Глава 3. Анализ иррационализма Ницше — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Глава 3. Анализ иррационализма Ницше

2019-12-17 180
Глава 3. Анализ иррационализма Ницше 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Иррационали́зм — направление в философии, настаивающее на ограниченности человеческого ума в постижении мира. Иррационализм предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, инстинкт, откровения, вера и т. п.[14].

«Близкой к иррационализму является «философия жизни», которая ставит в центр внимания не отвлеченные понятия – бытие, идея, материя и т.д., а бытие человека в мире – то есть жизнь, единственную реальность для человека» - говорится в учебнике по философии Чумакова А.Н. и Бучило Н.Ф[15]. Иррационалистическими считают такие мировоззренческие построения, которым в значительной мере свойственны указанные особенности. Научное мышление в таких системах заменяется определёнными высшими познавательными функциями, а интуиция приходит на смену мышлению вообще. Иногда иррационализм противостоит господствующим в науке и обществе воззрениям на прогресс. Наиболее часто иррационалистические настроения возникают в те периоды, когда общество переживает социальный, политический или духовный кризис. Они являются своего рода интеллектуальной реакцией на общественный кризис, и, вместе с тем, попыткой преодолеть его. В теоретическом отношении иррационализм свойственен таким мировоззрениям, которые бросают вызов господству логического и рационального мышления. Одним из основоположников «философии жизни» являлся Фридрих Ницше. В частности, им были выдвинуты идеи о возможности человека полностью влиять на свою судьбу, движущих силах человеческого поведения («воля к жизни», «воля к власти» - экспансия своего «Я»), иллюзорности, неактуальности Бога («Бог умер»).

Произведения Ф. Ницше написаны в блестящей афористической литературной форме. В них то излагается «воля к власти» и «сверхчеловек», идеи «вечного возвращения» и «нигилизма». Нигилизму, думаю, нужно уделить в работе особое внимание.

Мировое значение Ницше как мыслителя определяется именно тем, что он первым среди европейских философов указал и поставил " роковые " вопросы нигилизма, выразив их в необычайно яркой поэтической форме. По убеждению Ницше, европейские культура и цивилизация уже стоят на краю бездонной пропасти, в затылок им дышат Небытие и Ничто; казавшийся незыблемым, как скала, фундамент (религиозный, нравственный, социальный, научный) Европы рассыпается в песок. Больной мыслитель объявляет в своих книгах тотальную войну (не на жизнь, а на смерть) вековой неправде. Увы, наивными выглядели попытки Ницше непосредственно повлиять на " большую " политику, изменить словом судьбы Германии и Европы. Он послал несколько своих книг, сопроводив их письмами, германскому императору и Бисмарку (Вильгельм промолчал, канцлер ответил вежливым письмом... и все...). Одинокий мыслитель продолжил свою одинокую войну за изменение мира... на бумаге...

Генезис своего нигилистического учения Ницше усматривал:

1) в «физиологическом вырождении», «испорченности» человечества;

2) в «гибели христианства от его морали»;

3) в «невозможности провести до конца толкование мира»;

4) в «упадке» науки и философии;

5) в «саморазложении», «антинаучности» современного естествознания;

6) в «ничтожестве» («неискренности») политического и экономического «образа мыслей», в «анархизме» и «национализме»;

7) в «абсолютной неоригинальности положения искусства в современном мире». 

Ницше различает нигилизм «активный» («знак повышенной мощи духа») и «пассивный» (падение и регресс мощи духа, буддизм). Пассивный нигилизм, по мнению мыслителя, подталкивает людей к осознанию того, что нет, не существует никакой истины. Активный же нигилизм призывает познавать некую истину как вид воли к власти и как ценность особого ранга (подробнее об этом - ниже).

Суть нигилистического учения Ницше сводится к тому, что все происходящее происходившее и то, что произойдет в мироздании, на Земле, в истории, в человеческом обществе, в индивидуальной уме абсолютно бессмысленно, бесцельно, напрасно[16].

 Уже в первых произведениях Ницше важную роль играет установка философа – «радикальный аристократизм, видящий в великих людях цель истории и связанный с ним дуализм господ и рабов». «Согласно этому мы должны понять, - писал Ницше, - установить как сурово звучащую истину, что рабство принадлежит к сущности культуры»[17].

«Воля к власти» - это не только определенное мировоззрение, названное ницшеанством; это не только в определенном смысле оригинальная идеалистическая гносеология; это и критерий значимости явлений общественной жизни. Именно в этой последней роли она выступает в ницшеанской концепции познания, истории, нравственности, трактовки судеб человечества. «Что хорошо? - Все, что повышает чувство воли, волю к власти, саму власть в человеке. Что дурно? - Все, что происходит из слабости». Мораль подрывает волю к власти, проповедуя любовь к ближнему, следовательно, ее следует отбросить. Воля к власти - основа права сильного. Демократия, «масса», «слишком многие» составляют оппозицию ей. «Право сильного» - основа власти мужчины над женщиной, «женское» принижает волю к власти, а потому всякое стремление к равенству прав полов есть признак упадка. Эти ходы мыслей неоднократно повторяются у Ницше, резюмируясь, в конечном счете, в понятия «переоценки ценностей» и «сверхчеловека»[18]. Ницшеанский образ «сверхчеловека» воплощает его критику мо­рали. Согласно Ницше, мораль играет разлагающую роль, предпо­лагая послушание, терпение, совестливость: все это размягчает и расслабляет волю человека. Образ «сверхчеловека» — это культ «сильной личности», одержимой жаждой власти. По Ницше, все критерии морали носят чисто произвольный характер, а все формы человеческого поведения маскируют «волю к власти». Для Ницше как философа жизни критерием оценки всех явлений духа служит степень автоматической включенности человека в стихийный и целостный поток бытия. Характеризуя жизнь как «спе­цифическую волю к аккумуляции силы», Ницше утверждает: жизнь как таковая «стремится к максимуму чувства власти»[19].

Общим местом работ о Ницше, созданных в течение целого столетия, стали разоблачение, опровержение, уничтожающая критика учения о сверхчеловеке. Суть подобных суждений сводится к тому, что сверхчеловек произвольно объявляется неким средостением между человеком и зверем, регрессивно отбрасывающим человечество к дочеловеческому (звериному, антигуманному) состоянию. Исследователи забывают (не принимают во внимание) то, что у Ницше исключительно много словесной игры, осознанных намерений провоцировать читателя противоположными по смыслу, но одномоментными афоризмами, сознательно вводить его в обман. Ядро смысла ницшевских высказываний тщательно камуфлируется, скрывается, прячется в ворохе мишурных (площадных зачастую) вербальных изысков и словесных уловок.

Вывод.

Фридрих Ницше являлся одним из самых ярких представителей иррационализма в своем времени. Иррационализм предполагает понимание мира по средствам веры, инстинктов, чувств. В данном случае это напрпавление в философии является своеобразной интеллектуальной реакцией на тот самый кризис и попытка преодолеть его.


 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.