Разновидность грамматических ошибок — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Разновидность грамматических ошибок

2019-12-19 493
Разновидность грамматических ошибок 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Примеры Словообразовательные Ошибочное словообразование Заимообразный, назади, надсмехаться

Морфологические

1. Ошибки в образовании форм существительного Наши инженерА, много банан и мандарин, светлая тюль 2. Ошибки в образовании форм прилагательного Более красивые, самый ярчайший, слаже 3. Ошибки в образовании форм местоимений Всехние работы, в ихнем доме, оставил приём 4. Ошибки в образовании форм глаголов Дерзю, пылесосю, выжгет Синтаксические 1. Нарушение согласования   2. Нарушение управления   3. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым 4. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом 5. Ошибки в построении предложения с причастным оборотом 6. Ошибки в построении предложения с однородными членами 7. Ошибки в построении сложного предложения   8. Смещение прямой и косвенной речи 1.Это была известная депутат Сергеева. 2.Я не имею ни малейшее понятие о происшедшем.   3.Двадцать один человек пришли на собрание. 4.Открыв окно, начался дождь   5. Глухо шумело море, взволнованное бурей, начавшейся еще утром. 6.Классный руководитель рассказывал об успеваемости выпускников, их поведении и почему они так плохо учатся. 7.Всё сопровождается картинами природы, что делает Татьяна. 8. Онегин говорит, что «я выбрал другую, когда б я был, как ты, поэт».

Лексические ошибки

Под лексическими нормами понимается употребление слов в нужном контексте, учитывая их значение; выбор подходящих слов в зависимости от ситуации, в которой находится субъект. Нарушение лексических норм встречается повсеместно как в письменной речи, так и в устной. Рассмотрим основные лексические ошибки:

1.Нарушение лексической сочетаемости.

Пример. Девушка уделяла много заботы своему брату, который заболел гриппом неделю назад. Уделять можно только внимание, а о заботе следует говорить, используя глагол проявлять.

Пример. В спортзале висит треугольная груша. По своему значению груша не может быть треугольной.

2. Пропуск слова, в результате которого возможна потеря смысла.

Характеру моей сестры, как и отцу, присущи некоторые странности. Здесь следует пояснить, как и характеру отца, иначе можно утверждать, что странности присущи именно отцу. Безусловно, в речи такое употребление приемлемо, однако, автор в данной ситуации имел в виду как раз характеры.

3. Многословность. Такое нарушение лексических норм следует разделить на составные части:

- бессмысленный повтор слова

Пример. Вчера я сходила в магазин. В магазине я купила помидоры, но когда пошла из магазина домой, вспомнила, что не купила картошку и свёклу. Вернувшись в магазин, я обнаружила, что магазин закрыт.

Слово «магазин» успешно можно было бы заменить местоимениями он, туда, там или различными синонимами.

- тавтология

Пример. Здесь не любят нездешних.

- плеоназм – присутствие в тексте лишних уточняющих слов

Пример. В этой данной книге много картинок.

4. Неуместное применение слова иностранного происхождения.

Пример. В противостоянии двух борцов было что-то завораживающее, от чего я не мог оторвать взгляд. Такой дуэт достоин восхищения.

Понятие дуэта применяется к двум участникам, которые совместными усилиями осуществляют какую-то деятельность – певцы, актеры и т.д. Здесь же речь идет о соперничестве.

5. Неверное истолкование паронимов и, вследствие этого, подмена одного слова другим.

Пример. Он дал обед молчания. Очевидно, что в предложении должно стоять слово обет и т.д.

           

Фразеологические ошибки

Как в устной, так и в письменной речи наблюдается значительное количество ошибок при употреблении фразеологизмов. Наиболее типичными являются следующие:

ž Замена компонента фразеологического сочетания (перебирать из пустого в порожнее вместо переливать из пустого в порожнее; львиная часть вместо львиная доля).

ž Неоправданное сокращение или расширение состава фразеологического оборота (вступили новые правила вместо вступили в действие новые правила; оставлять желать много лучшего вместо оставлять желать лучшего).

ž Использование неудачного определения в составе фразеологического сочетания (К сожалению, на вечере, посвященном А.С. Пушкину, задавали кляузные вопросы о Наталье Николаевне вместо задавали каверзные вопросы).

