Пространственные и цивилизационные структуры — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Пространственные и цивилизационные структуры

2019-12-19 129
Пространственные и цивилизационные структуры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Страноведение

Наименование дисциплины

Кафедра-разработчик                          История Наименование кафедры

Направление (специальность) подготовки

45.03.02 Лингвистика

Код и наименование

Наименование ООП

45.03.02 _02 Теория и методика преподавания русского языка как иностранного

Код и наименование

 

Квалификация (степень) выпускника  бакалавр
Образовательный стандарт ФГОС
Форма обучения очная
Год начала обучения 2016

 

СОГЛАСОВАНО Зав кафедрой заказчика ________________ А.В.Хохлов "____" ________ 20__ г.     Соответствует ФГОС ВО Утверждена протоколом заседания кафедры № __от _________ 2015

 

Программу разработала:

 

Профессор, д.и.н.                                                                 С.Б. Ульянова

Должность, звание, степень

 

1. Цели и результаты изучения дисциплины

1.1. Цели изучения дисциплины

Цель изучения дисциплины

Цель курса – сформировать у студентов комплексное представление о культурно-историческом и этническом своеобразии России, ее месте в мировой цивилизации; дать систематизированные знания об особенностях российского социума; ввести в круг лингво-страноведческих проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработать навыки получения, анализа и обобщения страноведческой информации.

Задачи дисциплины заключаются в развитии следующих знаний, умений и навыков личности:

· понимание гражданственности и патриотизма как преданности своему Отечеству, стремления своими действиями служить его интересам, в т.ч. и защите национальных интересов России;

· знание движущих сил и закономерностей этнических и исторических процессов;

· воспитание нравственности, морали, толерантности;

· понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии;

· понимание места и роли области деятельности выпускника в общественном развитии, взаимосвязи с другими социальными институтами;

· способность работы с разноплановыми источниками; способность к эффективному поиску информации и критике источников;

· способность на основе историко-культурного и этнологического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

· умение логически мыслить, вести научные дискуссии;

· творческое мышление, самостоятельность суждений, интерес к отечественному культурному и научному наследию, его сохранению и преумножению.

 

1.2. Результаты обучения (компетенции) выпускника, в формирование которых вносит вклад освоение дисциплины

ОК-1  способность ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и учитывать ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме
ОК - 5 способностью к осознанию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовностью принимать нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, обществу и культурному наследию
ОПК - 2 способностью видеть междисциплинарные связи изучаемых дисциплин, понимает их значение для будущей профессиональной деятельности
ПК-16 владением необходимыми интеракциональными и контекстными знаниями, позволяющими преодолевать влияние стереотипов и адаптироваться к изменяющимся условиям при контакте с представителями различных культур
ПК - 24 способностью выдвигать гипотезы и последовательно развивать аргументацию в их защиту 
ПК - 25 владением основами современных методов научного исследования, информационной и библиографической культурой
ПК - 26 владением стандартными методиками поиска, анализа и обработки материала исследования 

 

1.3. Планируемые результаты освоения дисциплины

Знать: · основные направления, проблемы, теории и методы страноведения; · важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития; · основные модели развития национальной экономики; · основные этапы становления российской государственности. Уметь: · логически мыслить, вести научные дискуссии; · работать с разноплановыми источниками; · осуществлять эффективный поиск информации и критики источников; · получать, обрабатывать и сохранять источники информации; · преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма; · формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам страноведения; · соотносить общие культурно-исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты явлений и событий. Владеть: · навыками сбора, исследования, сравнения, обобщения данных, характеризующих экономические, социальные, политические, культурные процессы; · навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, современными образовательными технологиями; · приемами ведения дискуссии и полемики.
 
 

2. Место дисциплины в ООП

Дисциплина «Страноведение» (Б.1.В.ОД.8) относится к базовой части блока «Дисциплины». Изучение курса опирается на весь комплекс естественнонаучных, социально-экономических и гуманитарных знаний студента. Принципиальное значение имеют знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения курса истории. В мировоззренческом и методологическом плане курс страноведения обеспечивает все изучаемые в СПбПУ гуманитарные и социально-экономические дисциплины. Кроме того, знания, умения и навыки, полученные в процессе изучения курса, могут быть использованы при освоении ряда специальных дисциплин, в которых присутствует страноведческий компонент.

