Особенности массовой коммуникации — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности массовой коммуникации

2020-01-13 189
Особенности массовой коммуникации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОБЩЕНИЕ И КОММУНИКАЦИЯ

 

Общение по Далю - “соединяться, смешиваться, быть заодно, делиться, дружиться”. С психологической позиции эти определения позволяют предположить наличие в первоначальном значении понятия “общение” информационного, поведенческого и эмоционально-волевого компонентов. В функциональном плане это обмен состояний, вхождение в общее состояние, формирование совместной информационной среды, эмоционального сопереживания и единого волевого импульса.

На современном этапе принято разводить понятие “общение” и “коммуникация”.

[Определения «общение» и «коммуникация» по словарю]

 

В отечественной психологической науке общение понимается как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в соместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека, и как осуществляемое знаковымим средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями в совместной деятельности и направленное на значимое изменении в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера. Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного быта. В процессе общения субъективный мир одного человека раскрывается для другого, человек актуализируется и репрезентируется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. Форма воздействий, которые осуществляет человек, дает основание определить его репертуар и личностные черты, а особенности организации речевого сообщения говорят об общей культуре, этнокультурной специфике, полученном образовании.

Категория “коммуникация” при этом либо содержательно отождествляется с категорией “общение”, либо рассматривается как характеристика стиля и средств общения, либо понимается как вид воздействующего общения по схеме “субъект-объектного” взаимодействия с целью изменения состояния “объекта” в результате выполнения определенных манипулятивных действий.

 

Массовая коммуникация - систематическое распространение (с помощью технических средств тиражирования) специально подготовленных сообщений, представляющих социальную значимость, среди численно больших, анонимных, рассредоточенных аудиторий с целью оказания влияния на установки, оценки, мнения и поведение людей.

Классическая модель

Массовая коммуникация Межличностное общение
1. Опосредованность общения техническими средствами 1. Непосредственный контакт в общении
2. Общение больших социальных групп 2. Общение в основном отдельных индивидов
3. Ярко выраженный социальная ориентированность общения 3. Как социальная, так и индивидуально-личностная ориентированность общения
4. Организованный, институциональный характер общения 4. Как организованный, так в большой степени спонтанный характер общения
5. Отсутствие непосредственной обратной связи между коммуникатором и аудиторией в процессе общения 5. Наличие непосредственной обратной связи между общающимися в процессе коммуникативного акта
6. Повышенная требовательность к соблюдению принятых норм общения 6. Более свободное отношение к соблюдению принятых норм общения
7. Однонаправленность информации и фиксированность коммуникативных ролей 7. Попеременная смена направленности информации и коммуникативных ролей
8. «Коллективный» характер коммуникатора и его «публичная индивидуальность» 8. «Индивидуальный» характер коммуникатора и его «приватная индивидуальность»
9. Массовая, стихийная, анонимная, разрозненная аудитория 9. Реципиентом выступает отдельный человек
10. Массовость, публичность, социальная актуальность и периодичность сообщений 10. Единичность, приватность, универсальность, социальная и индивидуальная актуальность, необязательная периодичность сообщений
11. Преобладание «двухступенчатого» характера восприятия сообщений 11. Преобладание непосредственного восприятия сообщения

 

№ 1 – Рассмотреть современную ситуацию в МК

Социальные функции МК:

1. Идеологическое и политическое влияние;

2. поддержание социальной общности;

3. организация

4. информирование

5. просвещение

6. развлечение

1. Информационная функция - удовлетворение информационных потребностей индивида, общества, государства. [Сдвиг выпуска новостей с обычного времени - событие чрезвычайное. Все программы - в промежутках между выпусками новостей. Схема новостей: политика - девиантность - медицина, культура, наука - спорт - погода]

2. Культурно-просветительская функция - на ТВ - канал “Культура” и программы типа “Диалоги о животных”, “Живая планета”, “Вокруг света”, “Непутевые заметки”, “Живая природа”. О “неполноценности” можно спорить сколько угодно (никакая передача не сделает тебя истинным знатоком и ценителем и т.п.), но для многих - это единственная возможность побывать в Большом театре и в Африке.

