Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2019-12-19 | 119 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Как всегда, начните это 24-минутное занятие, установив тело в состоянии трех качеств — расслабления, неподвижности и бдительности. Сделайте три долгих вдоха и выдоха, вдыхая в низ живота, а затем в грудную клетку. Пусть осознавание пропитает тело, а вы отмечайте ощущения дыхания, где бы они ни возникли. Затем пусть дыхание течет своим чередом, успокаиваясь в естественном ритме.
Говоря об уме: исходно в начале каждого занятия шаматхой важнее всего воспитывать расслабление, которое пробуждается, если уделять внимание ощущениям дыхания во всем теле. Затем особое значение следует придать устойчивости внимания, и для этого полезно наблюдать ощущения дыхания в области живота. А заложив основу расслабления и устойчивости, можно переключаться на воспитание яркости внимания. Чрезвычайно важно не гнаться за устойчивостью за счет расслабления, и важно, чтобы усиление яркости не вело к снижению устойчивости. Взаимосвязь этих трех качеств можно сравнить с корнями, стволом и листвой дерева. Когда медитация крепчает, корни расслабления уходят глубже, ствол устойчивости обретает силу, и листва яркости все дальше тянется ввысь.
В этом созерцательном занятии сместите внимание на яркость. Это можно сделать, повысив внимание и направив его на более тонкий предмет. Уделите внимание осязаемым ощущениям дыхания в области ноздрей или над верхней губой — там, где вы чувствуете течение дыхания. Повысив внимание, вы увеличите и яркость, а, уделив внимание тонкому предмету, можно еще больше обогатить его. Наблюдайте эти ощущения у врат дыхания даже в промежутках между вдохами и выдохами. В области ноздрей и верхней губы осязаемые ощущения возникают постоянно, поэтому поддерживайте внимание в этом месте по возможности непрерывно. Если дыхание утончается до такой степени, что ощущения этого течения неуловимы, успокойте ум и наблюдайте пристальнее. Когда яркость внимания усилится, ощущения дыхания вновь станут явными.
|
На периферии осознавания вам все еще могут быть заметны и иные ощущения во всем теле, а также звуки и прочее. Допустите их, не отгораживайтесь от них и точно сосредоточивайте внимание на ощущениях в области ноздрей.
Считайте дыхания, если это помогает. Будите способность самонаблюдения, чтобы быстро отмечать возникшее возбуждение или вялость, и делайте все необходимое, чтобы уравновесить внимание, когда возникают такие трудности. Медитируйте 24 минуты и затем завершите занятие.
Р азмышление о медитации
Будда описывал медитацию памятования дыхания следующим сравнением:
«Как в последний месяц жаркого сезона, когда клубы пыли и грязи поднимаются в воздух, а грозовые тучи сезона дождей разгоняют их и тут же успокаивают, так и сосредоточение с помощью памятования дыхания, — когда воспитано и облагорожено, — подобное нектару, спокойное и возвышенное пребывание, что развеивает и тут же успокаивает нездоровые состояния, когда бы они ни возникли»19.
Это сравнение подразумевает целительное свойство уравновешенного внимания. Когда осознавание успокоено на таком предмете без свойств, как дыхание, тревожные мысли тут же исчезают, а ум делается мирным, утонченным и счастливым. Эти качества возникают не из предмета осознавания — дыхания, а из природы ума в состоянии равновесия. Такой настрой в исцелении ума сродни целению физического тела. В приведенном сравнении с грозовой тучей Будда имеет в виду, что и ум, и тело обладают врожденной силой самоисцеления. Уделяя ясное внимание предмету без свойств, никак его ни желая, ни отталкивая, мы позволяем уму исцелять себя.
Поскольку на третьей стадии воспитания внимания сильное возбуждение все еще превалирует, вероятно, полезно продолжать счет дыханий. Некоторые учители Тхеравады, вторя ученому и созерцателю V века Буддагосе*, предлагают две
|
Буддагоса (санскр. Буддагхоша). Индийский просвещенный V века, автор труда «Путь очищения», или Вимудхимарга. (в данной работе мы придерживались палийского написания его имени, учитывая его принадлежность к традиции Тхеравада).
