Глава 1. Общая характеристика эпохи — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Глава 1. Общая характеристика эпохи

2019-12-17 115
Глава 1. Общая характеристика эпохи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

Актуальность

  Курсовая работа посвящена исследованию воззрений философа на государство и общество. Неординарные, а в ряде случаев шокирующие суждения и оценки Ницше оказали заметное воздействие на его современников. Интерес к ницшеанству вышел за рамки жизни самого Ницше. На основе его государственно-правовых оценок и предположений формировались также и прогрессивные теории с ярко выраженной гуманистической направленностью. На современном переломном этапе развития общества продолжаются поиски новых и нестандартных подходов к государственным и общественным реалиям. В этой связи хочется сказать, что характерная для сегодняшней России переоценка государственно-общественной действительности и поиски путей всестороннего развития личности делают необходимым более углубленное изучение идейного наследия прошлого и, в частности, монографического исследования политических и правовых воззрений Ницше.

 Решаясь написать курсовую работу, посвященную философии Фридриха Ницше я видела необходимость осмыслить и понять его взгляды на государство и общество в целом.

 Для изучения идей данного философа особое значение для меня сыграли его поздние произведения, начиная с философского трактата-поэмы «Так говорил Заратустра» (1883-1885 гг.), а так же сочинения «По ту сторону добра и зла», «Воля к власти» и «К происхождению морали» В них намечается и обосновывается программа «радикальной переоценки всех ценностей», преодоления кризиса европейской культуры, государственности и развиваются идеи «воли к власти», «вечного возвращения» и «сверхчеловека».

Объект

Объектом данного исследования являются философские взгляды Фридриха Ницше.

Предмет

Предметом данной работы является учения мыслителя о государстве и обществе как органического составляющего его философского наследия в целом. Ведь именно как целое, а не в разрозненных, на первый взгляд, фрагментах оно участвует в современных поисках нового типа философствования. 

Цель

Целью данной курсовой работы является изучение грандиозных философских учений Фридриха Вильгельма Ницше, а именно его взглядов в области государства и, несомненно, составляющего его общества - сложных, многоликих, но обладающих единым внутренним смыслом.

Задачи

Благодаря прочтению статьи Ф.А. Крохоткина «Государство и культура: соотношение категорий. Политико-правовая интерпретация взглядов Ф. Ницше», которая посвящена взглядам философа относительно государства, права и политики, а так же изучив труды мыслителя я поставила перед собой следующие задачи:

· Выявить идейные, мировоззренческие истоки учения Ф. Ницше в аспектах общества и государства;

· Проанализировать основные положения ницшевской программы «радикальной переоценки всех ценностей», уделив особое внимание критике мыслителем просветительских идеалов либерализма, демократии, концепций естественного права, общественного договора, народного суверенитета[1].


Вывод:

В конце 19 начала 20 веков Западная Европа находилась в состоянии кризиса – именно такой вывод сделал Фридрих Ницше. И именно он (кризис) влечет за собой появление нигилизма, означающего, что высшие ценности теряют свою ценность. Такая ситуация по мнению мыслителя сложилась «благодаря» религии с её фарисейской моралью, а также различным социалистическим и демократическим теориям, направленным на уравнивание людей. Именно от этого у него проявляется тяготение к сильным человеческим типам, которые могли бы развить его теорию «сверхчеловека» в будущем.


 

Вывод.

В заключении главы нужно сказать, что немецкая философия конца 18 - середины 19 столетия, во-первых, является вершиной мировой философской мысли, поскольку в ней философия показала себя в ее высочайшем, "чистейшем" виде: она, по словам Гегеля: «Средствами движения только мировоззренческих категорий показала нам мир и наше место в этом мире»[13]. Она, во-вторых, дала нам полную и законченную систему решения всех мировоззренческих проблем.

Немецкая философия конца 18 - середины 19 столетия стала высшим уровнем и в то же время завершением развития античной, а отсюда - и собственно европейской философской мысли. Она развязала все проблемы и таким образом, что и как были начаты еще в условиях культуры античности.


