Использование сюжетно-ролевой игры в экологическом воспитании дошкольников. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Использование сюжетно-ролевой игры в экологическом воспитании дошкольников.

2019-12-17 377
Использование сюжетно-ролевой игры в экологическом воспитании дошкольников. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

    Сюжетная игра - это воспроизведение событий, происходящих в жизни или в литературном произведении. В этих событиях действуют люди или персонажи произведений. Исследованиями педагогов и психологов выявлена структура сюжетно-ролевой игры, включающая такие элементы, как воображаемая ситуация, сюжет, роли, ролевые слова и действия, игровые действия с атрибутами и игрушками… Главное условие игры - наличие у детей знаний о той или другой стороне действительности, о деятельности людей в ней, их конкретно-ситуативном поведении. Эти знания (или знания литературного произведения), служат источником построения сюжета игры, осуществления ролей, ролевых отношений. Можно выделить две формы сюжетно-ролевые игр: игры самостоятельные и игры, организуемые воспитателем, проходящие под его руководством…

    Форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель можно назвать игровой обучающей ситуацией (ИОС).

    ИОС - это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Её характеризуют следующие моменты:

- она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;

- оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для неё специально организуются пространство и предметная среда;

- в содержании игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все её компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.;

- игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет её, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;

- воспитатель руководит всей игрой, следит за развитием сюжета, исполнением ролей детей, ролевыми взаимоотношениями, насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.

    С.Н. Николаева выделяет несколько видов ИОС, с помощью которых успешно решаются различные программные задачи ознакомления детей с природой и их экологического воспитания.

 

Виды игровой обучающей ситуации

         
ИОС с игрушками-аналогами
 
ИОС с литературными персонажами
 
ИОС типа путешествий

 

 


а) игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами

    Аналоги - это такие игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных или растения, игрушечных аналогов множество, они существую в самом различном исполнении (мягкие, резиновые, пластмассовые, заводные и пр.).

    Игрушки-аналоги замечательны тем, что с их помощью у детей начиная с 2-3 лет можно формировать отчетливые представления о специфических особенностях живых существ на основе ряда существенных признаков. Маленьким детям можно показать главные отличия игрушки-предмета от живого животного или растения, если организовать одновременное их восприятие и сопоставление. С помощью таких игрушек легко продемонстрировать; что можно делать с предметом и что можно делать с живым существом, т.е. показать принципиально разные формы деятельности с живыми и неживыми объектами.

    ИОС с игрушками-аналогами могут быть использованы во всех возрастных группах, но и с их изображениями на картинах, наглядных пособиях. Например, в беседе по картинам по картинам при обсуждении особенностей жизни белки в лесу, её приспособленности к передвижению по деревьям, к защите от врагов, к выведению потомства и другим проявлениям может участвовать игрушечная белочка. Экологический смысл сопоставления заключается в том, что игрушка «живет» на полке в игровом уголке (это её «среда обитания»). Она ничего не знает о том, как и где, живут живые белки, что они делают в лесу, каков их образ жизни в разные сезоны. Создается ситуация игры в обучении белочки - дети рассказывают ей, опираясь на картины, то, что уже знают, воспитатель дополняет их высказывания новыми сведениями и тем самым косвенно и незаметно через игру - обучает дошкольников.

    Игрушки-аналоги могут быть включены в любые ИОС, в любую форму экологического воспитания детей: наблюдения, занятия, труд в природе. Их можно взять на экскурсию в ближайшее природное окружение, сочетать с чтением познавательной литературы, просмотром слайдов. Во всех случаях они помогут в формировании у ребят отчетливых реалистических представлений о природе.

 

б) игровые обучающие ситуации с литературными персонажами

    Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Герои полюбившихся сказок, рассказов, мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами подражания. В экологическом воспитании дошкольников с успехом используются различные персонажи на основе литературной биографии - главных событий, характерных ситуаций, ярких особенностей поведения. В ИОС сказочные герои выходят за пределы сюжета произведения, действуют в новых, но аналогичных ситуациях и обязательно продолжают характерную для них линию поведения.

