывался житиями святых, повествованиями о царях, полководцах, государственных и церковных деятелях, брошюрами, написанными в духе «православия, самодержавия и народности».

Третий тип библиотек, функционировавших для публичного пользования, - земские библиотеки-читальни. До середины 90-х годов их почти не было как в селениях, так и в городах; внимание земств направлялось преимущественно на устройство школ, на развитие в народе грамотности. Первые библиотеки-читальни организованы в 1892 г. Екатеринбургским земством, в 1886 г. - Глуховским и Орловским земствами Вятской губернии. Симбирское уездное земство открыло несколько «летучих» библиотек в 1887 г.

Библиотеки-читальни представляли собой самостоятельные учреждения, находящиеся в ведомстве Министерства внутренних дел. Они открывались с разрешения епархиального начальства. Существенным отличием этих библиотек от школьных было то, что при них обычно имелись читальни. К ним же относились открытые Комитетом попечительства о народной трезвости читальни при чайных, снабженные книгами, газетами, журналами без определенной системы. По прошествии нескольких лет, постепенно накопив фонд, читальня начинала функционировать как библиотека.

Оживлению земской деятельности по внешкольному образованию способствовало обращение 22 июля 1894 г. Санкт-Петербургского комитета грамотности при Императорском вольном экономическом обществе ко всем земским собраниям с проектом учреждения сети народных библиотек. Комитет обратил внимание земских учреждений на необходимость устройства для сельского населения бесплатных библиотек-читален: «Для ближайших земских собраний, - говорилось в этом обращении, - устройство народных библиотек представляется таким же капитальным вопросом, каким для земских собраний 60-х годов было устройство народных училищ».

Желая прийти на помощь земствам, Комитет предлагал от себя снабдить каждую предложенную земством народную библиотеку-читальню книжным имуществом на 250 рублей при условии, «если земство примет на себя или укажет местные источники для обеспечения библиотеки подходящим помещением и средствами для дальнейшего ее существования, необходимыми для содержания и ремонта помещения, для содержания заведующего библиотекой, а также на отопление, освещение и пополнение ее книгами».

Инициатива Комитета грамотности получила широкую поддержку на местах. Так, в 1894-1895 гг. в уездах Казанской и Симбирской губерний были приняты конкретные меры по ее распространению. Уезды приступили к систематическому открытию различных библиотек, выделяли дополнительные средства для улучшения обслуживания населения книгой. В 1895 г. Ядринское уездное земство выделило для пополнения образцовых библиотек 300 рублей, Чебоксарское уездное земство - 100 рублей. По России уже к 1898 г. в 34 губерниях при участии земств содержались 3002 народные библиотеки-читальни. Кроме того, при земских школах имелись 2098 библиотек (12,8% всех школ). Таким образом, к этому времени земства организовали всего 5100 библиотек.

Анализ архивных документов позволяет проследить три периода в деятельности земств Казанской губернии в области организации народных библиотек.

Первый период - время организации волостных библиотек (1887-1889 гг.) - ограничивался участием губернского земства в организации библиотек для взрослых.

Во второй период (1894-1897 гг.) на приобретение книг и содержание книжных складов стали выделять ассигнования и уездные земства. Видную роль в снабжении книжным имуществом предложенных земствами народных библиотек-читален играл Санкт-Петербургский комитет грамотности.

Третий период характеризовался участием в организации и содержании библиотек-читален всех уездных земств. Анализ архивных документов свидетельствует о ежегодном увеличении в чувашских уездах Казанской губернии средств на книги для внеклассного чтения (по статье 6-й) и на заготовку книг для волостных и образцовых библиотек (по статье 10-й) (таблица 2).

Отсутствие точных данных не дает возможности дать более подробный анализ ассигновок на образование и пополнение школьных библиотек.

Дело устройства библиотек-читален в Казанской губернии велось исключительно на средства и по инициативе уездных земств. Губернское земство по решению земского собрания 1890 г. в организации библиотек-читален не принимало участия. В рассматриваемый период в Цивильском уезде имелись 4 библиотеки-читальни, в Чебоксарском - 12, в Ядринском - 7.

Изучая распределение библиотек-читален по уездам, можно отметить, что имеющаяся сеть не позволяла охватить ими все население. Обычно библиотеки устраивались попечителями в больших селах, причем не обязательно там, где существует наибольшая потребность в книге. Часто при открытии библиотеки-читальни комитеты исходили не из просветительных соображений, а исключительно с позиций выгоды: библиотеки устраивались там, где удачно функционировали чайные.

В этой области деятельности, в частности, по вопросу планомерного распределения библиотек по селам и деревням, не было согласованности между земствами и комитетами попечительства. Одни комитеты ставили своей задачей открыть как можно больше библиотек, но с минимальными затратами на каждую из них. Другие, наоборот, ориентировались на незначительное число библиотек в уезде, стремясь к их лучшему книжному обеспечению.

Таблица 2

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.