Обучение легкоатлетическим упражнениям (бегу, прыжкам и метаниям) — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Обучение легкоатлетическим упражнениям (бегу, прыжкам и метаниям)

2019-12-17 176
Обучение легкоатлетическим упражнениям (бегу, прыжкам и метаниям) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задачи, средства и методы обучения.

 

   В процессе обучения технике видов легкой атлетики необходимо решать следующие задачи:

   Общепедагогические задачи направлены на формирование нравственного сознания и поведения, волевых качеств, трудолюбия, самовоспитания, эстетического и эмоционального развития личности.

    Оздоровительные задачи направлены на укрепление здоровья, профилактику травматизма, содействие правильному физическому развитию.

     Прикладные задачи направлены на формирование представлений, знаний, умений и навыков, необходимых для будущей профессиональной деятельности, подготовке к службе в вооруженных формированиях республики Беларусь, а также к семейной жизни.

     Специфические задачи направлены на формирование знаний, умений и навыков управления относительно простыми движениями, необходимыми для овладения основами техники изучаемого легкоатлетического вида, на приобретение студентами вузов умений преподавания видов легкой атлетики

     Учитывая структурную сложность техники легкоатлетических видов, ведущими методами их освоения является разучивание упражнений по частям с последовательным сведением их в целое. По мере роста физических и двигательных возможностей занимающихся может применяться метод целостного повторения упражнения – для совершенствования отдельных элементов, для создания необходимого ритма, соотношения и величины мышечных усилий в целостном двигательном действии.

     Для младших школьников при сравнительно малом понимании ими своих ощущений подходит наглядный метод. Применение этого метода требует от преподавателя умения образцово демонстрировать детали техники и подводящие упражнения. В крайнем случае, можно показать учебный фильм или видеосъемку. Для учащихся старших классов и студентов, в связи со способностью длительно концентрировать свое внимание, предпочтителен метод объяснения. Все рассматриваемые методы обучения тесно связаны друг с другом, но на определенном этапе какой-то из них становится преобладающим.

   Для облегчения обучения сложное упражнение, т.е. целостное действие, разделяют на фазы, выделяя главную фазу в цепочке движений, которой подчиняются все остальные. Главной фазой в ходьбе, беге и прыжках является фаза отталкивания, в метаниях – финальное усилие и выпуск снаряда. С обучения этим основным движениям обычно и начинается овладение техникой легкоатлетических видов. После этого следует переходить к изучению вспомогательных фаз и деталей техники, постепенно усложняя само упражнение и условия выполнения.

     При обучении каждому упражнению в различных видах легкой атлетики внимание занимающихся следует обращать на отдельные стороны движения в определенной последовательности. Вначале овладеть правильным исходным положением, установить, какие части тела участвуют в выполнении движений, уточнить направление движений. После этого следует добиться согласованности в движениях по оптимальной амплитуде и на небольшой скорости. Затем можно постепенно увеличивать быстроту движений и выполнять их с нарастающей силой. Такое последовательное овладение основными сторонами движения позволяет конкретно ставить частные задачи и использовать разнообразные методические приемы при обучении технике легкоатлетических упражнений.

     На занятиях легкой атлетикой учитель или преподаватель организует выполнение упражнений фронтальным методом (все одновременно), групповым (последовательно, группами), индивидуальным (поочередно, друг за другом). С целью начального обучения следует применять фронтальный метод и групповой, индивидуальный метод применяется на этапе совершенствования.

   

ТИПОВАЯ СХЕМА ОБУЧЕНИЯ.

 

       При обучении технике легкоатлетических упражнений можно использовать общие педагогические положения в типовой схеме, состоящей из трех этапов:

        1 Этап. Задача: создать правильное представление о рациональной технике данного легкоатлетического упражнения.

        Средства: 1. Рассказ о технике упражнения, с объяснением основных закономерностей и условий его выполнения. 2. Демонстрация техники (показ или иллюстрация техники с помощью наглядных пособий) в соответствии с правилами соревнований. 3. Опробование элементов или упражнений в целом в облегченных условиях.

