Тема 2. Физиологические и социальные детерминанты пола. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Тема 2. Физиологические и социальные детерминанты пола.

2019-12-17 186
Тема 2. Физиологические и социальные детерминанты пола. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Знать:

· базовую терминологию социальной сексологии;

· содержание понятия "сексуальная культура", ее структуру, примеры сексуальной культуры разных народов и стран;

· различия между понятием «пол» и «гендер»;

· виды сексуального насилия, последствия насильственных действий и способы их предупреждения.

Методические формы и приемы, используемые в курсе:

Øлекция-беседа;

Øлекция-дискуссия;

Øучебный фильм;

Øсамостоятельная организация и проведение студентами семинарских занятий;

Øделовая игра;

Øнаписание эссе.

Форма отчетности по курсу. Итогом курса является индивидуальный зачет по вопросам для повторения и контроля к курсу (см.Приложение А)

 


II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах)

Курс рассчитан на 28 аудиторных часа, 20 лекционных и 8 семинарских занятий.

 

Вид учебных занятий Количество часов
Всего часов аудиторных занятий 28
Лекции 16
Практические занятия (семинары) 12
Лабораторные занятия -
Всего часов самостоятельной работы 22
Подготовка к лекционным и практическим занятиям 12
Подготовка к экзамену 10
Всего часов по дисциплине 50

 

2.2. Разделы дисциплины и виды занятий

Раздел дисциплины

Количество часов

лекции практич. занятия лаборат. занятия
1. Развитие сексологии как науки и современное положение научной дисциплины 2 - -
2. Физиологические и социальные детерминанты пола 4 2

-

3. Сексуальная культура: понятие, типы культур 4 2
4. Элементы сексуальной культуры и их содержательный анализ. 4 2 -
5. Модели гомосексуального поведения в разных культурах 2 - -
6. Детская и подростковая сексуальность: этапы и проблемы половой и сексуальной социализации - 2 -
7. Сексуальность пожилых и людей с ограниченными возможностями здоровья: мифы и реальность - 2 -
8. Социально-правовые проблемы социальной сексологии (деловая игра) - 2 -
  Итого 16 12 0

Лекционный курс

 

Курс содержит несколько тем, подлежащих рассмотрению и совместному обсуждению со студентами. Наряду с описанием понятий дисциплины, студенты знакомятся с этапами развития сексологии как науки, разработанными и использующимися теоретическими подходами. Вниманию студентов предлагается этнографический материал, позволяющий сформировать представление о многообразии сексуальных культур в истории человеческого общества.

Демонстрация учебно-познавательных фильмов, в которых излагается точка зрения зарубежных аналитиков и сексологов, и последующая дискуссия увиденного позволяет расширить фактологические знания студентов, узнать альтернативные точки зрения, приобрести навыки ведения научной дискуссии.

Тема 1. Развитие сексологии как науки и современное положение научной дисциплины.

Предметная область сексологии. Институционализация науки. Роль социального контроля и цензуры в развитии сексологии. Роль медицины в развитии представлений о сексуальности. Проблемы познания и определения понятие "норма" сексуального поведения.

Сексология в России: общие и специфические особенности развития.

Общенаучные и культурные тенденции пересмотра вопросов сексуальности. Основные подходы к рассмотрению сексуальности.

 

Тема 2. Физиологические и социальные детерминанты пола.

Физиологический пол. Уровни физиологического пола. Гермафродитизм.

Социальный пол, понятие «гендер». Понятия «гендерная роль», «гендерная идентичность». Структурный и культурно-символический уровни пола. Образы фемининности и маскулинности. Транссгендеризм, транссексуализм, трансвестизм.

Гендерное измерение неравенства. Подходы в изучении гендера (гендерно-чувствительный, гендерно-нейтральный, гендерно- стереотипизированный, гендерно-нечувствительный (индивидуальный).

Тема 3. Сексуальная культура: понятие, типы культур.

