Почему я постоянно размышляю о будущем? — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Почему я постоянно размышляю о будущем?

2019-12-19 134
Почему я постоянно размышляю о будущем? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Все это делают. Человеческий ум, как таковой, – это фабрика грез. До тех пор, пока вы не выйдете за пределы ума, вы так и будете спать на ходу. Ум не может существовать в настоящем. Он может существовать либо в прошлом, либо в будущем. Ни при каких обстоятельствах ум не может жить в настоящем. Чтобы попасть в настоящее, нужно быть без ума.

Попробуйте! В момент тишины, когда в голове нет ни одной мысли, когда экран сознания абсолютно чист, именно в этот момент вы оказываетесь в настоящем.

Обычно время делится на три грамматических категории: прошедшее, настоящее и будущее. Это разделение в корне неверно, ненаучно, потому что настоящее не относится ко времени. Только прошлое и будущее могут быть частями времени. Настоящее же существует за пределами времени. Настоящее – это вечность.

Прошлое и будущее – это части времени. Прошлое – это то, чего больше нет, будущее – то, чего еще нет. Оба времени принадлежат тому, чего нет. Настоящее – это то, что есть, то, что существует. Существующее не может быть частью чего‑то несуществующего. Они не могут встретиться, они никогда не пересекаются друг с другом. Время – это ум; а ум – это накопленное прошлое.

Что такое ум? Проанализируйте его, рассмотрите его изнутри. Что это? Всего лишь ваш прошлый опыт, разложенный по полочкам. Ваш ум похож на покрывало, на зонтик, он просто хранит ваш прошлый опыт. Больше ничего. Если вы начнете постепенно, шаг за шагом, вынимать из пакета все ваше прошлое, то в один прекрасный момент пакет исчезнет.

Если прошлое является единственной реальностью ума, то что ему остается? Разве что вновь и вновь перемалывать, пережевывать прошлое. Это то, что называется памятью, воспоминаниями, ностальгией. Вы вновь и вновь обращаетесь к прошлому, к тем или иным ушедшим моментам, прекрасным моментам, счастливым моментам. Их не так уж и много, да и давно это было, но вы цепляетесь за них, избегая неприятных моментов, моментов, когда вам было плохо.

Но вы не можете это делать постоянно потому, что это бесполезно, в этом нет смысла. Поэтому ум изобретает «полезную» деятельность, в которой есть «смысл», он начинает мечтать о будущем.

Ум говорит: «Да, прошлое прекрасно, но оно уже прошло, с этим ничего не поделаешь. А вот с будущим еще можно что‑то сделать, потому что оно еще не наступило». Поэтому вы выбираете из прошлого опыта те моменты, которые вам хотелось бы повторить, опуская при этом моменты страданий и боли, моменты, которых вам не хотелось бы вновь испытывать в будущем. Ваши мечты о будущем – не что иное, как улучшенное, по‑другому скомпонованное, приукрашенное, более приятное и менее болезненное прошлое. Так работает ваш ум, и так вы упускаете реальность.

Медитация – это просто‑напросто несколько мгновений, когда вы пребываете за пределами ума, несколько мгновений, когда вы выскальзываете из ума. Вы проскальзываете в реальность, в то, что есть. Эти моменты существования наполнены таким экстазом, что, лишь однажды почувствовав их вкус, вы перестаете спать наяву.

Вы не перестанете мечтать о будущем до тех пор, пока не почувствуете вкус медитации. До тех пор, пока медитация не начнет подпитывать ваше существо, вы будете голодать, будете искать какую‑то пищу в будущем. И вы знаете, что будущее вам ничего не даст, потому что сегодня – это вчерашнее будущее. Вчера оно еще было будущим, и вы мечтали о нем. В какой‑то момент прошлое было частью будущего, и оно уже прошло, и будущее тоже уйдет безвозвратно. Мечтая о будущем, вы лишь обманываете себя.

Станьте чуть более осознанными и попытайтесь настроить свое сознание на факты существования. Смотрите на этот цветок, не думая о том цветке. Прислушайтесь к этим словам, которые я произношу, а не к тем, которые я собираюсь произнести. Смотрите прямо сейчас. Если вы отложите настоящее хотя бы на одно‑единственное мгновение, вы все упустите. И тогда это станет привычкой, второй натурой. Завтра вы тоже все пропустите, и послезавтра, потому, что вы останетесь прежними. И не просто прежними, но ваша привычка спать на ходу лишь усилится.

Вчера вечером я прочитал прекрасную японскую легенду. Такие легенды существуют в фольклоре каждой народности. Это очень красивая история. Послушайте.