 

Вывод.

Фридрих Ницше являлся одним из самых ярких представителей иррационализма в своем времени. Иррационализм предполагает понимание мира по средствам веры, инстинктов, чувств. В данном случае это напрпавление в философии является своеобразной интеллектуальной реакцией на тот самый кризис и попытка преодолеть его.


 

Вывод:

В заключительной главе описываются специфические взгляды мыслителя на государство и общество. Ницше представляет государство в виде холодного чудовища, от которого нужно бежать. Самой приемлемой формой правления мыслитель считает аристократию, крайне против демократии, так как власть и свобода многих порождает тирана, но и настоящие аристократы, по его мнению, уже изжили себя.

 

Заключение.

 Ницше поистине был таким же, как Заратустра в его книге: обличитель старого и провозвестник нового, яростный критик косного прошлого Европы и предтеча Нового Дня – будущего, которого он так жаждал. Все ценности быта, традиций, верований, политического устройства и вправду оказались переоценены философом – именно этим он внёс свой огромный вклад в развитие мировой общественной мысли.

Взгляды Ницше, изложенные им далее в период наивысшего творческого подъема, отличались разрозненностью и противоречивостью. Ницше не создал стройной и логически завершенной политико-правовой теории.

В основу оценки реальной государственной действительности Ницше положил показатели уровня развития культуры, поощрения в человеке естественных инстинктов, а также закрепления господства аристократии. Ницше выделял тираническую, олигархическую, демократическую и аристократическую формы государства. Наибольшей критике он подверг демократию, которая вырастает, по его мнению, из христианского учения о государстве и нравственности и является формой упадка государства.

Государственным идеалом Ницше был аристократический кастовый строй, где, по его мнению, в наибольшей степени могут быть учтены действительные стремления индивидуума (инстинкты). Хотя сам Ницше критиковал идею идеального государства как утопию, его модель будущей государственности также имела все черты утопичности.

В любом случае наследие Ницше – бесценно для всего спектра общественных наук. Пусть он и не всегда давал ответы на поставленные им же вопросы. Но ведь порой так важно именно вовремя поставить нужные вопросы…


 

Список используемой литературы:

1. Гегель Г.В.Ф. Сочинения: в 14т. / Г.В.Ф. Гегель. – М. Ларион, 1929. Т.4. – 512 с.

2. Ницше Ф. Воля к власти/ Ф. Ницше. - М.: Жанна, 1994.-888 с. 

3.  Ницше Ф. по ту сторону добра и зла. Соч.: в 2т/ Ф.Ницше. - М.: Мысль,1990. Т.2.-545 с. 

4. Ницше Ф. Так говорил Заратустра/Ф. Ницше. – М.: Жанна, 1997.-164 с. 

5. Крахоткин Ф.А. Государство и культура: соотношение категорий. Политико-правовая интерпретация взглядов Ф. Ницше/Ф. А. Крахоткин // История государства и права. - М.: Юрист, 2009, № 15. – 17 с.

6. Хайдеггер М. Европейский нигилизм// Хайдеггер М. Время и бытие. М: Республика, 1993. – 34 с.

7. Шестов Л. Добро в учении гр. Толстого и Ф.Ницше // Л. Шестов Избр. соч. М.: Правда, 1993. – 45 с.

8. Алексеев П.В. Философия: учеб. Пособие/ П.В. Алексеев, А.В. Панин – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.-592с.

9. Бучило Н.Ф. Философия: учеб. Пособие./Н,Ф. Бучило, А.Н.Чумаков. - 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.-480 с.

10. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия/А.В. Гулыга. – М.: Лабиринт, 1986. – 356 с.

11. Давыдов Ю.Н. Эстетика нигилизма/ Ю.Н. Давыдов. - М.: Искусство, 1975. – 344 с.

12. Данильян О.Г. Философия: учебник/ О.Г. Данильян В.М.Тараненко,-М.:ЭКСМО, 2006. 512 с.