ž Контаминация (смешение) двух оборотов (по гроб доски вместо по гроб жизни и до гробовой доски; припереть к горлу вместо припереть к стенке и подступить к горлу; играть значение вместо играть роль и иметь значение).

ž Искажение грамматической формы компонентов фразеологизма (подвернуться под рукой вместо подвернуться под руку, бабушка на двоих сказала вместо бабушка надвое сказала).

ž Нарушение грамматической связи фразеологизма с примыкающими к нему словами (никому и никогда он шапку не ломал вместо ни перед кем и никогда он шапку не ломал; cпикер выразил сожаление случившимся вместо cпикер выразил сожаление в связи со случившимся).

ž Употребление фразеологизма, не соответствующего контексту (Среди слушателей были студенты, которые лыка не вязали по-русски, вместо Среди слушателей были студенты, которые плохо знали русский язык; Зрители внушают мне доверие, что я как актриса еще многое могу сделать, вместо Зрители вселяют в меня веру, что я как актриса еще многое могу сделать).

ž Cтилистическая неуместность использования фразеологического оборота (Командир приказал сматывать удочки вместо Командир приказал уходить).

Стилистические ошибки

К стилистическим ошибкам, с одной стороны, относят недочеты, которые связаны с лексикой и грамматикой (неточность словоупотребления, ошибки в употреблении форм существительных, прилагательных, местоимений, глаголов, нарушение норм согласования и управления, ошибки в предложении и т. д.), а с другой стороны, нарушение норм стилистики (тавтология, плеоназмы, перифразы, паронимы, речевые штампы и т. д.).

Стилистические ошибки занимают особое место в этой системе, поскольку не соотносятся с определенным ярусов языка и могут проявляться в области лексики, морфологии, синтаксиса. Под стилистической ошибкой понимается нарушение принципа «коммуникативно-стилистической целесообразности», заключающееся в использовании языкового средства, неуместного в данных (хотя, возможно, вполне уместного для других) условиях. При этом возникает стилистическая разноплановость, стилистический разнобой, поскольку использование стилистически окрашенное языковое средство оказывается в противоречии с контекстом.

Так, например, неуместно употребление слов, имеющих ярко разговорный характер, в книжной или нейтральной речи, столь же неуместно использование книжных слов и оборотов в разговорной речи, например, «Миша встал, напялил рубашку, надел штаны», «Любка здорово умела танцевать, своим весельем она заражала всех.

ž Употребление рядом или близко друг от друга в предложении однокоренных слов (тавтология): В рассказе “Муму” рассказывается.... В рассказе “Муму” повествуется...

ž Лексические повторы в тексте.
Примеры
Недавно я прочла одну интересную книгу. Эта книга называется “Молодая гвардия”. В этой книге интересно рассказывается... Лучше: Недавно я прочла одну интересную книгу, которая называется “Молодая гвардия”. В ней рассказывается...

ž Употребление слова (выражения) неуместной стилевой окраски. Так, в литературном контексте неуместно употребление жаргонной, просторечной, бранной лексики, в деловом тексте следует избегать разговорных слов, слов экспрессивно окрашенных. Пример: Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору. Лучше: Попечитель богоугодных заведений заискивает перед ревизором.

ž Бедность и однообразие синтаксических конструкций. Пример: Мужчина был одет в прожжённый ватник. Ватник был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки изъедены молью. Лучше: Мужчина был одет в грубо заштопанный прожжённый ватник. Хотя сапоги были почти новые, носки оказались изъеденными молью.

ž Неудачный порядок слов. Пример: Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе. Лучше: В мировой литературе есть немало произведений, повествующих о детстве автора.

ž Стилистический и смысловой разнобой между частями предложения. Пример: Рыжий, толстый, здоровый, с лоснящимся лицом, певец Таманьо привлекал Серова как личность огромной внутренней энергии. Лучше: Огромная внутренняя энергия, которой привлекал Серова певец Таманьо, сказывалась и в его внешности: массивный, с буйной рыжей шевелюрой, с брызжущим здоровьем лицом.

Примечание: следует учесть, что в устных и письменных высказываниях детей нередко встречаются фактические ошибки.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.