Родионово-Несветайского района — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Родионово-Несветайского района

2019-12-19 117
Родионово-Несветайского района 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Родионово-Несветайского района

«Кутейниковская средняя общеобразовательная школа»

(МБОУ «Кутейниковская СОШ»)

Рассмотрено   на педагогическом совете      Протокол № 1 от 26. 08. 2019 г.                                                                                                                                                                                        Утверждаю                                                         Директор МБОУ                                                   «Кутейниковская СОШ»                                         _________________В.М. Павленко                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Приказ №142 от 29.08.2019 г.                                                                                                                            

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности:

«В мире русского языка»

Уровень общего образования  основное общее образование

Класс

Количество часов: 35

Учитель: Жанна Геннадьевна Устинцова

Год.

Формы организации внеурочной деятельности

- лекции;

- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

- анализ и просмотр текстов;

- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

- опыт личного творчества обучающихся;

- наблюдения над живой речью и над литературным материалом.

Интерес обучающихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

- игровая;

- теоретическая;

- практическая.

  Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана программа:

· «Закон об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.

· Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 31.12.2015 г.) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

· Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»(ред. от 31.12.2015);

· Письмо Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

· Приказ Минобразования Ростовской области от 20.07.2012 № 668 «Об утверждении Примерного регионального положения об организации внеурочной деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях Ростовской области».

· Устав МБОУ «Кутейниковская СОШ»

· Учебный план МБОУ «Кутейниковская СОШ»

· Положение об организации внеурочной деятельности МБОУ «Кутейниковская СОШ» (Пр. № 135 от 27.08.2019 г.)

· Положение о рабочей программе внеурочной деятельности МБОУ «Кутейниковская СОШ» (Пр. № 135 от 27.08.2019 г.)

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

Личностные результаты:

Уметь понимать:

- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметне результаты

Ученик научится

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

Ученик получит возможность для формирования:

- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Предметные результаты:

Ученик научится:

  • соблюдать основные орфографические и пунктуационные правила современного русского литературного языка;
  • извлекать необходимую информацию из словарей и справочников, использовать её в разных видах деятельности;
  • проводить разного рода анализы слов: фонетический, морфологический, морфемный, орфографический;
  • группировать слова по видам орфограмм;

соблюдать грамматические нормы в письменных и устных высказываниях

Ученик получит возможность научиться:
- отличительные признаки основных языковых единиц;
- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;
- слова, словосочетания, предложения, текста;
- основные орфографические и пунктуационные правила;
- о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;
- четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
- различать паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;

- выделять художественные изобразительные средства в тексте;
- пользоваться орфографическим, словобразовательным, фразеологическим, этимологическим словарями, а также словарями синонимов и антонимов.

 

                                                              Содержание тем учебного предмета, курса.

 

Русский язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Курс «В мире русского языка» является закономерным продолжением уроков русского языка, его дополнением. Программа данного курса позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Содержание и методы обучения программы «Увлекательная грамматика» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки

.

Введение 2 ч.

Язык мой – друг мой.  В этом разделе ребята должны видеть чувство прекрасного – Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Понятия, изученные в курсе «Занимательная грамматика» 5 класса.

Сколько языков на Земле?

Игра – соревнование “Кто больше знает слов на букву…» С помощью игры ученики должны понять значимость русского языка, его силу и мощь, язык,  на котором разговаривает весь мир.

Лексика. Фразеология 13 ч. -

Лексика. История Исконная лексика. Используя исконно- русскую лексику, русский человек должен проявлять любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, знать историю происхождения букв, слов.

Слова-«предки». Старославянизмы.

Слова-«пришельцы». Заимствованные слова. Работа со словарем иностранных слов, отработка практических навыков нахождения слов иностранного происхождения в русском языке. Работая с данным материалом, у ребят есть прекрасная возможность сравнить русские слова с иноязычными, понять простоту и лаконичность русских слов.

Диалектизмы… Какие они? Диалектные слова. Раздел знакомит ребят с новой формой слов, называемых в русском языке диалектизмами, позволяет вызвать интере с к изучению языка.

