Минойский ритон в форме львиной головы — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Минойский ритон в форме львиной головы

2019-12-26 239
Минойский ритон в форме львиной головы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Минойский ритон в форме львиной головы

Не понятно, откуда они пришли. Возможно, здесь, на Крите, они жили всегда. На территории современной Турции, в древней Анатолии, несколько тысяч лет назад жили носители очень похожей археологической культуры, халафской – и керамика у них сходная, и культ быка присутствовал, и антропологически они были почти такими же, как минойцы – крупноносыми, темноволосыми и смуглыми; ученые называют такой тип «кавказоидами». Предполагают, что носители удивительной и живописной культуры пришли как раз оттуда, из северной части Анатолии. Первые следы их существования на Крите датируются более чем 5 тысячелетием до нашей эры – задолго до вторжения эллинов на территории материковой Греции. Сами греки, намного позже пришедшие с Севера, со стороны современной Македонии, называли аборигенов пеласгами. Это была самый многочисленный народ из так называемого «догреческого субстрата», а еще были карийцы и лелеги. Островитян греки-ахейцы называли «народами моря», причем совершенно заслуженно – они были настоящими хозяевами морей, причем полноправными. Видимо, минойцы жили не только на Крите, но и на других островах архипелага.

Кносский дворец (реконструкция). Некоторые постройки имели до 5 этажей.

Игры с быком. Кносская (минойская, вверху) и тиринфская (микенская) фрески.

У Европы родилось три сына – Минос, Радаманф и Сарпедон. Зевс, как это принято у женатых мужчин, со временем охладел к несчастной, но судьба у нее все-таки сложилась неплохо, как ни странно: она вышла замуж за бездетного царя Крита.

Золотое украшение в форме двух ос, найденное в минойском дворце в Малии


Пасифая с младенцем-Минотавром. Роспись на античной тарелке.

Рядом с великой богиней, воплощением женственности и материнства, символом вечного обновления природы, мы находим в минойском пантеоне и божество, воплощающее в себе разрушительные силы природы — грозную стихию землетрясения, мощь бушующего моря. Эти наводящие ужас явления воплощались в сознании минойцев в образе могучего и свирепого бога-быка. На некоторых минойских печатях божественный бык изображен в виде фантастического существа — человека с бычьей головой, что сразу же напоминает нам позднейший греческий миф о Минотавре. Чтобы умиротворить грозное божество и успокоить таким образом разгневанную стихию, ему приносились обильные жертвы, в том числе, по-видимому, и человеческие (отголосок этого варварского обряда сохранился в мифе о Минотавре).

242

сложных взаимоотношений между Критом и Аттикой. Мы знаем, что значение Крита, этой древней страны величайшей культуры, падает во второй половине II тысячелетия до н. э. Социально-экономическое превосходство постепенно переходит с этого времени к материковой Греции, чтобы потом с еще большей силой проявиться в Малой Азии.

Далее, черты реально исторических отношений носит на себе и миф о построении на Крите Лабиринта не кем иным, как именно афинским художником Дедалом. Об этом Дедале (тут перед нами первый греческий художник, которого никак нельзя относить только к мифологии) рассказываются прямо какие-то чудеса; достаточно вспомнить хотя бы то, что он со своим сыном Икаром строит первый в мире аэроплан. Это прямо какой-то Леонардо да Винчи бронзового или железного века. Можно ли не находить здесь отражения огромного технического прогресса, который мы находим и в памятниках крито-микенской культуры, и в памятниках начальной истории греческой цивилизации?

археологические материалы с полной несомненностью доказывают это. Минотавр был и маской в театральном представлении на Крите. Правда, вначале это жуткий символ первобытной дикости, и маска, изображавшая Минотавра, имела исключительно магическое и ритуальное значение. Но жуткое магическое и мистическое использование этой маски среди кровавых ужасов людоедства рано или поздно теряло всю свою магическую значимость и с развитием культуры постепенно утрачивало свой первобытный магизм, становилось в конце концов не больше и не меньше как простой театральной бутафорией. Лабиринт — это огромное здание, по преимуществу подземное, с массой внутренних дворов и целыми тысячами комнат, с бесконечно длинными, извилистыми, взаимно перепутанными коридорами, с малодоступным входом и труднонаходимым выходом; построено оно афинским художником и

244

эмигрантом Дедалом для Миноса, который спрятал туда Минотавра. Мотив запутанности ходов во всем этом образе наиболее основной, и он содержится почти в каждом античном тексте о Лабиринте (например, № 54, 59 а, b). Мыслится Лабиринт, вообще говоря, под землей и погруженным в абсолютную тьму. Однако встречается понимание Лабиринта и как огромной пещеры.

