Февраля 1983 года, Навадвип Дхам, Индия — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Февраля 1983 года, Навадвип Дхам, Индия

2019-12-27 102
Февраля 1983 года, Навадвип Дхам, Индия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Вчера был день ухода Мадхвачарьи, а сегодня день ухода Рамануджачарьи.Рамануджачарья жил около 125 лет. Мы слышали, что он жил 125 лет. Из всех ачарьев -вайшнавов он был первым, кто выступил против майявады, против философии Шанкарачарьи. Это был именно Рамануджачарья. Его философия называется вишишта-адвайта-вада. Философия Шанкарачарьи называется адвайта-вада или кевала-адвайта-вада, а философия Рамануджи называется вишишта-адвайта-вада, панантеизм. Есть пантеизм, а есть панантеизм. Вишишта-адвайта-вада — это конкретно обозначенный Абсолют с различиями внутри.

Рамануджа следовал определенной философской школе, которая существовала в Южной Индии, т. е. его сампрадая существовала и до него. И эта сампрадая прослеживает свое начало в эту эпоху от Шатакупы. Шатари, Шатакупа, Намальвар — все эти имена. Шатакупа не знал санскрита. Сначала у них все было на тамильском языке. Постепенно все развивалось, и к ним присоединились вайшнавы, которые знали санскрит. В Рамануджа- сампрадае считается, что с Вайкунтхи в Южную Индию низошло много святых, которых называют альварами. Один из них был Куреш, современник Рамануджи, другой — Кулашекхар Ачарья. Он был царем Кералы и, тем не менее, был великим преданным. Он написал множество стихов на санскрите. Одно его произведение называется «Мукунда-мала-стотрам».

Кулашекхар Ачарья внес значительный вклад в установление чистой преданности. Он жил где-то в первом столетии до нашей эры, т. е. ещё до Шанкарачарьи.

Рамануджа- сампрадая происходит от Лакшми Деви. Лакшми Деви — это основа Рамануджа- сампрадаи. Существуют четыре сампрадаи, чатур-сампрадаи, четыре чистых вайшнавских сампрадаи. Они происходят от четырех личностей. Шри- сампрадая — от Лакшми, с нее началась Рамануджа- сампрадая. Брахма- сампрадая происходит от Брахмы, и ачарья - сампрадая — Мадхвачарья. Она называется Брахма-Мадхава- сампрадая, и в ней появился также Махапрабху, Чайтаньядев. Рудра- сампрадая происходит от Шивы. Шива основал эту сампрадаю, и ачарья в ней — Вишнусвами. Также в ней появился Шридхар Свами. Это Рудра- сампрадая. Философия Шанкары — это кевала-адвайта-вада. А в Рудра- сампрадае, где появились Шридхар Свами и Вишнусвами, философия называется шуддха-адвайта. А Мадхава- сампрадая — это шуддха-двайта; не шуддха-адвайта, а шуддха-двайта. Шуддха-двайта — это Мадхава- сампрадая.

Двайта-двайта — это философия Нимбарка- сампрадаи, которая происходит от четырех Кумаров: Санаки, Санатаны, Сананданы и Санат-кумара, чатух-сан. Нимбарка жил в средние века, это ачарья Кумара- сампрадаи. Он написал свою бхашью, комментарий на Веданту. «Париджата-бхашья» — это комментарий Нимбарки. Рамануджа также написал свою бхашью на Веданту. Каждый ачарья написал свой комментарий к Веданте: Мадхвачарья и Шридхар Свами, и в Гаудия- сампрадае также есть комментарий на «Веданту». Рамануджа написал комментарий на «Веданту», который называется «Шри-бхашья». В сампрадае Рамануджи, в этой вайшнавской сампрадае, нет разделения на касты. Там нет такого понятия как «касты». И первый ачарья современности в этой сампрадае — Шатакупа. Он происходит из низших сословий, но все Рамануджа-вайшнавы, Шри-вайшнавы, очень высоко почитают его.

Шатакупа, Шатари, Намольвар — все эти имена. У них было много альваров, и считается, что все они низошли с Вайкунтхи, все они — посланники Вайкунтхи. Двенадцать из этих альваров считаются самыми главными — двадеша-альвары. Как я уже сказал, царь Кералы, Кулашехкар, считается одним из этих двенадцати альваров. Затем Ямуначарья, благодаря которому Шри- сампрадая обрела еще больше могущества. Когда Ямуначарья был еще мальчиком и учился в школе, толе, произошла такая история.

У царя той земли был один придворный пандит, и этот придворный пандит про возгласил всем пандитам этого государства: «Если все вы признаете меня главным пандитом всего царства, то тогда все будет в порядке. Но если кто-то из вас думает, что он сможет победить меня в ученом споре, в теологической дискуссии, то я приму этот вызов. Я приглашаю вас поучаствовать в дискуссии со мной». Он бросил вызов всем. Он был придворным пандитом тогдашнего царя Кералы. И он послал определенный знак — золотую тыкву или что-то в этом роде, — с тем условием, что тот, кто остановит гонца и примет этот знак, тот согласен участвовать в дискуссии с ним по священным писаниям.

