Становление библиотек училищ и школ в чувашских уездах — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Становление библиотек училищ и школ в чувашских уездах

2020-01-13 421
Становление библиотек училищ и школ в чувашских уездах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В последней четверти XVIII в. в городах России стали появляться «светские всесословные» учебные заведения - малые народные училища, а в первой половине ХIХ в. - сельские приходские училища. На основе устава народных училищ, принятого в 1786 г., малые народные училища открылись и в городах на территории нынешней Чувашии: в Алатыре (в 1787 г.), Чебоксарах (в 1789 г.), Ядрине (в 1791 г.). Училища не пользовались популярностью среди народа. Например, в Алатырском малом народном училище обучались всего 20-30 человек. Впоследствии малые народные училища преобразовались в уездные училища.

Кроме того, в городах чувашских уездов продолжали функционировать частные школы, содержавшиеся церковнослужителями или отставными солдатами. Первоначально они никому не подчинялись, а с начала ХIХ в. их приписали к народным училищам, после чего они практически прекратили свое существование. В 1778 г. в г. Алатырь открылось низшее духовное учебное заведение, в 1818 г. - духовное училище, в г. Цивильск в том же году - уездное училище. Каждое училище, которое открывалось в городах, имело небольшую библиотеку для хранения учебного материала и педагогической литературы.

Открытие первых школ в чувашских селениях связывалось с деятельностью Казанского университета, организованного в 1804 г. В том же году министерство народного просвещения приняло «Устав учебных заведений, подведомственных университетам». Согласно уставу, школьная система состояла из следующих звеньев: приходского училища (1 год обучения), уездного училища (2 года обучения), гимназий (4 года обучения), университета (3 года обучения). С введением указанного устава было открыто в России несколько гимназий и университетов, в которых имели возможность учиться лишь дети привилегированных сословий. Приходские же училища, где могли учиться дети крестьян и ремесленников, государством не финансировались, а потому, если они кое-где по местной инициативе и открывались, то, как правило, скоро закрывались. В России ежегодно открывались от 4 до 12 приходских училищ.

Первое приходское училище среди чувашей открылось в с. Буртасы Цивильского уезда Казанской губернии (ныне Урмарского района). Переговоры о его открытии между училищным комитетом, с одной стороны, и местными дворянами, чиновниками и духовенством, представителями Казанской духовной консистории - с другой, затянулись. Помещик Чашков и Цивильский уездный исправник Завацкий, будучи ярыми противниками просвещения, подготовили местных жителей, чтобы они выступили против открытия училища и заявили, что они своих детей обучать в нем не будут. Уездный исправник писал вышестоящему начальству: «Губернскому правлению мною уже рапортовано, что нет чуваш, желающих обучать детей своих в открывающемся училище. Для чуваш просвещение вредно, ибо они забудут земледелие, и что напрасно открывать училище в округе, когда нет еще оного в уезде». 10 августа 1807 г. при поддержке Казанского университета училище открылось и просуществовало с перерывами до 1833 г.

В с.Буртасы в то время проживали в основном государственные крестьяне- чуваши и 15 дворов русских помещичьих крестьян. Они не только изъявили желание учить детей, но и приняли на себя расходы по содержанию школы. В первое время училище посещали дети из чувашских деревень Выселки-Буртас, Шибулаты, Хоруй, Ичеснер-Атаево, Чирш-Сирма и Большое Яниково. В 1809 г. в нем обучались 17 человек, в том числе 3 - из духовного сословия, 8 - из крестьян-чувашей и 6 - из помещичьих крестьян. Размещалось приходское училище в деревянном домике Михеева. Обучали детей в разное время священники Михеев и Воронов, дьякон Семенов и пономарь Семенов.

В отчетах Казанского учебного округа содержатся факты о том, чем располагала библиотека указанного училища. Так, в ведомости о настоящем положении народных учебных заведений в губернии в 1810 г. о Буртасинском училище отмечено: «В библиотеке оного училища находятся следующие книги: 1. Латинская библия с картинками. 2. Христианское богословие, изданное первомонахом Ювеналием. 3. Техауровой - нравоучительная философия, ч. 2,4. Духовный регламент. 5. Краткая священная и гражданская история. 6. Краткая Российская история с картами. 9. Рукописные: понятие о физике, ученых и детская физика».