 

* * *

 

Жил на свете каменотес. Его труд был тяжелым, работы было много, а плата была мизерной, поэтому он всегда ходил недовольным. А кто доволен? Даже императоры не довольны, что уж говорить про каменотеса? Естественно, его труд был очень тяжел, взамен он не получал практически ничего.

Он постоянно вздыхал, работать ему было тяжело. Порой он плакал и причитал:

– Ох, как бы я хотел стать богатым, возлежать на диване под шелковым покрывалом. И вот с небес к нему спустился ангел и сказал:

– Да будет так.

 

* * *

 

И действительно – не только в притчах и легендах, так бывает и в реальной жизни. Все, о чем мечтал этот человек, начало сбываться. Своими мыслями вы создаете свой мир, своими желаниями вы создаете свой мир. Все, на чем вы настаиваете, сбывается. Реальность сотрудничает с вами. Она ждет того момента, того дня, когда вы начнете сотрудничать с нею. А до тех пор, она сотрудничает с вами.

 

* * *

 

И ангел сказал:

– Да будет так.

И каменотес стал богатым и действительно оказался на диване под шелковым покрывалом. И вот мимо него проезжал царь той страны. Перед повозкой ехал всадник на коне, и за повозкой тоже следовал всадник. А над головой царя слуга держал золотой зонт, чтобы солнце не напекло владыке голову.

Когда же наш богач увидел эту процессию, он огорчился, что над его головой никто не держит зонта. Он вздохнул и посетовал:

– Хотел бы я быть царем.

И спустился к нему ангел, и сказал:

– Да будет так.

И стал наш богач царем, и множество всадников следовало перед его повозкой и позади, и держали над его головой золотой зонт от солнечных лучей. А солнце припекало так, что побеги растений иссыхали, лишь только появившись. И стал жаловаться царь, что солнце слепит ему глаза, и что солнце сильнее, чем он, и вновь он оказался недоволен. Он вздохнул и посетовал:

– Хотел бы я быть солнцем.

И спустился к нему ангел, и сказал:

– Да будет так.

И стал он солнцем, и протягивал свои лучи и вниз и вверх, и направо и налево – везде и всюду, иссушал траву и нарушал спокойствие земных царей.

И вдруг между ним и землей появилась туча, и лучи солнца стали отражаться от облака и возвращаться назад. Тогда солнце рассердилось на то, что кто‑то противостоял его силе. И пожаловалось оно, что туча превосходит его по силе, и вновь наш герой был недоволен. Захотел он стать облаком, которое было настолько сильным.

И спустился к нему ангел, и сказал:

– Да будет так.

И стал он тучей, и, заслоняя солнце, стал улавливать его лучи, и трава на земле вновь зазеленела. Потом пролилось облако сильным дождем, реки переполнились, и наводнением снесло множество домов, смыло огромное количество посевов. Но вот поток добрался до огромного камня, который не дрогнул под его напором, и направил он на этот камень все свои воды, но выдержал камень, не сдался под его натиском. И рассвирепел наш герой – ведь камень не уступил ему, поток ничего не смог сделать, и вновь он был недоволен.

– Камень сильнее меня, – закричал он. – Хочу быть камнем!

И спустился к нему ангел, и стал он камнем, на самом деле, стал камнем и не двигался он с места ни под палящими лучами солнца, ни под проливным дождем.

Но как‑то пришел к камню человек с киркой и тяжелым молотом и начал откалывать мелкие камешки от большого камня, и воскликнул тогда камень:

– Разве может быть так, что сила этого человека превосходит мою, он откалывает камешки от моих коленей!

И вновь он был недоволен, и закричал:

– Я слабее… Хочу быть человеком!

И спустился к нему ангел, и сказал:

– Да будет так.

И вновь он стал каменотесом. Он снова откалывал камешки от большой скалы с большим трудом. Труд его был тяжел, а плата мала, но в этот раз каменотес был доволен.

 

* * *

 

Я не согласен с концовкой. Это единственное, с чем я не согласен в этой истории. Сама же легенда замечательная. Я не согласен с концовкой потому, что знаю людей, они не могут стать довольными так просто. Круг замкнулся. Колесо сделало полный оборот. История пришла к естественному завершению, но реальные истории в жизни никогда не приходят к естественному завершению. Колесо снова начинает вращаться.

Именно поэтому жизнь в Индии называется «колесом». Оно продолжает вращаться, повторяется из раза в раз. Насколько я понимаю, до тех пор, пока каменотес не станет буддой, история будет повторяться снова и снова. Снова он будет недоволен. Снова будет мечтать о чудесном диване с шелковым покрывалом, и все начнется сначала. Но если бы каменотес был действительно доволен, то он выбрался бы из колеса жизни и смерти. Он стал бы буддой. Вот что происходит в уме каждого из вас: вы стремитесь к чему‑то, это случается, но в тот момент, когда вы это получаете, вы уже понимаете, что вновь недовольны. Теперь вас расстраивает что‑то еще.

