Кандидат педагогических наук, доцент, — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кандидат педагогических наук, доцент,

2019-12-19 151
Кандидат педагогических наук, доцент, 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЧЕТВЕРИКОВА ТАТЬЯНА ЮРЬЕВНА

Кандидат педагогических наук, доцент,

зав. кафедрой дефектологического образования ОмГПУ

 

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ЗПР

 

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

 

 


 

Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР

К числу детей с ЗПР относятся такие, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития отмечается:

-низкий уровень познавательной активности;

- незрелость мотивации к учебной деятельности;

- сниженная работоспособность к приему и переработке информации;

- ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире;

- недостаточная сформированность умственных операций;

- отставание в речевом развитии при сохранности анализаторов, необходимых для благоприятного становления речи.

Дифференциация младших школьников с ЗПР по группам выделяют три группы младших школьников с задержкой психического развития, отличающихся по основным показателям познавательной деятельности и особенностям личностного развития.

1. Дети с высоким уровнем развития познавательной деятельности. Это 3% учащихся с задержкой психического развития, которые по показателям познавательной деятельности приближаются к нормально развивающимся школьникам. Для них было характерно умение ориентироваться в учебных за­даниях и выполнять их в соответствии с инструкцией. В начале выполнения экспериментальных заданий они проявляли интерес, любопытство, но удержать его долго они не могли. Интерес по мере выполнения задания исчезал, а положитель­ные эмоции сменялись отрицательными т.е. у этих детей на первый план выступали астенические проявления

2. Дети со средним уровнем развития познавательной деятельности. Названную группу составили 16% младших школьников с задержкой психического развития. Для этой категории детей характерны такие личностные особенности, как тревожность, неуверенность в себе. Учащиеся данной группы долго не приступали к выполнению заданий, боясь, что они недопоняли инструкцию и не смогут правильно его выполнить. Интерес, положительные эмоции быстро сме­нялись отрицательными. Происходило эмоциональное пресыщение, разрыв связи «удивление - любопытство - любознательность - увлечение», результатом чего является снижение познавательной активности. Эти дети по - разному вели себя: одни из них вялые, безучастные; другие - наоборот, чрезмерно возбуждены, демонстративно беспокойны. Они обидчивы, раздражительны, вспыльчивы.

3. Дети с низким уровнем развития познавательной деятельности. Данную группу составили 81 % младших школьников с задержкой психического развития. Учащиеся рассматриваемой группы имели низкий уровень саморегуляции, продуктивность познавательной деятельности была низкой из -за астенических проявлений, снижения работоспособности, замедленного темпа деятельности. В некоторых случаях дети данной группы бурно реагировали на ситуацию неуспеха, иногда приобретающего отчетливо истерический оттенок.

Таким образом, исследование младших школьников с задержкой психического развития позволило выявить сложную взаимосвязь между уровнем развития познавательнойдеятельности и особенностями поведения и эмоционально -волевой сферы детей рассматриваемой категории.

 

Виды ЗПР (по классификация детей с ЗПР

Изучение, диагностика и коррекция неречевых психических процессов у детей с ЗПР

Формирование элементов словесно-логического мышления

У детей с ЗПР

Осуществление классификации предметов является основной задачей в формировании логического мышления у детей с интеллектуальной недостаточностью. Дети с ЗПР затрудняются в подборе слов –обобщений. Не вычленяют признаков, обобщающих свойства заданных предметов. Часто пользуются неадекватными объяснениями.

1. Четвертый лишний. Назови общим словом.

2. «Невербальная классификация». Ребенку предлагается 20 предметов, относящихся к двум классам близких по смыслу понятий.

П. овощи-фрукты. Живые-неживые. Что едят и что не едят?

Дефектолог раскладывает картинки, не объясняя принципа систематизации в две группы. Разложив три картинки педагог предлагает ребенку продолжить. Передав картинки ребенку, дефектолог молча наблюдает, при ошибке ребенка молча перекладывает картинку. После того как ребенок закончил работу, его следует спросить, почему он разложил картинки на две группы и какое название им можно дать.

3. Решение арифметических задач.

4. Подбор антонимов. Используется пассивный и активный варианты. Придумай слово, противоположное по содержанию. Глупый – умный. Придумай самостоятельно 2 пары противоположных по значению слов.

5. Выбор из альтернатив. Слов: лошадь, жеребенок, корова. Найди среди слов, относящихся к корове, такое, которое подходило бы к ней так же, как «жеребенок» подходит к «лошади».

Пастбище. Молоко. Теленок.

6. Объяснение смысла пословиц. Любишь кататься, люби и саночки возить

6. Объяснение смысла пословиц. Любишь кататься, люби и саночки возить

Задачи.