Отчет учебного округа за 1833 г. констатировал: «Училище сие только одно носит на себе наименование». И в последующих отчетах Буртасинское училище уже не упоминается.

В 1815 г. училищный комитет Казанского университета выступил с предложением создать приходское училище в с. Сундырь Чебоксарского уезда, но из-за тяжбы между двумя казанскими купцами за участок земли оно так и не открылось. 1 мая 1819 г. открылось сельское приходское училище в с. Красные Четаи Курмышского уезда «для обучения чувашских детей чтению и письму на российском языке», 2 ноября того же года - в с. Шихазаны Цивильского уезда, где учились дети из чувашских деревень Биболдино, Девлизерово, Янгильдино и Малая Мами-Утка. К 1823 г. такая же школа действовала в с. Малый Сундырь Козьмодемьянского уезда. По имеющимся данным, во всех сельских приходских училищах обучались 86 человек. В приходских училищах детей обучали закону божию, чтению, письму, первым действиям арифметики и объяснительному чтению по книге «Краткое наставление о сельском домоводстве, произведении природы, сложении человеческого тела и вообще о средствах предохранения здоровья». В силу того, что в чувашских уездах Казанской губернии учителями по совместительству работали представители духовенства, почти все время одногодичного обучения отводилось закону божию.

Для организации учебного процесса необходимо было иметь литературу. В связи с этим при училищах организовывались библиотеки. Так, например, в отчетных документах Ядринского малого народного училища, открытого в 1781 г., первые сведения о наличии библиотеки появились в 1817 г., когда была куплена 41 книга. За последующие три года она пополнилась 235 экземплярами (134 названиями). Дальнейшие поступления оказались скромными: в год по 12-13 книг. К 1855 г. библиотека уездного училища насчитывала 642 тома, в том числе 23 названия на латинском языке, 24 - на языках Западной Европы и 4 - на языках народов Азии.

Общее представление о библиотеках при уездных училищах, приходских училищах, их книжном фонде, составе читателей дает приводимая таблица (табл. 1).

 

Таблица 1

 

Статистика библиотек уездных училищ [253, 159]

 

Год

основания

Кол-во

учителей

и служащих

Кол-во

учащихся

Число книг

в библиотеках

названий томов

Уездные училища

Алатырь 1815 4 54 227 455 Цивильск 1818 6 47 453 807 Чебоксары 1816 6 59 484 903 Ядрин 1818 8 119 401 733

Приходские училища

Мариинский Посад 1859 2 58 1 1 Чебоксары 1816 1 128 6 7

Частные пансионаты

Алатырь 1858 - - 158 210 Всего в городах     775 1730 3116

 

В декабре 1828 г. был утвержден «Устав гимназий, училищ уездных и приходских, состоявших в ведомстве университетов Санкт-Петербургского, Московского, Казанского и Харьковского», за которыми закреплялось право контроля за уездными и приходскими училищами в пределах учебного округа. Согласно уставу, разрешалось открывать под руководством церковнослужителей училища для обучения детей казенных (государственных) крестьян. С этого времени число учебных заведений и библиотек при учебных заведениях в Чувашии постепенно росло.

В 1830 г. открылась первая публичная библиотека в Алатыре при Алатырском уездном училище. В 1832 г. в Буинском и Алатырском уездах имелись по два училища, в Курмышском - одно. Такие училища на основе закона «О мерах к проведению благоустройства сельских приходских училищ в казенных селениях» (1842 г.) создавались по мере обеспечения помещениями в каждой волости.

Ввиду того, что Министерство народного просвещения во второй четверти ХIХ в. не имело возможности содержать начальные училища, они открывались в разных губерниях России другими ведомствами: Министерством государственных имуществ, Министерством внутренних дел, горным удельным ведомством и др., которые, несмотря на свою малочисленность и неблагоустроенность, имели свое положительное значение в истории развития просвещения и культурного подъема чувашского народ, так как предоставляли возможность учиться детям более широких кругов трудящихся.