Нужно понимать, что, если желание не исполнено, вы расстраиваетесь, но если оно исполнено, вы все равно не удовлетворены. В этом вся трудность желаний. Исполнены они или нет, неважно. Каждый раз возникает что‑то новое.

Вы никогда не думали о том, что если вы царь, и впереди вас всадник и позади, и над вами держат золотой зонт, то солнце может быть таким сильным, что станет обжигать вам лицо. Вы никогда об этом не думали. Тогда вы начинаете мечтать о том, чтобы стать солнцем, и вы становитесь солнцем, и при этом вы не подумали о тучах. Перед вами туча, и вы чувствуете себя бессильными. И так без конца и края, словно волны в океане, бесконечно, до тех пор, пока вы не поймете и не выйдете за пределы колеса.

Жизнь происходит здесь, жизнь происходит прямо сейчас. Рай – здесь и сейчас. Если вы хотите что‑то найти, размышляя о будущем, ваши поиски напрасны, потому что рай – это не что иное, как глубокое удовлетворение. Ум все время шепчет вам: «Делай это, будь тем. Присвой себе это, присвой себе то… ты не можешь быть счастливым, если у тебя нет этого. Тебе нужен дворец, тогда ты будешь счастлив». Если ваше счастье зависит от условий, то вы все время будете несчастны. Если вы не умеете быть счастливыми просто так, просто будучи каменотесом… знаю, что труд его тяжел, что плата мала, а жизнь – борьба, знаю… но если вы не умеете быть счастливыми такими, какие вы есть, несмотря ни на что, если вы не умеете быть счастливыми, вы никогда счастливым и не станете.

До тех пор, пока вы не счастливы, просто счастливы безо всякой причины, до тех пор, пока вы не станете достаточно сумасшедшими, чтобы радоваться просто так, вы никогда не сможете стать счастливым. Всегда будет находиться что‑то, что будет разрушать ваше счастье. Вы всегда найдете, чего вам не хватает. И потом станете об этом мечтать.

Вы не можете достичь состояния, когда все и вся у вас уже есть. Даже если бы это было возможно, вы даже тогда были бы несчастны. Просто взгляните на работу ума: если все так, как он хочет, ему вдруг становится скучно. «Ну, и что дальше?»

Я слышал, и полагаю, этому можно верить, что людям, попавшим на небеса, скучно. Эта информация из очень надежных источников, вы можете положиться на мои слова. Они сидят под деревом, исполняющим желания, и им скучно. Потому что в тот момент, когда они просят о чем‑то, прилетает ангел и тут же исполняет их желание. Нет никакого промежутка между желанием и его исполнением. Они хотят красивую женщину, Клеопатру, и она уже перед ними. И что им делать с этой Клеопатрой? Все это бессмысленно, вот им и становится скучно.

Среди индийских легенд есть множество историй о дэвах, которым стало нестерпимо скучно на небесах, и они стали мечтать о земле. На небесах у них есть все, а когда они были на земле, они жаждали всего этого. Возможно, они были величайшими аскетами, людьми, отрекшимся от всего мирского, от женщин, от всего, только бы попасть в рай. И теперь в раю они мечтают о том, чтобы вновь попасть на землю.

Я слышал…

 

* * *

 

Однажды совершенно новый самолет пролетал над Катскиллом. Первый пилот, указывая на чудесную равнину внизу, спросил своего помощника:

– Видите вот эту точку? Когда я был босоногим мальчонкой, я рыбачил на плоскодонке. Каждый раз, когда надо мной пролетал самолет, я мечтал стать пилотом. Теперь я смотрю вниз и мечтаю порыбачить.

 

* * *

 

Он стал пилотом. Сначала он был бедным мальчишкой, рыбаком, а огромные самолеты пролетали у него над головой. Он смотрел на них и мечтал, что «в один прекрасный день с божьей помощью он станет пилотом». Восторженный трепет открытого неба, ветер, простор… Наверняка он мечтал, наверняка он был несчастным. Бедный мальчик, рыбачащий на обычной плоскодонной лодке.

Но теперь он сказал второму пилоту: «Сейчас я смотрю вниз и мечтаю порыбачить». Теперь маленькое красивое озеро в долине, окаймленное прекрасными деревьями, на ветвях которых щебечут птицы, и медитативное состояние рыбалки… Теперь он мечтает о пенсии, размышляет о том, как разделаться со своей профессией пилота.