Лабиринт — это что-то бесконечно запутанное, хаотическое, стихийное, гибельное и ужасающее. Нам кажется, что это один из самых глубоких образов архаического и хтонического мышления вообще, редкий по своей выразительности даже для античной Греции. Тем самым этот образ коренится, конечно, в отдаленной эпохе развитого матриархата, а вернее, восходит даже к еще более ранним временам.

Прежде всего необходимо отметить космическую значимость этого образа, характерную вообще для древнего хтонического мышления. Может быть, только на последних своих ступенях хтоническое мышление является хтоническим в узком смысле слова, т. е. связанным только с землей. В более ранние периоды земля вообще ничем не отличается ни от неба, ни от подземного мира и представляет собой единое и нераздельное с ним общекосмическое тело, так что все земное (в том числе животные и человек) есть в то же самое время и небесное. Поэтому нередко встречалось понимание, например, пещер как символов неба или космоса. Порфирий в своем известном трактате «О пещере нимф» занимается не чем иным, как только реставрацией когда-то реально понимаемого отождествления пещеры и космоса. Вот почему, даже если бы не было никаких специальных указаний в источниках, мы должны были бы уже заранее предполагать, что такая пещера или постройка, как Лабиринт, обязательно имеет помимо других значений еще и космическое значение. Вместе с тем малоазиатская архаи-

249

ка вводит нас в атмосферу хтонических культов Великой матери, связанных с матриархатом и начальным патриархатом. Лабиринт — это, несомненно, прежде всего культовый танец; и еще большой вопрос, что было сначала: Лабиринт — пещера или Лабиринт — культовое действие и танец.

Лабиринт — это один из самых древних символов хтонизма, фетишизма и самой архаической спутанности. Дедал же — это символ очень развитой техники художества, изобретательства, прогресса и даже какой-то безумной научно-экспериментальной отваги. Тут перед нами два совершенно разных периода развития человечества, разделенные между собой тысячелетием. Одно теряется в беспросветной тьме дикости, другое же далеко выходит за пределы общинно-родовой формации и, вероятнее всего, относится уже к периоду греческой цивилизации, и в частности к подъему аттической культуры. И тем не менее эти две сферы

250

тут объединены; эти две сферы преподнесены как единый и нераздельный миф, как миф о создании Лабиринта Дедалом. Это странное соединение двух исторических, социальных и художественных стилей мифологии, конечно, никак не может быть случайным.

Несомненно, какая-то вполне определенная реальность кроется под этим образом Лабиринта на Крите, потому что эти лабиринты в большом количестве существовали в разных местах — ив Египте, и в Малой Азии, и на островах.

надо ли удивляться тому, что ученые, исследовавшие характер настенных росписей и архитектурных особенностей лабиринта, употребили слово «модерн»? В самом деле, в этом дворце, который не уступал по своим размерам Букингемскому, были и водоотводные каналы, и великолепные банные помещения, и даже вентиляция. Параллель с современностью напрашивалась и в изображениях людей, позволявших судить об их манерах и критской моде. Если в начале среднеминойского периода женщины носили высокие остроконечные головные уборы и длинные пестрые платья с поясом, глубоким декольте и высоким корсажем, то затем их одежда приобрела еще более изысканный вид. И когда сегодня мы говорим, что женщины в подражание мужчинам носят короткие волосы, то критские дамы были с нынешней точки зрения сверхмодницами, ибо имели прически еще короче, нежели их кавалеры.