13. Делёз Ж. Ницше/ Ж. Делёз. - СПб.: АХЮМА, 1997.-754 с. 

14. Ильин В.В. Философия. Учебник. В 2 т. / В.В. Ильин. – Ростов: «Феникс», 2006. – Т.1. - 832 с.

15. Ильин В.В. Философия. Учебник. В 2 т. / В.В. Ильин. – Ростов: «Феникс», 2006. – Т.2. - 784 с.

16. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов/В.А. Канке. Изд. 5-е, перераб. и доп.-М.: Логос.-376 с.

17. Марков Б.В. Человек, государство и Бог в философии Ницше/Б.В. Марков.-СПб.: «Владимир Даль», 2005.-788 с.

18. Спиркин А.Г.: учебник/ А.Г. Спиркин.-2-е изд. -М.: гардарики, 2007. -736 с.

19. Чуешов В.И. Введение в современную философию: учебное пособие/ В.И. Чуешов, З.И. Дунченко, О.И. Чеснокова, 2-е изд, испр.-Мн.: «Театр-системс», 1998.-128 с.

20. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности: Учеб. Пособие для вузов/В.Ф. Шаповалов.-М.: «ФАИР-ПРЕСС», 1998.-576 с.

21. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории/О. Шпенглер. - М.: Мысль, 1993. -665 с. 

22. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. — 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 622 с.

23. Ясперс К. Ницше и христианство/К. Яспер. М.: Медиум, 1994.-366 с.


[1] Крохоткин Ф.А. Государство и искусство. Политико-правовая интерпретация философии Ф. Ницше. М., 2009. С. 89-93.

[2] Ницше Ф. Воля к власти. М., 1994. С. 444

[3] Ницше Ф. К происхождению морали. М., 1999. С. 344.

[4] Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. М., 1993. С. 524-532.

[5] Шпенглер О. – С. 537.

[6] Делёз Ж. Ницше. СПб., 1997. С. 52-55.

[7] Ницше Ф.Так говорил Заратустра. М., 1994. С. 654

[8] Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. М., 1996. С. 165-166.

[9] Гулыга А.В. Классическая немецкая философия. М., 1986. С.233-239.

[10] Виндельбанд В. От Канта до Ницше. М., 1998. С. 288-291.

[11] Алексеев П.В. Философия. М., 2007. С. 342-344.

[12] Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. М., 1998. С. 99-115.

[13] Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М., 1929. -  Т.4. С. 512.

 

[14] Лавриенко В.Н. Философия. М., 2007. С. 347.

[15] Бучило Н.Ф. Философия. М., 2008. С. 480.

[16] Рассел Бертран. История западной философии. Ростов, 2002. С. 765-780.

[17] Ницше Ф. Воля к власти. М., 1994. С. 103.

[18] Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. М., 1998. С. 400-415.

[19] Данильян О.Г. Философия. – М., 2006. С. 221-234

[20] Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Соч. М., 1990. С. 123.

[21] Давыдов Ю.Н. Эстетика Нигилизма. М.,1975. С. 45.

[22] Ницше Ф. воля к власти. М.,1994. С.232.

Введение

Актуальность

  Курсовая работа посвящена исследованию воззрений философа на государство и общество. Неординарные, а в ряде случаев шокирующие суждения и оценки Ницше оказали заметное воздействие на его современников. Интерес к ницшеанству вышел за рамки жизни самого Ницше. На основе его государственно-правовых оценок и предположений формировались также и прогрессивные теории с ярко выраженной гуманистической направленностью. На современном переломном этапе развития общества продолжаются поиски новых и нестандартных подходов к государственным и общественным реалиям. В этой связи хочется сказать, что характерная для сегодняшней России переоценка государственно-общественной действительности и поиски путей всестороннего развития личности делают необходимым более углубленное изучение идейного наследия прошлого и, в частности, монографического исследования политических и правовых воззрений Ницше.