Ямуначарья в то время был совсем мальчиком. Он учился в толе, санскритской школе. И вот гонец принес это послание и в его школу. Учитель школы услышал об этом. Но он не хотел доставлять неудовольствие царскому пандиту и поэтому не принял вызов. Мальчик же, Ямуначарья, с удивлением спросил своего учителя: «Почему вы не приняли этот вызов?» Учитель ответил: «Нет, нет. Он же придворный пандит, а мы получаем большую помощь от государства, из царской казны. Если эта помощь прекратится, то мне будет трудно поддерживать школу из-за нехватки денег. Поэтому я не хочу беспокоить этого человека». Однако мальчика это все не волновало, и он сказал: «Если вы не принимаете вызов, то я приму его». И учитель сказал: «Ну, хорошо. На свой страх и риск ты можешь сделать это». Мальчик взял тогда у гонцов тот знак, золотую тыкву, и тем самым очень удивил гонцов. Они сказали ему: «Ты, маленький мальчик, осмеливаешься сражаться с этим великим царским пандитом? Ты понимаешь, что ты делаешь? Ты разве не знаешь, какой он великий ученый?»

Мальчик ответил: «Нет, я не знаю этого. Но я просто хочу держать спор с ним. И думаю, что смогу победить его». Что делать, они согласились и привезли этого мальчика во дворец в тот же день. Он предстал во дворе царя перед всеми, и уже должна была начаться дискуссия с царским пандитом. В это время царь и царица смотрели из окна на то место, где должна была состояться эта дискуссия, и они увидели, как туда входит мальчик. Царица сразу же приняла сторону мальчика. Она очень привлеклась им:

— Такой красивый мальчик, такой умный, у него такой разумный взгляд. Он обязательно победит.

Царь возразил:

— Нет, это невозможно. Наш придворный пандит столь великий ученый, он имеет большой опыт в подобных дебатах. Что этот мальчик может сделать?

Но царица настаивала:

— Нет! Я утверждаю, что выиграет мальчик.

Царь говорил:

— Нет, нет, нет.

И тогда они заключили пари.

Царица спросила:

— Если этот мальчик выиграет спор, что тогда ты будешь делать? Что ты дашь?

Царица объявила царю:

— Ты должен будешь отдать свою дочь ему в жены и половину царства. Ты согласен?

Царь сказал:

— Да.

Так или иначе, мальчик вошел в зал. К тому времени собралась уже большая толпа, все хотели посмотреть. Все обсуждали: «Этот мальчик собирается сражаться с великим ученым, столь прославленным ученым, знаменитым царским пандитом. Что же будет?» Был большой переполох. И вот мальчик и царский пандит сели друг напротив друга. Царский пандит сказал: «Ну, что, мальчик, сможешь ли ты ответить на мои вопросы? Или, может, ты первым хочешь задать мне вопросы? Задай свои вопросы, и я разделаюсь с ними, я разобью их в пух и прах». Тогда мальчик задал очень разумные вопросы, три вопроса. Точнее, это были три задачи.

Первая задача такова: «Я делаю утверждение: твоя мать не является бесплодной женщиной. Таково мое утверждение, и тебе нужно опровергнуть его. Я утверждаю, что твоя мать не является бесплодной женщиной, а тебе нужно доказать, что твоя мать бесплодна». Следующее утверждение: «Царь не является грешником. Я говорю, что царь не является грешником, тебе же нужно доказать, что царь является грешником, преступником». И третья задача: «Я делаю утверждение, что царица чиста, целомудренна, верна царю. Тебе нужно доказать, что она не целомудренна, неверна царю». Услышав такие вопросы, такие задачи, пандит словно воды в рот набрал. Сразу же замолк, подумал: «Что же делать? Как ответить на эти вопросы? Как опровергнуть всё это? Я попал в очень трудное положение». Так, в течение долгого времени пандит сидел, погруженный в глубокие размышления.

Затем он с раздражением выпалил: «Какие-то абсурдные вопросы ты мне задал. Ты, мальчишка, можешь ли ты сам разрешить свои задачи, ответить на эти вопросы?» Мальчик спокойно сказал: «Да, я могу». Поднялся большой шум. Люди говорили: «Пандит не смог ответить на эти вопросы, и теперь мальчик сам ответит на свои вопросы. Он так смело собирается ответить на эти вопросы. Посмотрим, как он это сделает». И обязательно должны быть свидетельства из шастр. Тогда мальчик процитировал одну шлоку из шастр, которая являлась доказательством, свидетельством, ответом на первый вопрос. В этой шлоке говорилось, что женщина, которая производит на свет недостойного сына, является бесплодной. Мальчик сказал: «Та женщина, которая произвела на свет такого сына, как ты, т. е. того, у кого нет настоящих достоинств, а только одно хвастовство о своих воображаемых достоинствах, такая женщина является бесплодной. Недостойный сын, обманщик — ненастоящий сын, и та, кто производит на свет обманщика, называется бесплодной». Он привел такую цитату из шастр, из каких-то Пуран: «Та мать может считаться бесплодной, чей сын является недостойным человеком».

