Основные исследовательские стратегии постклассической западной философии — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Основные исследовательские стратегии постклассической западной философии

2019-12-19 160
Основные исследовательские стратегии постклассической западной философии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Под философской классикой в широком смысле слова понимают мировоззренческо-методологическую стратегию, заложенную Парменидом и Платоном. Суть ее заключается в ориентации на разум как предельную основу бытия и универсальное средство его познания. В узком - рационализм XVII - первой половины ХIХ в., который получил логическое завершение в объективном идеализме Гегеля. Постклассика охватывает западную европейскую философию середины XIХ века до настоящего времени.

Постклассическая философия (марксизм, философия жизни, позитивизм, феноменология, экзистенциализм, прагматизм, структурализм и др.) весьма неоднородна. В отличие от классики, различные школы которой с той или иной степенью «завязаны» на рационализм, постклассика не имеет единого мировоззренческо-методологического центра. Разрозненные направления постклассической философии объединяет, пожалуй, лишь одно: критическое отношение к идеалам классического типа философского мышления. Это позволяет сопоставить важнейшие парадигмальные установки классической и постклассической философии в сфере онтологии, гносеологии, антропологии и социальной философии.

1. Онтология. Классическая философия ориентирована на поиск универсальных, фундаментальных оснований бытия. Считалось, что все мироздание рационально организовано, подчинено логосу, порядку. Постулируемые гармоническое соотношение объективной и субъективной сфер бытия (тождество бытия и мышления) и подчинение всего сущего детерминистским причинно-следственным связям вселяли надежду на создание завершенной философской системы. Она должна быть адекватна системному строению всей действительности. Для этого требуется установить логические взаимосвязи между всеми всеобщими, универсальными философскими категориями (материя, сознание, количество, качество, мера, противоречие, противоположность, отрицание, единичное, общее, причина, следствие, сущность, явление и т.д.). Таким способом можно получить идеальный образ действительности.

Онтологической базой постклассической философии становится не устойчивое, универсально-всеобщее, а конкретные, динамичные, подвижные виды бытия. Главный философско-познавательный интерес переносится в сферу человеческой субъективности: человек, общество, наука, культура. В качестве исходных онтологических категорий выступают не прежние «вечные идеи», «мировой разум», «абсолютный дух», а «воля» (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше), «труд» (К. Маркс), «чувственность» (Л. Фейербах), «экзистенция как поток неповторимых моментов человеческой жизни» (С. Кьеркегор и др.). Особое внимание обращается на чувственно-эмоциональное, переживаемое, а не холодно-рациональное отношение человека к миру. В связи с этим в постклассической философии появляются такие категории (экзистенциалы), как страх, одиночество, грусть, забота, тревога, заброшенность и др. Большинство школ постклассики объявляет действительность иррациональной и абсурдной, а строгий детерминизм вытесняется индетерминизмом (признание приоритета случайных, вероятностных связей). Естественным состоянием философии признается многожанровость, в том числе и возможность ее существования в литературно-художественных вариантах.

2. Гноселогия. Классика превращала субъект познания в пассивного, нейтрального наблюдателя окружающего мира. Главным инструментом познания считался разум, который с помощью «интеллектуального созерцания» способен проникнуть в глубинные основы бытия. Конечная цель познания - отыскание вечных, абсолютных истин.

Постклассика исходит из факта укоренности субъекта во все структуры бытия. Она констатирует творческую активность субъекта по отношению к объекту, «загружает» и конкретно-научное, и философское познание практическим смыслом. От получаемого знания требуется эффективность, утилитарность, согласование экзистенции с формами социальной организации, «приспособление» человека к его жизненному миру, а в последнее время подчинение нравственным, гуманистическим устремлениям. Всякая истина признается относительной. В сфере социально-гуманитарных изысканий понятие «истина» заменяется «правдой». Ее можно установить лишь путем «вчувствования», проникновения в мир субъективных переживаний личности.

3. Антропология. Классика считала сущностью человека разум. Homo Sapiens прочно «вмонтирован» в рационально-организованную систему мироздания и подчиняется детерминистским законам. По данной причине антропологическая проблематика, как правило, растворялась в онтологии или гносеологии. Постклассика превратила человека в главный объект философского осмысления. Он начал рассматриваться в аспекте реального существования: чувственно-телесного, индивидуально-творческого, социокультурного. При этом внерациональные формы сознания (врожденные архетипы, инстинкты, воля и др.) признаются главными детерминантами человеческого поведения.

4. Социальная философия. Классика исходила из идеи универсализма исторических законов и принципиальной возможности их редукции к законам природы. Смысл истории виделся только в прогрессе. Постклассика делает акцент на многовариативность исторического развития, качественное своеобразие социальной динамики, популярной становится критика идеологии «прогрессизма».