возможности «ловкого счета». В первой — считать от одного до десяти с каждым полным кругом дыхания. Во второй — с каждым полным кругом дыхания считать «один, два, три, четыре, пять; один, два, три, четыре, пять, шесть; один, два, три, четыре, пять, шесть, семь;... восемь;... девять;... десять»20. Арья Асанга предлагает считать дыхания в обратном порядке, от десяти до одного. После этого можно считать два дыхания за одно, четыре за одно и т. д., замедляя шаг счета и объединяя в один все большее количество вдохов-выдохов. Какую бы версию вы ни предпочли, когда внимание обретает такую устойчивость, что в нем более не возникает прорех, и вы не пропускаете ни на одного вдоха и выдоха, счет можно прекратить. Эта временная подпорка сыграла свою роль. Но Асанга замечает, что различные способы счета дыхания хороши не для всех. Они помогают некоторым противодействовать вялости и возбуждению, но иные могут сосредоточивать внимание на дыхании весьма действенно и без счета. Таким людям приведенные выше способы счета ник чему.
По мере того как ум успокаивается, дыхание утончается, и ощущения дыхания блекнут. Чем глубже вы предаетесь этой медитации, тем тоньше становятся ощущения дыхания. Временами оно будет настолько легким, что его невозможно заметить. Это заставляет усиливать яркость внимания. Иначе говоря, чтобы не потерять предмет медитации — дыхание, необходимо уделять все более пристальное внимание его ощущениям21. Здесь отрабатывается некая биологическая обратная связь. Если ум отвлекается, и вы в плену у непроизвольных мыслей, дыхание грубеет, производя более сильные ощущения, которые легче различить. Но как только ум снова успокаивается, следом утончается и дыхание, и ощущения, а это, в свою очередь, заставляет добавлять яркости. Памятование
дыхания имеет это уникальное свойство «биологической обратной связи».
|
В медитации возможны разные физические ощущения. Иногда можно почувствовать, что руки и ноги невероятно тяжелы и плотны. Иногда тело ощущается громадным. Л можно и почувствовать, будто вы лежите на воде, как поплавок, или левитируете. Нередки и ощущения покалывания, дрожи или жара. Может случиться телескопическое видение, когда вы смотрите на свое тело словно издалека. Особенно если медитируете по много часов в день, вы можете почувствовать в теле прану, или жизненные энергии, которые перемещаются, освобождая очаги напряжения. Когда вы предаетесь памятованию дыхания, эти энергии уравновешиваются и текут естественно. Это требует времени, и пока энергии перераспределяются, их движение вызывает разные ощущения. Не волнуйтесь о них и не придавайте им особой важности — это естественные следствия медитации.
Медитация шаматхи ведет к необычайному вниманию. Зачастую, когда ум расслаблен, внимание вяло, а когда внимание крепчает, возникает состояние напряжения, зажатость тела и ума. Но в этой медитации чем прочнее внимание, тем глубже расслабляется ум. У шаматхи есть такое качество — относительное отсутствие эго; иные действия, которым требуется высокий уровень собранности, нуждаются в усилиях и часто на что-либо нацелены, шаматха же предполагает почти полное бездействие. Вы бездеятельно уделяете внимание ощущениям дыхания, не управляя ими. За это время эго почти выходит из строя за ненадобностью, тело дышит само по себе, а вы прикладываете лишь легчайшие усилия, чтобы уравновесить внимание, когда оно впадает в вялость или возбуждение.
Приобретая навык в медитации, удлиняйте каждое занятие созерцания и сокращайте число занятий в день. Всегда предпочитайте качество количеству.
Непрерывность медитации насущно необходима. Представьте, что вы разжигаете огонь, потирая две деревяшки: если вы трете их всего несколько секунд, затем отдыхаете, потираете несколько секунд, и вновь отдыхаете — этим можно заниматься годами, не добыв ни единой искры. Также и с медитацией: если вы намерены пройти все девять стадий, проверенный временем путь роста — в корне упростите жизнь, на время уйдите в отшельничество и там сполна и подолгу предавайтесь этой медитации. Не оставив густонаселенных мест, всегда шумных и суетливых, обрести блаженство шаматхи непросто. А на природе, в местах, удаленных от людской суеты, созерцателю легко успокоить ум и покорить высоты созерцательной устойчивости.
|
Внимательный образ жизни
Главная трудность на этой стадии медитации — выбрать стиль жизни, способствующий воспитанию равновесия внимания, при котором внимание в промежутках между занятиями не разрушается. Чтобы добраться до третьей стадии приверженному созерцателю потребуется принять медитацию как призвание и медитировать дни и недели, ведя созерцательный образ жизни в спокойном, тихом окружении. А медитируя лишь один или два раза в день, ведя в то же время деятельную жизнь, иногда можно почувствовать, что обретено длительное внимание третьей стадии, но прочно закрепиться на этой высоте трудно. Вторгается суета дня, ум рассеивается, и, скорее всего, стройность внимания, обретенная в занятии, улетучится.