Вот так все и происходит. Когда вы не знамениты, вы мечтаете о славе. Вам обидно, что люди ничего о вас не знают. Вы идете по улице, и никто не обращается на вас внимания, никто вас не узнает. Вы чувствуете себя ничтожеством.

Вы прикладываете множество усилий, чтобы прославиться, и однажды вы достигаете успеха. Теперь вы не можете ходить по улицам из‑за преследующей вас толпы. Вы потеряли свою свободу. Теперь вы сидите взаперти в комнате и не можете из нее выйти. Вы в тюрьме. И вот вы начинаете вспоминать те замечательные дни, когда вы просто ходили по улицам и были свободны, словно были в одиночестве. Теперь вам не хватает того времени. Спросите у знаменитых людей…

В своих мемуарах Вольтер пишет, что, когда он еще не был известным, собственно как и все мы когда‑то были совершенно неизвестными, он очень хотел стать одним из самых знаменитых людей Франции и прикладывал к этому огромное количество усилий. Потом он стал настолько знаменитым, что для него было опасно выходить из комнаты, ведь в то суеверное время люди верили, что если им удастся заполучить кусочек одежды великого человека, то этот бесценный лоскут защитит их от призраков, от несчастных случаев и тому подобного.

Поэтому, если ему нужно было ехать куда‑либо на поезде, то на вокзал он прибывал в сопровождении полиции, иначе люди разрывали на нем одежду в клочья. И не только одежду, они пытались содрать с него кожу, и домой он приходил окровавленный и в синяках. Ему надоела такая слава, он не мог даже выйти из дома, люди набрасывались на него, словно голодные волки. Тогда он стал молиться богу. «С меня довольно! – говорил он. – Я познал славу сполна. Я больше так не хочу. Я стал почти мертвецом!» И все закончилось. К нему спустился ангел, наверняка, спустился и сказал: «Хорошо». И постепенно слава Вольтера сошла на нет.

Мнение людей очень быстро меняется, ведь у них нет целостности. Это как мода, которая меняется очень быстро. Сегодня вас могут боготворить, а завтра вы становитесь отъявленным негодяем. Сегодня вы можете быть на вершине славы, а завтра люди забывают о вас навсегда. Сегодня вы президент, а завтра простой горожанин Ричард Никсон, и никому до вас нет дела.

С Вальтером случилось так, что людское мнение переменилось, сменился климат, и люди совершенно о нем забыли. Он возвращался в свой родной город и ждал, что хотя бы кто‑нибудь его встретит на вокзале, хотя бы один человек. Но никто не приходил, только его собака.

Когда он умер, на его похоронах присутствовало всего четыре живых существа: три человека и собака. Скорей всего, он умер очень несчастным, вновь жаждущим славы. А что делать? Так оно и бывает. Ум не позволяет вам быть счастливыми. Какими бы ни были обстоятельства, ум всегда найдет повод для расстройства. Иными словами, ум – это механизм, специально направленный на создание страданий. Его задача – именно создавать страдания.

Если отбросить ум, то можно внезапно почувствовать себя совершенно счастливым безо всякой причины. Быть счастливым так же естественно для нас, как дышать. Вам не нужно быть осознанными, чтобы дышать, вы просто дышите и все. Осознанно, неосознанно, бодрствуя или во сне, вы продолжаете дышать. Со счастьем то же самое.

Именно поэтому на Востоке мы утверждаем, что счастье – это наша внутренняя суть. Ему не нужны внешние условия, оно просто есть, оно есть вы. Блаженство – это естественное состояние, это никакое не достижение. Если вы просто выберетесь из механизма ума, вы начнете испытывать блаженство. Вот почему многие сумасшедшие кажутся счастливее, чем люди в здравом уме. Что происходит с сумасшедшими? Они тоже выбрались из ума. Конечно, они на ложном пути, но они выбрались из ума. Сумасшедший – это человек, сошедший с ума, «выбравшийся» из ума, выживший из ума. Он находится вне ума.

Вот почему некоторые сумасшедшие так счастливы. Им можно позавидовать, об этом можно даже мечтать: «Когда же со мной случится такое счастье?» Сумасшедших осуждают, но они счастливы. Что с ними произошло? Они больше не думают о прошлом, они больше не думают о будущем. Они оставили время позади. Теперь они живут в вечности.

Похожее случается и с мистиком, потому что он превосходит ум. Я не говорю, что он становится сумасшедшим, я говорю, что между умалишенным и мистиком есть сходство. Именно поэтому все великие мистики кажутся слегка «тронутыми», а великие сумасшедшие немного напоминают мистиков.