Там присутствовали многие другие пандиты и они одобрили этот ответ. Они стали аплодировать в знак одобрения, когда мальчик процитировал шлоки из Пуран. Так или иначе, на первый вопрос был дан ясный ответ. Затем следующая задача: царь является грешником. Как доказать, что царь является грешником? Мальчик снова привел цитату из шастр, шлоку, где говорится, что царь получает налоги со своих подчиненных, от граждан, жителей царства, и с этими деньгами грехи этих людей, его подчиненных, переходят к нему, к царю, и поэтому царь вынужден совершать различные ягьи разным деватам, чтобы избавляться от этого греха. И таким образом он может оставаться свободным от греха. Мальчик процитировал из Пуран, сказав, что с теми деньгами, которые получает царь от подчиненных в виде налогов, к нему также приходят грехи. И поскольку он получает эти деньги постоянно, несмотря на то, что он в то же время пытается постоянно освободиться от этих грехов, они остаются с ним. Они накапливаются в нем. Царь совершает ягью, чтобы избавиться от этих грехов, но он постоянно получает новые налоги, поэтому можно считать, что он совершает грехи, что он грешен. Таким образом, мальчик привел подобное доказательство. Он привел соответствующие цитаты из шастр, и пандиты были удовлетворены этими цитатами.

Царский пандит не мог вымолвить и слова и на этот раз, он сидел оцепеневший. Но оставался ещё один вопрос, еще одна задача, самая сложная. Нужно доказать, что царица не является верной царю, целомудренной. Причем нужно подтвердить это цитатами из шастр. Мальчик привел цитату. Предполагается, что в теле царя также пребывают восемь богов: Индра, Варуна и другие. Несколько богов постоянно находятся в теле царя. Об этом говорится в шастрах.

Шесть или восемь богов, я не помню. Они всегда присутствуют в теле царя. Поэтому, когда он наслаждается чем-то, боги так же наслаждаются вместе с ним. Таким образом можно прийти к выводу, что женой царя, царицей, наслаждаются так же и другие, т. е. боги. И он привел такую цитату из шастр, свидетельство, праману. Пандиты одобрили и этот ответ. Они ничего не могли возразить против этого. Таким образом, мальчик одержал удивительную победу. Его начали называть с того времени Пративади Бхаянкар(?). До сих пор существует матх в Южной Индии, который назван его именем — Пративади Бхаянкар.

Пративади Бхаянкар — означает «тот, кто внушает страх оппонентам». Пративади — это «оппонент», а бхаянкара означает «внушающий неистовый страх». Этот матх существует и поныне. Вот таким был Ямуначарья. Это история о юном Ямуначарье, о мальчике Ямуначарье. Царь и царица заключили пари, согласно этому условию мальчик был помолвлен с дочерью царя, и ему была отдана половина царства. Сам Ямуначарья происходил из вайшнавской семьи. Но когда он женился на дочери царя, он стал наслаждаться царством. Вместе с этим он продолжал свои занятия, изучение. Один вайшнав наблюдал за этим и думал: «Ямуначарья такой великий гений, но теперь он женился. Он стал царем, и он потерян для нашей сампрадаи. Майявади, Шанкара -сампрадая, задирают свои головы и выступают против нас. На нашей стороне сейчас не так много ученых, которые могли бы сражаться с ними. Так или иначе, нужно каким-либо образом увести Ямуначарью от этой царской жизни, полной наслаждений, вытащить его оттуда. Если он примет эту миссию, то сампрадая Шанкарачарьи будет уничтожена. Мы сможем покорить их, одержать вверх над ними».

Ямуначарья любил определенный овощ, зелень, шак. Этот вайшнав узнал об этом, и каким-то образом ему удавалось каждый день доставать этот шак и регулярно приносить его повару царя, Ямуначарьи. Однажды Ямуначарья сказал повару:

— Мне так нравится этот шак, но ведь он недоступен в течение всего года, он доступен только в сезон. Откуда же сейчас вы достаете его?

Повар ответил:

— Я не знаю. Какой-то человек каждый день приносит его для вас.

Ямуначарья спросил:

— Зачем же какому-то человеку, которого я не знаю, приносить мою любимую пищу каждый день? Пожалуйста, спроси его, почему он делает это, и скажи ему, что я хочу увидеться с ним.

