Женщина и женский мир в гендерно-ориентированных журналах — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Женщина и женский мир в гендерно-ориентированных журналах

2019-11-28 147
Женщина и женский мир в гендерно-ориентированных журналах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

И вот тут возникает занятный вопрос: на чем игра­ ют, чем искушают эти самые журналы? Ведь понятно, что женщину они не уважают, в грош не ставятв прямом и переносном смысле. В женских журналах сильнее, чем где-либо еще, женщина утверждается как особый зоологический вид, своего рода колония парази­ тов, которые хоть и способны двигаться сами по себе, но не могут далеко уйти и всякий раз возвращаются к привычной опоре.                                                                                            Екатерина Михайлова

Количество женских журналов в России резко возросло в конце 1980 — начале 1990-х гг. В советский период для женщин издавалось Два журнала — «Крестьянка» и «Работница». Начиная с 1980-х гг. на территории бывшего Союза стали появляться русскоязычные версии западных глянцевых женских журналов. «Глянцевый жур­нал» — буквальный перевод английского словосочетания «§1о5$у ша^агте» — журнал с блестящей обложкой, напечатанный на глян­цевой бумаге. Главная его родовая характеристика — равноправное сосуществование словесного и изобразительного (цветного фото­графического) рядов.

Очень быстро рынок оказался перенасыщен образцами за­падного женского «глянца» (Соsmopolitan, Еlle, Shаре и др.). По­явилось огромное количество российских журналов («ОНА(SНЕ)»,

«Домовой», «Караван историй», «Gаla (Гала)», «Красота и здо­ровье», «Женское здоровье», «Домашний очаг», «Женский клуб», «Лиза» и др.), в том числе и «тонких», «массовых», дешевых (это в первую очередь журналы издательского дома «Бурда», такие как «Лиза», Burdа, Vеrеnа и др.). Велико также число теле- и радиопро­грамм и интернет-ресурсов, посвященных женским проблемам и вы­полняющих аналогичные женским журналам функции.

Стереотипизация женщин в женских журналах многократно усиливается по сравнению с гендерно-нейтральными изданиями. Женщина в них предстает либо как деталь интерьера кухни и дет­ской, либо как сексуальный объект. В сущности, все эти журналы посвящены тому, как научить женщину быть красивой, ухоженной и сексуальной куклой, цель жизни которой — быть забавой для муж­чины и уметь доставить ему удовольствие. «Женскими проблемами» в этих журналах считаются умение накладывать макияж и сделать свое тело красивым, хорошо заниматься сексом и хорошо готовить, снимать психологическое напряжение мужчины, правильно стирать его рубашки и т. д. В качестве культурного дополнения предлагаются астрология, рукоделие, рассказы о жизни артистов. Социальные или моральные проблемы, сообщения о реальной жизни реальных жен­щин отсутствуют. В этих журналах зачастую нет места даже для пе­дагогических советов — то есть не только профессия, но и роль ма­тери (которая может отвлечь внимание женщины от обслуживания мужчины) оказывается вторичной. В этом смысле можно сказать, что большинство «женских» журналов — это сплошной стереотип. Зарубежные «Voguе», «Еllе», «Соsmopolitan» в целом весьма схожи с российскими журналами, хотя там иногда и появляются публикации на социальные темы. Содержание журналов для девочек-подростков типа «Соо1» или «Соо1 girl» характеризуется попсовостью и пропа­гандой «раскрепощенности»; читательниц учат быть сексуально рас­кованными кривляками [32].

Материалы в женских журналах практически не содержат в себе информации, рассчитанной на активное, рефлексивное переосмыс­ление. Они построены на принципах монтажа тем, сюжетов, яркого коллажа визуальных и вербальных картинок, работающих на опреде­ленный стереотип, который заключает в себе пассивность. Читатель­ницам предлагаются уже сформулированные, адаптированные моде­ли поведения и реализации себя. Для достижения «идеала» остается только приложить к себе те или иные клише, методики, рекомендации.

Другая сторона пассивности в том, что содержание журналов представляет собой не средство вовлечения в активное действие, а средство ухода от действительности. Вербальный и визуальный ряды женских журналов (картинки, фотографии, слова, сюжеты, образы) способствуют материализации мечты, внушают иллюзию достижения без каких-либо усилий со стороны читательниц. Дости­гается этот эффект простыми приемами — наличием двух простран­ственных планов. Первый — привычный, обыденный, — бытовая, рутинная действительность, лишенная новизны, а потому вызываю­щая дискомфорт. Другой — внебудничный: морские побережья, яр­кие краски, переживания, скандалы, любовь кумиров и пр. Наличие журнально-идеализированного пространства позволяет погрузиться в иллюзорный мир фантазий.