    Для реализации целей экологического воспитания в практике мы используем такие литературные произведения, содержание которых так или иначе связано с природой, а герои имеют кукольное воплощение. В детском литературном репертуаре таких произведений много - это, прежде всего, народные и авторские сказки «Репка», «Курочка Ряба», «Красная Шапочка», «Доктор Айболит» и др. С куклами, изображающих главных героев сказок, можно построить много различных ИОС, которые помогут решить разные программные задачи ознакомления детей с природой выработки у них необходимых навыков.

    Каждая отдельно взятая ИОС решает небольшую дидактическую задачу с помощью литературного персонажа - его вопросов, высказываний, советов, предложений и различных игровых действий. Воспитателю при разработке ИОС следует помнить, что все слова и действия куклы должны соответствовать её литературной биографии: в новой ситуации она должна проявлять себя так же, как и в произведении. Рассмотрим некоторых персонажей сказок, которых можно использовать для построения ИОС.

    Чипполино дети симпатизируют. Он нравится им за смелость, находчивость: его сходство с луковицей помогает им глубже осознать разницу между натуральным овощем и его игрушечным изображением. Главная особенность Чипполино-он много знает об овощах и фруктах, так как живет во фруктово-огородной стране. Он сообщает новые сведения о плодах, дает советы по их выращиванию, уходу за огородными растениями.

    Герой сказки Н. Носов знаменитый Незнайка может приходить к детям и участвовать в самых различных мероприятиях, но во всех случаях он попадает впросак, делает неверные предположения, даёт неправильные советы. Его учат и дети и воспитатель: дети при этом уточняют и закрепляют то, что знают, а взрослый исподволь дает новые знания - исправляя Незнайку, учит детей.

    С образом Айболита у дошкольников связаны представления о добром докторе, который лечит животных и заботится о них. Этот персонаж может быть включен в разнообразные ИОС с детьми любой возрастной группы. Совершая игровые действия врача-специалиста. Айболит выполняет очень важную для экологического воспитания функцию - делает профилактические осмотры животных, растений и даже детей с целью оценки состояния их здоровья.

    Еще одна важная особенность Айболита - давать рекомендации, назначать лечение пациентам, например, осматривая ранней весной комнатные растения, доктор прописывает им «лекарство» от истощения (удобрение), пересадку, подрезку, дополнительный полив и пр., т.е. то, что действительно необходимо сделать с ними весной.

    Таким образом, литературный герой, привнесенный в педагогический процесс, - это не просто симпатичная игрушка, которая развлекает детей, а персонаж с определенным характером и формой выражения, решающий дидактические задачи. Детям он интересен тем, что в совершенно новой ситуации проявляет свои типичные особенности.

    Важным является то обстоятельство, что каждый литературный герой в отдельно взятой игровой обучающей ситуации может выступать в одной из двух функций: выполнять роль знающего, хорошо осведомленного в каком-либо материале героя или наоборот, ничего не знающего наивного простака. В первом случае воспитатель ставит задачу косвенного обучения детей - устами персонажа сообщает новые сведения, учит правилам поведения (например, так как это делает доктор Айболит). Во втором случае воспитатель ставит задачу закрепления материала, уточнения и актуализации имеющихся у детей представлений о природе.

    Ещё одно обстоятельство имеет принципиальное значение. В традиционном занятии воспитатель всегда «над детьми»; он задает вопросы, поучает, рассказывает, объясняет - он взрослый и умнее детей. При использовании персонажа - простачка (например, Незнайки), который проявляет полную неосведомленность в событиях, статус детей меняется: уже «Не воспитатель над ними», а «они стоят над куклой»; учат её, сообщают то, что сами знают. Действует сильная игровая ситуация, и дети не берут в расчет, что за Незнайку говорит воспитатель: они во власти игровой ситуации, а потому уверенно и пространно высказываются, дополняют, объясняют и тем самым упражняются в применении своих знаний, уточняют и закрепляют их. Иначе говоря, использования куклы-персонажа на основе его литературной биографии - это косвенная форма обучения детей, целиком основанная на достаточно сильной игровой мотивации.