 

Лексика профессионалов. Профессиональные (специальные слова).  Профессиональные слова вызывают умение чувствовать красоту и выразительность речи,  используют возможность стремиться к совершенствованию собственной речи.

 

Почему стареют слова? Устаревшие слова. Историзмы. Архаизмы. Использование данных понятий предусматривает  расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам  языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом.

Какие слова считаются новыми? Новые слова (неологизмы). Окказионализмы.

Молодёжный сленг и отношение к нему. Самостоятельное наблюдение и запись речи своей, своих товарищей, старшего поколения.

Словарь – мой добрый друг и верный помощник.. Знакомство со словарями, отработка навыков пользования словарем, знакомство со словарной статьей, обогащение словарного запаса учащихся

В мире фразеологии.

Знакомство с фразеологическим словарём. Фразеологизмы – синонимы и антонимы. Фразеологизмы с именем собственным. Фразеологизмы со значением цвета. Игра «Скажи иначе».

Мы говорим его стихами. Афоризмы. Использование афоризмов  способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.

Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина.

Конкурс «Своя игра» по теме «Фразеологизмы». Интеллектуальная игра. Фразеологизмы. Широкое и узкое понимание.

Итоговое занятие по теме: «Лексика. Фразеология». Тестирование Понятия, изученные в теме: «Лексика. Фразеология»

Словообразование. Орфография 9 ч.

Словообразование. Орфография. Занимательная морфемика (по следам прошлых занятий). Морфемы. Словообразование и формообразование. Содержание данного раздела направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка, что способствует преодолению языкового нигилизма учащихся, пониманию важнейших  функций языковой кодификации.

 

«Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими словарями. Определение первоисточников слова.

Как в русском языке образуются слова? Способы словообразования.

Приставки-труженицы. Приставки, которые всегда одинаковые. Приставка. Правописание приставок.

Приставки- нарушители «главного» правила. Единообразное написание приставок.

Самые «трудные» приставки. Правописание приставок на -з, -с; пре-, при-.

Корни слов: постоянство и измены. Правописание гласных в корнях слов.

Орфография суффиксов. Правописание суффиксов.

Занимательная викторина «Строители слова». Повторение навыков правописания морфем.

Введение

  1 Язык мой – друг мой 1 06.09   Лекции   2 Сколько языков на Земле? 1 13.09   Анализ и просмотр текстов.    

Лексика. Фразеология

Ч.

  3 История лексики. Родные слова 1 20.09   Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями   4 Слова-«предки» 1 27.09   Практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.     5 Слова-«пришельцы» 1 04.10   Практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.     6 Диалектизмы… Какие они? 1 11.10   Анализ и просмотр текстов.   7 Лексика профессионалов 1 18.10   Лекции   8 Почему стареют слова? 1 25.10   Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями   9 Какие слова считаются новыми? 1 08.11   Анализ и просмотр текстов.   10 Молодёжный сленг и отношение к нему 1 15.11   Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями   11 Словарь – мой добрый друг и верный помощник 1 22.11   Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями   12 В мире фразеологии 1 29.11   Лекции   13 Мы говорим его стихами. Афоризмы 1 06.12   Анализ и просмотр текстов.   14 Конкурс «Своя игра» по теме «Фразеологизмы». 1 13.12   Урок - игра   15 Итоговое занятие по теме: «Лексика. Фразеология». 1 20.12   Анализ и просмотр текстов.    

Словообразование. Орфография 9 ч.

  16 Занимательная морфемика (по следам прошлых занятий) 1 27.12   Практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.     17 «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. 1 10.01   Урок - игра   18 Как в русском языке образуются слова? 1 17.01   Урок - игра   19 Приставки-труженицы. Приставки, которые всегда одинаковые 1 24.01   Практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.     20 Приставки- нарушители «главного» правила. 1 31.01       21 Самые «трудные» приставки 1 07.02   Лекции   22 Корни слов: постоянство и измены 1 14.02   Практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.     23 Орфография суффиксов. 1 21.02   Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями   24 Занимательная викторина «Строители слова» 1 28.02        

Морфология. Орфография 11ч.