3. Образовательная функция - в России успешно умерла эта функция на ТВ, циклы дидактического материала в помощь школьникам (Астрономия. 10 класс. Физика. 8 класс) по ТВ больше не идут в связи с отсутствием денег. Хотя считалось, что польза от таких ТВ курсов есть. Утешает то, что подобные курсы есть на Российском радио (уроки английского), и в больших количествах - на видео.

4. Управленческая функция - предполагает прямую вовлеченность в систему административного воздействия на население, в пропаганду определенного образа жизни с соответствующим набором политических и духовно-нравственных ценностей. Степень этой вовлеченности и мер воздействия зависят от характера государства. Эта функция (во всяком случае, по от. к ТВ) граничит с интегративной и информационной. Граница проходит по отношению к информации - избирательность, полнота, достоверность информации м. противоречить целям администрации.

Важнейшая задача в рамках этой функции - адаптация населения к меняющимся обстоятельствам среды “обитания”.

Важно - пропаганда ненасилия и неразделения на “своих” и “чужих” (интегративная ф.). Спокойное обсуждение проблем способствует сглаживанию проблем. (+ “иные” дикторы, журналисты).

Запрещается в СМИ подстрекательство к опасному поведению. (Так, нельзя брать интервью у откровенных девиантов - убийц, террористов и т.п.)

5. Интегративная функция - способность поддерживать нормалное функционирование того общества, на которое распространяется влияние СМИ.

САм факт обращения к какому-либо средству СМИ свидетельствует об определенной общности, но это не отменяет необходимость сознательно работать на укрепление этого чувства сопричастности.

Доминанта вещания - выявление общих для аудитории (общечеловеческих, общенациональных, общегородских) ценностей, обсуждение путей решения общих проблем и противодействие деструктивным, опасным для общества тенденциям.

Интегративная ф. как бы накладывается на все другие функции, частично с ними совпадая.

7. Организаторская функция - СМИ может становиться инициатором той или иной общественной акции, организуя какие-либо совместные действия масс людей. Также СМИ м. организовывать и власти (напр., в решении бытовых проблем - дороги, транспорт, проблемы граждан).

8. Рекреативная функция - отдых, развлечение. То, что СМИ сейчас очень много времени и места отводят выполнению именно этой функции, связано с особенностями их экономических интересов [об этом позднее].

 

КАНАЛ КОММУНИКАЦИИ

А ЧТО С ИНТЕРНЕТОМ?

 

 

 

ОБЩЕНИЕ И КОММУНИКАЦИЯ

 

Общение по Далю - “соединяться, смешиваться, быть заодно, делиться, дружиться”. С психологической позиции эти определения позволяют предположить наличие в первоначальном значении понятия “общение” информационного, поведенческого и эмоционально-волевого компонентов. В функциональном плане это обмен состояний, вхождение в общее состояние, формирование совместной информационной среды, эмоционального сопереживания и единого волевого импульса.

На современном этапе принято разводить понятие “общение” и “коммуникация”.

[Определения «общение» и «коммуникация» по словарю]

 

В отечественной психологической науке общение понимается как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в соместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека, и как осуществляемое знаковымим средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями в совместной деятельности и направленное на значимое изменении в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера. Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного быта. В процессе общения субъективный мир одного человека раскрывается для другого, человек актуализируется и репрезентируется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. Форма воздействий, которые осуществляет человек, дает основание определить его репертуар и личностные черты, а особенности организации речевого сообщения говорят об общей культуре, этнокультурной специфике, полученном образовании.

Категория “коммуникация” при этом либо содержательно отождествляется с категорией “общение”, либо рассматривается как характеристика стиля и средств общения, либо понимается как вид воздействующего общения по схеме “субъект-объектного” взаимодействия с целью изменения состояния “объекта” в результате выполнения определенных манипулятивных действий.