        П. Этап. Задача: научить технике основного звена упражнения, его фазам и технике упражнения в целом с учетом индивидуальных особенностей занимающихся.

        Средства: 1. Выполнение специально-подводящих упражнений для овладения основными элементами техники изучаемого вида. 2. Выполнение специально-подготовительных упражнений для развития физических качеств, применительно к конкретному виду легкой атлетики. 3. Ознакомление с особенностями выполнения упражнений каждым занимающимся с целью определения основных недостатков и путей их устранения.

        Ш. Этап. Задача: совершенствование техники избранного вида легкой атлетики.

         Средства. 1. Выполнение изучаемого упражнения в соответствии с правилами соревнований. 2. Выполнение специально-подводящих упражнений для развития качеств и техники движений. 3. Выполнение основного упражнения в затрудненных условиях.

         Этапы обучения тесно взаимосвязаны и определяют лишь направленность тех или иных задач обучения легкоатлетическим упражнениям.

        Овладение легкоатлетическими упражнениями должно начинаться с наиболее доступных видов, таких как ходьба и бег, которые способствуют развитию физических качеств легкоатлета и необходимых навыков, на основе которых можно изучать более сложные виды легкой атлетики.

        Изучение целесообразно начинать с овладения правильной техникой бегового шага на средние и длинные дистанции. Затем следует переходить к изучению бега на короткие дистанции с учетом особенностей бега со старта на вираже, на финише и т.д. Далее можно изучать технику эстафетного бега, бега с препятствиями и барьерами.           

         Обучение технике прыжков можно начинать с прыжка в высоту, который дает возможность лучше овладеть толчком в сочетании со скоростью разбега. Затем приступают к изучению прыжка в длину с разбега с активным отталкиванием. Более технически сложные виды прыжков - тройной прыжок с разбега и прыжок с шестом требуют более высокого уровня подготовки занимающихся. Этим видам обучают тогда, когда пройдены прыжки в длину и высоту.

        При обучении технике метаний необходимо овладеть броском (толчком) снаряда, выполняемым с ускорением от начала разбега к заключительной фазе финального усилия, т.е. с определенным ритмом движения. Обучение технике метаний следует начинать с выполнения бросковых упражнений общего характера с использованием снарядов различного веса. После этого переходить к овладению техникой толкания ядра, метания мяча, гранаты, копья, молота, диска.

 

                                  

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

В целях повышения объективности оценки учебных достижений учащихся предлагаются десятибалльные шкалы оценки знаний, умений и навыков.

Требования к двигательным умениям и навыкам.

 

БАЛЛ ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНОК
0 Отсутствие результатов учебной деятельности
  Первый уровень (низкий)
1 Выполнение упражнения отдаленно напоминает оригинал, показанный учителем или его помощником.
2 Упражнение выполнено с оказанием помощи, по частям, под контролем сознания, напряженно, скованно, замедленно, с грубыми нарушениями амплитуды и темпа. Допущены лишние действия, задержки между структурными частями упражнения.
  Второй уровень (удовлетворительный)
3 Упражнение выполнено с оказанием помощи, под контролем сознания, напряженно и скованно, со значительными нарушениями амплитуды и темпа. Допущены задержки между структурными частями упражнения.
4 Упражнение выполнено с оказанием помощи по образцу, под контролем сознания, замедленно, с незначительными нарушениями амплитуды и темпа. Допущены задержки между структурными частями упражнения.

