Развитие словаря детей дошкольного возраста. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Развитие словаря детей дошкольного возраста.

2020-01-13 135
Развитие словаря детей дошкольного возраста. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задачи лексического развития детей дошкольного возраста:

- Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в лексиконе.

- Закрепление и уточнение словаря: углубление понимания уже известных слов; наполнение их конкретным содержанием на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено; развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.

- Активизация словаря.

- Устранение из речи детей нелитературных слов (диалектных, просторечных, жаргонных)

Содержание словарной работы связано с развитием:

- Бытового словаря: названия частей тела, лица; названия игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов быта, пищи, помещений;

- Природоведческого словаря: названия явлений неживой природы, растений, животных;

- Обществоведческого словаря: слова, обозначающие явления общественной жизни (труд людей, родная страна, национальные праздники, армия и др.);

- Эмоционально-оценочной лексики: слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (смелый, честный, радостный), качественную оценку предметов (хороший, плохой, прекрасный); слова, эмоциональная значимость которых создаётся при помощи словообразовательных средств (голубушка, голосок), образования синонимов (пришли-приплелись, засмеялись - захихикали), фразеологических сочетаний (бежать сломя голову); слова, в собственно лексическом значении которых содержится оценка определяемых ими явлений (ветхий - очень старый);

- Лексики, обозначающей время, пространство, количество. В активном словаре детей должны быть не только названия предметов, но и названия действий, состояний, признаков (цвет, форма, величина, вкус), свойств и качеств; слова, выражающие видовые (названия отдельных предметов), родовые (фрукты, посуда, игрушки, транспорт и др.) и отвлечённые обобщённые понятия (добро, зло, красота и др.) Освоение таких слов должно опираться на формирование знаний понятийного характера, отражающих существенные признаки предметов и явлений. В грамматическом отношении это слова - существительные, глаголы, прилагательные, наречия.

Направления словарной работы:

- Расширение словаря на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений

- Усвоение слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира

- Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.

Критерии отбора слов для развития словаря детей:

- Коммуникативная целесообразность введения слова в словарь детей.

- Учёт уровня овладения лексикой родного языка детьми данной группы.

- Необходимость слова для усвоения содержания образования, предусмотренного Образовательной программой.

- Значимость слова для решения воспитательных задач.

- Частота употребления слова в речи взрослых, с которыми общаются дети.

- Значимость слова для понимания детьми данного возраста смысла художественных произведений.

- Отнесённость слова к общеупотребительной лексике, его доступность детям по лексическим, фонетическим и грамматическим особенностям, т.е. по степени обобщения, трудности произношения, сложности грамматических форм.

- Отбор слов, относящихся к разным частям речи (существительные, прилагательные, наречия)

Принципы словарной работы:

- Единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышления.

- Решение всех задач словарной работы во взаимосвязи между собой и формированием грамматической и фонетической сторон речи, с развитием связной речи.

- Семантизация лексики (раскрытие значения новых слов, уточнение и расширение значений уже известных слов в определённом контексте, через сопоставление, подбор синонимов, словотолкование).

- Опора на активное и действенное познание окружающего мира.

- Использование наглядности как основы для организации познавательной и речевой активности.

- Связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания окружающего мира, мыслительной деятельностью детей

Методы словарной работы.

I группа: методы накопления содержания детской речи II группа: методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны

Методы непосредственного ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, прогулки и экскурсии

Рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием
Дидактические (словарные) упражнения

Методы опосредованного ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ диа-, кино- и видеофильмов, просмотр телепередач.

Загадывание и отгадывание загадок
Рассматривание игрушек

Рассматривание предметов, наблюдение за животными, деятельностью взрослых

Чтение художественной литературы произведений
Дидактические игры

Приёмы работы над словом:

- Накопление содержания речи в предварительной работе, обогащение знаний об окружающем мире с целью подготовки детей к восприятию произведения.

- Объяснение педагогом значений слов.

- Лексический анализ языка художественных произведений (выявление значений незнакомых слов и выражений, уточнение оттенков значений слов, употребляемых в переносном смысле, анализ изобразительных средств текста).

- Подбор слов для характеристики героев литературного произведения.

- Употребление слов в разном контексте в связи с беседой по содержанию литературного произведения.

- Акцентирование внимания на словах, несущих основную смысловую нагрузку.

Формирование грамматической стороны речи.

Задачи образовательной работы по формированию грамматического строя речи:

 

- Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам);

- Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте;

- Сообщить знания о некоторых нормах образования формы слов – словообразования

Направления работы по формированию грамматического строя речи.

 


 


Морфология - подраздел грамматики, изучающий строй слова и его формы, грамматические значения в пределах слова

 

 

Синтаксис - подраздел грамматики, изучающий строй предложения,

словосочетания               и

предложения, сочетаемость и порядок следования слов

 

Словообразование           -

подраздел грамматики, изучающий закономерности образования слова (или других слов), которым оно мотивировано, т.е. выводится из него по смыслу и по форме с помощью специальных средств


 

Разделы

грамматики

Возраст детей

3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет
Морфология Согласование слов в роде, числе, падеже; употребление существительных с предлогами в, на, над, под, за Совершенствование умения правильно называть предметы; употреблять форму повелительного наклонения глаголов хотеть, ехать, бежать Совершенствование умения согласовывать существительные с числительными и прилагательными; формирование умения использовать несклоняемые существительные Закрепление умения согласовывать существительные с другими частями речи
  Слово­ образование Употребление существительных в форме единственного и множественного числа; существительных, обозначающих животных и их детенышей; формы множественного числа существительных в родительном падеже Образование множественного числа сущ-ных, обозначающих детенышей животных, по аналогии, употребление этих существительных в именительном и винительном падежах; правильное использование формы множественного числа родительного падежа существительных Образование форм множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных; образование однокоренных слов по образцу Образование по образцу существительных с суффиксами, глаголов с приставками; сравнительных и превосходных степеней прилагательных; совершенствование умения образовывать однокоренные слова
Синтаксис Употребление предложений с однородными существительными; обучение правильному согласованию слов в предложении Правильное согласование слов в предложениях; обучение использованию простых форм сложных предложений Обучение составлению простых и сложных предложений; обучение использованию прямой и косвенной речи Использование предложений разных видов

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.