Современный мир неустанно твердит нам, что мы — «общественные животные», и мало способствует длительному уединению и не вдохновляет на него. Многие даже думают, что длительная уединенная медитация асоциальна или служит примером поведения, связанного скорее с умственно неполноценными людьми, чем с теми, кто стремится достичь необычайного равновесия ума. Уединенность и затворничество у многих ассоциируется со скукой, одиночеством, страхом и депрессией. Неудивительно, что уголовные системы во всем мире, наказывая неисправимых осужденных, помещают их в одиночные камеры. Но почему люди зачастую находят уединение и отсутствие занятости такими гнетущими? Без отвлечений мы оказываемся один на один со своим умом, и, если он серьезно расстроен, мы остаемся без защитного слоя отвлечений, переживая беспощадные симптомы этих умственных нарушений, и сбежать нам некуда.
Люди в наше время почти совсем перестали ценить уединение, но всегда были сторонники простого стиля жизни, в каком можно посвятить себя спокойному созерцанию. Генри Дэвид Торо объяснил, почему он ушел в отшельничество у Уолденско- го пруда: «Я ушел в лес потому, что хотел жить разумно, иметь дело лишь с важнейшими фактами жизни и попробовать чему- то от нее научиться, чтобы не оказалось перед смертью, что я вовсе не жил»'22. Уединенная медитация не служит причиной расстройств ума, но раскрывает их. Скука может возникнуть, особенно если ум склонен к вялости, а беспокойство возникает при возбуждении. Приложив настойчивость, можно выйти далеко за пределы этих нарушений равновесия и обнаружить
|
Цит. по: Торо, Генри Дэвид, «Уолден, или Жизнь в лесу». М.: Наука, 1979, пер. 3. Александровой. — Прим. ред.
благополучие, коренящееся в уравновешенном уме. Но чтобы лицезреть своих внутренних бесов нужна отвага и усердие в медитации — вопреки смятению чувств, которое непременно возникнет в этом обучении.
Подготовка к экспедиции
Когда я провожу семинары по шаматхе, мне нравится считать их «экспедициями», а не «семинарами» или «ретритами». Слово «ретрит»' имеет подтекст не только удаления, но также и поражения, что безусловно не в духе этой медитации. А слово «экспедиция» предполагает приключение, завоевание и исследование. Латинские корни этого слова относятся также к изы- манию себя, дословно «выходу» из некой ситуации, где вы застряли. В медитации шаматхи легко увидеть, насколько глубоко ум увяз в двойной колее вялости и возбуждения. В буддийской традиции говорится, что ум, застрявший в этих привычках, недееспособен, и чтобы вернуть ему пригодность к работе, полезно выйти из привычного круга деятельности, ища просторного чувства уединения и исследуя границы ума.
Этой экспедиции не требуется некая слепая вера, преданность какому-либо вероисповеданию или метафизической системе верований. Более трех последних тысячелетий созерцатели различных культур Азии, приверженные разным верованиям, следовали путем шаматхи до ее высот и описали свои открытия. Никто не заставляет нас принимать эти утверждения на веру лишь из-за их авторитетности, но, если нас вдохновляют ранние свидетельства о пользе этого способа, можно рискнуть вступить на этот путь, чтобы убедиться, можем ли
* От англ. retreat — отступление, отказ, уход. — Прим. ред.
мы достичь тех же результатов, что и наши предшественники созерцатели.
Впереди большое приключение, но также опасности и тупики. Иногда путь ясен, а бывает, что его и не видно вовсе. Но если полагаться на того, кто по своему опыту знает этот путь, можно сберечь время.
Шесть предварительных условий длительного строгого обучения определены во многих индийских и тибетских пособиях по медитации23. Ниже приведены некоторые глубинные обстоятельства и требования, что позволят плодам шаматхи созреть.