В развитии постклассической философии просматриваются три этапа.

1. Первый этап развития постклассической философии - середина ХIХ - начало ХХ века. В это время намечается устойчивая тенденция освобождения философии от радикальной метафизики и крайнего рационализма. Усилиями Л. Фейербаха, С. Кьеркегора, К. Маркса европейская философия осуществила коренной поворот от исследования абстрактно-спекулятивных форм мышления к анализу исторически конкретного бытия. Данная стратегия была усилена в философии А. Шопенгауэра, который включил феномен воли в основание мироздания. Его идеи развил основатель «философии жизни» Ф. Ницше. У него концепт «воля» трансформировался в «волю к власти» всего живого. В рамках «философии жизни» оформляется интуитивизм А. Бергсона, морфологическая программа исследования цивилизаций О. Шпенглера, к анализу тайн подсознания обращаются З. Фрейд и К. Юнг. Критика классической философии на данном этапе была не только разрушительной, но и конструктивной. Марксизм, например, творчески использовал диалектические воззрения Гегеля. Попытки приспособить наработанные классикой мыслительные конструкции к новым экономическим, политическим и социокультурным реалиям свойственны неокантианству (Г. Риккерт, В. Виндельбанд, Г. Коген, Э. Кассирер и др.). Философские взгляды Ф. Аквинского модернизированы неотомизмом (Э. Жильсон, Ж. Маритен).

2. Второй этап относится к концу ХIХ - началу ХХ в. и до 70-х годов ХХ века. Здесь обычно выделяют три основные исследовательские стратегии: социально-критическую, экзистенциальнo-феноменологичес-кую и позитивистскую.

- Основным предметом рассмотрения в философских системах социально-критической направленности являются те аспекты общественных отношений, которые связаны с насилием и притеснением (классовым, этническим, расовым, гендерным и др.). Эта стратегия наиболее полно реализовалась в двух формах: марксистской и феминистской. Идеи марксизма об определяющей роли способа производства в общественном развитии, социальных революциях как «локомотивах» истории, пролетариате как гегемоне социалистической революции и ряд других в скорректированном виде были адаптированы В.И. Лениным и его соратниками к практике революционных преобразований в России (новое положение о возможности победы пролетарской революции в отдельно взятой стране, перерастании буржуазно-демократической революции в социалистическую, чрезвычайной важности субъективного фактора социалистической революции и др.). На рубеже веков предпринимаются попытки серьезной ревизии идеологии марксизма. Э. Бернштейн, Ф. Адлер, К. Каутский защищают тезис о допустимости разрешения основных противоречий капитализма не революционным, а эволюционным путем. Во второй половине ХХ века возникают варианты «гуманистического марксизма» (Д. Лукач, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермас и др.), «сциентисткого марксизма» (А. Альтюссер, Л. Коэн и др.), которому придается «онаученный» вид по образцу естествознания. Феминистская критика разрабатывается в русле гендерных исследований. В понятии «гендер» отображаются нормы, убеждения, стереотипы, ценности, лежащие в основании социального поведения представителей различных полов. Феминистская критика в философии представлена различными направлениями: либеральным, марксистским, радикальным, социалистическим и психоаналитическим (В. Вульф, Б. Фридэн, Ж. Митчелл, Э. Бадентэр и др.).

— Экзистенциально-феноменологическая стратегия вбирает в себя ряд специфических философских школ (феноменология, экзистенциализм, персонализм, философская антропология и др.). Она исходит из критического отношения к объективизму классической философии и акцентирует принципиальную уникальность и творческую активность человеческого опыта. Методологическим основанием данной стратегии стала феноменология Э. Гуссерля (начало ХХ века). Центральная установка его философии — внешний мир по отношению к человеку является феноменом его сознания. Именно оно обеспечивает понимание реальности и наполняет ее личностным смыслом. Феноменологические воззрения Э. Гуссерля были развиты в философии экзистенциализма (Л. Шестов, Н. Бердяев в России, М. Хайдеггер, К. Ясперс, М. Бубер в Германии, Ж.-П. Сартр, Г. Марсель, А. Камю во Франции). Термин «экзистенциализм» происходит от латинского existentia - существование. Поэтому данную философию иногда называют «философия существования». Структура экзистенции описывается через ряд модусов человеческого бытия: свобода, страх, любовь, коммуникация и др. Центральный среди них - свобода. Понимание ее в разных версиях экзистенциализма различно. По Г. Марселю и К. Ясперсу свободу можно обрести лишь в Боге. По Ж.-П. Сартру свободным человек делает себя сам, он «обречен на свободу». В целом для экзистенциализма характерно понимание свободы как возможности выбора. Экзистенция непостижима средствами рационалистической философии и науки. Смысл ее можно понять в период «пограничных ситуаций», когда формируется сущность человека (существование предшествует сущности).