Повар сказал:

— Хорошо!

И когда этот вайшнав пришел на следующий день, он назначил ему встречу с царем.

Когда он предстал перед Ямуначарьей, он заплакал. Ямуначарья спросил:

— Что случилось? Уважаемый брахман, ты плачешь, я не сделал тебе никакого вреда. Ты так любишь меня, что каждый день достаешь где-то этот шак, который я так люблю, а сейчас, когда ты увидел меня, ты заплакал…

Этот вайшнав сказал:

— Ты не знаешь, какую боль мы переживаем за тебя.

Яманучарья спросил:

— Почему вы переживаете за меня боль? Я никому боли не причинял.

— Нет, нет. Ты причинил боль.

— Хорошо, скажи тогда, что я сделал не так?

— Ты оставил нашу сампрадаю. Сейчас ты наслаждаешься как царь, но ты забыл, что ты великий ученый. И теперь ты будешь потерян для нашей сампрадаи. Майявади наступают на нашу сампрадаю, а ты спишь здесь. Мы не можем вынести этого. Ты должен подняться и выйти, спасти нашу вайшнава-сампрадаю. Ты наш спаситель!

Так или иначе, эти слова очень подействовали на Ямуначарью, он согласился:

— Хорошо! Я постараюсь сделать это.

Постепенно он снова стал глубже изучать шастры и писать книги против майявады. Он написал очень много трудов. И когда он состарился, уже был в очень преклонном возрасте, тогда появился Рамануджа. Он был тогда совсем юным — подающий большие надежды ученый, Рамануджа. У Рамануджи тоже очень интересная история. Рамануджа начал свое образование в школе одного пандита, который принадлежал к философской школе Шанкарачарьи. Этого учителя звали Ядава Пракаш. Он был очень хорошим пандитом, ученым, и он преподавал многим студентам. Рамануджа в то время был маленьким мальчиком. Он был принят в школу Ядава Пракаша и стал служить своему Гурудеву. Однажды Гурудев преподавал что-то из Упанишад. Перед ним сидело много уже взрослых студентов, и он цитировал одну строку из Упанишад: [санскрит]. Ядава Пракаш объяснял эту строку из Упанишад.

 «Шанкара дает такое толкование, — сказал он, — [санскрит]. Глаза Нараяны розоватого цвета, такого же цвета, как задняя часть обезьяны». Асан — это та часть, на которой сидит обезьяна. Иными словами, задница. У обезьяны задница розоватого цвета. И здесь глаза Нараяны сравниваются с задней частью обезьяны. Ядава Пракаш давал объяснение согласно толкованиям Шанкарачарьи. Рамануджа не мог стерпеть такого рода толкование и стал плакать. Так получилось, что его слезы попали на спину его учителя, потому что в это время Рамануджа стоял за его спиной и массировал его спину или голову, служа своему Гуру. Итак, он стал плакать, и несколько слез упало на спину Ядава Пракаша. Тот спросил:

— Ты плачешь? Почему? Что случилось? У тебя вдруг заболело что-то? Почему ты плачешь?

Рамануджа вынужден был признаться:

— Я заплакал, услышав ваше толкование Упанишад.

Ядава Пракаш с удивлением спросил:

— Мое толкование Упанишад? Какую же ошибку я допустил, что ты заплакал, что я заставил проливать тебя слезы?

Рамануджа ответил:

— Вы сравнили святые, чистейшие очи Господа Нараяны с задницей обезьяны. Вы сказали, что они такие же розоватые, как задница обезьяны. Я не могу этого вынести. Я не могу потерпеть такого богохульства.

 


Шрила Бхакти Сундар Говинда Махарадж

«Рамануджа Ачарья»

Калькутта, Индия. 5 февраля 2009 года

Даже небольшие движения провоцируют удушье. Доктор сказал мне: «Оставайтесь в постели и иногда можете сидеть в кресле, но не двигайтесь». Но как это возможно? Нужно же какое-то движение. Общение с преданными приносит мне внутреннее удовлетворение, но сидеть без движения в кресле — что в этом хорошего?

Кто-то из преданных выехал в Навадвип. Я очень рад, что в этом году множество преданных со всего мира присоединяются к празднованию Гаура-пурнимы, а также участвуют в фестивале Нитьянанды Прабху. Мы были заняты в проповеди чистой линии Махапрабху, но в ней есть руководящий принцип, которому мы не уделяли должного внимания. Но теперь Нитьянанда Прабху Сам дал нам это вдохновение. «Служите Ему и обретайте это непревзойденное духовное благо». Без служения Нитьянанде Прабху у нас не будет ничего. На самом деле Махапрабху и Нитьянанда Прабху неотличны. Нитьянанда Прабху более сострадателен к обусловленным душам, в этом наша надежда. В месте явления Нитьянанды Прабху мы построили жилье для преданных: по милости Нитьянанды Прабху у нас появилась земля и мы построили там здание. Сейчас там тридцать две комнаты. Преданные могут отправляться туда и оставаться там сколько пожелают. Харе Кришна.