В дошкольном возрасте

Развивать праксис позы при имитации отдельных движений взрослого (присесть, топнуть, хлопнуть). Совершенствование двигательных функций ребенка происходит на основе подражания взрослому и действий с предметами.

Формирование общей моторики. Р.в. Ходьба, прыжки, наклоны.

Старший дошкольный и младший школьный возраст. Спортивные игры, различные спортивные упражнения. Танцы, ритмика.

Развивать моторику рук. Р.в. Совершенствовать хватательные движения.

С. В. Развивать точность движения рук, глазомер, согласованность движений обеих рук, зрительно-моторную координацию.

Нормализовать состояние тонуса мелких мышц, осуществлять массаж пальцев кистей рук в играх с грецким орехом. Попеременно с холодной и горячей водой, с тестом, глиной. Пальчиковая гимнастика. Пальчиковые игры – драматизации.

С.в. Упражнения на развитие и совершенствование статической координации движений. Гнездо, Крыша, Коза, Очки, Зайчик.

Упражнения на развитие и совершенствование динамической координации движений. Звонок, Пальчики здороваются, «веселые маляры, Погладим котенка.

ФГОС для обучающихся с ЗПР

 

ВАРИАНТ ФГОС 1: инклюзивное образование

Обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию здоровых сверстников, в те же сроки (1 – 4 классы).

В структуру АООП НОО обязательно включается Программа коррекционной работы, направленная на развитие социальных (жизненных) компетенций обучающихся и поддержку в освоении АООП НОО.

Неспособность обучающегося с ЗПР полноценно освоить отдельный предмет в структуре АООП НОО не должна служить препятствием для выбора и продолжения её освоения, т.к. у этих детей может быть специфическое расстройство школьных навыков (дислексия, дисграфия, дискалькулия) + выраженные нарушения внимания, работоспособности, двигательной сферы.

Обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента её образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по другому варианту АООП в соответствии с рекомендациями ПМПК, либо на обучение по индивидуальному учебному плану.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Задания на формирование умения обобщать

1)Зачеркни лишний предмет и объясни, почему он нарушает закономерность и не подходит к остальным (даны квадрат, шестиугольник, куб, треугольник, трапеция).

2)Найди лишнее слово. Объясни, чем оно отличается от других:

- сложение, вычитание, слагаемое, сумма;

- квадрат, треугольник, прямоугольник;

- первый, третий, пять, восьмой, десятый;

- условие, решение, вопрос, пример, ответ.

Задания на развитие логического мышления и формирование умения составлять всевозможные варианты наборов из элементов данного множества

1)Возьми 3 цветных карандаша: красный, жёлтый, зелёный. Раскрась ими нарисованные квадраты так, чтобы в каждой строке квадраты были разными и одинаковых строк не было.

     
     
     
     
     
     

2)Составь всевозможные варианты расписания на 1 день, если должно быть по одному уроку математики, физ-ры и чтения. Запиши в каждой клетке урок первой буквой.

             

 

             

 

             

 

Общего и речевого развития

О какой ЗПР идёт речь? Причина ЗПР – перенесённые в раннем детстве заболевания, влияющие на развитие мозговых функций. Психический тонус ребёнка резко снижен. Отмечается незрелость эмоционально-волевой сферы, трудности в адаптации. Со взрослыми вежливы:

1. ЗПР соматогенного происхождения

2. ЗПР конституционального происхождения

3. ЗПР церебрально-органического происхождения

10. О какой ЗПР идёт речь? Отмечается грубое и стойкое локальное нарушение созревания мозговых структур. У всех детей – явления церебральной астении. Мыслительные операции несовершенны. Знания усваивают фрагментарно. Отставание в развитии интеллектуальной деятельности сочетается с незрелостью эмоционально-волевой сферы. Дети не критичны, несамостоятельны, внушаемы, быстро пресыщаются деятельностью:

1. ЗПР соматогенного происхождения

2. ЗПР конституционального происхождения

3. ЗПР церебрально-органического происхождения

Орфоэпические ошибки

Орфоэпические правила предупреждают ошибку в произношении, отсекают недопустимые варианты. Варианты произношения, признаваемые неправильными, нелитературными, могут появляться под влиянием фонетики других языковых систем – территориальных диалектов, городского просторечия или близкородственных языков. Орфоэпическая правильность заключается в соблюдении:

ž -правил произношения и ударения,

ž -интонационных норм.

Как было отмечено, орфоэпия включает также нормы ударения: правильно произносить докумéнт, а не докýмент, началá, а не нáчала, звонúт, а не звóнит, алфавúт, а не алфáвит.