Среди чувашского населения начальные удельные училища стали открываться в 30-40-х гг. В Симбирской губернии появились более 30 удельных училищ: в Тарханах, Ст.Айбесях – в 1838 г., в Турунове, Шемурше – в 1939 г., в Новых Айбесях, Тойсях, Сугутах, Трехбалтаеве, Четаях, Шераутах – в 1840 г., в Хомбусь-Батыреве – в 1841 г., в Штанашах – в 1842 г. и др. селениях. Удельные начальные училища распространяли среди чуваш понятия о христианской вере, давали элементарные знания и навыки по арифметике, каллиграфии, чтению. Крестьяне сами содержали своих детей в период пребывания их в училище. Для большинства из них это было крайне обременительно. Тем не менее, удельные училища при всех их недостатках (принудительное зачисление, строгий режим, трудный и непонятный для чувашских детей язык учебников того времени) сыграли определенную роль в распространении грамотности среди чувашского народа.

С 1840 г. на территории чувашских уездов стали открываться приходские училища Министерства государственных имуществ. По имеющимся данным, за двадцать лет (1840-1860 гг.) открылись 40 чувашских училищ, в том числе: Яндашевское – в 1840 г., Шакуловское – в 1842 г., Шуматовское и Абызовское – в 1843 г., Акрамовское – в 1844 г., Именевское – в 1845 г., Шемердянское – в 1845 г., Тобурдановское – в 1847 г., Аликовское – в 1854 г. и др.

Учителями в указанных училищах работали также малограмотные люди и священники. Преподавание велось на русском языке. Лишь в отдельных училищах, например, в Кошкинском (ныне Марпосадского района Чувашской Республики), занятия велись на чувашском языке. Учились в этих школах мальчики и девочки главным образом из зажиточных семей. Училища размещались в неприспособленных помещениях и обслуживали ряд населенных пунктов. Так, в селе Анат-Киняры Чебоксарского уезда, Казанской губернии училище помещалось в курной крестьянской избушке. Обучались в нем 29 человек из 13 окружающих селений. Аликовское училище обслуживало 34 населенных пункта.

Как свидетельствуют архивные документы, во многих случаях крестьяне относились с явным недоверием к казенным училищам. Поэтому они свои потребности в грамотности стремились удовлетворить путем открытия частных, так называемых крестьянских школ, в которых за небольшую плату обучали детей «светские грамотеи» или духовные лица.

Несколько крестьянских школ было открыто и среди чувашского населения. К ним относилось Акулевское одноклассное начальное училище Чебоксарского уезда Казанской губернии. В летописи Акулевской средней школы Чебоксарского района Чувашской Республики, ведущейся довольно аккуратно до сих пор, записано, что в 1851 г. в селе Акулево было открыто 3 школы: первая – 28 февраля, вторая – 20 мая того же года, третья – в том же году в сентябре и четвертая – 1 февраля 1860 г. в Шорчекасах (рядом с Акулево). Во всех 4 школах, как повествует летопись, было 35 человек учащихся обоего пола. Все четыре школы помещались в домах учителей. В летописи указывается, что учителем Шорчекасинской школы был крестьянин Максим Иванов. Лишь в 1862 г. в с.Акулево открылось бесплатное сельское приходское училище Министерства государственных имуществ.

За 1840-1847 гг. сельские приходские училища открыты в селениях Сундырь, Аттиково, Помьялы, Чурашево-Кошки, Яндашево Чебоксарского уезда, Кожваш, Ишаки, Акрамово, Ильинская пустынь (Ильинка) и Еласово (Чернышево) Козьмодемьянского уезда, Байглычево, Баишево и Шонгуты Тетюшского, Оточево, Русская Сорма, Убеево, Шемердяново, Чурашево, Норусово, Абызово, Салтыганово и Шуматово Ядринского уезда, Шакулово, Первое Татмышево, Именево, Хормалы, Тобурданово, Ковали и Батеево Цивильского уезда. После 1842 г. общее руководство всей системой народного просвещения передали канцелярии учебного округа, в связи с чем училищный комитет Казанского университета отстранился от надзора за сельскими школами.