 

Массовая коммуникация - систематическое распространение (с помощью технических средств тиражирования) специально подготовленных сообщений, представляющих социальную значимость, среди численно больших, анонимных, рассредоточенных аудиторий с целью оказания влияния на установки, оценки, мнения и поведение людей.

Особенности массовой коммуникации

1. Величина аудитории. Огромна, анонимна, гетерогенна. Информация м.б. адресована отдельным группам, но точность адресации ограничена. Также - реакция на сообщение со стороны аудитории не будет одинаковой, поскольку значение имеет личный опыт реципиента, личностные особенности, обстановка потребления продукции СМИ (социальная ситуация).

2. Источник коммуникации. Им являются определенные институты и организации.

3. Основная функция СМИ - привлекать и удерживать максимально большую аудиторию в интересах рекламодателей. Это напрямую связано с условиями экономического выживания, поскольку реклама приносит основной доход СМИ. Для того, чтобы быть финансово успешным, СМИ необходимо быть максимально развлекательным для максимально большого числа людей. Этот принцип действует и для неразвлекательного материала, подобного новостям.

Структурные компоненты МК:

 

Коммуникатор – кто говорит, кто сообщает информацию

 

Аудитория (реципиенты) – кому говорят, кому сообщают информацию

 

Сообщение – что именно говорят, сама информация

 

Канал – техническое средство, с помощью которого осуществляется передача информации

 

Именно опосредованность общения техническими средствами задает, предопределяет основные специфические особенности МК как разновидности человеческого общения.

Использование технических средств дает возможность одновременно включать в общение большие массы людей. При помощи СМК фактически общаются не отдельные личности, а большие социальные группы. Иными словами, МК – это прежде всего общение больших социальных групп со всеми вытекающими отсюда социальными и психологическими последствиями.

 

аудитория (огромна, анонимна, гетерогенна. Информация м.б. адресована отдельным группам, но точность адресации ограничена. Также - реакция на сообщение со стороны аудитории не будет одинаковой, поскольку значение имеет личный опыт реципиента, личностные особенности, обстановка потребления продукции СМИ (социальная ситуация).

сообщение (публичность, универсальность /включение в него самой разнообразной информации/, социальная актуальность, периодичность информации).

 

Огромные потоки сообщений делают процесс восприятия и понимания сообщений все более сложным, вместе с тем с усложнением структуры внешнего мира и происходящих в нем процессов человек все больше зависит от массовой коммуникации, создающей для него «вторую реальность». Это обусловливает такую особенность МК, как ее «двухступенчатый характер». Суть этого явления в том, что окончательное мнение у реципиента формируется, как правило, после обсуждения сообщения с другими людьми, прежде всего, с «лидерами мнений». (Этим, кстати, объясняется факт, что часто передают не только выступление политика, но и реакцию на него предполагаемых или явных лидеров мнений, реакцию студии, в комедиях смеются за кадром…)

Специфика межгруппового общения в условиях МК:

  1. Социальная направленность. Общение в МК всегда социально-ориентированное.
  2. Организованный характер. МК не может существовать вне организованных форм.
  3. Институциональный характер.
  4. Отсутствие непосредственной обратной связи. Основной является отсроченная обратная связь.
  5. Повышенная требовательность к соблюдению принятых норм общения.
  6. «Коллективный» характер коммуникатора и его «публичная индивидуальность»

конкретно выражаются в том, что он выступает как представитель определенной социальной группы или социального слоя общества, а также в том, что в подготовке и передаче сообщения участвует значительно число людей.