На эти дни приходится много дней явления и ухода вайшнавов, ачарьев. Сегодня день ухода Рамануджи Ачарьи. Он глава Шри- сампрадаи. Их Гурудев — Маха-Лакшми. Сампрадая Рамануджи — это прославленная вайшнавская сампрадая. Махапрабху выказывал большое почтение линии Рамануджи. Преданное служение в сампрадае Рамануджи образцовое.

Одна лишь история о Дханур Дасе может раскрыть всю благодать духовного мира. Дханур Дас и его супруга — образцовые вайшнавы и исключительные слуги Рамануджи. Однажды Рамануджа Ачарья отправился в одну из деревень, в которой жил влиятельный богатый человек, ученик Рамануджи, но он не выражал ему должного почтения. Вместе с Рамануджей следовали сотни его учеников. Этот человек пытался все устроить для них, но замедлил с этим, и Рамануджа удалился из его дома, отправившись в дом Дханура Даса. Дханур Дас был очень бедным человеком, у него даже не было приличной одежды. Его жена была дома в тот момент, а сам он отправился за пожертвованиями. На его жене была лишь ветхая одежда. Услышав, что пришел ее Гуру, Рамануджа Ачарья, с приветствием «Намо Нараяна!», она все же не могла выйти, так как на ней не было пристойной одежды. Она вынужденно осталась в комнате, потому что другая из ее одежд сушилась на солнце.

Рамануджа собрался было уйти, поскольку никто не вышел, но она сделала вот так [Шрила Гурудев трижды хлопает в ладоши]. Раманужда все понял и дал ей свою уттарию, которую она надела и вышла к нему, — настолько бедно они жили. Она была очень озабочена, увидев своего Гурудева: как она сможет послужить ему? Она омывала стопы Гурудева и его спутников, размышляя о том, как она сможет накормить их. И тогда она вспомнила об одном крупном заминдаре, состоятельном человеке, который увлекался ею и время от времени делал ей непристойные предложения. Кажется, ее звали Лакшми. Она избегала его, однако сейчас она рассуждала: «У меня нет иного способа добыть пищу. Это моя гуру-сева. Я хочу послужить моему Гуру, а не тому человеку. Он состоятельный, и если он послужит моему Гурудеву, то я послужу ему». Она отправилась в его дом.

Этот человек был очень удивлен, и ее предложение очень порадовало его. Он дал ей много продуктов, чтобы приготовить пищу на сотни человек. Она приготовила различные блюда и накормила Раманужду и его учеников прекрасным прасадом. Затем они отдыхали, может быть, часа три или четыре. После этого Дханур Дас вернулся домой и принес пожертвованный рис. Ещё на подступах к дому он ощутил запах очень аппетитной еды и был удивлен этому: «Что там происходит?» Войдя, он увидел Рамануджу, оказал почтение его лотосоподобным стопам, а затем подошел к жене и спросил:

— Как тебе удалось раздобыть столько продуктов?

Она ответила:

— Это тело не есть что-то ценное. Возможно, через каких-то несколько дней мы умрем, и это тело станет лишь кучкой праха. Но у меня появилась возможность использовать мое тело в служении Гурудеву. Поэтому я дала обещание тому мужчине, что исполню его желание, если он исполнит мое: послужить моему Гуру Махараджу.

Дханур Дас обнял жену и сказал:

— Тебе в действительности известен смысл религии. Ты понимаешь суть вайшнавизма и осознаешь долг слуги перед Гуру. Я столь удачен, что у меня настолько благочестивая жена!

Они стали танцевать, а Рамануджа спросил у них:

— Почему вы вдруг стали танцевать?

Тогда Дханур Дас рассказал все Раманудже и тот, посмеявшись, сказал:

— Осталась ли какая-то еда после нас?

— Да.

— Когда твоя жена отправится к тому человеку на ночь, пусть возьмет этот прасад и предложит ему отведать.

Наступила ночь, эта женщина пришла к тому человеку, который был очень рад ее приходу. Она сказала: «Пожалуйста, сперва отведай этот прасад». Вкусив прасада, этот мужчина совершенно преобразился. Он припал к ее стопам и сказал: «С этого дня я буду почитать тебя своей матерью! Я совершил большую ошибку, но ты исправила ее».