 

в) игровые обучающие ситуации типа путешествий

 

    Ещё один тип ИОС имеет значение в реализации игры как метода экологического воспитания детей. Путешествия в данном случае - это собирательное название различного рода игр в посещение выставок, зоопарка, салона природы и пр., в экскурсии, походы, экспедиции, поездки и путешествия. Эти игры объединяет то, что дети, посещая интересные места, в игровой форме получают новые знания о природе, чему способствует обязательная в игре роль руководителя (экскурсовода, начальник экспедиции и пр.), которую исполняет воспитатель. Именно через него дошкольники знакомятся с новыми местами, животными, растениями, получают самые различные сведения об окружающей природе и деятельности человека в ней.

    В каждом конкретном случае сюжет игры продумывается таким образом, что дети, посещая новые места, знакомятся с новыми объектами и явлениями в качестве путешественников, туристов, экскурсантов, посетителей. В рамках ролевого поведения дети слушают пояснения, «фотографируют», рассуждают. Чтобы игра была полноценной и через неё воспитатель смог реализовать поставленные дидактические задачи, он тщательно продумывает свою роль. Игра захватит детей, если воспитатель специальными приемами постоянно поддерживает воображаемую ситуацию того пространства, в котором она протекает (зимнего заснеженного леса, жаркой пустыни, арктических льдов). Это могут быть различные слова и действия: «Уважаемые туристы, наденьте головные уборы, накиньте легкие одежды на себя, чтобы палящее солнце пустыни не сожгло бы вашу кожу, чтобы вы не получили солнечного удара».

    Хорошая игра сложится, если воспитатель продумает и главные, и сопутствующие роли, назначит на них детей, подготовит необходимую атрибутику. Например, в игре «Посещение зоопарка» воспитатель исполняет роль директора зоопарка,  дети - роль посетителей (это шофер автобуса, на котором едут посетители; кассир, который продает билеты в зоопарк,  контролер, который проверяет и отбирает билеты, напоминает о правилах осмотра зверей; буфетчица, которая продает мороженое, конфеты и пр.)

    Атрибутикой в этой игре является руль автобуса, касса, деньги, билеты, мороженое, конфеты, фартук и кокошник буфетчицы.Обучение с использованием игр-путешествий создают определенный эмоциональный настрой у детей,обеспечивает максимальный развивающий эффект.

 5. Введение игровых приёмов в практику обучения и воспитания дошкольников.

    В формировании у детей эмоционального отношения к природе,  мы в своей работе используем разнообразные виды игр. С малышами проводим очень простые по содержанию игры, так или иначе основанные на представлении о природе. Эти игры закрепляют первые крупицы знаний, которые дети получают в наблюдениях. Например, воспитатель наблюдает с детьми осенние деревья, рассматривает листья берёзы, клёна, выделяет и называет характерные признаки  их формы, окраски. Потом проводит игру «Найди дерево» («Раз, два, три, под клён беги»), поднимает вверх руку с листочком этого дерева.

    С детьми постарше, получившим первые знания о лесе, можно водить вокруг берёзки хороводы, приговаривая и припевая народные слова, изображая руками, как она качается («Берёзка зелёненькая, весной весёленькая, среди поля стоит, листочками шумит»).

     В закреплении знаний о природе так же большую роль играет дидактическая игра. Воспитателю необходимо разъяснять правила игры, соблюдение которых делает игру интересной и не сводит её к упражнению. Со старшими дошкольниками мы используем настольно- печатные игры («Зоологическое лото». «С какой ветки детки» и т.д.).                                                

      Разнообразными могут быть словесно-дидактические игры. Они могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание и не требуют специальных условий, оснащений. Их лучше всего проводить со старшими дошкольниками, которые уже имеют достаточно широкий круг представлений о природе, и у которых за словом возникает образ предмета. Эти игры интенсивно развивают мышления, гибкость и динамичность представлений. Умение использовать имеющие знания, сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам: внимание, быстроту, реакцию. Например: «Закончи предложение». Воспитатель говорит начало фразы, а дети должны придумать конец. «Белка осенью запасает корм………», «Весной почки на деревьях набухают и распускаются, потому что………» или «Лимон жёлтый, а огурец……», «Ромашка белая, а василёк…….» и т.д.                                   

