Исходя из цели, задачами факультатива являются: — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Исходя из цели, задачами факультатива являются:

2020-01-13 125
Исходя из цели, задачами факультатива являются: 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

• раскрытие роли Православной Церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций восточных славян и, в частности, белорусского народа;

• формирование активной жизненной позиции, социальной ответственности учащихся, бережного отношения к историко-культурному наследию своего Отечества;

3

• создание условий для последовательного приобщения учащихся к духовно-нравственным ценностям и формирования гражданского патриотизма.

Содержание программы факультативных занятий построено в соответствии с концентрическим принципом и учитывает возрастные особенности учащихся. В первом и втором классах происходит знакомство учащихся с библейским учением о картине мира, нравственными заповедями и житиями святых, а также с православным образом жизни. Именно этот возрастной период педагог может наиболее эффективно использовать для закладки прочного духовно-нравственного фундамента личности школьника. В третьем классе учащиеся знакомятся с историей православной религии и культуры. Темы факультативных занятий, изучаемых в четвёртом классе, посвящены истории православия на восточнославянских землях. Через знакомство с содержанием житий святых равноапостольных княгини Ольги и князя Владимира, святых благоверных князей Александра Невского и Дмитрия Донского, святой преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, просветительницы и небесной заступницы Беларуси; святой праведной княгини Софии Слуцкой у учащихся воспитывается потребность в собственном духовном росте и пробуждается желание следовать нравственному идеалу.

Знакомство младших школьников со Священным Писанием может осуществляться по текстам адаптированной детской Библии. Чтение и обсуждение с учащимися библейских сюжетов углубляет восприятие описываемых событий, помогая понять, почему церковь на протяжении тысячелетий сохраняла память о нем, и какой нравственный урок каждый человек может извлечь из него. Знакомство с основами православной нравственности продолжается чтением Нагорной проповеди и подкрепляется доступными для детей притчами Иисуса Христа или иллюстрируется евангельскими историями. Все это позволит перейти от эмоционального восприятия евангельских текстов к размышлению, рассуждению и выходу на самостоятельный духовно-нравственный выбор в определенной жизненной ситуации.

Большое внимание в содержании программы в I–IV классах уделяется теме семьи. На примере историй о рождестве Богородицы, рождестве Иисуса Христа, Иоанна Предтечи, их младенчестве и отрочестве ученик получает представление о благочестивой семье и благословенном роде.

В пятом классе на более глубоком уровне продолжается знакомство школьников с евангельским учением о земной жизни Богородицы и её благочестивого рода, её иконописным изображением. Знакомство с богородичными праздниками рекомендуется проводить в соответствии справославным календарём. Занятия в шестом классе освещают основные исторические события из истории христианской церкви в I тысячелетии в определенной степени могут служить средством повторения, закрепления и углубления знаний, полученных в процессе изучения истории в V – VI классах. В седьмом классе особое место отводится знакомству подростков с жизнью и духовным подвигом святых подвижников восточных славян, в том числе белорусского народа, исторический период с IX до первой половины XVI века. В содержании факультативных занятий в восьмом, девятом и десятом классах последовательно рассматривается история православия на восточнославянских землях соответственно во второй половине XVI – середине XIX веков, второй половине XIX века, XX веке.

Изучение истории христианства в VI – X классах позволяет устанавливать межпредметные связи с историей, белорусской и русской литературой, музыкой. Отдельные темы в содержании изучаемого материала в каждом классе посвящены истории Православной Церкви в Беларуси. При их изучении рекомендуется обращаться к краеведческому материалу. Возможно составление краеведческого словаря «Православное духовное наследие Беларуси», в котором учащимися могут быть собраны сведения о местных святынях. При изучении истории православия в Беларуси в Х классе особое место занимает знакомство с христианским подвигом новомучеников, которое имеет особое значение для развития высоких нравственных качеств личности учащихся.

В одиннадцатом классе в содержании раздела «Человек в современном мире» рассматриваются с позиции традиционных ценностей белорусского народа актуальные вопросы смысла жизни и смерти, любви, создания семьи и брака, воспитания детей, ответственности за свою и чужую жизнь.