Нормы ударения, или акцентологические нормы нарушаются особенно часто. Это объясняется, во-первых, тем, что изменчивость норм приводит к неизбежному (хотя и временному) сосуществованию старого и нового вариантов, а это порождает колебания в выборе одного из них, во-вторых, трудностью усвоения ударения, которое в русском языке является разноместным и подвижным: паспорт, арест, протокол и др. При образовании грамматических форм слова оно часто переходит с одного слога на другой: река - реки, голова - головы и т.п.

Орфографические ошибки

Это ошибки, связанные с нарушением существующих в русском языке орфограмм.

К собственно орфографическим ошибкам относятся:

1. Нарушение правил написания гласных и мягкого знака после шипящих и Ц: шырокий, жыр, ещо, делаеш.

2. Искажение написания значащих частей слова, а именно: основы, корня, приставки, суффикса и окончания: пригаваривать, деректор, песталет, варота, глоза.

3. Неправильное написание начальной формы слова: адютант, шеснадцать и т.д.

4. Неправильный перенос слов: поступить, сознание. Причиной появления ошибок этой группы в письменной речи учащихся следует считать незнание школьниками морфемной и словообразовательной структуры пере5численных слов.

5. Нарушение правил о слитном, полуслитном и раздельном написании слов: кним, гдето, немог и т.д. Здесь совершенно очевидно незнание учащимися правил слитного и дефисного написания слов.

6. Неправильное написание сложных слов, особенно соединительных гласных: параход, сталетие, пешоход и др.

7. Ошибки в написании строчных и прописных букв: наша родина. Такие ошибки реже встречаются по сравнению с другими группами.

Пунктуационные ошибки

ž Это вид ошибок, нарушающих правила пунктуации:

ž постановка знаков препинания при однородных членах предложения;

ž знаки препинания в сложном предложении и т.п.

Например: Я говорил тебе что я завтра уезжаю (пропуск запятой в сложноподчиненном предложении).

Грамматические ошибки

Грамматические ошибки – это нарушение норм слово- и формообразования, а также норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.

Грамматические ошибки могут быть трех видов:

ž словообразовательные: нарушена структура слова;

ž морфологические, или формообразовательные: нарушена форма слова;

ž синтаксические: нарушена структура словосочетания или предложения.

Лексические ошибки

Под лексическими нормами понимается употребление слов в нужном контексте, учитывая их значение; выбор подходящих слов в зависимости от ситуации, в которой находится субъект. Нарушение лексических норм встречается повсеместно как в письменной речи, так и в устной. Рассмотрим основные лексические ошибки:

1.Нарушение лексической сочетаемости.

Пример. Девушка уделяла много заботы своему брату, который заболел гриппом неделю назад. Уделять можно только внимание, а о заботе следует говорить, используя глагол проявлять.

Пример. В спортзале висит треугольная груша. По своему значению груша не может быть треугольной.

2. Пропуск слова, в результате которого возможна потеря смысла.

Характеру моей сестры, как и отцу, присущи некоторые странности. Здесь следует пояснить, как и характеру отца, иначе можно утверждать, что странности присущи именно отцу. Безусловно, в речи такое употребление приемлемо, однако, автор в данной ситуации имел в виду как раз характеры.

3. Многословность. Такое нарушение лексических норм следует разделить на составные части:

- бессмысленный повтор слова

Пример. Вчера я сходила в магазин. В магазине я купила помидоры, но когда пошла из магазина домой, вспомнила, что не купила картошку и свёклу. Вернувшись в магазин, я обнаружила, что магазин закрыт.

Слово «магазин» успешно можно было бы заменить местоимениями он, туда, там или различными синонимами.

- тавтология

Пример. Здесь не любят нездешних.

- плеоназм – присутствие в тексте лишних уточняющих слов

Пример. В этой данной книге много картинок.

4. Неуместное применение слова иностранного происхождения.

Пример. В противостоянии двух борцов было что-то завораживающее, от чего я не мог оторвать взгляд. Такой дуэт достоин восхищения.

Понятие дуэта применяется к двум участникам, которые совместными усилиями осуществляют какую-то деятельность – певцы, актеры и т.д. Здесь же речь идет о соперничестве.

5. Неверное истолкование паронимов и, вследствие этого, подмена одного слова другим.

Пример. Он дал обед молчания. Очевидно, что в предложении должно стоять слово обет и т.д.

           

Фразеологические ошибки

Как в устной, так и в письменной речи наблюдается значительное количество ошибок при употреблении фразеологизмов. Наиболее типичными являются следующие:

ž Замена компонента фразеологического сочетания (перебирать из пустого в порожнее вместо переливать из пустого в порожнее; львиная часть вместо львиная доля).