Посмотрите в глаза умалишенному, и вы обнаружите очень мистический взгляд, вы увидите сияние, потустороннее сияние, словно внутри него есть некие врата, через которые он проник в саму тайну жизни. Он расслаблен. У него может вообще ничего не быть, но он просто счастлив. У него нет желаний, нет амбиций. Он ни к чему не стремится и никуда не идет. Он просто есть… наслаждается, ликует.

Да, у сумасшедших и у мистиков есть нечто общее. Они оба вышли за пределы ума. Сумасшедший упал ниже ума, мистик же превзошел ум. Мистик тоже вышел из ума, но он сделал это методично, в его сумасшествии есть определенная система. Умалишенный же просто упал.

Я не призываю вас становиться сумасшедшими, я призываю вас становиться мистиками. Мистики так же счастливы, как сумасшедшие, но пребывают в таком же здравом уме, как обычные люди. Мистики настолько же разумны, они даже более разумны, чем так называемые рациональные люди, и, тем не менее, мистики счастливы, как сумасшедшие. Мистик – это самый прекрасный синтез. Он пребывает в гармонии. У него есть все, что нужно здравому человеку. У него есть и то, и другое. Он завершен, он целостен.

Ты спрашиваешь: «Почему я постоянно размышляю о будущем?» Ты размышляешь о будущем потому, что ты еще не познал вкуса настоящего. Начни чувствовать настоящее. Несколько мгновений позволь себе просто быть в восторге. Смотря на деревья, просто смотри. Слушая птиц, превратись в слушающее ухо, позволь звукам проникнуть глубоко в твою самую суть. Позволь песне разлиться по всему твоему существу. Сидя на берегу океана, просто слушай рокот необузданных волн, слейся с океаном, стань с ним единым целым; у рокота волн нет ни прошлого, ни будущего. Если сможешь сонастроиться с океаном, ты тоже станешь этим гулом. Обними дерево и расслабься. Ощути, как его листва проникает в твое существо. Ляг на песок и забудь обо всем, соединись с песком, ощути его прохладу, почувствуй, как эта прохлада заполняет всего тебя. Пойди на реку, поплавай, позволь реке плескаться у тебя внутри. Начни брызгаться и сам стань брызгами.

Делай все, что тебе нравится, и наслаждайся этим целиком и полностью. В эти редкие мгновения прошлое и будущее исчезнут, и ты окажешься здесь и сейчас. Эти редкие мгновения принесут тебе первую прекрасную новость, первую благую весть.

Благую весть ты найдешь не в Библии, благую весть несут реки, рокот океанских волн и тишина звезд. Благая весть повсюду. Вся Вселенная – это одно большое послание. Расшифруй его. Выучи его язык. Язык Вселенной – это язык настоящего.

Ваш язык – это язык прошлого и будущего. Если вы будете продолжать говорить на языке ума, вы никогда не сможете сонастроиться с существованием, не сможете быть с ним с гармонии. А если не познать вкуса гармонии, то разве можно перестать думать о будущем? Ведь в этом вся ваша жизнь. Вы похожи на бедняка, который несет мешок обычных камней, думая, что в нем прекрасные бриллианты, рубины и изумруды. А если вы скажете ему: «Выбрось ты все это. Ты дурень. Это же просто камни», – то он вам не поверит. Он будет думать, что вы хотите его обмануть. Он будет цепляться за мешок с камнями, потому что это все, что у него есть.

Я не стану уговаривать этого беднягу отречься от своего мешка. Я попытаюсь показать ему настоящие рубины, изумруды и алмазы. Дам ему взглянуть на них хотя бы краешком глаза, и тогда он отречется от своей ноши. И не только отречется, потому что тут не от чего отрекаться, это всего лишь обычные камни. Вы же не станете «отрекаться» от обычных камней. Он начнет понимать, что всю жизнь жил в иллюзиях. Теперь он видит настоящие бриллианты. Неожиданно его простые камни исчезнут. Он тут же освободит мешок, вам даже не нужно будет ничего ему говорить, потому что теперь у него есть нечто другое, то, что он захочет туда положить.

Ему понадобится мешок, понадобится пространство. Поэтому я не призываю вас не витать в будущем или перестать уходить в прошлое. Вместо этого я говорю вам: познакомьтесь поближе с настоящим. Когда же настоящее предстанет перед вами во всем своем великолепии, все остальное померкнет в его сиянии. Отречение следует за осознанностью, словно тень.