Формы проведения факультативных занятий определяются возрастными особенностями учащихся и могут включать совместные чтения рассказов о важнейших событиях духовной жизни белорусского народа, о святых и подвижниках благочестия белорусского народа, беседы, экскурсии и историко-краеведческие поездки по святым местам, практические занятия (в частности, участие в делах милосердия). Для чтения учащимся предлагаются исторические первоисточники, тексты Библии, житий святых, акафистов, притч, сказок, произведений классической литературы и современных авторов. Важным аспектом проведения факультативных занятий является ознакомление учащихся с музыкально-певческой культурой, которое предусматривается в содержании ряда учебных тем. Все это обуславливает возможность установления и реализации межпредметных связей с содержанием таких учебных предметов, как «Человек и мир», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Русская литература»,«Белорусская литература», «Всемирная история, История Беларуси», «Обществоведение». Содержание программы пронизано темой православного краеведения, которое предусматривает знакомство с историей создания древних и современных храмов, монастырей, часовен, исторических памятников, появления святых источников, а также с судьбами исторических лиц и простых граждан, связанных с изучаемыми местами. Поскольку многие православные храмы Беларуси освящены в честь великих православных праздников (Свято-Троицкие, Свято-Воскресенские и т. д.), знакомство с историей их создания будет логическим завершением цепи: евангельское событие – православный праздник – икона праздника – тропарь – традиции – соответствующие храмы на территории Беларуси. Включение в содержание факультативных занятий краеведческого материала предоставляет учителю широкие возможности для организации самостоятельного поиска и творческой работы учащихся, а также оформления и презентации результатов проведенного учебного исследования. На проведение факультативных занятий в соответствии с учебным планом предусматривается: в I классе – 30 учебных часов, во II классе – 34 учебных часа, в III – XI классах – по 35 учебных часов (по одному часу в неделю). VI класс (35 часов, из них – 2 резервных)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ 6 КЛАСССА

 Гонения на христианство. Святые подвижники первых веков I тысячелетия (6)

 Проповедь апостолов. Распространение христианства. Возникновение слова «христиане». Разрушение Иерусалимского храма. Гонения на христиан. Жития святых подвижников первых веков христианства – высокие образцы верности, служения Бог, любви к людям. Подвиг любви и веры святого великомученика и целителя Пантелеимона. Детство святого и обучение искусству врачевания. Знакомство с христианским учением. Воскрешение умершего ребёнка по молитве к Иисусу Христу. Крещение. Посвящение жизни больным и убогим, безвозмездное лечение людей. Лечение заключённых в темницы христиан. Твёрдость в вере во время мучений. Чудеса во время кончины. Почитание святого. Особенности иконографии святого. Монастырь святого великомученика и целителя Пантелеймона на Святой горе Афон. Святой Пантелеимон – один из самых любимых православных святых. Народное поверье о благословении святым лекарственных растений. Подвиг бессребреничества и чудотворения Козьмы и Дамиана. Праведная жизнь матери Козьмы и Дамиана преподобной Феодотии. Детство и воспитание Козьмы и Дамиана. Дар целительства и чудотворения. Служение страждущим людям и животным. Особенности почитания святых на землях восточных славян. Подвиг веры и любви к Богу мученицы Татианы. Воспитание в христианской семье. Решение посвятить свою жизнь Богу. Вера Татианы сокрушает идолов. Мужество святой Татианы в мучениях. Почитание мученицы Татианы на землях восточных славян. Святая мученица Татиана – покровительница студентов. Подвиг веры и верности Богу 40-а Севастийских мучеников. Гонения на христиан со стороны императора Ликиния. Отказ 40-а воинов-христиан совершить языческое жертвоприношение. Заключение в темницу, усердная молитва мучеников, чудесный голос с небес. Решимость святых претерпеть мучения до конца. Слабость одного из воинов. Видение стражнику Аглаю. Обращение стражника в христианскую веру. Казнь мучеников. Народный обычай выпекать жаворонков ко дню памяти святых. Почитание народом святых подвижников первых веков. «Татьянин день», «Юрьев день». Святыни родного края: чудотворные иконы, храмы, монастыри, в честь святых подвижников первых веков христианства. Основные понятия: мученик, целитель, преподобный, бессребреник, чудотворец, проповедь, «Юрьев день», «Татьянин день».