  25 Законы написания существительных 1 06.03   Лекции   26 Приключение в стране «Имя Прилагательное». 1 13.03   Лекции   27 Интересные словечки 1 20.03   Практическая работа   28 Загадочные слова 1 03.04   Практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.     29 Как правильно писать числительные? 1 10.04   Лекции   30   Веселая грамматика 1 17.04   Урок - игра   31 Местоимения, которые пишутся непросто 1 24.04   Лекции   32 Глагольная орфография. 1 08.05   Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями   33 Игра «Я знаю части речи» 1 15.05   Урок - игра   34 Викторина «Занимательная грамматика» 1 22.05   Практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.     35 Итоговый урок 1 29.05   Практическая работа    

Всего – 35ч

 

 

 

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

 

Литература для учителя

  1. Александрович Н.Ф. Внеклассная работа по русскому языку. – Минск, 1965
  2. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 1995
  3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009 (Мультимедийное энциклопедическое издание).
  4. Википедия – свободная энциклопедия (http://ru.wikipedia.org/wiki/)
  5. Граник Г.Г. Секреты орфографии. – М.: Просвещение, 1994
    1. Интерактивные тесты. Русский язык. Части речи. Морфология современного русского языка и культура речи. М.: Новый Диск, 2010
  6. Козулина М.В. Занимательные упражнения по орфографии. 5 – 9 классы. – Саратов, 2004
  7. Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: Просвещение, 1980
  8. Панов М.В. Занимательная орфография. – М.: «Просвещение», 1987
  9. Программно-педагогические средства, реализуемые с помощью компьютера:
  10. Электронное приложение к учебнику «Русский язык. 6 класс» - М.: Просвещение, 2013
  11. Электронные приложения к газете «Первое сентября. Русский язык»

 

Рекомендуемая литература (для обучающихся и родителей)

  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: «Просвещение», 1995
  2. Козулина М.В. Занимательные упражнения по орфографии. 5 – 9 классы. – Саратов, 2004
  3. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы/ Н.А.Криволапова.- М.: Просвещение, 2012.
  4. Панов М.В. Занимательная орфография. – М.: «Просвещение», 1987
  5. Уроки русского языка с применением информационных технологий. 5-6 классы. Методическое пособие с электронным приложением.-М.: Глобус, 2010.
  6. Шанский Н.М. Занимательный русский язык: 5-11 классы. - М.: Дрофа, 1996.
  7. http://rus-gmo.at.ua/load/russkij_jazyk/kruzhok_po_russkomu_jazyku/8-1-0-96
  8. http://www.natalija.novki-shkola.ru/kvn-zanimatelnaya-grammatika-v-5-klasse.html
  9. http://www.natapop.ru/index/kruzhok_zanimatelnoj_grammatiki/0-66
  10. http://zanimatika.narod.ru/Narabotki4.htm

12.

Приложение №1.

14.

16.

Дата внесения изменений, дополнений Содержание Согласование с курирующим предмет заместителем директора (подпись, расшифровка подписи, дата) Подпись лица, внесшего запись
       
       
       
       
       
       
       
       

17.

18.

 

Родионово-Несветайского района

«Кутейниковская средняя общеобразовательная школа»

(МБОУ «Кутейниковская СОШ»)

Рассмотрено   на педагогическом совете      Протокол № 1 от 26. 08. 2019 г.                                                                                                                                                                                        Утверждаю                                                         Директор МБОУ                                                   «Кутейниковская СОШ»                                         _________________В.М. Павленко                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Приказ №142 от 29.08.2019 г.                                                                                                                            

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности:

«В мире русского языка»

Уровень общего образования  основное общее образование

Класс

Количество часов: 35

Учитель: Жанна Геннадьевна Устинцова

Год.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.056 с.