 

3. Распределение трудоёмкости освоения дисциплины по видам учебной работы

Виды учебной работы

Виды учебной работы

Трудоемкость по семестрам

Итого, ач

Й сем.

Й сем.

ач/нед ач/сем ач/нед ач/сем Лекции 1 18 1 16 34 Лабораторные занятия - - – – 0 Практические занятия, семинары 1 18 1 16 34 в том числе аудиторные занятия в интерактивной форме - 18 – 16 34 Самостоятельная работа - 18 – 22 40 в том числе творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа   10 – 10 20 Экзамены (подготовка во время сессии, сдача)     – – 0
Общая трудоемкость освоения дисциплины в академических часах:
  в зачетных единицах:

 

108 3.00

 

Формы контроля

Формы контроля

Количество по семестрам

Итого

4-й сем. 5-й сем.

Текущий контроль

Контрольные работы (КРаб), шт. - - 0 Коллоквиумы (Кк), шт. - – 0 Расчетно графические работы (РГР), шт. - – 0 Рефераты (Реф), шт. - 1 1 Курсовые проекты (КП), шт. - - 0 Курсовые работы (КР), шт. - – 0

Промежуточная аттестация

Зачёты (З), шт. 1 1 2 Экзамены (Э), шт. - – 0

 

Содержание и результаты обучения

4.1. Разделы дисциплины и виды учебной работы

  Темы Л ПЗ СРС
1.

Теоретическое страноведение

1.1. Страноведение как наука и учебная дисциплина 2 2 2 1.2. Основы истории страноведения 2 2 2 1.3. Методологические основы страноведческих исследований 2 2 2 2.

Теоретическое страноведение

1.1. Страноведение как наука и учебная дисциплина Объект, предмет, функции страноведения. Страноведение в системе гуманитарных и общественных наук (история, этнология, география, демография, культурология и др.). Страноведение и регионоведение. Лингвострановедение. Системный подход в страноведении.

Знания: основные направления, проблемы, теории и методы страноведения; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития; основные модели развития национальной экономики; основные этапы становления российской государственности.

Умения: логически мыслить, вести научные дискуссии, работать с разноплановыми источниками, осуществлять эффективный поиск информации и критики источников, получать, обрабатывать и сохранять источники информации, преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма, формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам страноведения, соотносить общие культурно-исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты явлений и событий.

Навыки: сбор, исследование, сравнение, обобщение данных, характеризующих экономические, социальные, политические, культурные процессы; самостоятельное овладение новыми знаниями, современными образовательными технологиями; приемы ведения дискуссии и полемики

1.2. Основы истории страноведения Роль Великих географических открытий в зарождении страноведения. «Всеобщая география» Варениуса. Германская школа камеральной статистики XVII—XVIII вв. Антропогеография (Ф. Ратцель). Французская школа географии человека конца XIX – начала ХХ в. (В. де ла Блаш). Зарождение страноведения в России (В. Татищев, М.В. Ломоносов). К.И. Арсеньев, П.П. Семенов-Тяньшанский, Н.М. Пржевальский, В.Э. Дэн. Школа комплексного страноведения Н.Н. Баранского. 1.3. Методологические основы страноведческих исследований Принцип комплексности страноведческого исследования. Хорологический и хронологический методы. Генетический метод. Имагология. Типы исследований в страноведении. Исследовательская и коллекторская программы. Анализ и синтез в программе страноведческого исследования. Варианты программ страноведческого исследования в отечественной науке.

Страноведение России

3.1 Экономика, демография, государственность. Экономические взаимосвязи регионов и народов России. Традиции государственной организации. Динамика демографического развития.

Знания: основные направления, проблемы, теории и методы страноведения; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития; основные модели развития национальной экономики; основные этапы становления российской государственности.

Умения: логически мыслить, вести научные дискуссии, работать с разноплановыми источниками, осуществлять эффективный поиск информации и критики источников, получать, обрабатывать и сохранять источники информации, преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма, формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам страноведения, соотносить общие культурно-исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты явлений и событий.