Понятие сексуальной культуры. Типы сексуальных культур (репрессивная и пермиссивная культура). Этнография о пермиссивных и реприссивных сексуальных культурах. Древняя Греция («апполоновская» культура), Средние века (сублимация сексуальности, аскетичный и антисексуальный характер христианства). Эпоха Возрождения и идеал физической красоты Ренессанса. Буржуазная мораль сексуального самоограничения. Сексуальные культуры Востока.

Семинарские занятия

ОБЩАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ

 

Основная литература:

1. Конкка А. П. Карельское карсикко // Этнокультурные процессы в Карелии. Петрозаводск, 1988.

2. Куликовский Г. И. Иванов день в селе Кузаранда // Олонецкие губернские ведомости, 1888, № 54

3. Комментарий к Уголовому кодексу Российской Федерации. Особенная часть. / Под ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. - М., Издательская группа ИНФРАХМ-Норма, 1996.

4. Кон И.С. Введение в сексологию. М., Изд-во: Инфра-М, 1999.

5. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.

6. Кон И.С. Ребенок и общество: историко-этнографическая перспектива. М., 1988.

7. Лев Старович З. Нетипичный секс. / Пер.с пол. - М.: Сов.спорт, 1995.

8. Лев Старович З. Секс в культурах мирах. Пер. с польск. М., 1991.

9. Лев Старович З. Судебная сексология. Пер. с польск. М., 1991.

10. Логинов К. К. Материалы по сексуальному поведению русских Заонежья // Секс и эротика в русской традиционной культуре. М, 1996

11. Марсиро Ж. История сексуальных ритуалов /Пер. с фр. Г.Сахацкого. М.: Крон-Пресс. 1998.

12. Михельсон М.И. Ходячие и меткие слова. 1896. 2 изд. СПб: Типография Императорской Академии наук.

13. Основы сексологии: Пособие для студ.высш. и сред. пед. учеб. заведений/ Нестеренко А.В., Долженко И.С., Егоров А.Г. и др. – М., 1998.

14. Психоанализ детской сексуальности/Фрейд З., Абрахам К., Юнг К., Джонс Э.; пер. с нем. – СПб., 1997.

15. Пушкарева Н.Л. Сексуальная этика в частной жизни древних русов и московитов // Секс и эротика в русской традиционной культуре. М., 1996.

16. Рыклин, М. Искусство как препятствие. М.: Ad Marginem. 1997.

17. Савватеев Ю. А. Наскальные рисунки Карелии. Петрозаводск, 1983.

18. Сексуальное насилие у подростков. Под ред. Ю.А.Гуркина. СПб., 1991.

19. Сексопатология. Справочник. Под редакцией профессора Г.С. Васильченко. М.: Медицина, 1990

20. Справочник по психиатрии / Под ред. А.А. Снежневского. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 1985. - 416 с.

21. Сексопатология: Справочник / Под ред. Г.С. Васильченко. - М.: Медицина, 1990. - 576 с.: ил.

22. Синельников А Мужское тело: взгляд и желание. Заметки к истории политических психологий тела в России. Гендерные исследования, 1999. № 2.

23. Свядощь А.М. Женская сексопатология. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 1988. - 176 с: ил.

24. Федосова И. А. Избранное. Л., 1981.

25. Фромм Э. Искусство любви. Пер. с англ. Минск, 1990.

26. Фуко М. История сексуальности/ Забота о себе. – М.-Киев. 1998.

27. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. В 3 т. Пер. с нем. М., 1993.

28. Шустиков А. Троичина, Кадниковского уезда.// Живая старина. Вып. 2. СПб., 1892.

29. Эпштейн Е. М. Г. Р. Державин в Карелии. Петрозаводск, 1987

30. Эрос и порнография в русской культуре. Под ред. М.Левитта и А. Топоркова. М.: ЛАДОМИР, 1999

Дополнительная литература:

1. Абрамова З.А. Изображение человека в палеолитическом искусстве Евразии. М.-Л.: Наука. 1966.

2. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. Не для печати. Собр.соч. М., 1997.

3. Баллаева Е. Гендерная экспертиза законодательства РФ: репродуктивные права женщин в России. М.: МЦГИ. 1998.