1. Поддерживающее окружение
Важно медитировать в защищенном, тихом и пригодном для медитации месте, лучше совместно с еще несколькими единомышленниками. Это должно быть такое место, где еда, одежда и другие потребности легко удовлетворимы. Может показаться, что такое окружение легко найти, но на деле это может быть весьма трудным, особенно если вы хотите посвятить себя медитации не на один месяц.
Я испытал это на себе в 80-х, когда перебрался в небольшую хижину в Индии, чтобы предаться уединенному созерцанию. Внешне все выглядело идеально. Хижина находилась на скальном выступе в горах Северной Индии и была обращена на юг, в покрытую зеленью долину Кангры, а с севера защищена стеной Гималаев.
Жить там было благословением, но мне пришлось иметь дело с тьмой клопов, которые нападали на мой спальник каждую ночь и даже проникали под одежду пить мою кровь в течение дня, когда я медитировал. А поймав их, как буддийский монах, я не мог их убивать. Я еженощно просыпался ближе к двум пополуночи в волдырях, чесавшихся так, будто это укус тысячи комаров. Я собирал этих созданий в металлическую кружку, откуда они не могли сбежать, и утром выбрасывал ночной улов на склон горы. Они возвращались и готовились к новому нападению, следующей же ночью. Так длилось пару месяцев, пока я не обнаружил, что могу не пускать их к себе в спальник, просто поставив ножки деревянного помоста, на котором я спал, в емкости с водой. Хотя я и преуспел в борьбе с нашествием клопов, мне все же приходилось иметь дело с блохами, комарами и крысами, да еще и с неизбежной плесенью, которая появилась вскоре после начала сезона дождей.
После четырех лет медитации, двух в Азии и двух — в Северной Америке, я пришел к выводу, что, если ты не богат и просто не купил спокойного места для медитации в тишине на месяцы или годы, подходящее окружение найти нелегко. И все же, если обитатели современного мира желают пройти далеко по пути шаматхи, такие места необходимо создавать.
2,3* Немногие желания и удовлетворенность
Первое из этих двух требований подразумевает малость желаний того, чем не располагаешь, а второе предлагает довольствоваться тем, что уже есть. Без этих двух качеств ум никогда не укоренится в медитации. Постоянно будут всплывать мысли о том, чего хочется, а нет, и вы забеспокоитесь, что текущие обстоятельства так или иначе не соответствуют вашим желаниям. Это вовсе не означает, что следует подавить желание быть счастливым, Hd есть смысл перенастроить устремление на преображение ума как на средство к истинному благополучию. А чтобы это случилось, необходимо увидеть ограниченность
«полезными», если в итоге они приводят к согласию, удовлетворенности и истинному счастью для себя и других.
Все виды нравственности — общественная, окружающей среды и психофизическая — приводят к жизни, в которой мы сами и остальные можем достигать благополучия. Нравственный образ жизни поддерживает воспитание равновесия ума и благополучие — и наше, и других людей.
6. Отказ от назойливых мыслей
Многие из нас позволяют назойливым мыслям владеть умом. Такие мысли не прекратятся за одну ночь, но, по мере занятий шаматхой — ив ходе их, и между ними, — важно наблюдать деятельность ума и сдерживать его от привычного мышления, которое усугубляет его неуравновешенность. Иначе мы, не способные избавиться от суеты ума, уподобимся коту, что барахтается на поверхности пруда.
Индийский буддийский мудрец Атиша писал о важности этих предпосылок26:
Пока предварительные условия для шаматхи не сошлись вместе, созерцательной устойчивости не обрести, пусть и созерцаете усердно тысячи лет.
В нашем материалистичном обществе даже те, кто тянется к нематериальным ценностям, имеют сильную склонность принимать существующий образ жизни за норму, и затем добавлять медитацию, чтобы его подправить, как лейкопластырь к гноящейся ране. Мое первое переживание медитации в конце 60-х — яркий тому пример. Я пришел к учителю, который
дал мне мантру и рассказал, как на нее медитировать, но эти наставления и не намекали на то, как же управляться со всей остальной жизнью. Да и теперь, десятилетия спустя, медитацию часто преподают почти без указаний на изложенные выше предварительные условия. Медитацию низвели до некой разновидности скорой помощи в устранении симптомов разлаженности жизни со всеми ее тревогами, депрессиями, разочарованиями и эмоциональной зыбью. Уму, подверженному тьме нездравых состояний — притяжений, отторжений и невежества — нужен не просто врач. Нужно длительное восстановление. Вот чему посвящается все это обучение.
