При спряжении изменяются окончания глаголов. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

При спряжении изменяются окончания глаголов.

2019-12-27 145
При спряжении изменяются окончания глаголов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

При спряжении изменяются окончания глаголов.

 

   Глаголы I спряжения имеют окончания:

       -у (-ю), -ешь (-ёшь), -ет (-ёт), -ем (-ём), -ете (-ёте), -ут (-ют).

   Глаголы II спряжения имеют окончания:

       -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).

   Проспрягаем глаголы расти, работать, стоять, держать, кормить.

Спряжение глаголов

    Спряжение глаголов определяется двумя способами:

– по личному окончанию, если оно ударное:

петь – поёшь, поёт, поют (I спр.); сидеть – сидишь, сидим, сидят (II спр.);

лежать – лежишь, лежит (II спр.); греметь – гремишь, гремит (II спр.);

– если личное окончание безударное, то спряжение глагола определяется

по суффиксу неопределённой формы.

   Чтобы определить спряжение глагола с безударным личным окончанием, нужно:

1) поставить глагол в неопределённую форму (гуляет - гулять);

2) определить, какая гласная стоит перед -ть.

Ко II спряжению относятся:

– глаголы в неопределённой форме оканчивающиеся на -ить (кроме брить, стелить);

– 7 глаголов на -еть: смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, вертеть;

– 4 глагола на -ать: слышать, дышать, гнать, держать, а также все приставочные глаголы, образованные от них.

Например: задышать, присмотреть, перегнать.

К I спряжению относятся все остальные глаголы, оканчивающиеся в неопределённой форме на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть:

                 греть, тянуть, таять.

   Примечание.  

     По начальной форме, не поставив сначала глагол в личную форму, его спряжение определить нельзя:

     жить – живёшь, живут (I спр.); шуметь – шумишь, шумят (II спр.).

Причастия.

Страдательные причастия прошедшего времени образуются

от основы прошедшего времени переходных глаголов

совершенного и несовершенного вида с помощью

формообразовательных суффиксов -нн-, -енн- (-ённ-), -т-.

     Образование страдательных причастий прошедшего

времени от глагольных основ на согласный сопровождается

таким явлением, как чередование звуков и сокращение

основы (конечная гласная основы выпадает перед

суффиксами -енн- (-ённ-):

     накормил  -енн  - накормленный (м/мл)

     обидел      -енн  - обиженный       (д/ж).

             Если страдательное причастие прошедшего времени

Образуется от глагола на   -еть, -ать- (-ять-), то перед

Суффиксом причастия пишется буква е, а или я:

     видеть – увиденный, послать – посланный, усеять – усеянный.

 Если причастие образовано от глагола на -ить, -сти, -чь,

То в суффиксе пишется е (ё):

      осушить – осушенный,

                                            привести – приведенный,

                                                                                              увлечь – увлеченный.

Под ударением е в суффиксе страдательных причастий

Переходит в ё:

       прекратить – прекращённый, наградить – награждённый.

    Буква ё сохраняется в суффиксе страдательных причастий

 и после шипящих под ударением:

       сражённый, вскипячённый, освещённый.

Необходимо повторить темы: личные окончания глаголов, причастия страдательные и действительные, правописание полной и краткой формы имен прилагательных и причастий, а также правописание числительных

Девоч?ка спрыгнула с постели. Домик (не)двигался. Со?нце ярко светило в окно. Элли подб…жала к дв…ри, ра…пахнула ее и вскрикнула от уд…вления.

Ураган занес домик в страну (не)обычайной красоты. Вокруг рас…тилался з…леный лес, по краям р…сли деревья со спелыми пл…дами. На п…лях в…днелись клумбы розовых, белых, голубых цветов. В воздухе порхали крошеч?ные птички, ра…ноцветные бабочки.

(96 слов) (А.Волков.)

Задания.

Выполните синтаксический разбор предложений:

Девочка спрыгнула с постели.

 Солнце ярко светило в окно.

В любом сложном предложении обозначьте грамматические основы.

Выполните морфемный анализ слов:

 спрыгнула; расстилался.