Навыки: сбор, исследование, сравнение, обобщение данных, характеризующих экономические, социальные, политические, культурные процессы; самостоятельное овладение новыми знаниями, современными образовательными технологиями; приемы ведения дискуссии и полемики

3.2. Антропологический состав народов России Многонациональная цивилизация России. Образование историко-этнической территории. Основные этнографические группы. Антропологический облик русского народа. Межэтническое взаимодействие. Межэтнические конфликты. 3.3. Материальная и духовная культура народов России Традиционная земледельческая культура. Календарь. Сельские и городские поселения. традиционное жилище. Одежда. Пища и утварь. Семья и семейный быт. Праздники. Национальное сознание и историческая память. Религиозные традиции. Искусство и художественные промыслы.

 

Образовательные технологии

В преподавании курса используются следующие образовательные технологии:

  • лекционные занятия;
  • семинары;
  • интерактивные практические занятия (семинары);
  • рефераты;

Предусмотрена как индивидуальная, так и групповая работа студентов.

Интерактивное обучение

Интерактивное обучение, направленное на доминирование активности обучающихся, является прежде всего диалоговым обучением, в ходе которого осуществляется взаимодействие как преподавателя и студента, так и между студентами непосредственно на занятии в аудитории или дистанционно. При обучении дисциплине используются следующие интерактивные формы: лекции/семинары в диалоговом режиме, дискуссии, разбор конкретных ситуаций. На занятиях широко применяется усиление интерактивности за счет использования современных компьютерных средств.

 

Лабораторный практикум

Не предусмотрен

 

Практические занятия

Практические занятия проводятся по следующим темам и разделам:

1. Страноведение как наука и учебная дисциплина.

2. Основы истории страноведения.

3. Методологические основы страноведческих исследований.

4. Пространство в страноведении.

5. Цивилизационный подход в страноведении.

6. Хозяйственно-культурные типы.

7. Государственные структуры в страноведении.

8. Экономика, демография, государственность России.

9. Антропологический состав народов России.

10. Материальная и духовная культура народов России.

 

8. Организация и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов включает в себя:

– работу с лекционным материалом, с рекомендованной учебной литературой;

– выполнение домашних заданий;

– подготовку к практическим и семинарским занятиям;

– подготовка реферата.

 

Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа (ТСР) направлена на развитие комплекса интеллектуальных универсальных (общекультурных) и профессиональных умений, повышение творческого потенциала студентов. ТСР включает в себя:

  • поиск, обработку и презентацию информации по печатным и электронным источникам информации по заданной теме, анализ научных публикаций по заданной теме;
  • самостоятельный комплексный анализ текстовых и изобразительных источников;
  • выполнение реферата.

 

Примерное распределение времени самостоятельной работы студентов

Вид самостоятельной работы Примерная трудоемкость, ач

Текущая СРС

работа с лекционным материалом, с учебной литературой 4 выполнение домашних заданий, домашних контрольных работ – подготовка к лабораторным работам, к практическим и семинарским занятиям 10 подготовка к контрольным работам, коллоквиумам, зачётам 6 Итого текущей СРС: 20

Адрес сайта курса

http://history.spbstu.ru 

 

9.2. Рекомендуемая литература

Основная литература

Автор, название, место издания, издательство, год (годы) издания Год изд. К-во экз. Место хранения
1. Мироненко, Н.С. Страноведение. Теория и методы: Учеб. пособие для вузов / Н.С. Мироненко.— Москва: Аспект Пресс, 2001.— 268 с/ 2001 1 ФБ
  Россия в глобальном мире = Russia in the global world: almanac: альманах / Министерство образования и науки Российской Федерации; Санкт-Петербургский государственный политехнический университет.— Санкт-Петербург: Изд-во Политехн. ун-та, 2013-. 2013- 4  

Дополнительная литература

Автор, название, место издания, издательство, год (годы) издания Год изд. К-во экз. Место хранения
1. Русские.— М.: Наука, 1997.— 828 с.    1997 2 ФБ

 

 

9.3. Технические средства обеспечения дисциплины

  • Интернет-источники: учебные и научно-аналитические материалы, он-лайн журнальные и газетные статьи.