Много подобных историй есть в Рамануджа- сампрадае. Меня очень очаровывает философия Рамануджи, на положения которой указывал Махапрабху. Когда Раманудже было двенадцать лет, уже тогда он победил своего Гуру, последователя учения Шанкары и знатока писаний. Его звали Ядава Пракаш. Это также длинная и интересная история. О какой Упанишаде там шла речь, не помните? «Чхандогья‑упанишада», верно. В ней описывается Брахма. Там приведено великолепное описание Брахмы: как сладостны его глаза, насколько прекрасны и привлекательны глаза Брахмы. Шанкарачарья написал: «Брахма не обладает глазами, ниракара, не обладает формой, качествами, ниракара нирвишеша». Так утверждает Шанкара. Совершенно иное пояснение этой шлоке «Чхандогья‑упанишады» дал Рамануджа Ачарья.

йатха капйасам пундарикам эвам акшини[1]

Бхагаван, Его падма‑палаша‑лочан подобны лепесткам, прекрасны, нилабха. Нила означает «голубой». Светло-голубой оттенок. Очаровательные большие глаза, немного красноватого оттенка.

йатха капйасам пундарикам эвам акшини

Шанкарачарья составил комментарии, и они следующего характера. В этом слове, капйасам, капи асам, капи указывает на один из видов обезьян. Вы видели храм Джаганнатха в Пури Дхаме. Там обитает этот вид обезьян, у них красный зад. [Смеется.] Так объясняет Шанкарачарья: «Очи Бхагавана цветом подобны цвету зада обезьяны, такие же красные». Шанкара вовсе не глупец, но такова воля Провиденья, чтобы он оставил именно такой комментарий.

Услышав это пояснение, Рамануджа, двенадцатилетний мальчик, заплакал. Ядава Пракаш, его Гуру, спросил:

— Ты почему плачешь?

— Это невыносимо: глаза Господа так же красны, как зад обезьяны!? Разве джентльмен может такое сказать? Я не понимаю.

Ядава Пракаш тогда спросил:

— А ты что, можешь пролить новый свет на это?

Не забывайте, ему тогда было всего двенадцать, и он сказал:

— Да! Могу!

— Ну, скажи!

— Это слово, капи, означает обезьяну, но капи также означает и падму. [ Кам пибати капи. ]. Такой ряд. Нала, стебель, на котором покоится падма, — это и есть капи. Асана, находящийся сверху налы, стебля, является лотосом.

[ Кам пибапи капи, тасйасам капйасам, капйасам тасйа йатха капйасам пундарикам эвам акшини ]. Это слова «Чхандогья‑упанишады». Ядава Пракаш был потрясен. Он подумал: «Я не потерплю такого мальчишку! Надо его убить!» И он пытался, но в конечном счете Нараяна, Лакшми-Нараяна спасли его и Ядава Пракаш стал его учеником, шишьей. Так завершилась эта история.

Существуют четыре вайшнавских сампрадаи: Шри, Брахма, Рудра, Санак. В Шри- сампрадае мы видим высочайшую интенсивность преданности. Но Кришна по Своей милости дал нам приют лотосоподобных стоп Махапрабху, где мы укрылись. Что-то мы способны понять, в этом наша удача.

[тасйа] йатха капйасам пундарикам эвам акшини

Чакшу, глаза Господа, падма - палаШа - лочан, подобны лотосам. Каждый слышал об этом! Почему же Шанкарачарья заблуждался на этот счет? Этим вопросом позже задался Мадхусудан Сарасвати, я читал и его комментарий, тику. Никто из пандитов не указал на эту ошибку. Но Рамануджа Ачарья явил столь безупречное настроение служения сампрадае. Сегодня день его ухода, авирбхав. На этой неделе дни явления и ухода Адвайты Ачарьи, Рамануджи, Мадхвачарьи, Пундарика Видьянидхи, Рагхунатха Даса Госвами, Вишнуприи Деви и многих других. Я уже старый человек, я не могу достойно преподнести их божественные деяния, я помню лишь немногое. Бхактивинод Тхакур, Прабхупада Бхактисиддханта Сарасвати Госвами, наш Гуру Махарадж, и немножко я — мы продолжаем эту божественную линию любви и служения. Что еще могу я сказать?

Манаса Кришна здесь? Сможешь сыграть на мриданге?

Джая Ом Вишнупад Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джая! Столь много сладостных историй и невероятных возвышенных личностей связано с обществом Махапрабху, Рамануджи, Мадхвачарьи. Их исключительный дух преданности… Мы можем поговорить об этом, если Кришна даст нам возможность. Что еще сказать? Махапрабху Гаурангадев столь милостив к нам. Ты сможешь спеть «Гаурангера дути пада»?

Манаса Кришна Прабху: Да. Немного буду заглядывать в песенник.

Шрила Говинда Махарадж: Хорошо.

[ бхаджаны, киртан, джая дхвани ]

Шрила Говинда Махарадж: Я забыл принять лекарства полчаса назад. Ну, хорошо, попробуем встретиться завтра. Очень хорошо. Что-то ведь лучше, чем ничего!