 

* * *

 

До сих пор меня привлекала идея власти и того признания, которое я мог бы получить благодаря своему положению. Теперь же это кажется мне очень ограниченным и мелочным. И, тем не менее, я чувствую, что существует более естественный вид могущества, независимый от других людей и их реакций, тот, который находится больше внутри. Можешь ли ты сказать что‑то про это мое желание?

Твой вопрос требует очень глубоко исследования потому, что ответить на него можно и «да», и «нет». Я не стану говорить «да»; гораздо больше шансов сказать «нет». Объясню почему.

Все это игры ума. Ты говоришь: «До сих пор меня привлекала идея власти и признания, которое я мог бы получить благодаря своему положению». Это истинное откровение, очень искреннее. Многие люди, стремящиеся к власти, даже не осознают собственного желания, их жажда власти так и остается неосознанной. Со стороны люди видят, что происходит, но сами они ничего не замечают. Как я уже не раз говорил, жажда власти – это глубочайшая из всех болезней человечества. Все наши образовательные системы, все религии, все культуры и общества, абсолютно все поддерживают эту болезнь. Каждый хочет, чтобы его ребенок стал великим в этом мире. Послушайте, что говорят матери своим детям, словно они все Александры Македонские, Иваны Грозные, Иосифы Сталины, Рональды Рейганы… Миллиарды людей стремятся к власти.

Нужно понимать, что это огромная потребность власти вырастает из вашей внутренней пустоты. Человек, не стремящийся к власти, счастлив, всем доволен, ему легко с самим собой, он чувствует себя так, словно вернулся домой. Все его существо выражает невероятную благодарность существованию. Ему не о чем больше просить. Вы никогда не просили о том, что вам дается. Это все дары изобильного существования.

Это два разных пути: один путь – стремление к власти, другой – стремление раствориться. Ты говоришь: «Теперь это кажется мне очень ограниченным и мелочным». Не только ограниченным и мелочным, но нездоровым и уродливым. Сама идея власти над людьми означает, что ты хочешь отнять у них достоинство, растоптать их индивидуальность, заставить их быть рабами. Только отвратительный ум может воплотить такое.

Твой вопрос на этом не заканчивается. «Я чувствую, что существует более естественный вид могущества, – говоришь ты, – независимый от других людей и их реакций, тот, который находится больше внутри». В твоих словах есть доля истины, но это пока еще не твой опыт. Конечно, есть могущество, которое никак не связано с превосходством над другими. Но это могущество только что раскрывшегося цветка… Видел ли ты когда‑нибудь такое могущество, такую славу, такую гордость? Выдел ли ты когда‑нибудь силу звездной ночи? Она никого не унижает. Видел ли ты когда‑нибудь маленький листок, танцующий в солнечных лучах или вместе с капельками дождя? Видел ли ты их красоту, их великолепие, их радость? Она никак не связана с другими людьми. Им даже не нужно, чтобы на них смотрели.

Это истинная независимость. Это то, что приводит вас к самому источнику бытия, из которого каждое мгновение родится жизнь. Но эту власть не следует называть силой или властью, чтобы не было путаницы.

Само слово «сила», «власть» подразумевает власть над кем‑то еще. Даже глубоко понимающие жизнь люди этого не видят. В Индии есть такая религия – «джайнизм»… Слово «джайна» означает завоеватель. Изначально слово, конечно, должно было относиться к «силе», которая возникает внутри, когда цветок раскрывается и начинает источать аромат. Но я глубоко изучил традицию джайнизма. Когда ее последователи называют человека завоевателем, они имеют в виду, что он завоевал себя. Кого‑то нужно завоевывать.

Они изменили имя одного из своих основателей и стали называть его Махавирой. Раньше его звали Вардхамана. Махавира означает «великий завоеватель», великий победитель. Но сама идея о том, что Махавира завоевал себя, если свести ее к чисто психологическому понятию, означает, что он стоял обнаженным под дождем и голодал, соблюдая пост, месяцами. Из двенадцати лет строжайшей дисциплины он ел всего один год, все остальные одиннадцать лет он голодал. Если посчитать все то время, когда он ел в течение двенадцати лет, то получится один год. Все остальные одиннадцать лет он истязал свое тело.

Нужно глубоко проникнуть в суть вопроса, чтобы понять, что все равно: мучаете ли вы себя или кого‑то другого – нет никакой разницы, кроме того, что другой может себя защитить. У него, по крайней мере, есть такая возможность. Если же вы начинаете истязать себя, то некому защищаться. Со своим телом можно делать что угодно. Это попросту мазохизм, а не обретение внутреннего источника, как я понимаю.

