Понимание грамматических конструкций — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Понимание грамматических конструкций

2019-12-19 160
Понимание грамматических конструкций 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понимание речи у детей ЗПР ниже возрастной нормы, т.к. объем пассивного и активного словаря ограничен. Дети с ЗПР сталкиваются с определенными трудностями восприятия речи сталкиваясь со сложными конструкциями. К сложным для понимания конструкциям относятся структуры

· в которых отношения передаются при помощи Т.п. (Покажи карандашом линейку), (Ваню ударил Коля. Кто драчун?).

· Атрибутивные конструкции Р.п. (Брат отца).

Планируя занятия необходимо провести работу над развитием пространственных представлений, лежащих в основе данных конструкций.

Положительные результаты дает использование следующих приемов

· Узнавание геометрических фигур.

· Сличение двух геометрических узоров.

· Воспроизведение узора по образцу.

· Срисовывание фигур.

· Конструирование, работа с мозаикой, аппликация.

Восприятие грамматической инструкции значительно облегчается при выделении в ней составных частей. Ее следует материализовать, отмечая каждый пункт задания при помощи фишки, или предметного изображения. Можно использовать прием демонстрации выполняемых действий.

Развитию прогнозирования (чувству языка) способствуют следующие задания.

· Построение рассказа с опорой на картинку.

· Отгадка продолжения сказки, текста со смысловыми искажениями.

· Оценка деформированных текстов «Заяц. Сидит. Дерево.»

· Работа над рифмой. Хлопья белые летят - это значит ….

Механизмы нарушения фонематической стороны речи у детей с задержкой психического развития

Многие дети с ЗПР в начале школьного обучения осуществляют звуковой анализ значительно хуже, чем их нормально развивающие сверстники.

При выделении из слова отдельных звуков наибольшую трудность для детей с ЗПР представляют различение и выделение безударного гласного из конца слова. Вместо конечного гласного дети называют предшествующий ему согласный или последний слог. Так в словах «Лиза» и «утка» в качестве последнего звука дети с ЗПР называют "з", "к" или "за", "ка".

При неразвитом фонематическом слухе такие ошибки вполне закономерны, так как гласные звуки в конце слова, особенно если на них не падает ударение, при произнесении редуцируются и потому воспринимаются как призвук предшествующего им согласного.

Особые трудности возникают при последовательном выделении звуков. Более половины нормально развивающихся детей самостоятельно справляются с последовательным выделением звуков из слова. Дети с задержкой психического развития, как правило, допускают при этом ошибки.

В случае возникающих при звуковом анализе затруднений нормально развивающиеся дети шестилетнего возраста прибегают к проговариванию слова. Некоторые это делают громким шепотом, другие энергично шевелят губами. Почти все дети с ЗПР, столкнувшись с трудностями совершенно беспомощны. Они замолкают или повторяют названный ими звук, иначе говоря, эти дети, не владеют способами звукового анализа.

Таким образом, большинству детей с ЗПР доступны лишь элементарные формы звукового анализа. Многие из них свободно выделяют в словах только первый звук. Большинство определяют последовательность звуков, исключительно состоящих из обратных слогов в односложных словах. У детей рассматриваемой группы возникают значительные трудности при необходимости выделить безударный гласный в конце слова (согласных при их стечении в одном слоге и в парных слогах; следующих за согласными гласных). Все это свидетельствует о том, что вследствие нейропсихологических особенностей у детей с ЗПР в дошкольный период не накопилось достаточного речевого опыта, необходимого для овладения грамотой. Они оказались недостаточно подготовленными к языковым наблюдениям, сравнениям и обобщениям.

Удетей с задержкой психического развития сохранены все те анализаторы, которые необходимы для благоприятного развития речи. Свидетельство тому - отсутствие затруднений в сфере устного речевого общения. Однако появление трудностей, связанных с недоразвитием фонематического слуха при обучении грамоте детей с задержкой психического развития закономерно.

Коррекционная работа. Проводится с помощью графических схем (Эльконин)


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.