 

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

В процессе изучения дисциплины «Страноведение» задействованы:

  1. учебные аудитории кафедры русского языка (Гидротехнический корпус);
  2. кабинет гуманитарных наук;
  3. читальный зал и абонемент Фундаментальной библиотеки.

 

Используемая техника:

  • мультимедийный проектор;
  • экран;
  • ноутбук;
  • канал Интернет;
  • компьютеры для самостоятельной работы студентов.

 

Критерии оценивания

Критерии выставления зачета основаны на применении балльно-рейтинговой системы.

    Балльно-рейтинговая система организации занятий по дисциплине «Страноведение» направлена на повышение эффективности формирования у обучающихся соответствующих социально-личностных и общекультурных компетенций, активизацию освоения содержания дисциплины и оптимизацию рубежного контроля и промежуточной аттестации. Градация оценочных средств предполагает соответствие ключевым типам обучающих технологий и разделам дисциплины, зафиксированным рабочей программой дисциплины «Страноведение».

Примерные темы рефератов

1. Народные миграции и образование Российского государства (конец XIV – XVIII вв.).

2. Русская топонимия.

3. Экзо- и эндоэтнонимы народов Российской Федерации и сопредельных государств.

4. Лингвистическая география.

5. Русские в Сибири.

6. Казачество, его роль в истории России.

7. Петербург и Москва: сравнительный анализ типов городского расселения.

8. Русская эмиграция в XIX—ХХ вв.

9. Старообрядчество.

10. Народные художественные промыслы (по выбору студента).

Вопросы к зачету

1. Страноведение как наука и учебная дисциплина.

2. Основы истории страноведения.

3. Методологические основы страноведческих исследований.

4. Пространство в страноведении.

5. Цивилизационный подход в страноведении.

6. Хозяйственно-культурные типы.

7. Государственные структуры в страноведении.

8. Экономика, демография, государственность России.

9. Антропологический состав народов России.

10. Материальная и духовная культура народов России.

12. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Структурно курс состоит из лекционных и семинарских аудиторных занятий, самостоятельного изучения студентами ряда проблем, в т.ч. в форме написания рефератов, проведения контрольных собеседований и тестирования, итогового контроля в форме зачета.

На лекциях преподаватель анализирует наиболее сложные проблемы курса, требующие не только знания фактического материала, но и профессиональных навыков исторического обобщения, глубокого знания страноведческих проблем. Это не означает, что студенту остается только пассивное усвоение преподносимого на лекции материала. Программа курса нацелена на развитие у студента навыков критического мышления. Она предполагает знакомство с источниками и научной литературой.

Роль преподавателя на семинарском занятии заключается в том, чтобы сформулировать основные учебные задачи, дать студенту представление об источниках и литературе, которыми ему предстоит пользоваться, консультировать студента в процессе учебы и, наконец, проконтролировать усвоение курса и скорректировать сформированные самостоятельно представления студентов о тех или иных проблемах.

Работа над докладами и рефератами:

Работа студентов над докладами, рефератами заставляет их больше заниматься самостоятельным изучением литературы по курсу и обеспечивает более активное и творческое обсуждение теоретических вопросов на семинарах, а также поднимает уровень общекультурного, социального и политического развития, расширяет объем знаний, способствует глубокому творческому изучению студентами различных вопросов учебных программ. Опираясь на собранный и проанализированный материал, студент более аргументировано участвует в творческих дискуссиях, возникающих на семинарах; обсуждение теоретических вопросов в этом случае проходит более живо и интересно.

Использование компьютера в самостоятельной работе:

Рекомендуется использовать поисковые задания, выполняемые на компьютере по общекультурной и профессиональной тематике, демонстрационные сообщения, выполняемые на ноутбуке.

Для студента важно уметь критически отбирать и анализировать информацию, содержащуюся в Сети. Также как и в случае с печатной продукцией, важно пользоваться теми электронными ресурсами, которые составлены из работ профессиональных ученых с соблюдением минимума археографических требований.

