Семья как негативный фактор воспитания — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семья как негативный фактор воспитания

2019-12-17 237
Семья как негативный фактор воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………………2

Культура дома и семьи……………………………………………………………3

«Дворовая культура»……………………………………………………………...4

Семья как негативный фактор воспитания……………………………………...5-6

Современные реалии детства (первая классификация)………………………...7-8

Современные реалии детства (вторая классификация)………………………..9-10

Современные реалии в произведениях для детей…………………………….11-12

Особенности образов героев в современной детской литературе……………13

Список литературы………………………………………………………………14

Введение

Современный ребенок рано знакомится с компьютером. Мы радуемся, глядя, как ловко малыш нажимает на кнопки домашней техники. Многим родителям нравится, что дети не балуются, не носятся по улице, а мирно сидят дома за компьютером. В результате, взрослые порой не подозревают, какую информацию черпает их ребенок из компьютера. Они не догадываются, что машина не только становится для ребенка игрушкой или источником знаний, но начинает эмоционально заменять ему родителей, особенно много работающих родителей. Постепенно ребенок проводит за компьютером все больше времени. Существенным новообразованием школьников следует считать современные реалии детства и их последствия: изменившиеся социальные, политические, экономические, культурологические... условия жизни, повлекшие за собой изменения в характеристике современных детей.

Итак, большая информированность, приобщение к технике (в том числе к новым информационным технологиям, вплоть до Интернета), свобода и раскованность.в поведении и образе жизни, независимость от кого бы то ни было, повышенная критичность, свобода выбора и волеизъявления, ориентированность на западноевропейский и американский образ жизни, более раннее взросление, повышенная политизированность одних и равнодушие других, переоценка жизненных ценностей, большая ориентированность на материальные ценности, у некоторых — неприкаянность и одиночество...

Впервые в истории человечества реальностью стало появление молодежной субкультуры, к которой дети приобщаются очень рано. Имеются и негативные тенденции в детской среде: неадекватные социальные нормы и формы поведения, вплоть до девиантного; приобщение к нервно-стимулирующими средствам (табакокурение, алкоголь, наркотики, токсические вещества); безнадзорность и беспризорность, детский суицид...

Разумеется, это осложняет процесс воспитания. И порождает новую проблему современной педагогики — экологию детства и экологию воспитания

Культура дома и семьи

Культура дома и семьи предполагает заботу взрослых о наполнении интерьера и жизнедеятельности семьи культурными ценностями. Библиотека — какая? Что читают дети? У В. Лизинского есть афоризм: «Если в доме не читают Пушкина, то дети вырастают дантесами». А если читают лишь авантюрно-приключенческие, детективные, эротические (а то и порнографические) современные романы-однодневки? Как оформлен интерьер дома: мебель, освещение, ценностные (материально и духовно) вещи и предметы, чистота и порядок (для человека или «показуха») и многое, многое другое. А животные: какие есть и каково к ним отношение взрослых и детей? Это очень важно — общение с животными.

На вопрос о том, с кем любишь общаться, трудный подросток, вздохнув, отвечает: «С морской свинкой — она меня так хорошо слушает и «улыбается»'мне просто так, ни за что и никогда на меня не ругается». Из сочинения о дружбе третьеклассницы Тани Л.: «Мой лучший друг -собака. Зовут ее Веста. И еще собака Рама. Мне с ними весело, хорошо и спокойно».

А игрушки — какие? Развивающие и воспитывающие с позиций ИСТИНЫ, ДОБРА, КРАСОТЫ? Или дикие и кровожадные «герои» детских боевиков, эротизированные "куклы (одна маленькая девочка сказала: «Мне подарили куклу Барби, но я не люблю в нее играть, потому что она не дочка, она — тетя»); или напичканные электроникой малопонятные существа и новомодная техника; или игрушечное оружие, по меткому выражению одного мальчишки, «все равно для кого — хоть для полицейского, хоть для киллера»...

А общение с бытовой техникой — магнитофоном, телевизором, компьютером? Дети (с 1-го по 11-й класс) в разных опросах о любимых, предпочитаемых занятиях называют их в качестве предпочитаемых. Попробуем себе ответить на вопросы: что предпочитают смотреть, слушать, во что играть? На каких сайтах блуждают в Интернете? Как это все соотносится с понятиями «культура», «псевдокультура», «бескультурье»?