Объясните постановку знаков препинания в 7 и 8

                                                   

                                                                              Диктант.

                                                               

                                                                            ВОДОМЕРКА

На лугу пасётся чёрненький бычок. Он тянется влажными губами к Алёшиной ладошечке, подёргивает холкой, сгоняет злую мошкару.

— Алёша, я нашла водомерку, — кричит Наташа и разглядывает кого-то в травке. К узкому брюшку тесно прижались прозрачные крылышки.

Осенью водомерки вылезают на бережок и прячутся в укромном местечке: под корой пней, во мху, в листочках 4. Они впадают в оцепенение и спокойно переносят стужу и бескормицу4.

Почему насекомое не тонет? На его ножках никаких лыж нет. Водомерка такая лёгкая, что не может прорвать плёнку воды. Чтобы ноги у неё не смачивались водой, они покрыты особым веществом.

(По Ю. Краснощёкову.)

(92 слова.)

Грамматическое задание

Сделайте разбор по составу: чёрненький, разглядывает, местечке; влажными, прячутся, листочках.

Составьте схему предложения с прямой речью.

3. Произведите синтаксический разбор предложения:

Мне не верилось, что поляна с белыми ромашками останется целой рядом с городом. Но проходил день за днём, а цветы жили своей жизнью. Над ними ласково гудели шмели. В такт слабым порывам ветра ромашки задумчиво и нежно покачивали головками4.

Я не был на поляне дня три. И вот прикатил на велосипеде к своим ромашкам. Поляну было не узнать! Чернело пятно костра, валялись банки, осколки бутылок. От былого ромашкового чуда ничего не осталось...

(По В. Малиновскому.)

(100 слов.)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор: пенёк; сердца;

2. Сделайте синтаксический разбор предложении:

По засыпанному галькой берегу шли три медведя. Один из них — крупная медведица — в этот момент переходил вброд неширокую, но быструю, впадающую в Иман реку. Шлёпая по мелкой воде широкими лапами, медведица достигла середины реки, затем резко погрузилась, так что вода перекатилась через её спину,7 и вышла на противоположный берег. С её шкуры с журчанием стекала вода.

Примеру медведицы последовал второй, небольшой медведь, видимо, двухгодовалого возраста.

В тот же момент произошла, вероятно, обычная для этих четвероногих семейная сцена. Медведица в одно мгновение очутилась около среднего медвежонка и передней лапой дала ему такую затрещину, что тот полетел на отмель.

Перевернувшись и схватившись обеими лапами за левое ухо, он заорал диким голосом. Затем, продолжая держаться лапой за ушибленное место, он стремительно кинулся через речку, схватил маленького братишку за шиворот и, всё ещё вскрикивая сквозь зубы, переволок его через глубокое место.

При спряжении изменяются окончания глаголов.

 

   Глаголы I спряжения имеют окончания:

       -у (-ю), -ешь (-ёшь), -ет (-ёт), -ем (-ём), -ете (-ёте), -ут (-ют).

   Глаголы II спряжения имеют окончания:

       -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).

   Проспрягаем глаголы расти, работать, стоять, держать, кормить.

Спряжение глаголов

    Спряжение глаголов определяется двумя способами:

– по личному окончанию, если оно ударное:

петь – поёшь, поёт, поют (I спр.); сидеть – сидишь, сидим, сидят (II спр.);

лежать – лежишь, лежит (II спр.); греметь – гремишь, гремит (II спр.);

– если личное окончание безударное, то спряжение глагола определяется

по суффиксу неопределённой формы.

   Чтобы определить спряжение глагола с безударным личным окончанием, нужно:

1) поставить глагол в неопределённую форму (гуляет - гулять);

2) определить, какая гласная стоит перед -ть.

Ко II спряжению относятся:

– глаголы в неопределённой форме оканчивающиеся на -ить (кроме брить, стелить);

– 7 глаголов на -еть: смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, вертеть;

– 4 глагола на -ать: слышать, дышать, гнать, держать, а также все приставочные глаголы, образованные от них.

Например: задышать, присмотреть, перегнать.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.