 

Страноведение

Наименование дисциплины

Кафедра-разработчик                          История Наименование кафедры

Направление (специальность) подготовки

45.03.02 Лингвистика

Код и наименование

Наименование ООП

45.03.02 _02 Теория и методика преподавания русского языка как иностранного

Код и наименование

 

Квалификация (степень) выпускника  бакалавр
Образовательный стандарт ФГОС
Форма обучения очная
Год начала обучения 2016

 

СОГЛАСОВАНО Зав кафедрой заказчика ________________ А.В.Хохлов "____" ________ 20__ г.     Соответствует ФГОС ВО Утверждена протоколом заседания кафедры № __от _________ 2015

 

Программу разработала:

 

Профессор, д.и.н.                                                                 С.Б. Ульянова

Должность, звание, степень

 

1. Цели и результаты изучения дисциплины

1.1. Цели изучения дисциплины

Цель изучения дисциплины

Цель курса – сформировать у студентов комплексное представление о культурно-историческом и этническом своеобразии России, ее месте в мировой цивилизации; дать систематизированные знания об особенностях российского социума; ввести в круг лингво-страноведческих проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработать навыки получения, анализа и обобщения страноведческой информации.

Задачи дисциплины заключаются в развитии следующих знаний, умений и навыков личности:

· понимание гражданственности и патриотизма как преданности своему Отечеству, стремления своими действиями служить его интересам, в т.ч. и защите национальных интересов России;

· знание движущих сил и закономерностей этнических и исторических процессов;

· воспитание нравственности, морали, толерантности;

· понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии;

· понимание места и роли области деятельности выпускника в общественном развитии, взаимосвязи с другими социальными институтами;

· способность работы с разноплановыми источниками; способность к эффективному поиску информации и критике источников;

· способность на основе историко-культурного и этнологического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

· умение логически мыслить, вести научные дискуссии;

· творческое мышление, самостоятельность суждений, интерес к отечественному культурному и научному наследию, его сохранению и преумножению.

 

1.2. Результаты обучения (компетенции) выпускника, в формирование которых вносит вклад освоение дисциплины

ОК-1  способность ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и учитывать ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме
ОК - 5 способностью к осознанию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовностью принимать нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, обществу и культурному наследию
ОПК - 2 способностью видеть междисциплинарные связи изучаемых дисциплин, понимает их значение для будущей профессиональной деятельности
ПК-16 владением необходимыми интеракциональными и контекстными знаниями, позволяющими преодолевать влияние стереотипов и адаптироваться к изменяющимся условиям при контакте с представителями различных культур
ПК - 24 способностью выдвигать гипотезы и последовательно развивать аргументацию в их защиту 
ПК - 25 владением основами современных методов научного исследования, информационной и библиографической культурой
ПК - 26 владением стандартными методиками поиска, анализа и обработки материала исследования 

 

1.3. Планируемые результаты освоения дисциплины

Знать: · основные направления, проблемы, теории и методы страноведения; · важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития; · основные модели развития национальной экономики; · основные этапы становления российской государственности. Уметь: · логически мыслить, вести научные дискуссии; · работать с разноплановыми источниками; · осуществлять эффективный поиск информации и критики источников; · получать, обрабатывать и сохранять источники информации; · преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма; · формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам страноведения; · соотносить общие культурно-исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты явлений и событий. Владеть: · навыками сбора, исследования, сравнения, обобщения данных, характеризующих экономические, социальные, политические, культурные процессы; · навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, современными образовательными технологиями; · приемами ведения дискуссии и полемики.
 
 

2. Место дисциплины в ООП

Дисциплина «Страноведение» (Б.1.В.ОД.8) относится к базовой части блока «Дисциплины». Изучение курса опирается на весь комплекс естественнонаучных, социально-экономических и гуманитарных знаний студента. Принципиальное значение имеют знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения курса истории. В мировоззренческом и методологическом плане курс страноведения обеспечивает все изучаемые в СПбПУ гуманитарные и социально-экономические дисциплины. Кроме того, знания, умения и навыки, полученные в процессе изучения курса, могут быть использованы при освоении ряда специальных дисциплин, в которых присутствует страноведческий компонент.

 

3. Распределение трудоёмкости освоения дисциплины по видам учебной работы

Виды учебной работы

Виды учебной работы

Трудоемкость по семестрам

Итого, ач

Й сем.