4. Бараулина Т, Ханжин А. Конструирование мужской сексуальности через презентацию биографического опыта в интервью // Биографический метод в изучении постсоциалистических обществ. Под ред. Воронкова В. и Здравомысловой Е. СПб: ЦНСИ. СС.99-104. 1997.

5. Барт Р. Camera lucida. Пер. с франц., послесловие и комментарии М Рыклина. М.: Ad Marginem, 1997

6. Бежен А. Рационализация и демократизация сексуальности // Социология сексуальности (Антология). Науч. ред. Голод С. СПб ФИС РАН. 1997

7. Восточная культура секса: Дао любви. Л., 1990.

8. Голод С.И. ХХ век и тенденции сексуальных отношений в Росси. СПб, 1996.

9. Дьяченко А.П. Уголовно-правовая охрана граждан в сфере сексуальных отношений. Учебное пособие М.: Академия МВД России, 1995.

10. Ерофеев В.В. Мужчины. Изд. 3. М.: Подкова. 1999.

11. Ионин Л. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М.Логос. 2000.

12. Комментарии к уголовному кодексу РФ. М., 2003.

13. Зеликова Ю. "Женское тело: отчуждение и запрет на удовольствие" // В поисках сексуальности. Под ред. Е.Здравомысловой, А.Темкиной. СПб.: Дмитрий Буланин. 2002.

14. Кон И.С. Вкус запретного плода. Сексология для всех. М., 1998.

15. Кон И. Сексуальная культура в России: клубничка на березке - М.: ОГИ. 1997

16. Кон И.С. Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви. М. 1998.

17. Кон И.С. Интернет и сексуальная культура // Мир INTERNET, 1998, N 12.

18. Лауретис Т. Риторика насилия. Рассмотрение репрезентации и гендера. // Антология гендерных исследования. Сост. Гапова Е. и Усманова А. Мн: Пропилеи. СС. 347-372. 2000

19. Рубин Г. Размышляя о поле: заметки о радикальной теории сексуальных политик // Гендерные исследования. 1999. № 3. СС.5-63

20. Рубин Г. Обмен женщинами. Заметки о "политической экономии" пола // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы. Под ред. Здравомысловой Е. и Темкиной А. СПб: Дмитрий Буланин. СС. 89-139. 2000.

21. Темкина А. Динамика сценариев сексуальности в автобиографиях современных российских женщин: опыт конструктивистского исследования сексуального удовольствия // Гендерные тетради. Под ред. Клецина А. 1999. Вып. 2. CC.20-54.

 

Интернет - ресурсы:

Healthwise at Columbia University - пер. В. Волошина. / Интернет: http://www.rvh.khv.ru/people/sex/zoo.htm

http://sexology.psi.med.ru (персональный сайт И.С.Кона)

http://sexolog.rusmedserv.com. (сайт Ю.А. Прокопенко)

http://1001.vdv.ru. (сайт В.В. Шахиджаняна)

http://gay.ru (Российский национальный сервер геев, лесбиянок, бисексуалов и транссексуалов. Проект центра «Я+Я» и журнала «Квир»)

Иностранная литература:

1. Adler K. and Pointon M. eds. The Body Imaged. The Human Form and Visual Culture since the Renaissance. Cambridge University press. 1993.

2. Berger J. Ways of Seeing. Based on the BBC television series. L.: BBC and Pelican. 1972.

3. Bordo S. Reading the male body. In: Moore, P. L., ed. Building Bodies. New Brunswick: Rutgers University. Press. 1997. РР. 31-73.

4. Bryson N. Vision and Painting: The Logic of the Gaze. New Haven: Yale University Press. 1983.

5. Davis M.D. The Male Nude in Contemporary Photography. Philadelphia: Temple University Press

6. Doty W.G. Baring the flesh: aspects of contemporary male iconography. In: Men's Bodies, Men's Gods. Male Identities in a (Post) Christian Culture. Ed. by Bjorn Krondorfer. N.Y. 1996. Р.269-308.

7. Dutton K.R. The Perfectible Body. The Western Ideal of Male Physical Development. N.Y.: Continuum. 1995.

8. Koritz A. Gendering Bodies / Performing Art, Dance and Literature in Early Twentieth-Century British Culture. Ann-Arbor: Michigan University press. 1995.