На территории нынешней Чувашии в 1850 г. имелось всего 47 сельских училищ с 1500 учащимися. В каждом училище работал один учитель. Школы, находившиеся в Казанской губернии, принадлежали ведомству государственных имуществ, в Симбирской - Управлению удельного ведомства. Во всех училищах детей учили закону божию, церковному пению, чтению, четырем арифметическим действиям, чистописанию.

В 40-х гг. открылись и женские приходские училища: Сугутское, Хомбусь-Батыревское, Шераутовское, Чурачикское, Старо-Айбесинское, Тархановское, Туруновское. Большинство из них приходилось на часть Буинского уезда, где проживало чувашское население: в документах за 1850 г. здесь перечислялось до 14 женских училищ по 10 учениц в каждом. В них обучали только чтению церковных книг, гражданской печати, закону божию. Департамент уделов разъяснял, что обучение крестьянских девочек должно заключаться в их нравственно-религиозном развитии как будущих жен и матерей семейств, а потому «следует ограничиться только обучением молитвам и грамоте, насколько знание сей последней нужно для ознакомления с церковными книгами».

Учебная работа в этих учебных заведениях велась на крайне низком уровне. По свидетельству сохранившихся документов, многие учительницы сами «не умели... писать». Такие школы не могли пользоваться популярностью среди народа. С возникновением земских учреждений они были переданы им. Постепенно введено совместное обучение девочек и мальчиков. Число девочек среди учащихся уменьшалось. Однако, как отмечается в одном из отчетов о состоянии школ Буинского уезда, это нельзя связывать с нежеланием родителей обучать своих дочерей.

К 1860 г. во всех уездных центрах Чувашии действовали уездные училища с приготовительными классами. Кроме того, в Чебоксарах и Мариинском Посаде - приходские, Алатыре и Чебоксарах - духовные училища. В г. Алатырь имелись: хозяйственное женское училище (открыто в 1845 г.), женское училище II разряда (организовано в 1860 г.) и частный женский пансион. В 1860 г. среди 775 учащихся городских школ (без духовных училищ) насчитывалась 91 девочка, из них 77 - в Алатыре и 14 - в Чебоксарах. В Алатырском хозяйственном училище учили рукоделию, чтению церковной и гражданской печати, краткому катехизису и краткой священной истории. Училище должно было, по замыслу его организаторов, содействовать улучшению быта крестьян. Но в 1862 г. оно прекратило свое существование как не отвечавшее требованиям учредителей.

В Алатырском частном женском пансионе, открытом в 1858 г. титулярной советницей Н.Е.Рейнгольц, девочки изучали закон божий, русский язык, арифметику, историю и географию всеобщую и русскую, французский язык, чистописание, рисование, рукоделие. Но плата за обучение оказалась весьма высокой: за полное содержание (за учение, квартиру и питание) полагалось за каждую ученицу платить по 100 рублей, за учение с обеденным столом - 78 рублей и за одно только учение - 60 рублей серебром. Содержать своих детей в таком учебном заведении могли лишь немногие. В 1860 г. пансион закрылся. Наиболее состоятельные горожане стремились обучать своих детей в уездных училищах, которые по курсу преподаваемых предметов и по квалификации учителей стояли выше начальных.

По мере организации народных училищ при них создавались библиотеки. В 1860 г. в библиотеках всех городских школ насчитывалось 3116 книг. В основном они принадлежали уездным училищам, которые открывались на базе преобразованных малых народных училищ и частных школ, функционировавших с последней четверти XVIII в. Приготовительные классы при уездных училищах с числом обучающихся 233 человека, женское училище 2-го разряда и хозяйственное женское училище в Алатыре, где обучались 77 девочек, своих библиотек не имели.