 Решаясь написать курсовую работу, посвященную философии Фридриха Ницше я видела необходимость осмыслить и понять его взгляды на государство и общество в целом.

 Для изучения идей данного философа особое значение для меня сыграли его поздние произведения, начиная с философского трактата-поэмы «Так говорил Заратустра» (1883-1885 гг.), а так же сочинения «По ту сторону добра и зла», «Воля к власти» и «К происхождению морали» В них намечается и обосновывается программа «радикальной переоценки всех ценностей», преодоления кризиса европейской культуры, государственности и развиваются идеи «воли к власти», «вечного возвращения» и «сверхчеловека».

Объект

Объектом данного исследования являются философские взгляды Фридриха Ницше.

Предмет

Предметом данной работы является учения мыслителя о государстве и обществе как органического составляющего его философского наследия в целом. Ведь именно как целое, а не в разрозненных, на первый взгляд, фрагментах оно участвует в современных поисках нового типа философствования. 

Цель

Целью данной курсовой работы является изучение грандиозных философских учений Фридриха Вильгельма Ницше, а именно его взглядов в области государства и, несомненно, составляющего его общества - сложных, многоликих, но обладающих единым внутренним смыслом.

Задачи

Благодаря прочтению статьи Ф.А. Крохоткина «Государство и культура: соотношение категорий. Политико-правовая интерпретация взглядов Ф. Ницше», которая посвящена взглядам философа относительно государства, права и политики, а так же изучив труды мыслителя я поставила перед собой следующие задачи:

· Выявить идейные, мировоззренческие истоки учения Ф. Ницше в аспектах общества и государства;

· Проанализировать основные положения ницшевской программы «радикальной переоценки всех ценностей», уделив особое внимание критике мыслителем просветительских идеалов либерализма, демократии, концепций естественного права, общественного договора, народного суверенитета[1].


Глава 1. Общая характеристика эпохи

Фридрих Ницше (1844—1900)—немецкий философ-иррационалист, представитель философии жизни, филолог. Исследуя состояние культуры своего времени в сочинении «Воля к власти», Ницше сделал вывод, что Европа стоит накануне кризиса. Об этом, с его точки зрения свидетельствует появление нигилизма,означающего, что «высшие ценности теряют свою ценность», что наступил период упадка и разложения подлинных ценностей и возвышения ценностей мнимых[2]. Особую роль, считает философ в создании подобного положения сыграла религия с ее фарисейской моралью; такую же роль он отводит демократическим и социалистическим теориям и учениям, направленным якобы на то, чтобы уравнять всех людей: сильных сделать слабыми, а слабых — сильными[3] – об этом наш герой повествует уже в «К происхождению морали». Отсюда стремление Ницше разделаться как с религиозной моралью, так и с раз личными гуманистическими теориями.

Западноевропейский человек, каждый без исключения, находится в данном случае под влиянием чудовищного оптического обмана. Все требуют чего-то от других. Слова «ты должен», произносятся с полным убеждением, что здесь действительно можно и должно что-то изменить, оформить и привести в порядок. Вера в это и в право на это непоколебима. Здесь повелевают и требуют повиновения. Вот что называется у нас моралью. В этическом начале Запада все сводится к направлению, притязанию на власть, намеренному воздействию на расстоянии. Здесь у Фридриха Ницше мораль выступает на всеобщее и вечное значение. Это принадлежит к необходимым условиям фаустовского бытия. Кто думает, учит, желает иначе, тот грешник и враг. С ним борются без пощады. Человек должен. Государство должно. Общество должно. Эта форма морали для нас самоочевидна; она демонстрирует нам доподлинный и единственный смысл всякой морали. 

Но весь Заратустра – как бы стоящий по ту сторону добра и зла – источает сплошную муку, видя людей такими, какими он хочет их видеть, и полон глубокой страсти положить жизнь ради их изменения.

Воля к власти, обнаруживаемая так же и в сфере этического, страстное желание возвести свою мораль во всеобщую истину, навязать ее человечеству, переиначить, преодолеть всякую иную мораль – все это исконнейшее наше достояние.