Итак, одним из древних символов Крита, связанных с его верховным божеством, была обоюдоострая секира, которую можно представить в виде двух пар рогов, одна из которых направлена вверх, другая вниз. Эта секира связывалась со священным быком, культ которого был широко распространён на Крите. Она получила название Лабрис и, согласно более древней традиции, послужила орудием, с помощью которого бог, позже получивший от греков имя Арес-Дионис, прорезал Первый Лабиринт. Вот его история. Когда Арес-Дионис, бог изначальных времён, очень древний бог, сошёл на землю, ничто ещё не было сотворено, ничто не обрело ещё форму, существовал лишь мрак, темнота. Но, согласно легенде, с небес Аресу-Дионису было дано орудие, Лабрис, и именно этим орудием, этим оружием он сотворил мир. -

Арес-Дионис начал ходить посреди мрака, описывая круг за кругом. (Это весьма любопытно, ведь современная наука открыла, что мы, оказавшись в темноте в незнакомом помещении или пытаясь выйти из какого-то просторного, но неосвещенного места, чаще всего начинаем ходить по кругу- так же происходит, когда мы теряемся или блуждаем по лесу.

Арес-Дионис начал ходить по кругу, рассекая темноту и прорезая борозды своей секирой. Дорога, которую он прорезал и которая с каждым шагом становилась светлее, и называется «лабиринт», то есть «путь, прорубленный Лабрисом».

Когда Арес-Дионис, рассекая мрак, дошёл до самого центра, до цели своего пути, он увидел вдруг, что у него уже нет той секиры, что была вначале. Его секира превратилась в чистый свет — он держал в своих руках пламя, огонь, факел, который ярко освещал всё вокруг, ибо бог совершил двойное чудо: одним остриём секиры он рассёк тьму вовне, а другим — свою внутреннюю тьму. Таким же способом, как он создал свет снаружи, он создал свет в самом себе- так же как он прорезал внешний путь, он прорезал и путь внутренний. И когда Арес-Дионис дошёл до центра лабиринта, он достиг конечной точки своего пути: он достиг света, достиг внутреннего совершенства.

Более поздние предания мы знаем намного лучше. Самое известное из них — миф о загадочном лабиринте, созданном Дедалом, удивительным архитектором и изобретателем с древнего Крита, чьё имя теперь уже всегда ассоциируется с лабиринтом, запутанным путём.

Итак, связь Пасифаи с Быком и рождение Минотавра имеет отношение к древним расам и к тем давним событиям, которые в определённый момент стерлись из памяти людей. С другой стороны, чудовище, Минотавр — это слепая, аморфная материя без разума и цели, которая скрывается в центре лабиринта, ожидая жертв от своего благодетеля. Проходят годы, продолжает легенда, и Минотавр в своём лабиринте действительно превращается в нечто ужасающее. Царь Крита, победив афинян в войне, облагает их страшной данью: каждые девять лет они должны направлять семь юношей и семь невинных девушек в жертву Минотавру. Когда наступает срок выплаты третьей дани, в Афинах против этого восстаёт герой, обладающий всеми достоинствами, — Тесей. Он даёт себе обещание не принимать правление городом до тех пор, пока не освободит его от напасти, пока не убьёт Минотавра.

Тесей сам записывается в число юношей, которые должны стать жертвами чудовища, отправляется на Крит, пленяет сердце Ариадны, дочери Миноса, и добивается, чтобы она дала ему клубок ниток, с помощью которого он сможет пройти через лабиринт и затем, убив Минотавра, найти из него выход. Клубок сыграл в этой истории важнейшую роль. Тесей входит в лабиринт и, проникая всё дальше в его сложные и запутанные коридоры, разматывает нить. Дойдя до центра, он благодаря своей колоссальной силе и воле убивает Минотавра и находит выход. В простых и наивных историях Тесей убивает Минотавра мечом, иногда — кинжалом. Но в самых древних повествованиях, а также на изображениях на древних аттических вазах Тесей убивает Минотавра секирой с двойным лезвием. И вновь герой, проложивший себе путь в лабиринте, дойдя до центра, совершает чудо с помощью Лабриса, двойной секиры.