Поэтому я не стал бы называть это явление «силой» или «властью». Эти слова слишком нагружены. Я бы назвал это умиротворением, любовью, состраданием… Можете выбрать свое собственное слово. Но власть была и есть в руках жестоких людей, независимо от того, жестоки ли они по отношению к другим или к себе. Думаю, что люди, проявлявшие жестокость по отношению к другим, вели себя более естественно, а те, которые относились с жестокостью к самим себе, были абсолютными психопатами. Но именно люди, истязавшие себя, стали вашими святыми. Всё, чего они достигли в этом мире, это умение истязать себя и мучить.

Есть некоторые святые, которые спали на кроватях с шипами. Такие штуки до сих пор существуют, их можно отыскать в Варанаси. Это, конечно, очень эффектный спектакль, но он отвратителен и подлежит осуждению. Таких людей нельзя уважать. Они преступники потому, что совершали преступления против собственного тела. За такие преступления даже иск в суд не подать!

Поэтому вторую часть твоего вопроса нужно исследовать очень основательно, иначе твое первое желание, то есть жажда власти, вновь вернется, только в другом обличии. Ты начнешь стремиться к власти над собой. И, по всей вероятности, так и происходит.

Ты говоришь: «Могущество, которое не зависит ни от других людей, ни от их реакций, но которое идет изнутри». Даже упоминание о других людях и их реакциях подразумевает то, что ты действительно пока еще думаешь все в том же направлении. Сначала тебя интересовали люди, которые должны были давать тебе признание; ты должен был быть сильным человеком, завоевателем мира, Нобелевским лауреатом или еще каким‑нибудь глупцом. Однако все не могут быть Александрами Македонскими. Все не только не становятся Нобелевскими лауреатами, но ни один человек не может быть самым великим из всех. Вот что происходит: ты оказываешься в ситуации, в которой обрести власть невозможно, или, скажем, ты чувствуешь слишком большую конкуренцию и возможность проиграть, потому что есть люди, во многом значительнее тебя, во многом опаснее, так что лучше сразу сдаться и попытаться обрести власть, которая никак не связана с другими людьми, никак от них не зависит. Даже этого мне достаточно, чтобы понять, что ты вновь на том же пути. Сначала ты пытался властвовать над людьми, теперь пытаешься обрести власть над собой, то есть то, что люди называют «дисциплиной».

Вспоминается басня Эзопа…

 

* * *

 

Пришло время, когда манго уже созрели. Лисица попыталась сорвать сочный плод, но он висел слишком высоко. Она покрутилась и так, и сяк. Но, видя, что заполучить плод ей не удастся, она оглянулась по сторонам, не видел ли кто ее неудачи. Маленький зайчик наблюдал за ней. Лисица уже было решила убраться восвояси, как зайчишка спросил:

– Тетя Лиса, что случилось?

– Ничего, сынок, – ответила она, – просто эти манго еще совсем зеленые.

 

* * *

 

Чтобы изменить желание власти, нельзя быть похожим на лису из басни Эзопа. Прежде всего, тебе нужно понять, откуда берется твое желание. Оно возникает из твоей же пустоты, из твоего чувства неполноценности. Единственно, как можно освободиться от этого отвратительного стремления к превосходству, это войти в свою пустоту и ясно увидеть, что она собой представляет. Ты бежишь от нее, пытаясь играть во власть. Теперь же вложи всю свою энергию не в то, чтобы мучить себя, не в дисциплину и мазохизм, а в то, чтобы войти в свою пустоту и понять, что там.

В твоей пустоте цветут розы. Там ты обнаружишь источник вечной жизни. Ты – это всего лишь ловушка комплекса неполноценности, и ты не имеешь отношения к другим людям.

Там ты обнаружишь себя.

Те, кого привлекает власть, уходят от себя все дальше и дальше. И чем дальше их ум уходит, тем более глубокую пропасть они ощущают. Но люди придают таким словам, как «пустота» или «ничто», негативную окраску, и ты перенял их отношение. Вместо того чтобы исследовать всю прелесть, таящуюся в пустоте…

Это предельная тишина. Это беззвучная музыка. Это ни с чем несравнимая радость. Это чистейшее блаженство.

Благодаря этому опыту Гаутама Будда назвал свою самую последнюю, самую главную встречу с самим собой «нирваной». «Нирвана» означает «ничто». Как только тебе будет легко выносить свою пустоту, это свое ничто, сразу исчезнут все напряжения, конфликты и беспокойства. Ты обнаружишь источник жизни, которую раньше ты называл смертью.