 

«Гауранга». Том 2

Стр. 100-106

 

Рамануджачарья

Перия Тирумалай Намби, которого также называли Шри Шайла Пурна, был любимым учеником Ямуначарьи. Он принял отречение от мира и жил со своим гуру, служа ему, пока учитель не покинул эту планету. У Намби было две сестры — Бхудеви и Шридеви. Бхудеви была замужем за брахманом Асури Кешавачарьей, который жил в Перумудуре, в двадцати шести милях от Мадраса. Скоро у них родился сын, и Намби назвал его Лакшманом, именем младшего брата Господа Рамачандры. В действительности он и был воплощением Лакшмана. Поскольку мальчик был великим преданным Господа Рамы, вскоре все стали называть его Рама-ануджа, то есть «слуга Рамы».

Рамануджа родился в пятнадцатый день полной луны в месяце Чаитра в 1017 году. Семья его принадлежала к касте Вадама смарта-брахманов, считавшихся пандитами. Отец Рамануджи, Кешавачарья, всегда был занят совершением ведических жертвоприношений, и за это прославился как Сарвакрату, тот, кто проводит все виды жертвоприношений. Когда сын его подрос, отец дал ему хорошее санскритское образование, обучая логике, грамматике и Ведам. Хотя Рамануджа получил хорошее брахманическое воспитание, он не проявлял глубокой привязанности к тамильским гимнам, прославляющим Шри Вишну. Дремлющая в его сердце преданность Господу пробудилась в нем благодаря общению с учеником Шри Ямуначарьи по имени Канчипурна, который не был брахманом, и Рамануджа уже в раннем детстве вел себя как святой. Время шло, он прошел все очистительные обряды благочестивых хинду, в том числе и церемонию одевания брахманского шнура, а затем женился, когда ему было шестнадцать лет.

Через месяц после женитьбы Рамануджи отец его тяжело заболел и покинул этот мир, и Рамануджа вместе со своей семьей переселился в Канчипурам, где стал посещать высшее учебное заведение Ядавы Пракаши, ведантиста имперсональной школы Шанкары. Решение отдать Рамануджу в не-вайшнавскую школу показывает, что семья его не строго придерживалась поклонения Вишну. Как истинные кастовые брахманы, родственники лишь заботились о том, чтобы их сын стал великим ученым. Некоторые, правда, считают, что этот шаг позволил Раманудже хорошо изучить аргументы Шанкарачарьи, прежде чем он опровергнет их в собственных комментариях.

Скоро Рамануджа стал лучшим и самым любимым среди всех учеников Ядава Пракаши. Ядава Пракаша проповедовал теорию монизма и считал иллюзией все формы этого мира, включая и Шри Вишну. С каждым днем преданность Господу Вишну лотосом распускалась в сердце Рамануджи, и отвращение к этой философии росло. Но из уважения к своему учителю он избегал конфликтов.

Скоро, однако, настал день, когда он не смог стерпеть имперсонализма Ядава Пракаши. Рамануджа растирал спину своему гуру, когда Ядава Пракаша объяснял стих из «Чхандогья Упанишад». В этом стихе были слова: капьясам пундарикам эвам акшини. Вслед за Шанкарачарьей Ядава Пракаша сказал, что капи означает «обезьяна», и ашанам — «зад», и поэтому стих в толкованиях Ядава Пракаши прозвучал так: «Лотосные глаза Господа Вишну красны, как зад обезьяны”.

Рамануджа был так разгневан этим оскорблением, что горячие слезы покатились из его глаз и стали капать на спину его гуру, причиняя ему боль. Ядава Пракаша не понял, что так взволновало его ученика, и спросил что произошло. Когда Рамануджа возразил толкованиям своего гуру, Ядава Пракаша очень удивился и отверг доводы Рамануджи. Рамануджа объяснил, что капияшан означает «то, что находится на воде и, выпивая воду, пышно расцветает», другими словами, это лотос. И значение стиха было: «Лотосные глаза Вишну прекрасны, как красноватые лотосы, которые распускаются в воде».

Когда Ядава Пракаша увидел, как искусно его опроверг ученик, он понял, что у него появился могущественный противник, и с этого дня начал плести интриги против Рамануджи. Он задумал вместе с учениками совершить паломничество к Ганге и там убить Рамануджу в укромном месте. А чтобы очиститься от греха, им достаточно будет совершить омовение в Ганге. К счастью, двоюродный брат Рамануджи по имени Говинда, узнав о коварном замысле, успел предупредить Рамануджу, и Рамануджа спасся. Когда Ядава Пракаша вернулся в Канчипурну, Рамануджа стал снова посещать его лекции, хотя в душе уже искал другой путь.

Ямуначарья сам пришел в Канчи повидать Рамануджу, но видя, что юноша все еще находится под влиянием Ядава Пракаши, не стал приближаться к нему. Говорят, что Ямуначарья издали наблюдал за ним и молил Господа, чтобы Рамануджа стал даршана-правартака, его преемником в Шри Вайшнава-сампрадайе.