А общение со взрослыми: его содержание, насыщенность культурными ценностями или суррогаты замены человеческого общения общением с «видиком», «компиком», «игрушками»... А то и с асоциальной и антисоциальной компанией за пределами дома, семьи.

«Дворовая культура»

Есть еще понятие «дворовая культура», «культура большого (малого) города, поселка. Проблема в том, что у нас стали нормой такие мелочи, как:

· заплеванный шелухой от семечек пол в общественных местах;

· наступив рядом стоящему пассажиру на ногу в общественном транспорте, не извиниться;

· выгулять на газоне собаку и не убрать за ней;

· бросить посреди улицы банку из-под кока-колы, шкурку от банана и прочий мусор;

· говорить в полный голос по мобильному телефону в театре или кино;

· круглосуточно врубать в кафе, расположенном рядом с жилыми кварталами, музыку на полную мощность и так далее.

В поисках культурной ниши от стихийного натиска бескультурья дети (подростки, юношество) не всегда попадают в культуру. Они просто не имеют возможности узнать о настоящей культуре, поэтому нередко находят выход (успокоение, расслабление, блаженство, решение проблем) в химических зависимостях, девиантных группах и даже в суициде. И это все социокультурная среда обитания школьника, которую надо сделать воспитывающей.

Реалия первая

В повседневной жизни авторитет взрослого уже не столь непререкаем, как это было двадцать лет назад. «Старики» выросли в системе правил и традиций, где взрослый обладал неким запасом знаний, сильно превышающим возможности ребенка, и мог диктовать ему свою волю, ссылаясь на собственный опыт и опыт предыдущих поколений. Сегодня десятилетний человек умеет так обходиться с компьютерами, сотовыми телефонами, видеомагнитофонами и прочими «игрушками цивилизации», что взрослый вынужден признать превосходство ребенка и брать у него уроки по освоению насущного культурного багажа (4).

Реалия вторая

Современная индустрия досуга взрослых является эквивалентом «субкультуры детства»: в ней смыслы высоких достижений цивилизации специально адаптированы к интеллектуальным и эстетическим запросам массового потребителя. Граница между «традиционной» взрослостью и детскостью стирается. Дети и взрослые читают одни и те же книги, смотрят одни и те же телешоу. Книги, написанные для детей, попадают в круг чтения взрослых (Льюис Кэрролл, Джоан Роулинг, Линда Стюарт). Книги, адресованные взрослым, с увлечением читают младшие подростки (Джон Толкин).

Реалия третья

В настоящее время происходит смена универсального канала восприятия информации. Представители книжной культуры привыкли работать со словом. Современные дети больше доверяют изображению и звуку. Письменное слово не является для них непререкаемым авторитетом. Любой культурный продукт прошлого, на протяжении некоего (иногда достаточно долгого) времени существовавший в письменном виде, сегодня обретает новое «аудиовизуальное» лицо. Все более популярными становятся переложения известных сюжетов на язык аудиокниг и компьютерных игр.

Реалия четвертая

Мультимедийные технологии позволяют детям быть включенными в процесс глобального потребления информации. Дети, как и взрослые, хотят сами выбирать, на какие культурные эталоны ориентироваться, на каком языке общаться с друзьями и с миром. Плюрастичность становится культурной нормой дружеских, родственных, общественных отношений, умение выстраивать диалог – ключевым запросом современности.

Реалия пятая

Современная книжная продукция для детей строится по масс-медийному стандарту: подчеркнуто неестественные краски, клишированные образы, ориентирующиеся на мультфильмы и комиксы, быстро сменяющие друг друга кадры, мозаичные сюжеты, мгновенные пространственно-временные перемещения. В первую очередь этим требованиям отвечают энциклопедии и фэнтези. Школьные учебники, сделанные под «вчерашнюю» психологию, обманывают ожидания учеников уже в первом классе.

Реалия шестая

Чтение как обучающий процесс требует больших интеллектуальных усилий со стороны ученика. На фоне более легких способов потребления информации оно становится менее значимым и неконкурентоспособным. Если замкнуть этот процесс рамками школьной дисциплины, то он потеряет всякую привлекательность и превратится в нудную процедуру по отработке навыка.

Список литературы

1. Битинас Б.П., Бочарова В.Г. Социальное воспитание учащихся Ростов н/Д, 1993.

2. Бодалев А.А. Социальная среда и развитие школьника как личности и субъекта деятельности. Моделирование воспитательных систем. М., 1995.