9. Krondorfer B., ed. Men's Bodies, Men's Gods. Male Identities in a (Post) Christian Culture. N.Y.: New York University press. 1996

10. Lucie-Smith E. Adam: The Male Figure in Art. London: Rizzoli. 1998

11. Moore P. L., ed. Building Bodies. New Brunswick: Rutgers University Press. 1997

12. Mosse G. L. Nationalism and Sexuality. Middle-Class Sexuality and Sexual Norms in Modern Europe. Madison: Univ. of Wisconsin press. 1985.

13. Mosse G. L. The Image of Man. The Creation of Modern Masculinity. NY: Oxford Univ. Press. 1996.

14. Mulvey L. Visual and Other Pleasures. Bloomington: Indiana University Press, 1989

15. Solomon-Godeau A. Male Trouble: A Crisis in Representation. L.: Thames and Hudson. 1997

16. Stewart A. Art, Desire, and the Body in Ancient Greece. Cambridge University Press. 1997.

17. Walters, M. The Nude Male. A New Perspective. N.Y. and L., Paddington press. 1978.


ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И КОНТРОЛЯ

К КУРСУ «Социальная сексология»

 

1. Предметная область сексологии. Роль социального контроля и цензуры в развитии сексологии как науки.

2. Проблемы познания и определения понятия "норма" сексуального поведения.

3. Сексология в России: общие и специфические особенности развития.

4. Общенаучные и культурные тенденции пересмотра вопросов сексуальности. Основные подходы к рассмотрению сексуальности.

5. Физиологический пол. Уровни физиологического пола. Гермафродитизм: патология или третий пол

6. Социальный пол, понятие «гендер». Гендерная роль, гендерная идентичность. Подходы в изучении гендера (гендерно-чувствительный, гендерно-нейтральный, гендерно-стереотипизированный, гендерно-нечувствительный.

7. Структурный и культурно-символический уровни гендера. Образы фемининности и маскулинности.

8. Гендерное измерение неравенства. Теории гендерного неравенства

9. Понятие сексуальной культуры. Типы сексуальных культур (репрессивная, либеральная, оргиастическая, пермиссивная культура).

10. Особенности сексуальной культуры Древней Греции и Древнего Рима

11. Сексуальная культура Средневековья и Нового времени

12. Сексуальные культуры Востока: общие и специфические характеристики

13. Этнография о пермиссивных и реприссивных сексуальных культурах.

14. Структура сексуальной культуры, краткая характеристика элементов сексуальной культуры.

15. Нормативы и их содержание в разных культурах. Установки общества в отношении гомосексуальности, мастурбации, добрачной, брачной и внебрачной жизни.

16. Понятие "двойной стандарт" (гендерный, социальный, возрастной аспекты).

17. Символы сексуальной культуры: графические и языковые практики осмысления сексуальности.

18. Понятие «телесный канон». Эволюция канонов телесности. Телесные практики как реализация социального статуса.

19. Многообразие сексуальных символов. Мифологические образы. Сексуальность, жизнь, смерть, смех. Элементы смеховой культуры (либертины, народный фольклор, ненормативная лексика).

20. Ритуалы и обряды как элемент сексуальной культуры, многообразие ритуально-обрядовых практик. Функции обрядов и ритуалов.

21. Формы и виды сексуального поведения. Формы партнерского секса и моносекса.

22. Сексуальные расстройства и дисфункции. Понятие и виды парафилий.

23. Понятие «сексуальная ориентация». Виды сексуальных ориентаций. Истинный и ситуативный гомосексуализм. Институциональный и индуктивный гомосексуализм.

24. Подходы, объясняющие причины гомосексуализма.

25. Социально-правовые проблемы сексологии (проституция, насилие и его формы)

 

 

Учебное издание

 

 

СОЦИАЛЬНАЯ СЕКСОЛОГИЯ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К КУРСУ

 

 

для студентов 2 курса специальности «Социология»

 социологического факультета

(очной формы обучения)

 

 

Печатается в авторской редакции

Компьютерная верстка, макет Т.В. Кондратьева

 

 

Подписано в печать 29.03.06. Формат 60х84/16. Бумага офсетная.

