Сredo ренессансного каббализма — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Сredo ренессансного каббализма

2019-12-17 94
Сredo ренессансного каббализма 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Каббала, когда только началась её рецепция в среде европейских гуманистов, понималась в более широком смысле, нежели тот, который она приобрела позднее в ренессансном каббализме и которым мы наделяем её сегодня. В этом смысле, соответствующем формальному значению слова “kabbalah” (традиция), она означала весь фонд религиозной еврейской письменности, накопленный диаспорой со времени разделения иудаизма и христианства. Специфические тексты мистико-магического направления, являющегося Каббалой в узком смысле, составляли только часть этого фонда [Dan 2006, 638–639]. Тем не менее уже вторая волна так называемых “христианских” каббалистов была занята почти исключительно ей одной. Каббала в узком смысле не представляла собой систематически выстроенной доктрины. Но это не мешает выделять в ней наиболее общие положения, характер которых свидетельствует о гетерогенности её идейных истоков. Кроме собственно иудаистских воззрений, к числу последних относились гностические и неоплатонические элементы, радикально чуждые библейским принципам. Пышная крона каббалистических концепций держалась на стволе нескольких фундаментальных трактатов, весьма отдалённых друг от друга в хронологическом плане. Важнейшими среди них и, что особо значимо, влиятельными в ренессансно- 4 гуманистических кругах были “Sefer Yetzirah” (Книга Создания) (II–IV вв.), “Sefer ha-Bahir” (Книга Озарения) (2-ая пол. XII в.), “Sefer ha-Zohar” (Книга Сияния) (XIII в). Чтобы обозреть ключевые воззрения и идеи, развитые в этих и написанных под их влиянием работах, тезисно сформулирую основополагающие принципы Каббалы, которые, если говорить в общем, сохраняли актуальность в её ренессансном ответвлении. Они прольют свет на тот философско-теологический контекст, в котором строилось обоснование уникальных сущности и функций иврита в этом течении эзотерической мысли Запада.

· В силу своей трансцендентности и безличности божество, именуемое En Soph (“То, что бесконечно”, “Единое”), само по себе абсолютно непознаваемо. Из него эманируют десять сефирот – божественные качества, в которых проявляет себя En Soph. Вследствие концептуального плюрализма Каббалы природа сефирот получила неодинаковую трактовку в разных течениях. Они осмыслялись и как самая сущность “Единого”, и как формы исхождения вовне его энергий, и как орудия его деятельности в мире, и даже как строительные блоки, из которых образован мир [Idel 1995, 156].

· В свою очередь сефирот служат источником букв древнееврейского алфавита и чисел, соответствующих этим буквам, поскольку каждая из них имеет своё нумерическое значение. Буквы иврита визуально выражают сущность сефирот и служат основанием следующей фазы эманационного процесса. Вместе с числами они образуют всевозможные сочетания, из которых происходят компоненты универсума, включая человека. Соответственным образом, мироздание и его центр – человек – отражают в себе все предшествующие формы истечения божества, а древнееврейский алфавит, потенциально содержащий в себе вселенную, таит ключи ко всем её тайнам.

· В силу того, что божественная природа необъятна и неопределима, число и формы истекающих из неё миров в принципе бесконечны. При этом всё, что исходит из En Soph, в конце концов возвращается обратно, полностью растворяясь в его глубинах. Каббалистическому мировоззрению, как видим, свойственна пантеистическая тенденция, в согласии с которой природный мир трактуется в монистическом ключе – как “ансамбль” в разной степени овеществлённых и обособленных духовных сущностей. 5

· В пределах этого универсума человеку принадлежит исключительно важная функция. По причине субстанциональной сопричастности всех уровней мироздания и корреспонденций между ними человек не только испытывает на себе флюиды других сфер и аспектов вселенной, но и сам может воздействовать на состояние космоса и божества [Idel 1992, 50]. Так как En Soph пребывает в состоянии непрестанного исхождения, ему и образуемой из него вселенной присущ непрерывный динамизм, сопряжённый с изменениями и внутренней борьбой. Соответственно, назначение человека в мироздании сводится к тому, чтобы посредством теургических практик вносить гармонию и умиротворение в космическую и божественную жизнь.

· Исполнение человеком своей функции в бытии непосредственно связано с употреблением первозданного языка.