3. Боронеев О.А., Смирнов Л.И. Россия и русские. Характер народа и судьбы страны. СПб., 1992.

4. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. М., 2000. Тема 7. Педагогика среды: идеи и реальность.

5. Дети улицы. Растущая трагедия городов (Доклад для независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам)., 1990.

6. Воспитание через среду // Кн. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В А. Карков-ского и др. М., 1999. Ч. I. § 5.

7. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. М., 1999. Кон И.С. Ребенок и общество (историке-этнографическая перспектива). М., 1988.

8. Крылова И.Б. Культурология образования. М., 2000. Крылова Я.Б. Ребенок в пространстве культуры. М., J994. Культурная и мультикультурная среда. № 4 в серии «Новые ценности образования». М., 1996.

9. КураеваЛ.Г. Детство: социокультурная реальность. Саратов, 1997.

10. Мудрик А,В. Роль социального окружения в формировании личности подростка. М., 1979.

13. Писарский П.С., Собин B.C. Учитель и старшеклассник в мире художественной культуры. М., 1997.

14. Подросток: проблемы социальной адаптации. М., 1995.

15. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления / Под ред. Н.Л. Селивановой. М., 2001.

16. Рыбинский Е.М. Детство в России: реальности и проблемы. М., 1996.

17. Семенов В.Д. Педагогика среды. Екатеринбург, 1993.

18. Флэйк-Хобсон К.Е., Робинсон Б. Скин П. Мир входящему. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 1992.

19. Щуркова Н.Е. Этика школьной жизни. М., 2000.

20. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 2000.

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………………2

Культура дома и семьи……………………………………………………………3

«Дворовая культура»……………………………………………………………...4

Семья как негативный фактор воспитания……………………………………...5-6

Современные реалии детства (первая классификация)………………………...7-8

Современные реалии детства (вторая классификация)………………………..9-10

Современные реалии в произведениях для детей…………………………….11-12

Особенности образов героев в современной детской литературе……………13

Список литературы………………………………………………………………14

Введение

Современный ребенок рано знакомится с компьютером. Мы радуемся, глядя, как ловко малыш нажимает на кнопки домашней техники. Многим родителям нравится, что дети не балуются, не носятся по улице, а мирно сидят дома за компьютером. В результате, взрослые порой не подозревают, какую информацию черпает их ребенок из компьютера. Они не догадываются, что машина не только становится для ребенка игрушкой или источником знаний, но начинает эмоционально заменять ему родителей, особенно много работающих родителей. Постепенно ребенок проводит за компьютером все больше времени. Существенным новообразованием школьников следует считать современные реалии детства и их последствия: изменившиеся социальные, политические, экономические, культурологические... условия жизни, повлекшие за собой изменения в характеристике современных детей.

Итак, большая информированность, приобщение к технике (в том числе к новым информационным технологиям, вплоть до Интернета), свобода и раскованность.в поведении и образе жизни, независимость от кого бы то ни было, повышенная критичность, свобода выбора и волеизъявления, ориентированность на западноевропейский и американский образ жизни, более раннее взросление, повышенная политизированность одних и равнодушие других, переоценка жизненных ценностей, большая ориентированность на материальные ценности, у некоторых — неприкаянность и одиночество...

Впервые в истории человечества реальностью стало появление молодежной субкультуры, к которой дети приобщаются очень рано. Имеются и негативные тенденции в детской среде: неадекватные социальные нормы и формы поведения, вплоть до девиантного; приобщение к нервно-стимулирующими средствам (табакокурение, алкоголь, наркотики, токсические вещества); безнадзорность и беспризорность, детский суицид...

Разумеется, это осложняет процесс воспитания. И порождает новую проблему современной педагогики — экологию детства и экологию воспитания

Культура дома и семьи

Культура дома и семьи предполагает заботу взрослых о наполнении интерьера и жизнедеятельности семьи культурными ценностями. Библиотека — какая? Что читают дети? У В. Лизинского есть афоризм: «Если в доме не читают Пушкина, то дети вырастают дантесами». А если читают лишь авантюрно-приключенческие, детективные, эротические (а то и порнографические) современные романы-однодневки? Как оформлен интерьер дома: мебель, освещение, ценностные (материально и духовно) вещи и предметы, чистота и порядок (для человека или «показуха») и многое, многое другое. А животные: какие есть и каково к ним отношение взрослых и детей? Это очень важно — общение с животными.