Й сем.

ач/нед ач/сем ач/нед ач/сем Лекции 1 18 1 16 34 Лабораторные занятия - - – – 0 Практические занятия, семинары 1 18 1 16 34 в том числе аудиторные занятия в интерактивной форме - 18 – 16 34 Самостоятельная работа - 18 – 22 40 в том числе творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа   10 – 10 20 Экзамены (подготовка во время сессии, сдача)     – – 0
Общая трудоемкость освоения дисциплины в академических часах:
  в зачетных единицах:

 

108 3.00

 

Формы контроля

Формы контроля

Количество по семестрам

Итого

4-й сем. 5-й сем.

Текущий контроль

Контрольные работы (КРаб), шт. - - 0 Коллоквиумы (Кк), шт. - – 0 Расчетно графические работы (РГР), шт. - – 0 Рефераты (Реф), шт. - 1 1 Курсовые проекты (КП), шт. - - 0 Курсовые работы (КР), шт. - – 0

Промежуточная аттестация

Зачёты (З), шт. 1 1 2 Экзамены (Э), шт. - – 0

 

Содержание и результаты обучения

4.1. Разделы дисциплины и виды учебной работы

  Темы Л ПЗ СРС
1.

Теоретическое страноведение

1.1. Страноведение как наука и учебная дисциплина 2 2 2 1.2. Основы истории страноведения 2 2 2 1.3. Методологические основы страноведческих исследований 2 2 2 2.

Пространственные и цивилизационные структуры

2.1. Пространство в страноведении 2 2 2 2.2. Цивилизационный подход в страноведении 2 2 2 2.3. Хозяйственно-культурные типы 2 2 2 2.4. Государственные структуры в страноведении 2 2 2 3.

Страноведение России

3.1 Экономика, демография, государственность 6 6 8 3.2 Антропологический состав народов России 6 6 8 3.3 Материальная и духовная культура народов России 8 8 10   Итого по видам учебной работы, ач 34 34 40   Итого по видам учебной работы, зет 1.00 1.00 1.00   Общая трудоемкость освоения, ач / зет

108 / 3.00

 

4.2. Содержание разделов и результаты изучения дисциплины

Темы, разделы Результаты освоения дисциплины

Теоретическое страноведение

1.1. Страноведение как наука и учебная дисциплина Объект, предмет, функции страноведения. Страноведение в системе гуманитарных и общественных наук (история, этнология, география, демография, культурология и др.). Страноведение и регионоведение. Лингвострановедение. Системный подход в страноведении.

Знания: основные направления, проблемы, теории и методы страноведения; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития; основные модели развития национальной экономики; основные этапы становления российской государственности.

Умения: логически мыслить, вести научные дискуссии, работать с разноплановыми источниками, осуществлять эффективный поиск информации и критики источников, получать, обрабатывать и сохранять источники информации, преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма, формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам страноведения, соотносить общие культурно-исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты явлений и событий.

Навыки: сбор, исследование, сравнение, обобщение данных, характеризующих экономические, социальные, политические, культурные процессы; самостоятельное овладение новыми знаниями, современными образовательными технологиями; приемы ведения дискуссии и полемики

1.2. Основы истории страноведения Роль Великих географических открытий в зарождении страноведения. «Всеобщая география» Варениуса. Германская школа камеральной статистики XVII—XVIII вв. Антропогеография (Ф. Ратцель). Французская школа географии человека конца XIX – начала ХХ в. (В. де ла Блаш). Зарождение страноведения в России (В. Татищев, М.В. Ломоносов). К.И. Арсеньев, П.П. Семенов-Тяньшанский, Н.М. Пржевальский, В.Э. Дэн. Школа комплексного страноведения Н.Н. Баранского.
1.3. Методологические основы страноведческих исследований Принцип комплексности страноведческого исследования. Хорологический и хронологический методы. Генетический метод. Имагология. Типы исследований в страноведении. Исследовательская и коллекторская программы. Анализ и синтез в программе страноведческого исследования. Варианты программ страноведческого исследования в отечественной науке.

Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.111 с.