ž Неоправданное сокращение или расширение состава фразеологического оборота (вступили новые правила вместо вступили в действие новые правила; оставлять желать много лучшего вместо оставлять желать лучшего).

ž Использование неудачного определения в составе фразеологического сочетания (К сожалению, на вечере, посвященном А.С. Пушкину, задавали кляузные вопросы о Наталье Николаевне вместо задавали каверзные вопросы).

ž Контаминация (смешение) двух оборотов (по гроб доски вместо по гроб жизни и до гробовой доски; припереть к горлу вместо припереть к стенке и подступить к горлу; играть значение вместо играть роль и иметь значение).

ž Искажение грамматической формы компонентов фразеологизма (подвернуться под рукой вместо подвернуться под руку, бабушка на двоих сказала вместо бабушка надвое сказала).

ž Нарушение грамматической связи фразеологизма с примыкающими к нему словами (никому и никогда он шапку не ломал вместо ни перед кем и никогда он шапку не ломал; cпикер выразил сожаление случившимся вместо cпикер выразил сожаление в связи со случившимся).

ž Употребление фразеологизма, не соответствующего контексту (Среди слушателей были студенты, которые лыка не вязали по-русски, вместо Среди слушателей были студенты, которые плохо знали русский язык; Зрители внушают мне доверие, что я как актриса еще многое могу сделать, вместо Зрители вселяют в меня веру, что я как актриса еще многое могу сделать).

ž Cтилистическая неуместность использования фразеологического оборота (Командир приказал сматывать удочки вместо Командир приказал уходить).

Стилистические ошибки

К стилистическим ошибкам, с одной стороны, относят недочеты, которые связаны с лексикой и грамматикой (неточность словоупотребления, ошибки в употреблении форм существительных, прилагательных, местоимений, глаголов, нарушение норм согласования и управления, ошибки в предложении и т. д.), а с другой стороны, нарушение норм стилистики (тавтология, плеоназмы, перифразы, паронимы, речевые штампы и т. д.).

Стилистические ошибки занимают особое место в этой системе, поскольку не соотносятся с определенным ярусов языка и могут проявляться в области лексики, морфологии, синтаксиса. Под стилистической ошибкой понимается нарушение принципа «коммуникативно-стилистической целесообразности», заключающееся в использовании языкового средства, неуместного в данных (хотя, возможно, вполне уместного для других) условиях. При этом возникает стилистическая разноплановость, стилистический разнобой, поскольку использование стилистически окрашенное языковое средство оказывается в противоречии с контекстом.

Так, например, неуместно употребление слов, имеющих ярко разговорный характер, в книжной или нейтральной речи, столь же неуместно использование книжных слов и оборотов в разговорной речи, например, «Миша встал, напялил рубашку, надел штаны», «Любка здорово умела танцевать, своим весельем она заражала всех.

ž Употребление рядом или близко друг от друга в предложении однокоренных слов (тавтология): В рассказе “Муму” рассказывается.... В рассказе “Муму” повествуется...

ž Лексические повторы в тексте.
Примеры
Недавно я прочла одну интересную книгу. Эта книга называется “Молодая гвардия”. В этой книге интересно рассказывается... Лучше: Недавно я прочла одну интересную книгу, которая называется “Молодая гвардия”. В ней рассказывается...

ž Употребление слова (выражения) неуместной стилевой окраски. Так, в литературном контексте неуместно употребление жаргонной, просторечной, бранной лексики, в деловом тексте следует избегать разговорных слов, слов экспрессивно окрашенных. Пример: Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору. Лучше: Попечитель богоугодных заведений заискивает перед ревизором.

ž Бедность и однообразие синтаксических конструкций. Пример: Мужчина был одет в прожжённый ватник. Ватник был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки изъедены молью. Лучше: Мужчина был одет в грубо заштопанный прожжённый ватник. Хотя сапоги были почти новые, носки оказались изъеденными молью.

ž Неудачный порядок слов. Пример: Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе. Лучше: В мировой литературе есть немало произведений, повествующих о детстве автора.

ž Стилистический и смысловой разнобой между частями предложения. Пример: Рыжий, толстый, здоровый, с лоснящимся лицом, певец Таманьо привлекал Серова как личность огромной внутренней энергии. Лучше: Огромная внутренняя энергия, которой привлекал Серова певец Таманьо, сказывалась и в его внешности: массивный, с буйной рыжей шевелюрой, с брызжущим здоровьем лицом.

Примечание: следует учесть, что в устных и письменных высказываниях детей нередко встречаются фактические ошибки.

ЧЕТВЕРИКОВА ТАТЬЯНА ЮРЬЕВНА

кандидат педагогических наук, доцент,

зав. кафедрой дефектологического образования ОмГПУ

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.