Лабиринтов, так же как и Тесеев, было много. Есть они и в Испании. На протяжении всего пути к Сантьяго де Компостелла и во всей Галисии есть бесконечное множество древнейших изображений лабиринтов на камне, которые зовут пилигрима ступить на путь к Сантьяго и пройти эту дорогу, а нам они прямо указывают на то, что в своём символическом и духовном значении этот путь является лабиринтом.

В Англии, в знаменитом замке Тинтагель, где, согласно легенде, родился Король Артур, тоже есть свои лабиринты. Мы встречаем их и в Индии, где они были символом размышления, сосредоточения, обращения к истинному центру. В Древнем Египте в древнейшем, основанном почти в додинастический период городе Абидосе существовал лабиринт, представлявший собой круглый храм. В его галереях проводились церемонии, посвящённые времени, эволюции, а также бесконечным дорогам, которые проходил человек, прежде чем достичь центра, что означало встречу с истинным человеком. Согласно истории Египта, лабиринт из Абидоса был, судя по всему, лишь очень малой частью огромного лабиринта, описанного Геродотом, который считал египетский лабиринт столь колоссальным, удивительным и невообразимым, что рядом с ним меркнет даже Великая Пирамида. Один из самых известных, изображения которого довольно распространены, — лабиринт, выложенный на каменном полу главного собора в Шартре. Он был создан не для того, чтобы кто-то в нём затерялся, но для того, чтобы по нему шли: это был своего рода путь инициации, путь свершения и путь достижений, который должен был преодолеть кандидат, ученик, тот, кто стремился быть принятым в Мистерии. Действительно, потеряться в лабиринте Шартра крайне сложно: все его дороги исключительно символические, все повороты и перепутья видны. Самое главное здесь — достичь центра, квадратного камня, на котором гвоздями обозначены различные созвездия. Для человека это аллегорически означает достичь Неба и стать в один ряд с божествами.

Знаки Фестского диска и их фонетические значения по Гриневичу

https://youtu.be/ndwBFmi1G8Q

Керамика Камарес

Подвалы, скорее всего, служили для всяческих хозяйственных нужд. Какие-то темные делишки в них все-таки творились: ведь не зря родилась легенда о жертвоприношениях чудовищу. Учеными во время раскопок были найдены человеческие кости со следами коровьих зубов насильственной смерти. Историки не могут поверить, что минойцы, создатели прекрасных фресок и утонченной керамики, могли промышлять такими гадостями, как человеческие жертвоприношения.

Керамика на Крите, действительно, была изумительная – тонкостенная, украшенная удивительными извитыми узорами. Самая ранняя называлась «Камарес», ее делали в раннедворцовый период (2000-1700 лет днэ). Название Камарес стиль получил от названия грота, где были сделаны первые подобные находки. Сосуды покрывали очень своеобразными светлыми орнаментами на темном матовом фоне. Использовалась черная, коричневая и красноватая краски. Керамика была так популярна, что ее фрагменты до сих пор находят при раскопках по всему Средиземноморью и даже в Сирии и Египте; ведь Минойское царство, напомню, активно торговало с заморскими соседями.

Саркофаг из Агия Триада

Шла бойкая морская торговля. Отсюда везли керамику и изделия из бронзы, оливковое масло, ячмень и вино. Бронзы лили много, а медь для нее возили с Кипра, целыми такими слитками-пластинами. А еще на Крит везли золото (из Египта), слоновую кость и скорлупу страусовых яиц – очень популярное сырье для всяческих поделок.

Сейчас на острове Санторини продолжаются раскопки, археологический комплекс называется Акротири, какое имя носило настоящее минойское поселение, не известно. Ученые установили, что жители города успели покинуть жилища, когда началось землетрясение. Они переместились на побережье, но удалось ли им спастись хотя бы частично, не известно. В Акротири найдены уникальные по сохранности фрески – уцелели целые комнаты с разноцветным стенным декором.

Мощные подземные толчки вызвали неимоверной силы цунами, затопившее прибрежные районы материка и Крит.