Усл.-печ. л. 1,16; уч.-изд. л. 1,25. Гарнитура Times.

Тираж 100 экз. Заказ №

Издательство «Самарский университет», 443011, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

Отпечатано ООО «Универс-групп»

 

Знать:

· базовую терминологию социальной сексологии;

· содержание понятия "сексуальная культура", ее структуру, примеры сексуальной культуры разных народов и стран;

· различия между понятием «пол» и «гендер»;

· виды сексуального насилия, последствия насильственных действий и способы их предупреждения.

Методические формы и приемы, используемые в курсе:

Øлекция-беседа;

Øлекция-дискуссия;

Øучебный фильм;

Øсамостоятельная организация и проведение студентами семинарских занятий;

Øделовая игра;

Øнаписание эссе.

Форма отчетности по курсу. Итогом курса является индивидуальный зачет по вопросам для повторения и контроля к курсу (см.Приложение А)

 


II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах)

Курс рассчитан на 28 аудиторных часа, 20 лекционных и 8 семинарских занятий.

 

Вид учебных занятий Количество часов
Всего часов аудиторных занятий 28
Лекции 16
Практические занятия (семинары) 12
Лабораторные занятия -
Всего часов самостоятельной работы 22
Подготовка к лекционным и практическим занятиям 12
Подготовка к экзамену 10
Всего часов по дисциплине 50

 

2.2. Разделы дисциплины и виды занятий

Раздел дисциплины

Количество часов

лекции практич. занятия лаборат. занятия
1. Развитие сексологии как науки и современное положение научной дисциплины 2 - -
2. Физиологические и социальные детерминанты пола 4 2

-

3. Сексуальная культура: понятие, типы культур 4 2
4. Элементы сексуальной культуры и их содержательный анализ. 4 2 -
5. Модели гомосексуального поведения в разных культурах 2 - -
6. Детская и подростковая сексуальность: этапы и проблемы половой и сексуальной социализации - 2 -
7. Сексуальность пожилых и людей с ограниченными возможностями здоровья: мифы и реальность - 2 -
8. Социально-правовые проблемы социальной сексологии (деловая игра) - 2 -
  Итого 16 12 0

Лекционный курс

 

Курс содержит несколько тем, подлежащих рассмотрению и совместному обсуждению со студентами. Наряду с описанием понятий дисциплины, студенты знакомятся с этапами развития сексологии как науки, разработанными и использующимися теоретическими подходами. Вниманию студентов предлагается этнографический материал, позволяющий сформировать представление о многообразии сексуальных культур в истории человеческого общества.

Демонстрация учебно-познавательных фильмов, в которых излагается точка зрения зарубежных аналитиков и сексологов, и последующая дискуссия увиденного позволяет расширить фактологические знания студентов, узнать альтернативные точки зрения, приобрести навыки ведения научной дискуссии.

Тема 1. Развитие сексологии как науки и современное положение научной дисциплины.

Предметная область сексологии. Институционализация науки. Роль социального контроля и цензуры в развитии сексологии. Роль медицины в развитии представлений о сексуальности. Проблемы познания и определения понятие "норма" сексуального поведения.

Сексология в России: общие и специфические особенности развития.

Общенаучные и культурные тенденции пересмотра вопросов сексуальности. Основные подходы к рассмотрению сексуальности.

 

Тема 2. Физиологические и социальные детерминанты пола.

Физиологический пол. Уровни физиологического пола. Гермафродитизм.

Социальный пол, понятие «гендер». Понятия «гендерная роль», «гендерная идентичность». Структурный и культурно-символический уровни пола. Образы фемининности и маскулинности. Транссгендеризм, транссексуализм, трансвестизм.

Гендерное измерение неравенства. Подходы в изучении гендера (гендерно-чувствительный, гендерно-нейтральный, гендерно- стереотипизированный, гендерно-нечувствительный (индивидуальный).


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.104 с.