Оформление журнала, содержащаяся в нем информации и об­разы не столько отражают, сколько транслируют культурные стерео­типы поведения и пространства, в котором женщина может реализовывать себя. Такое пространство включает салоны красоты, доро­гую косметику, модную одежду, модернизированный быт, обретение собственного стиля, достойного и любящего мужчину. Конструируе­мый таким образом женский мир создает иллюзию получения каж­дой читательницей гарантированного пропуска в этот мир и право свободы всех ее действий и желаний, но свободы иллюзорной.

Интеллектуальная информация журналов включает рубрики: видео; книжные и музыкальные обзоры; психологические консуль­тации; публикации на психосексуальные темы; сообщения о тре­нингах. В первой группе рубрик журнал рекомендует специфически женскую литературу, любовные романы российских или зарубежных авторов, сопровождая их краткими аннотациями. Анонсы высоко­художественной и классической литературы на страницах женских романов не имеют четкой периодичности. Есть журналы, в которых рубрики «книги», видео», «музыка» отсутствуют вообще.

Большой интерес представляет психосексуальный блок, он за­нимает не менее 70% женских журналов. Согласно исследованию, в «Соsmopolitan» за октябрь 1996 г. из общего числа статей и за­меток (50): 14 посвящено взаимоотношениям мужчины и женщины, сексу и жизни в браке, 6 — здоровью и красоте, 6 — модным тен­денциям, 5 — деловым качествам женщины, трудностям, связанным с устройством на работу, и разным «хитростям» по их преодолению, о правах женщин, о сексуальных домогательствах на рабочем месте; 5 публикаций освещают модные тенденции, 4 — домашний очаг, ре­цепты, дизайн и т. д. [66].

Тематика психологических консультаций охватывает все воз­можные ситуации, касающиеся взаимоотношений с мужчинами, начиная от чувств первой любви, терзаний ревности, соблазне­ния мужчин, подозрения в неверности до конфликтов, связанных с сексом, разделением ролей в семье, любовных связей на стороне и т. д. Список вопросов, с которыми читательницы якобы обраща­ются в редакцию (общеизвестно, что письма в редакцию пишутся в ней. самой), составленный психологом Е. Михайловой, говорит сам за себя:

1. Может ли женщина сама проявить инициативу и познакомиться с понравившимся мужчиной или нужно ждать, когда он обратит внимание?

2. На какие темы можно (нельзя) говорить при первой встрече; на­ пример, может ли женщина говорить, что у нее — «серьезные на­ мерения» или выспрашивать про его личную жизнь?

3. Что делать, если он говорит, что любит, а жениться не хочет?
Можно ли говорить о себе, своих интересах или лучше спрашивать его?
[68].

За этими вопросами философия жизни, того представления о женщине и ее жизни, в которой она лишена права говорить, а значит, быть естественной, искать и находить. В этой философии нет места идее о том, что женщина, ее тело, душа, разум имеют собственные и разные потребности, а не только те, что приписывают ей стерео­типы, — быть приятной мужчине.

Представление о женщине, которое исходит от глянцевых стра­ниц гендерно-ориентированных журналов, просто пугает. Женщина в них:

зависима — от мужчины, мнений окружающих, моды, чего и кого угодно;

не уверена в себе настолько, что постоянно нуждается в поглажи­ваниях, поддержке, заботе;                                                  

озабочена не своим развитием, а постоянным «ремонтом фасада»;

не способна к элементарному анализу фактов, причем даже фак­тов собственной жизни;                                                                      

живет в страхе совершить ошибку, причем этот страх пронизы­вает ее отношения с мужчиной, которому она вынуждена сдавать экзамен на право находиться рядом;

ревнива, завистлива, склонна к манипуляциям;

• в мужчинах, прежде всего, видит не людей, а некое средство до­стижения своих целей.

В результате представляется образ женщины, у которой нет ни биографии, ни своих желаний, целей, ни возраста, ни самоценности. Некая «надувная игрушка, причем не обязательно из ассортимента секс-шопа, — может быть реквизитом и в гостиной, и на кухне, и в офисе» [68, с. 41].

Такое освещение женщин и «женской темы» в современных СМИ неслучайно. Оно есть прямое отражение системы гендерных отношений современного общества, где женщинам отводится место второстепенной группы, сфера жизни и деятельности которых огра­ничена лишь личными и семейными интересами. Естественно, что нарисованная СМИ картина не только отражает структуру гендерных стереотипов, но и оказывает влияние на социализацию предста­вителей обоих полов, утверждая одних в идее своего превосходства и широких возможностей и ограничивая других.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.