Интерлюдия РАДОСТЬ СОПРИЧАСТНОСТИ
Когда вы войдете в длительное созерцательное отшельничество, удалившись от привычного образа жизни с его заботами и тревогами, вероятно, вначале вы почувствуете облегчение. Но после «медового месяца» начинается тяжелый труд воспитания ума. Сам образ жизни в уединении может стать испытанием. Живя в обществе, можно отвлекаться умом от ума же, потерявшись в работе, развлечениях, беседах и уйме прочих занятий. Но в простой незанятой жизни созерцателя вы отрезаны от внешних источников отвлечений, и отклик на это и тела, и ума может быть серьезным.
Мы привязаны к доставляющим удовольствие возбудителям, как к наркотику, и, когда предаемся по много часов в день обучению шаматхе, лишь слегка отвлекаясь в перерывах между занятиями, появляются симптомы «ломки». Ум колеблется между скукой и суетой, а бывает подавлен и полон неверия в свои силы. В таких случаях мы склонны увязать в вымыслах и воспоминаниях, усиливающих мрак и уныние, и потому важно вытаскивать себя из таких эмоциональных воронок, размышляя о вдохновляющих гранях действительности. Один из таких способов — воспитание радости сопричастности.
В медитациях доброжелательности и сострадания мы воспитывали в себе устремление, направленное на других, чтобы они смогли найти счастье и его причины и избавились от страданий и от их причин. Воспитание радости сопричастности уделяет пристальное внимание тому, что уже есть, — радости, успехам и добродетелям себя и других. Сопричастность — со- чувствование с другими, и в этой медитации уделяется внимание не печалям и трудностям, а счастью и победам. Эта медитация — прямое противоядие депрессии, беспокойствам и безысходности, которые могут возникнуть при интенсивной непрерывной медитации или просто в ежедневной жизни.
Медитация радости сопричастности
Займите удобную позу, приосаньтесь. Успокойте тело, не забывая о трех качествах — расслаблении, неподвижности и бдительности. Воскресите в памяти хорошего знакомого, кто пышет благополучием и радостью. Представьте себе его самого, его слова и поступки. Как только соприкоснетесь с радостью этого человека, откройте сердце и порадуйтесь его счастью. Это не сложно, если вы хорошо знакомы.
Теперь вспомните другого человека. Подумайте о том, у кого нечто прекрасное случилось совсем недавно — или в далеком прошлом. Вспомните удовольствие этого человека и разделите его радость.
Желаю вам никогда не разлучаться с великим блаженством,
где нет страдания.
Затем уделите внимание тому, кто вдохновляет своими достоинствами — щедростью, добросердечием и мудростью.
Порадуйтесь этим добродетелям ради этого человека, ради себя и всех тех, кто осчастливлен этими достойными качествами.
Далее посмотрите на свою жизнь. Радость сопричастности собственным добродетелям очень важна, и все же ею часто пренебрегают. Вспомните времена в своей жизни, из которых черпаете вдохновение и сами вы, и, вероятно, другие люди тоже. Подумайте о ситуациях, в которых вы воплощали свои идеалы. Уделите этому внимание и порадуйтесь собственным добродетелям. В этом нет спеси, гордыни или надменности. Воспоминания о людях или обстоятельствах, позволивших вам жить благополучно и пользоваться плодами собственных усилий, могут одновременно вызвать в вас благодарность и радость. Они не позволят вам скатиться в поверхностное самодовольство и высокомерие.
Некоторые искусные средства трудны, но не медитация радости сопричастности. В течение дня, когда вы наблюдаете чьи- то достоинства и удачи или слышите о них, радостно сопереживайте этому. Это поднимет настроение и поможет выбраться из эмоциональных воронок депрессий и самоуничижения.
Стадия 4 ПРИСТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ
Н |
еуклонно обучаясь в уединении, со временем вы добираетесь до четвертой стадии из девяти, которая зовется пристальное внимание. Отныне, благодаря силе окрепшего памятования, выбранный предмет внимания — осязаемые ощущения дыхания в области ноздрей — более не забывается. Вероятно, у вас уже случались проблески этого уровня устойчивости внимания прежде, чем прийти к этой стадии, но теперь это норма. Каждое занятие может длиться час и более, и в течение этого времени внимание невольно и полностью не отвлекается от предмета. Теперь вы свободны от сильного возбуждения. У этого внимания появляется такая сила тяготения, что его не сорвать порывами непроизвольных мыслей и отвлечений чувств.