Отмена крепостного права, проведение земской, городской, судебной, цензурной реформ, а также реформ в области народного просвещения в 60-х гг. ХIХ в. создали в России более благоприятные условия для развития культуры. К этому времени в 14 городских и 42 сельских училищах чувашских уездов обучались 2200 детей. Но это не могло оказать заметного влияния на уровень грамотности коренного населения, так как обучались в основном дети имущих сословий, о чем свидетельствуют архивные материалы. Если в 1864 г. в Казанской губернии в дворянском сословии один учащийся приходился на 8 человек, среди духовенства – на 13, то среди крестьян – на 247 человек. Крестьянские массы оставались сплошь неграмотными. Так, по данным волостных правлений, в 5 волостях Цивильского уезда (Архангельско-Янтиковской, Сиделевской, Староарабосинской, Чурачикской и Шибылгинской) в 1866 г. грамотных насчитывалось всего 140 человек, в том числе три женщины.

Дети нерусских народов, живших в пределах Казанской и Симбирской губерний, в частности, дети чувашей, были поставлены в искусственно созданное затруднительное положение. Они обучались в школах на не понятном им русском языке, а потому сознательно усваивать то, чему учили в училищах, дети чуваш не могли. Количество выбывших из училищ чувашских детей до окончания срока обучения было значительно выше, чем у русских. Только отдельные учителя, вопреки желаниям властей, обучали чувашских детей на родном языке, добиваясь хороших результатов, а также доверчивого отношения к училищу со стороны населения.

После реформы 60-х годов XIX в. стало действовать новое «Положение о начальных народных училищах» (14 июля 1864 г.), которым право открытия начальных школ предоставлялось земствам. К моменту введения в действие положения о земских учреждениях (1864 г.) на территории чувашских уездов Казанской и Симбирской губерний (Чебоксарском, Цивильском, Ядринском, Буинском, Козьмодемьянском, Курмышском и Тетюшском) насчитывалось немногим более восьмидесяти училищ, принадлежавших Министерству государственных имуществ и ведомству уделов. В каждом училище обучались по списку от 5 до 30 учащихся. Училища располагались по уездам и селам, населенным чувашами, крайне неравномерно. Например, Посадско-Сотниковская волость Чебоксарского уезда Казанской губернии на 32 населенных пункта с населением 7241 человек не имела ни одного училища.

Земским учреждениям было предоставлено право ведать на местах хозяйственными вопросами в деле школьного строительства. Деятельность земств осуществлялась под контролем губернаторов, а начальных училищ – под надзором духовенства. Все же и в этих условиях многие земства провели значительную работу по расширению школьной сети. За первое десятилетие своего существования (1864-1874 гг.) они открыли в России 10000 школ. Сеть земских школ росла из года в год также и в чувашских уездах Казанской и Симбирской губерний. В земских начальных школах предоставлялась возможность учиться детям более широких кругов трудящихся.

Вопрос об образовании «инородцев» обсуждался на заседании земского собрания, состоявшегося в конце 1866 г. в Казани. За год до этого вышла брошюра Н.И. Золотницкого (1829-1880) «По вопросу о способах образования чуваш». По мнению автора, на постановку инородческого образования нужно смотреть с трех точек зрения: политического объединения, умственного развития и религиозно-нравственного воспитания.

Назначенный Казанским земством «руководителем школ по введению упрощенных способов первоначального обучения», Н.И. Золотницкий прежде всего отправился в населенные чувашами Чебоксарский, Ядринский и Козьмодемьянский уезды, чтобы подготовить почву для правильного устройства дела образования чувашей, выяснить мнение духовенства по этому вопросу.

Первое, с чем он встретился, - это равнодушие и даже враждебное отношение чувашей к школам. В некоторых местах имелись школы, но учащиеся туда не ходили: пробовали загонять их туда силой, но и это не помогло. В с. Аттиково, где школа пустовала, на уговоры Золотницкого отдавать детей учиться чуваши заявили, что в школе дети напрасно только мучаются и теряют время в учении, потому что не понимают, чему и зачем их учат, и стали просить его об отмене обязательства посылать детей в школу, ссылаясь на бедность. Н.И. Золотницкий в беседах с наставниками всюду доказывал, что необходимо учить детей на родном языке. Конечно, для этого прежде всего нужны были учебники и книги на чувашском языке.