Если бы Ницше наблюдал свое время с большей свободой от предрассудков и с меньшей увлеченностью романтической мечтой о созидании в сфере этики, то он заметил бы, что мнимой специфически христианской морали сострадания в его смысле на почве западной Европы вообще не существует – все это говорил Шпенглер в «Закате Европы»[4].

 Ницше призывал к «переоценке ценностей», к уничтожению существовавших моральных норм, считая их безнравственными. Главный принцип философии и этики которому он придавал космический смысл,— учение о «воле к власти». В морали и искусстве Ницше видел не только противоядие нигилизму и декадансу, но и средство их преодоления (при условии, что мораль и искусство получат новое содержание в духе принципа «воли к власти»).

Когда Ницше впервые нанес на бумагу выражение «переоценка всех ценностей», душевное движение столетий, в средоточии которых мы живем, обрело наконец свою формулу. Переоценка всех ценностей – таков сокровейнейший характер всех цивилизаций. Она начинается с того, что перечиканевает все предшествующие культуры, иначе толкует их, иначе ими пользуется. Она уже ничего не порождает, она лишь дает новые интерпретации. В этом заключается негативный аспект всех эпох подобного рода. Они обусловлены исконным творческим актом[5].

Ницше отрицает традиционную мораль как устремление к идеалу и внешнее ограничение поведения, усматривая в ней разрушающее инстинкты и жизнь начало. Отсюда его тяготение к «сильным» человеческим типам, которые могли бы «прорвать горизонт» установленных моральных норм и правил, стать вне обычной морали. Он развивает свою теорию «сверхчеловека», стоящего «по ту сторону добра и зла», в которой сконцентрировались основные задачи его этического учения.

Ницше оказал влияние на современников своей «радикальной» критикой всех ценностей буржуазного общества. Однако это была критика, направленная на укрепление авторитарной власти, сыгравшая роль теоретического обоснования господства «элиты». Не случайно культ сильной личности, «сверхчеловека», отрицание морали, воля к власти и др. идеи философии и этики Ницше впоследствии были восприняты фашистами, объявившими его своим идейным и духовным вождем[6].

В книге «Так говорил Заратустра», явно имитирующей и пародирующей Священное писание, Ницше ошарашивал читателей сентенциями типа: «Разве призываю я вас любить ближнего? Скорее я посоветую бежать от ближних и любить дальних! Братья мои, любить дальнего, а не ближнего призываю я вас! Разрушителем морали называют меня добрые и праведные: мораль притчи моей безнравственна. А именно: если есть враг у вас, не воздавайте ему за зло добром... месть человечнее отсутствия мести»[7]. В «Антихристе» Ницше так эпатировал публику: «Слабые и неудачники должны погибнуть: первое положение нашей любви к человеку. И им должно еще помочь в этом. Что вреднее всякого порока? - Деятельное сострадание ко всем неудачникам и слабым – христианство».

Подобные цитаты можно стократно умножить. Современный читатель, воспринявший духовный и жизненный опыт XX столетия, равнодушно пробегает глазами ницшевские строки. На сверстников мыслителя они производили эффект разорвавшейся бомбы. Тем более удивляет осознанное мужество больного, телесно изможденного философа, гордо поднявшего меч, бросившего вызов (от собственного имени; Заратустра - не литературный персонаж, а всего лишь маска «базельского затворника») моральному миропорядку.

Вывод:

В конце 19 начала 20 веков Западная Европа находилась в состоянии кризиса – именно такой вывод сделал Фридрих Ницше. И именно он (кризис) влечет за собой появление нигилизма, означающего, что высшие ценности теряют свою ценность. Такая ситуация по мнению мыслителя сложилась «благодаря» религии с её фарисейской моралью, а также различным социалистическим и демократическим теориям, направленным на уравнивание людей. Именно от этого у него проявляется тяготение к сильным человеческим типам, которые могли бы развить его теорию «сверхчеловека» в будущем.


 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.