Говорится, что на этой стадии у вас появляется сила памятования11. В индийской и тибетской традициях Махаяны памятование определяется, как способность ума поддерживать внимание на привычном предмете, не забывая о нем и не отвлекаясь от него. Поскольку памятование предотвращает отклонение внимания от выбранного предмета, оно служит основой однонаправленно сосредоточенного внимания, известного как самадхи28. Асанга определяет памятование как «незабывание привычного предмета, исполняющее действие неотвлечения»29. Его брат Васубандху тоже определял памятование как способность не упускать предмет из ума30.
В последние годы все больше психологов проводят исследования памятования и его действенности в снижении стресса, депрессии и облегчении множества других физических и умственных расстройств. Но их описания памятования значительно отличаются от изложенных выше. Согласно одному психологическому докладу на эту тему, памятование — это «вид неуточняющей, не выносящей суждений, ориентированной на настоящее осознанности, при которой каждая мысль, чувство или ощущение, возникающие в поле внимания, опознаются и принимаются как они есть»31. Авторы этой статьи предлагают двухуровневую модель памятования: первый — самонастройка внимания, при которой оно удерживается на непосредственном переживании, второй — настроенность на любопытство, открытость и приятие.
Психологи понимают памятование, явно основываясь на современной традиции Випассаны буддизма Тхеравады, и это понимание значительно расходится с индо-тибетским толкованием. Современная Випассана считает памятование ежем- гновенной, «не выносящей суждений, голой осознанностью», а индо-тибетская традиция определяет памятование как удержание предмета внимания в уме — состояние, в котором созерцатель не забывает о предмете медитации, не отвлекается от него и не витает32.
Ученый и наставник Бханте Гунаратанаясно излагает точку зрения Випассаны на памятование в своей книге «Памятование, на простом английском». В ней он описывает памятование как неумозрительную осознанность, или «голое внимание», не называющее и не описывающее переживаний. «Памятова- нис, — говорит он, — это осознанность настоящего момента... Оно всегда остается в настоящем. Если вы помните своего школьного учителя, это память. А вот когда осознаёте, что помните своего школьного учителя, — это памятование»33.
Пусть описание Гунаратаны и представляет современное течение традиции Випассаны в целом, оно, как ни странно, противоречит описанию памятования, или, на пали, сати, самого Будды:
Что же такое, монахи, способность сати? Так вот, монахи, благородный последователь, обладающий сати и наделенный совершенным сати и разумом, — тот, кто хранит в памяти, кто помнит, что было сделано и сказано в далеком прошлом34.
В отличие от традиции Випассаны, в которой памятование всегда остается в настоящем, Будда утверждает, что памятование — способность хранить в памяти события далекого прошлого. И в самом деле, хорошо известно, что палийское понятие сати первоначально означало «воспоминание», или «память», а это умозрительная способность, с помощью которой мы вызываем в сознании прошлые события. В дополнение к значению «ретроспективная память» сати также относится и к памяти ожидаемого, предстоящего, что позволяет помнить о действиях, которые нужно произвести в настоящем и будущем, и здесь не обойтись без ума, вовлеченного в умозрительность.
«Милиндапанха» — похоже, наиболее ранняя попытка в буддийской литературе во всей полноте определить, что такое сати. На вопрос, заданный царем Мелиндой* о свойствах
Речь идет о царе Менандере I (пали Мелинда).
сати, монах Нагасена ответил, что сати обладает двумя свойствами — «воспоминание» и «удерживание», «хранение». Далее он поясняет:
Сати, когда возникает, вызывает в уме благотворные и неблаготворные склонности, с изъянами и безупречные, приземленные и утонченные, темные и светлые, и им обратное... Сати, когда возникает, следует за полезными и неполезными склонностями: эти склонности полезные, эти — неполезные; эти помогают, эти — вредят35.
Таким образом, в ранних наиболее авторитетных источниках говорится, что сати различает между благотворными и неблаготворными, полезными и неполезными склонностями, то есть именует и упорядочивает переживания, не воздерживаясь от суждений. Контраст между древними и современными источниками поразителен.