В это время Ядава Пракашу вызвал к себе царь Канчипурам. Его дочь донимал брахма-ракшас, приведение-брахман, и Ядаву Пракашу, известного заклинателя, попросили изгнать злого духа. Когда он прибыл во дворец вместе со своими учениками, его привели к царской дочери, но устами девушки приведение стало оскорблять Ядаву Пракашу и смеялось над ним. Тогда Рамануджа предложил помочь, и когда он встал перед девушкой, приведение-брахман сказало:

— Если Рамануджа благословит меня пылью со своих лотосных стоп, я оставлю эту девушку.

Рамануджа сделал все, как нужно, девушка почувствовала облегчение, и царь был глубоко признателен ему. Чувствуя себя униженным, Ядава Пракаша велел Раманудже покинуть его ашрам. Окончательный раскол между ними произошел, когда Ядава Пракаша объяснял смысл двух стихов «Упанишад»: саравам кхалв идам брахма —«все есть Брахман» («Чхандогья Упанишад», 3.1) и неха нанасти кинчана — «нет различий» («Катха Упанишад», 4.11). Ядава Пракаша растолковывал эти стихи во всех деталях, красноречиво объясняя теорию монизма Шанкарачарьи. Как только он закончил говорить, Рамануджа представил ему собственные толкования.

Рамануджа сказал, что выражение сарвам кхалв идам Брахман, «все есть Брахман», не означает, что Вселенная и есть Брахман, но что она пронизана энергией Господа Вишну, Брахманом. Из Брахмана Вселенная исходит, Брахманом поддерживается и в Брахман в конечном итоге входит, в точности как рыба, которая рождается в воде, живет и умирает тоже в воде. Однако рыба не становится водой, это существо, которое живет в ней. Таким же образом Вселенная, хотя и пребывает в Брахмане, отлична от него. Как и рыба никогда не становится водой, Вселенная никогда не может быть Брахманом.

Второй стих неха нанасти кинчана Рамануджа растолковал не как «в этом мире нет разнообразия», а наоборот, все разнообразие в творении целостно, подобно отдельным жемчужинам, которые держатся на одной нити, хотя при этом не теряют своей индивидуальности. Таким образом, все одновременно как едино, так и отлично. Видя, как Рамануджа развенчал учение Шанкары, Ядава Пракаша разгневался и прогнал его.

Расставшись с Ядава Пракашей, Рамануджа по совету матери сблизился с Канчипурной, вайшнавом незнатного происхождения, чья преданность восхищала Рамануджу. Канчипурна посоветовал ему служить божеству Вишну в храме Господа Варады, каждый день принося божеству воду. Рамануджа относился к Канчипурне с великой преданностью и вскоре стал его учеником. Хотя Канчипурна по рождению был шудрой, а Рамануджа брахманом, это не мешало Раманудже испытывать искреннюю привязанность к своему учителю. Он безоговорочно принял Канчипурну своим гуру. Однако жена Рамануджи не могла терпеть, чтобы ее муж поклонялся шудре как гуру, и считала своим долгом отговаривать мужа от этого общения.

Ямуначарья был в это время уже очень стар. Разбитый болезнью, он готов уже был покинуть мир, когда услышал, что Рамануджа оставил школу Ядавы Пракаши и стал смиренно служить Канчипурне, знаменитому преданному Вишну. И тогда он отправил нескольких учеников привести к нему Рамануджу. Когда Рамануджа услышал эту новость, он тут же отправился в Шри Рангам, центр вайшнавов, где сейчас умирал Ямуначарья. Однако Рамануджа опоздал. Когда он пришел, учитель уже покинул этот мир, уйдя на Вайкунтху, чтобы совершать свое вечное служение Шри Вишну.

Глядя на тело Ямуначарьи, Рамануджа заметил, что три пальца на его правой руке были согнуты и зажаты, и спросил учеников, были ли они такими при жизни.

— Нет, обычно они были прямыми, и мы не понимаем, почему сейчас они зажаты.

Шрипад Рамануджа понял, что эти три необычно зажатых пальца означают три неисполненных желания Ямуначарьи, и дал обет исполнить эти три желания. Он пообещал обучать людей преданности Господу Вишну, наставляя их в пяти самскарах, или очистительных процессах. Как только он сказал это, один палец на руке Ямуначарьи выпрямился. Затем Рамануджа дал обет прокомментировать гимны алваров, южно-индийских святых, и тогда выпрямился второй палец. Наконец Рамануджа пообещал написать комментарий на «Веданта-сутру», провозглашая принципы вайшнавизма как конечную истину Вед. С этим последним обетом выпрямился и последний палей Ямуначарьи. Мир и покой отразились на лотосном лице Шри Ямуначарьи, божественном учителе Рамануджи, словно только сейчас он спокойно ушел, зная, ч


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.117 с.