Извержение вулкана Санторин в 1950 году

Гигантская волна разом уничтожила минойский флот, сделав остров абсолютно беззащитным перед любым вторжением. От Санторина в строну крита направились убийственные пирокластические массы (раскаленная смесь газов и пепла), довершив смертельную жатву. Когда воды вернулись в море, почва была напитана солью, отравлена и размыта, сильно пострадал плодородный ее слой. Плотное вулканическое облако закрыло небо на долгое время, отчего, вероятно, произошли некие необратимые изменения в климате. Ученые находят в глубоких слоях антарктического льда, датируемых тем же временем, что и эта катастрофа, следы вулканического пепла с Санторина!

В довершение всего, по некоторым сведениям, после катаклизма наступила засуха, уничтожившая и без того жалкий урожай. Наступил голод. Дикие и воинственные народы в поисках пищи снялись с насиженных мест и двинулись к некогда богатым городам, разрушенным землетрясением, в поисках припасов. Они без труда смели с лица земли все, что сохранилось после землетрясения и связанных с ним пожаров. Минойские дворцы погибли сразу и все практически одновременно. Кносс запустел почти сразу. Он остался стоять в руинах, его никто больше не восстанавливал, только оголодавшие жители окрестных селений, а также полудикие пришельцы, грабили его на протяжении долгого времени, пока больше не осталось ничего, что еще можно было стащить. Поэтому на территории дворца при раскопках найдено было не так много артефактов. Похожая участь постигла и другие дворцы. Часть была заброшена, забыта и занесена песками, как Кносс, на других выросли новые города. Из разрушенного Феста люди не ушли, они стали строить новые дома; город просуществовал до нашей эры.

Микенская керамика

Культура существовала, вполне себе процветая, до 13 века, пока не произошло ЭТО.

ЭТО называют «Катастрофой бронзового века» или «Коллапсом бронзового века». В 15-14 веках днэ случилось нечто, что погубило одновременно несколько крупнейших древних цивилизаций, отбросив далеко назад в развитии практически весь древний мир. Даже древний Египет, мощнейшее из царств того времени, потерял былую силу, упустив из-под своего влияния важнейшие колонии – Сирию и Левант. Погибло Хеттское царство, полностью угасла отдаленная Хараппская цивилизация, погиб сирийский Угарит, разрушены были крупные города Леванта, не избежали этой участи города-государства материковой Греции и Крит. В результате подавляющее большинство крупных городов были разрушены и разграблены варварами, исчезли даже некоторые письменности, резко снизилась численность населения, примитивизировалсь культура, снизилась грамотность. Наступили Темные Века. На 400 лет!

Крит в наибольшей степени пострадал от сильнейшего землетрясения, эпицентром которого был вулканический остров Тира (Санторин, Санторини). Поселение на самом острове Тира было разрушено сильнейшим землетрясением, а потом засыпано многометровым слоем пепла и пирокластическим потоком. Остров буквально взорвался, наполовину уйдя под воду! В центральной части его образовалась воронка. Извержение вулкана продолжалось несколько дней, засыпая вулканическим пеплом все вокруг.

 

 

Минойский ритон в форме львиной головы

Не понятно, откуда они пришли. Возможно, здесь, на Крите, они жили всегда. На территории современной Турции, в древней Анатолии, несколько тысяч лет назад жили носители очень похожей археологической культуры, халафской – и керамика у них сходная, и культ быка присутствовал, и антропологически они были почти такими же, как минойцы – крупноносыми, темноволосыми и смуглыми; ученые называют такой тип «кавказоидами». Предполагают, что носители удивительной и живописной культуры пришли как раз оттуда, из северной части Анатолии. Первые следы их существования на Крите датируются более чем 5 тысячелетием до нашей эры – задолго до вторжения эллинов на территории материковой Греции. Сами греки, намного позже пришедшие с Севера, со стороны современной Македонии, называли аборигенов пеласгами. Это была самый многочисленный народ из так называемого «догреческого субстрата», а еще были карийцы и лелеги. Островитян греки-ахейцы называли «народами моря», причем совершенно заслуженно – они были настоящими хозяевами морей, причем полноправными. Видимо, минойцы жили не только на Крите, но и на других островах архипелага.

Кносский дворец (реконструкция). Некоторые постройки имели до 5 этажей.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.