Выдающийся толкователь в традиции Тхеравады Буддагоса писал — с присущей ему скрупулезностью:
Свойство (сати) — не витать, его особенность — не упускать, его проявление — стеречь или впрямую наблюдать предмет; его основание — неукоснительно отслеживать или непосредственно применять памятование к телу и так далее. Его следует считать вехой, ибо он установлен на предмете, или же стражником, ибо стережет врата зренья и так далее36.
Современное описание и медитация памятования, бесспорно, ценны, как в этом убедились тысячи людей на своем опыте. Но факт остается фактом: современное понимание значительно отходит от точки зрения сати самого Будды и учителей в традициях Тхеравады и индийской Махаяны.
Памятование воспитывается в медитации шаматхи и применяется в медитации созерцательного прозрения (пали ей- пассана, санскр. випашъяна). Это ясно описано в глубинном изложении Буддой медитации созерцательного прозрения, а именно — в его беседе о четырех применениях пристального памятования37. В этой матрице медитаций прозрения пристальное памятование уделяется телу, чувствам, состояниям ума и его деятельности и явлениям в целом. В них Будда проводит нас через тщательное выяснение происхождения, присутствия, причинности и растворения каждой из этих областей переживания. Это строгая наука созерцания ума и взаимодействия его с телом и окружающей средой, и потому эта дисциплина подразумевает гораздо больше, чем просто голое внимание, и это совершенно ясно изложено во внушительном толковании этой темы, предложенном Буддагосой38.
Как упоминалось ранее, на четвертой стадии шаматхи вы обретаете силу памятования, и медитация входит в свое русло. Внимание не склонно более к сильному возбуждению, и все же ему свойственны изъяны умеренного возбуждения и сильная вялость.
Когда возникает умеренное возбуждение, вы не теряете предмет внимания из виду целиком, но непроизвольные мысли захватывают центр внимания, а его предмет смещается на окраины. Для сравнения этой разновидности возбуждения с сильным возбуждением вернемся к аналогии с настройкой радио. Сильное возбуждение сравнимо с полной потерей выбранной станции, когда настройки у приемника сбиваются на другую волну или вообще в белый шум. Умеренное возбуждение сравнимо с легким отклонением к другой частоте, и выбранную волну слышно хуже, но не настолько, чтобы вы перестали ее улавливать. Она слышна, но заглушается посторонними шумами.
Достигнув четвертой стадии, вы чувствуете, что чего-то добились. Теперь вы — зрелый обучающийся шаматхе, а не полный новичок. Если нет глубокого полного умозрительного понимания пути шаматхи, в этот момент нетрудно подумать, что вы добрались до вершины. Из-за этого легко возникает склонность почить на лаврах, в чем есть свои опасности.
Медитация:
памятование дыхания и приобретенный знак
Установив тело и дыхание в их естественном состоянии, продолжайте сосредоточивать внимание на непосредственных ощущениях дыхания в отверстиях ноздрей. На этой стадии медитации дыхание значительно успокаивается, а его осязательные ощущения утончаются. Не исключено, что они станут настолько слабыми, что их и не различить. Когда это случится, важно не счесть, что ощущений действительно нет, или произвольно начать дышать сильнее, чтобы вновь уловить эти ощущения. Напротив: наблюдайте пристальнее, пока не заметите тончайшие ощущения дыхания.
Как обсуждалось ранее, в этом и заключается уникальность дыхания как предмета созерцания. В других способах воспитания шаматхи по мере освоенности с медитацией предмет становится все более явным. Но в памятовании дыхания по мере углубления медитации дыхание утончается, что заставляет вас добавлять вниманию яркости. И потому идите навстречу этой трудности, одновременно воспитывая глубокое расслабление, бблыпую устойчивость и ббльшую яркость.
Позвольте дыханию, что представляет легкость и движение стихии воздуха, вести вас все глубже в процессе исцеления, равновесия и смягчения. Непроизвольно возникающие привычные мысленные образы будут наслаиваться на впечатления чувств, в том числе и осязательные. В этой медитации вы подобны химику, отделяющему примеси от чистой породы осязаемых ощущений и дыхания. Когда напластования растворены, ощущение четких физических границ тела постепенно размывается, и вы опускаетесь в более глубокие слои безмятежности.