  Рекомендуемые художественные произведения

Литература: монах Варнава (Санин). «Святая мученица Татиана», «Святой Алексий, человек Божий», «Святые мученики».

Живопись: Н.Л. Климова «Усмирение льва». Музыка: А. Короткин. «Экклезиаст»; стихира на стихи Симеона Полоцкого; отрывок из акафиста святому Николаю Чудотворцу; С.В. Рахманинов. «Пантелей-целитель» Экранное искусство: Д. Платонов. Фильм «Икона святого великомученика и целителя Пантелеимона»; видеосюжет телеканала «Персей» «Святая мученица Татиана»; видеосюжет телеканала «Персей» «40 мучеников Севастийских».

 Перерождение древнего языческого мира под влиянием христианства (2)

Новое отношение к человеку – главное достижение христианства. Император Константин Великий – первый христианский император. Новое отношение императора к народу. Указы императора Константина о запрете смертной казни, отмене кровавых игрищ в цирке. Указ о праздновании воскресного дня. Попечительство по отношению к сиротам и брошенным детям, облегчение участи рабов, милосердие к бедным и увечным. Человеколюбие Константина в войне с Ликинием. Забота о пленных. Основание императором Константином столицы Восточной Римской империи - Константинополя. Строительство, обновление и освящение церквей. Освобождение священнослужителей от посторонних должностей и податей. Основные типы храмов – мартирии и базилики. Храм святой Софии, Премудрости Божией. Развитие живописи, архитектуры, музыки, литературы. Жизнь и труды святой равноапостольной царицы Елены (углублённое повторение). Обретение Креста Господня. Храм Воскресения Господня в Иерусалиме. Заочная экскурсия по храму Воскресения Господня.

 Основные понятия: крестовоздвижение, обретение.

Музыка: прослушивание колокольного перезвона.

  Эпоха Вселенских Соборов. Борьба за чистоту христианского учения. Установление Символа веры (6)

Император Константин одерживает победу над Максентием и Ликинием. Прекращение гонений на христиан. Раскол и ереси в Церкви. Понятие о соборном мнении Церкви, учении Церкви и частном богословском мнении. Смысл церковного догмата. Понятие о Соборах. Необходимость и возможность Вселенского Собора. Созыв императором Константином Первого Вселенского Собора в Никее в 325г. Восстановление церковного мира – главная цель Никейского собора. Святые Отцы Первого Вселенского Собора Александр – епископ Александрийский, Николай – епископ Мирликийский, Спиридон – епископ Тримифунтский – верные служители Христа. Борьба с арианами. Диакон Афанасий (Великий), епископ Спиридон Тримифунтский в борьбе с арианской ересью. Святитель Николай обличает Ария. Арест святителя. Высокие заступники святителя Николая. Освобождение и восстановление в сане епископа Николая. Победа над арианами. Необходимость письменного закрепления основ христианского вероисповедания. Составление семи членов Символа Веры. Отражение в Символе Веры догматов о Святой Троице, единосущности Сына Божьего Богу Отцу. Установление Пасхалии. Составление правил, 49 регулирующих жизнь церкви. Строгость и дух христианской любви в решениях Никейского Собора. Иконоборчество. Гонение на святые иконы и иконопочитателей. Иоанн Дамаскин – ревностный защитник иконопочитания. Высокая образованность Иоанна Дамаскина. Послания в защиту почитания икон. Ложное обвинение и осуждение Иоанна, чудесное заступничество Богородицы. Икона Божией Матери «Троеручица» - покровительница защитников чистоты христианского вероучения. Иоанн Дамаскин – монах обители святого Саввы, автор пасхальной службы, канонов, «Октоиха», слов против порицателей икон. Патриарх Тарасий созывает Седьмой Вселенский Собор в 788 г. Утверждение Собором иконопочитания. «Великий раскол». Разделение христианской Церкви на правосл авную и католическую. Отличительные особенности православного и католического вероучения и обрядности.

  Основные понятия: ересь, Вселенский Собор, догмат, Символ Веры, Пасхалия, ариане, частное богословское мнение, иконоборчество, иконопочитание, октоих.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.