Третий уровень (средний)

5 Упражнение выполнено с оказанием помощи, без контроля сознания, с незначительным напряжением и заметными отклонениями от образца.
6 Упражнение выполнено с незначительным оказанием помощи, автоматизировано, ненапряженно, с мелкими отклонениями от образца.    
  Четвертый уровень (достаточный)
7 Упражнение выполнено с незначительным оказанием помощи, автоматизировано, ненапряженно, с мелкими отклонениями от образца.
8 Упражнение выполнено самостоятельно, автоматизированно, в соответствии с оригиналом, с мелкими отклонениями от образца.
                                         Пятый уровень (высокий)
9 Упражнение выполнено в частично измененной ситуации (изменено И.п., использованы дополнительные условия и т.п.) самостоятельно, без контроля сознания, в соответствии с оригиналом, показанным учителем. Учебный норматив выполнен не менее чем на 7 баллов.
10 Упражнение выполняется самостоятельно и свободно в любой измененной ситуации по выбору ученика, без контроля сознания, в соответствии с оригиналом. Учебный норматив выполнен не менее чем на 8 баллов.
   

 

                                                                                                     

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Требования к знаниям.

 

БАЛЛ ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ
0 Отсутствие результатов учебной деятельности.
  Первый уровень (низкий)
1 Узнавание отдельных объектов изучения программного материала, предъявленных в готовом виде.
2 Различение объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде.
  Второй уровень (удовлетворительный)
3 Воспроизведение программного учебного материала по памяти (фрагментарный пересказ и перечисление объектов изучения), осуществление действий по образцу.
4 Воспроизведение большей части программного учебного материала по памяти (описание объектов изучения с указанием общих и отличительных внешних признаков без их объяснения)
  Третий уровень (средний)
5 Осознанное воспроизведение значительной части программного учебного материала (описание объектов с указанием общих и существенных отличительных признаков без их объяснения), осуществление умственных действий по известным правилам или образцу.
6 Осознанное воспроизведение в полном объеме программного учебного материала (описание объектов изучения элементами объяснения, раскрывающими структурные связи и отношения), применение знаний в знакомой ситуации по образцу путем выполнения устных заданий.
  Четвертый уровень (достаточный)
7 Владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (описание и объяснение объектов изучения, выявление и обоснование закономерных связей, приведение примеров из практики, выполнение заданий по образцу).
8 Владение и оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение объектов изучения, раскрытие сущности, обоснование и доказательство, подтверждение аргументами и фактами, формулирование выводов).
  Пятый уровень (высокий)
9 Свободное оперирование программным учебным материалом различной степени сложности в незнакомой ситуации, выполнение заданий творческого характера. Высокий уровень самостоятельности и эрудиции.
10 Свободное оперирование программным учебным материалом, с использованием из других учебных курсов и дисциплин, умение осознанно и оперативно трансформировать полученные данные в нестандартных ситуациях. Проявление целеустремленности, ответственности, познавательной активности и творческого отношения к учению.

 

 

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ

по лекции «Легкая атлетика в системе занятий по физическому воспитанию в различных учебных заведениях».

 

  1. Какие документы составляются учителем физической культуры для грамотного планирования учебного процесса в школе?
  2. Расскажите содержание годового плана-графика распределения учебного материала? На какое количество уроков он планируется?
  3. Как правильно составляется план-конспект урока по легкой атлетике?
  4. Какие задачи решаются в подготовительной, основной и заключительной частях урока?
  5. Как организовать секцию по легкой атлетике? Какие виды целесообразно включать в секционные занятия?
  6. Какие организации за пределами учебных заведений занимаются подготовкой спортсменов-легоатлетов?
  7. За какие разделы учебной деятельности может поставить оценку учитель физической культуры в общеобразовательной школе?
  8. Какие применяются формы физического воспитания школьников и студентов, кроме урочной?
  9. Как осуществляется контроль за физической подготовленностью учащихся в общеобразовательных школах? В ПТК и ССУЗах?
  10. Что входит в содержание зачетных требований студентов вузов?
  11. Какие задачи решаются в процессе обучения видам легкой атлетики?
  12. Какие методы применяются для успешного обучения легкоатлетическим упражнениям?
  13. Как выделить основное звено легкоатлетического упражнения?
  14. Из каких этапов состоит процесс обучения легкоатлетическим упражнениям?
  15. Какие средства обучения применяются на различных этапах обучения?

Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.