На вопрос о том, с кем любишь общаться, трудный подросток, вздохнув, отвечает: «С морской свинкой — она меня так хорошо слушает и «улыбается»'мне просто так, ни за что и никогда на меня не ругается». Из сочинения о дружбе третьеклассницы Тани Л.: «Мой лучший друг -собака. Зовут ее Веста. И еще собака Рама. Мне с ними весело, хорошо и спокойно».

А игрушки — какие? Развивающие и воспитывающие с позиций ИСТИНЫ, ДОБРА, КРАСОТЫ? Или дикие и кровожадные «герои» детских боевиков, эротизированные "куклы (одна маленькая девочка сказала: «Мне подарили куклу Барби, но я не люблю в нее играть, потому что она не дочка, она — тетя»); или напичканные электроникой малопонятные существа и новомодная техника; или игрушечное оружие, по меткому выражению одного мальчишки, «все равно для кого — хоть для полицейского, хоть для киллера»...

А общение с бытовой техникой — магнитофоном, телевизором, компьютером? Дети (с 1-го по 11-й класс) в разных опросах о любимых, предпочитаемых занятиях называют их в качестве предпочитаемых. Попробуем себе ответить на вопросы: что предпочитают смотреть, слушать, во что играть? На каких сайтах блуждают в Интернете? Как это все соотносится с понятиями «культура», «псевдокультура», «бескультурье»?

А общение со взрослыми: его содержание, насыщенность культурными ценностями или суррогаты замены человеческого общения общением с «видиком», «компиком», «игрушками»... А то и с асоциальной и антисоциальной компанией за пределами дома, семьи.

«Дворовая культура»

Есть еще понятие «дворовая культура», «культура большого (малого) города, поселка. Проблема в том, что у нас стали нормой такие мелочи, как:

· заплеванный шелухой от семечек пол в общественных местах;

· наступив рядом стоящему пассажиру на ногу в общественном транспорте, не извиниться;

· выгулять на газоне собаку и не убрать за ней;

· бросить посреди улицы банку из-под кока-колы, шкурку от банана и прочий мусор;

· говорить в полный голос по мобильному телефону в театре или кино;

· круглосуточно врубать в кафе, расположенном рядом с жилыми кварталами, музыку на полную мощность и так далее.

В поисках культурной ниши от стихийного натиска бескультурья дети (подростки, юношество) не всегда попадают в культуру. Они просто не имеют возможности узнать о настоящей культуре, поэтому нередко находят выход (успокоение, расслабление, блаженство, решение проблем) в химических зависимостях, девиантных группах и даже в суициде. И это все социокультурная среда обитания школьника, которую надо сделать воспитывающей.

Семья как негативный фактор воспитания

Однако, семья таит в себе и определенные сложности, противоречия и недостатки, подчас становясь негативным фактором развития ребенка. Наиболее распространенное негативные факторы семейного воспитания таковы:

Неадекватное воздействие материального благосостояния семьи: избыток (либо недостаток) вещей, приоритет материального благополучия над реализацией духовных потребностей растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики;

· бездуховность родителей; отсутствие стремления к духовному развитию детей;

· авторитаризм либо либерализм, безнаказанность и всепрощение;

· безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье, противоправный образ жизни;

· отсутствие нормального психологического климата в семье;

· фанатизм в любых его проявлениях (страсть к накопительству денег и вещей, религиозный, политический, музыкальный, спортивный);

· безграмотность в психолого-педагогическом отношении (отсутствие целенаправленности воспитания, беспринципность, противоречивость в применении методов воспитания, физические наказания, причинение детям тяжелых нравственных страданий);

· неумение (а иногда и нежелание) понять и принять ребенка (подростка) таким, каков он есть. Некоторые педагогические явления семейного воспитания подчас выступают как квинтэссенция перечисленных выше причин.

Прочитаем вдумчиво стихотворение девятиклассницы:

Смяли детский рисунок —

раскрашенный ярко листок.

И раздраженно — ах, эти тупые дети!

Объяснили, что нет на земле ярко-синих дорог,

Что таких симпатичных людей не бывает на свете.

Что не может быть выше пятиэтажки цветок.

Звери не улыбаются.

Быть не могут деревья белыми.

Смяли, скомкали, бросили в мусор листок.

Даже не понимая: а что мы плохого сделали.

Не зная, что нет ничего страшней детских слез.

Что самое страшное в этих слезах.

Первая горечь на останках растоптанных грез.

Первая ненависть в чистых, наивных глазах.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.