С 1865 г. Н.И. Золотницкий посвятил себя педагогико-миссионерской деятельности среди чувашей, обратив особое внимание на решение двух главных задач: издание и распространение чувашских книг и устройство начальных школ с обучением на чувашском языке. Он считал, что для выполнения первой задачи книги для чувашей должны переводиться и составляться на живом разговорном языке с соблюдением фонетических, этимологических и синтаксических особенностей и законов чувашской речи. В 1866 г. Н.И. Золотницкий составил «Солдалык кнеге» - календарь на чувашском языке с объяснением праздников. Им же составлены: «Чуваш кнеге» (букварь по звуковой методике с молитвами, рассказами из священной истории и начальные сведения из арифметики), «Чувашла волама шотлама да виренни (обучение чтению и счислению по-чувашски), «Изложение катехизиса и обязанностей христианских», «Тора халыхинь борнызь» (священная история ветхого завета), «Перевод евангелия», «Краткое объяснение литургии на чувашском языке».

Не останавливаясь на этом, он старался привлечь к делу рационального перевода книг и лиц, имевших непосредственное отношение к инородцам: духовенство, наставников инородческих школ. Н.И. Золотницкому пришлось приложить много труда для разъяснения и распространения теоретических сведений о чувашском языке и его законов. Для людей, занимавшихся инородческим образованием, он составил труды, которые представляют собой первый опыт научной разработки чувашского языка, явились первыми пособиями, поставившими на совершенно новый путь дело исследования чувашского языка. К ним относятся: «Изложение основных правил чувашского языка как тюркского наречия», «Заметки для ознакомления с чувашским наречием», «Корневой чувашско-русский словарь, сравненный с языками и наречиями разных народов тюркского, финского и других племен», «Особенности чувашского языка, зависящие от изменения и выпуска согласных гортанных звуков», «Ознакомление с фонетикой и формами чувашского языка».

Наряду с Н.И. Золотницким, становлению первых чувашских школ, где языком обучения стал родной язык, способствовал директор Казанской учительской семинарии Н.И. Ильминский (1822-1891). Проводниками миссионерской системы последнего среди чувашского населения были так называемые «братские» школы, которых в 70 гг. было 11, а в 80-х гг. их число несколько возросло. Основу системы Ильминского составляло религиозное воспитание детей «инородцев». Обучение на родном языке учащихся он ввел для того, чтобы дети лучше усваивали догмы православной веры. Главным предметом обучения был закон божий, чтение священных книг и церковное песнопение.

На территории современной Чувашии «братские» школы имелись в селениях: Семенчино Чебоксарского уезда, Темяши, Байглычево, Малые Яльчики Тетюшского уезда, Яншихово-Тенеево, Ковали, Мусирмы, Урмары Цивильского уезда, при Александровском монастыре Ядринского уезда и др. Большинство «братских» школ находилось в селениях, расположенных по соседству с татарами Казанской губернии. Объясняется это стремлением учебного начальства оградить чуваш от влияния магометанской религии, так как в то время имел место отход некоторых чувашских селений от христианства и переход к магометанству.

Подводя итоги, можно отметить, что начальные народные училища подразделялись на приходские городские, приходские сельские и частные. Приходские городские училища открывались или как самостоятельные, или преобразовывались из приготовительных классов уездных училищ. Если училища Министерства уделов преимущественно размещались в удельных имениях, в чувашских селениях Симбирской губернии, то училища Министерства государственных имуществ открывались в селениях государственных крестьян, среди чувашского населения Казанской губернии. Приходские училища в 1867 г. были переданы в ведение Министерства народного просвещения.

Просвещению чувашского народа Поволжья стало уделяться определенное внимание после начала реализации «Положения о начальных народных училищах» (14 июля 1864 г.) и «Правил о мерах к образованию населяющих Россию инородцев» от 26 марта 1870 г. С 70-х годов XIX в. по 1917 г. значительное распространение получили следующие типы школ: училища Министерства народного просвещения, земские училища, церковноприходские училища, миссионерские школы Братства св.Гурия, школы грамоты. Первые два из них подчинялись Министерству народного просвещения, последние три - церковному ведомству.

Лекция 3


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.