Образы «настоящего» мужчины на страницах мужских журналов — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Образы «настоящего» мужчины на страницах мужских журналов

2019-11-28 193
Образы «настоящего» мужчины на страницах мужских журналов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дискуссии о сущности мужественности сменяются дискуссиями о характере мужских «доспехов», а трак­ таты о воспитании чувств — справочниками по осно­ вам этикета, в том числе и полового.

Сергей Ушакин

Современные российские тендерные исследования как само­стоятельная область социального знания часто отождествляются с «женскими исследованиями». Маскулинность как категория тендер­ного анализа достаточно редко по сравнению с фемининностью яв­ляется предметом специального изучения. Процессы формирования и трансляции моделей мужественности, в том числе и с помощью СМИ, пока еще остаются за пределами внимания исследователей. В то время как их изучение позволило бы более полно осмыслить специфику формирования тендерной культуры молодых людей, на­ходящихся в активной фазе социализации. Наиболее благодатный материал для подобного рода исследований дают журналы, адресо­ванные мужчинам.

«Мужские» издания представляют собой иллюстрированные журналы, материалы которых затрагивают практически все сферы мужской жизни: профессиональная карьера, сексуальные взаимоот­ношения, мода, хобби, путешествия и пр. Эти журналы формируют и презентуют своим читателям образцы мужественности, формы и способы ее представления, систему знаков, посредством которой возможна самопрезентация в качестве «настоящего» мужчины. Ген­дерная направленность журналов находит свое выражение уже в названиях изданий, например, «Андрей». «Первый русский журнал для мужчин», «Товарищ», «Журнал мужских развлечений», «Мед­ведь» и др.

Мужские образы, транслируемые мужскими журналами, хорошо прослежены Ж. В. Черновой, которая проанализировала содержание мужских глянцевых журналов «Медведь», «ХХL», «Мужской клуб» и др. [109]. В России Чернова является практически единственным исследователем, плодотворно работающей в данной сфере. Проведен­ный ею анализ показал следующее. Презентация нормативной модели мужественности в текстах изданий для мужчин включает два основ­ных компонента: 1) идеологический, или ценностный, и 2) этикет и материально-вещная атрибутика.

Идеологический компонент предписаний содержит систему цен­ностей и мировоззренческие установки, которые должен разделять «настоящий» мужчина. В своей основе он имеет концепцию геге-монной маскулинности, которая представляет собой образ, включа­ющий набор идеализированных черт «настоящего мужчины»: хозя­ина, воина, защитника, руководителя, причем образ этот достаточно противоречив. Разумеется, этот образ не является чем-то реально достижимым. Однако, будучи возведен в ранг культурного мифа, он оказывает влияние на сознание и поведение современных мужчин, вынуждая их стремиться соответствовать ему. Поддерживает (от­теняет) этот канон набор образов и качеств, которые составляют другие типы мужественности — «ненастоящие», «неистинные». Их цель — очертить культурно-символические границы «истинной» му­жественности.

Сфера профессиональной занятости является базовой и опре­деляет не только образ гегемонной маскулинности, но и типы ис­ключенной, «ненастоящей», мужественности, к которым относятся:

советский мужчина, который «все еще тянет вахту на нефтяной платформе»;

перекупщик, который «продает собранные американскими ков­боями «кадиллаки»;

наемник, который «умирает в чужом бою»;

партноменклатурщик, ставший финансистом, который «отра­щивает свое пузо в комбанке».

В сфере сексуальных отношений нормативным типом является гетеросексуальный мужчина. Гомосексуалы, бисексуалы и трансве­ститы в материалах мужских изданий маргинализируется и катете­ризируется как «ненастоящие» мужчины.

Мужские журналы, которые позиционируют себя как «русские», открыто пропагандируют принцип мужской исключительности, с выраженной националистической доминантой. Поэтому в качестве еще одного оппонента в этих изданиях позиционируется западный мужчина, в, силу приписываемых ему социальной некомпетентности и чрезмерной зависимости от комфортных условий городской жиз­ни, и он «вымрет, когда отключат горячую воду» [109].

Итак, базовыми идеями современной мужественности, трансли­руемыми мужскими журналами, являются: исключительность, эли­тарность, независимость, влиятельность, сила, высокий социальный и профессиональный статус, гетеросексуальность.