Классическая модель

Массовая коммуникация Межличностное общение
1. Опосредованность общения техническими средствами 1. Непосредственный контакт в общении
2. Общение больших социальных групп 2. Общение в основном отдельных индивидов
3. Ярко выраженный социальная ориентированность общения 3. Как социальная, так и индивидуально-личностная ориентированность общения
4. Организованный, институциональный характер общения 4. Как организованный, так в большой степени спонтанный характер общения
5. Отсутствие непосредственной обратной связи между коммуникатором и аудиторией в процессе общения 5. Наличие непосредственной обратной связи между общающимися в процессе коммуникативного акта
6. Повышенная требовательность к соблюдению принятых норм общения 6. Более свободное отношение к соблюдению принятых норм общения
7. Однонаправленность информации и фиксированность коммуникативных ролей 7. Попеременная смена направленности информации и коммуникативных ролей
8. «Коллективный» характер коммуникатора и его «публичная индивидуальность» 8. «Индивидуальный» характер коммуникатора и его «приватная индивидуальность»
9. Массовая, стихийная, анонимная, разрозненная аудитория 9. Реципиентом выступает отдельный человек
10. Массовость, публичность, социальная актуальность и периодичность сообщений 10. Единичность, приватность, универсальность, социальная и индивидуальная актуальность, необязательная периодичность сообщений
11. Преобладание «двухступенчатого» характера восприятия сообщений 11. Преобладание непосредственного восприятия сообщения

 

№ 1 – Рассмотреть современную ситуацию в МК

Социальные функции МК:

1. Идеологическое и политическое влияние;

2. поддержание социальной общности;

3. организация

4. информирование

5. просвещение

6. развлечение

1. Информационная функция - удовлетворение информационных потребностей индивида, общества, государства. [Сдвиг выпуска новостей с обычного времени - событие чрезвычайное. Все программы - в промежутках между выпусками новостей. Схема новостей: политика - девиантность - медицина, культура, наука - спорт - погода]

2. Культурно-просветительская функция - на ТВ - канал “Культура” и программы типа “Диалоги о животных”, “Живая планета”, “Вокруг света”, “Непутевые заметки”, “Живая природа”. О “неполноценности” можно спорить сколько угодно (никакая передача не сделает тебя истинным знатоком и ценителем и т.п.), но для многих - это единственная возможность побывать в Большом театре и в Африке.

3. Образовательная функция - в России успешно умерла эта функция на ТВ, циклы дидактического материала в помощь школьникам (Астрономия. 10 класс. Физика. 8 класс) по ТВ больше не идут в связи с отсутствием денег. Хотя считалось, что польза от таких ТВ курсов есть. Утешает то, что подобные курсы есть на Российском радио (уроки английского), и в больших количествах - на видео.

4. Управленческая функция - предполагает прямую вовлеченность в систему административного воздействия на население, в пропаганду определенного образа жизни с соответствующим набором политических и духовно-нравственных ценностей. Степень этой вовлеченности и мер воздействия зависят от характера государства. Эта функция (во всяком случае, по от. к ТВ) граничит с интегративной и информационной. Граница проходит по отношению к информации - избирательность, полнота, достоверность информации м. противоречить целям администрации.

Важнейшая задача в рамках этой функции - адаптация населения к меняющимся обстоятельствам среды “обитания”.

Важно - пропаганда ненасилия и неразделения на “своих” и “чужих” (интегративная ф.). Спокойное обсуждение проблем способствует сглаживанию проблем. (+ “иные” дикторы, журналисты).

Запрещается в СМИ подстрекательство к опасному поведению. (Так, нельзя брать интервью у откровенных девиантов - убийц, террористов и т.п.)

5. Интегративная функция - способность поддерживать нормалное функционирование того общества, на которое распространяется влияние СМИ.

САм факт обращения к какому-либо средству СМИ свидетельствует об определенной общности, но это не отменяет необходимость сознательно работать на укрепление этого чувства сопричастности.

Доминанта вещания - выявление общих для аудитории (общечеловеческих, общенациональных, общегородских) ценностей, обсуждение путей решения общих проблем и противодействие деструктивным, опасным для общества тенденциям.

Интегративная ф. как бы накладывается на все другие функции, частично с ними совпадая.

7. Организаторская функция - СМИ может становиться инициатором той или иной общественной акции, организуя какие-либо совместные действия масс людей. Также СМИ м. организовывать и власти (напр., в решении бытовых проблем - дороги, транспорт, проблемы граждан).

8. Рекреативная функция - отдых, развлечение. То, что СМИ сейчас очень много времени и места отводят выполнению именно этой функции, связано с особенностями их экономических интересов [об этом позднее].

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.