И все же я хочу напомнить тебе: не называй это властью. Назови любовью, тишиной, блаженством. Потому что «власть», «могущество» – эти слова загрязнились в прошлом так, что даже им нужна чистка. Они обладают неверными дополнительными значениями. Этим миром правят люди в основном с комплексом неполноценности, но они пытаются скрыть свои чувства при помощи силы и власти, любого рода силы. Они изобрели множество способов, как этого добиться. Естественно, все не могут быть президентами страны, тогда они разделили страну на штаты, чтобы было много губернаторов и главных министров. Да и работу главных министров тоже можно разделить, и тогда люди могут быть членами кабинета министров или просто юристами, также люди могут быть государственными министрами. Вся эта иерархия состоит из людей, страдающих от комплекса неполноценности. От самого низшего охранника до президента – все они болеют одной и той же болезнью.

Индира Ганди долго правила Индией. Когда она была у власти, много раз она просила мою секретаршу назначить со мной встречу. У Ганди было ко мне несколько вопросов. По меньшей мере, шесть раз мы назначали дату встречи, но каждый раз накануне приходило известие о том, что «возникли неотложные обстоятельства, и она не сможет прийти». Когда это случилось в шестой раз – возникли неотложные обстоятельства как раз в день нашей встречи – я попросил свою секретаршу выяснить, что происходит на самом деле. Эти неотложные обстоятельства не были чем‑то реальным. Индира ответила достаточно честно:

– Дело в том, что мой кабинет министров, мои коллеги в парламенте не пускают меня. Они говорят: «Встреча с Ошо может разрушить твою политическую карьеру».

Затем она потерпела поражение, и моя секретарша сказала ей:

– Теперь нет проблем. Используйте эту возможность. Вы уже больше не премьер‑министр страны, приходите.

– Сейчас мне еще сложнее, – ответила она. – Теперь мои люди говорят: «Если ты пойдешь к нему, можешь навсегда забыть о том, чтобы вновь стать премьер‑министром».

Ее сын, Раджив Ганди, был пилотом. Он много раз говорил моей секретарше, что хочет со мной встретиться, получить от меня наставления относительно своей будущей карьеры, стоит ли ему идти в политику или остаться пилотом. После того, как он стал премьер‑министром, ему больше не нужны были мои наставления. Все тот же страх. Я стал таким опасным, что, если вы ко мне придете, все те, кто против меня, станут и вашими врагами! У меня отличная компания врагов по всему миру, мне это нравится. Один безоружный человек воюет против двадцати пяти стран! И эти великие страны, могущественные страны, кажутся абсолютно бессильными.

В Германии мои люди подали в суд иск против правительства потому, что члены парламента называют христианство «религией», а мое движение – «сектой». В христианском теологическом мире слово «секта» имеет оттенок осуждения. В ходе двух судебных разбирательств мы просили либо христианство тоже называть сектой, либо называть наше движение «новым религиозным течением», а не «сектой». И дважды мы выигрывали дело. Суды постановили, что члены правительства не должны использовать слова осуждения по отношению к людям, не причинившим никому никакого вреда. Судьи согласились с тем, чтобы называть нас «религиозным течением». Но политики все равно называют нас «сектой».

Результаты этих судебных разбирательств должны были ясно донести до членов правительства, что они разрушают свою конституцию, свой закон, самих себя. Любой член парламента, вновь назвавший мое религиозное течение сектой, должен считаться преступником. И это может быть даже президент Германии, неважно. Эти люди трясутся внутри, они беспокоятся, что в любой момент могут упасть с такой высоты, стоит их только подтолкнуть. Они знают, что внутри у них ничего нет, а снаружи идет очень жестокая борьба за власть.

Не случайно все двадцать четыре тиртханкары, великие учителя джайнизма, были выходцами из королевских семей. Гаутама Будда был принцем. Что случилось с этими людьми? Рама и Кришна, индийское воплощение Бога на земле, тоже из этой категории, выходцы из королевского рода. Такое впечатление, что больше никто не может просветлеть! Только людям королевских кровей нужно просветление… Но я хочу, чтобы вы четко понимали, что эти люди были на вершине. У них была власть, и власть, которой они обладали, не разрушила их внутреннюю пустоту. Они отреклись от власти ради своего внутреннего мира. Обнаружив его, они расцвели.

Люди пока еще не поняли, почему же эти святые отреклись от своих королевств. У них в руках была вся власть, о какой можно только мечтать, но сама эта ситуация… У них была власть, о которой можно только мечтать, у них были деньги, и, тем не менее, внутри не было никого. Дом был полон денег, удобств, роскоши, а хозяина не было. Именно из‑за этой потребности они отреклись от власти и отправились искать умиротворение и покой.

Обычные люди, естественно, не обладают властью. Они только смотрят на властных людей издалека и думают: «Хотел б


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.097 с.