Этикет и материально-вещная атрибутика включают рецепты того, как стать, вернее будет сказать, как выглядеть более сильны­ми, успешными, современными, чтобы соответствовать нормам ис­тинной мужественности. Причем акцент в таких рецептах делается не на традициях, а именно на современность. Подтверждением тому служит увеличение доли журнальных материалов, прямо или опо­средованно посвященных вопросам потребления.

По мнению авторов журнальных материалов, для «настоящего» мужчины умение одеваться, пользоваться «правильными» вещами, выглядеть и вести себя в обществе является фактором, способным оказать значительное влияние на его карьерные перспективы, ха­рактер межличностных отношений, способы представления «успеш­ной маскулинности» [119].

В связи с этим презентация эталонных образцов мужествен­ности на страницах мужских журналов осуществляется с помощью следующих приемов: 1) репертуар образов «мужчины потребляю­щего», 2) перечень вещей и товаров («доспехов»), соответствующих образу «настоящего» мужчины. Первый прием демонстрирования гегемонной мужественности состоит из набора мужских образов.

Ж. Чернова в своей работе приводит их список: «путешественник», «игрок», «гурман», «охотник», «коллекционер» и др.

С помощью второго приема — перечисления элементов потреб­ления и обозначения их как атрибутов мужественности — создается «корпоративный стандарт» мужественности. Корпоративный стан­ дарт (термин, предложен Черновой) — единый перечень вещей-атрибутов маскулинности и предписаний, регламентирующих «пра­вила» их потребления. На страницах мужских изданий происходит не только представление модных новинок сезона (одежды, обуви, аксессуаров и проч.), но и определение их в качестве «оснастки» «настоящего» мужчины. Особенностью рекомендуемого стиля по­требления является ориентация на демонстративность, нарочитую показательность социальной, тендерной привилегированности. Главные черты предметов, определяющих нормативную маскулин­ность, — престижная марка и высокая цена.

К основным компонентам «корпоративного стандарта» геге-монной маскулинности относятся автомобиль, часы, очки, зажигал­ка, ноутбук, причем все только известных и дорогих брендов. Все перечисленные предметы не ограничиваются чистой функциональ­ностью вещи. Они обладают в первую очередь символическим зна­чением, которое призвано «усилить», а вернее, продемонстрировать мужественность их владельцев.

Так, владение автомобилем превращает «настоящего» мужчину в «хозяина пространства», делает его мобильным, реактивным, не­зависимым, является подтверждением не только его материальной состоятельности, но и автономии. Часы представлены как символ организации жизни, упорядоченности деятельности, точности и де­ловой корректности владельца. Обладание парой и более «хоро­ших» (дорогих) часов превращает мужчину в «настоящего хозяина» времени, не только своего, но и чужого. Зажигалка — это эмблема, демонстрирующая статус владельца-мужчины, она маркирует его элитарность, исключительность, принадлежность к особой «насто­ящей породе» мужчин. Функциональное назначение очков уходит в фон, фигурой на нем выступает новая, символическая функция по преображению мужчины, превращению его из ординарного в супер­мужчину: секретного агента, «романтика с большой дороги» и т. д. Ноутбуки представляются как «электронные оруженосцы», верно служащие своим хозяевам — странствующим «войнам», к которым можно отнести бизнесменов, менеджеров, журналистов.

К «мужским доспехам» в текстах журналов также причисляются портсигар, мобильный телефон, авторучка, зонт и пр. Объединение этих вещей в единый «корпоративный стандарт» призвано создать фантом гегемонной маскулинности, однозначно интерпретируемый как олицетворение социального престижа, успеха, могущества, вла­сти, тендерной нормы [109].

• Итак, место иллюстрированных мужских журналов в тендерной социализации заключается в том, что они претендуют на формиро­вание стиля жизни своего читателя. В отличие от специализирован­ных журналов, посвященных одной теме, например компьютерам, автомобилям и пр., эти издания охватывают все сферы жизни со­временного мужчины. Даже беглый взгляд на материалы этих из­даний позволяет увидеть новые тенденции в презентациях муже­ственности. В них мужественность понимается и транслируется не как результат самовоспитания и внутреннего развития, а как демон­страция (самопрезентация) себя окружению с помощью внешних, вещных атрибутов («мужских доспехов»). Читателям предлагаются рецепты присвоения «истинной» мужественности. Смысл этих ре­цептов — стремление подменить бытие (мужчиной) на видимость мужественности.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.