— Позитивизм в своем историческом развитии выступал в следующих формах: классический позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм и постпозитивизм.

Классический позитивизм. Он возник в первой половине ХIХ века (О. Конт, Дж. Милль, Г. Спенсер). Основные идеи: подлинно научное знание (т.е. позитивное) должно основываться на опыте и его теоретическом осмыслении; философии следует заняться систематизацией конкретно-научного знания и не вмешиваться в проблематику частных наук.

Эмпириокритицизм (критика опыта). Его представители — Р. Авенариус, Э. Мах, П. Дюгем и др. Главные методологические ориентации: опыт является своеобразным «санитаром», который может очистить язык науки от метафизических высказываний; принципы, понятия, законы науки лишены объективного содержания, это всего лишь удобные, экономные схемы для упорядочения эмпирического материала.

Неопозитивизм (20-е годы ХХ века). Он представлен двумя программами: логической (М. Шлик, Р. Карнап и др.) и лингвистической (Л. Витгенштейн, Дж. Мур и др.). В логическом позитивизме главное место отводится изучению формально-логической структуры научного знания и логическому анализу языка науки. Такой анализ нацелен на удаление из науки метафизических псевдопроблем, которые не соответствуют эмпирическим критериям верификации (опытного подтверждения) и фальсификации (опытного опровержения); придание категориально-понятийному аппарату науки логической строгости и семантической чистоты. Во второй половине ХХ века интерес неопозитивизма смещается с логического анализа языка науки на обыденный язык (концепция «языковых игр» Л. Витгенштейна). Подобный «лингвистический поворот» еще более усилен в современной западной аналитической философии.

Постпозитивизм формируется в 60-70-е годы ХХ века (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд и др.). В центре внимания находится динамика научного знания, исследуются эволюционные и революционные состояния науки, выясняется роль социокультурных факторов, в том числе и философии, в функционировании и развитии научного знания, разрабатываются критерии научности знания и выявляются исторические типы рациональности. Признавая наличие у философского знания эвристико-методологического потенциала, постпозитивизм тем самым расходится с предшествующими позитивистскими школами. Они, как мы видели, отмечали только негативное влияние философии на развитие науки.

3. Третий этап — западноевропейская философия 70-х годов ХХ — начала ХХI века. Этот период в развитии философской мысли — т.н. постмодернизм (то, что после модерна, основы которого были заложены в культуре Нового времени). Особенности постмодернизма будут подробно исследоваться в другом разделе курса. Поэтому сделаем лишь несколько замечаний. У истоков постмодернизма (20-60-е годы ХХ в.) лежал структурализм (Ф. де Соссюр, К. Леви-Стросс). Его суть — рассмотрение познаваемых объектов как структурных образований с последующим абстрагированием от их качественной специфики. Вначале это касалось лингвистики, литературоведения, психологии. Затем структурный метод начал проецироваться и на иные области познания. Они стали трактоваться в виде особых знаковых образований (установка «все есть язык»). Постструктурализм возник в 1970-1980-е годы как самокритика формально-семиотической методологии структурализма, безжизненности его формальных схем (знаменитое высказывание Р. Барта: «Структуры не выходят на улицы»). Модернизированный структурализм попытался соединить структурные и историко-генетические методы исследования, симметрия устойчивых структур дополнялась ассиметрией хаоса, «сухие» и устойчивые структурные элементы стали сопрягаться с живыми и подвижными внеструктурными.

Постмодернизм (Р. Барт, Ф. Гваттари, Ж. Делез, Ж. Деррида, М. Фуко и др.) является логическим продолжением постструктурализма. Его возникновение во многом обусловлено разочарованием современного техногенного общества в духовных ценностях Нового времени (начала эпохи модерна). Они были связаны с упованием на разум как мощную созидательную силу, стремлением теоретически и практически подчинить все многообразие жизни единой идее, монологическому мышлению. Это не получилось. Требование постмодернизма перейти к «новому метафизическому» мышлению сопровождается критикой «логоцентризма» (признание гармонии мироустройства, подчинения всего сущего бесстрастному «логосу»), отказом от попыток познать устойчивое в изменяющейся действительности (оно отрицается), рассмотрением бытия в виде неупорядоченного, спонтанного хаотического движения, лишением произведений культуры прошлого «смысловой центрированности» и, как следствие, предоставлением современникам права их свободной интерпретации, ироническим отношением к современной культуре, которая видится как оперирование оторванными от действительности пустыми «симулякрами» (замена реального его условными знаками) и др.

Постмодернизм представляет собой транзитивный этап развития западноевропейской философской мысли. Есть надежда, что подобная «философия отчаяния» начнет менять свою деконструктивную траекторию по мере осознания человечеством необходимости пересмотра базисных мировоззренческих ориентиров современного техногенного общества.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.