     Среди игр экологического содержания мы используем в практике предметные игры, которые предполагают использование игр природных объектов: шишек, камешков, раковин и т.д. Природный материал позволяет организовать ряд игр, способствующих развитию мышления ребёнка. Например, объекты можно классифицировать по разным признакам: цвету, размеру, характеру происхождения, форме. На экскурсиях и прогулках используется игра «Угадай, что в мешочке?» В небольшой мешочек помещаются различные природные предметы. Задача ребёнка - на ощупь определить предмет. Это один из вариантов игр, направленный на сенсорное развитие ребёнка.

Используя дидактические игры экологического содержания в своей работе, мы расширим и обогатим знания детей о родной природе, у детей стали ярко проявляться познавательные интересы, появились вопросы: зачем? почему? где? Мыслительная деятельность стала проявляться активнее, а ответы детей стали более развернутыми.

    Дидактические игры экологического содержания помогают в решении задач в формировании основ экологической культуры дошкольников.

 

 

III. Заключение

    Обобщая вышеизложенный материал, следует отметить, что игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, она обогащает и развивает личность, поэтому она широко используется нами в практике. Игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на её фоне, будут особенно эффективны; игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения.

    Игра доставляет радость ребёнку, поэтому познание природы, общение с неё. происходящее на её фоне, будут особенно эффективны. Игра создаёт оптимальные условия для воспитания и обучения.

Игра, как метод экологического воспитания, это игра специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Игра помогает детям усвоить качество предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе. Формирует у детей мотивацию к познанию, учитывая возрастные особенности детей, создаёт условия эмоционального комфорта, способствует формированию отзывчивости, как одно из необходимых нравственных качеств дошкольников.

            

    Эффективность дидактических игр экологического содержания целиком зависит от создания условий и правильного их использования. Необходимым условием для успешной реализации дидактической игры экологического содержания является наличие игрового материала: комплекты игрушек, куклы, изображающие персонажей известных сказок, разнообразный раздаточный материал, комплекты настольно- печатных игр.

     Дидактические игры экологического содержания целесообразно проводить с небольшой подгруппой детей, использовать их вариативно в зависимости от уровня сформированности экологических представлений и возрастных особенностей дошкольников.

    Эффективность игры зависит от действий и подготовки воспитателя. Он продумывает, организует игру, готовит необходимую атрибутику, насыщает игру действиями, диалогами, через которые и осуществляется дидактическая цель.

    С введением в практику новых игровых приемов и видов деятельности конечный результат стал более высоким и эффективным. Используя дидактические

игры экологического содержания в своей работе, мы расширили и обогатили знания детей о родной природе, у детей стали ярко проявляться познавательные интересы, вопросы: «Зачем? Почему? Где?» Мыслительная деятельность стала проявляться активнее, а ответы детей стали более развернутыми. Проявляется любознательность, сформировался широкий круг представлений о природе. Знания детей стали системны. Они самостоятельно выделяют ряд существенных признаков живого (у животных - движение, питание, у растений -рост). Дошкольники уверенно стали ориентироваться в правилах поведения в природе, применяют их в жизненных ситуациях.

    Таким образом, игра как метод экологического воспитания помогает в решении задач в формировании основ экологической культуры.

 

Литература

    1. «Дошкольная педагогика» февраль 2008. Г.Н. Казаручик «Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников», стр. 19 - 24

 

    2. С.Н. Николаева. Методика экологического воспитания дошкольников. М.: «Академия», 1999.

 

    3. С.Н. Николаева «Юный эколог». Программа и условия её реализации в детском саду.

 

        

4. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет ТЦ Учитель, Воронеж 2002.

 

5. Кондратьева Н.Н. Программа экологического образования детей «Мы», Санкт-Петербург 1996.

 

    6. Николаева С.Н. Программа «Юный Эколог» и условия ее реализации в детском саду, Издательство «Мозаика синтез»

 

    7. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду, Москва 2001.

 

 

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.