Во всех ветвях иудаистской Каббалы коммуникация на иврите мыслится как опытное переживание божественного присутствия. Не случайно, в теософском направлении этого течения получили развитие учение и практика “лингвистической теургии” (М. Айдел). В процессе её совершения адепт воздействует на состояние божества посредством манипуляции буквами и словами священного языка [Там же, 51]. В философско-эзотерических кругах Запада влияние Каббалы начало распространяться в последней трети XV в. Историко-политическим фактором, ускорившим этот процесс, явилось массовое изгнание евреев из Испании в 1492 и Португалии в 1497 гг. и их дальнейшее рассеяние по европейским странам. Наиболее благоприятную почву семена каббалистических концепций нашли для себя в Италии, где в то время происходило интенсивное усвоение неоплатонических, герметических, неопифагорейских доктрин и практик. Мнимая “христианизация” Каббалы в действительности была рецепцией её элементов ренессансным синкретическим сознанием, её включением в свод так называемой “древней теологии”, представление о которой развивали оккультистски-ориентированные интеллектуалы. Соответственно, то, что некритически называют “христианской Каббалой”, представляло собой причудливый гибрид, в котором, помимо идей иудаистской Каббалы и христианства, соединялись элементы крайне модных тогда эзотерических учений. Поэтому данное понятие не вмещает всей реальной сложности ренессансного каббализма. Подразумеваемая им неправомерная редукция явствует из определения 6 “христианской” Каббалы, предложенного Гершомом Шолемом, крупнейшим в XX в. специалистом в области иудейского мистицизма. Согласно Шолему, она являлась продуктом “интерпретации каббалистических текстов, поставленной на службу христианству… или использования каббалистических концепций и методологии с целью укрепления христианской догмы” [Sholem 1998, 17]. Эта в целом неверная, на мой взгляд, дефиниция не лишена доли истины. В самом деле, методы экзегезы и некоторые идеи Каббалы употреблялись с такой целью в ходе христианско-иудаистского противостояния. Так, Пико делла Мирандола (1463–1494), по праву считающийся основоположником ренессансного каббализма, призывал гуманистов побивать врага его же оружием – не в последнюю очередь для того, чтобы обращать их в друзей-единоверцев. В ту эпоху, исполненную эсхатологических ожиданий, многие верили, что обращение евреев в христианство является обязательным условием наступления миллениума – тысячелетнего царства покоя и согласия на Земле. Однако нередко Каббала изучалась и пропагандировалась гуманистами ради неё самой, вне всякой связи с задачами христианской миссии. В частности, эта установка реализована в классическом трактате Иоганна Рейхлина (1455– 1522) “О каббалистическом искусстве” (De arte cabalistica) (1517), где Каббала рассматривается как самоценный “плод божественного откровения, ниспосланный для того, чтобы способствовать созерцанию отдельных Форм и Бога, [ибо] созерцание несёт спасение; Каббала есть принятие этого через посредство символов” [Reuchlin 1983, 63]. Та же ситуация наблюдается в отношении каббалистической методологии, которую использовали – часто вовсе не для миссионерских нужд – ренессансные эзотерики. В основу всех экзегетических методов данного направления были положены формально-технические операции над текстом Пятикнижия: спекуляции вокруг числовых значений букв иврита (gematria) и их графических форм, перестановки букв в акронимах и акростихах (notaricon), подстановка и перестановка букв в словах (temurah) [Copenhaver 1999]. Если учесть, что в иудейско- каббалистической традиции было обычным читать текст, не принимая во внимание диакритические знаки, указывавшие на правильный вариант огласовки слов, можно представить, сколь широким было поле возможных интерпретаций Торы. А если учесть, что в силу своей сугубой формальности эта методология могла с лёгкостью применяться не только к библейскому, но в принципе ко всякому тексту, придётся 7 признать, что в конечном счёте она давала возможность каждому удостовериться в том, в чём хотелось ему быть уверенным, найти подтверждение любой своей интуиции. Итак, очевидно, что “христианская” Каббала являла собой, как минимум, очень странный способ укрепления христианских догматов. Им не пользовался никто, кроме некоторых адептов ренессансного оккультизма, обычно сочетавших каббалистические штудии с приверженностью иным эзотерическим учениям – прежде всего алхимии [Forshaw 2013]. Напротив, те, кто противостоял увлечению Каббалой, отстаивая истину христианской ортодоксии, считали её опасным суеверием, не имеющим ничего общего с христианством. А каббалистическая методология, взятая вне фундирующей её метафизики, казалась им образчиком абсурда или интеллектуального шарлатанства. В число противников этого оккультного течения входили католические иерархи, не раз вносившие сочинения крупнейших ренессансных каббалистов в индексы запрещённых книг, и некоторые выдающиеся гуманисты, как, например, Эразм Роттердамский (1469–1536). Зло, усматриваемое ими в соединении двух доктрин, заключалось в неизбежном переосмыслении самого христианства в духе Каббалы и современного им оккультизма. Их подозрения и инвективы не были беспочвенными. “Христианская” Каббала оборачивалась “каббалистическим христианством”, приверженцы которого были склонны отрицать троичность Бога, существование ада, преуменьшать при помощи аллегорического толкования искупительную миссию Христа, мысля спасение в качестве закономерного этапа космической жизни и вместе с тем универсальной задачи, стоящей перед самим человечеством [Coudert 2011, 167–168]. Являясь, по сути, проектом универсальной религии, “каббалистическое христианство” могло лишь подрывать, а не укреплять положения подлинного христианства, оставляя за ним роль переходной ступени на пути к достижению некоего высшего и окончательного “откровения”.

 

II.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.