На таких зрелых стадиях памятования дыхания внимание можно уделить осязаемым ощущениям дыхания по-разному. И все же, чтобы пройти весь путь шаматхи, рано или поздно следует сместить внимание с осязаемых ощущений дыхания на «приобретенный знак» (пали уггаха-нимитта), символ стихии воздуха, возникающий пред внутренним взором по мере того, как вы успешно осваиваетесь с шаматхой. Приобретенные знаки проявляются всем по-разному: как звезда, гроздья драгоценностей и жемчужин, венок цветов, паутина, дымка, цветок лотоса, колесо, солнце или луна. Обилие проявлений приобретенных знаков зависит от умственных склонностей созерцателей. Если вы хотите успешно продвигаться по пути памятования дыхания, которое здесь становится исключительно «памятованием с дыханием», как только такой знак возникает, смещайте внимание на него. Это и станет вам предметом внимания, пока вы двигаетесь по оставшимся стадиям из девяти, ведущим к шаматхе.
Вначале знак будет появляться сбивчиво, и когда он исчезает, возвращайтесь к прежним ощущениям дыхания. Но в конце концов он станет появляться все более устойчиво, и вы далее сосредоточивайте внимание на этом предмете. Освоившись с этой медитацией, удлиняйте занятия настолько, пока вы в состоянии поддерживать внимание относительно свободным от вялости и возбуждения.
Размышления о медитации
Самые высокие стадии шаматхи памятования дыхания, которые приводят к приобретенным знакам, авторитетно описаны в классическом сочинении Буддагосы «Путь очищения»39. Хотя Буддагоса и перечисляет разные осязательные ощущения среди приобретенных знаков, связанных с медитацией памятования дыхания, индо-тибетская традиция Махаяны подчеркивает, что высбты на пути шаматхи можно покорить лишь с помощью внимания, сосредоточенного на предмете самого ума, а не впечатлениях чувств40. Причина заключается в том, что развитие шаматхи предполагает и развитие исключительной яркости внимания. Сосредоточиваясь на предмете любого физического чувства, можно, конечно, добиться устойчивости, но потенциал яркости не раскроется во всей полноте. Для этого необходим предмет в уме. В буддийской традиции часто подчеркивается, что шаматху можно покорить лишь с помощью осознавания ума, а не осознанностью чувств.
Медитация памятования дыхания восходит к учениям Будды, записанным на языке пали и позже истолкованным просвещенными и созерцателями Тхеравады; беседы, приписываемые Будде в традиции Махаяны, также придают особое значение этому способу воспитания равновесия внимания. К примеру, в «Сутре Совершенства мудрости в десяти тысячах стихов» Будда описывает памятование дыхания своему ученику Шарипутре, приводя в пример работу гончара на гончарном круге:
Шарипутра, рассмотри пример гончара и его ученика, вращающего гончарный круг: если он делает длинный виток, он знает, что виток длинный; если он делает короткий виток, он знает, что виток короткий. Шарипутра, так и бодхисаттва, великое существо, осмысленно вдыхает и выдыхает. Если вдох долгий, он знает, что вдох долгий; если выдох долгий, он знает, что выдох долгий. Если вдох короткий, он знает, что вдох короткий; если выдох короткий, он знает, что выдох короткий. Вот так, Шарипутра, бодхисаттва, великое существо, пребывает в самонаблюдении и памятовании, отбросив влечение и разочарование к миру, не овеществляя его; и он живет, наблюдая тело как тело изнутри41.
Этот замечательно насыщенное изречение заслуживает подробного толкования, но сейчас я предложу лишь пару замечаний. Самонаблюдение — это мыслительная способность отслеживать состояние тела и ума. Благодаря этой способности мы отмечаем, когда ум поддался вялости или возбуждению, и как только это выявлено, необходимо сделать все, чтобы преодолеть эти нарушения равновесия. Памятование и самонаблюдение действуют совместно, как это описано выше и в бесчисленном множестве других буддийских сочинений о созерцании. Хотя современная традиция Випассаны и подчеркивает, что в способе памятования нам следует принимать свои изъяны без всяких попыток изменить их42, этот совет отходит от учения Будды и от сочинений светил прошлого. Если вы не уравновешиваете свое внимание, когда оно впадает в вялость или возбуждение, сумбур лишь усиливается, и качество вашего памятования неопределенно долго останется ущербным.
Понятие неовеществления в этом изречении подразумевает, что больше нет цепляний за внешние предметы и события как за истинные источники радостей и печалей. Напротив — мы понимаем, что эти чувства возникают из нашего же ума, и это прозрение исцеляет неуравновешенность ума — влечение
и разочарование, к которым приводят желан
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!